Эльконин и Давыдов

Краткие

сообщения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА — В.В. ДАВЫДОВА

И.В. Смолярчук

Понятие «развивающее обучение» зародилось в недрах психологической науки и связано с исследованиями Ж. Пиаже о развитии ребенка, с исследованиями JI.C. Выготского об уровнях и типах мышления. Оно вошло в практику начальной школы в процессе создания психологической теории деятельности П.Я. Гальперина и A.B. Запорожца и явилось проверкой и конкретизацией гипотезы JI.C. Выготского о соотношении обучения и развития. В основе гипотезы лежало положение о том, «что процессы развития не совпадают с процессами обучения» . Теория Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова установила психологические новообразования младшего школьного возраста: субъект учебной деятельности, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия) .

В условиях развивающего обучения учащиеся самостоятельно добывают знания и способы действия, перестраивают ранее полученные, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач, то есть выполняют не воспроизводящую, а преобразующую деятельность.

Конструирование учебного содержания через систему практических, поисковых, исследовательских задач и заданий помогает активному усвоению, вызывает потребность овладеть необходимыми средствами учения. Такой подход к учению не ограничивает активность учащихся, так как они не только пытаются припомнить известные способы решения, но и открыть новые. Многообразие вариантов развивающих технологий объединяет общее стремление авторов сделать ученика субъектом учения, то есть учащимся, способным обучаться. Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, методы и формы обучения.

Развивающее обучение предъявляет довольно высокие требования к уровню профессиональной подготовки учителя. Он должен организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся, а не только проявлять умение доходчиво объяснять учебный материал. Учителю необходимо владеть умением прогнозировать весь ход учебно-воспитательного процесса, а это сложнее, чем учитывать результаты усвоения учебных умений. Развивающее обучение возможно только в том случае, если между учеником и педагогом возникает взаимопонимание, устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащиеся восполняют недостаток знаний, включая в этот процесс учителя как более опытного партнера. Мнение учителя воспринимается как возможная точка зрения, которую можно принимать или отвергать, соотносить с мнением других учеников. Необходимость такого общения вытекает из природы поисково-исследовательской деятельности, при которой невозможен поиск истины в одиночку, а требуется коллективный, сопровождающийся постоянным обменом мнениями, поиск. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективную деятельность: создание проблемных ситуаций, учебный спор, метод коллизий, учебный диалог, задания-ловушки, задачи с недостающими данными .

Совместная учебная работа создает каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабоподготовленных развивается школьная тревожность, а у лидеров завышается самооценка. Сотрудничество позволяет каждому ребенку утвердиться в себе и попробовать свои силы в спорах и дискуссиях, формирует основы умения учиться.

Краткие сообщения

Любящий, внимательный, добрый, понимающий и умелый взрослый — центр существования и развития ребенка. Неблагополучие в сфере отношений ребенка со взрослыми (учителями, родителями) приводит к различным аномалиям, задержкам психологического развития, тревожности, замкнутости.

Учитель — центральная фигура школьной жизни детей. Он учит всему, в том числе и умению обходиться без учителя, учиться самостоятельно. Поэтому мы и обратимся к отношениям учителя и учащихся.

Какова помощь учителя при встрече ребенка с новой учебной задачей? Как он поступает, когда задача решена?

Первый этап работы на уроке — постановка задачи, выбор целей и направление активности детей — принадлежит учителю. Так как цель деятельности задает взрослый, а действовать должны дети, возникает проблема принятия цели. Для достижения цели, для решения задач нового типа учитель должен передать ребенку новые средства и способы действия. Он может это сделать, вывесив таблицу и организовав ее заучивание или «подвести» детей к открытию новых формул, схем, правил. Самостоятельность таких открытий иллюзорна: учитель направляет и организует поиск нового, незаметно «подсовывает» искомое, а дети радостно на него натыкаются. Чем сильнее у детей иллюзия самостоятельного поиска, тем больше радости от находки, тем легче присваивается новый способ действия. Львиную часть работы выполняет учитель, наводящими вопросами он подталкивает мысль детей в нужную сторону, но совершает это незаметно, чтобы не испортить первые самостоятельные шаги ученика. Открыв новые способы и средства решения задачи, ученики переходят к собственным исполнительским действиям. Помощь учителя постепенно уменьшается, сходя на нет.

Особенно показательно в этом плане отношение ребенка к учению. Его не заставляют учиться — он делает это с большим интересом, с желанием. С каждым днем проявляется самостоятельность, умение преодолевать трудности, радости достижений. По этим показателям можно судить о том, что ученик является субъектом учения. Такое поведение возможно только в том случае, если происходят изменения в интеллекте, соз-

нании, способностях, эмоционально-волевой сфере, ценностных ориентациях.

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Ученик должен научиться самостоятельно обнаруживать ошибки при решении новых задач, вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления общих принципов действия. Он должен самостоятельно оценить свои возможности в их решении, осознать свои способности: сильные и слабые стороны. От стиля общения и будут зависеть контроль и оценка учебной деятельности. Нам известно, что младшие школьники склонны смешивать отметку и оценку: «получил двойку» — «плохой», «получил пятерку» — «хороший». Поэтому надо помнить, что, ожидая оценки, каждый ребенок ждет от учителя определенного эмоционально-личностного отношения к себе, а не только к диктанту, контрольной работе, изложению или сочинению. Личностные оценочные отношения ребенка и педагога составляют эмоциональное благополучие ребенка, и он будет еще долго нуждаться в них, всякий раз испытывая спокойствие, душевный комфорт, любовь и признание своей личности. Это станет возможным, если из учительских уст зазвучат советы, предложения, просьбы, «опосредованные требования», одобрение, согласие, порицание, предвосхищающая положительная оценка, недоумение. Педагоги должны овладеть различными способами общения: умением выражать в обращение доброжелательность к детям, аргументировать свои требования, оценки и достаточно гибко использовать их: «Наташа, мне кажется, что можно стебель чуть-чуть тоньше», «Сережа, ты не мог бы сегодня покормить рыбок», «Лена, мне хотелось бы, чтобы ты повнимательнее отнеслась к заданию», «Сколько стараний приложил Саша!», «Я уверена, что у тебя все получится, ты же молодец!», «Я тебя понимаю, у меня тоже не все получается, надо еще раз посмотреть на чертеж», «У тебя все хорошо, ты умница»… Проходя по классу, учитель может хвалить ребенка за красивый почерк, за скорость письма, за правильную осанку, за порядок на парте, за умение думать и гак далее.

Учитель в классе предстает перед учащимися одновременно как реально взрос-

лый, с которым строятся отношения любви, принятия, доверия, и идеальный взрослый, образцами действий, мыслей и поступков которого ребенок готов овладеть. Какие эмоции и чувства будут испытывать учащиеся, зависит от педагога. Эмоциональная жизнь класса может характеризоваться раздражением, огорчением, грустью, скукой, безразличием, если учитель не владеет педагогической наблюдательностью, находчивостью, импровизацией. Педагог, находящийся на пьедестале творчества, всегда бодр, энергичен, уверен, владеет образной яркой речью, выразительной мимикой и способен это состояние передать всему классу.

Педагогическое мастерство учителя, работающего в системе развивающего обучения, предполагает умение выслушивать всех желающих по всем вопросам, становиться на позицию каждого отвечающего и понимать логику его рассуждений, анализировать ответы и незаметно вести учащихся к решению проблемы.

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1991.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

3. Репкина И В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО СИСТЕМАМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

O.A. Дриняева

Современная начальная школа располагает параллельными программами и методиками обучения родному языку. Это связано с тем, что на начальной ступени образования реализуются концепции развивающего обучения, разработанные учеными Л.В. Занко-вым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным. Действующие ныне программы основаны на новых дидактических принципах.

Учебные пособия по русскому языку, составленные В.В. Репкиным и A.B. Поляковой, содержат обогащенный языковедческий материал . В школьную лингвистику приходят новые для нее понятия из таких разделов, как фонология, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис. Поэтому представляется целесообразным углубить теоретическую подготовку будущих учителей начальной школы и работающих учителей-практиков.

Поскольку составители параллельных учебников родного языка опираются на теоретические положения, выдвигаемые представителями разных лингвистических школ и направлений, то, на наш взгляд, является необходимым познакомить учителей с содержанием и принципами основных языковед-

ческих теорий. Дискуссионный метод изложения материала по современному русскому языку становится ведущим в преподавании изучаемых разделов.

В методической литературе неоднократно отмечалась важность фонологических знаний в обучении младших школьников. Основные рассуждения фонологии положены в основу современной букваристики.

В ходе развития фонологической дисциплины сложились школы: Московская, Петербургская и Пражский лингвистический кружок. Знакомство с основными принципами и содержанием указанных направлений поможет учителю в осознании трудных фонологических явлений, вошедших в методический аппарат некоторых учебников, методические пособия для учителей. (Например, фонема, оппозиция фонем, корреляция оппозиций.)

В настоящее время известно несколько определений фонемы в качестве основной единицы фонологии:

• фонема — это наименьшая единица языка, которая различает слова и формы слова (дом — том — лом — сом);

■ фонема — это набор дифференциальных признаков, по которым одна фонема отличается от другой в системе фонем;

Биография

Родился Василий Васильевич 31 августа 1930 года. В 1953 году Давыдов заканчивает философский факультет МГУ на психологическом отделении. И начиная с этого же года работает в учреждении АПН СССР. И уже в 1989 году становится вице-президентом АПН СССР. Василий Васильевич был последователем Л.С.Выгодского. Во многом его взгляды сходились с великим педагогом. Давыдов на протяжении своей деятельности был членом редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Работая в области педагогической психологии, Давыдов освещал проблемы развивающего обучения, а также приводил нормы психического возрастного развития у детей. В Московской экспериментальной школе внедрялись теории, разработанные Давыдовым, и проверялись в практическом действии. Для ребят с различными типами мышлений создавались специальные рабочие программы и учебно-методические пособия по различным дисциплинам. Давыдовым была создана образовательная система развивающего обучения. Учебники, созданные по этой системе, активно внедряются в образовательную деятельность младшей и старшей школы.

Замечание 1

Деятельность Давыдова охватывала также и философские проблемы. Им были организованы семинары по фундаментальным проблемам мышления и деятельности, психологии и т.д. Давыдов смело высказывался по отношению к советской системе образования. Он считал данную систему несовершенной. В 1981 году вышла книга под его редакцией «Философско-психологические проблемы образования». В итоге Давыдов был исключен из партии, снят с должностей. Но уже в 1986 году был оправдан и награжден премией им. Ушинского за выдающиеся достижения в педагогике.

Критика традиционного обучения

Давыдов смело подвергал критике традиционное школьное образование. Он утверждал, что современное образование школьников младшего звена не обеспечивает достаточного развития психических функций. Традиционное образование не создает необходимых ближайших зон развития, а занимается именно развитием уже приобретенных психических функций, которые ребенок приобрел в дошкольном возрасте. Давыдов утверждал, что обучение должно двигаться в направлении для формирования зон ближайшего развития для того, чтобы они в последствии стали психическими новообразованиями.

Давыдов критиковал также подход традиционной школы с точки зрения формирования эмпирического мышления. Давыдов говорил, что построение учебных дисциплин должно строиться таким образом, чтобы формировать у ребенка теоретическое мышление, которое отличается от эмпирического в корне.

В основе развивающего обучения лежит теория усвоения школьниками именно теоретических знаний. Их содержание являет происходящее, становление и развитие явления. При этом теоретическое воплощение реального, конкретного как единения многообразия рождается движением мыслительных процессов от абстрактного к конкретному. Приступая к изучению какого-либо учебного предмета, воспитанники с помощью педагога анализируют составляющие учебного материала, выявляют в нем некоторые общие отношения, наблюдая, что оно проявляется водругих частных случаях. Закрепляя в знаковой форме данноеобщее отношение, они воспроизводят содержательную абстракцию данного предмета.

Замечание 2

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходедискуссии. Значимым в данной системе обученияне столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Новость

8 мая 2020

Даниил Борисович Эльконин – один из наиболее известных отечественных ученых. Практически все выпускники психологических факультетов знакомы с периодизацией психического развития ребенка от рождения до 17 лет, которую он разработал. Современные психологи выстраивают программы своих эмпирических исследований с учетом идей Даниила Борисовича и интерпретируют на их основе полученные результаты. Лучшие педагоги в нашей стране и за рубежом придерживаются системы развивающего обучения, которую изначально предложил и внедрил в практику педагогической деятельности Даниил Борисович.

Работы Д.Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности. Совместно с учениками Л.С. Выготского он проводил исследования по детской психологии. Изучал психологическое развитие детей в разных возрастах, психологию игры и вопросы учебной деятельности школьников, а также проблемой развития речи и обучения чтению у детей.

Д.Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребенок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Он считал ребенка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребенок воспроизводит и создает в себе человеческие способности. Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В его трудах описаны структура и основные элементы игры.

Однако мало кто знает, что Д.Б. Эльконин в начале Великой Отечественной войны, когда была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных граждан, в числе первых отправился защищать Родину с оружием в руках. К этому времени он уже защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников, и успешно работал в профессии. Однако 2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин добровольно вступил в ряды народного ополчения и до конца войны участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Прибалтики в составе войск 42-й армии Ленинградского фронта. Он прошел всю войну и закончил ее в звании подполковника.

Д.Б. Эльконин обладал большой силой духа, верой в будущее и высокой гражданской ответственностью. Он любил науку, высоко ценил своих друзей-единомышленников. Его научная работа была тесно связана с идеями А.Н. Леонтьева. Вот что писал Эльконин летом 1942 года Алексею Николаевичу:

«Сейчас 3 часа ночи. Уже совсем светло и я пишу без искусственного света. Через небольшое окно проникает достаточно света. Вокруг совершенно тихо. Лишь где-то вдалеке (на левом фланге) слышны глухие раскаты. Тишину эту мы не очень любим. Очень тихо, это не спокойно. А может быть и спокойно. Если бы плечи не тянули ремни, на голове не фуражка и вдали я не видел силуэты обгоревших зданий и торчащие из земли трубы и печи, то совсем мирно и я на даче. К сожалению, это не так и может быть через полчаса станет шумно. <…> Огрубел, стал черств, как сухарь. Много пережил. Многое потерял. … Война подействовала на меня двойственно. Я почерствел и еще больше замкнулся, а вместе с тем стал человеколюбивее и стал так любить людей, как не любил их раньше. Особенно хороших. … Рад, что ты занят наукой. Она, эта наша наука, очень нужная, необходимая наука. Правда, мы только на поверхности, но это ничего. Психологии я теперь насмотрелся вволю. Особенно много психологии аффектов, страстей, воли, мотивов и совсем-совсем мало психологии интеллекта. Это, по-видимому, действительно только механика, по крайней мере в той жизни, которая меня сейчас окружает. <…> Вообще, ты работай там как следует быть. Ведь первое, что мы сделаем при встрече (я верю, она будет), это сессию с твоими лекциями и моими рассказами. Ты будешь о психологии мне рассказывать, а я буду тебе рассказывать мою будущую книгу «Записки делопроизводителя»… Скоро, скоро победа придет к нам. Она уже показала свое лицо… и верю, будет час радостной встречи.»

За выдающиеся боевые заслуги он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». А затем не был демобилизован, а получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии. Там он не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии.

После войны Эльконин стал старшим научным сотрудником, а позднее заведующим лабораторией Института психологии Академии педагогических наук СССР. Научную работу совмещал с педагогической деятельностью: в течение многих лет он был профессором факультета психологии МГУ.

Эльконин был прекрасным оратором, темпераментным и бескомпромиссным полемистом. Он оказал большое влияние на молодых психологов, на своих учеников и коллег. Известный психолог и защитник Отечества в годы войны, Даниил Борисович был прежде всего выдающейся личностью. А это главное и для науки и для общества.

По материалам книги «Выдающиеся психологи Москвы». Книга лежит в свободном доступе на портале психологических изданий psyjournals.ru

Методика Эльконина и Давыдова

Сейчас много говорят о том, что современная школа должна учить не конкретным знаниям, а навыкам самостоятельного мышления. Еще больше споров о необходимости отменить школьные оценки. В педагогическую практику эти темы начали внедрять в середине прошлого века психологи Даниил Эльконин и Василий Давыдов. Они придумали метод развивающего обучения, ориентированный не на запоминание готовых фактов, а на понимание причинно-следственных связей между ними.

Система Эльконина и Давыдова, взятая на вооружение финскими педагогами, формирует у детей абстрактное мышление, аналитические способности и развивает вкус к научному познанию. Ученики сами ставят себе учебные задачи и сами же себя оценивают. Считается, что школьники, обучавшиеся по методу Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации и быстрее находят оптимальные способы решения.

По такой системе учатся в школе «Логос-М» в подмосковных Мытищах.

«Система Эльконина-Давыдова – это система обучения, которая делает ставку на развитие ребенка. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал и развиваться вперед. Пусть на маленький шажочек. Кто-то сделает сразу огромный шаг вперед, но именно это постепенное развитие легло в основу системы», – говорит директор школы «Логос-М» Татьяна Михеева.

«Наша программа составлена психологами абсолютно правильно как безотметочное обучение. Чтобы ребенок, знаете, не ориентировался на отметку, а ориентировался на то, чего он достиг по сравнению с собой вчерашним. И чем хороша эта методика, что она для всех. Для всех детей, но не для всех родителей, скажем так», – рассказывают педагоги школы. – Современные родители больше внимания уделяют именно умственному развитию своего ребенка, развитию мышления. Программа Эльконина-Давыдова построена именно так, что ребенок не получает знания в готовом виде, а для того, чтобы их добыть, он должен общаться, он должен делать какие-то выводы, он должен уметь задавать вопросы, искать ответы на эти вопросы, используя разные источники».

«Для каждого ребенка отметка играет разную роль. Если мы постоянно будем ребенку ставить, условно, плохие отметки, это не будет его стимулировать, он перестанет верить в свои силы. И плюс еще отметка «гвоздит» ребенка к своему месту. А оценка – она разная. Сегодня я так замечательно поработал, что даже, может быть, не добился результата, но учитель мою активность, мое желание, мою инициативу в шкале отметил как 100 баллов. Это для ребенка… ну это такая мотивация. И на следующий день он бежит с радостью. В школе мы проводили много анкетирования среди родителей, среди учеников. Все отмечают, что дети с удовольствием идут в школу», – с гордостью говорят учителя.

Образовательное движение UWC

United World Colleges или UWC – международное образовательное движение, возникшее в 60-х годах прошлого века. Первый из колледжей объединенного мира – Атлантический – был открыт в Уэльсе, в замке Сейнт-Донатс. Его основатель – известный немецкий политик и педагог Курт Хан был вдохновлен идеей объединить талантливых молодых людей от 16 до 18 лет из разных стран и социальных групп, чтобы вырастить из них новую мировую элиту – толерантную, веротерпимую, социально активную, способную положить конец межэтническим войнам.

Сейчас в мире работает 17 UWC колледжей. Правила приема призваны избавить детей богатых и могущественных родителей от осознания собственной избранности. Чтобы поступить, необходимо написать мотивационное письмо и пройти строгий отбор национального комитета. Прошедшим конкурс, помогают найти индивидуальных спонсоров.

Современные UWC колледжи строят вдали от столичных центров, часто в социально неблагополучных регионах, поскольку общественная работа и взаимодействие с местным комюнити – важнейшая часть образовательного процесса. Студенты колледжа в процессе обучения должны осознать: они могут и должны менять мир.

После распада СССР курортный город в Армении – Дилижан пришел в запустение. Однако строительство здесь одного из колледжей системы UWC изменило облик этого места.

«Смотря на свой класс, я вижу, что есть люди, которые являются носителями разных идеологий – есть реалисты, есть феминисты, есть марксисты. И очень интересно наблюдать, что в течение своего обучения они могут поменять свою идеологию», – говорит преподаватель политологии из США. – При таком многообразии национальностей, которые присутствуют в школе, у нас, можно сказать, готовые конфликты уже сидят в классе. У нас есть студенты из Китая и из Тайваня, из России и из Украины, и мы не пытаемся скрыть или игнорировать эти конфликты. Наоборот, мы пытаемся вывести их на поверхность и разобраться в них по-своему».

Педагогический состав школы многонационален. Как и студенты, преподаватели собрались из разных уголков мира. Они ведут занятия по политологии, философии, изобразительному искусству, театру, приобщают студентов к научным изысканиям.

«Моя индонезийская школа радикально отличалась от той, что я увидела здесь. Потому что у нас в классе говорит только учитель, а студенты обязаны молчать и слушать. А тут наоборот, все время споры и обсуждения. И это было так непривычно, что в прошлом году мне понадобилось время, чтобы влиться в ритм этих дискуссий», – рассказывает студентка из Индонезии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *