Рита Новикова
Дидактическая игра «Когда это бывает? Времена года»
Новикова Рита
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Цель:
— Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности, о изменениях в живой и неживой природе;
-Формировать представления детей о труде взрослых и детских забавах, праздниках, соответствующих времени года;
-Развивать зрительную память, логическое мышление;
-Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Задачи:
— учить определять время года по его характерным признакам;
— закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
— воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней; — учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.
Игровое правило: Соотнести данную карточку с моделью времени года.
Игровое действие: Поиск нужной картинки и соотношение ее с моделью части времени года.
Материал: модели времени года, картинки, отражающие деятельность в разное время года.
1. Игра «Выбери и объясни!»Ход игры:
Ведущий вертит круг со стрелкой. На что указывает стрелка, дети показывают карточку соответствующую определенному времени года. И так надо собрать все карточки.
В первом варианте могут играть, как вся группа, так и несколько человек.
2. Игра «Кто быстрее?».Ход игры:
В игре участвует шесть человек. Каждому дается одна большая карточка с изображением сразу всех времен года, но различных действий. Отдельно перевернутыми лежат маленькие карточки. Их перемешивают, затем по очереди берут по одной описывают её и кладут на карточку, у ребенка которого она находится.
Для коллег, заинтересовавшихся игрой, хочу предоставит алгоритм ее изготовления.
1 вариант:
1 этап На листе в форме круга, разделенный на четыре части изображаются времена года. Все это затем ламинируется.
2 этап
Фиксируется стрелка.
3 этап
Изготовление карточек. Игра готова.
2 вариант:
1 этап
Делаются карточки, деленные на 4, где изображены изменения в живой и неживой природе каждого времени года.
Например: одежда (зимой дети одеты в зимнюю одежду, весной –в весеннюю, осенью-осеннюю, летом-в летнюю) и т. д.
2 этап
Изготовление таких же карточек только разрезных.
3 этап
Все пособие ламинируется, для долгого применения. Игра готова.
Для усвоения материала, возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок. Так же эту игру можно использовать для описательного рассказа любого времени года.
Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.
Задачи. Уточнить представление детей о временах года. Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.
В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.
Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.
Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.
После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.
В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.
В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.
Содержание
Весна красна!
Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.
Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!
Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.
Весна. Стали дни светлее,
Ярче и длиннее, –
Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.
Весенние Месяцы. Это Весна красна!
Весна. Солнышко лучится,
А зверькам не спится, –
Весенние Месяцы. Это Весна красна!
Весна. Лопаются почки,
Вырастут листочки, –
Весенние Месяцы. Это Весна красна!
Весна. Птицы прилетают,
Гнёздышки свивают, –
Весенние Месяцы. Это Весна красна!
Весна. Мячики, скакалки,
Игры и считалки, –
Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:
Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!
Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.
Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.
Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.
Далее педагог проводит игру.
Подвижная игра «Гнёздышко”
Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:
Над землёю солнце встало
И лучами заиграло.
Будет солнышко сиять,
Будешь птичкой ты летать.
Снаружи «летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: «Птичка вылетает!”. При этом гнездо «рассыпается”, первая Птичка «вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети «летают” как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.
Золотое Лето
Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.
Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!
Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движениями.
Лето. Жаркая погода,
Вся в цветах природа, –
Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.
Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!
Лето. Тёплая водица,
Дома не сидится, –
Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!
Лето. Бабочки танцуют,
Дети их рисуют, –
Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!
Лето. Мы в походе нашем
Варим щи и кашу, –
Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!
Лето. Ягодки поспели,
Вкусно люди ели, –
Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:
Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!
Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.
Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.
Звучит песня «Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.
Исполняется хореографическая композиция «Летний дождь”.
Подвижная игра «Бабочка и цветы”
Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:
Лето, солнышко, цветы,
Поиграй со мною ты.
Я, дружочек, не шучу,
Поднимусь и улечу!
По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:
День сегодня интересный,
У меня сачок чудесный.
Буду тихо я шагать,
Чтобы бабочку поймать.
По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.
Осень
Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: «Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.
Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.
Сентябрь. Спит в природе лето,
Значит осень это, –
Осень. Это осень.
Сентябрь. Выросли в лесочке
С шапочкой грибочки, –
Осень. Это осень.
Октябрь. Дождик вдруг закапал,
Долго-долго плакал, –
Осень. Это осень.
Октябрь. Листики резные,
Все они цветные, –
Осень. Это осень.
Ноябрь. Ветер часто дует,
С листьями танцует, –
Осень. Это осень.
Ноябрь. Машут «До свиданья!”
Птицы на прощанье, –
Осень. Это осень.
Осенние Месяцы. Праздник урожая,
Труд мы прославляем,
Осень. Это осень.
Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!
Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.
Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.
Далее ведущий мероприятия проводит игру.
Подвижная игра «Солнышко и туча”
Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: «Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.
Дети идут по кругу, педагог говорит слова:
– Снова утренней порой
Встало солнце над горой.
Заискрилось, а потом
Осветило каждый дом.
Внезапно звучит команда «Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль «домиков” или «зонтиков”, куда прячутся их дети.
Игра повторяется 2-3 раза.
У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: «Дети” и «Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой «домик”. «Дети” собираются в свой круг, «Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.
Когда звучит команда «Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга «Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды «Дети” должны найти свои «домики”.
Зимушка-зима
Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.
Звучит песня «Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.
Исполняется «Танец снежинок”.
Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.
Зима. Спит в снегу природа,
Замерзают воды, –
Декабрь. Это Зимушка-зима.
Зима. Рано сядет солнце,
Глянет ночь в оконце, –
Январь. Это Зимушка-зима.
Зима. Кружатся снежинки –
Крошечные льдинки, –
Февраль. Это Зимушка-зима.
Зима. Звери в тёплых норках,
Дети мчатся с горки, –
Декабрь. Это Зимушка-зима.
Зима. Новый Год встречаем,
Песни распеваем, –
Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!
Подвижная игра «Зимние забавы”
По команде ведущего «Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде «Коньки” они изображают катание на коньках. По команде «Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде «Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде «Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.
Хоровод Месяцев
Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.
Игра «Времена года”
Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.
Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда «Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.
Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда «Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.
В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.
Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.
Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.
елена митяшова
Игра «Времена года»
МБДОУ д / c № 26 «Сказка»
Макет дерева «Времена года»
1мл. гр «Гуси –Лебеди».
Воспитатели: Митяшова Е. Г.
Актуальность:
Малыш растет и мир вокруг него меняется. Еще вчера на улице было холодно и шел снег, а сегодня тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, поют птицы! Самое время познакомить ребенка с временами года. Дети лучше воспринимают наглядную информацию, ту что можно рассмотреть, потрогать и обследовать, поэтому приступим к изготовлению дидактической игры.
Игра- макет «Дерево. Времена года» направлен на закрепления знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года и предназначен для детей от 2-7лет. Макет изготовлен из картона+ дополнен куклой с комплектами одежды по четырем сезонам из картона.
Макет удобен тем, что его составляющие компоненты можно менять и дополнять. Пособие можно использовать как во время НОД, так и при совместно и индивидуальной работе с детьми.
Цели и задачи:
— Формировать представление о чередовании времен года, их характерных особенностях.
— Учить наблюдать к сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе.
— Воспитывать бережнее отношение к природе.
— Формировать представления о человеке, частях его тела; познакомить с сезонными предметами одежды.
— Развивать внимание, мелкую моторику рук.
— Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
— Расширять словарный запас, кругозор.
Придумала мать дочерям,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна-зеленеют леса,
И птичьи по всюду звенят голоса.
А Лето пришло- все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зима отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
1. Игра «Какое время года»?
Цель:
Формировать умение определять по описанию время года; расширять кругозор, развивать умение анализировать, воспитывать любовь к природе.
Ход игры:
Воспитатель зачитывает стихотворение (загадки, пословицы, дети должны определить о каком времени года говорится….
2 Игра «Одень куклу на прогулку»
Цель:
Формировать представления о сезонной одежде, развивать мелкую моторику рук.
Воспитатель называет время года, дети подбирают подходящий сезону комплект одежды.