Эмоционально волевая неустойчивость

Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.

Часто на консультациях у детского психолога родители жалуются на эмоциональную нестабильность (неустойчивость) ребенка – частые психо-эмоциональные срывы, повышенную слезливость, капризы, переходящие в истерики. То, что достаточно естественно в период первого возрастного кризиса 18-24 месяцев, уже вызывает родительскую тревогу в период дошкольного и младшего школьного возраста.

Говоря об эмоциональной стабильности, мы будем говорить о способности ребенка переносить приятные и неприятные эмоции, не будучи «затопленным» ими. Всем родителям известны случаи проявления эмоциональной нестабильности у их чада. Например, когда недовольство и злость переходит в бессильную ярость — и ребенок одновременно рыдает, плюется и пинается ногами; обида — в долгие всхлипывания под одеялом; страх перерастает в неуправляемую панику; грусть или печаль — в апатию и безжизненность; стыд — в потерю способности поддерживать контакт, продолжать общение. «Хорошие» чувства – радость, веселье, удовольствие тоже, бывает, что зашкаливают. Всем известно, когда ребенок (как говорится) «перебесился» от радости и срывается на капризы, истерики, плач.

Развитие эмоциональной стабильности у ребенка закладывается в раннем детстве с помощью родителей. Кроме этого все дети отличаются степенью индивидуальной переносимости сильных эмоций – кто-то более устойчив, кто-то менее.

Существенно важной частью эмоционального созревания является способность переносить тревогу, стыд, вину. Особенно важно уметь переносить депрессивные чувства (печаль, тоску, грусть), которые часто сопровождают нашу жизнь в ситуациях разочарования, утраты (потери работы, значимых отношений, смерти близких), болезни, выхода на пенсию и многими другими болезненными, но неизбежными переживаниями.

Немного отклонившись от темы детского развития, замечу, для взрослого также важна способность переносить сильные чувства, не будучи разрушенным ими, иметь эмоциональные резервы, как для себя, так и для своих близких, нуждающихся в помощи. Люди, которые могут комфортно переживать чувства, обычно спокойны; считая, что их состояние вполне соотносится с их жизненным переживанием; что оно имеет смысл; и что, выполнив свою цель, оно прекратится.

Если человек не справляется с уровнем эмоционального напряжения, то он часто вынужден прибегать к употреблению психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков, чтобы временно «заморозить» эмоции. Или человек начинает блокировать эмоциональную чувствительность, и тогда чувства проявляются в виде соматических приступов (болей, головокружения, повышения давления) – т.е. развиваются психосоматические реакции. Тогда — как пациенты, так и врачи, начинают воспринимать в виде заболеваний то, что на самом деле является проявлением эмоций.

Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка не происходит само по себе, здесь велика роль родителей в том, чтобы помочь детям обрести способность управлять своими эмоциями.

Давайте рассмотрим, какие методы формирования эмоциональной стабильности имеются в распоряжении у ухаживающего за ребенком родителя; и каких реакций стоит избегать?

1. Присутствие рядом близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение для испытывающего беспокойство ребенка.

2. Внимательные родители позволяют своим детям упражняться в способности переносить различные эмоции — так же, как при обучении ходьбе или плаванию. Эмоциональные всплески должны допускаться лишь в той степени, в какой ребенок может их вынести. Если ребенок упал и чуть захныкал; то чуткая мать не будет сразу бросаться на помощь, а будет следить за реакцией, давая возможность ребенку справиться самому. Так же стоит поступать, если ребенок настороженно замер, столкнувшись с чем-то неожиданным или новым. Здесь поможет голос мамы с некоторого расстояния, подбадривание и разъяснение ситуации. Родителю важно заметить и предотвратить тот момент, когда малыш зайдется в плаче от сильного испуга; или — если это не удалось, стать опорой – пожалеть, погладить, объяснить, что это было. Т.е. мать вмешивается только тогда, когда ребенок утрачивает контроль над ситуацией.

Маленького человечка, конечно, никто не осудит за проявление сильных эмоций; но и по отношению к детям постарше, родителям очень важно не фиксировать внимание на том, что ребенок утратил контроль над своими эмоциями; или оправдать его, ссылаясь на сложившиеся обстоятельства.

Возможно, наиболее важный и трудный аспект материнства как раз и состоит в позволении ребенку самостоятельно переносить все более интенсивное эмоциональное напряжение – в таком случае матери надо уметь справляться с собственной тревогой и уметь удерживать себя от того, чтобы каждый раз кидаться на помощь.

Нежелательными являются два варианта родительских реакций. Во-первых, как мы только что говорили, когда взрослый тут же кидается на помощь – этим он дает ребенку послание: «Ты слабый, и сам ничего не можешь» — это способствует возникновению страху не только перед ситуацией, но и перед эмоциями, окрашивающими ее, и формированию неуверенности в своих силах. Во-вторых, опасно, когда родитель игнорируют ситуацию — когда ребенок уже «затоплен» аффектом, это может привести к психологической травме – когда ребенок один на один остается с невыносимыми переживаниями.

3. Идентификация с родителем — в дальнейшем ребенок приобретает функцию самоуспокоения, подражая родителю. Если мать сохраняет терпимость и доброжелательность по отношению к сильным эмоциям ребенка, жалеет и успокаивает его (а не стыдит и не ругает); то ребенок так же будет относиться и сам к себе. В тех ситуациях, когда ребенок эмоционально не справляется самостоятельно – например, плачет от ушиба или испуга, матери важно показывать свое спокойствие, и не «заражать» ребенка своей тревогой. Тогда ребенок сможет подражать реакции взрослого, примерно так: «Если мама не боится (не тревожится), значит, это не страшно (не опасно), тогда и я не боюсь (не тревожусь)». Родитель может и напрямую — словами побуждать ребенка идентифицироваться с ним: «Посмотри, папа же не боится».

Если же мать в случае стрессовой ситуации сама чрезмерно расстраивается или впадает в панику, то, таким образом, она породит у ребенка вторичную тревогу (не только от ситуации, но и от своей реакции на нее). В худших случаях она может даже ругать ребенка, например, за то, что он ушибся; добавляя к боли от ушиба критику и оскорбление.

Пытаясь подражать матери, ребенок должен почувствовать, что получил разрешение, так сказать, «занять место матери» по отношению к самому себе, оказывая помощь себе. Но порой случается такое, что женщина решает за счет ребенка свои проблемы и, желая быть незаменимой для ребенка, не дает ему «это разрешение». Например, многие дети успешно успокаивают себя с помощью «переходного объекта» – это может быть какая-то вещь, которая напоминает ему мать; или мамина вещичка; или мягкая игрушка – как заменитель мамы. Некоторые матери, явно ощущая ревность, могут отнимать переходный объект у ребенка, не разрешая ему, таким образом, оказать себе самоподдержку. Такие реакции, как правило, содействуют чрезмерной зависимости ребенка от родителя. В таких случаях, чтобы не травмировать ребенка, женщине было хорошо разобраться в себе при помощи психотерапевта.

4. Похвала и одобрение. Когда ребенок показывает, что он может присвоить себе функцию родителя и успокоить себя самостоятельно; родитель выражает одобрение за использование такого способа обращения с эмоциями: «Вот, молодец! Ты сначала боялся идти к врачу, а потом понял, что это не страшно, и успокоился». Хороший родитель будет предлагать эмоциональную поддержку до тех пор, пока она необходима, однако будет готов дать возможность ребенку использовать свои собственные ресурсы.

Выражая одобрения и похвалу за контроль над своими чувствами, важно «не стимулировать» развитие этого навыка обратным способом – не стыдить и не позорить ребенка за то, что он не справился со своими чувствами или попросту проявил их. Например, маленький мальчик, который плачет от страха, испытывает дополнительно и стыд, когда его укоряют за «немужскую реакцию», и порицает себя за это. Эта вторичная реакция усиливает страх эмоции. Ребенок, во-первых, чего-то боится и страдает от этого; а, во-вторых, он будет бояться переживать страх и делиться этим чувством, потому что это еще и стыдно. Если ребенок реагирует чувствами вины или стыда на неконтролируемое проявление своих эмоций, это серьезно ухудшает его возможность справляться с этими эмоциями.

В худшем случае, аффект, который однажды оказался разрушительным, в последствии может восприниматься как опасный. Бывает, родители «управляют» ребенком путем пристыживания, а кроме этого еще нечутко замечают вслух, что ребенок покраснел от стыда — это порождает еще больший стыд. Стыд может оказаться таким непереносимым чувством, с которым невозможно встречаться, не будучи разрушенным им. Непереносимые чувства могут выражаться, как мы уже говорили, в виде соматических приступов.

5. Помощь ребенку в том, чтобы постепенно развивать вербализацию – т.е. словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно обучать ребенка — называя ему те чувства, которые он испытывает; и поощрять его за их выражение словами, а не криком и плачем.

Но существуют родители, которые сами не способны говорить о своих чувствах и показывать их. Часто такие родители также не разрешают их проявлять ребенку. В таком случае ребенок будет иметь трудности быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать их, и здоровым образом управлять ими.

6. Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего, взамен содеянному (важно эти приемы самоподдержки отличать от наказания). По мере взросления доступ к таким приемам и ресурсам внутри себя делает для индивида возможным успешное преодоление различных неприятных чувств и состояний, которые случаются в ходе обычной ежедневной работы или учебы.

7. Демонстрируя своим примером принятие чувств ребенка в качестве нормальных реакций на ситуации, мать учит и ребенка осознавать свои чувства и воспринимать их в качестве сигналов — так, например, тревога может сигнализировать об опасности, и поэтому ее важно не подавлять как нежелательную реакцию — а учитывать.

На каждом этапе развития ребенка есть свои особенные моменты, в которых родитель может помочь ему не травматично проживать эмоции. В момент приучения к горшку ребенок может испытывать гордость или стыд за свои успехи или неудачи; и здесь мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства, сохраняя при этом общее чувство благополучия. Во внутреннем мире ребенка это, может, звучат так (конечно, выражаясь взрослообразно): «Сейчас вышел конфуз и мне стыдно, но в целом – я хороший и достойный любви».

Есть один важный момент… Большинство матерей способны принимать сильные эмоции очень маленького ребенка, реагировать на них как на просьбу об оказании услуг и с готовностью удовлетворять потребности малыша. Однако хроническое состояние неудовлетворенности (плач и крик) младенца подрывает идеальное представление женщины о себе как о любящей матери счастливого и «хорошего» ребенка. Тогда женщине становится труднее терпимо откликаться на малыша. А по мере развития ребенка — особенно в период первого кризиса 18-24 месяцев, они все в большей степени реагируют на его эмоциональные вспышки раздражением. В позднем детстве открытое эмоциональное выражение ребенка (капризы, агрессия, обиды) может вызывать скорее неодобрение и наказание со стороны взрослого, чем стремление помочь. Но, отвергая чувства ребенка, родитель учит его самого обращаться с ними подобным же образом.

Развитие устойчивости к болезненным эмоциям необходимо для перехода от игры к учебе. Это особенно важно для ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы справляться со своими школьными и социальными задачами. Еще одной важной задачей развития эмоциональной стабильности является подготовка почвы для проверки эмоциональной удали в подростковом периоде.

В индивидуальной психотерапии при работе над любым запросом пациента происходит более полное развитие эмоциональной стабильности, которая выражается в способности осознавать, принимать болезненные чувства, уметь справляться с ними, не будучи разрушенным ими. Развитие эмоциональной устойчивости — это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Психолог-психотерапевт Ежек Наталия.www.gesterap.ru

Эмоциональная лабильность — патология нервной системы (болезнь) или, скорее, черта характера?

Мирослав Ясин 2845 3 года назад Психолог, кандидат социологических наук, преподаватель и психолог-консультант Пользователю можно задать вопрос

Это динамическое свойство нервной системы, но ни в коем случае не патология. Относится к свойствам темперамента, темперамент есть у всех и это нормально 🙂 Большинство ученых утверждают, что темперамент является врожденным и не изменяется. Но эмоциональная лабильность не черта характера. Характер в основе своей имеет темперамент, но понятие «характер» гораздо более обширное. Характер как раз можно изменить и с его помощью можно преодолеть многие врожденные черты. Ту же вспыльчивость, к примеру, которая есть одно из проявлений эмоциональной лабильности. В самой по себе лабильности нет никакой проблемы (это не патология, еще раз) — из позитивных черт: эмоционально лабильные люди «отходчивы», не зацикливаются на одном и том же. В принципе, мы все в какой-то мере наделены лабильностью., кто больше, кто меньше. Без нее мы бы застряли навечно в одном эмоциональном состоянии. Наименее лабильный тип — крайний «флегматик» — который медленно переходит из одного эмоционального состояния в другое.

Мирослав Ясинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 10 -1

Эмоциональная неустойчивость детей. Работа с родителями.

Эмоциональная неустойчивость детей. Работа с родителями.

Психическое здоровье – фундамент развития ребёнка. В последнее время отмечается рост нервно-психических расстройств у детей. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации.

Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и, в особенности, ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

Тревожность – довольно устойчивая индивидуальная особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Поэтому следует отличать тревожность от тревоги страха.

Если ребенок иногда испытывает беспокойство в какой-либо ситуации, например, перед выступлением, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге. Следовательно, тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка.

Тревожность – это устойчивое состояние. Тревожность не связана с какой – либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда, в любом виде деятельности. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Мы рассмотрим, как помочь ребенку, которому его постоянная тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать свои задатки.

Ребенок, которого мы называем тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:

— любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;

— во время выполнения задания или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);

— беспокойно спит, жалуется на страшные сны;

— у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;

— плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;

— не уверен в себе и своих силах, ожидает неудач в деятельности;

— старается скрывать свои проблемы и тревогу.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но выделены основные факторы, которые способствуют проявлению тревожности у ребенка.

Причины, которые способствуют проявлению у ребенка тревожности.

  1. Прежде всего, может играть роль наследственность: у тревожных родителей, чаще вырастают тревожные дети.

Это происходит не только в результате передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения. Иногда родителям трудно увидеть этот механизм действия в семье. Поэтому родителям тревожного ребенка полезно заниматься самоанализом, чтобы понять часто ли они сами испытывают тревогу за себя и близких, как она проявляется и как можно влиять на ребенка.

  1. Второй главной причиной тревожности у детей является обстановка в семье.

Чаще всего, нарушение отношений с родителями:

— завышенные требования;

— конфликтная атмосфера в семье;

— неудовлетворенность взрослых в семье;

— развод родителей;

— разногласие родителей в вопросах воспитания ребенка или

— спонтанность и непоследовательность их действий.

  1. Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания.

Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультироваться у специалистов: невропатолога, психиатра и пр.

Как при работе над другими детскими проблемами над проблемой тревожности следует работать терпеливо и систематически.

Работа по коррекции тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами. Наибольшая роль по профилактике и коррекции тревожности у детей должна принадлежать родителям.

Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает следующие взаимосвязанные направления:

  1. Совместная работа с родителями и детьми

  2. Психологическое просвещение родителей

  3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей

  4. Практика в реальной жизни

Одним из методов коррекции эмоциональных нарушений ребенка является игра. Это наиболее распространенная и приемлемая форма работы с родителями тревожных детей, которая позволяет:

— создать близкие отношения между участниками игры;

— формировать адекватную самооценку;

— снимать напряженность, тревогу, страх перед окружающими;

— формировать произвольное поведение.

Игровая терапия направлена на реализацию следующих задач:

Основные задачи игровой терапии:

  1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;

  2. Выработка родителями эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;

  3. Оказание помощи родителям в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.

Об успешности и эффективности работы по коррекции тревожности могут свидетельствовать такие критерии, как

  • снижение тревожности;

  • снижение количества страхов;

  • повышение уверенности в себе;

  • повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка можно придерживаясь определенных правил.

Правила, позволяющие создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка:

1.Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример.

2. Избегать соревновательных моментов в играх.

3.Не устанавливать временных рамок выполнения задания, не подгонять ребенка.

4. Осторожно вводить ребенка в новую игру.

5. Стараться проявлять творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить беспокойство.

6. Действовать по обстоятельствам.

Родителям полезно знать отдельные коррекционные игры и рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми, чтобы повысить свою психологическую грамотность и помочь своему ребенку в решении его проблем. Некоторые из них будут описаны ниже в соответствующих разделах, но сначала надо определить в каких направлениях следует начать работать.

Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки ребенка.

  2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

  3. Отработка навыков управления владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка и вызывающих наибольшее беспокойство.

Рассмотрим каждое из этих направлений наиболее подробно.

1.Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом направлении необходимо, чтобы родитель сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Кроме того, родитель должен часто хвалить ребенка. Очень важно делать это правильно: ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.

В своей работе на данном этапе я использовала следующие игры и упражнения.

«Копилка достижений»

Эта игра должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день.

В эту копилку ребенок вместе с родителями складывает все свои достижения и успехи, которые произошли с ним за день, например, хорошо рассказал стихотворение.

Важно, чтобы в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

Данную игру можно использовать сначала для повышения самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.

«Солнышко»

Это отличная игра, которая позволяет получать от других «психологическое поглаживание», столь необходимое каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным.

С этой же целью могут использоваться такие игры, «Комплименты», «Подарки», «Закончи предложение», «Волшебный стул».

«Комплименты»

Цель игры: формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Игра может проводиться в различной форме. Суть игры в том, что участники оказывают друг другу словесные знаки внимания. Тому, кому этот знак адресован, должен адекватно на него отреагировать.

2.Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

На этом этапе важно научить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку.

Для тревожных детей уметь расслабляться – это просто необходимость, т.к. состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое пробежаться, сесть, встать, но что значит расслабиться для них не совсем понятно. Поэтому в систему игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Кроме этого принципа используется и способность детей к фантазированию. Здесь помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Но этот метод работает только с детьми старшего дошкольного возраста, а первый можете применять в любые возрастные периоды.

Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, так же полезен массаж и просто растирание тела.

«Снеговики»

Цель: обучение детей расслаблению, релаксации

Суть игры в попеременном напряжении частей тела и последующее их расслабление.

«Огонь – лед»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Эта игра способствует ощутить свободу и радость, стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, развивает пластику, гибкость тела.

«Торт»

Эта игра полезна не только для тревожных детей, которые испытывают трудности в общении с взрослыми людьми и детьми, но и для застенчивых детей. Эта игра учти доверять другому человеку.

«Зеркало»

В этой игре мы можем воспользоваться тягой детей к подражанию. Как известно, дети очень любят подражать любому родителю, имитируют их походку, мимику, действия. Также игра полезна для развития скорости движений и внимания ребенка и взрослого друг к другу.

«Психологическая лепка»

Эта игра способствует расслаблению тела, основана на полном доверии другому человеку. Способствует развитию фантазии. Дает ощущение контроля над другим человеком.

«Волшебный мелок»

В основе игры лежит телесный контакт с ребенком. Используются элементы массажа. Следует отметить, что даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения.

3. Умение управлять собой

Важное направление работы с тревожными детьми, которое предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным его состояние) к их внутреннему выражению. То есть мы должны обучить ребенка применению своих знаний на практике, чтобы изменилось не только его восприятие, но и поведение.

С этой целью я использовала следующие игры.

«Рыбаки и рыбки»

Иногда дети испытывают дискомфорт и испытывают отрицательные эмоции по причине некоторой неопределенности ситуации, неизвестности и непонятности. Чтобы снять эти ощущения можно воспользоваться этой игрой.

«Кораблики»

Игра дает ребенку возможность действовать самому, ощутить власть и контроль над ситуацией. Ребенок чувствует себя во время игры хозяином положения. Помогает справиться со страхом общения. Поможет переключиться ребенку со своего беспокойства и сомнений в правильности своих слов и дел.

«Ты – Лев!», «Возьмите себя в руки!»

Игры основаны на методе саморегуляции. Вселяют в ребенка чувство уверенности в себе. Ребенок тренируется сохранять спокойствие в самых разных ситуациях: при испуге, неожиданности и пр.

Заключение

Как показывают исследования, родители тревожных детей, сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Поэтому таким родителям следует, прежде всего, заняться самовоспитанием, повышать психологическую культуру, проводить аутотренинги, тренинги с психологом, постараться создать в семье благоприятный психологический климат.

Таким образом, все выше перечисленные мероприятия, должны благотворно влиять на общее состояние ребёнка. Повышение самооценки у детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения, умение владеть собой в ситуациях, травмирующих ребёнка, приведут к положительным результатам. Вследствие этого общее эмоциональное состояние ребёнка улучшится, уровень тревожности снизится, а это позволит детям испытывать чувство душевного комфорта.

Эмоциональная нестабильность – это отклонение или проблема психологического характера, проявляемая в сменах настроения, слабым самоконтролем, импульсивностью, порывистыми действиями, а также иными признаками эмоциональной лабильности. Иначе говоря, это состояние, являющееся противоположным психоэмоциональной стабильности. Психоэмоционально нестабильная личность реагирует на повседневные раздражители неадекватно. Эмоционально лабильным особам сложно концентрироваться. Любая даже небольшая неприятность эмоционально нестабильных индивидов может нарушить привычный жизненный ритм, ухудшить работоспособность.

Что это такое

Нормальным состоянием человеческой психики считается эмоциональная стабильность. Она характеризуется адекватным реагированием на раздражители извне. Другими словами об эмоциональной устойчивости можно говорить, когда психоэмоциональные реакции индивидов соответствуют уровню серьёзности угрозы или проблемы. Так, например, эмоционально стабильный субъект не начнёт рыдать по причине подгоревшей яичницы. У эмоционально устойчивого индивида сильные эмоции порождают серьёзные ситуации, например, утрата близкого.

На способность управлять собственным эмоциональным реагированием оказывают негативное воздействие стрессы, психоэмоциональное переутомление, гормональные изменения.

Эмоционально стабильные индивиды имеют следующие признаки:

– не ощущают беспричинную раздражительность;

– могут контролировать собственные эмоции;

– способны принимать обдуманные решения;

– отсутствует импульсивность;

– игнорируют мелкие неприятности.

Благодаря перечисленным признакам люди, имеющие устойчивую психику, приятны в коммуникации, не склонны к аффектам, являются отличными работниками, поскольку незначительные сложности не оказывают влияние на их способность принимать грамотные решения, сосредоточиваться и плодотворно трудиться.

Эмоциональная нестабильность являет собой противоположное психоэмоциональной устойчивости состояние.

Психоэмоционально нестабильный человек характеризуется неадекватным реагированием на обыденные раздражители. Он испытывает сложности с концентрацией, любая самая незначительная проблема способна нарушить его привычный образ бытия, понизить работоспособность.

Эмоциональной нестабильности свойственна повышенная раздражительность, спонтанные приступы гнева, частые неосознаваемые перепады настроения.

Причины эмоциональной нестабильности

Неустойчивость эмоций нельзя относить к заболеваниям. Она являет собой отклонение личностного характера, обнаруживающееся в неистовом эмоциональном всплеске. Человек, страдающий описываемой разновидностью расстройства, отличается изменчивостью настроения, раздражительностью, нетерпеливостью, в отдельных ситуациях – агрессивностью. Они остро воспринимают малейшую критику от окружения, им сложно воспринимать чужое мнение.

По сей день довольно сложно определить истинный фактор, ответственный за зарождение эмоциональной нестабильности. Однако сегодня можно выделить несколько причин, непосредственно провоцирующих наступление анализируемого отклонения, а именно:

– психологические травмы;

– гипо- либо гиперопека родственников;

– постоянное воздействие стрессоров;

– устойчивое перенапряжение эмоционального характера;

– хроническое переутомление вследствие недосыпа, недоедания, неправильного распорядка;

– психастения;

– дефицит в организме полезных веществ;

– гормональные сбои или перестройки;

– психические отклонения: депрессивные состояния, неврозы, биполярное нарушение, маниакальное расстройство;

– влияние акцентуаций характера;

– побочное действие некоторых медикаментозных препаратов;

– врожденные пороки нервной системы.

Также эмоциональная нестабильность у женщин нередко может возникнуть на определенном этапе менструального цикла или являться следствием приближения климактерического периода. Подобное состояние является преходящим и купируется специализированными фармакопейными препаратами, направленными на нормализацию соотношения гормонов.

Помимо того эмоциональная нестабильность может являться следствием наличия следующих соматических нарушений, таких как: сосудистые заболевания, гипотония, гипертония, новообразования в мозге, сахарный диабет, мозговые травмы. Здесь нестабильность эмоций нужно рассматривать в качестве симптома основного недуга.

Также можно выделить факторы, усугубляющие психоэмоциональную лабильность. Эмоциональную нестабильность усиливает недосып, недоедание либо некачественное питание, стресс, недостаток отдыха, ухудшение самочувствия, психоэмоциональные потрясения, пребывание в некомфортных условиях, неспокойной обстановке, вынужденное взаимодействие с индивидами, вызывающими антипатию.

Симптомы эмоциональной нестабильности

Неустойчивость эмоций бывает двух вариаций: импульсивной и пограничной. Пограничному типу присуще довольно развитое воображение, чрезмерная впечатлительность, подвижность восприятия, неумение адекватно воспринимать обыденные трудности, аффективная лабильность. Любое препятствие на стези таких людей воспринимается ими мучительно и нездорово.

Подобное состояние также именуют неустойчивой психопатией. Оно граничит с шизофренией. Психическая лабильность рассматриваемого типа зарождается в пубертате. Поскольку именно данный период характеризуется превалированием собственных желаний над общепринятыми поведенческими нормами.

Эмоциональная нестабильность подростков здесь обнаруживается в неусидчивости, сменах настроения, фрустрации и невнимательности. Человек, имеющий эмоционально-лабильное расстройство данного типа, часто адекватно воспринимать жизненные испытания не может. Поэтому нередко данные особенности отношения к бытию приводят индивидов к алкоголизму либо наркомании, также могут толкать на преступление. У лиц с рассматриваемым типом отклонения сильно развито ощущение привязанности, что порождает отсутствие самостоятельности. Такие люди склонны шантажировать близких собственным самоубийством. Они довольно конфликты и любят закатывать скандалы из-за ревности.

Людям с эмоционально-неустойчивым отклонением импульсивного типа свойственная чрезмерная возбудимость. Эмоциональная нестабильность у ребенка здесь характеризуется детской капризностью, обидчивостью. Такие малыши склонные к истерикам, агрессии. Взрослым лицам, помимо приведённых симптомов, присуща распущенность и высокая половая активность.

Такие индивиды часто совершают публичные эмоциональные действия, которые нередко сопровождаются вспышками ярости.

Окружающих людей страшит подобное поведение, у них отсутствует понимание поступков индивидов, страдающих лабильностью эмоций. Поэтому они стремятся минимизировать взаимодействие с подобными лицами. Индивиды, страдающие описываемым типом отклонения, выделяются бескомпромиссностью и жестокостью.

Люди с лабильностью эмоций характеризуются нарушением самооценки, невозможностью построения адекватных взаимоотношений с социумом. Они ощущают одиночество, вследствие чего совершают яростные попытки, дабы избежать его. Им свойственны резкие смены настроения. Такие люди ощущают всеобъемлющий страх из-за необходимости внесения корректив в планы.

Диагностика

Диагностирование описываемого расстройства должно проводиться дипломированным врачом-психиатром. Дабы оценить состояние индивида, прежде всего, специалист наблюдает за поведенческими паттернами пациентов. Это позволяет обнаружить конкретные отклонения в эмоциональном восприятии, мыслительных процессах, а также выявить ряд иных признаков расстройства.

Дифференциальное обследование рассматриваемой патологии проводится, дабы отграничить эмоциональную лабильность от иных органических нарушений, сопровождаемых схожей либо идентичной клиникой.

Помимо того диагностика эмоциональной нестабильности зависит от её типа. Диагностическое обследование эмоционально-неустойчивого нарушения пограничного типа начинается с анамнеза, поскольку лицам с этим типом отклонения присуще непонимание себя. У них отсутствует ощущение собственного «Я», что приводит к невозможности выявления своих истинных желаний. Такие люди склонны к беспорядочным отношениям, они постоянно меняют интимных партнёров. Такие лица стараются направить все усилия на избегание одиночества. Они склоны к суицидальному поведению, поскольку неизменно ощущают опустошённость и чувство ненужности.

Импульсивный тип характеризуется нижеприведёнными проявлениями. У пациентов с эмоциональной нестабильностью отмечается склонность совершать внезапные поступки. Они в расчёт не берут возможные последствия собственных действий. Взаимоотношения с окружением выстраиваются на почве конфронтации. Наблюдается гнев и склонность к насилию. Такие больные требуют незамедлительного поощрения собственных деяний, иначе до завершения не доводят дела. Неустойчивому настроению сопутствуют постоянные капризы. С такими лицами находиться рядом неприятно и тяжело.

Дабы диагностировать описываемое нарушение необходимо наличие следующих характеристик:

– ярко выраженная импульсивность;

– нестабильность настроения;

– сниженное умение планировать и учитывать последствия собственных деяний;

– отсутствие самоконтроля;

– всплески гневливого аффекта в качестве ответной реакции на запреты, осуждение.

Лечение

Прежде чем приступать к коррекционному воздействию, необходимо определить факторы, породившие рассматриваемое отклонение. Если эмоциональную лабильность спровоцировал соматический недуг, то терапию проявлений отклонения следует проводить в совокупности с коррекцией основного недуга. Также терапевтическое воздействие обусловлено типом отклонения.

Коррекция импульсивного типа подразумевает проведения психотерапевтических сеансов и назначение препаратов, направленных на усмирение импульсивных состояний.

Терапия пограничного типа включает также психотерапию, которая направлена на возвращение индивида в действительную среду обитания, выработку способности противостоять стрессорам, улучшение взаимоотношений с окружением, стабилизацию эмоциональных проявлений.

Помимо того корректировать неустойчивость эмоциональных проявлений помогут физические нагрузки средней интенсивности, такие как: плавание, йога, пилатес, танцы в комплексе с назначением различных методов, направленных на релаксацию, включая контрастный душ, ароматерапию, пешие прогулки, массаж.

Также рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие активизацию эмоций. Иначе говоря, следует стараться избегать взаимодействия с неприятными людьми, конфликтных ситуаций, нервных планёрок на работе. Помимо того практикуется назначение различных биологически активных препаратов. Они способствуют избавлению от усталости, восстановлению нормального гормонального уровня, снабжению организма необходимыми веществами.

Не лишним считается и смена обстановки, например, на устойчивость эмоционального фона благотворно повлияет санаторный отдых, поездка на дачу либо за город.

Индивидам, страдающим нестабильностью эмоций, не зависимо от этиологического фактора, показан полноценный ночной сон.

Также рекомендуется откорректировать питание, играющее важнейшую роль в регуляции эмоционального фона. Поэтому следует включить в ежедневный рацион овощи, разнообразить питание фруктами, кисломолочной продукцией, обогатить его продуктами, содержащими в больших количествах омега-3 жирные кислоты.

Лечение эмоциональной нестабильности фармакопейными средствами включает назначение нейролептиков (устраняющими импульсивные всплески), антидепрессантов (борющимися с тревогами), нормотимиков (способствующими улучшению состояния, помогающими наладить взаимоотношения с окружением).

Синдром повышенной эмоциональной лабильности

Проявление чувств и эмоций – отличительная черта человека, отличающая его от других представителей живой природы. Каждый человек в тот или иной момент может испытывать бурную радость или гнев, радостно смеяться или печалиться. Это нормальное поведение здорового человека. Однако если эти эмоции проявляются слишком часто, резко сменяя друг друга, и имеют яркую окраску, напоминая проявления невроза, тут уж есть над чем задуматься.

Людей, которым свойственна эмоциональная лабильность, трудно не заметить даже в большом коллективе, ведь они чересчур эмоциональны, излишне сентиментальны, а в некоторых ситуациях и чрезмерно агрессивны.

Первыми признаками эмоциональной лабильности можно считать частые резкие перепады настроения и повышенную слезливость. Такой человек может лить слезы по поводу утраты какой-то «важной» вещи, прослезиться во время просмотра мелодрамы со счастливым концом, испытывать чувство умиления, наблюдая за играющими ребятишками или детенышами животных. Но не пройдет и пяти минут, как слезы радости и умиления могут смениться агрессией или унынием.

Повышенная слезливость может наблюдаться, если эмоциональная лабильность вызвана вегето-сосудистой дистонией или другими сосудистыми патологиями головного мозга. Этот же симптом часто отличает людей с органическими поражениями мозга и астеническими состояниями. Эмоциональная нестабильность при астении зачастую становится причиной депрессии и суицидальных настроений. Однако до самоубийства дело чаще всего не доходит, так как депрессивное настроение вскоре сменяется радостно-возбужденным или умиротворенным.

Вспышки гнева у людей, которым свойственна выраженная эмоциональная лабильность, не требуют особо чувствительного триггера. Порой достаточно даже сильной физической или эмоциональной усталости, чтобы такой человек начал злиться и раздражаться. Не в силах контролировать свои эмоции и справиться с внезапно возникшим раздражением, эмоционально неустойчивый человек выплескивает весь негатив на окружающих, начинает придираться к другим, провоцировать скандалы. И лишь появление слез на глазах у собеседника способно немного усмирить его эмоции.

Еще одним важным симптомом синдрома эмоциональной лабильности является нетерпимость критики, возражений и грубости в свой адрес. Любая критика может вызывать неконтролируемый всплеск эмоций, неутолимое желание доказать свою правоту во что бы то ни стало. Во власти негативных эмоций люди с эмоционально лабильным поведением редко прибегают к помощи грубой силы, однако они могут бросать предметы и вещи, бить посуду и т.д. Они особо не стесняются в выражениях, однако грубость со стороны других воспринимают в «штыки», стараясь обходить грубиянов стороной. Вспышки гнева очень часто заканчиваются плачем и стенаниями.

Эмоционально лабильный человек всегда проявляет заметную нетерпеливость и нетерпимость к мнению других. Аффективные вспышки раздражения или непонятной радости у него возникают независимо от стрессовых или климатических факторов и ситуации. Такой человек может истерически смеяться на похоронах или плакать без видимой на то причины.

Людям с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы свойственна повышенная утомляемость, причиной которой становится опять же эмоциональная лабильность. Взрывы эмоций постепенно приводят к эмоциональному истощению, откуда слабость и снижение работоспособности.

Иногда эмоционально нестабильные люди начинают активно искать применение своим силам и способностям, однако остановится на чем-то конкретном не могут, поскольку интересы у них меняются почти так же быстро как и настроение. Чрезмерная увлеченность поиском своего места в жизни и неспособность сконцентрировать внимание на чем-то одном, вызывает новые всплески негативных эмоций (раздражение, отчаяние, злость), что лишь усугубляет ситуацию. Эмоциональная лабильность провоцирует развитие таких черт личности, как неуверенность в себе и своих силах, скрытность, подозрительность, зацикленность на неудачах и др.

Людям с эмоциональной волевой лабильностью характерны несобранность, отсутствие усидчивости и постоянства, смена интересов и предпочтений, нестабильность настроения. Все это наряду с агрессивностью и неприятием критики приводит к постоянным конфликтным ситуациям на работе и в быту. И даже если человек впоследствии осознает, что был излишне вспыльчив и несдержан, его действия в другой ситуации под воздействием иного (или даже того же самого) раздражителя будут идентично аффективными.

Со стороны такое поведение наталкивает на мысль, что человек попросту не контролирует себя и свои поступки, что в некотором роде является правдой. Однако при отсутствии раздражителей эмоционально нестабильные люди мало чем отличаются от людей с крепкой нервной системой.

Как проявляется эмоциональная лабильность у детей и взрослых?

Давайте-ка вспомним причины эмоциональной лабильности, которые могут повлиять на характер человека в любом возрасте. Это дефицит внимания или чрезмерная опека, психотравмирующие ситуации, погрешности воспитания. Болезни мы пока еще не берем в учет, хотя они также не могут не сказаться на психо-эмоциональном состоянии человека.

Итак, дефицит внимания. Ребенок, обделенный вниманием родных и близких, не может смириться с такой ситуацией и вынужден обращать на себя внимание нестандартным образом. Показывая капризы, закатывая истерики, делая назло ребенок, попросту, пытается привлечь к себе внимание. Но со временем такое поведение может войти в привычку, ведь эмоциональные всплески негативно действуют на нервную систему ребенка, постепенно расшатывая ее.

Чрезмерное внимание и опека также могут воспитать капризного ребенка, которые уже сам не знает что хочет, ведь у него и так все есть. Воевать с капризами – дело неблагодарное, ведь любые запреты могут порождать противостояние. Потакать им, значить, провоцировать новые приступы истерик. В конце концов, и то, и другое приводит к истощению нервной системы ребенка и развитию эмоциональной лабильности.

Смерть матери, отца, брата, сестры, любимых бабушек и дедушек также может негативно сказаться на психике ребенка. Он либо замыкается в себе, а психика блокирует сильные эмоции, либо становится нервным, плаксивым, плохо спит, требует повышенного к себе внимания со стороны других родственников. Как недостаток эмоций, так и переизбыток их негативно сказывается на нервной системе и развитии личностных черт характера.

Эмоциональная лабильность у детей может развиваться как результат авторитарного или противоположного ему попустительского стиля воспитания. Но зачастую огромную роль в развитии личности ребенка играет именно пример родителей. Малыш как губка впитывает в себя информацию, получаемую при общении с родителями. Если мать часто закатывает истерики, а скандалы в семье становятся скорее нормой, чем исключением, понятно, что в какой-то момент ребенок решит, что так и должно себя вести. Он также будет закатывать истерики, кричать и капризничать, что со временем, если на это не обратить вовремя внимание и не предпринять соответствующие меры, перерастет в стиль поведения.

Выявить патологическую эмоциональную неустойчивость в детском возрасте намного проще, чем в подростковом. Ведь само поведение подростков, обусловленное гормональной перестройкой, это негативизм и протесты, которые обычно вызваны строгостью родителей или учителей, различными запретами, а иногда и недостатком или излишком внимания. У многих подростков такое поведение нормализуется, как только уровень гормонов приходит в норму, т.е. по мере взросления. И здесь уже большую роль играет понимание подростковых проблем родителями и учителями, которые должны помочь юноше или девушке преодолеть этот сложный период жизни.

Если подросток остается со своими проблемами один на один, не находит понимания у взрослых, эмоциональных всплесков не избежать. Протесты и истерики входят в норму поведения еще недостаточно взрослого человека, ослабляя его нервную систему. Такую манеру поведения он затем переносит и во взрослую жизнь.

Эмоциональная лабильность у взрослых по симптоматике немного отличается от поведения капризного ребенка. Человек может по-прежнему требовать к себе особого внимания, однако делать это другими способами. Например, стараться выйти в лидеры любыми путями, не учитывая личностные качества, стараться навязывать другим свое мнение, агрессивно реагируя на возражения, совершать рискованные поступки, не думая о последствиях и т.д.

В коллективе эмоционально лабильные личности уживаются с большим трудом, поскольку не могут найти общий язык с большинством, остро реагируют на любые замечания и грубость, совершают необдуманные поступки, которые другие не приветствуют. В семье могут быть достаточно авторитарными и несдержанными: требуют беспрекословного подчинения, провоцируют скандалы по любому поводу, в порыве гнева швыряют вещи, что отрицательно сказывается на психологическом климате семьи.

Но с другой стороны, при доброжелательном к себе отношении, такие люди могут оказаться хорошими друзьями и ответственными работниками. Они отзывчивы, умеют сопереживать, готовы прийти на помощь, старательны, особенно, если слышат похвалу в свой адрес и понимают, что их ценят.

Но это все общие фразы. На самом деле нужно учитывать и характер эмоциональной лабильности, в соответствии с которым может изменяться симптоматика состояния.

Существуют 2 формы эмоциональной лабильности: пограничная и импульсивная. Для первой характерны: повышенная впечатлительность и тревожность, нестабильность интересов, неспособность долгое время концентрировать внимание на чем-то одном (кстати, зачастую такие личности могут одновременно делать несколько дел), непослушание и отсутствие реакции на запреты в детском возрасте. Эмоции в этом случае отличаются силой и яркостью, при этом они могут быть как негативными, так и позитивными. Такие люди могут часто и подолгу переживать происходящее, зацикливаться на неудачах, пасовать перед трудностями. Они очень часто ощущают усталость, как эмоциональную, так и физическую.

Людям с импульсивным типом эмоциональной неустойчивости характерен негативизм и подавленное, мрачное настроение. Отрицательные эмоции у них преобладают над положительными, что часто приводит к депрессии, пристрастию к алкоголю или наркотикам, курению, якобы с целью успокоить нервы. Таким людям в большей степени характерны суицидальные наклонности.

Но агрессия может быть направлена и в сторону других людей или предметов. Аффективные вспышки гнева на фоне раздражительности приводят к насилию в семье, вандализму и др. опасным последствиям.

Личностные качества людей с импульсивным типом часто сводятся к мстительности, злопамятности, обидчивости, непонятному упрямству. Их раздражает работа по дому, особенно бытовые трудности, необходимость подстраиваться под коллектив, выполнять задания по требованию руководства. Трудовые и семейные отношения чаще всего у них не складываются. Приходится часто менять работу и длительное время оставаться одинокими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *