Диктанты в клеточку

На этой странице представлены графические диктанты, которые можно рассматривать как игру и обучение одновременно. Игра потому что, выполняя определенные команды по написанию линий, в итоге, ребенок получает неожиданный рисунок. А обучение, потому что благодаря графическим диктантам, ребенок развивает мелкую моторику, осваивает ориентирование на листе бумаге, тренирует усидчивость и внимание. Так же учится воспринимать задания на слух, проводить линии, определять количество клеточек, с легкостью ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и «по диагонали».

Задания по написанию графического диктанта помогают развивать глазомер, пространственное мышление, воображение и кругозор.

Перед тем как приступить к выполнению задания, уточните, как ребенок понимает лево — право, вверх — вниз. Покажите на листочке в клеточку, что такое диагональ, продемонстрируйте, как надо проводить линию по диагонали.

Графический диктант выполняется под диктовку, желательно не отрывая ручки от листа бумаги. Для выполнения такого рода диктантов, хорошо использовать карандаш и ластик, для того чтобы в любой момент исправить линию рисунка. Для начала, обозначьте ребенку точку, с которой надо начинать выполнять задание. Диктуйте задание по частям, сначала один фрагмент, потом другой, делайте паузы, контролируйте действия ребенка, чтобы задание было выполнено верно. После того, как убедитесь, что все сделано правильно, переходите к следующему фрагменту. Таким образом, продолжайте до тех пор, пока рисунок не будет готов.

Будьте спокойны и терпеливы.

Для более наглядно примера смотрите видео.

Графический диктант «Утюг»

Для того чтобы получился рисунок утюга необходимо нарисовать следующие линии:

9→ 27← 1 8→ 9↓ 6← 1 1→ 1 1→ 1 1→ 1 1→ 1 1→ 1

Разнообразные сюжеты сделают занятие для ребенка более увлекательным и занятным.

Занятия с графическими диктантами можно проводить:

  • в письменном виде на листе в клеточку;
  • играть онлайн в компьютере;
  • играть, скачав, приложение на телефон или планшет.

Сейчас выбор достаточно велик и разнообразен от привычных для всех бумажных носителей, до виртуальных, электронных носителей.

Применяйте, чередуйте все виды графических диктантов. У Вашего ребенка, обязательно все получится !!!

Успех гарантирован!

Ниже представлены несколько пособий в формате PDF, которые надо распечатать и предложить ребенку.

Распечатать из альбома

Распечатать из альбома

Графический диктант «Цветные узоры»

Так же можно приобрести готовые тетради с графическими диктантами, выбор огромен и по отличной цене, от 14 рублей. Выбирайте, пользуйтесь и развивайтесь!!!

Добро пожаловать в мир весёлых клеточек! Где собраны замечательные, красочные картинки, которые можно без труда скопировать! И в этом помогут клеточки. Посчитай их, проведи линию, раскрась — и вот, ты уже настоящий художник! И не забудь скопировать по клеточкам слова! Это отличная тренировка для руки!

Творческие диктанты для закрепления

и повторения словарных слов

Быстрый диктант

  1. Запишите под диктовку букву гласного ударного звука.

Слоговые диктанты

Варианты заданий:

  1. Запиши первый слог каждого слова.
  2. Запиши вторые слоги слов.
  3. Запиши ударные слоги.
  1. Запишите третий слог каждого слова.

Собака, девочка, воробей, карандаш, морковь, капуста, учитель, Россия, тарелка, ворона, сорока.

Цифровые диктанты

  1. Зашифруйте безударные гласные с помощью цифр: 1 — о; 2 — а. Сложите цифры и запишите результат.

Коньки, арбуз, Россия, ладонь, посуда, пальто, собака, тарелка.

(1,2,1,2,1,2,1,2,=12)

Москва, морковь, сорока, посуда, собака, коньки, ворона, Россия.

(1,1,1,1,1,1,1,1 = 8)

Арбуз, ладонь, пальто, тарелка, капуста, ворона, сорока, коньки.

(2,2,2,2,2,1,1,1 =13)

1 – е, 2 – и

Семья, силач, петух, мальчик, лимон, мебель, учитель, звезда.

(1,2,1,2,2,1,1,1 = 11)

Графические диктанты

  1. Зашифруйте безударные гласные с помощью фигур:

о — ; а — . Сложите цифры и запишите результат.

1. Капуста, коньки, пальто, Москва, арбуз, Россия, тарелка, собака, ладонь.

( )

2. Морковь, арбуз, воробей, Москва, пальто, ворона, сорока, карандаш, посуда.

( )

Варианты заданий:

1) — Если словарное слово пишется с большой буквы, поставь знак , а если с маленькой ___.

2) — Запишите схемы каждого предложения.

  1. Костя Сорокин живёт в Москве.
  2. Максим Воробьёв поехал в село Воробьёво.
  3. Девочка сажала морковь.
  4. Мальчик приехал в деревню Вороново на каникулы.
  5. Витя и Таня живут в России.
  6. Мальчики пошли купаться на озеро Петухово.
  7. Мы с Катей живём на Московской улице.
  8. Москва – столица России.
  9. В Туле есть улица Московская и Сорочий переулок.
  1. Капуста и морковь растут на нашем огороде.
  2. Семён Капустин сажает капусту.
  3. Лида и Оксана Сорокины поехали в село Сорокино.
  4. Катя Тарелкина моет тарелки.
  5. Собака Шарик поймала шарик.
  6. Костя Арбузов купил шесть арбузов.
  7. Вася Петухов гонял петухов.
  8. Валя Воронина считала ворон.
  9. Большая страна Россия!

Диктанты с родственными словами

Варианты заданий:

  1. Подчеркните слова, обозначающие признаки предметов.
  2. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов.
  3. Подчеркните слова, обозначающие предметы.

1. Москвич, посудина, собачка, конькобежец, арбузище, россияне, мебельная, учительская, воронята, мальчишка.

2. Московский, собаковод, капустный, посудник, конькобежка, арбузик, Российская Федерация, мебельщик, девчонка.

3. Москвичка, посудный, капустка, собачник, пальтишко, собачий, собачонка, конькобежный, арбузная, российский.

Этимологический диктант

  1. Запишите слова по их происхождению.
  1. Своё название это слово получило от древнего корня – соб — (местоимение » себя, собою») – собственный. Изначально это слово означало «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Исконно русское слово – пёс. (Собака)
  2. В старину таким словом называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности (чаши, кувшины) изготавливали из дерева, придавая им формы лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные принадлежности стали называться словом…(посуда).
  3. Это исконно русское слово. Уменьшительно — ласкательное от слова конь. (Коньки)

Для чего нужны коньки? Для передвижения! Любили коньки и в древности. Только тогда они были не металлическими. Учёные нашли коньки, сделанные из кости животного. Известны и деревянные коньки. Три столетия назад при правлении царя Петра I появились металлические коньки для катания на льду. На изгибе конька «восседала» лошадиная голова.

  1. Город этот назван так по реке, на которой основан. Город на Москве-реке. А вот почему так назвали реку? Есть несколько предположений. (Москва)
  1. В основе – финно-угорское моска, маска («медведь») и ава («мать»). Нечто вроде «медвежьей мамаши».
  2. От финского муста («черный») и языка коми ва («вода»).
  3. Москва – не что иное, как «коровья вода» (выводя этимологию из коми меск («корова») и ва («вода»).
  4. Москва – слово сарматское (сарматы – иноязычные кочевые племена, населявшие в древности части территории Зауралья, Поволжья и Прикавказья). Означает «извилистая».
  5. От мостков, которые якобы соединяли берега реки. Потому река Москва – » Мостковая река», а город на ней — Мостков – переиначенные в Москву.
  6. Но самая распространённое предположение таково: Москва – это в прошлом москы («болотистая местность»), родственное слову промозглый в значении «влажный, сырой».

(По Э. Вартаняну»История географических названий»)

  1. Крупная сладкая ягода, больше похожая на большой полосатый мячик. Это слово – гость в нашем языке. Попало оно к нам из языка тюрков (кочующего степного народа) и произносилось немного иначе. А переводилось как «ослиный огурец». (Арбуз)
  2. К рубежу XV – XVI вв. первоначально как простонародное и церковно – книжное, затем в официальных документах стало распространяться это название, близкое греческому названию. Соответственно вместо названия Великая, Малая Русь, стали употреблять Великая Россия – Великороссия. (Россия)

Диктант с пословицами и поговорками

Варианты заданий:

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  2. Запишите словарные слова с делением на слоги.
  1. И в богатом доме нечистая посуда есть.
  2. Без собаки зайца не поймаешь.
  3. Москва – сердце России.
  4. Без капусты щи пусты.
  5. Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
  6. Одна рука в ладоши не бьёт.
  7. Сорока не ворона, в одно перо не родится.
  8. Петухи во всю ночь поют – не к добру.
  1. Живёт Ермошка; есть собака да кошка.
  2. Москвой – столицей весь народ гордится.
  3. Капуста не пуста, сама летит в уста.
  4. Правая ладонь чешется к корысти, а левая к ущербу. (примета)
  5. Битая посуда два века живёт.
  6. Из – за куста и ворона остра.
  7. Собака лает, ветер носит.
  8. Сорока стрекочет – гостей пророчит.
  9. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Диктанты с фразеологизмами

Варианты заданий:

  1. Запишите фразеологические обороты под диктовку, подчеркните словарные слова.
  2. Запишите только словарные слова.
  3. Учитель читает (или выписывает) фразеологические обороты без словарных слов. Задание: дописать недостающее слово.
  1. Как кошка с собакой живут.
  2. Для мебели.
  3. Трещит как сорока.
  4. Кукушка хвалит петуха.
  5. С воробьиный нос.
  6. Не в капусте подобран (найден).
  7. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  8. Белая ворона.
  1. Собаку съесть (в чём, на чём).
  2. Не в капусте подобран (найден).
  3. Взяли на карандаш.
  4. У него петух в горле застрял (охрип)
  5. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  6. Белая ворона.
  7. Как выжатый лимон.
  8. Мальчик для битья.

  1. Собака на сене.
  2. Встать до петухов (с петухами).
  3. Сорока на хвосте принесла.
  4. Как выжатый лимон.
  5. Воробьиный шаг.
  6. Ворон считать (ловить).
  7. Не в капусте подобран (найден).
  8. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  1. Вот где собака зарыта!
  2. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  3. Ворона в павлиньих перьях.
  4. Как выжатый лимон.
  5. Стреляный воробей.
  6. Белая ворона.
  7. Не в капусте подобран (найден).

«Обратные» фразеологические диктанты

  1. Подберите к каждой ситуации фразеологический оборот.
  1. О человеке, который сам не пользуется чем – либо и другим не даёт. (Как собака на сене.)
  2. О том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем он есть на самом деле. (Ворона в павлиньих перьях.)
  3. Вставать очень рано, с зарёй. (Вставать до петухов или с петухами.)
  4. Говорить быстро, громко. (Трещит как сорока.)
  5. О человеке, очень уставшем, измотанном, без сил. (Как выжатый лимон.)
  6. О многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести. (Стреляный воробей.)
  7. Вот в чём суть дела заключается. (Вот где собака зарыта!)
  8. О том, кого заставляли расплачиваться за чужую вину. (мальчик для битья) (По роману М.Твена «Принц и нищий». О мальчике при дворце, получающем вместо принца полагающееся наказание.)

Творческий диктант

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.

1. Кто съел бобовое зёрнышко и подавился? (Петушок)

2. Кто убежал от Федоры в сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»? (Посуда)

3. Кто в сказке Шарля Перро был ростом с пальчик? (Мальчик)

4. Среди обширной канзасской степи стоял её домик, который унёс ураган, и она попала в Страну Жевунов, где встретила Страшилу и Дровосека. (Девочка)

5. Кто в сказке Джанни Родари «Чиполлино» правитель королевства? Он был одет во всё жёлтое с ног до головы, а на жёлтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик. (Лимон)

6. В сказке «Лиса и журавль» пришёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала её по…..(Тарелке).

7. В сказке «Золотой ключик» Артемон, это кто? (Собака)

8. Кого в сказке Максима Горького называют Пудиком? (Воробей).

Творческий диктант

по произведениям К.И. Чуковского

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  1. А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой…

(собаке)

  1. Кто так жаловался?

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

(посуда)

  1. Плачет серый….:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зёрнышка не видно!»

(воробей)

  1. А потом позвонила свинья:

— Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню

Споём.

Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови — ка ты лучше…!

(ворона)

  1. И глядите: медвежата,

Как весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

Толстопятые, бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

Рады…

(мальчики и девочки)

  1. Мы на радугу вскарабкаемся;

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на….!

(коньках)

  1. Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ….

(ладошки)

Третий «лишний»

  1. Из каждой группы слов выпишите «лишнее» по указанному признаку.

Диктант «Запиши отгадку»

  1. Запишите отгадки, разделяя их для переноса.
  1. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

(посуда)

  1. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

(собака)

  1. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(коньки) (Е. Благина)

  1. Вокруг поля – кони в ряд,

Четверо коней стоят

Плечом к плечу, да к боку бок,

А пятый крепенький конек

В сторонке затаился,

К полю наклонился.

(ладонь)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них поищи.

(капуста)

  1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там заметку кладёт.

(карандаш)

  1. Следят за ним девчонки, мальчишки,

Любит он тетрадки и книжки,

Любит он цифры «4» и «5»

Ребятам без устали выдавать.

Он любит нас, хоть строгий,

И снова в сотый раз

Он каждым утром рано

С улыбкой входит в класс.

(учитель) (Р. Якубова)

  1. Сверху зелено.

Снизу красно.

В землю вросло. (морковь)

Диктант «Добавьте словечко»

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  1. Нарядилася Алёна

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её …?

(капуста)

  1. Чай вкуснее, если в нём

Солнышком жёлтым

Кружит…

(лимон)

  1. Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это сахарный….

(арбуз)

  1. Жили раньше звери да птица,

Где теперь…. – столица.

(Москва)

  1. В серой шубе перьевой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

Это птица…

(воробей)

  1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?…

(карандаш)

  1. Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?…

(ворона)

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день она хлопочет.

Всех за день навестит,

Всё, что знает, растрещит!

С ней одна морока.

Это кто?….

(сорока)

9. Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки!

Кто несёт меня?….

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово… стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных… (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания. Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова… «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке… ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово — плим.Кошка — это кошка. Я повторяю снова — У кошки семь котят. Плим, плим, плим.Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет — Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим.Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца, Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой… (находит)».

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5). — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

…Никому отказа нет, Подан каждому обед:Собачке — в миске, В блюдечке — киске,Курочке-несушке — Пшена в черепушке,А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой.

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведьЛюбит в речке посидеть. А зимой среди ветвей»Га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила… зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Трудная, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов наиболее точное? (Трудная.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое). — Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали? — Послушай стихотворение Е.Серовой «Подскажи словечко». Ты будешь мне подсказывать нужные слова.

— Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: «большой», «огромный», «громадный»; «маленький», «крошечный», «малюсенький»; «бежит», «мчится», «несется»; «идет», «плетется», «тащится». Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро… (быстрый), громко… (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает… (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют)». У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки (рис. 6) — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка… (жесткая). Пластилин мягкий, а камень… (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка… (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий).Лес густой, а иногда… (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *