Дагестанец и русская

Упоминание этого региона или его жителей на большей части остальной России вызывает неоднозначные чувства – от страха и неприязни до сожаления и беспомощности. Национальности «дагестанец» не существует, это собирательное обозначение более чем 30 народов живущих в республике.Чтобы понять, что же на самом деле происходит в республике, где только официальных государственных языков 14, надо побывать в Дагестане.

Проверка слухов

На взгляд извне Дагестан выглядит удручающе – новостные ленты пестрят информацией о перманентных взрывах и убийствах. У дагестанцев имидж ничуть не лучше – забияки и драчуны, любят сбиваться в стаи и нарушать правила общежития за пределами своей малой родины, симпатизируют идеям сепаратизма.

На деле Махачкала оказалась спокойным южным городом на берегу ласкового моря: с вузами и супермаркетами, весьма заметным строительным бумом, а также многочисленными кафешками и ресторанами. За несколько дней пребывания в республике так и не услышала ни одного выстрела, а люди с оружием попали в поле зрение лишь однажды — это оказался ОМОН из Ханты-Мансийска, его сотрудники проверяли документы у автомобилистов на трассе Махачкала-Дербент.

С группой молодых дагестанцев столкнулась еще в московском аэропорту: единоборцы возвращались домой с соревнований. Молодые люди то переживали, что опаздывают на посадку, то подшучивали друг над другом. И честно говоря, делали они это темпераментно, но никак не громче, чем любая другая компания 20-летних парней на их месте. А вот что действительно бросается в глаза: в самой Махачкале молодежь ведет себя намного спокойнее, чем их соплеменники за пределами Дагестана, в частности в Москве.

— Из нашей республики на поиски лучшей доли уезжают отнюдь не самые достойные и образованные ребята, зато наиболее активные, — сосед в самолете, представился Борисом, учителем истории.

Его слова подтвердил заместитель директора Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Магомед-Расул Ибрагимов, который привел данные, что почти 70 % молодых людей в возрасте до 30 лет в Дагестане – безработные. Неразвитость экономики республики и катастрофическая нехватка рабочих мест – вот, по мнению дагестанских ученых, главные причины всех нынешних бед Дагестана. Каждый первый собеседник, о чем его не спрашивай, минут через пять обязательно начинает говорить об одном и том же: о закрывшихся заводах, о не загруженных заказами уникальных оборонных предприятиях, о том, что поэтому из республики, к сожалению, уехало много русских.

Памятник русским

Русское население Дагестана, некогда составлявшее четверть всех жителей республики, действительно уменьшилось до 4 %. Но причина не в каких-то притеснениях по этническому признаку, а прежде всего в том, что у русских была и остается низкая на фоне остальных местных народов рождаемость и высокая мобильность. Русские в Дагестане были в основном высококлассными специалистами промышленного производства. Не стало работы – они и уехали.

Но отношение к русским в Дагестане обескураживает. В живописной зоне отдыха Махачкалы – в парке у озера Ак-Гёль — стоит 10-метровый бронзовый памятник… русской учительнице. Так называют здесь мемориальный комплекс, посвященный представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане. Роль русских в просвещении горцев этой республики переоценить здесь никто не боится. Рассказывают, что даже в далеких горных селениях старики на годекане (специальное место, где ежедневно собирается только мужское население для общения и решения важных проблем – прим. ред.) почтительно вставали при виде русской учительницы, хотя по традиции здесь не принято, чтобы мужчины так приветствовали женщин.

— Я учился в лучшей школе города – у нас все учителя были русские, — с гордостью говорит Магомед Шихмагомедов из Дербента.

Это еще одна местная особенность: когда упоминают, что учились у русских, значит, дают понять, что получили очень хорошее образование. Из этой же серии обязательное подчеркивание какой вуз в каком из городов центральной России человек окончил.

Дерзость мысли

Только попав в Дагестан, начинаешь понимать, почему родители здесь всеми правдами и неправдами пытаются отправить своих детей учиться в вузы за пределы республики, хотя университеты есть и в Махачкале. Срабатывают десятилетиями формировавшиеся стереотипы, что лучшее образование дают в исконных русских регионах.

На этом играют мошенники, которые открывают в полуподвальных помещениях так называемые филиалы московских вузов и выдают дипломы в обмен на деньги, толком ничему не уча.

Падение интеллектуального уровня населения, наблюдаемое по всей стране, здесь воспринимают очень болезненно. Громко рефлексирует по этому поводу местная интеллигенция старой доброй советской закалки. Уровень анализа ситуации, смелость и самокритичность дагестанских ученых поражают. Они открыто говорят о клановости и этнократии, которые мешают развиваться республике. А на всероссийской научной конференции «Дагестан и дагестанцы: взгляд на себя и взгляд извне» выступавшие, например, сетовали, что Дагестан за всю историю своего культурного развития пока так и не дал миру великих философов и политиков. Высказывались опасения, что возможно и не даст в ближайшее время, так как уровень образования и научной мысли в республике снижается, как и в России в целом. Ещё появилось множество чиновников, которые незаслуженно получают кандидатские и докторские степени.

В то же время потребность в интеллектуальном осмыслении нынешнего духовно-нравственного положения дел в Дагестане, по мнению собравшихся, чрезвычайно велика, так как регион исторически находится на стыке двух культур – христианской и исламской. Отсутствие общедагестанского духовного стержня мешает развитию республики.

Исламизация населения Дагестана по арабскому типу не привела к улучшению нравственного климата в обществе, а радикальное течение – салафизм – собирает под свои знамена активную молодежь, у которой нет доступа к нормальному образованию, работе и реальным рычагам власти в республике, отмечалось на конференции.

Кому выгодно

Именно активность зарубежных фундаменталистов назвал одной из главной проблем Дагестана и президент республики Магомедсалам Магомедов. Он считает, что дагестанцам сейчас как никогда нужны понимание и моральная поддержка жителей всей России. Уж больно силен и коварен враг, с которым приходится бороться – международный терроризм. А вместо этого бесконечные полоскания дагестанцев в СМИ – по поводу и без – формируют комплекс второсортного нелюбимого другими россиянами народа. Республика оказалась в странной роли «мальчика для битья». Однако у всего происходящего, по мнению президента, есть своя логика:

— Дагестан – самая большая и многочисленная республика Северного Кавказа, ее стержень. Чтобы нарушить целостность России на юге – самая подходящая цель. В 1999 жители отразили лобовую атаку террористов вторгшихся к нам и не дали оторвать республику от России. Теперь война стала более изощренной, ее задача посеять рознь между народами, чтобы дагестанцы, обидевшись на несправедливое отношение к себе, утратили российскую идентичность, перестали за нее бороться.

Не хочется верить, что такое вообще может произойти с Дагестаном, где представители более чем трех десятков народов давно привыкли общаться между собой на русском, где смешанные браки – скорее правило, нежели исключение, где дети в школах соревнуются, кто лучше нарисует картину по произведениям Пушкина и Льва Толстого.

Тэги

  • Дагестан
  • национальная
  • полититка

🔊 Прослушать новость

Дагестанские соцсети взорвали фото и видеоролик со свадьбы арабского шейха и девушки из Дагестана. На них запечатлены молодая невеста и ее жених – араб по национальности, приехавший специально в республику, чтобы связаться со своей избранницей брачными узами.

Несмотря на бурные комментарии в адрес брачующихся о благосостоянии шейха, и о том, что только калым невесте обошелся стороне жениха в 300 тысяч долларов, свадебная церемония, судя по видео, прошла довольно-таки скромно, в узком семейном кругу. Невеста в свадебном хиджабе и жених в традиционном арабском одеянии золотистого цвета выглядят счастливыми.

На видео араб делится своими впечатлениями о республике. Переводчик старается дословно передать каждое слово счастливого молодожена. «Мы много слышали о Дагестане, что дагестанцы щедрый народ. Но когда увидел своими глазами, убедился, что вы еще более щедрее. Альхамдулилла машалла, вы искренне щедрый народ и истинно придерживаетесь ислама. Ваши женщины – как положено быть женщинам. Мужчины – как мужчины. И, Альхамдулилла, я очень рад, что связался с Дагестаном.

Со слов молодожена, он и не думал, что женится на девушке из Дагестана. но «это предопределение Всевышнего Аллаха», умозаключает шейх.

Моя история такова. Может для кого-то, она будет поучительной. Три года назад мы отмечали день рождения моей подруги в кафе. Собрались, у нас был огромный стол и много девчонок. Время спустя подъехала большая компания парней. Они сразу обратили на нас внимание, стали посылать нам на стол всяческие подарки. Я сидела напротив симпатичного молодого человека, сначала я не поняла, что он нерусский… Потом мы как то начали общаться, они к нам подходили, предлагали покататься на лимузине, мы конечно же отказывались. Потом этот мальчик подошел ко мне и спросил: почему вы не хотите ехать, я сказала, что мы боимся их, и тем более мне надо потом как-то добиратся до дома. Он сказал, что боятся нечего, потому что он работает в милиции, а остальные друзья гаишники (это была правда). В итоге когда мы уже все собрались выходит у кафе стоял огромный лимузин, нам ничего не оставалось делать как ехать. Он сел рядом со мной, потом я поняла по акценту что он нерусский (дагестанец-аварец). Вскоре я сказала, что мне надо домой, он сказал , что увезет меня. Мы доехали до его машины и он повез меня домой. Когда мы остались наедине на меня нашел страх, я раньше никогда с этим народом не общалась, и боялась. Но он благополучно довез меня, проводил до двери, поцеловал в щечку, и спросил можно ли ему позвонить завтра. Тут то все и началось… На следующий день , не успев открыть глаза, я обнаружила кучу смс. Он клал мне деньги на телефон, предлагал увидиться. После того как он позвонил раз 10. Я сказала ладно подъезжай на мойку я буду мыть там машину. Он приехал. Мы катались по городу, сидели в кафе. Так начался наш роман. Я была без ума от него, он признавался мне в любви. Я уже знала его родственников и друзей. Мы встречались год. За год отношение существенно изменилось. Он не стал практически ничего делать для меня, а стал требовать к себе много чего… Потом произошел такой случай: мы гуляли в кафе с его друзьями ментами. И все напились. Не для кого не секрет, что менты всегда ездят пьяные за рулем. В этот день мы были на моей машине. После кафе, мы вышли он сел за руль. И не успев отъехать от кафе он врезался в жигули причем процарапав всю бочину. представляете что стало с моей машиной? Я сказала остановись. Он сказал нет надо сматываться, а то меня уволят из милиции. Мы ехали дворами. Вскоре я увидела мигалки сзади. Но… это просто была проверка документов, он вышел, помахал корками и нас отпустили, несмотря на то, что он не стоял на ногах. Он сказал ты не переживай мы сделаем машину. Я оплачу ремонт.(надо же было мне быть такой дурой и верить этому). Немногим позже мы отмечали день милиции. И как всегда все напились. Мы ехали впереди, я была трезвая за рулем, а сзади в уазике ментовском ехали его пьяные сослуживцы. Я притормозила на лежачем полицейском, и этот уазик въехал мне в зад. Мы выбежали. Были повреждения, не значительные, но крышку багажника надо было красить… Конечно же никто не хотел вызывать ГАИ, так как были пьяные. Опять же пообещали все сделать. Время шло, с ремонтом он тянул, отношения были, но мне уже они не нравились, и сама уже хотела уйти от этого человека. Несмотря на то, что любила его. Но перспектив я не видела. В итоге произошла очередная ссора. И я перестала отвечать на его звонки. Мне уже было без разницы сделает ли он мне машину или нет. Он звонил, звонил…. Так прошел месяц. Когда я решила машину продавать, я все таки решила наконец потребовать денег на ремонт и позвонила… Телефон был не в зоне. Я позвонила на работу. Мне сказали, что он в отпуске и уехал на Родину. Я попросила его друга найти мне его тот номер телефона. Он нашел. Сначала он мне писал смс что я сама виновата не брала трубку. Потом он писал мне что скучает. Но я вела себя грубо с ним и требовала денег, а не слов. Он написал мне, что он женится там…. Тут земля ушла у меня из под ног. Он всегда говорил, что никогда не женится на девушке своей нации, что хочет русскую жену. Я написала ему : хорошо женись, будь счастлив. Но когда приедешь отдай мне деньги. Он написал: мы будем вместе? ты будешь со мной встречаться? Я думаю вы представляете, что ответила я на это. Проло 2 месяца. Он приехал, позвонил мне, что хочет увидится, соскучился. Я говорила, что увижусь, когда он отдаст деньги или договорится о ремонте. Он тянул время. Мне пришлось обратится к нужным людям, чтобы разобрались. Тут то полилось из него, он мне наговорил и написал кучу гадостей. Вообщем было тяжело и неприятно. Решив, что я сама виновата во всем, что хочу все это забыть, я уехала отдыхать. Затем моя жизнь без этого человека наладилась довольно быстро. И в личном и в финансовом плане все стало не просто хорошо, а очень хорошо… Что же было далее… Через год после этой истории, в канун Нового года он присылает мне сообщение, с просьбой простить его и не злиться. Я сказала Бог простит. На этом не кончилось дело. Он снова стал названивать, писать, что скучает, звонить по ночам…. А потом я увидела в городе его машину сильно помятую, друзья рассказали, что он пьяный попал в аварию, его лишили прав. В тот момент, я не радовалась, я просто думала, что есть СПРАВЕДЛИВОТСТЬ НА СВЕТЕ. Звонит он мне регулярно, интересуется моими делами. Недавно я решилась расставить все точки, и встретиться. Проверить себя, остались ли у меня чувства к этому человеку после всего. Мы встретились, я -вся такая красивая на новой тачке))) и он весь такой уставший, измученный, безработный и женатый…. И вы не поверите он пытался вернуть отношения, вновь предлагал встречаться и быть его любимой…. Но главное-я поняла, что не любовь это была, и Бог меня уберег от человека этой национальности.

Мое мнение субъективное и личное, выводы сделаны на основании увиденного и услышанного мной в период замужества за дагестанцем, и изложены исключительно с женской точки зрения. Сама я татарка, живу и работаю в Москве. Покрытие головы, скромная одежда — это обязательно для меня, как в принципе, и для всех мусульманских девушек. Когда мы познакомились с будущим мужем, дагестанцем, он говорил про ислам, читал намаз, часто поминал Всевышнего, это и сказалась на моем выборе. Я искренне обрадовалась, благодаря Аллаха за то, что я встретила своего мужчину, которого и покрытие головы, и отсутствие оголенных частей тела не просто привлекает, а как мне показалось, восхищает.

Мы приняли решение пожениться. Пошли в мечеть, где и был прочитан никях, после чего мой муж благополучно переехал ко мне в квартиру. С этого момента я получила возможность больше узнать о нем и его родственном окружении, так как ранее кавказцев видела только в кино и только с положительной стороны.

Ничего не скажу, их гостеприимство и уважение к старшим меня порадовало, однако во всем остальном — увы. Особенно касаясь понтов — это что-то особенное, мне даже кажется, заложенное на их генетическом уровне. Не важно, как, не важно, за чей счет и какой ценой, но каждый из них считал, что просто обязан быть круче другого. При этом они и сами глубоко уверены в своем превосходстве над другими, даже ничего не имея, ни образования, ни работы …НИЧЕГО! Они будут сидеть, не имея постоянного источника дохода, да и непостоянного тоже, распивая пиво и покуривая «благородную траву», не имея ни копейки денег, но при этом даже друг перед другом, несмотря на то, что они знакомы много-много лет, из одного аула, села и колхоза, все-таки стараются показать те качества и материальные блага, которых и в наличии-то нет. Выпендривались друг перед другом как малые дети.

А их стремление выглядеть презентабельно? Это что-то! Имея одну старую, заношенную, застиранную рубашку, костюм с отблеском лоснящегося налета и подранным подкладом, причем зачастую один на всех, без какого-либо стремления поработать ради собственного же благополучия, довольствуясь из-за лени тем, что есть, лишь бы не трудиться, отглаживали его до такой степени, что он аж светился и являлся для них показателем достатка, собственной значимости и непоколебимого свидетельства того, что он не простой «работяга», а как минимум «босс» и не средней руки, а гораздо выше.

Я смогла убедиться в том, что способность «говорить» ради того, чтобы «говорить» т.е. слово ради слова, а не слово ради дела, это также является неотъемлемой частью их генетики. Говорят ВСЕ и много, я бы сказала так: «Слишком много текста», но дальше разговора обычно не заходит. Они могли говорить о том, что надо что-то сделать, с целью достижения определенных планок и высот, смело давали друг другу обещания «завтра узнать; завтра проработать вопрос; завтра встретиться и подключить нужных людей» и т.д., но, как правило, завтра никто и ничего не делал, продолжая валяться на диване в ожидании, когда же холодильник заполнится продуктами, а в доме появятся деньги на так необходимые кафе и забегаловки, где можно посидеть «за чашкой чая»…

Касаемо исполнения ими обязанностей мужа, которому Всевышний вверил каждую конкретную женщину (в данном абзаце я не затрагиваю тему секса, это они «всегда и пожалуйста»): понимание того, что семью надо содержать, позаботиться о наличии продуктов или хотя бы денежных средств на их покупку, в принципе отсутствует. Как и понимание того, что у супруги существует потребность в одежде, причем разносезонной. Любой разговор на данную тему резко пресекается фразой «все будет». На вопрос, когда это событие произойдет, ответ не менее категоричный «отстань со своими капризами, ты уже достала». При этом, деньги на «чашку чая», благородную и столь любимую траву и 33-ю пару туфель с вытянутым и заостренным носом, всегда есть. Я уже не говорю о том, что помимо элементарных обязанностей, каждый мусульманин, а дагестанцы уж очень сильно и громогласно заявляют о своей непоколебимой религиозности, просто обязан хорошо относиться к своей жене, заботиться о ее внутреннем спокойствии и т.п. Зачастую дома слышно только одно «отдыхай, короче», «прекрати эти нелепые разговоры» и т.д., причем зачастую в целях уйти от обсуждения действительно важных опросов, формирующих дальнейшие отношения супругов.

Теперь касаемо верности. Это, конечно, замечательно, что большинство тех дагестанцев, с которыми мне посчастливилось познакомиться, твердо следуют принципу: «измена – это грех, я себя не на помойке нашел и лучше уж быть одному, чем с кем попало», последняя фраза меня всегда приводила в замешательство в части того, что, видимо, кроме как «кто попало» на их жизненном пути и не встречается, в связи с чем необходимо подумать о расширении посещаемых территорий и быть более внимательным в выборе друзей и подруг. При этом зачастую, прибывая в столицу нашей Родины, большинство дагестанских орлов уже крепко и прочно связаны брачными узами, укрепленными не одним ребенком. Несмотря на наличие супруг, вверенных им, приезжая для заработков, они почему-то слишком быстро забывают, зачем приехали, и ограничиваются оккупацией местных девушек, причем не брезгуют ничем и никем.

Например, когда мы гуляли по улице с мужем и его земляками, они очень громко обсуждали проходящих мимо девушек, чьи юбки были на уровне пояса, а грудная клетка вообще не прикрывалась никоим образом, пафосно плевали ей в след, выкрикивая оскорбительные выражения, но в тоже время каждый из них, наловчившись хаотично вращать глазами, за время пока его плевок долетит до земли, успевал «общупать на уровне глазного дна» все то, что было не прикрыто. И если повезет, умудрялся «заполучить» номер телефончика такой «богини» и потом брал измором, тратя последние деньги на смс-сообщения, в которых возносил ее красоту до таких высот, до которых в принципе только птицы долетают. Причем они это воспринимали как «прикол», похваляясь дома друг перед другом и иногда зачитывая вслух сообщения этих, как они их называли, «русских куриц».

Все поголовно зарегистрированы на сайтах знакомств, причем даже на самых грязных мобильных чатах, суть которых сводится к пересылке фотографий различных частей тела, как женщин, так и мужчин, с просьбой «сфотографировать и прислать грудь в нужном ракурсе», обсуждая проблемы фригидности, половой близости с партнером и т.д. При этом, никто из них не обращал внимания на то, что на данных сайтах также зарегистрированы и девушки как из Дагестана, так и Кавказа в целом, принимающих не менее активное участие в обсуждениях подобных тем. Мужчин никоим образом не смущало, что получается так, что он сам и портит свою же нацию, в лице той дагестанской девушки, которая присылает ему фото своей оголенной фигуры. Когда я спросила, а уверены ли они, что это не его жена под другим именем с ним общается, они «взрывались» и начинали бить себя в грудь, убеждая меня в том, что ИХ девушки порядочные и на таких сайтах просто «зависать» не могут, а имена «Хеда, Залина, Мадина, Пати и т.д.» это вымышленные, а указание таких городов как Махачкала, Кизляр и т.д., не говорят о том, что это соответствует действительности.

Также мое наблюдение показало, что эти мужчины считают своей святой обязанностью скрасить одиночество ВСЕХ девушек, с обязательным приглашением последних в кафе и не менее обязательным показательным выступлением, выражающимся в исполнении национального танца «лезгинка». Причем, совершенно согласна с автором статьи, лезгинку они танцуют всегда и везде, вплоть до станций метро, начинает один, под шумные овации присутствующих земляков, а в последствии это перерастает в толпу размахивающих руками и ногами мужчин, а если повезет, то под улюлюканье случайно оказавшихся на месте танца женщин, совершенно не задумываясь об уместности происходящего действия…

Можно еще долго описывать те действия или бездействия, свидетелем которых я непосредственно стала за период жизни с бывшим мужем, но я ограничусь сказанным и подведу итог: люди, которых знала я, отличаются: 1) Лживостью, причем иногда мне казалось, что лгут они постоянно и во всем, просто так, даже не задумываясь, просто чтоб приукрасить себя, выдать желаемое за действительное, не быть осмеянным, казаться «крутышкой» и т.д.; 2) Понты – это имеет место быть, видимо большинству просто нечем гордиться, ничего не достигнуто, ничего не наработано, да и желание нарабатывать отсутствует, а уважения и почета очень хочется; 3) Лень – крайне ленивы, работать – это для таджиков и узбеков, а они могут только руководить, а также не гнушаются жить и на содержании женщин, если повезет, то не очень преклонного возраста; 4) Распутство – такое ощущение, что их долго держали в темной и холодной яме под названием родное село и дом, вырвавшись откуда, как мужчины, так и женщины, просто съезжают с катушек, путая берега и пускаются во все тяжкие, чтоб удовлетворить свои сексуальные интересы, зачастую ничем не брезгуя; 5) Крайне низкие требования к уровню и качеству взаимоотношений между супругами, полное отсутствие элементарного уважения и заботы, причем с обеих сторон, их отношения больше можно назвать потребительскими; 6) ОГРОМНОЕ самомнение и очень высокая само значимость, не имеющая ни малейших поводов и оснований к тому; 7) Наркотическая зависимость от трав различного происхождения; 8) Повышенная лже-религиозность, которую можно охарактеризовать фразой: «мусульмане – одна рука на Коране, вторая на стакане». Когда налопаются пива, накурятся всякой ерунды, разговор обязательно заходит об исламе, и это сопровождается дополнительными вливаниями спиртного и раскуриванием «трубки мира», изготовленной из пластиковой бутылки.

Есть, конечно, среди дагестанцев порядочные и приличные люди, и, к счастью, их немало, но они не заметны в силу умеренности, а молодежь старается «идти в ногу со временем», постепенно утрачивая те личностные качества и особенности национальной культуры, за которые во все времена Кавказ восхваляли.

© Realisti.ru

Как создать счастливую семью — базис

 ( 31 голос: 4.39 из 5 )

Статья помогла? Поддержите работу сайта!

Перевести средства на работу сайта

Помочь делом

Последние сообщения в форуме

| Главная | Наши книги | Волонтерская помощь | Аудиокниги | Аудиотека | Авторы | Станьте автором! | Помочь проекту | Наши баннеры | | Карта сайта | О проекте | © «Настоящая любовь». 2007-2016. Группа сайтов «Пережить.ру».

Без разрешения редакции допускается использование на одном сайте не более одного материала с www.realove.ru.
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.realove.ru

В ЗАГСе Махачкалы подвели итоги работы за 2019 год. Более 3800 новых семей появились в прошлом году. И эта цифра значительно выше данных за 2018-й. Статистика показывает: в столице Дагестана чаще женятся, чем разводятся. Распадаются примерно 25-30% семей. Эта цифра не меняется уже несколько лет. В прошлом году на расторгли отношения примерно тысяча семей. Чаще всего подают на развод пары, прожившие несколько месяцев в браке.

Специалист отдела регистрации браков ЗАГСа Кунсият Ахмедова отмечает рост числа интернациональных союзов. Каждый месяц специалисты регистрируют примерно 15 таких пар. Иностранные женихи и невесты в основном — представители стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Украины, Казахстана, Таджикистана, Кувейта, Иордании, Турции и Сирии. Другие дагестанцы связали свои судьбы с гражданами США, Израиля, Германии и Великобритании. Женщины заключают браки с гражданами иностранных государств чаще, чем мужчины, говорят в ЗАГСе.

Самой молодой невесте в 2019 году было 16 лет, а самому юному жениху – 18. Но в целом средний возраст вступления в брак стал выше. Махачкалинцы женятся и выходят замуж ближе к 25-30 годам. Официально оформляют свои отношения не только молодежь, но и пожилые. Самым взрослым в 2019 году молодоженам исполнилось 81 и 77 лет.

На самом деле число созданных семей выше. Не все пары хотят получить штамп в парспорте о браке. Религиозные молодожены предпочитают заключать исламский брак – никях. Празднуют свадьбы также по-разному. Кто-то устраивает мавлид – торжество без музыки и алкоголя, другие организуют пышные застолья в более традиционном понимании. Очень часто свадьбы длятся несколько дней – первый день празднует сторона невесты, на второй день – свадьба жениха.

Но какой бы не была форма проведения мероприятия, духовные лидеры Дагестана просят быть скромнее. Затраты на свадьбы в Дагестане исчисляются сотнями тысяч рублей, нередко доходят и до миллиона. Люди влезают в долги, берут кредиты.

Жители Дагестана соревнуются друг с другом в том, кто больше потратит денег на свадьбу или похороны, считают в муфтияте Дагестана. На одной из проповедей заместитель муфтия республики Абдулла Салимов призвал мусульман отказаться от подобной практики.

«Что сегодня происходит в проведении свадебных торжеств? Один узнает, сколько потратил его сосед на свадьбу своей дочери, и ставит цель потратить еще больше. А на что он тратит? Даже не на еду, а на то, без чего эта свадьба могла бы и обойтись. Ненужные траты», — уверен Салимов.

Попытки образумить дагестанцев в тратах духовенством предпринимались и раньше. Три года назад в некоторых селах местные имамы даже пробовали установить размеры выкупа за невесту, количество блюд на празднике и количество дней, сколько может продолжаться торжество. Но такие «документы» не имели юридической силы и далеко не все прислушивались к рекомендациям.

«Кавказ.Реалии» поинтересовался у жителей республики, что они думают на эту тему.

Айшат вышла замуж несколько месяцев назад. Свадьба проходила в один день, туда были приглашены родные и близкие жениха и невесты. Всего 180 гостей. Посиделки в ресторане обошлись в 235 тысяч рублей.

«У нас была бюджетная свадьба, без всяких мелочей – дыма, канделябров и прочего», – рассказывает девушка.

Платье невеста сшила в ателье, потратив 15 тысяч рублей. За макияж и прическу отдала еще пять тысяч. Свадебный торт обошелся в шесть тысяч – знакомые сделали хорошую скидку.

«Категорически не стоит влезать в кредиты ради свадьбы. Бред полный», – уверена Айшат.

Аминат женила сына осенью 2018 года. Свадьба на 120 человек проходила в ресторане. За банкет с тамадой, музыкантами, видео и фотосъемкой женщина отдала больше 300 тысяч рублей. Такая же сумма ушла на подарки невесте.

«Если бы не было этих денег – сыграли бы ту свадьбу, на которую хватило средств. Кредиты брать точно бы не стала. Может быть, в долг, но небольшую сумму», — говорит Аминат.

Катя выходила замуж в июне 2019 года. Праздник длился два дня. Девушка купила два платья за 70 тысяч, за макияж и прически заплатила 16 тысяч рублей. Аренда машины – десять, торт – 25, певец – 25.

«Свадьба была на 150 человек. Средний чек около полутора тысяч с носа. Причем это маленькая свадьба», – подсчитывает Катя.

«Отвратительно отношусь к кредитам на свадьбу. Лучше вообще ее не делать. Есть деньги, время и желание – делай. Нет – нечего и выпендриваться. Любые деньги я лучше потрачу на поездки за границу, чем на какое-то торжество», – считает махачкалинка Наташа.

Но с ней не согласен Рамазан. Мужчина уверен, что свадьба и белое платье – мечта любой девушки: «Кредит брать на свадьбу – нормально. Много берут в долг. Потом на свадьбе все родственники скинут и можно сразу вернуть. Свадьбу все хотят. И платье все хотят. Так что не надо ля-ля».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *