Эффективная начальная школа

Плюсы и минусы разных программ обучения

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

— Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

— Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

— Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

— Математика. Моро М.И. и др.

— Окружающий мир. Плешаков А.А.

— Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа «Гармония» успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

— Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

— Литературное чтение. О.В. Кубасова.

— Математика. Н.Б. Истомина.

— Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

— Технология. Н.М. Конышева.

— Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

— Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

— Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

— Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Подробнее о программе «Гармония» можно узнать на сайте программы.

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы «Школа 2100»:

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

— Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

— Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

— Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

— Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

— Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

— Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Подробнее о программе «Школа 2100» можно узнать на сайте программы.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа — это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

— Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

— Русский язык. Рамзаева Т.Г.

— Математика. Александрова Э.И.

— Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

— Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

— Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

— Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

— Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

— Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

— Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

— Литературное чтение. Чуракова Н.А.

— Математика. Чекин А.Л.

— Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

— Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

— Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

— Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

— Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

– Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

– Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

– Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Подробнее о программе «Перспектива» можно узнать на сайте программы.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Подробнее с системой можно ознакомиться на сайте программы.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.

Использована информация с сайтов: Детские Ботаники, Школы СПб и Начальная школа.

Проект «Эффективная начальная школа»

Эффективная начальная школа

Уважаемые родители (законные представители)!

В целях эффективной организации образовательного процесса обучающихся, сохранения высокой мотивации к обучению детей, в нашей школе в 2020-2021 учебном году продолжает работу проект «Эффективная начальная школа». Обучение организовано по индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту.

С сентября по декабрь ученики осваивают программу 1 класса, в декабре проводится независимая диагностика и с января обучающиеся становятся второклассниками, т.е. к концу учебного года обучающиеся заканчивают программу сразу двух лет обучения. Еще одна независимая диагностика проходит в апреле.

В третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции для достижения успешных результатов по ФГОС начального общего образования, дети обучаются уже в общем режиме.

Поступление в данный первый класс регламентируется возрастом от 6,6 лет и до 8 лет на 1 сентября.

Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики, которая состоится в апреле 2020 года. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).

За родителями (законными представителями) остается право перехода на обучение по программе 1-4 по личному заявлению в течение всего периода обучения.

Обучение по программе «Эффективная начальная школа» в 2020/2021 учебному году будет организовано в 1 учебном корпусе, по адресу: ул. Зорге, д. 4. Программа рассчитана на детей с высокой учебной мотивацией. Для них процесс освоения новых знаний пойдет быстрее, а у учителей появится возможность рассматривать более сложные задания и упражнения по тому или иному предмету.

Для записи в первый класс по программе «Эффективная начальная школа» необходимо:

1.Заявление родителей (законных представителей) на проведение независимой диагностики для установления готовности к ускоренному обучению.

2. Заявление родителей (законных представителей) на обучение по индивидуальному учебному плану.

По вопросам организации и зачисления в первый класс просим обращаться к методисту по начальному образованию Медведевой Наталье Юрьевне (ул. Куусинена, дом 13, тел. 8 499 943-26-15)

Отзыв: Школьная программа обучения «Эффективная начальная школа» — Прыжок в прошлое или новый эксперимент над детьми!

Как мать пятилетнего сына, как раз летом я столкнулась с проблемой куда отдавать ребенка на обучение. Для начала столкнулась с тем, что если тебе нравится определенная школа в твоем районе, но ты не прикреплен к ней и не ходил в садик, прикрепленный к этой школе, то за место в школе нужно будет побороться…(либо приплатить), либо устроить ребенка на подготовительные курсы в данную школу, тем самым, купить входной билет…(и даже это не всегда является гарантией поступления ребенка в выбранную школу). Взвесив все «ЗА» и «Против» после рассуждений моих знакомых и родных на данную тематику я все-таки решила не рисковать будущим своего чада и отправила ребенка на курсы в понравившуюся школу в районе, к которой мы, конечно же, не были прикреплены. Когда я пошла подавать документы, я уже имела представление об учебных программах, которые сейчас предлагают школы, вот самые популярные из них:
1. Программа «Школа России»
2. Программа «XXI Века»
3. Программа «Перспективная школа»
Но, как оказалось, знала я не обо всех… Сейчас в школах вводятся классы по новой экспериментальной программе «Эффективная школа 1-3». Существует она с 2018 года.
Что она включает в себя:
Ребенок проходит учебную программу не за 5 лет, а за 4 года, т. к. первые 2 класса обучения он проходит за 1 год.
Как мне объяснили эта программа рассчитана на деток, которые:
1. Идут в школу минимум в 7 лет.
Т. е. рассчет таков: в школы у нас принимают деток минимум с 6,5 лет, но есть и те, кто приводит деток с 7,5 и более… т. е. разница между развитием деток просто огромная как с физической, так и с психологической сторон.
2. Уже умеют бегло читать и писать (не прописью, хотя лишним не будет)
3. Уверенно считают до 10 (включая +-)
3. Психологически созрели для действительно БОЛЬШИХ нагрузок.(и это касается даже больше родителей, догадываетесь почему).
Мне все это расписала методист в школе перед тем, как я записала ребенка на подготовительные. У меня было 2 пути:
1. Я записываю ребенка на курсы по программе «Школа России 1-4», стоимость данного курса 6000 р. включает в себя математику, развитие речи, графику, фонетический практикум, музыку и физкультуру, — все это разбито на 4 урока по 2 раза в неделю.
2. Или подготовительные курсы по программе 1-3 включающие те же предметы, кроме фонетического разбора+английский язык. Цена такая же.
В общем несмотря на то, что ребенку было 5 лет и 11 месяцев на момент поступления на поготовительные (т. е. на момент поступления в школу ему будет 6.11), я все равно решила отдать его именно в «эффективный класс» из-за дополнительного английского языка и понимания, что сыну будет скучно выводить буковки и закрашивать квадратики, т. к. он уже уверенно читает и считает.
И вот сейчас я задаюсь вопросом… А правильно ли я поступила?!
При поступлении непосредственно в 1 класс школы ребенок должен пройти тест, который определит готов ли он к данной программе. (слышала там на время надо читать)+возможен отсев детей младше 7 лет, т. к. он не соответствует нормам программы.
А еще, если ваше чадо не будет показывать достойных результатов, или, не будет психологически готов, или просто растеряется, он может пролететь с этой программой, т. к. при переходе во второй класс (первое полугодие этой программы), он может вылететь, если плохо сдаст тест за прохождение 1-го класса… И все… переходим в обычный класс 1-4… А представляете какой это стресс для ребенка, который привык к классу, учительнице… Из серии: «извини, но ты не справляешься, ты слаб, другие соображают лучше тебя»… Конечно, можно рассчитывать, что ребенок этого не запомнит, и обыграть все это получится… но осадочек-то останется…
А… и это еще не гарантия… ведь в конце 2-го класса (т. е. конца первого учебного года) снова тест… И если ребенок не проходит… ОПА-вы снова идете в 1 класс… И не факт, что попадете к хорошему учителю, возможно даже придется искать новую школу… Как вам такое?! Стало не по себе?!
Я стала изучать вопрос по данной тематике, узнавать, как обстоят дела у первокласников, которые поступили и уже учатся по данной программе в 2018 году, вот что я узнала от мамочек:
1. Разумеется, многие родители считающие своих детей гениальными пытались пропехнуть их по этой программе как можно раньше. В итоге многие из них просто психологически не справились и уже ищут новую школу. Это через 1 месяц обучения!!!
2. Нагрузки такие, что про допонительные кружки вы можете забыть… Как вам задание по грамматике в 3 листа ПРОПИСЕЙ?! Или проект в интернете о своей семье?! (как вы считаете, кто это будет делать?!)
3. Некоторые детки может и справляются, держаться, но разве это нормально в 1 классе по 6-7 уроков и еще домашнее задание до ночи?! По-моему БОРЩ…
Я и сама еще в раздумьях как поступить… что делать… какой вектор выбрать… Но хочется, чтобы ребенок получал удовольствие от обучения в школе, а не стресс от постоянных тестов и проверок его способностей… В 90-х многие школы работали по системе 1-3… только программы были, на мой взгляд, более щадящими…
В общем милые родители… думайте, я написала данную статью на основе реальных отзывов… А дальше посмотрим…
Буду рада послушать ваше мнение на сей счет.

Обзор школьных программ для первоклашек. Какую выбрать, отвечает эксперт

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Одна из задач педагогического сообщества сегодня — увидеть, спрогнозировать и помочь каждому ребенку реализовать свой образовательный сценарий, свой путь плодотворного развития. Ведь любая московская семья имеет свои образовательные приоритеты, в том числе в вопросах выбора эффективной траектории развития своих детей.
Среди образовательных проектов школ столицы успешно реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников.
Как это происходит? Что необходимо знать родителям? Что думают об этом участники образовательного процесса?
Отметим, что работа в этом проекте начинается на уровне дошкольного образования. Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов.
Работая в проекте несколько лет, мы в школе №1571 формируем особую развивающую среду и практикуем индивидуальный подход к каждому такому ребенку уже в группах старшего дошкольного возраста, что дает возможность создать крепкую платформу для их дальнейшего интенсивного обучения. Именно здесь формируются такие важные компоненты будущего успешного первоклассника, как умение коммуницировать со сверстниками и взрослыми, развитие предпосылок к учебной деятельности.
Итак, два года назад в школе №827 впервые открылся класс интенсивного обучения по программе 1-3 «Эффективная начальная школа», а сейчас эти ребята уже переходят в 4-й класс.
Спрашиваем учителя-первопроходца Елену Петрову, как это было.
— С чего я начала? Конечно, с разговора с родителями и детьми, которым этот проект показался не только очень интересным, но и соответствующим их главной цели — получению качественного образования. К слову, о последнем — родители таких детей сами являются активными: много занимались с детьми перед поступлением в школу, водили в кружки и секции, вместе читали и обсуждали прочитанное. Они задали темп развития и обучения своим детям, который школа дальше подхватила. Качественная подготовка к школе в дошкольном учреждении и индивидуальная подготовка дома — вот основа успешного «интенсива» в начальной школе. Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (обязательное достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).
Итак, класс был набран, и началась интересная школьная жизнь. Обучая ребят по программе «Школа России», я использую и технологии других традиционных программ и программ развивающего обучения. Эффект при таком обучении достигается не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. Благодаря этому ребята за первый год обучения успешно освоили программу 1-го и 2-го классов. Не остался без внимания контроль качества усвоения программы начального образования. Для этого были проведены итоговые диагностические работы в конце первого полугодия, с которыми ребята справились успешно, и со второго полугодия они стали второклассниками. За следующее полугодие дети успешно овладели программой второго класса, что подтверждено результатами независимых диагностик МЦКО и итоговыми работами.
В третий класс ребята пришли, настроившись на продолжение интенсивной и интересной школьной жизни — они взяли высокий темп учебной работы, который не снизили до конца года. Желание учиться не пропадает у детей к концу школьных занятий — во второй половине дня они активно посещают различные кружки.
Дети заняли первое место в конкурсах проектных работ на школьном и муниципальном уровнях, стали победителями в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», участвовали и получали призовые места в других олимпиадах («Наше наследие», «Московский третьеклассник XXI века»). Думаю, что на следующий год мы отлично справимся с программой четвертого класса и добьемся прекрасных результатов, которые позволят детям перейти на следующую ступень образования, поступить в классы углубленного обучения.
Конечно, при таком интенсивном обучении родители — активные участники процесса. Они следят за правильным распределением времени ребенка в течение учебного дня, присутствуют на открытых уроках, вместе активно посещают музеи и выставки, театры и образовательные квесты.
Вот о чем рассказывают родители (школа №1571):
— В целом программа очень понравилась. Нагрузка и интенсивность соответствуют возможностям моего ребенка. Моя дочь в течение всего учебного года с удовольствием ходила в школу, общалась с одноклассниками, была ориентирована на учителя, практически не болела, что может свидетельствовать о комфортном состоянии ребенка при освоении программы, — сообщает Екатерина Куприянова.
Многие школы столицы на следующий учебный год также готовы вступить в проект «Эффективная начальная школа», и среди них школа №1985.
— Педагоги убеждены, — комментирует методист этой школы Татьяна Коротенко, — в каждом ребенке есть своя индивидуальность, и наша задача — создать условия, которые помогут ее рассмотреть. На одном из тематических «Клубных дней» мы много беседовали с родителями воспитанников подготовительных групп на тему того, как они видят процесс обучения своих детей в нашей школе. В результате открытого обсуждения, при поддержке родителей, администрации, педагогов, было запланировано открытие класса, работающего по проекту «Эффективная начальная школа».
Может показаться, что это то же, что было десятки лет назад, когда многие из нас учились по программе 1-3. Однако «Эффективная начальная школа» — это единство дошкольного и начального уровней образования, слияние и проникновение одного уровня в другой, преемственность не на словах, а на деле. Это тесный контакт учителей и воспитателей, а также индивидуальный маршрут для каждого обучающегося. «Эффективная начальная школа» — это не хорошо забытое старое, а новый взгляд на систему дошкольного и начального общего образования. Работать педагогам в проекте становится интереснее, а результативность обучения — выше!
Ольга СВЕТОВА, заместитель директора школы №1571

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *