Содержание
- Рекомендованные фильмы
- «Путевка в жизнь» Николая Экка (1931)
- «Сын полка» Василия Пронина (1946)
- «Педагогическая поэма» Мечиславы Маевской и Алексея Маслюкова (1955)
- «Республика ШКИД» Геннадия Полоки (1966)
- «Подранки» Николая Губенко (1976)
- «Пацаны» Динары Асановой (1983)
- «Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева (1983)
- «СЭР (Свобода — это рай)» Сергея Бодрова — старшего (1989)
Рекомендованные фильмы
Проверка
Краткометражный фильм «Проверка” (2013 года) – курсовая работа студентки режиссерского факультета ВГИКа, Сухановой Галины.
Фильм показывает то, как работники социальной службы опеки приезжают с проверкой в дом неблагополучной семьи. Их встречает девочка Маша, которая уверяет, что в их доме все изменилось в лучшую сторону: мама нашла работу и бросила пить, убирает в квартире, готовит еду… И что вскоре все будет еще лучше… Другими словами, девочка защищает свою мать-пьяницу, а сотрудница социальной службы должна принять непростое решение!
Смотреть онлайн
Молодой харизматичный ирландский гитарист и американская виолончелистка из престижной семьи полюбили друг друга. После волшебной встречи в Нью-Йорке обстоятельства оказываются сильнее их, и они вынуждены расстаться. Родившийся ребёнок, Август Раш, по столь же несчастливому стечению обстоятельств оказывается в одном из нью-йоркских приютов.Двенадцать лет спустя Август Раш, необыкновенно талантливый для своего возраста музыкант, отчаянно стремится найти своих родителей. Единственной возможностью для этого он считает свою музыку — юный музыкант верит, что если он будет играть, его родители смогут узнать и найти его по музыке. Теперь, опекаемый загадочным незнакомцем, он играет на улицах Нью-Йорка и пытается найти родителей, которых никогда не видел, с помощью своего исключительного музыкального дара.
Смотреть онлайн
Франция, 1949 год. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков. Там он видит, к каким жестоким «воспитательным мерам» прибегает ректор этого заведения Рашан. Чем больше издевается Рашан над мальчиками, тем агрессивнее они становятся. Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но он не в состоянии открыто протестовать. Но однажды ему, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор.
Смотреть онлайн
Когда занавес подымается, Ханна делает свои первые шаги в театральном спектакле колледжа, но едва успевает сказать несколько фраз, падает на сцене перед ошеломленной аудиторией. После медицинских тестов, врачи указывают на единственный и основной фактор всех её недугов, а именно — её сильно преждевременное рождение, что стало большим откровением для девушки. Но всё это было ничто в сравнении с новостью, что причиной всего стал некогда неудачный аборт её биологической матери, пожелавшей избавиться от неё ещё до рождения, а также новостью, что её родители, с которыми она прожила 19 лет, оказались приёмными.
Сиотреть онлайн
1920 год. По разоренной войной и революцией России бродят тысячи обездоленных детей. В первые тяжелейшие годы становления советской власти педагог Антон Семенович Макаренко берется за воспитание малолетних преступников. Сироты смотрят свысока на наставления преподавателей, чьи обычные подходы не в силах переломить враждебность и злобу в очерствевших сердцах подростков.
Но однажды, не теряя надежды на успех, Антон Семенович делает очень рискованный шаг. Смелый поступок приносит ему авторитет среди отчаянных сорванцов. И вскоре вместе с преподавателями на фундаменте разрушенной колонии беззаконники начинают строить свой новый дом и новую жизнь.
Смотреть онлайн
Фильм о мальчике-сироте, больном лейкемией. Его новый онколог, доктор Картер, поражен оптимизмом мальчика и, прежде всего, его вере в Бога. Он решает взять его к себе домой, что бы стать ему приемной семьей. В семье доктора Картера далеко не все в порядке. После того как их 10-летний сын погиб в автомобильной катастрофе, его жена Юлия отстранилась даже от дочери. Она выступает против идеи приема этого неизлечимого больного мальчика…
Смотреть онлайн
Американская глубинка середины прошлого века… Умственно отсталый паренёк по прозвищу Радио является объектом насмешек всего городка. Однако, тренер местной футбольной команды берёт Радио под свою опеку, и это меняет жизнь всего города…
Смотреть онлайн
Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.
Смотреть онлайн
Оливер Твист
19-й век. Мальчик по имени Оливер Твист, брошенный родителями, оказывается на улицах Лондона. Здесь он знакомится с вором по имени Фэджин, который приглашает Оливера в свою команду.
Некоторое время спустя Оливер, начинающий вор, попадается на горячем. Однако, поймавший его мистер Браунлоу вместо того, чтобы наказать маленького мерзавца, решает его воспитать…
Смотреть онлайн
Итальянец
Шестилетнего Ваню, воспитанника детдома, собирается усыновить итальянская семья — отсюда его прозвище «итальянец». Впереди — безоблачная жизнь под средиземноморским солнцем, но мальчик во что бы то ни стало хочет найти свою родную мать.
Смотреть онлайн
Ярик
Главному герою фильма — Ярославу — около шести лет. Вместе с мамой он приезжает в Москву к отцу, но тот их не встречает. Мама уходит купить Ярику что-нибудь поесть и не возвращается. Ребенок остается один в огромном городе.
Ему предстоит оказаться в игорном доме, в милиции, в чужом автомобиле. Его кормят совершенно незнакомые люди, кто-то помогает, а кто-то пинает, как котенка. Мытарства и страдания юного существа в мегаполисе бесконечны и жестоки.
Смотреть онлайн
Энн из Зеленых крыш
Фильм, снятый по роману Люси Монтгомери «История Энн Ширли”, о девочке-сироте, удочерённой пожилыми братом и сестрой. Наделённая пылким воображением, Энн постоянно попадает в какие-то переделки, но природное обаяние и умение располагать к себе людей всегда помогают ей с достоинством пройти все жизненные испытания.
Смотреть онлайн
Чучело
Художественный фильм о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством. Фильм снят в 1983 году по одноимённой повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году на основе случая с внучкой автора, которая взяла на себя чужую вину, за что весь класс объявил ей бойкот.
Смотреть онлайн
Свои дети
Дина, бывшая фигуристка, получившая два года назад травму, закрывшую ей дорогу в большой спорт, ведет в детском доме для умственно отсталых танцевальные уроки. Однажды в этот детдоме появляется Лада, робкая и застенчивая и очень талантливая девочка. Нравы, царящие в детском доме, жестоки. Против Лады создается целая коалиция, превратившая жизнь девочки в кошмар.
Дина Андреевна проникается симпатией к Ладе и решает забрать ее к себе и оформить над ней опекунство. Позже в жизни Дины появляется Глеб — привлекательный мужчина, с которым Дина познакомилась на катке. Но Глеб сразу же невзлюбил Ладу, а когда узнал, что она из детдома, стал высказывать сомнения в ее полноценности…
Смотреть онлайн
Невидимая сторона
Реальная история игрока в американский футбол команды Baltimore Ravens Майкла Оэра. Оставшийся без крова молодой афроамериканец взят под опеку зажиточной семьёй. Жизнь в новом окружении полностью меняет судьбу замкнутого подростка, помогает реализовать свой потенциал. Поступив в университет штата Миссисипи, он играет в студенческой команде и познаёт скрытую сторону спортивной игры, учится стратегии и тактическому анализу. Знание того, что в игре зачастую именно мозг побеждает мускулы, вскоре поможет попасть Майклу в профессиональную лигу.
Смотреть онлайн
Звездочки на земле
Маленький мальчик 8 лет Ишан Авасти с рождения немного отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и их не может простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение к нему.
Дивитися онлайн
Цирк бабочек
В разгар Великой Депрессии, шоумен и владелец собственного небольшого цирка, гастролирует со своей труппой по разрушенной американской провинции, радуя и поднимая настроение простых людей в это не простое время. Во время своего путешествия, он посещает ярмарочный балаган, где обнаруживает человека без конечностей, которого там эксплуатируют в качестве живого экспоната шоу-уродов.
В результате этот человек становится частью странствующей труппы цирковых артистов. Позднее, с помощью своих новых друзей, он обретает веру в себя, и делает то, о чем раньше не смел даже мечтать…
Дивитися онлайн
Мене зовут Девид
С самого раннего детства Дэвид учился ненавидеть людей и не доверять им. Да и как можно вести себя по-другому, находясь в лагерных застенках? Когда не знаешь, на кого можно положиться, когда надсмотрщики могут превратить твою жизнь в каждодневный кошмар. Однако пути судьбы неисповедимы, и Дэвиду предоставляется шанс обрести свободу.
Дивитися онлайн
Братья ветра
Альпы, 60 годы прошлого столетия. Двенадцатилетний Лукас проживает со своим отцом на небольшом хуторе. Однажды мальчик находит птенца орла, выпавшего из гнезда, и тайно приносит его домой. Однако, со временем отношения Лукаса с дикой птицей превращаются в необыкновенную дружбу и приводят к увлекательным приключениям. Лукасу большую поддержку оказывает таинственный Данзер, который как никто знает привычки диких животных и открывает мальчику их необычный мир…
Дивитися онлайн
Как государство перевоспитывало героев «Путевки в жизнь», «Республики ШКИД» и «Подранков»
Автор Василий Степанов
Крестьяне берут беспризорника на воспитание. Фотография Аркадия Шайхета. 1927 годМультимедиа-арт-музей / «История России в фотографиях» / russiainphoto.ru
СССР — страна декларативно счастливого детства. Но что делать, если ребенок осиротел, а приемных родителей для него не нашлось? Тогда о нем должны позаботиться общество и государство. В Советском Союзе, пережившем Гражданскую и Великую Отечественную войны, сирот и беспризорников было предостаточно. А истории взросления в коллективе стали важной частью советского кинематографического мифа.
В 1920-х новая советская власть остро нуждалась в новом советском человеке: только он мог завершить дело всемирной революции и построить новый мир. В каком-то смысле перевоспитание проходила вся страна, каждый живущий в ней человек. Сама масштабность задачи выдвинула на передовую этой борьбы могучую фигуру советского педагога-новатора, который своей работой должен был изменить все: ликвидировать безграмотность и поставить в строй каждого боеспособного гражданина (хотя бы даже под угрозой уголовной ответственности). Образование и воспитание еще больше, чем раньше, стали частью политики и идеологии.
Первых советских воспитателей объединяла убежденность в том, что любой человек рано или поздно может стать органичной и полезной частью общества. Но неординарные педагогические методы (трудовое воспитание, коммуны, отход от классической школьной рутины) получают отображение на экране только в начале 1930-х, когда советская школа снова начинает меняться уже в обратную, традиционалистскую сторону. В то же время государство рапортует о скорой победе над беспризорностью, одновременно ужесточая наказания за уголовные преступления несовершеннолетних (вплоть до расстрелов). Романтическая надежда на возможности советской педагогики сменяется очень жестким и утилитарным подходом — правительство как будто предвидит, с какой волной беспризорности придется столкнуться в военное время. С экранов не принято говорить о проблемах, в том числе проблемах беспризорников и вынужденной детской преступности. Характерна судьба фильма Маргариты Барской «Отец и сын», в центре которого — мальчик-подросток, сбежавший из дома отца-орденоносца и связавшийся с шайкой уголовников. Тревожный и острый фильм просто не мог выйти в 1937-м. После 1945-го единственная реальная возможность рассказать о беспризорнике военных лет — сюжет «Сына полка» Валентина Катаева: когда узнаёшь, сколько детей было поставлено на учет НКВД к 1945 году и куда они попадали, начинаешь понимать, почему Ваня Солнцев так отчаянно боялся детского дома. Уж лучше риск геройской смерти от вражеской пули на передовой.
После войны о гуманистической педагогике 1920-х вспоминают только в режиме большого государственного мифа. На экране появляется фигура Антона Макаренко — но лишь в качестве далекого небожителя типа композитора Мусоргского, критика Белинского или адмирала Нахимова. Его жизнь и работа — материал для гладкого байопика. Из государственного обихода слово «беспризорник» исчезает в 1960-х, и это тоже отражается на кинематографе: теперь оставшийся без надзора ребенок — лишь персонаж героического прошлого («Республика ШКИД»), его образ интерпретируют разве что в рамках историко-революционного («Армия «Трясогузки»», «Неуловимые мстители») или военного кино. Застой не приносит в этот подход ничего нового. Лишь в начале 1980-х, когда ощущение стареющей власти и дышащей на ладан страны становится нестерпимым, разговор о детях (а значит, о будущем) обостряется. На экране снова появляются те, у кого «счастливое советское детство» не сложилось: трудные подростки, воспитанники детских домов, неприкаянные жертвы карательной системы. Но даже всматриваясь в реальное положение дел, суровый кинематограф 1980-х трактует беспризорника скорее поэтически: для кино потерявшийся в жизни ребенок — метафора застывшего в утопических мечтаниях советского общества, где-то наивного, где-то жесткого, где-то обиженного судьбой, но принципиально не приспособленного к взрослой жизни.
«Путевка в жизнь» Николая Экка (1931)
Фрагмент фильма «Путевка в жизнь»
Картина о перевоспитании трудных детей 1920-х в трудовой коммуне в Болшево первоначально была задумана как культурфильм, то есть сугубо документальная работа о том, как беспризорников приучают к труду. Но дебютант Николай Экк предложил «Межрабпомфильму» вместо документального кино игровое. Да еще и со звуком. Экк любил технические новшества. И хотел быть пионером во всем: через несколько лет после «Путевки в жизнь» он снимет первый полнометражный советский цветной фильм, а затем обратится к безочковому стереоскопическому кино. Ну а его дебют на долгие годы станет главным фильмом о педагогических успехах советской власти.
В 1931-м «Путевка в жизнь» стала настоящим технологическим прорывом — шутка ли, первая по-настоящему звуковая, «говорящая», а не озвученная звуковыми эффектами игровая лента В документальном кино технология звукозаписи была опробована чуть раньше — на печально известной хроникальной картине «13 дней. Дело Промпартии» Якова Посельского: она зафиксировала ход первого показательного сталинского процесса., причем снятая с помощью отечественной системы Павла Тагера «Тагефон». Фильм открывался вступлением знаменитого своим сладкозвучным баритоном Василия Качалова, уже одно это вызывало восторг: не все могли ходить во МХАТ.
Новизна произведения Экка, конечно, не исчерпывалась одним лишь звуком. Наряду с двумя большими звездами советского кино — Михаилом Жаровым и Николаем Баталовым — в фильме снимались те, кого сегодня назвали бы непрофессионалами: обычные юноши и девушки, не участвовавшие до этого даже в самодеятельности. Многие — действительно из трудовых колоний. Центральная роль беглого детдомовца Мустафы — ему принадлежит бессмертное выражение «ловкость рук и никакого мошенства» — досталась рабфаковцу Йывану Кырле, марийскому сироте. Кырла как раз был «профессионалом», первокурсником ВГИКа, но роль получил случайно: изначально он попал на съемочную площадку как актер массовых сцен. Экк его заметил и сделал вожаком ватаги беспризорных — грязных, оборванных, беспрерывно курящих подростков, которых трудовое воспитание должно спасти от сумы и тюрьмы.
Несмотря на техническое и стилистическое новаторство, фильм вызвал сложную реакцию Репертуарного комитета (Реперткома), который давал разрешения на прокат, и в кино попал только после показа Сталину и Ворошилову, которые не нашли в работе Экка ничего предосудительного. В результате в кинотеатрах — не только СССР, но и за рубежом — «Путевка» имела оглушительный успех. Смотрели фильм и беспризорники: Экк вспоминал, как на одном из показов где-то в провинции они выкупили первые два ряда, а после фильма подходили с вопросом, как записаться в школу к педагогу Сергееву.
«Сын полка» Василия Пронина (1946)
Фрагмент фильма «Сын полка»
Режиссер этой экранизации Василий Пронин работал оператором на «Путевке в жизнь» Экка. При этом «Сына полка» мало что связывает с авангардной стилистикой «Путевки». Время совсем другое — и задачи тоже. Это вполне традиционный фильм эпохи послевоенного малокартинья Период в истории советского кинематографа примерно с 1943 по 1953 год., который сегодня может порадовать разве что достаточно реалистичными батальными эпизодами и колоритными актерскими работами. Но «Сын полка» — первая избегающая полутонов попытка рассказать о детстве на войне в момент, когда страна переполнена сиротами. Главный герой — подобранный артиллеристами Ваня, который, несмотря на все попытки командования сдать его в тыловой детский дом, превращается в маленького солдата. Как и в первоисточнике Валентина Катаева, ему встречается герой-двойник, «сын полка» из подразделения кавалеристов, — в кубанке, с медалью и шашкой: экран вслед за книгой признает детей, поставленных под ружье и вскормленных полевой кухней, как массовое явление. После выхода повести почта писателя почти ежедневно будет приносить письма с рассказами о судьбах таких детей. Их авторы будут вспоминать о своих фронтовых встречах с Катаевым, каждый из них будет считать себя тем самым прототипом главного героя. Спустя немного времени, уже в 1950–60-х, акценты восприятия феномена «ребенок на войне» сместятся. Достаточно посмотреть «Иваново детство» Андрея Тарковского, чтобы распознать совершенно новую трактовку этого героического мифа.
«Педагогическая поэма» Мечиславы Маевской и Алексея Маслюкова (1955)
Фрагмент фильма «Педагогическая поэма»
«Педагогическая поэма», экранизация документального романа Антона Семеновича Макаренко, должна была встать в один ряд с байопиками эпохи малокартинья, своеобразными кинематографическими ЖЗЛ. Среди фильмов — «Мичурин», «Мусоргский», «Константин Заслонов» и «Адмирал Нахимов». Жизнь главного воспитателя СССР, умершего еще в 1939-м, должна была послужить не прямым руководством к действию, а скорее архетипическим образцом для подражания. По закону жанра любые неоднозначные моменты из подобных байопиков удалялись, конфликты сглаживались. Но в итоге необходимую драматургическую остроту в восприятие «Педагогической поэмы» внесла сама жизнь: в 1957 году, когда показы «Поэмы» еще продолжались, в повторный прокат вышла переозвученная «Путевка в жизнь», зримо напомнившая о стране 30-летней давности.
Эти фильмы невозможно было не сравнивать: и там, и там — 1920-е годы; в одном — коммуна, в другом — колония; в одном — беспризорники, в другом — юные правонарушители. Оба сюжета основаны на реальных событиях: «Путевка в жизнь» переиначивала педагогический опыт Матвея Погребинского, а «Педагогическая поэма» — историю знаменитой колонии им. Горького под Полтавой. Кстати, в судьбах обоих воспитателей — и Макаренко, и Погребинского — Горький (он появляется в «Поэме» на экране в исполнении Павла Кадочникова) принял живейшее участие. Чем больше формальных сходств, тем сильнее ощущались различия. И именно ради них «Педагогическую поэму» стоит смотреть. Это крепкое, нарядное, цветное соцреалистическое кинополотно, запланированное еще до того, как в нашем кино развернулась оттепель. На экране почти ничто не свидетельствует о времени действия картины — суровых 1920-х. Нет грязных оборванцев, нет голодных. Разруха преодолевается на раз-два румяными белозубыми шалопаями (одного из них играет 30-летний Георгий Юматов).
Спустя два года «Педагогическая поэма» прирастет своего рода сиквелом. На Студии им. Довженко при участии Владимира Емельянова, снова сыгравшего Антона Макаренко, экранизируют «Флаги на башнях», где авторам удастся несколько сбавить бравурный тон первого фильма, однако биографический (даже агиографический) уклон останется прежним: это кино рассказывает скорее о личности незаурядного воспитателя, нежели о его педагогических методах. Сегодня остается только гадать, какой могла бы стать экранизация, осуществись она в конце 1930-х, когда за нее бралась Маргарита Барская, автор легендарных «Рваных башмаков», один из первых отечественных режиссеров, серьезно занявшихся детским кино. Макаренко настаивал на том, чтобы именно ей — уже находившейся в опале, уволенной с «Союздетфильма» — доверили сценарий и постановку его книги, однако 1 апреля 1939 года он скоропостижно умер, и запуск фильма не состоялся. Барская от этого удара не оправилась: спустя несколько месяцев она выбросилась из окна.
«Республика ШКИД» Геннадия Полоки (1966)
Фрагмент фильма «Республика ШКИД»
«Республика ШКИД» — кино 1960-х, преклоняющееся перед кинематографом 1920-х и откровенно полемизирующее с теми, кто до сих пор рассказывал об этом времени. «Путевка в жизнь»? «Педагогическая поэма»? Всё не то. Геннадий Полока отдает роль главного революционного педагога интеллигенту с бородкой и в пенсне (Сергей Юрский), который ни в чем не похож на народного экковского воспитателя Сергеева. Виктор Николаевич Сорока-Росинский, он же Викниксор, — тыняновский человек с прыгающей походкой, странный субъект, спутавший все эпохи. Эдакий чудак из бывших: школа у него — имени Достоевского, а жаловаться он хочет Дзержинскому. В пандан придуманному образу Викниксора Геннадий Полока задумал свою экранизацию повести Белых и Пантелеева как кино аттракционов, в котором действие важнее слов: юмор здесь эксцентрический, цирковой, понятный даже без звука. Сегодня фильм кажется сочетанием несочетаемого: широкого формата и стремительного монтажа из 1920-х. Противоречивая логика картины рождается в столкновении ритмов и масштабов — так, в рыцарстве обязательно должна быть доля шутовства. У донкихотствующего Викниксора Полоки, в отличие от прежних гениев советской педагогики, ничего не складывается. Каждая его попытка положиться на внутреннее, свойственное каждому человеку благородство обречена на поражение. Каждая схватка с учениками кончается капитуляцией. Что ж, эту обреченность усилий, трагичность образа точно считывали взрослые зрители фильма. Начинался застой.
«Подранки» Николая Губенко (1976)
Фотография со съемок фильма «Подранки». 1976 годФрагмент картины можно посмотреть .РИА «Новости»
Эпиграф из Твардовского («Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»), эпилог из Шпаликова («По несчастью или к счастью, истина проста»). А в центре фильма — Алексей Бартенев, точнее два Алексея: один взрослый, разыскивающий братьев, потерявшихся после войны, а другой маленький, воспитанник интерната для осиротевших детей войны. Подробности жизни в этой школе вряд ли кого-то удивят, на экране обязательный для такого фильма набор сцен: в столовой, в классе на уроке, в спальне перед отбоем.
Кропотливо снятые оператором Александром Княжинским, «Подранки» тематически напоминают другую его работу о войне и безотцовщине — «Я родом из детства» (сценарий, между прочим, как раз Шпаликова). Но если тот фильм был все-таки родом из 1960-х и дарил какую-то надежду, то картина Николая Губенко неизбежно исполнена осенней меланхолии 1970-х. Это кино гуманистическое и одновременно безнадежное, испытывающее сильное стилистическое влияние Андрея Тарковского. Трудно отогнать от себя ощущение того, что автор «Подранков» очень тщательно изучил «Солярис» и «Зеркало», всматриваясь в обожженных войной воспитателей на фоне умиротворенного быта заброшенной усадьбы, в которой после войны разместился интернат. Саднящая память о войне не отпускает ни старших, которые дают уроки выживания, ни младших — тех, кто только делает первые шаги в страшном мире: бегает к забору подглядывать за пленными немцами, спит с гранатой или поглаживает кортик, вспоминая об отце, которого уже не вспомнить. И те и другие — подранки, жертвы одной на всех катастрофы.
«Пацаны» Динары Асановой (1983)
Фрагмент фильма «Пацаны»
«Что мы сделали в этот день?» — этим вопросом заканчивает каждый свой вечер воспитатель спортивно-трудового лагеря Павел Васильевич Антонов, он же Паша (Валерий Приёмыхов).
Условность и несовершенность всякого результата собственной работы — ничего окончательного — кредо не только его, но и режиссера фильма Динары Асановой. Не рассчитывать и планировать завтра, а подмечать и суммировать, что принесло конкретное сегодня. «Сценарий умирает — рождается кино!» — называлась одна из ее статей. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым на документальном материале, кажется, действительно должен был умереть, чтобы родилось это кино — настолько укорененное в реальности, насколько это вообще было позволено советскому игровому кинематографу. Приёмыхов, который и сам работал с Асановой как сценарист, в своих воспоминаниях отметил: «У нее была мечта — начать снимать картину, не имея готового сценария. Не ломать натуру, не подгонять актеров под известную схему, плясать от «печки»». «Пацаны», которые начинаются с монологов в камеру вполне реальных неблагополучных, пьющих, курящих и гулящих подростков, на грани такого кино. В 1983 году фильм наделал много шуму. Приёмыхова–Антонова и его подопечных, сыгранных вполне реальными трудными подростками, конечно, сравнивали с воспитателями и трудными подростками иных кинематографических эпох, и разговор неизбежно переходил в публицистическую плоскость: легко ли сегодня быть молодым? Легко ли Паше докричаться до своих олухов в палатках? Почему молодым ничего не интересно? Но не это, кажется, было важно для Асановой. В конце концов, кино — не газетная передовица. Она знала, как победить безразличие человека. Но как добиться эмпатии от камеры?
«Хозяйка детского дома» Валерия Кремнева (1983)
Фрагмент фильма «Хозяйка детского дома»
Интересный пример чисто телевизионного кино, произведенного редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения: над видеофильмом работали мастера жанра режиссер Валерий Кремнев и оператор Владислав Ефимов, который выжал из своей не такой уж мобильной телевизионной техники максимум возможного. По всем показателям (кроме, пожалуй, звука) фильм и сегодня смотрится достаточно современно. Двухсерийная драма о воспитывающей приемного сына директрисе детского дома (Наталья Гундарева) вышла в момент подготовки очередной образовательной реформы и как будто в противовес другим громким и мрачным кинопремьерам о буднях советской образовательной системы (из примеров на поверхности — «Чучело» и «Пацаны»). Образ главной героини вышел по-хорошему противоречивым. Директор Ванеева существует по канонам скорее современной, нежели советской телевизионной драматургии. Она управляется с сотней воспитанников, так и не совладав с собой; часто ошибается и, в общем-то, не знает, как лучше, но хотя бы может накормить голодного пирожками. Сегодня самое интересное при просмотре «Хозяйки детского дома» — не драматургические горки, а возможность погружения в предметную среду позднего застоя.
«СЭР (Свобода — это рай)» Сергея Бодрова — старшего (1989)
Фрагмент фильма «СЭР»
Яркий пример перестроечного «кино социального обличения» и в то же время отличный образчик роуд-муви. Подросток Сашка (Володя Козырев, дальнейшая судьба которого сложилась не лучше, чем у его героя) — воспитанник закрытой школы для неблагонадежных малолеток, максимально мрачной: здесь дети ходят в тюремных робах, а общее построение напоминает лагерную перекличку. Мамы нет, папа сидит уже не первый срок где-то далеко на Севере. К нему, к папе, и подрывается мальчишка в самом начале фильма. Роуд-муви — удобный жанр для панорамирования социальной действительности. Отдав должное суровым нравам, царящим в училище (начальник мечтает окружить заведение тремя рядами колючей проволоки), Сергей Бодров переходит к рассказу о том, что за пределами интерната тоже несладко. Жизнь в СССР — водоворот насилия. Коготок увяз — всей птичке пропасть: можно долго ехать по стране поездами, пароходами и автобусами, но сбежать от ужаса невозможно. Предопределенность травмирует сильнее режима. За окном звучит гимн отказу от утопии — «Гуд-бай, Америка» «Наутилуса». Симптоматично, что финал (по-своему счастливый, ведь все-таки отец нашелся) настигает Сашку в точке максимального угнетения — у ворот тюрьмы.