Экранизация произведений Пушкина

«Борис Годунов» (1986 и 2011)

Одна из самых масштабных экранизаций произведений Александра Сергеевича Пушкина и последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел при жизни режиссёра. Фильм о фактическом преемнике Ивана Грозного снимался совместно с киностудиями Польши, Чехословакии и Западной Германии. Главную роль в эпической костюмной ленте о временах царствования Бориса Годунова, его сына Фёдора и приходе к власти Лжедмитрия I и начале «смутного времени» сыграл сам Сергей Бондарчук.

«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» была написана Александром Пушкиным во время его ссылки в село Михайловское. Вокруг исторического произведения закрутились настоящие интриги — поэт отправил трагедию в Москву на рецензию царю Николаю I, но она была возвращена с пометкой «переделать в историческую повесть или роман наподобие Вальтера Скотта», но Пушкин отказался от переделок, и произведение было запрещено. И только потом стало известно, что Николай I сам произведение не читал, а поручил «верному человеку» прочитать и сделать выводы. «Верный человек», издатель Фаддей Булгарин, раскритиковал произведение, а сам на этом материале написал свой роман, который впоследствии продвигали литературные агенты. «Борис Годунов» увидел свет через 33 года после смерти Пушкина.

В 2011 году режиссёр Владимир Мирзоев снял свою меланхолически-философскую версию «Бориса Годунова», переселив говорящих пушкинскими стихами героев из XVI века в наши дни. Главную роль в современной экранизации сыграл Максим Суханов, в ролях прочих исторических персонажей, носящих современные костюмы, слушающих модную музыку и общающихся по мобильным телефонам о политических заговорах, преступлениях при дворе и судьбах государства, Агния Дитковские, Андрей Мерзликин, Кирилл Кяро, Михаил Козаков и другие.

«Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989) и «Дубровский» (2014)

Приключенческая мелодрама по повести Александра Пушкина «Дубровский» о молодом барине, вставшем на путь разбоя и влюбленном в дочь врага семьи, была снята в двух версиях — в виде фильма и в формате мини-сериала. Главные роли сыграли Михаил Ефремов и Марина Зудина.

Вторая экранизация «Дубровского» была так же снята в кино- и телеверсии. События перенесены в наши дни, Дубровский — модный столичный юрист в исполнении Данилы Козловского, Маша — выпускница английского колледжа в исполнении Клавдии Коршуновой. В основном сюжете со времен Пушкина мало что изменилось, и противостояние отцов по-прежнему кардинальным образом меняет биографии детей…

Идею Пушкину подсказал один из приятелей, рассказавший историю о небогатом белорусском дворянине Островском, которого богатый сосед вытеснил из родового именья. Разоренный Островский сколотил банду из своих же крестьян и начал грабить местных богатеев. Роман «Дубровский» считается незаконченным произведением — существуют черновики Пушкина с двумя вариантами концовки.

«Барышня-крестьянка» (1995)

Лирическая комедия по мотивам сразу двух произведений — «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах» — зажгла звезду актрисы Елены Кориковой. Она сыграла состоятельную барышню Лизу Муромскую, которая была вынуждена переодеться в крестьянку, чтобы познакомиться с сыном помещика Берестова — их отцы много лет враждовали, и он не захотел бы даже смотреть на Лизу… Эта роль принесла студентке последнего курса ВГИКа приз фестиваля «Киношок» и награду фестиваля «Литература и кино».

«Барышня-крестьянка» входила в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — сборник из пяти повестей без указания имени настоящего автора. Пушкин придумал Белкину целую биографию — якобы это был молодой помещик, занимающийся на досуге романтичным сочинительством, но скоропостижно скончавшийся и оставивший свои записи. Целью пушкинской шутки было увидеть непредвзятое мнение читателей.

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976)

Одна из самых ярких ролей Владимира Высоцкого — «сын чернокожего царя», подаренный любящему всякие редкости и экзотику Петру I. Царь крестил арапа Ибрагимом Петровичем, дал ему образование и в результате Ибрагим Ганнибал стал генералом русской армии и прадедом самого Александра Пушкина. В фильме показана мелодраматическая линия из его жизни, частично дописанная сценаристами. Ибрагим Петрович влюбился в дочь боярина, которая боялась чернокожего человека и не хотела за него замуж, несмотря на то, что в крестных у него был сам царь…

Неоконченный роман «Арап Петра Великого» Пушкин посвятил своему прадеду, чью историю он тщательно собирал по разным источникам. При жизни поэта были опубликованы только два отрывка, которые издатели объединили под названием «Арап Петра Великого», поскольку сам Пушкин еще не дал названия своему произведению. После смерти поэта осталось две редакции романа и обе недописанные до конца — начало последней главы было на отдельном листке бумаге.

«Маленькие трагедии» (1979)

Этот трехсерийный фильм по циклу коротких пьес Александра Пушкина стал последним в фильмографии Владимира Высоцкого — он сыграл дона Гуана в экранизации «Медного гостя». Всего в фильм вошло четыре пьесы и одна неоконченная повесть «Египетские ночи». «Маленькие трагедии» были сняты к 180-летнему юбилею поэта и 150-летию «Болдинской осени» и собрали роскошный актерский состав — помимо Владимира Высоцкого в фильме снялись Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Леонид Куравлёв и другие звезды экрана и театральных сцен…

Осенью 1830 года в России случилась эпидемия холеры и крупные города закрыли на карантин. Пушкина эта новость застала в имении Большое Болдино, где он и оказался изолирован от городской жизни на три месяца — в Москву и Петербург никого не пускали. Этот период считается самым плодотворным в его творчестве, за это время он закончил «Евгения Онегина» и «Повести Белкина», написал «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и около 30 стихотворений.

Сегодня очередной день рождения «нашего всего». И что удивительно: его проза, простая и лаконичная, на первый взгляд как будто идеально подходит для кинопленки, однако фильмов по Пушкину не так уж много. Точнее много, но практически все они, за редким исключением, российского/советского производства. Или времен первого кинопродюсера Александра Ханжонкова и Российский империи. Не считая, конечно, «Онегина» с Рэйфом Файнсом – последняя лента из относительно «новых». Если, конечно, можно считать фильм 1998 года новым.
С одной стороны, может показаться, что А.С. недооценен за рубежом. Но сразу же память воскрешает многочисленные постановки опер и балетов по его произведениям. А с другой – приходит ясное осознание того, что за простотой и понятностью гения кроется сложность перенесения материала с бумаги на экран. Пушкин – это как раз тот случай, когда авторская отсебятина неуместна – доказательством моим словам не самые удачные попытки осовременить кинематографом «Бориса Годунова» и «Пиковую даму». И, знаете, что я вам скажу – так хочется увидеть хорошее современное кино по Пушкину!
А пока мы ждем, что нам предложат (я надеюсь, предложат) именитые режиссеры, вот вам подборка наиболее известных и удачных экранизаций Александра Сергеевича.

«Онегин», 1959 и 1998

Итак, №1 в нашем списке «Онегин». Точнее два Онегиных. Первый – фильм-опера 1959 года. По сути, это опера Петра Ильича Чайковского, перенесенная на экран. И уникальная возможность вернуться к классике. Или посмотреть хотя бы раз в жизни, если вы еще не видели.
«Онегин» № 2 с Рэйфом Файнсом в роли избалованного дворянина и Лив Тайлер – той «что звалась Татьяной». Не будем судить, насколько удачно героям удалось понять загадочную «русскую душу» (хотя грустному и вечно всем недовольному Файнсу, пожалуй, таки удалось), но фильм получился красивый и характерный. Некоторые сцены были сняты в Санкт-Петербурге. Не обошлось, конечно же, без роскошных ляпов. Композиции «На сопках Манчжурии» и «Ой цветет калина», использованные в качестве саундтреков, появились гораздо позже времен жизни Пушкина. Лет эдак на семьдесят.

«Домик в Коломне», 1913, Российская империя

На заре зарождения кинематографа к гению обращались чаще. Казалось бы, нам сегодняшним, избалованным спецэффектами и откровенными сценами, чёрно-белое немое кино с забавно двигающимися актерами в диковинку, и, тем не менее, во время просмотра не покидает ощущение, что тогда все снималось светлее, чище, искренней. По-настоящему.
Классическая комедия: пожилая вдова просит свою дочь найти недорогую кухарку, под видом которой доча приводит в дом своего возлюбленного — офицера, переодетого в женского платье. С этого и начинается череда комических ситуаций. В общем, мужчины давненько стали переодеваться в женщин на экране.

«Пиковая дама», 1916, Российская империя

В центре сюжета «Пиковой дамы» губительная страсть к азартным играм, часто толкающая человека на неоправданный риск. Германн предпочитает наблюдать за зеленым сукном из-за спин своих товарищей, боясь проиграться, пока случайно не слышит рассказ офицера о своей тетке, которой известна тайна выигрышных карт. И у него созревает план: влюбить в себя ее племянницу, проникнуть в дом и выведать эту самую тайну, чтобы поставить на кон все свое состояние. И все бы ничего, если бы графиня не решила скоропостижно отойти в мир иной, а ее призрак начал являться несчастному, называя неверные комбинации карт. Рискнуть, чтобы потерять все…
Эта лента, снятая еще во время существования Российской империи уникальна по нескольким причинам: во-первых, в ней в одной из первых в русском кино была применена движущаяся камера при съемках сцены; во-вторых, были использованы съемки с других ракурсов – вид сверху и ночная съемка при помощи юпитеров.

«Станционный смотритель», 1972

Повесть экранизировали неоднократно. По ее мотивам во Франции в 1938 году вышла лента «Ностальгия», в 1965 в Нидерландах — «Почтмейстер». Наиболее удачной считается экранизация Сергея Соловьева с Никитой Михалковым.
Трогательная и простая история, как и все произведения Пушкина, рассказывает о чистоте и безграничности любви родителей к детям и их обманутых надеждах. Дочь Дуняша оставляет отца и, нарушив его волю, сбегает из дома с молодым повесой, чтобы разрушить свою жизнь. Типичная и простая, в общем, мелодрама.

«Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976

Роль арапа водном из своих лучших фильмов Александр Митта отдал Владимиру Высоцкому. И превратил его в темнокожего принца. Юноша умен и расторопен, он быстро осваивает все петербургские науки, и царь Петр отправляет его учиться во Францию, чтобы расширить знания. Вернувшись, его подопечный не придумывает ничего более оригинального, чем влюбиться в дочку богатого дворянина. Чудесная комедия из детства.

«Руслан и Людмила», 1972

Сказочник Александр Птушко снял самую культовую киносказку Советского союза – только за один вечер ее посмотрели около тридцати пяти (35!) миллионов зрителей. Немыслимые по тем временам цифры! В карьере самого режиссера это фильм стал последним.
Сюжет пересказывать лишний раз не станем – кто в юные годы не наблюдал за жестоким боем Руслана с Черномором!

«Русский бунт», Россия, Франция, 1999

Фильм номинировался на «золотого медведя» берлинского кинофестиваля в 2000 году. Снят он по мотивам повести «Капитанская дочка». До этого повесть Пушкина пытались экранизировать несколько раз – наиболее известна работа с Олегом Стриженовым и Ией Арепиной 1958 года. Мы же выбрали «Русский бунт» по временным рамкам – хочется посмотреть на видение классики современными режиссерами.
Кино о пугачёвском бунте во времена царствования Екатерины II. Под знамена беглого каторжника встали все сорвиголовы того времени и крепостные. Именно в это тяжелое время находится место и для большого чувства: офицер Петр Гринев встречает свою первую любовь — Машеньку, дочку капитана Миронова.

8. «Барышня-крестьянка», 1995

Легкая и добрая повесть Александра Сергеевича и юная Елена Корикова в роли Лизы. Авторы сценария пошли по наиболее трудному пути экранизации: они словно прочитали всего А.С. Часть диалогов и множество цитат в фильме взяты из других произведений автора.
Классический сюжет в стиле Ромео и Джульетты не может не согревать душу и не настраивать на романтический лад. На что только не идут влюбленные люди, когда их родители, лелея былые обиды, не хотят прощать друг друга…

«Благородный разбойник Владимир Дубровский», 1988

«Тихо, Маша, я Дубровский». В 2014 году в России вышла новая лента с ну очень осовремененным Дубровским. Но мы к ней обращаться не будем. Обратимся к одной другой экранизации, с молодым Михаилом Ефремовым в роли «благородного разбойника».
И коротко про сюжет, по которому писали (и, кажется, не одно) сочинение в школьные годы суровые: молодой и порядочный барин Владимир Дубровский приезжает в имение к своему отцу, измученному долгой войной со своим соседом помещиком Троекуровым. То один, то другой не хотят идти на уступки, и после смерти отца Владимир сжигает его имение и организовывает из крепостных крестьян шайку разбойников, подобно Робин Гуду, чтобы грабить богатых. А дальше – как полагается любовная история. Дубровский и дочь Троекурова Маша. Все, как и положено быть в сюжете про хороших плохих.

«Маленькие трагедии», 1979

«Маленькие трагедии» Пушкин написал в Болдино в один из решающих моментов в своей биографии — А.С. готовился к свадьбе и, как пишут многие исследователи его творчества, заново переосмысливал некоторые стороны человека, его борьбу с проявлением пороков. Фильм, как и цикл произведений автора, состоит из четырех отдельных частей: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Каменный гость». Лента стала завершающей в кинокарьере Владимира Высоцкого. К слову, именно с легкого пера Александра Сергеевича бедняга Сальери стал убийцей Моцарта. На самом же деле все было немного по-другому.

Приятного просмотра! И, конечно же, не забудьте наши любимые мультфильмы о рыбаке и рыбке, попе и работнике его балде, мертвой царевне и семи богатырях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *