В последние дни жительнице города Чудово Новгородской области Ирине Дмитриевой ежедневно приходят СМС угрожающего содержания: «Будет рассмотрен вопрос о возбуждении уголовного дела». «Уведомляем о возможном выезде сотрудника по адресу проживания. Просим не покидать населенный пункт». Такие сообщения шлет некое «МБА Финансы». Под этим названием скрывается коллекторская фирма, которая про себя рассказывает, что принадлежит чешскому холдингу со штаб-квартирой в Лондоне. В нашей стране контора якобы представлена тремя офисами в Москве, Брянске и Смоленске.
Жительница Чудово — должница одного из банков. Таких как она — сотни тысяч по стране. Дмитриева была мелким предпринимателем. Разорилась. Остался долг, который она, естественно, признает и по возможности гасит.
Но недавно в ее отношениях с банком появились коллекторы. Никакого уведомления от банка о передаче взыскания женщине не приходило, хотя в статье 385 Гражданского кодекса сказано — заемщик имеет право убедиться, что долг был передан. В один из дней раздался звонок, и девушка на другом конце трубки в ультимативной форме потребовала погашения долга либо самой должницей, либо кем-то из ее родственников.
В противном случае дама пообещала забрать имущество у родни в счет долга. Следующие дни телефон должницы не умолкал. Коллекторы не могут звонить должнику больше двух раз в неделю. Когда же одуревшая от непрекращающихся звонков должница напомнила это требование закона, ей пошли СМС с угрозами. Вряд ли коллекторы не знают, что возбуждать дело могут лишь правоохранители, а ограничивать передвижение человека только суд.
Вряд ли коллекторы не знают, что возбуждать уголовное дело могут лишь правоохранители, а ограничивать передвижение человека вправе только суд
Если верить соцсетям, для конкретно этой коллекторской организации подобный стиль работы — обычная практика. Мониторинг соцсетей показал, что большинство должников, столкнувшихся с этой фирмой, страдают от того, что сотрудники агентства часто нарушают закон. Подобный стиль работы, впрочем, касается немалого числа коллекторских фирм, которые действуют с лицензией.
Редакция хотела узнать, какой нормой закона руководствовались коллекторы, предлагая должникам «не покидать населенный пункт». В фирме с прессой разговаривать отказались и заблокировали свой колл-центр для редакционных звонков. Позже, правда, передумали и ответили:
«МБА Финансы» действует в рамках правового поля и не нарушает закон. Любые уведомления, которые компания отправляет должникам, носят информационный характер, не содержат угроз или какой-либо недостоверной информации и всегда согласованы с клиентами. Смс-сообщение не нарушает прав должника и не вводит в заблуждение. Мы сообщаем о праве кредитора обратиться в правоохранительные органы для осуществления проверочных мероприятий с целью выявления состава преступления, если оно имеет место быть».
В национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА) заявили вот что: «Все действия, в том числе содержание сообщений и разговоров, согласуются коллекторским агентством с кредитором. Скорее всего, данный случай не исключение, так как идти на нарушение соглашения невыгодно ни одной компании».
Проще говоря, ассоциация поясняет, что незаконные действия взыскателей долгов согласованы с банком. В этом есть доля правды. В августе прошлого года Верховный суд РФ пересматривал итоги спора должницы с банком. Она пожаловалась приставам на запугивания, оскорбления в соцсетях и прочие «прелести» психологического воздействия на нее сотрудников банка. Суд оштрафовал банк на 20 тысяч рублей. Обиженный банк дошел до Верховного суда. Здесь судьи решили, что штраф наложен неправомерно. Признав, что банк нарушил 230-ФЗ, Верховный суд сослался на то, что субъектами статьи КоАП, которая определяет меры наказания, являются «кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций)».
А банк не являлся «субъектом вмененного административного правонарушения».
Компетентно
Федор Куприянов, кандидат юридических наук:
— Вне всякого сомнения, приведенные примеры являются правонарушениями. Отношения между коллекторами и должниками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, с 2017 года регулируются специальным законом № 230-ФЗ. В нем сказано, в какое время дня, в какие дни недели можно звонить должнику, сколько раз.
Закон содержит прямой запрет на описанные действия. Нельзя оказывать психологическое давление на должника и тем более на его родственников. Нельзя вводить должника, как, впрочем, и иных лиц, в заблуждение относительно передачи дела о возврате долга на рассмотрение суда, о возможности применения к должнику и его родным мер административного и уголовно-процессуального воздействия, уголовного преследования. Нельзя грозить арестом, лишением всего имущества.
Коллекторам запрещено приписывать себе полномочия должностных лиц и госорганов, например, запрещать выход из дома, выезд из населенного пункта. Коллекторы не имеют права выдавать должнику и его близким устные и письменные «предписания» на совершение каких-либо действий личного характера или со своим имуществом. Служба приставов имеет право исключить коллектора из реестра, за однократное грубое нарушение закона, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц, на срок три года.
Иначе говоря, если экспертным путем удастся доказать связь между звонком коллектора, например, с угрозой уголовного преследования и гипертоническим кризом должника, коллектор лишится и места в реестре, и работы. Вместе с административным наказанием вполне возможна и компенсация причиненного коллекторами морального вреда. Такая компенсация за счет нарушителя предусмотрена законом. Причем компенсацию морального вреда могут требовать в суде не только сами должники, но их близкие, которых коснулись незаконные действия коллекторов. Например, те, кого коллектор оскорбил, кому угрожал.
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции планирует создать рабочую группу для проработки внесения в Уголовный кодекс поправок о специальной уголовной ответственности коллекторов.
Если в работе коллектора есть признаки общеуголовных преступлений — надо жаловаться в прокуратуру, в полицию. Для фиксации нарушений записывать все телефонные разговоры с ним, а встречи записывать на видео. Полезно купить недорогой специальный нагрудный видеорегистратор. Можно повесить на грудь или поставить на стол уже имеющийся у вас автомобильный видеорегистратор, заснять встречу на телефон. При неожиданном визите незваных гостей не следует открывать дверь и вызывать родных, друзей или соседей. В случае эксцессов они станут свидетелями. В таких случаях вызывайте полицию.
Есть и еще инстанция, в которую можно жаловаться и на которую можно жаловаться. Это банк-кредитор. Крупные банки не ждут от коллекторов противоправных действий. Но если банк-кредитор бездействует, имеет смысл пожаловаться непосредственно на кредитора — в Центробанк.
Примерно 2 недели назад с номера 8(925)556**89 позвонил робот и сообщил о том, что у моя задолженность перед Сбербанком передана им. Задолженность необходимо оплатить. Для выяснения подробностей звонить по номеру 88007707040. Я, мягко говоря, удивился этому звонку. Позвонил по линии сбербанка 8 (800) 555-55-50. Оператор сообщила, что задолженности у меня нет. Номер, с которого мне звонили, ни к банку, ни к коллекторам не относится — предложила составить обращение.
В итоге обращение составили. Однако результатов по нему никаких не последовало за 2 недели — считаю, что Сбербанк ничего не сделал, так как никакой информации от него я не получил. Звонки же наоборот участились. Также начали звонить с номеров 8(925)556**88 и 8(925)400**01. Начали приходить смс с номера, который отображается как ActiveBC (8(800)7707040). Сегодня пришла смс с номера 900: «Сообщаем, что в случае не погашения задолженности будет рассмотрен вопрос о продаже прав третьим лицам или взыскания в судебном порядке. Информация по номеру 8(800)2008200 «SBERBANK»».
Проверив этот номер через поисковик в интернете выяснил, что с него многим приходили сообщения о несуществующей задолженности (так же писали, что номер похож на реально существующий номер Сбербанка). То есть это номер мошенников, с которого рассылается опасная информация клиентам сбербанка на протяжении уже долгого времени.
В связи со всем вышесказанным возникает 2 возмущающих меня момента:
1. Почему такая мощная и вроде бы надёжная структура как Сбербанк не предпринимает никаких действий для защиты своих клиентов (я имею ввиду не только данную ситуацию, но и то, что многим клиентам в течение уже долгого времени приходят мошеннические смс и требования, а никакой реакции Сбербанка нет)? НеСсбербанк ли позиционирует себя как один из самых надёжных банков, обратившись в который клиент может быть уверен, что его средства абсолютно защищены?
2. Как в руки мошенников попали мои данные? Сбербанк не может обеспечить надёжную защиту информации?
Моя супруга третий год погашает ипотечный кредит в Сбербанке и на текущий момент по вине сотрудников Сбербанка образовалась просрочка платежей сроком менее месяца (сотрудники Сбербанка в ноябре 2012 года при частичном досрочном погашении кредита не оформили ф. 190 и теперь Банк не может списать средства со счёта в погашение кредита, хотя их там достаточно на несколько платежей вперёд). Мы написали претензию по этому поводу, а 10.01.2013 супруга в Химкинском ОСБ № 7825/00001 произвела все необходимые действия для восстановления платежей и ликвидации пени (супруга является заёмщиком по договору, а я — созаёмщиком). То есть в данный момент ситуация урегулируется. Однако сегодня в 8:36 на мой телефон последовал звонок с № (495) 781-31-81 от некоего Александра, представившегося сотрудником Отдела просроченной задолженности Сбербанка.
Сразу скажу, что звонками таких сотрудников Сбербанк очень успешно отталкивает добропорядочных и активных клиентов от сотрудничества и прошу ответить на следующие вопросы в связи с этим звонком:
1. Является этот Александр сотрудником Сбербанка или представителем коллекторского агентства? Вопрос вызван тем, что его форма общения явно претензионная и перенасыщена следующими фразами:
— «Вы отказываетесь от дачи пояснений?» — на моё замечание, что в данный момент я не могу долго разговаривать и ситуация уже регулируется Химкинском ОСБ;
— «Я не буду вам перезванивать» — на мою просьбу перезвонить через 10 минут.
2. Почему разговор ведётся в таком претензионном и неприязненном тоне?
3. Почему на замечание клиента, что он не может сейчас долго разговаривать, сотрудник совершенно не обращает внимания и не перезванивает через некоторое время, как просит клиент?
4. Почему звонки производятся в столь ранний час – в 8:36? Мы что, злостные неплательщики?
5. В связи с чем сотрудник Отдела просроченной задолженности не владеет информацией по кредитному договору и звонит созаёмщику (!) и спрашивает, два у него ипотечных кредита или один?
6. Почему информация о том, что ситуация уже урегулируется, по истечении суток всё ещё отсутствует в Отделе просроченной задолженности?
7. Будет ли расследован данный случай общения с клиентом (разговор наверняка записан и его легко можно найти) компетентными службами Сбербанка?
8. Могу ли я получить результаты данного расследования? Если да, то когда и каким образом?
Спасибо.