3 смена в школе

Школа работает в три смены. Как это?

Остается лишь посочувствовать детям! Режим работы такой школы просто «стахановский» — с понедельника по субботу включительно.

А ежедневное расписание по сменам выглядит так:

первая смена — с 8 утра до 12 дня,

вторая смена — с 13 дня до 16-30,

третья — с 17-00 до 20-00 часов.

Какая все же нагрузка на предодавательский состав!

Проблема работы школ в двух- и трехсменном режимах — это действительно одна из глобальных проблем России.

Связано это с демографическим взрывом, при котором действующие здания школ не справляются со значительно возросшим потоком детей.

Сейчас в две-три смены в России работают почти 11 тысяч школ. Такие школы есть почти в каждом городе России, кроме города Санкт-Петербург.

Трехсменный режим работы прогнозируют в школах Краснодарского края, Ханты-Мансийском АО, республиках Северная Осетия и Тыва, Калининградской, Тюменской и Иркутской областях.

Прогноз на будущее малоутешительный: от подобного режима школы смогут перейти в более щадящие условия не раньше, чем через 10 лет. В каждой десятой школе нет необходимых благоустройств, многие школы требуют капитального ремонта (каждая пятая), почти 10 тысяч зданий изношены более чем наполовину.

Я иду в первый «Я»: школа в три смены и 24 первых класса

Школа — это не только радость первого звонка, знания и любимые учителя. Во многих учебных заведениях полно проблем. Наш постоянный блогер, HR-менеджер Юлия Рих, рассказывает о проблемах школ в Краснодаре: 24 первых класса, три учебные смены и отсутствие медработников.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

На днях в соцсетях популярного краснодарского ресурса была опубликована информация, что в школе № 104 открыли 1-й «Ш» класс. К 1 сентября там будут работать 24 первых класса. По информации «Туподара», на сегодняшний день в Краснодаре работает 91 школа, при потребности 166.

Мои дети ходили в Краснодаре в детские сады и школы, могу подтвердить, что во многих районах из-за массовой неконтролируемой застройки численность детей в детсадовских группах достигает 45 человек, очередь на место нужно ждать годами. В спальнях стоят даже не двухъярусные кровати, а трёхуровневые комоды. В закрытом виде они похожи не на спальню детского учреждения, а на нагромождение гробиков.

Воспитатели в Краснодаре шумные, крикливые и злые. Об этом неоднократно писали в сети. Жестокое обращение с детьми здесь не является чем-то недопустимым. С одной стороны, их можно понять: 45 детей — это не в сказку попасть, с другой — смотря с чем сравнивать. В простом испанском детском саду воспитатель работает один без нянечки полную смену (не с восьми утра до часу дня) и вынужден, например, адаптировать и учить языку детей из десяти стран. Хотелось бы посочувствовать, да не получается.

Что происходит в школах, куда ровным строем идёт вся эта детсадовская орда? Краснодар же — мечта переселенца: море, солнце, арбузы, парк «Краснодар»! В прошлом году мы все смеялись над открытым 1-м «М» классом в школе № 102, но смешно было только вначале. Мамы с ужасом рассказывали, что в школе внедрили три учебные смены — буквально безостановочное производство знаний. Естественно, публично количество детей нигде не обсуждалось, но давайте посчитаем на пальцах: 20 первых классов по 30 человек — это 600 человек в параллели. Пусть в остальных будет, допустим, 300. До девятого класса включительно там должны учиться 3000 человек, плюс старшие классы. Итого порядка 3200 детей. В школе № 104 с 1-м «М» классом должно быть тогда 3800? 4000?

Сколько для детей в этом здании должно быть туалетов? Наверное, столько же, сколько в крупном бизнес-центре. Например, по десять на этаже. Сколько раковин? Раздевалок? Как должна быть обустроена столовая на такое количество учеников? Как там вообще происходит приготовление еды? Или, например, врачебная помощь?

В Краснодаре буйным цветом расцвела практика присутственных дней. Школьный врач теперь официально трудоустроен и подчиняется местной поликлинике. Он обслуживает кластер из нескольких школ и садов. В маленькой школе Краснодара, например, врач работает три дня в неделю из шести. Все остальные дни кабинет закрыт. Врач прекрасный, отзывчивый и душевный, но у него график. А что делать ребёнку, у которого заболел живот, случился понос, рвота, который сломал ногу, неудачно упал, или его просто мутит, а ему восемь лет, и кабинет врача закрыт? Как это вообще возможно, что в детском учреждении нет медика? Никто не возмущается, потому что сам по себе Краснодар — регион пассивный и запуганный. Здесь власть — казаки, попы, коррупция и чиновники. Неужели родителям не жалко собственных детей?

Неужели скидываться на ремонт важнее, чем поднять вопрос о присутствии врача в школе или «перенаселении»?

В прошлом году, по словам мам, дети которых учились в школе № 102, вторая и третья смены пропускали первый урок и обед, поскольку около получаса ждали, пока предыдущая смена элементарно выгрузится из школы. Представили? Детей тащат к репетиторам, на допзанятия, натаскивают к первому классу так, что они практически знают дроби, чтобы потом в школе они не могли элементарно сходить в туалет, руки помыть или вовремя зайти на урок? А зимой? Сменка, одежда, переодевания — представили? А спортзалы и раздевалки? Сколько в такой школе должно быть спортзалов в принципе? А сколько в реальности?

Прошёл год, и оказалось, что класс «М» — это было только начало. В школе № 104 открыт 1-й «Ш» класс. Никому не стыдно: ни директору школы, ни чиновнику из Минобразования, курирующему этот район, ни министру образования города и края, ни мэру, ни депутату, ни губернатору. Вот где должен быть Роспотребнадзор в своих белых перчатках, вот где в стойке должен стоять какой-нибудь отдел по борьбе с коррупцией, где депутаты должны писать письма, а матери — безостановочно строчить в интернет. Потому что условия, в которые поместили детей с классом «Ш», — это повод для беспокойства и обсуждения, а шкафчики, кондиционеры и ремонт — вопрос сто тридцать седьмой.

А как у вас в городе с перенаселением в школах?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Из-за перегруженности в школах Беларуси практикуется обучение во вторую смену учащихся 3, 4, 6, 7-х классов. Пока одни родители пытаются найти в этом режиме хоть какие-то плюсы, другие — рассказывают, с какими трудностями им пришлось столкнуться.

«Кур’ер» узнал, как случчане относятся ко второй смене в школах и что можно предпринять, если такие условия не устраивают.

Недостатки второй смены

Случчанка Татьяна считает, что вторая смена в школе — наказание и для ребёнка, и для родителя.

«Моя дочь пошла в 6-й класс. И скажу вам, что сентябрь только закончился, а я уже понимаю, что этот учебный год будет настоящим кошмаром. Итак, обо всём по порядку.

Реклама

Занятия в школе начинаются в 14 часов, заканчиваются — в 19.30. Ребёнок приходит домой к 20 часам. Ещё полчаса уходит на то, чтобы переодеться и поужинать. Затем практически сразу садится за выполнение домашнего задания. В основном вечером она делает три письменных предмета. Заканчивает в 22.00−22.30. Устные предметы делает утром самостоятельно. Днём до уроков дочка ходит на дополнительные кружки. Исключить хобби будет неправильно. Во-первых, ей там нравится, а во-вторых, для ребёнка важно всестороннее развитие.

Получается, что вторая половина дня у ребёнка перегружена, что приводит к переутомлению. Я беспокоюсь, что такой режим плохо скажется и на её здоровье, и на успеваемости. Усталость — основная причина, по которой домашнее задание может выполняться некачественно. Но откуда у ребёнка после уроков ещё должны быть силы и желание вновь грызть гранит науки?

Перенести выполнение «домашки» на утро для нас невозможно. Потому что если у ребёнка возникнут затруднения, то помочь ему будет некому — взрослые на работе. А в таком возрасте родительский контроль и помощь всё ещё необходимы.

Ничего плохого во второй смене нет. Но не для шестиклассника, который ходит в кружок, а днём родители на работе. Когда дочь ходила в 3-й класс на вторую смену, я не возражала. И нас всё устраивало. Занятия заканчивались раньше, учебных предметов было меньше, соответственно, и вечером на домашнее задание времени требовалось меньше. Таких трудностей, как сейчас, не было».

Во многих школах продолжают учиться в три смены

Ученик школы № 18 города Актобе по имени С. (по его просьбе имя и фамилия не публикуются. – Ред.), который учится в третью смену, говорит, что занятия в его смену идут с 14 до 18 часов вечера.

– В 8 часов утра занятия начинаются для первой смены, в 11 часов – для второй смены. Мы, старшеклассники, идем в школу к 14 часам дня. В школе много учеников, мест мало. В каждом классе сидят по 30 учеников. Учителя не успевают всех опросить. Иногда не хватает времени на объяснение новой темы, – говорит он.

По словам директора школы № 18 Татти Житигалиевой, учащиеся этой школы учатся в три смены с 2004 года.

– Столько лет прошло, как приезжали из акимата с проверкой. Мы продолжаем писать письма. Наша школа рассчитана на 160 мест. В этом учебном году в нашей школе 595 учащихся, — говорит Азаттыку руководитель школы.

«ПОСТРОИЛИ ТРИ КАБИНЕТА СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ»

Нехватка мест в школах наблюдается не только в Актобе, но и в других регионах Казахстана. Например, Самат (имя изменено), ученик школы № 112 города Шымкента – административного центра Южно-Казахстанской области, уже второй год учится в третью смену. С прошлого года он ходит на занятия в школу к 15 часам, возвращается в 19 часов.

Старое одноэтажное здание средней школы в Шымкенте.

Султанияз Ярметов, директор школы № 112, в которой учится Самат, говорит, что учащиеся школы учатся в три смены третий год.

– Наша школа одноэтажная, рассчитана на 120 мест. Однако в школе учится около 400 детей. Летом этого года совместно с родителями мы построили дополнительно три кабинета. За счет этого мы хоть немного решили проблему с нехваткой мест, — говорит он репортеру Азаттыка.

Султанияз Ярметов досадует по поводу того, что школа слишком тесная и в каждом классе сидит по 30-40 детей.

– В целом наполняемость классов должна составлять 15-20 детей. У нас нет спортзала, столовой. Мы писали и в областное управление образования, и в маслихат. Нам обещали построить новую школу к 2017 году, — говорит директор школы.

«ШКОЛЫ СТРОЯТСЯ»

Репортер Азаттыка связался с местными управлениями образования, чтобы выяснить, каким образом решается проблема с дефицитом мест в этих средних школах.

Сотрудница управления образования города Актобе по имени Самал сообщила, что в настоящее время в городе строится школа на 350 мест и половина учащихся школы № 18 будет переведена туда осенью 2015 года.

Дети идут в школу вместе с родителями. Алматинская область, 1 сентября 2014 года. Иллюстративное фото.

В управлении образования города Шымкента Азаттыку сказали, что проблема с нехваткой школ в городе решается. «В этом году в эксплуатацию были сданы три школы. В ближайшее время будут построены новые школы, чтобы учащиеся школ, которые учатся в три смены, могли переехать в новые здания», — ответили в управлении.

Министр образования и науки Аслан Саринжипов в ходе августовского совещания в этом году заявил, что в Казахстане не хватает 70 тысяч ученических мест. 103 школы учатся в три смены, кроме этого 176 школ находятся в аварийном состоянии. Для решения этих проблем в этом году из бюджета будет выделен 141 миллиард тенге, говорил он. По словам министра, для решения проблем с трехсменным обучением и аварийных школ разработан пятилетний план.

По данным министерства образования и науки, в этом учебном году в эксплуатацию сданы 73 новые школы, в ближайшие три года запланировано строительство 258 школ.

Министерство образования и науки Казахстана сообщает, что в дневных общеобразовательных школах в 2014-2015 учебном году обучается 2 миллиона 498 тысяч 819 учащихся, в том числе 277 тысяч 575 первоклассников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *