Чтение по доману

Содержание

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Содержание книги — очень важный аспект. Если она покажется вам интересной, почти наверняка она понравится и вашему малышу. Если при этом вы сочтёте понравившуюся вам книгу трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе чтения, чем занимать его слишком простой задачей, которая может ему наскучить.

Есть несколько рекомендаций родителям, которые хотят научить своего малыша читать книги по методу Глена Домана:

  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.

Скачать карточки Домана:

Карточки Домана / Учимся читать с рождения
Карточки со словами по методике Домана (сборник, 8 подборок)
Карточки Глена Домана / О методике Домана

Правила обучения по методике Домана

Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет понятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.

Итак, основные правила методики Глена Домана:

  • обучение следует начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
  • ребенка обязательно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
  • родителям самим очень важно чувствовать доверие и уважение к ребенку;
  • развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
  • чтобы информация лучше усваивалась детским сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
  • процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку станет скучно;
  • необходимо максимально часто ;
  • родителям очень важно быть собранными и последовательными, проводить систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
  • ребенка нужно освободить от проверки знаний;
  • учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
  • в случае потери интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.

Физическое развитие ребенка согласно методу

Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и считает, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.

Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период жизни мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения влияет на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.

Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог свободно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В комнате нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в специальный трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на ровный пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на спину, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.

Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении младенца. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.

Как заниматься с ребенком при дефиците времени

Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов поместить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: ребенок смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:

  • «Извини, я занята»
  • «Это гав-гав»
  • «Это собака»
  • «Это собака породы сенбернар»
  • Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
  • Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках изображены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»

Доман считает, что последняя стратегия ответа самая правильная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки бывают разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет определить, что это собака.

Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно различаться.

Как научить ребенка читать по методике Домана

Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, утверждает, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова красным фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.

В первый день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На второй день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Второй день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.

Первые 15 слов, которые малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семьи или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.

Как обучить ребенка счету по методике Домана

Глен Доман задается вопросом, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное количество точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.

Для обучения нужно изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить красные точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых расположено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым перерывом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.

Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во второй день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив время занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы ребенок усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.

Получение энциклопедических знаний

Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку приобрести многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который следует разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один предмет, то есть иллюстрирующие один факт. Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное название. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории должно быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация важна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна длиться 10-15 секунд.

Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда ребенок усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».

Спорные моменты в направлении

Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.

  1. Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
  2. Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
  3. Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
  4. Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
  5. Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
  6. Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
  7. Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
  8. Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
  9. Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
  10. Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.

Клуб любителей английского языка

Недавно Оля попросила написать меня о том, как я учила ребенка читать целыми словами по методике Глена Домана. Я с радостью согласилась. Все, что я сейчас буду рассказывать, можно применить к любому языку.

Итак. Заниматься чтением мы начали практически с рождения. Сразу встает вопрос «почему?», «зачем грудного ребенка учить читать?». Ответ прост. Методика Домана мне понравилась тем, что не только учит малышей читать и считать, но и тренирует память, учит ребенка думать, делать логические выводы. Доман также много внимания уделяет и физическому развитию. Но так как тема данного поста – обучение чтению, то поговорим конкретно о нем. Я сама рано научилась читать (не знаю, что именно для этого делали мои родители) и мне хотелось дать такую возможность Даше. Еще я очень хотела привить ей любовь к чтению, и мне показалось, что это хороший способ.

Начала я с того, что каждый день показывала Дашульке карточки со словами, как этого требует сам метод: по 3 комплекта из 5 слов 3 раза в день.

Каждый день убираем самый старый комплект и заменяем его на новый. Так как Даша была еще очень и очень маленькой, то около 3-4 месяцев мы только смотрели карточки (было много других занятий, но они не были связаны с чтением) по этой схеме.

В методичке было написано, что ребенку становится скучно делать одно и то же, пусть слова и разные, но надо постоянно усложнять материал и уже спустя приблизительно1-2 месяца начать показывать словосочетания, а потом и предложения. Я долго думала над этим и решила, что это бессмысленно. Ведь ребенок еще очень мал. Одно дело показать ему в день 15 слов на карточках, потом в жизни объяснить, что каждое слово значит, дать его потрогать (например, если это слово «соска» или «бутылка» и т.д.), а другое дело показывать ему словосочетания в 3 месяца или предложения. Мне показалось это слишком большой нагрузкой для Даши и я просто продолжила показ слов. Иногда я вешала слова на стену рядом с необходимым предметом. Например, «шкаф» на шкаф, «дверь» на дверь и т.д. Но ничего более не усложняла.

Через пару-тройку месяцев я подключила еще одно пособие для изучения чтению. Это были книги формата А4 с 1-2 словами на каждой странице. В книгах были напечатаны потешки, маленькие стишки. Книги надо было листать очень и очень быстро, почти также быстро, как и показывать карточки (одно слово в секунду, приблизительно так). Потом мы играли в каждую потешку. Играли много раз в день, чаще, чем читали.

Еще чуть позже к словам и книгам мы добавили наборы слов, которые шли в комплекте с книгами. Это было самым сложным и менее интересным для ребенка и я показывала эти комплекты всего 1 или 2 раза в день вместо 3, чтобы не отбить у Даши интерес.

Суть была в том, чтобы закрепить конкретные слова из книги, но чтобы ребенок не привык к определенному порядку слова предлагалось постоянно мешать. Объясню на примере. Потешка:

Водичка, водичка, умой наше личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
Чтоб смеялся роток и рос здоровым зубок.

Это стих, который напечатан в книге (только слова разбиты по 1-2 на странице). И есть набор карточек со всеми словами в отдельности. Так вот показываем эти карточки, например, так: умой, роток, чтобы, зубок, водичка, личико и т.д. Каждый раз слова перемешиваем. Мы должны добиться запоминания и узнавания слов на первых этапах.

Потому что сразу ребенок не зачитает. Он должен запомнить много-много слов, потом их узнавать по памяти и только потом научиться читать незнакомые, ранее не видимые слова.

Следующие 6-7 месяцев я действовала по вышеописанной схеме: отдельные слова-книги — слова к книгам.

Потом мы прошли все слова из комплекта и много самодельных слов, которых в комплекте не было. Скажем так, около 2000 слов, может больше. Месяцев в 9-10 я проверила Дашу, она узнавала слова, показывала, но и ошибалась много, в отличие от математики, где она не допускала ни одной ошибки.

Потом настал момент что-то менять. Я решилась ввести словосочетания (Даше тогда было больше годика). Но показ отдельных слов не прекратила. Получается, что к предыдущему набору занятий добавился еще и показ 3 комплектов 5 словосочетаний в каждом.

Так как старые книги уже надоели, я начала делать новые а том же стиле. Чтобы как-то объединить их одной темой, я делала около 40 книг по пальчиковым играм, потом столько же по артикуляционной гимнастике. Получается, мы не только учились читать, но и делали упражнения, которые были необходимы нам по возрасту.

После 2 лет я убрала показ отдельных слов, оставив словосочетания и книги. Предложения я не делала, так как старалась составлять книги таким образом, чтобы они заменяли нам предложения (к этому моменту, сказать честно, я уже очень устала, но прекращать занятия не хотела). Тем более, что из слов, которые шли в комплекте с книжками было очень удобно эти предложения складывать.

Результаты постепенно становились все лучше и лучше. Даша хоть и не начала читать вслух, но слова она показывала не только на знакомых карточках, но и в книгах художественных, на вывесках на улице и т.д.

Постепенно интенсивность показа снизилась. Сейчас Даше около 3 лет, мы читаем книги специальные (по методике) и играем в игры со словами. Ей это интересно, мне суть проще.

Игр на самом деле придумать можно очень много. Ну например, Магазин. Так как Даша стала интересоваться покупками в магазине, то я решила направить этот интерес в нужное русло, во время игр с кассой и магазином я раскладываю карточки со словами (товарами) и говорю. Что продавец в магазине (какая-нибудь игрушка) продаст нам нужный товар только, если мы выберем карточку с его названием. Например, в одном углу сидят продукты, а в другом карточки с их названиями. Чтобы купить что-то нужно взять продукт и карточку с его названием (яблоко и карточку со словом яблоко).

Еще мы начали практиковать вот такое развлечение. Я купила Даше обычный альбом для рисования (лучше покупать с наибольшим количеством листов) и мы зарисовываем в нем и подписываем все самое интересное, что делали за день.

Очень много игр я описывала в своих постах: , и .

Скажу так, пока Даша не читает вслух, но это и не важно. Она узнает практически любые слова, она любит играть со словами, она любит читать, может слушать книги часами, когда я ей читаю. У нее прекрасная память. Она помнит все! Не было еще такого случая, чтобы она что-то забыла. Плюс, такой метод обучения чтению очень повышает грамотность детей, так как ребенок запоминает, как слово пишется, и воспроизводить он его будет правильно.

Естественно, было много и других занятий, которые сочетали в себе чтение и что-нибудь еще. Например, когда мы учили геометрию, то я делала Даше книги, в которых были крупными буквами написаны слова, стихи и даны картинки геометрические. Получается, что мы и геометрию учили и чтение повторяли. Когда мы учили математику, то я делала книги с математическими стихами.

Также у нас очень много карточек есть с картинкой и словом, я делала их для изучения английского языка и китайского (правда, в китайском вместо слова иероглиф). Такие карточки пользуются особым успехом, так как слово можно не только прочитать, но и увидеть. Только тут надо быть внимательным, так как ребенок может смотреть только на картинку, а слово игнорировать, поэтому акцентируйте внимание на словах.

Если подвести итог всему вышесказанному, то получается, что ребенка нужно окружить словами, чтобы эффект был максимальный. Но никогда не принуждайте и не заставляйте. Только в форме игры и только по желанию ребенка.

Мария, «Учимся играя»

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Чтение блоков.
  3. Отработка дикции.
  4. Развитие оперативной памяти.
  5. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка…

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

ага бай сам шар пах
аут баз бык бэр вон
выя дар дом бей ели
ему Зея сею уже зал
ива тик хил зим лиф
тих бия кар лих люк
ляп миф мул мыс мэр
нас нет нищ нот гну
бой лом сон ост лот
мох бош пол Юра рек
оси суп эта тел тот
эту тыл тюз ума муж
кум рус дух Уфа Уфу
уха ухе чек чуб шаг
щит эхо юга тюз юму
дюн яды яку мял яма

Аа-ага-яга-яма-ява-Яна
Ад-сад-суд-сед-дед-бед
Ай-бай-рай-лай-лей-лес
Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
Во-вон-вот-воз-вол-эол
Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
До-дом-дон-док-око-мод
Ем-ему-тем-там-том-сом
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
За-зал-зав-зам-зад-зуд
Им-зим-ими-иди-или-ила
КА-кар-жар-жир-жор-гор
Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
Су-суп-сук-сок-ток-так
То-тут-тот-аут-кут-кум
Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил
Ха-уха-хам-рам-Рим-ран
Че-чек-кэч-кож-жек-жук

Фразы для чтения:

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влип враз врач вред все втуз
где глуп граф грач грех гриф
джаз дни дней дров друг ждал
жрец звон злой знак зной клев

Фразы для чтения:

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверх взмах взнос взмыл вклад
гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
монстр перст пестр пункт склад
смысл спорт столб страж треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат бедных браво велю
абсурд без фар брикет венки
аган белый бронза верни
ажур бизон бронхит верхи

Фразы для чтения:

Жнец ждал.

Я вверх вез хлеб.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.

Фразы для чтения:

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

акция деньжата артистка
амплуа дибазол ассорти
знание водная вольница
горячка заморозь епископ
материя медная муравьед
общество озлоблен ошибка

Фразы для чтения:

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

аперльская Ломонсов полширины
базальтовый обыкновенная эссенция
зеркальный падчерица фамилия
знаменитая недобропорядочность

Учись читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.

Упражнения развития четкости произношения.

Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

И т. п.

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.

Книга в суме/ — в пути тягость,

Книга в уме/ — в пути облегчение.

Испокон века/ — книга красит человека.

Читай правильно диалог.

— Собака,/ что делаешь?

— Волков пугаю.

— А что хвост поджала?

— Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса.

— Что ж ты, Еж, такой колючий? ^

— Это я на всякий случай. v

Знаешь, кто мои соседи? ^

Лисы, волки и медведи. v

Произноси правильно.

ша, ще ручища, ножища, тараканище
чудище, хвостище
Щеткой чищу я щенка.
ого, его у синего моря
пустите отдохнуть дорожного человека
Эта страница зеленого цвета.
р грохот грома
родимая стронка
режу резеда
Карл у клары украл кораллы.
сш шапкой Саша сшиб шишку

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши.

Добрый разум не наживешь сразу.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

ученье въюга, метель, поземка, буря
ученый Чтение — вот лучшее умение.
ученик

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая

Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцеву.

Проверка зрительной памяти

.

Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.

Проверка результата:

7 элементов – средний уровень,

12 — хорошая зрительная память,

17 – прекрасно.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

“Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

“Угадай”.

Аленка вылез— из луж— и сказа—:

— А вода до чего тепл—!

И побеж— по ули—, по всем лужи— и калужинк—. Таня бросил— за ней.

Они догон— друг друга, шлеп— босы— ног— по воде, подним— весел— брыз—, и смеял—.

Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

Примеры: буквы Ц-Л могут дать слова цель, целый и др.; буквы С-Л — сало, соль, соло, сила осел.

Таблица комбинаций согласных букв.

А Б В
с д б г р г л г м л б х р к д
I т р с р в л п р з н р д м р к
к з н д н з л т м т г л б к м
п ж р в р г д р ж р ж с ф л м
ж л в л г л к с д м т з д к ж
II к б т н с п с к р д б р б л
ш к с л ж л д н ш г з т н ж р
т м р з м т м б к п в р с п т
п н в н т л м к л г р м т р с
III з в д л п щ к в щ л з р ж б р
ц р т м с г т н к р л д к р т
п с п л б з р г з м н б л с р
б р з м ж в т р т м н с п р к

Найти буквы по координатам:

III – В – 2 – 1

II – А – 2 – 2

I – В – 5 – 3

Тренировка происходит в парах. Обучаемый, найдя заданную партнером согласную, комбинирует ее с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

Упражнение на антиципацию частей диалога.

– Ты уже читал эту книгу?

(Нет, не читал.)

— Я тебе ее дам прочитать.

(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)

— Ты что мелено читаешь?

(Да. И читать некогда.)

Упражнения на понимание прочитанного.

1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж — …

2. Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

4. Пятый – лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

Виды чтения.

Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.

Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.

Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения. Ребенок читает одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).

Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Чтение по ролям.

Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.

Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Чтение “спотыкаясь о камушки”. Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки).

Ввод в игру.

Представьте себе – течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос – это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки – это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.

Виды работы над текстом.

Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.

1. Чтение самого красивого места в рассказе.

2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)

4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).

6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.

8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).

10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

13. Чтение, пометка непонятных слов.

14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) сущ. + прил.

б) сущ. + гл.

в) мест.+ гл.

15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.

16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).

17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…

18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.

19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Список использованной литературы:

1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003.

2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991.

3. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: “Пеленг”, 1999.

4. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: “Пеленг”, 2000.

5. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.

6. Совершенствование чтения младших Школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999.

7. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.

Как научить читать ребенка? Этим вопросом рано или поздно задаются все родители. Если во время нашего детства был всего один вариант ответа на этот вопрос, то сейчас уже есть много разных методик с одной стороны, и противоречивые мнения специалистов с другой стороны. Я расскажу о самых популярных методиках и поделюсь своим мнением на этот счет. Как всегда: кратко, по делу, без «воды».

Методики обучения чтению можно разделить на три группы:

1) Традиционная методика по буквам и слогам
2) Чтение по складам (методика Зайцева)
3) Чтение целыми словами (методика Домана, Тепляковой, Даниловой)

Традиционная методика

Скорее всего, вас учили читать именно по этому методу, как и меня. Он заключает в том, что ребенок сначала учит буквы, затем учится складывать их в слоги, а затем в слова.
Основная проблема в том, что что детям в виду особенностей развития с трудом даются абстрактные понятия типа букв и цифр. Что такое А или Б? Какой-то символ, его нельзя потрогать, пропустить сквозь пальцы, не было опыта взаимодействия с этим понятием. Именно об опасности обучения традиционным способом малышей говорят детские психологи и рекомендуют начинать такое обучение не раньше 5-6 лет. Из плюсов стоит отметить, что вы легко найдете множество материалов и букварей, т.к. это самый распространенный вид обучения.

Чтение по складам (кубики Зайцева)

Считается, что автор концепции складов является Лев Толстой, который с помощью этого метода мог научить читать талантливого ребенка 4 лет за неделю. Чем склад отличается от слога? Склад — это комбинация согласной и гласной буквы (ма, би, ко), одна буква (о, к, в) или согласная с мягким или твердым знаком (дь). Таким образом, любое слово легко раскладывается на склады.
Со-м, ка-р-ти-н-ка, ру-ка.
Ребенку предлагается запомнить склады и начинать складывать из них слова. Для этого разработаны специальные кубики Зайцева, попевки склады и т.п. Это уже недешевое удовольствие, кубики стоят от 3 до 8 тыс. руб. Другой проблемой, как в традиционной методике, является сложность сложить слово из складов (или слогов).
Ма-ши-на. Уф, опознали слоги. Теперь надо не забыть, какой слог был первый. Еще надо сложить эти слоги в слово. Сколько умственных усилий тратится на прочтение одного слова! А если надо прочитать целое предложение? Таки способом читать очень сложно и тяжело, поэтому большинству детей чтение быстро перестает нравится. Никакого удовольствия, сплошной труд.

Чтение целыми словами:

Давайте вспомним, как читают текст взрослые люди? Мы читаем целыми словами, т.е. знаем, как выглядят слова и узнаем их по внешнему виду. Именно по этому вы почти без труда прочтете это отрывок:

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.

Этот метод подходит самым маленьким, т.к. нет проблемы с абстрактными буквами. Совсем другое дело, когда вы показываете карточку со словом “кошка» и говорите: Это кошка. Кошек малыш скорее всего видел, может даже гладил, имел опыт наблюдения или взаимодействия. Просто есть еще один вариант “кошки”, есть живая мурлыкающая кошка, есть нарисованная, а есть кошка вот такая на карточке. Кстати, чтение целыми словами используют в своих методиках и Лена Данилова, и Ольга Николаевна Теплякова. Они доработали методику Домина для детей от 1 года и добавили в нее игровой элемент. Надо сказать, что примерно после года я сама интуитивно поменяла подход к чтению, а после уже прочитала рекомендации Даниловой и Тепляковой, которые уже казались понятными и логичными.

В чем заключается методика Домина? Если очень кратко, то в показывании карточек со словами малышу определенным образом. 3 набора карточек по 5 слов в каждом, быстро показываем ребенку, по 1 секунде на карточку. Такие показов в день должно быть 3 в день с интервалом минимум 30 минут. У меня карточки лежали в кармашке у пеленального столика: пришли поменять подгузник, заодно и слова посмотрели. Вечером в каждом комплекте убираем одну карточку, которую ребенка видел уже 5 дней, и добавляем новую карточку. Я использовала карточки из комплекта «Чтение с пеленок» от Умницы и подробно на вебинаре “Опыт мамы читающего ребенка” рассказывала об этом.

Методики Тепляковой и Даниловой мне кажутся очень похожими. Они также основаны на чтении целыми словами, но предлагают включение карточек в сюжетные игры. Например, вы садите кукол и устраиваете чаепитие, при этом разложив карточки «Кукла Маша», «Кукла Даша» и т.д. Или украшаете елку карточками со словами. Или «варите» суп в кастрюле, добавляя туда карточки «картошка», «морковка», «лук» и т.д. Вариантов таких игр масса, их легко придумать самостоятельно. Основа методики — использование карточек со словами с сюжетных играх с детьми. Обратите внимание, в этих методиках обучение чтению происходит через игру, ребенок вообще не догадывается, что при этом он учится читать.

На мой взгляд, самая эффективная и гуманная по отношению к ребенку методика обучения чтению — это чтение целыми словами в различных видах: Глена Домана для самых маленьких, и Тепляковой или Даниловой — для малышей от 1,5 лет.

В следующей статье я расскажу о стереотипах и мифах о методике Домана на примерах из собственного опыта, а также зачем вообще детям учиться читать до школы.

Хочу поинтересоваться вашим мнением: как и когда научились читать вы сами? Задумывались ли уже о методиках обучения чтению для своего ребенка?

Начну с себя: меня научила читать традиционным способом старшая сестра в 5 лет, я смутно помню наши самодельные таблички с буквами и слогами. Но я долгое время не любила читать, пока мне не попала в руки книжка «Волшебник Изумрудного города», ставшая впоследствии моей любимой книгой. С тех пор я очень много и с удовольствием читаю. С сыном я занималась по методике Домана, после — уже сама придумывала игры со словами. Не знаю точно, когда именно он научился читать, но стал показывать этот навык где-то с года.

А как было у вас? И что вы готовите для своего ребенка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *