Если ребенок бьется головой

Малышу почти 1 и 3, только что научился ходить, но предпочитает ползать на четвереньках. В последние две недели (на фоне прорезывания зубов) появилось непонятное мне поведение. Запретов у нас не много, в основном — не обрывать цветы, не лазить к выключателям, не бить родителей. Так вот при малейшем запрете, малыш падает на четвереньки и со всей дури бьется лобиком об пол, да не один раз, а два-три. Если стоит возле стенки будет биться в стенку. Если сидит на руках у меня или мужа — стукнет лбом в лицо, куда придется. Естественно ему больно, и он от этого негодования еще не раз может приложиться об пол. Начинаю утешать, проговаривать, ребенок выгибается дугой и кричит дурниной. Единственный выход — немедленно предложить грудь. И таких ситуаций на дню — десятки. Закономерным итогом — у ребенка на лбу цветет шишка. Я не понимаю что делать — ведь явно этим поведением малыш старается привлечь мое внимания, но получается замкнутый круг: как только я обращаю внимания, проговариваю что не надо биться головой об пол, как он понимает этот запрет и снова стучит. Если не обращаю внимания на битье — он продолжает до тех пор пока не впадет в истерику. Не могу уловить правильного поведения, ведь мой малыш ждет что я предприму что либо и выведу его из этого клинча. С привязанностью у нас все в порядке, СС и ГВ тоже. Муж разделяет полностью принципы воспитания, вот и сейчас велел «спросить у себя в сообществе, может кто то подскажет выход».
Говорить малыш не умеет, возможно бесится от того что не может выразить сови мысли, от того что я не понимаю его
Как правило к вечеру я уже морально измотана ревом и звуками ударов, и перестаю обращать на них какое либо внимание, с раздражением думая о том что возможно ему самому надоест и он перестанет. Но это совсем не альфово, а какое то прятанье головы в песок.
Если у кого то была такая ситуация, или походая — что мне делать?

После появления ребенка родители стараются восполнить пробелы в знаниях относительно возможных проблем с его воспитанием. В то же время, несмотря на подготовленность и гибкость в изменяющихся обстоятельствах, они не всегда понимают, как реагировать при определенных аспектах поведения малыша. Один из подобных случаев – ребенок бьется о поверхность пола и стен.

Есть родители, которые испытывают вину за неграмотное воспитание, кто-то начинает стыдить ребенка, пытаться отвлечь его или же ругать. Кто-то обращается к квалифицированному специалисту, чтобы получить необходимые рекомендации. Более опытные родители стараются проигнорировать данное поведение малыша.

Малыш бьется головой об пол и стены: причины и решения проблемы

Появившаяся привычка биться головой о какую-либо поверхность не зависит от возраста ребенка. В любом случае никакого вреда для развития и здоровья крохи не возникнет. Каждый человек появляется на свет с инстинктом самосохранения. Единственный повод для огорчения родителей – синяк на лбу. Попробуем разобраться, из-за чего ребенок начинает вести себя подобным образом и что могут предпринять его близкие люди.

Попытки манипулировать

Причина. Ребенок в возрасте от года до трех лет – настоящий психолог и лучший на свете наблюдатель. Можно запретить малышу взять сладкое со стола, заставить его съесть полезный, но невкусный с его точки зрения суп, а спустя какое-то время увидеть поведение самого настоящего манипулятора. Кроха может начать биться головой об стену или пол, что вызовет серьезные опасения со стороны родителей. Удары могут быть достаточно сильными, в то время как более взрослые дети угрожают, что начнут биться о поверхность пола или стены, если их требование не будет исполнено.

Решение. Не стоит позволять малышу брать на себя роль манипулятора, но и не нужно останавливать его. Можно предложить ребенку подходящий мягкий предмет, чтобы он смог выместить свои негативные эмоции.

Истерики

Причина. Нередко дети начинают биться головой о пол для достижения каких-либо целей. Для примера можно привести ситуацию, во время которой мать не покупает игрушки ребенку или же не разрешает кушать сладкое до ужина. Неудивительно, что малыш не растерялся и начал проявляться истеричное поведение. Данную сцену можно назвать одинаковой во всех случаях: ребенок лежит на полу, позволяет себе крик, визг, начинает громко плакать и биться головой о пол.

Возможно, что малыш рвется провести время с друзьями на улице, но мать в данный момент занята делами по домашнему хозяйству. Это еще один повод для истерики и битья головой по поверхность пола и стены. Таким образом, ребенок показывает, что испытывает обиду. Он начинает наносить вред своему телу. Это явление на языке специалистов называется аутоагрессией.

Решение. Если малыш начинает вести себя подобным образом в общественном месте, родитель не должен акцентирование внимание на окружающих людях, их возможное осуждение. Не стоит считать себя плохой матерью, так как данное явление среди современных детей – не редкость. Оптимальные вариант решения проблемы – не потакать капризам, чтобы не закрепить поведение у ребенка, который начнет добиваться своего именно подобным методом. Можно сделать вид, что собираетесь уходить и тогда малыш останется без зрителя, ради которого и устроил это представление. Ребенок придет в себя, обнаружит, что за ним никто не наблюдает и пойдет следом за родителем. После того, как он будет находиться в адекватном состоянии, можно высказать недовольство его поведением, рассказать, что стоит уважать чувства друг друга и существует более оптимальный вид коммуникации между людьми.

При невозможности побаловать ребенка прогулкой, можно обратиться к альтернативным способам совместного времяпрепровождения. Не стоит категорически запрещать и не пояснять, почему не даете малышу желаемого. Можно посмотреть с крохой мультики, заняться рисованием, игрой. Если же ребенок не захотел воспользоваться предложенными средствами и продолжает биться головой о пол, его можно проигнорировать или выдать мягкий предмет, чтобы малыш смог сорвать агрессию. Также в этом случае помогает умывание холодной водой.

Родитель должен понимать, что ребенок имеет право на собственный выбор, но не стоит все время идти на уступки. При наличии безобидных ситуаций, к примеру, желания надеть ту или иную одежду, можно прислушаться к мнению малыша. Это сущий пустяк.

Привлечение внимания

Причина. В момент, когда ребенок снова начнет биться головой об стену, стоит отследить выражение его лица. Можно увидеть, что у малыша нет плача, он как ни в чем ни бывало играет с игрушкой. Несмотря на увлеченность своим занятием, ребенок может поглядывать на родителей, проявляя улыбку. Таким образом, кроха наблюдает, как поведут себя взрослые люди.

Решение. Не стоит ругаться в отношении малыша. Можно просто проигнорировать данный метод привлечения внимания. Не нужно бояться за его безопасность и здоровье, удары не нанесут вреда. Пройдет немного времени и ребенок сможет осознать, что ни к чему результативному его поведение не приведет.

Не нужно забывать уделять ребенку внимание. Малыш нуждается в объятьях и поцелуях, что позволит ему ощутить поддержку и любовь со стороны родителей.

Желание расслабиться и заснуть

Причина. Вероятно, что ребенок устал от насыщенного дня, а потому пытается, таким образом, хоть как-то расслабиться, снять напряжение. При этом на лице крохи можно прочитать злость и напряжение. Несмотря на отвлечение малыша от столь непродуктивного занятия, у родителей ничего не получается. Причиной подобного явления может быть высокое внутричерепное давление.

Таким образом, ребенок может биться головой об стену, если хочет спать. Родители должны посмотреть на амплитуду раскачиваний. Возможно, что малыш хочет успокоиться и в любом случае не сможет причинить себе вред. Раскачивания обладают определенным ритмом и больше похожи на настоящий ритуал, что позволяет ребенку в скором времени заснуть.

Решение. Перед сном можно организовать для ребенка теплую ванну, в которую добавлены успокаивающие травы или лавандовое масло. Эта процедура будет способствовать расслаблению. Можно сделать малышу массаж, рассказать сказку или спеть колыбельную.

Проблемы со здоровьем

Причина. Ребенок бьется головой из-за ощущения боли, которая вызвана простудой, отитом, прорезыванием зубов. Родители могут наблюдать капризы, но злость при этом отсутствует.

Можно вспомнить эпизод, когда приходилось укачивать малыша, когда он был совсем маленьким. Ему приходилось плачем выражать болевые ощущения в животе или прорезывание зубов. У него может наблюдаться раскачивание и битье головой для избавления от существующего дискомфорта, который вызван болью. Более того, причиной подобного поведения является детский аутизм.

Решение. Если причиной битья ребенка об стену служит недомогание, необходимо как можно скорее записаться на прием к специалисту, который сможет провести ряд обследований. Он может выписать медикаментозные препараты.

Переживание неудач

Причина. Нередко случается, что ребенок, собирая конструктор, выкладывая картину из пазлов или пытаясь нарисовать новый шедевр, срывает на крик, начинает рвать бумагу, бить головой о стену или топать ногами по полу. Это может означать отсутствие у него усидчивости и терпения.

Решение. Данный случай может потребовать от родителей особого подхода к воспитанию. Подобная реакция ребенка связана с недовольством собой, неуверенностью в собственных силах, недоумением относительно возникшей неудачи. Необходимо обучить ребенка терпению, вместе с ним завершить начатое и научить вере в себя, чтобы он не поддавался панике после первой же неудачи.

Познание самого себя

Причина. Первые дни жизни ребенка характеризуются его желанием к активному познанию окружающего мира. В возрасте года интерес у малыша становится осознанным, в то числе к собственным ощущениям, среди которых может быть боль.

Ребенок исследует свои чувства, а также дискомфорт с помощью битья об стену. Первое время могут наблюдаться слабые удары на мягких предметах, но спустя какое –то время малыш может понять, что это не является пределом, что приводит к интенсивности ударов. Пока ребенок не ощутит, что достигнут максимум болевого порога, он может не прекратить самостоятельные исследования.

Решение. Данный эксперимент будет завершен, когда малыш поймет, что достиг апогея боли. Таким образом, необходимо найти возможность отвлечь малыша от данного занятия.

Наиболее часто это явление практикуют именно мальчики. Нередко дети бьются о поверхности именно в возрасте года, но ближе к трехлетнему возрасту прекращают вести себя подобным образом. При продолжении поведении до семилетнего возраста, можно считать, что у ребенка закрепилась картина: биться головой – можно добиться желаемого. Родители непременно должны скорректировать собственное поведение и комплексно бороться с данной проблемой.

Неврозы

Эта информация для общего ознакомления. В случае, если Вы испытываете какое-либо из перечисленных расстройств, Вам лучше обратиться за консультацией к психологу.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Моему сыну 1год 9 месяцев. В момент, когда он чувствует, что ситуация не соответствует его потребностям, пусть то будет запрет взять какой либо предмет (лекарство, нож и т.п.) или невозможность выполнить его просьбу — погулять, достать, открыть, включить или просто закончилась реклама на тв (он не пропускает ни одной), он начинает стучаться головой. Конкретно, лбом об любой твердый предмет, это может быть и телевизор, и столик, и пол, и стена — все что попадется на пути. Причем мы заметили, если он стукаясь, чувствует, что предмет мягкий (это был диван), то он меняет место именно на твердый предмет. Удары бывают довольно сильные до 3-х, 5-ти раз (если я не успеваю его схватить на руки) периодически возникают на лбу шишки с синяками.

Беременность проходила удовлетворительно, правда врачи все равно ставили гипоксию плода. Роды тоже были без осложнений, делали стимуляцию. Невропатологи ставят диагноз: перинатальная энцифалопатия, синдром невропатии. Ребенок растет беспокойный, раздражительный временами, до полутора лет часто просыпался по ночам. Сейчас спит нормально. Аппетит плохой, любимых блюд нет вообще, иногда ест сам гречневую кашу, а остальным кормим как можем, спасает реклама. Как и что мне делать с его стуканьем головой? Помогите пожалуйста.
ОТВЕТ:

Это типичная реакция ребёнка на запрет — «самонаказание». Многие дети при этом кидаются на пол, землю (если на улице), бьются головой, руками бьют себя по лицу и т.д. Ребёнок наказывает сам себя для того, чтобы потом его пожалели, «пошли ему навстречу», и, в итоге, разрешили желаемое. Во-первых — старайтесь по возможности не делать прямых запретов. Ребёнок их не понимает, он не понимает, что утюг может обжечь, нож порезать, лекарство отравить. Это понимаете Вы, но не он. Ребёнок же воспринимает эти запреты просто как ограничение своей личной свободы. Отсюда протест, который и выражается в уже сформированной невротической реакции — самонаказание с целью шантажа родителей. Во-вторых — старайтесь все опасные предметы размещать вне досягаемости их ребёнком. Третье — в отношении желания погулять, посмотреть ещё телевизор, и вообще любых капризов — старайтесь «договориться» с ним без прямых запретов (запрет без объяснения, понимания его ребёнком). Если «договоры» не действуют — не наказывайте его, но и не жалейте, когда он в очередной раз начнёт биться головой. Не бойтесь, голову он себе сильно не разобьет, и чем меньше Вы на него в это время будете обращать внимания, тем быстрее пройдёт это стуканье. Через некоторое время он поймёт, что это неэффективная стратегия достижения желаемого и прекратит её.

Наилучший способ договориться — подмена одного желаемого другим. К примеру, если ребёнок собрался погулять на улицу в 23.00 и уже готовится устроить истерику по этому поводу — не кричите (вообще, родители, никогда не кричите на своих детей), постарайтесь спокойно объяснить, что уже поздно, что все детки уже спят, и если он согласиться подождать с прогулкой до завтрашнего утра, то сейчас Вы ему дадите конфету, шоколадку, или поиграть с любимой игрушкой, послушать любимую музыку (кстати, «переключайте» ребёнка с рекламы ТВ на музыку, лучше — детские песни, песни из старых фильмов и т.д.) или ещё что-либо. В отношении еды — не навязывайте её ребёнку. Объясните ему, что когда он голоден, то пусть об этом как-нибудь даст Вам знать, типа — «хочу ам-ам». Многие дети начинают «голодные капризы» и родители недоумевают, что творится с ребёнком — на самом деле он просто хочет есть, но не знает как об этом сообщить.

Сергей, здравствуйте.

Возраст 3-х лет очень важный в жизни ребёнка и крайне тяжёлый для родителей. Этот период считается кризисом и называется соответственно происходящим изменениям – «Я сам».

В 2 года ребёнок делает первый шаг в этот кризис, это самое начало. Его мозг созрел настолько, чтобы однажды он открыл для себя мир своих чувств и желаний. В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что он – отдельный человек. Благодаря тому, что определённые мозговые структуры достигли зрелости, ребёнок начинает чувствовать свои желания гораздо лучше. Но при этом мозг всё ещё не сформировался до конца, у него нет возможности регулировать своё состояние, справляться с нахлынувшими эмоциями.

Из-за таких физиологических и психологических изменений «страдает» поведение, с ребёнком становится сложно договориться. Казалось бы, раньше это был послушный малыш, а теперь вдруг всё не по нему, всё не нравится, начинаются капризы и истерики.

Бунт 3-х лет имеет свои плюсы – это важный этап развития, без него ребёнок не отделиться от Вас, не станет взрослее. К тому же, ребёнок начинает чувствовать мир, своё отношение к нему, самого себя. Это очень важно.

Но при этом ему очень сложно себя контролировать, эмоции буквально захлёстывают, превращаясь в аффект. Вспомните себя в моменты, когда эмоции били через край и их невозможно было усмирить. С Вашим ребёнком сейчас это происходит постоянно. И это тяжело. И ему, и Вам.

Нужно помнить, что однажды этот период пройдёт, малыш научится с собой справляться, Ваша поддержка и забота даст ему возможность понимать себя и свои чувства. Но чтобы пройти этот возрастной период родителям нужно много сил, терпения и мудрости.

Биться головой о пол – очень пугающий момент для родителя. Причины этого могут быть разными. Во время кризиса 3-х лет ребёнок чувствует бессилие донести свои желания и волю до вас, эмоции захлёстывают, и это может быть способом справиться с собой или добиться от вас внимания к себе и своим желаниям.

Чтобы минимизировать подобное поведение следует:

— Обеспечить безопасность ребёнка. Это первое и самое важное. Самые простые и понятные действия – подложить руку между головой ребёнка и полом, смягчать их. Взять ребёнка на руки, не оставлять одного в истерике. Он должен чувствовать, что вы рядом даже в такие моменты. Что Ваша любовь не зависит от его плохого или хорошего поведения, особенно если это поведения он сам ещё не может остановить.

— Не ругать, не порицать за такое поведение, не наказывать за него. Ребёнок это делает, находясь в мощнейшем аффекте, он не может себя контролировать. Биться головой для него – совершенно неадаптивный, но тем не менее единственный способ, который он нашёл. В эти моменты очень важно быть рядом. И постараться успокоить ребёнка. Во время истерики малыш нас не слышит, никакие приказы не работают. Но работают поглаживания, объятия, физический контакт.

— Самое эффективное – предупредить такое поведение. Мы с вами – взрослые, гораздо мудрее и внимательнее детей. Как только Вы видите, что малыш впадает в истерику, можно взять его на руки или обхватить со спины и держать. Это может показаться странным, сложным, непривычным для нас поведением. Но нужно помнить – наши слова не сработают. Поможет только наше присутствие рядом и невербальная поддержка. Кроме того, во время объятий выделяются успокаивающие вещества в головном мозге, срабатывают естественный телесные реакции. Ребёнок может вырываться, кричать, бить – в момент истерики это надо выдержать. Вспомнить, что взрослый здесь Вы и Ваша задача – помочь ребёнку справиться с собой. Сделать это можно, показывая, что его поведение можно перенести, что это не конец света, что всё пройдёт. И только потом, в спокойном состоянии, возвращаться к разговору.

— Помнить про особенности возраста. Про незрелость детского мозга. Держать в голове, что ребёнок впервые сталкивается с такими эмоциями и не умеет ими управлять. А также, что ребёнок открыл себя, начал отделяться, он стал чуть взрослее, вот так болезненно и сложно. Но и во взрослой жизни каждый наш момент взросления и постижения чего-то переживается с болью, это естественный этап развития.

— Нужно прислушиваться к желаниям ребёнка. По возможности позволять ему делать то, что он хочет. Это будет Вашей поддержкой для него, разрешением быть взрослее и самостоятельнее. Однако есть правила, которые важно соблюдать беспрекословно. В отношении них нужно быть стойким и твёрдым. Своим поведением и словами в такие моменты Вы должны говорить: «Нет. Я тебя люблю, я с тобой. Я понимаю, что тебе сейчас грустно. Ты разочарован. Но это делать нельзя. Я с тобой, чтобы поплакать и пережить это».

Кроме того, можно использовать некоторые уловки, чтобы справляться с возможными отказами. К примеру, если пришло время идти на прогулку или есть кашу, и Вы подозреваете, что малыш сейчас снова откажется. Попробуйте дать ему альтернативу – «Ты будешь кушать сейчас или через 10 минут?», «Что сначала наденешь – колготки или майку?», «Пойдём гулять в парк или на площадку?». Давая ребёнку возможность выбрать, Вы даёте ему право решать что-то в его жизни. Это очень важно и для него, и для сохранения ваших с ним теплых и доверительных отношений.

— Нужно заботиться о себе. Как бы хорошо мы ни понимали ребёнка, это всё же кризис, это истерики, плач, крики. И они всё равно будут присутствовать в Вашей жизни. Родителям важно давать себе возможность отдыхать, поддерживать друг друга, не требовать от себя слишком многого. Мы все люди, и это нормально – делать ошибки, быть растерянными и пугаться каких-то вещей.

Главное – быть внимательным, не переставать прислушиваться к ребёнку и к себе в этот сложный период. Как и всякий кризис, он пройдёт, оставив после себя вашему малышу ценный дар – самостоятельность, понимание своих желаний, самоконтроль.

Однако есть и более серьёзные ситуации, при которых ребёнок будет биться головой. Если Вы понимаете, что Ваши слова, тепло и поддержка не работает, что моменты причинения себе вреда стали чаще и серьёзнее, бывают без причины, если Вы видите в ребёнке настораживающее или непонятное для Вас поведение, в этой ситуации необходимо обратиться к специалисту вживую. На нашем сайте вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе. Также можете позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122. Он бесплатный и анонимный.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»

Здравствуйте, Юлия!

В первую очередь постарайтесь сами успокоиться. Помните, что в опасной ситуации мама должна сначала оказать помощь себе, а уже потом – ребенку. Важно понимать, что паникующий родитель не сможет принять достаточно взвешенное решение и грамотно повлиять на ситуацию.

Поведение и эмоциональные реакции ребенка – это всегда отражения способов воспитания и поведения его родителей. Это еще одно основание для того, чтобы начать работу с себя. Стоит заняться собственным расслаблением, правильно организовать режим дня, чтобы достаточно отдыхать и высыпаться. Обратите внимание на свое питание, займитесь спортом. Находите время для занятия любимым делом, общения с друзьями, а также время, которое Вы могли бы проводить наедине с супругом в качестве мужа и жены, а не родителей ребенка.

Что касается поведения Вашего сына, рекомендую обратиться за консультацией к детскому неврологу. Описанные Вами симптомы действительно могут быть проявлением последствий травмы, осложненных родов, гипоксии плода и т.д. Ребенок может причинять себе боль по двум причинам. Во-первых, невозможность расслабиться вследствие преобладания психических процессов возбуждения над процессами торможения. В данном случае помогут расслабляющие массажи, ванночки, нужно уделять внимание качеству питания и сна ребенка, правильной организации режима работы и отдыха, а также показывать на своем примере, как приводить себя в состояние равновесия.

Во-вторых, поведение ребенка может быть обусловлено Вашей реакцией. Возможно, боясь того, что мальчик навредит себе, Вы выполняете все его просьбы и идете на любые уступки. Сложно назвать это манипуляцией, поскольку дети в этом возрасте не используют подобное поведение осознанно. Однако такие реакции у мальчика могли быть закреплены и сейчас необходимо над этим работать. Нужно дать понять сыну, что такой способ поведения не эффективен, не нужно запрещать – дайте мальчику альтернативу. Объясните сыну, что для того, чтобы добиться своего, он мог бы аргументировать свою точку зрения, изменить обстоятельства, подождать и т.д. Обязательно придерживайтесь озвученной позиции, даже если ребенок наносит себе увечья, только так Вы дадите ему понять, что желаемого нужно добиваться другим путем.

Обратите внимание на атмосферу в семье: если в Ваших взаимоотношениях с супругом есть проблемы, ребенок может пытаться обратить Ваше внимание на себя и тем самым отвлечь вас от ссор и конфликтов друг с другом. Старайтесь чаще обнимать сына, поглаживать, говорить, что Вы его любите, — все это способствует образованию новых нейронных связей и приводит как к физическому, так и к психоэмоциональному расслаблению.

Важно также понимать, что иногда для коррекции поведения ребенка может быть недостаточно стабилизации отношений в семье – может также понадобиться медикаментозное лечение. Именно поэтому я настаиваю на получении консультации у невролога.

Берегите себя и своих близких, всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *