Что делать если не можешь выучить стихотворение?

Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.

Как правильно учить стихи

Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи.

Основные правила:

1. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух;
2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно;
3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени.

Теперь подробней остановимся на самом простом и классическом способе выучивания стихов.

Классический способ:

  1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2-3.
  2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.
  3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.
  4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.
  5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.
  6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.
  7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.
  8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.

Предлагаемый способ считается классическим, так как позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.

Как выучить стих быстро наизусть

Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.

Советы:

  1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.
  2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.
  3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.

Как выучить очень большое стихотворение

Любые стихотворения, а тем более объемные, лучше учить перед сном. Прочитайте стихотворение вслух перед сном несколько раз. Чем больше, тем лучше.

  1. Выпишите первые слова каждой строки. Теперь попробуйте рассказать стихотворение. Постепенно убирайте слова-подсказки. Например, сначала оставьте только первые слова каждой второй строки, затем – каждой четвертой и так далее.
  2. Учите вслух! Не шепотом, не про себя, не бормоча, а именно вслух, громко и сразу с выражением.
  3. Многим помогает, если стихотворения заучивать, читая их как рэп – речитативом. Можно и «битов» добавить, чтобы уловить ритм поэтической сроки. Единственная опасность – есть риск перейти на речитатив, когда вы рассказываете стих перед учителем.

Самые распространенные ошибки

  • Никогда не старайтесь запомнить все стихотворение сразу. Лучше разбивать стих построчно, и повторять, каждый раз добавляя по строке. Метод «снежного кома» – очень действенный.
  • А вот читать стихотворение перед заучиванием следует полностью, иначе потеряется связь между строфами.
  • Не напрягайтесь и не пытайтесь вспомнить забытое слово или строку самостоятельно. Подобные паузы мешают. Сразу подсмотрите, чтобы не прерывать декламирование.

И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.

Стихи известных поэтов для младших школьников 1 класса

Чудная картина

Афанасий Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Иван Белоусов «Первый снежок»

Первый зимний снежок

Белым пухом летит;

Первый лёгкий мороз

Веселит и бодрит.

Погляди — на дворе

Скоро будет гора,

Всё бело, грязи нет, —

Санки ладить пора.

Хорошо по горе

Пролететь как стрела;

Только шапку держи,

Чтоб осталась цела.

Рукавички надень,

Одевайся теплей,

Кушачком подтянись,

Выходи поскорей.

Георгий Ладонщиков «Зимняя радость»

Белый снег-снежок

Жжётся, колется.

Выходи, дружок,

За околицу.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесём домой

Радость зимнюю.

Алексей Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт;

Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звёзды светят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,

И понятна мне твоя печаль:

Отлетела б ты к родному краю,

И земной весны тебе не жаль…

Алексей Плещеев «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Тимофей Белозёров «Тучка»

Лежит на небе туча,

Вздыхает и ворчит,

А маленькая тучка

Копытцами стучит.

По луже,

По дорожке,

По зонтику груздя

Стучит, как оленёнок,

Копытцами

Дождя!

Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!..

Ирина Токмакова «Осень»

Опустел скворечник —

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Голубая страна

Татьяна Коваль «Что придумываю я!»

Если скучно делать дело

И не хочется совсем,

Если лень вас одолела —

Я секрет открою всем.

Нужно что-то вам представить,

Фантазируйте — смелей!

И тогда любое дело

Сделать будет веселей.

Расскажу вам про себя,

Что придумываю я.

В нашем доме лифт сломался.

Еле-еле, не спеша,

С неохотой я поднялся

До шестого этажа.

И тогда себе представил,

Что я храбрый альпинист,

Что вершину покоряю,

Слышу ветра сильный свист…

Две минуты — и уже

На своём я этаже!

Завтрак. На столе тарелка

С кашей манной. Просто жуть!

Я собрал всю силу воли,

И попробовал чуть-чуть.

Представляю, что на полюс

С экспедицией попал —

Наша группа затерялась

Между белых, снежных скал.

Кончились у нас припасы,

Кончилась у нас вода,

И тарелка с манной кашей —

Всё, последняя еда…

И пока я представлял,

Как нас вертолёт спасал,

Как махал рукой медведям —

Кашу съел — и не заметил!

Я у бабушки в деревне

Этим летом отдыхал

И при помощи секрета

Огород ей весь вспахал.

Я себе тогда представил

Что я старый, злой пират,

И сейчас на этом месте

Я разыскиваю клад.

Целый день пиратом был,

Клада два мешка добыл:

Кольца, золото, серёжки…

Заменила всё — картошка!

Если скучно делать дело —

Превращай в игру всё смело!

Победишь ты лень — поверь!

А не веришь мне — проверь.

Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама?

Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Ирина Токмакова «Голубая страна»

А я рано утром залез на сосну,

Я видел вдали голубую страну,

Голубых людей,

Голубых лошадей,

Голубых-голубых индюков.

А я поздно вечером влез на сосну,

Я видел вдали золотую страну,

Золотых людей,

Золотых лошадей,

Золотых-золотых индюков.

А если б я ночью залез на сосну,

Увидел бы я никакую страну,

Никаких людей,

Никаких лошадей,

Никаких-никаких индюков.

Ничья кошка

Это ничья кошка,

Имени нет у неё.

У выбитого окошка

Какое ей тут житьё.

Холодно ей и сыро.

У кошки лапа болит,

А взять её в квартиру

Соседка мне не велит.

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

Марина Бородицкая «Колдунье не колдуется»

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

А появился — здрасьте вам

Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину

В стаканчике пломбир,

Но убедилась с ужасом:

В стаканчике — кефир!

Ну что за невезение,

Ну что за наказание —

И даже вместо пения

Выходит рисование,

И даже вместо курицы

Выходит пистолет…

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет.

А может быть, кто дуется —

Тому и не колдуется?

Агния Барто «Игра в слова»

Скажи погромче

Слово «гром» —

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

«Шесть мышат» —

И сразу мыши

Зашуршат.

Скажи:

«Кукушка на суку» —

Тебе послышится:

«Ку-ку».

Эмма Мошковская «Хитрые старушки»

Наверно, у старушек

Полным-полно игрушек!

Матрёшек и петрушек

И заводных лягушек.

Но хитрые старушки

Припрятали игрушки

И сели в уголок

Вязать себе чулок,

И гладить свою кошку,

И охать понарошку.

А сами только ждут,

Когда же все уйдут!

И в тот же миг

Старушки — прыг!

Летит чулок

Под потолок!

И достают старушки

Слона из-под подушки,

И куклу, и жирафа,

И мячик из-под шкафа.

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их дети не хотят учить стихи. И это не удивительно. Ведь основным видом деятельности ребенка до 6 лет является игра, через которую он познает мир, знакомится со свойствами предметов, развивает в себе определенные навыки, примеряет на себя разные роли, способы поведения и реакции. Согласитесь, достаточно скучно просто сидеть и повторять за взрослым по строчке стихотворение, иногда даже не понимая о чем оно.

Тем ни менее, все родители знают, что запоминание стихов хорошо развивает память и речь. К тому же, до 3-х лет в головном мозге закладывается база памяти, которую впоследствии можно будет только использовать и укреплять. Поэтому просто необходимо помочь малышу развить ее как можно больше.

Что же мы можем сделать, чтобы удовлетворить запрос и родителей и ребенка: и развивать память, и чтобы изучение стихов и другой полезной информации было легким и захватывающим занятием?

Если ребенок не хочет учить стихи – не беда, есть другие способы, как помочь малышу в этом вопросе. Главное условие, чтобы это было интересно и понятно.

Первый способ, благодаря которому Ваш малыш сможет запомнить большое количество стихов, не прикладывая собственных усилий – через стихотворное сопровождение родителями каждого действия малыша, его режимного момента. Например, во время умывания, купания, зарядки, засыпания, сборов на прогулку, одевания, и даже встречи на улице животных и птиц (четверостишья о каждом из них). Задача родителей рассказывать стихотворение во время определенных совместных с ребенком действий, уходу за ним, а задача ребенка – просто слушать.

Здесь все зависит от мамы и ее желания самой выучить и знать множество стихов на все случаи жизни. А начинать рассказывать их, можно с самого юного возраста. Для того чтобы мамам с новорожденными детками и детками постарше было легче в дальнейшем, хочу порекомендовать заняться поиском и изучением четверостиший еще во время беременности.

— Следующий способ тренировки памяти наших малышей – это чтение сказок, начиная с «Репки», «Колобка», «Рукавички», театральное их обыгрывание. Задача состоит в том, чтобы читать эти сказки каждый день или часто, с многократным повторением одного и того же сюжета. Сюда же относятся и сказки в стихотворной форме.

— Детские песенки – еще один способ тренировки памяти. Как правило, детские песенки наполнены яркими образами и их легко и интересно запоминать, особенно, если Вы показывали перед этим малышу мультфильм, герои которого исполняют данную песню. Песенки тоже не требуют прикладывания больших усилий со стороны малыша. Самым маленьким достаточно часто их слушать, а старшим к первому варианту можно добавить физические движения по содержанию песенки или иллюстрации картинок. Необходимо помнить, что ребенок с удовольствием делает то, что ему интересно. А интересно и наиболее усваивается ребенком то, что он может увидеть, почувствовать, понюхать, попробовать, услышать. Если можно объединить все эти ощущения с одним образом, который предлагается ребенку – это замечательно, если нет, то стоит задействовать хотя бы несколько органов чувств. Например, маленьким деткам мы показываем картинку котенка (ребенок видит глазками), произносим как котенок разговаривает – «мяу» (малыш слышит ушками), можно дать игрушку котенка погладить, какой он пушистый, и показать нежно пальчиками по ладошке малыша, как он царапается. Объединив образ с полученным опытом органов чувств, ребенку будет легче и интереснее запомнить то, что Вы будете ему говорить о котенке.

К тому же, дошкольникам легче усваивать информацию в движении, а не сидя за столом. Поэтому назовем сам процесс изучения стихов игрой. Например, если взять образ кошки, то — игрой-знакомством с кошкой.

Давайте перед тем как приступить к озвучиванию самого стихотворения, заинтересуем малыша, показав фото или распечатанную картинку-раскраску или игрушку: «Ой, посмотри, кто к тебе пришел познакомиться? Это же кошка Мурка!»… и рассказать какая она, что любит делать, как разговаривает и т.д. «Смотри, кошечка пришла к тебе поиграть». Можно поиграть в подвижную игру, если малыш уже бегает, а тем более со старшими детками. Можно даже поставить целью выучить стихотворение, которое сопровождает подвижную игру. Подобные четверостишья замечательно запоминаются детками, поскольку связаны с яркими эмоциональными переживаниями и частым повторением действий. Например: Подвижная игра «Кот и мыши» Или же, если вы не знаете игр с образом, который дается в стихотворении, можно предложить малышу картинку, в нашем случае, с кошкой или котятами, — разукрасить или сделать аппликацию.

Переходя к самому стихотворению, лучше всего для быстрейшего запоминания стиха, придумывать движения или отстукивать ритм хлопками ладошек или хлопками по бедрам. Также можно использовать шумовые музыкальные инструменты для создания ритма.

Продумав определенные движения для стихотворения, которые будут иллюстрировать его содержание, и которые сможет повторять за вами ребенок, можно приступать к озвучиванию самого стиха.

Обязательно содержание стихотворения необходимо обсудить с ребенком, чтобы все слова и образы ему были понятны. И в завершение остается родителям как можно чаще повторять стихотворение. Ребенок радуется повторам, когда узнает уже знакомое для него.

Также хороший способ запомнить стих – во время игры с мячом или обыгрывая в игре (на что хватит фантазии), если подходит по содержанию, даже озвучивая разными голосами.

Мне понравилось совмещение запоминания стиха с игрой в мяч. Взрослый бросает мяч, говоря первую строчку стихотворения, ребенок ловит мяч и когда его бросает обратно, взрослый говорит вторую и так далее. Затем, когда уже Вы заметили, что стих запомнился, взрослый, бросая мяч, называет первую строчку, ребенок бросает мяч и называет вторую. Приходим к тому, что ребенок постепенно заканчивает, начатую Вами строчку и говорит свою. Затем меняемся порядком произносимых строчек с ребенком: он начинает с первой строчки стихотворения, а Вы озвучиваете вторую строчку и т.д.

В любом стихотворении сначала изучаем первую строчку, затем вторую, и связываем их между собой (вместе). Так мы изучаем первое четверостишье, а когда уже его запомнили, беремся отдельно за второе. Когда запомнили и второе, связываем его вместе с первым.

И хочется завершить наш сегодняшний разговор тем, что наши дети во всем берут пример с нас, родителей, и любимыми игрушками у детей в большинстве случаев являются те предметы, которыми часто пользуются родители. Поэтому прививайте любовь к стихам также своим примером. С любовью и выразительно читайте их, декламируйте в любой подходящей ситуации, и сами придумывайте четверостишья, играйте с разными рифмами, которые можно придумывать налету по отношению к Вашему малышу или бытовым вопросам.

Приятного и легкого запоминания, творческого совместного развития и радости от новых достижений Ваших малышей. Учитесь играя вместе с нами!

В школе сложно отвертеться от вопроса, почему не сделал домашнее задание, а популярные отмазки вроде «забыл дома» не актуальны. Однако новый дистанционный формат породил у детей новые способы облегчить свою жизнь. Подростки делятся этими лайфхаками в соцсети TikTok и делают их новыми трендами онлайн-обучения. Центр исследования современного детства Высшей школы экономики собрал пять самых популярных способов, как обманывают учителя по ту сторону экрана.

Зависание

Если на протяжении всего урока всем все прекрасно слышно, но как только вы задаете вопрос, начинаются бесконечные технические коллапсы у определенных учеников, скорее всего, это «зависание». Некоторые ученики изображают технические неполадки — дерганье, специальное растягивание слов, долгие паузы или отсутствие звука.

Скриншот из соцсети TikTok

Фоторедакторы

Самый популярный способ «подделать» домашнее задание — фотошоп. На что только не идут ученики, лишь бы не выписать самому в тетрадь решения и диктанты — ищут нужные варианты по всем сайтам готовых домашних заданий и подходящие шрифты, выбирают фото с самым похожим почерком, выверяют клеточки через редактор. О таком способе могут говорить незнакомые почерки или съехавшие линии, появившиеся в результате не самого кропотливого наложения двух картинок.

Скриншот из соцсети TikTok

Суфлеры

Такой способ используют ученики, когда им нужно на камеру рассказать наизусть стихотворение, пересказ или объяснить, например. гомологический ряд метана. Дети снимают в блогах лайфхаки, как использовать функцию второго экрана (на половине мониторе появляется нужный текст) или крепить листы с подсказками позади камеры.

Скриншот из соцсети TikTok

Розыгрыш

Безнаказанность и удаленный формат работы дает повод ученикам пошутить над своими педагогами, особенно если они не сильны в технической части. Дети специально подсказывают учителям неправильные действия в программах, чтобы растянуть урок. Так что не верьте ученикам, когда на вопрос «Как сделать экран полноразмерным?» они отвечают «нажмите alt-F4» (эта комбинация клавиш закроет окно программы).

Скриншоты из соцсети TikTok

Видеопрогулы

В TikTok популярен способ прогулять онлайн-урок: записать заранее 10-минутное видео, где ты изображаешь внимательного ученика, а затем во время урока перед камерой ставишь сделанную запись. Так что не забывайте вовлекать класс в работу, здавать вопросы по ходу общения, даже если у вас по плану лекция.

Скриншоты из соцсети TikTok

Исследователи Центра исследования современного детства заметили, что девочки чаще всего подделывают домашние задания, а мальчики — разыгрывают учителей. Эксперты считают, что подобные лайфхаки — признак неподходящих форматов обучения, которые сейчас могут предоставить школы. Поэтому исследователи предлагают педагогам не ужесточать контроль над учениками, а давать подросткам новые, более интересные форматы онлайн-заданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *