Ах ты Петя простота сплоховал немножко

Ответственность за рост числа заболевших власть пытается спихнуть на самих граждан

Личное участие президента России Владимира Путина в решении многих вопросов объясняется сложным механизмом управления в России, заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. По его словам, в России «целый набор вопросов» не может решаться без участия президента.

В частности, личного внимания Путина требуют вопросы взаимоотношений федерального центра, различных ведомств, межбюджетных отношений, так как их «очень сложно» решать без участия главы государства.

Из последнего. Дмитрий Песков заявил, что ситуация с лесными пожарами является острой темой и нуждается в прямом участии Владимира Путина. «Все эти темы без участия главы государства очень сложно решать», — подчеркнул представитель Кремля, отметив, что участие президента необходимо для ускорения процесса.

Интересно, а решение вопросов борьбы с коронавирусом входит в этот «набор вопросов»? Почему-то мы все больше видим отстранение президента, в то время, как на первый план выходят такие люди, как московский мэр Сергей Собянин.

Между тем, по словам Собянина, у нас все пошло не по китайскому варианту, а по европейскому: Россия уже обогнала Францию по числу инфицированных. И это, похоже, только начало, поскольку Роспотребнадзор не исключает продления ограничительных мер до июня.

И кто за все это ответственный? Почему Песков об это молчит?

— Не стоит всерьез обсуждать слова Пескова, — говорит член исполкома незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Милюк.

— Он пресс-секретарь, и говорит ровно то, что удобно его шефу. Любому руководителю нашей страны традиционно приходится вникать в огромное число вопросов, быть последней инстанцией, разрешать противоречия внутри власти. Так устроено наше общество уже много поколений.Путин сейчас не производит впечатление человека, который хочет руководить страной — скорее, он оставляет за собой церемониальные функции «отца нации». Возможно, он действительно сильно занят и принимает активное участие в борьбе с коронавирусом, но медийно это совершенно не заметно. Мы видим его только во время обращений к гражданам, а все принципиальные решения принимаются непосредственно главами регионов.Особенно сильно заметен Собянин. И, кажется, Путина вполне устраивает такое положение вещей. Нас как будто убеждают, что Собянин был бы не против попробовать себя в роли преемника, но это не значит, что так оно и будет.Мы же не знаем, как будет развиваться эпидемия. Сейчас резко выросло число заразившихся в день, и власти заметно занервничали. Принялись объяснять это тем, что стали делать больше тестов на коронавирус. Вполне возможно, так оно и есть, но это же очевидное больное место.Кто после эпидемии будет разбираться в этих деталях? Все будут смотреть на сотни тысяч заболевших и задним числом искать огрехи в действиях властей. Вопросов к Собянину будет много, учитывая, что Москва оказалась основным рассадником коронавируса.

«СП»: — Почему распространение коронавируса у нас пошло не по китайскому варианту, а по европейскому? Сейчас весь удар на себя приняли медики, а где же «путинская гвардия»?

— Можно было на начальных стадиях эпидемии ввести жесткий карантин в Москве, а всех прибывающих из-за границы принудительно изолировать. Наша партия так и предлагала, с момента появления вируса было понятно, что это серьезно.Не стали, испугались критики сторонников глобализма, которых хватает и среди представителей власти. Теперь жесткие меры все равно придется вводить, самоизоляция не помогла в должной мере.И если раньше это были бы точечные непродолжительные ограничения, то теперь всё выливается в такую всеобъемлющую полицейщину, которую ощутит каждый из нас. Сейчас ответственность за рост числа заболевших пытаются спихнуть на самих граждан, на их несознательность. Это просто мерзко. 30 лет в людях воспитывали индивидуализм, объясняли, что «государство вам ничего не должно» — и все равно во всем виноват «плохой народ».Опытным путем мы выяснили, что к каждому человеку не приставишь персонального полицейского, за каждым не уследишь, соблюдает ли он законы. Кажется, это и будет главным мотивом законотворчества после окончания эпидемии. За все огрехи власти ответим мы с вами.

— Корновирусная эпидемия, наложившись на «нефтяной кризис», выявила несовершенство сложившейся в России модели власти и управления, — уверена руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений * Анна Очкина.

— С одной стороны, как следует из недавнего заявления пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, на президенте лежат обязанности по координации межведомственных и межбюджетных отношений, что означает, по сути, «ручную» доводку коммуникаций в системе власти. Легко догадаться, что все участники политических взаимодействий при такой ситуации начинают ориентироваться на сигналы от президента больше, чем на свои непосредственные обязанности.

Инициатива и ответственность всех уровней политического управления уступают при такой системе стремлению завладеть вниманием высшего руководства и выторговать себя лучшие условия. Так, складывается система авторитарного управления.

С другой стороны, в российской системе политической власти и близко нет того потенциала мобилизации, который Китай в очередной раз продемонстрировал в борьбе с коронавирусом.

Регионы РФ, вроде, получили определенный карт-бланш для преодоления эпидемии, но руководители регионов действовали с оглядкой и на центр, и на свои собственные элиты. Главы республик, краев, областей очень боялись навлечь на себя гнев центра из-за недостаточной решительности в борьбе с эпидемией и плохим показателям заболеваемости. И в то же время очень боялись «пережать» региональную экономику и получить взрыв по сценарию Северной Осетии.

Получается что-то вроде децентрализованного авторитаризма, что совершенно не эффективно: не формируется демократическая культура личной инициативы и ответственности.

В результате развитие эпидемии у нас пошло по европейскому сценарию, хотя первоначально Россия была в более выгодном положении, поскольку у нас лучше сохранилось первичные звено медицинской помощи и в среднем ниже мобильность населения.

— Эпидемия обнажила, что колосс системы держится на глиняных ногах, — считает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.

— И это все больше напоминает конец перестройки, когда стягивая на себя всё больше вопросов, президент СССР решений не принимал, а напротив, стремился максимально сложить с себя любую ответственность.

Вопросы борьбы с эпидемией, прежде всего, носят медицинский характер. Но последствия «оптимизации» медицины, раскрываются значительно острее, вместе с целым рядом экономических противоречий именно сейчас. Фактически именно при действующем президенте за 20 лет количество койко-мест по всей стране сократилось вдвое. При действующем московском градоначальнике за 10 лет в столице произошло то же самое.

Ко всему прочему у многих москвичей не безосновательно возникают вопросы по системе пропусков, осуществляющей поголовный сбор персональных данных граждан. Не возникнет ли желание затем продлить столь интересный опыт информатизации населения после эпидемии?

«СП»: — Сегодня многие зарубежные СМИ пишут, что эпидемия обнажила ряд недостатков путинской системы? Так ли это?

— Существующая власть умудрилась не расплескать рейтинг доверия на повышении пенсионного возраста, объяснив это приростом долголетия и здоровья граждан, но споткнулась на ранее осуществленном уничтожении системы здравоохранения под видом её оптимизации.

Еще её авторитет сильно пошатнула обязанность граждан самоизолироваться за свой счет, и нежелание власти брать ответственность за экономические последствия для людей.

«СП»: — У нас эпидемия уже пошла не по китайскому сценарию. Почему? Кто-то должен за все это отвечать?

— Режим повышенной готовности в ряде регионов, видимо, будет продлен до 1 июня, но ряд экспертов называет и более поздние сроки ограничительные мер. То, что Россия идет не по самому благоприятном сценарию, это и есть прямой результат деятельности власти за последние двадцатилетие. Оптимизация и коммерциализация медицины превратили массовую советскую систему здравоохранения в сферу оказания медуслуг населению, и это никак не может работать при столь масштабной проблеме, как сейчас.

Китай сумел достичь эффективных результатов благодаря административно-командной системе и умению мобилизации ресурсов государства и общества, ярким примером последнего стала бесплатная массовая раздача защитных масок через офисы Компартии. У нас же спасение утопающих дело рук самих утопающих, поэтому люди постепенно перестают доверять представителям власти.

* Минюст России включил автономную некоммерческую организацию «Институт глобализации и социальных движений» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *