Дидактическая игра времена года

Рита Новикова
Дидактическая игра «Когда это бывает? Времена года»

Новикова Рита

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель:

— Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности, о изменениях в живой и неживой природе;

-Формировать представления детей о труде взрослых и детских забавах, праздниках, соответствующих времени года;

-Развивать зрительную память, логическое мышление;

-Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Задачи:

— учить определять время года по его характерным признакам;

— закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;

— воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней; — учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

Игровое правило: Соотнести данную карточку с моделью времени года.

Игровое действие: Поиск нужной картинки и соотношение ее с моделью части времени года.

Материал: модели времени года, картинки, отражающие деятельность в разное время года.

1. Игра «Выбери и объясни!»Ход игры:

Ведущий вертит круг со стрелкой. На что указывает стрелка, дети показывают карточку соответствующую определенному времени года. И так надо собрать все карточки.

В первом варианте могут играть, как вся группа, так и несколько человек.

2. Игра «Кто быстрее?».Ход игры:

В игре участвует шесть человек. Каждому дается одна большая карточка с изображением сразу всех времен года, но различных действий. Отдельно перевернутыми лежат маленькие карточки. Их перемешивают, затем по очереди берут по одной описывают её и кладут на карточку, у ребенка которого она находится.

Для коллег, заинтересовавшихся игрой, хочу предоставит алгоритм ее изготовления.

1 вариант:

1 этап На листе в форме круга, разделенный на четыре части изображаются времена года. Все это затем ламинируется.

2 этап

Фиксируется стрелка.

3 этап

Изготовление карточек. Игра готова.

2 вариант:

1 этап

Делаются карточки, деленные на 4, где изображены изменения в живой и неживой природе каждого времени года.

Например: одежда (зимой дети одеты в зимнюю одежду, весной –в весеннюю, осенью-осеннюю, летом-в летнюю) и т. д.

2 этап

Изготовление таких же карточек только разрезных.

3 этап

Все пособие ламинируется, для долгого применения. Игра готова.

Для усвоения материала, возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок. Так же эту игру можно использовать для описательного рассказа любого времени года.

Цель. Формирование понятия о характерных признаках времён года, знакомство детей с месяцами года.

Задачи. Уточнить представление детей о временах года. Закрепить их знания о месяцах года через игровую деятельность.

В инсценировке участвуют 16 детей (4 времени года и 12 месяцев). Исполнители вместе с родителями готовят костюмы для данного занятия.

Используется реквизит: реальные или самодельные листики и цветы, образ солнышка, изготовленные снежинки и др.

Зал украшен элементами всех времён года в последовательности их наступления.

После завершения фрагмента, посвящённого определённому времени года, можно включить номера художественной самодеятельности (песни, танцы, игру на музыкальных инструментах и т.п.). В этом случае игровое занятие может быть расширено до праздничного мероприятия.

В занятии можно использовать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года”, либо другие мелодии, посвящённые временам года.

В подвижных играх принимают участие все дети, присутствующие в зале.

Весна красна!

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах весенних месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Весну.

Весенние Месяцы. Весна красна! Весна красна! Весна красна!

Вперёд выходит девочка в костюме Весны и обходит каждый Месяц по кругу. Потом, она возвращается в центр и становится впереди.

Весна. Стали дни светлее,

Ярче и длиннее, –

Дети, взявшись за руки, поднимая их вверх, приветствуют Весну.

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Солнышко лучится,

А зверькам не спится, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Лопаются почки,

Вырастут листочки, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Птицы прилетают,

Гнёздышки свивают, –

Весенние Месяцы. Это Весна красна!

Весна. Мячики, скакалки,

Игры и считалки, –

Месяцы идут по кругу вокруг Весны и повторяют:

Весенние Месяцы. Это Весна красна! Это Весна красна! Это Весна красна!

Затем Весенние Месяцы и Весна уходят, уступая место педагогу.

Педагог задаёт вопросы детям, сидящим в зале, о признаках и приметах весны. Они отвечают.

Исполняется хореографический номер, посвящённый этому времени года.

Далее педагог проводит игру.

Подвижная игра «Гнёздышко”

Дети садятся в круг, взявшись за руки. Это гнёздышко. Внутри сидит Птичка, которая выбирается по считалке:

Над землёю солнце встало

И лучами заиграло.

Будет солнышко сиять,

Будешь птичкой ты летать.

Снаружи «летает” другая Птичка (ведущая), избранная по той же считалке, и подаёт команду: «Птичка вылетает!”. При этом гнездо «рассыпается”, первая Птичка «вылетает” из гнезда, вместе с ней все дети «летают” как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!”. Дети опять приседают и берутся за руки, изображая гнёздышко. Кто не успел присесть, становится ведущим.

Золотое Лето

Звучит музыка. В зал входят трое детей в нарядных костюмах Летних Месяцев. Они становятся с интервалами, берутся за руки и, продвигаясь вперёд, зазывают Лето.

Летние Месяцы. Золотое Лето! Золотое Лето! Золотое Лето!

Выходит ребёнок в костюме, представляющем Лето. В руках у него букет полевых цветов. Он дарит эти цветы зрителям. После Лето произносит свои реплики, обыгрывая их соответствующими движениями.

Лето. Жаркая погода,

Вся в цветах природа, –

Месяцы держат руки на поясе и, приседая, поворачиваясь то влево, то вправо, говорят свои реплики.

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Тёплая водица,

Дома не сидится, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Бабочки танцуют,

Дети их рисуют, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Мы в походе нашем

Варим щи и кашу, –

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето!

Лето. Ягодки поспели,

Вкусно люди ели, –

Дети становятся вокруг Лета, делают проходку по кругу, произнося слова:

Летние Месяцы. Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето! Это Лето, золотое Лето!

Педагог спрашивает у детей, сидящих в зале, что они запомнили про лето. Дети отвечают.

Педагог задаёт вопросы о том, любят ли дети тёплый летний дождь, нравится ли им бегать по лужам? Дети отвечают.

Звучит песня «Дождик” – сл. Зинаиды Александровой, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется хореографическая композиция «Летний дождь”.

Подвижная игра «Бабочка и цветы”

Все дети становятся по кругу, они изображают Цветы. Можно проговорить названия цветов. По первой считалке выбирается Бабочка:

Лето, солнышко, цветы,

Поиграй со мною ты.

Я, дружочек, не шучу,

Поднимусь и улечу!

По второй считалке выбирается Мальчик с сачком, который ловит Бабочку:

День сегодня интересный,

У меня сачок чудесный.

Буду тихо я шагать,

Чтобы бабочку поймать.

По команде водящего Бабочка убегает от Мальчика, выбирает любой Цветок, чтобы отдохнуть, становится позади Цветка. Тогда Цветок превращается в Бабочку и убегает от Мальчика с сачком. Игра завершается, когда Мальчик ловит Бабочку.

Осень

Педагог, обращаясь к детям, задаёт вопрос: «Что вы знаете про осень?”. Дети отвечают.

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах осенних месяцев и Осень.

Сентябрь. Спит в природе лето,

Значит осень это, –

Осень. Это осень.

Сентябрь. Выросли в лесочке

С шапочкой грибочки, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Дождик вдруг закапал,

Долго-долго плакал, –

Осень. Это осень.

Октябрь. Листики резные,

Все они цветные, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Ветер часто дует,

С листьями танцует, –

Осень. Это осень.

Ноябрь. Машут «До свиданья!”

Птицы на прощанье, –

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Праздник урожая,

Труд мы прославляем,

Осень. Это осень.

Осенние Месяцы. Это Осень! Это Осень! Золотая Осень!

Осень угощает своих братьев – Месяцев плодами.

Исполняется хореографическая композиция, посвящённая осени.

Далее ведущий мероприятия проводит игру.

Подвижная игра «Солнышко и туча”

Дети берутся за руки и становятся в хоровод. Педагог говорит детям: «Осенью солнышко приходит к нам в гости не каждый день, будьте внимательны! Внезапно может появиться тучка”.

Дети идут по кругу, педагог говорит слова:

– Снова утренней порой

Встало солнце над горой.

Заискрилось, а потом

Осветило каждый дом.

Внезапно звучит команда «Тучка плывёт, дождик пойдёт!”. Дети находят место, куда можно спрятаться. Если в зале присутствуют родители, они могут исполнять роль «домиков” или «зонтиков”, куда прячутся их дети.

Игра повторяется 2-3 раза.

У игры может быть другой вариант. Участники делятся на две команды: «Дети” и «Домики”. Каждый член первой команды запоминает свой «домик”. «Дети” собираются в свой круг, «Домики” – свой. По команде педагога оба круга начинают движение.

Когда звучит команда «Тучка плывёт, дождик пойдёт!”, дети круга «Домиков” разбегаются в разные стороны. Члены команды «Дети” должны найти свои «домики”.

Зимушка-зима

Звучит музыка. В зал входят трое детей в костюмах зимних месяцев и Зима.

Звучит песня «Осторожный снег” — сл. Владимира Степанова, муз. Александры Даньшовой.

Исполняется «Танец снежинок”.

Братья-Месяцы изображают тройку лошадей. Через их плечи перекинуты цветные ленты (поводья), которые держит в своих руках Зима. Слышится звон колокольчиков. Импровизированная тройка проезжает по кругу и останавливается. Зима выходит в центр, братья – рядом с ней становятся в одну линию.

Зима. Спит в снегу природа,

Замерзают воды, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Рано сядет солнце,

Глянет ночь в оконце, –

Январь. Это Зимушка-зима.

Зима. Кружатся снежинки –

Крошечные льдинки, –

Февраль. Это Зимушка-зима.

Зима. Звери в тёплых норках,

Дети мчатся с горки, –

Декабрь. Это Зимушка-зима.

Зима. Новый Год встречаем,

Песни распеваем, –

Зимние Месяцы. Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима! Это Зимушка-зима!

Подвижная игра «Зимние забавы”

По команде ведущего «Лыжи!” дети изображают лыжников. По команде «Коньки” они изображают катание на коньках. По команде «Санки” дети становятся парами. Ребёнок, стоящий впереди, изображает санки, а ребёнок, стоящий сзади, изображает катающегося на этих санках. При этом второй ребёнок держит первого за руки, они бегут друг за другом. Потом дети меняются местами. По команде «Снежки” дети изображают игру в снежки. По команде «Снеговик!” изображают создание снеговика. Команды могут повторяться.

Хоровод Месяцев

Педагог предлагает детям назвать признаки и приметы всех времён года и повторить очерёдность наступления 12-ти месяцев. После этого приглашает всех детей-Месяцев встать в хоровод. Каждый Месяц держит в руках табличку со своим порядковым номером месяца в году. Остальным детям, присутствующим в зале, раздаются карточки с числами от 1 до 12-ти. На определённое количество детей может быть использовано несколько комплектов цифр, чтобы каждый принял участие в игре, например, на 60 детей необходимо иметь 5 числовых комплектов.

Игра «Времена года”

Под музыку дети танцуют. Как только звучит команда какого-то времени года, в круг собираются Месяцы указанной поры, а также дети, у которых на карточках стоят числа этих месяцев.

Команды дают дети в костюмах времён года. Например, звучит команда «Зима!”. Вокруг Зимы собираются Декабрь, Январь, Февраль, а также дети с карточками, на которых изображены числа 1, 2, 12.

Игра повторяется несколько раз. В конце звучит команда «Год!”. Выстраивается хоровод или несколько хороводов в зависимости от количества участников игры, в каждом из которых представлено 12 месяцев. Если, например, использовались 5 комплектов чисел, то и хороводов будет 5.

В завершение занятия можно использовать праздничные спецэффекты по усмотрению организаторов.

Ведущий благодарит всех за активное участие в мероприятии.

Листопадова Г.В., Даньшова Г.Я.

елена митяшова
Игра «Времена года»

МБДОУ д / c № 26 «Сказка»

Макет дерева «Времена года»

1мл. гр «Гуси –Лебеди».

Воспитатели: Митяшова Е. Г.

Актуальность:

Малыш растет и мир вокруг него меняется. Еще вчера на улице было холодно и шел снег, а сегодня тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, поют птицы! Самое время познакомить ребенка с временами года. Дети лучше воспринимают наглядную информацию, ту что можно рассмотреть, потрогать и обследовать, поэтому приступим к изготовлению дидактической игры.

Игра- макет «Дерево. Времена года» направлен на закрепления знаний и представлений об особенностях каждого из четырех времен года и предназначен для детей от 2-7лет. Макет изготовлен из картона+ дополнен куклой с комплектами одежды по четырем сезонам из картона.

Макет удобен тем, что его составляющие компоненты можно менять и дополнять. Пособие можно использовать как во время НОД, так и при совместно и индивидуальной работе с детьми.

Цели и задачи:

— Формировать представление о чередовании времен года, их характерных особенностях.

— Учить наблюдать к сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе.

— Воспитывать бережнее отношение к природе.

— Формировать представления о человеке, частях его тела; познакомить с сезонными предметами одежды.

— Развивать внимание, мелкую моторику рук.

— Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

— Расширять словарный запас, кругозор.

Придумала мать дочерям,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна-зеленеют леса,

И птичьи по всюду звенят голоса.

А Лето пришло- все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зима отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова)

1. Игра «Какое время года»?

Цель:

Формировать умение определять по описанию время года; расширять кругозор, развивать умение анализировать, воспитывать любовь к природе.

Ход игры:

Воспитатель зачитывает стихотворение (загадки, пословицы, дети должны определить о каком времени года говорится….

2 Игра «Одень куклу на прогулку»

Цель:

Формировать представления о сезонной одежде, развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель называет время года, дети подбирают подходящий сезону комплект одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *