F80 диагноз расшифровка

  • Ключевые слова
  • Список сокращений
  • Термины и определения
  • 1. Краткая информация
  • 2. Диагностика
  • 3. Лечение
  • 4. Реабилитация
  • 5. Профилактика и диспансерное наблюдение
  • Критерии оценки качества медицинской помощи
  • Список литературы
  • Приложение А1. Состав рабочей группы
  • Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
  • Приложение А3. Связанные документы
  • Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
  • Приложение В. Информация для пациентов

Ключевые слова

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

Список сокращений

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия — отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия — общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

Краткая информация

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) .

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже . От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями .

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь . Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) .

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP .

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни .

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста .

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 . По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия .

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 — Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 — Расстройство экспрессивной речи

F80.2 — Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

— связанное с развитием физиологическое расстройство;

— расстройство развития артикуляции;

— функциональное расстройство артикуляции;

— лепет (детская форма речи);

— дислалия;

— расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

— афазия БДУ (R47.0);

— дизартрия (R47.1);

— апраксия (R48.2).

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

— моторная алалия;

— задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

— не восприятие слов;

— словесная глухота;

— сенсорная агнозия;

— сенсорная алалия;

— врожденная слуховая невосприимчивость;

— афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

— аутизм (F84.0x, F84.1x);

— элективный мутизм (F94.0);

— умственная отсталость (F70—F79);

— задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.

2.2 Физикальное обследование

  • Рекомендуется консультация врача-невролога

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

  • Рекомендуется логопедическое обследование ребенка .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, а также иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития — как общего, так и речевого — начиная с раннего возраста.

  • Рекомендуется оценивать показатели развития речи: речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использова­нии средств языка .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень не­соответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребен­ку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить по­нимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.

Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно опреде­лить действие, передать смысловые оттенки.

Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, вре­мен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмо­циональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интел­лект) .

  • Рекомендуется патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.

  • Рекомендуется консультация врача-психиатра (по показаниям) .

Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.

  • Рекомендуется консультация врача-сурдолога (по показаниям) .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.

2.3 Инструментальная диагностика

  • Рекомендуется проведение ЭЭГ .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.

  • Рекомендуется проведение МРТ головного мозга .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника. Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг. МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью. Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).

2.4 Дифференциальный диагноз

Умственная отсталость

Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познава­тельный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.

Аутизм

При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития. Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода. Характерны эхолалия, фразы-штампы, ис­пользование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.

Комментарии: Если нарушение речи обусловлено аутизмом, то выражены и поведенческие нарушения ребенка: он избегает контакта «глаза в глаза», или контактирует кратковременно, может не откликаться на свое имя, не пытается при­влечь внимание других к заинтересовавшему предмету, обращается к другому чело­веку как к неодушевленному предмету, игнорирует попыт­ки взаимодействия или активно отвергает их .

Синдром Ландау—Клеффнера

Расстройство, при котором ребенок с нормальным развитием речи теряет навыки рецептивной и экспрессивной речи. Начало расстройства чаще проявляется в возрасте 3-7 лет, но может возникать в более раннем или позднем возрасте.

Основные клинические проявления связаны с приобретенной афазией и эпилептическими припадками.

В большинстве случаев нарушение речи предшествует появлению судорожных припадков и развивается в течение нескольких месяцев. Эпилептические припад­ки, как правило, присоединяются в течение нескольких недель после развития афазии в виде генерализованных тонико-клонических, атонических, а также парциальных приступов с вторичной генерализаций и без нее. У большинства детей приступы редкие, ночные.

По мере развития заболевания у большинства детей отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, раздражительности, агрессивности. Харак­терно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое и возникает в начале заболевания.

Комментарии: Диагностика синдрома основывается на данных ЭЭГ, на которой характерными являются изменения в виде высокоамплитудных мультифокальных спайков или комплексов «пик-волна» в центровисочных и центрофронтальных отделах полушарий. Во время сна происходит активация эпилептической активности .

3.1 Основное лечение

  • Рекомендуется логопедическая коррекция .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарии: Занятия с логопедом, а при плохом понимании обращенной речи с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше.

  • Рекомендуется психологическая коррекция .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Комментарии: В первую очередь она направлена на преодоление рече­вого негативизма (нежелания общаться) и логофобии (боязнь общения). Ведущая роль принадлежит игровой терапии.

  • Рекомендуется проведение транскраниальной микрополяризации (ТКМП) .

Уровень убедительности рекомендаций D, уровень достоверности доказательств IV.

Комментарии: Она основана на лечебном применении посто­янного (гальванического) электрического тока небольшой силы на голо­вной мозг.

При ТКМП обеспечивается направленное воздействие на неспецифические системы головного мозга (неспецифические ядра таламуса, мезенцефалическую ретикулярную формацию) для активации не эффективно функционирующего синаптического аппарата нейронов и интенсификации процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры .

После курса лечения ТКМП у детей с СРРР отмечалось увеличение объема активного словаря, количества слов во фразе, улучшался лексико-грамматический строй речи, усиливалось понимание обращенной речи. Звукопроизношение значимо не улучшалось .

3.2 Консервативное лечение

  • Рекомендуется применение Пиритинол в виде суспензии, назначается по 0,2—0,25 мг в день (12—15 мг/кг в сутки) в 2 приема: утром после завтрака и днем после дневного сна и полдника, принимается в течение двух ме­сяцев .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы энцефабола в первые 7—10 дней приема.

Прием в режиме монотерапии позволяет достоверно улучшить показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевое внимание, увеличить объем активного словаря и количество фраз в общем недоразвитии речи 1—2 уровня, обусловленном моторной алалией .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов в начале курса рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 6—10 дней.

Использование цереброзилина достоверно улучшает показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевого внимания. Объем активного словаря возрастает в 3,5 раза, количество произносимых фраз — в 5 раз.

Анкетирование родителей показало, что у детей уменьшаются церебрастенические нарушения, моторная неловкость, гиперактивность, улучша­ются внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения. Установлено также положительное влияние церебролизина на двигательную сфе­ру и формирование моторных навыков .

  • Рекомендуется применение полипептиды коры головного мозга крупного рогатого скота № 10 в дозе 0,01 г внутримышечно с приемом ежедневно или через день .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Комментарии: оценка результатов клинико-нейрофизиологического применения кортексина и энцефабола выявило более высокую эффективность кортексина в лечении СРРР с преобладанием экспрессивных и импрессивно-экспрессивных наруше­ний речи .

Большинство детей чаще использовали речь для общения, повторяли фразы за взрослыми, меньше прибегали к жестам или больше сопровождали их сло­вами.

Более выраженной положительная динамика оказалась у детей с преимущественным расстройством экспрессивной речи и с расстройством импрессивно-рецептивной речи.

  • Рекомендуется применеие препаратов гопантеновой кислоты: гопантеновая кислота назначается в дозе 2 г в сутки в течение двух месяцев . Гопантеновая кислота в концентрации 100 мг/мл назначается в средней суточной дозе 500—600 мг (30—35 мг/кг) два раза в день в течение двух месяцев в режиме моноте­рапии) .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Реабилитация

  • Рекомендуется применение реабилитационных мероприятий, таких как семейная, групповая и/или индивидуальная психотерапия, регулярные занятия с логопедом и/или посещение логопедической группы дошкольных и школьных учреждений .

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Профилактика и диспансерное наблюдение

  • Рекомендуется оценка речевой функции во время профилактических и диспансерных осмотров детей неврологом и логопедом в сроки общей диспансеризации .

Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерий качества

Уровни достоверности доказательств

Уровни убедительности рекомендаций

Выполнено логопедическое обследование, нейропсихологическое исследование

Проведено ЭЭГ и МРТ исследование

Выполнены занятия с логопедом не позднее 7-14дней с момента обращения

А

Выполнено курсовое медикаментозное лечение ноотропными препаратами

Выполнен динамический осмотр при недостаточной удовлетворенности пациента или наличии нежелательных явлений и определена тактика коррекции

Список литературы

2. Ньокиктъен, Ч. Детская поведенческая неврология: Т. 2 / Нъокиктъен. Ч.— М.: Теревинф, 2010. — 336 с.

3. Billard, С. What should be done when a child cannot learn to read? / Billard C. // Archives of pediatrics. — 2006. — Vol. 13, № 7. — P. 1071-1075.

13. Stromswold, K. Genetics of spoken language disorders / Stromswold K.// Hum. Biol. — 1998. — Vol. 70, № 2. — P. 297-324.

15. Richard, I.H. Can «blue» genes affect mood and movement? / Richard I.H., McDonald W.M. // Neurology. — 2004. -Vol. 63, № 4. — P. 610-611.

17. Башина, В.М. Аутизм в детстве / Башина В.М. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.

18. Гузева, В.И. Федеральное руководство по детской неврологии: / под редакцией Гузевой В.И.. — М.: ООО «МК», 2016. — 656 с.:ил.

Приложение А1. Состав рабочей группы

Батышева

Татьяна Тимофеевна

Главный врач городской психоневрологической больницы № 18 Департамента здравоохранения города Москвы

Белоусова Елена Дмитриевна

Д.м.н., профессор, руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии МНИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий

Гузева Валентина Ивановна

Главный внештатный специалист детский невролог Минздрава России, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Гузева Виктория Валентиновна

Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Гузева Оксана Валентиновна

Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Дьяконова Елена Николаевна

Доцент кафедры ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия»

Ермоленко

Наталия Александровна

Д.м.н., зав. отделением ДОКБ, гл. детский невролог Воронежской области

Заваденко

Николай Николаевич

Д.м.н., проф., зав. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России

Зыков Валерий Петрович

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии детского возраста ГУ ДПО РМАПО

Кузенкова

Людмила Михайловна

Д.м.н., профессор, руководитель отделения психоневрологии и психосоматической патологии, Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Левитина

Елена Владиславовна

Заведующая кафедрой нервных болезней с курсом детской неврологии ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»

Скоромец Анна Петровна

Д.м.н. профессор кафедры неонатологии и неонатальной реанимации СПбГПМУ, ДГБ№1, главный внештатный детский специалист невролог Северо-Западного региона России

Чутко Леонид Семенович

Д.м.н. профессор руководитель Центра поведенческой неврологии, Институт Мозга Человека РАН им. Н.П. Бехтеревой

Конфликт интересов: отсутствует

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:

В данных клинических рекомендациях все сведения ранжированы по уровню достоверности (доказательности) в зависимости от количества и качества исследований по данной проблеме (Таблица П1, Таблица П2).

Таблица П1 – Уровни достоверности доказательств

Уровень

Источник доказательств

I (1)

Проспективные рандомизированные контролируемые исследования

Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных

Крупные мета-анализы

Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование

Репрезентативная выборка пациентов

II (2)

Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных

Несколько исследований с небольшим количеством пациентов

Хорошо организованное проспективное исследование когорты

Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне

Результаты не презентативны в отношении целевой популяции

Хорошо организованные исследования «случай-контроль»

III (3)

Нерандомизированные контролируемые исследования

Исследования с недостаточным контролем

Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками

Ретроспективные или наблюдательные исследования

Серия клинических наблюдений

Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию

IV (4)

Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные

Таблица П2 – Уровни убедительности рекомендаций

Уровень

Описание

Расшифровка

Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией

Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)

Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений

Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) или нет убедительных данных ни о пользе, ни о риске)

Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии

Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов

Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой

Не рекомендовано

Порядок обновления клинических рекомендаций – пересмотр 1 раз в 3 года.

Приложение А3. Связанные документы

Данные клинические рекомендации разработаны с учётом следующих нормативно-правовых документов:

1. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. №20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

3. Письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

4. Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 N 03-132 «О Методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста».

Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента

Приложение В. Информация для пациентов

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития. Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов.

Этапы развития речи нормального ребенка.

  • К 8 мес для экспрессивной речи характерен активный лепет, речевое подражание, слоговая речь; импрессивная речь характеризуется пониманием первых словесных инструкций: «дай», «где», «на».
  • К 10 мес для экспрессивной речи характерны парные лепетные слова, копирование интонации взрослого, для импрессивной речи — понимание разрешения, запрета и ряда других словесных инструкций.
  • К 12 мес экспрессивная речь характеризуется запасом из 8-10 слов; для импрессивной речи характерна предметная соотнесённость слов и конкретных ситуаций, понимание обращенной речи, отдельных инструкций.
  • В возрасте 1 года 3 мес экспрессивная речь характеризуется наличием запаса из 10-30 слов; для импрессивной речи характерно понимание изображения отдельных предметов и ситуаций.
  • К 1 году 9 мес запас слов увеличивается до 60, появляются первые фразы; ребёнок выполняет простые инструкции, узнает предметы на картинке.
  • Бурный скачок отмечают к двум годам. Словарный запас 200-300 слов, появляются первые вопросы. Для импрессивной речи к этому возрасту характерно понимание названия действий в различных ситуациях, двухступенчатой инструкции.
  • К трём годам у большинства детей сформирована фразовая эмоционально выразительная речь. Ребёнок пересказывает простые стихи и сказки. Понимает и употребляет в речи вопрос «почему?», понимает значение предлогов «под», «из», «на», «в» и др.

Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.

Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:

  • логопедические детские сады и дошкольные учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушением речи;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с патологией речи («речевые» школы);
  • центры психолого-медико-социального сопровождения.

Создание для ребёнка с раннего возраста социально-психологических условий для нормального речевого развития.

Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т. ч. речи, лучше всего поддаются коррекции.
Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими .
Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). При этом нарушения проявляются без предшествовавшего периода нормального развития речи. Специфические расстройства развития речи – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции составляет 5–10% .

Алалия (по современным международным классификациям – «дисфазия» или «дисфазия развития») – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей страдает способность говорить, экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями, тогда как понимание речи может варьировать, но, по определению, развито значительно лучше . Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройства) проявляются значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания. В связи с затруднениями организации речевых движений и их координации самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедленна, бедна, словарный запас ограничен. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
В современной литературе применяются оба термина – «специфические расстройства развития речи» и «дисфазия развития», – при этом они относятся к одной и той же группе пациентов детского возраста. Но «дисфазия развития» считается более точной формулировкой диагноза, поскольку данный термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства .
Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4-х лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать чужую речь.
Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе (ЦНС) выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян предложил следующую их клиническую классификацию.
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения они делятся на следующие формы:
1. Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
В отечественной психолого-педагогической классификации алалия (дисфазия) наряду с другими клиническими формами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР). Эта классификация построена на принципе «от частного к общему». ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования . Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Три уровня ОНР различаются следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи («безречевые дети»), 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Разработка представлений об ОНР ориентирована на создание методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.
Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказываются связаны с дисфазией развития (алалией).
Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития . Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Причинами задержки развития речи у ребенка могут быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, для которого характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом .
С другой стороны, необходимо различать темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания). Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие, представляет образец речи. Известно, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало. Отставание в речевом развитии может сопровождаться и общей недостаточной развитостью, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у этих детей соответствуют норме.
Нейробиологические факторы в патогенезе расстройств развития речи. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, целесообразно выделять группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни . В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате обследования выявлены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями анализаторов (слухового и зрительного), недостаточностью функций черепных нервов (в частности V, VII, IX, X, XII), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса .
У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х нед. до 2–3-х мес., причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Негативную роль играет одно из основных последствий недоношенности – нарушение слуха . Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения .
В последние годы также подтверждена роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи .
Развитие речевых навыков в норме. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций показана в таблице 1.

Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.
Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:
• Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес.
• Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
• Появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
• Объем активного словаря:
– к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов,
– 2-м годам – до 150–300 слов,
– 3-м годам – до 800–1000 слов,
– 4-м годам – до 2000 слов.
Ранние признаки неблагополучия в формировании речи. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.
На 3–4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать признаки неблагополучного формирования речи в сравнении с нормальными характеристиками ее развития, которые приводятся в таблице 2.
Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности. Это подтверждают данные проведенного нами исследования с целью оценки показателей возрастного развития детей с дисфазией .

Обследованы 120 пациентов в возрасте от 3-х до 4,5 лет (89 мальчиков и 31 девочка) с дисфазией развития – расстройством развития экспрессивной речи (F80.1 по МКБ-10 ) и картиной ОНР 1–2-го уровня по психолого-педагогической классификации . Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
Исследование показателей возрастного развития осуществлялось нами с помощью методики Developmental Profile 3 (DP-3) по пяти сферам: двигательные навыки, адаптивное поведение, социально-эмоциональная сфера, познавательная сфера, речь и коммуникативные способности.
Применялась форма для структурированного опроса, проводимого специалистом с родителями. На основании полученных данных определялось, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой из сфер и на какой возрастной интервал у него имеется отставание от нормальных показателей для его календарного возраста.
При исследовании анамнеза многие родители указывали, что уже в раннем возрасте обращали внимание на отсутствие или ограничение лепета у детей. Родители отмечали молчаливость, подчеркивали, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, которыми дети пользовались избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. Дети имели скудный активный словарь, пользовались лепетными словами, звукоподражанием и звуковыми комплексами. В речи отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибочно сказанное. На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15–20 слов, а с ОНР 2-го уровня – 20–50 слов.
В таблице 3 представлены результаты обследования, показывающие, на какой возрастной интервал имелось отставание от нормальных показателей в трех группах детей с дисфазией развития, разделенных по возрасту: (1) от 3 лет 0 мес. до 3 лет 5 мес.; (2) от 3 лет 6 мес. до 3 лет 11 мес.; (3) от 4 лет 0 мес. до 4 лет 5 мес.

Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития.
Основными направлениями комплексной терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Поскольку дисфазия развития представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.

Логопедическая помощь строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования речи у детей. Кроме того, она носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически. При этих условиях коррекционная работа дает большинству детей с дисфазией развития средства, достаточные для речевого общения.
Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум).
Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, нормализующее процессы нервной регуляции, обладающее иммуностимулирующей активностью. Когитум содержит ацетиламиноянтарную кислоту (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.
Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования) . Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью . В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.
Форма выпуска. Раствор для приема внутрь в ампулах по 10 мл. 1 мл препарата содержит 25 мг ацетил-аминоянтарной (аспарагиновой) кислоты, а 1 ампула (10 мл) – 250 мг. В состав препарата входят: фруктоза (левулоза) – 1,0 г, метиловый парагидроксибензоат (метил-n-гидроксибензоат) – 0,015 г, ароматические вещества (банановый аромат) – 0,007 г, дистиллированная вода – до 10 мл на 1 ампулу. Препарат не содержит кристаллического сахара или его синтетических заменителей, поэтому не противопоказан при сахарном диабете.
Режимы дозирования. Препарат дается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Для детей в возрасте 7–10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы, детям старше 10 лет – 1–2 ампул (250–500 мг) утром. Для пациентов от 1 года до 7 лет доза определяется врачом индивидуально . По нашему опыту, детям до 7 лет предпочтительно назначать по 5 мл (1/2 ампулы) 1 или 2 раза в день. Продолжительность курса лечения обычно составляет 2–4 нед. При однократном приеме препарат назначается в утренние часы, при двукратном – второй прием не позднее 16–17 ч. Перед назначением Когитума необходимо получить письменное информированное согласие родителей/законных представителей на лечение ребенка ацетиламиноянтарной кислотой, с указанием, что они ознакомлены с показаниями, противопоказаниями и побочными эффектами и не возражают против назначения препарата ребенку.
Побочные действия. Хотя реакции повышенной чувствительности (аллергические реакции) к отдельным компонентам препарата возможны, они отмечаются редко. О передозировках препарата в литературе не сообщается.
При необходимости детям с задержками в развитии речи могут назначаться повторные курсы лечения препаратами ноотропного ряда. В ходе открытого контролированного исследования подтверждена клиническая эффективность при дисфазии развития у детей в возрасте от 3-х лет до 4-х лет 11 мес. двухмесячных терапевтических курсов гопантеновой кислоты, пиритинола и препарата, содержащего комплекс пептидов, полученных из головного мозга свиньи . Для объективной оценки эффективности проводимой терапии родителям рекомендуется вести наблюдения за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений целесообразно фиксировать в форме специальных дневниковых записей, которые будут обсуждаться со специалистами во время повторных визитов к ним. Постоянный контакт со специалистами (врачом и логопедом), проведение консультаций в динамике – важное условие успешности осуществляемого лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *