Физминутка о зиме

Всегда радуюсь, когда в сообщество приходит неожиданный отклик, который так и просится в нашу рубрику «По следам старых постов». Вот и на этот раз пришел комментарий к посту трехлетней давности о книге воспоминаний А.Соколовского «В Колобовском переулке». Александр Соколовский — сын известной поэтессы Нины Саконской и сам детский писатель.
Представьте, что значит вдруг прочитать: «Надо же, их ещё помнят 🙂 Соколовский и Саконская — мои родственники, правда, не по прямой — моя прабабушка Мария Павловна является родной сестрой Нины Саконской. Ей-то поэтесса и посвятила своё знаменитое стихотворение «Где мой пальчик?»:
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
…Эх, удивительна история этой семьи…
А в детстве и юности я зачитывалась книгами Александра Соколовского с автографами — он прекрасный, и незаслуженно забытый детский писатель!»
Конечно, сразу захотелось узнать удивительную историю семьи, и, к счастью, zaitc_mozaitc согласилась с нами ею поделиться. А еще прислала фотографии из семейного архива. Вот чудесная фотография конца 20-х годов — Нина Саконская с маленьким сыном:

Здесь Саша Соколовский чуть младше, а на обороте — автограф Нины Павловны:


Попробую расшифровать надпись:
«Дорогим сестричкам Муре, Леле, Муре. Наш Леленька 2 лет 1 месяца. Уши торчат по вине фотографа (оговорка папаши, кот. боится, что вы не найдете сына красавцем). На этой карточке по-моему он очень похож выражением лица и меньше похож чертами.
Ваша Тоня (Настоящее имя Нины Саконской — Антонина. — Прим.)
Сентябрь 27 г.
Москва».
И еще один снимок — из последних фотографий Нины Павловны Саконской:

А теперь история семьи.

«Это — Александра Герасимовна, урождённая Маклыгина. Это ей поэтесса Саконская, дочь, посвятила проникновенные стихи:
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее
Как хорошего друга
За то, что у нас
С нею все сообща,
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
И просто за то,
Что она наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим ее.
Что касается истории семьи… как и у всех — было всяко-разно…
Александра Герасимовна Маклыгина родом из Красноярского края. Говорят, что по матери у неё – немецкие корни. В семье было ещё несколько сестер. И был достаток. Поэтому, когда к юной Александре посватался… какой-то неблагонадёжный элемент, сосланный в Сибирь по политической статье, семья была в шоке. Когда-то Павел Александрович Грушников работал в одесской газете и недвусмысленно симпатизировал революционерам. В конце 19 века ничего хорошего из этой симпатии не вышло: Павла объявили в розыск. По этой причине он менял свою фамилию, пытаясь замести следы. Остановившись на фамилии Грушман (дело-то происходило в Одессе) он, вероятно, потерял бдительность и попал в руки стражей порядка.
Несмотря на своё незавидное положение, Павел сумел убедить родственников любимой девушки, сказав, что собирается отправиться в Баку, чтобы заняться серьезным делом – на рубеже веков в этом городе расцветала нефтяная отрасль. Антонина Павловна (в будущем Нина Саконская — прим.) , старшая из шести детей, родилась в 1896 году ещё в Красноярском крае. Но позже семья всё же переехала в Баку. Павел Александрович, обладая, как выяснилось, недюжими способностями, вскоре преуспел в нефтяной сфере, разбогател и стал владельцем двух нефтяных компаний (со слов моей, ныне здравствующей, бабушки — внучки Павла). Пытаясь это как-то проверить, я нашла в инете «Протокол Общего собрания членов Общества «Детская больница», состоявшегося в пятницу 27 марта 1915г. в зале Городской Думы г. Баку». В этом любопытном документе говорится, что присутствовавшие 22 члена Общества – это уважаемые или весьма состоятельные люди города Баку, желающие оказать меценатскую помощь и построить на свои средства детскую больницу. В 1915г. в Общество входили 124 чел., из них 14 — почетных, 35 — пожизненных и 75 – действительных членов. Например, всем известный Нобель оказался в этом списке пожизненным членом. А наш П. А. Грушман – действительным.
В семье было пять дочек: Мария, Антонина, Оля, Нюра, Валя и сын Сергей. Все дети получили прекрасное домашнее образование: знали несколько европейских языков, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Семья вообще была очень музыкальна: сам Павел Александрович был самородком – не зная нотной грамоты, он мог играть на всех музыкальных инструментах, которые ему попадались. И прекрасно пел! Неудивительно, что четверо из его детей выбрали музыкальную стезю. В том числе и поэтесса Н. Саконская, его дочь. (Позже музыкальное образование очень пригодилось ей в военную пору, когда в эвакуации она давала уроки музыки и тем спасла себя и своего сына от голода).
…Но вот грянула революция… И всю семью из собственного двухэтажного особняка в центре Баку новая власть выгнала на улицу. А нефтекомпании Павла Александровича национализировала. В то же, примерно, время в возрасте 45 лет умирает его жена — Александра Герасимовна. Павел Александрович от всех потрясений теряет рассудок. И новая власть ему подыграла – бывшего нефтяного магната, а ныне жалкого умалишенного схватили на улице, отправили в дом для душевнобольных и вскоре просто сгноили там. Со слов его дочери, незадолго до смерти он пел перед заключенными свои любимые песни, и пел, как всегда, прекрасно!… Эта история ещё долго будоражила обитателей больницы.
…Дети остаются одни. Без крова и хлеба. Но, чудесным образом, детей спасает их же прислуга – кухарка. Семья была добра к ней, и эта женщина в трудную минуту протянула руку помощи. Она перевезла детей к себе в подвал, в котором обитала сама, а спустя время открыла в Баку столовую с домашней кухней – сестры Грушман быстро выучились готовить и вовсю помогали своей спасительнице.
Позже сестры разъехались кто куда (а об их брате – отдельная история, тоже интересная, но как-нибудь в другой раз). И вот однажды (уже, думаю, в начале тридцатых годов)… Однажды этих сестер приглашают в НКВД! Что случилось? Молодые женщины шли, не чуя ног от страха. Оказывается, незадолго до революции любящий папа застраховал всех своих детей, для чего в английском банке открыл на каждого счет. И теперь английская сторона искала тех людей, кому они должны выплатить проценты. И, о чудо, эту валюту сестры действительно получали какое-то время и тратили в торгсинах. Покупали, в основном, еду, но и на одежду тоже оставалось.
Однако, страх за семью остался у каждой из сестёр на всю жизнь – моя прабабушка, будучи уже в преклонном возрасте, рассказала дочери и внучке историю семьи как она есть».

Надежда Шадрунова
Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (подбрасывают,

Два – поймаем (приседают, ловят,

Три – уроним (встают, роняют,

И…сломаем (встают, роняют, топают).

Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Давай, дружок, смелей дружок (лепят снежок,

Кати по снегу свой снежок (катят).

Он превратится в толстый ком (показывают шар руками,

И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).

Его улыбка так светла! (Показывают улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают).

На солнце припечет слегка – (рука у лба, смотрят солнце)

Увы – и нет снеговика.

(Пожимают плечами, руки в сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Сколько птиц в кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, прячься»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Пальчик прячется в ладошку.

(Дети поколачивают сжатыми кулачками.)

Вот так, вот так.

Ты его согрей немножко. (Дуют в сложенные ладошки.)

Вот так, вот так.

Если пальчики замёрзли. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Вот так, вот так.

Отогреть всегда их можно (хлопают в ладоши.)

Вот так, вот так.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Вырос высокий цветок на поляне (показывают руками цветок,

Утром весенним раскрыл лепестки (разводят пальцы рук,

Всем лепесткам красоту и питание (движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём,

Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)

Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

В прятки пальчики играли (Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы.)

И головки убирали. (Усложнение: поочерёдно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.)

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё доел,

Оттого и похудел. (Загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.)

Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять! (По очереди загибать пальцы на правой руке.)

Будем пальчики считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Крепкие, дружные, (По очереди загибают пальцы на левой руке.)

Вот такие нужные!

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (Машут пальцами обеих рук.)

Пальчиковая гимнастика «Зайка умывается»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Зайка серый умывается, (Дети имитируют движения умывания и вытирания.)

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ухо,

Полотенцем вытер сухо.

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стоит в поле теремок (Ладошки домиком.)

На дверях висит замок. (Переплетаем пальчики, делаем замочек.)

Пришёл котик – коток, (Перекатываем руки, не расцепляя пальцы – как змейкой.)

Трык- трок, трык- трок

И открылся замок. (Расцепляем пальчики, трясём руками.)

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Стук, стук, постук, раздаётся где – то стук. (Стучим кулачками друг о друга.)

Молоточками стучат, строят домик для зайчат

Вот с такою крышей (Ладошки над головой.)

Вот с такими стенами, (Ладошки около щёчек.)

Вот с такими окнами, (Ладошки перед лицом.)

Вот с такою дверью (Одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком. (Сцепляем ручки.)

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)

Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)

Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)

Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)

Пальчиковая гимнастика «Умывание»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Льётся чистая водица, (Дети имитируют движения по тексту.)

Мы умеем чисто мыться.

Пасту для зубов берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Тесто ручками помнём (сжимаем и разжимаем пальчики, как будто мнём тесто.)

Сладкий тортик испечём,

Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по плоскости стола.)

А верхушку сладким кремом.

И кокосовою крошкой (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук.)

Мы присыплем торт немножко,

А потом заварим чай («завариваем» чай.)

В гости друга приглашай.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко, солнышко (хлопают ладонями)

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони.)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (показывают волну)

Прилетели сто грачей, (машут руками)

А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я. (загните мизинец)

Вот и вся моя семья! (вращайте кисть, разведя пальцы в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак)

Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везёт (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

А Серёжа на дорожке (сложив пальцы «щепоточкой», делайте бросающие движения)

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячик. (помашите кистями правой и левой руки)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко – вёдрышко»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Солнышко – вёдрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут, (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить, (ребёнок грозит указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. (ребёнок «стряхивает воду» с правой руки, затем – с левой)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На дворе висит замок. (пальцы рук в кулачках)

Кто его открыть бы мог?

Потянули, (движения кисти к себе)

Покрутили, (круговые движение кистью)

Постучали – (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (пальцы разжимаются).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбка плавает в водице, (движения ладошками слева направо)

Рыбке весело играть. (ладошка «ударяет по воде»)

Рыбка, рыбка, озорница, (то же самое движения)

Мы хотим тебя поймать. (хлопок в ладони).

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средним – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Людям спать не дают.

Пчёлы гудят

В поле летят. (помашите кистями рук)

С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а за тем левой руки «идут» по столу)

Медок несут.

Пальчиковая гимнастика «Дом на поляне»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

На поляне дом стоит, (сложите ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт. (большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем, (пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

Пальчиковая гимнастика «Улитка, улитка…»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Улитка, улитка! (сожмите все пальчики ребёнка в кулак)

Покажите свои рога, (разжав пальчики ребёнка, переверните его руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога, (загните мизинец правой руки)

Пышки, (загните средний палец)

Ватрушки, (загните безымянный палец)

Сдобные лепёшки – (загните мизинец)

Высуни рожки. (помогите ребёнку выставить вперёд вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»).

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали. (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.)

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать. (энергично потирают ладонь о ладонь.)

Чтобы стали горячее,

Энергично разминать. (делают массирующие движения).

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, (пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём погулять, (пальчики» шагают».)

За черникой, (загибают по одному пальцу.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке принесём.

Пальчиковая гимнастика «Мы рисовали»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы сегодня рисовали, (дети поднимают перед собой руки.)

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём, (встряхивают кистями.)

Рисовать опять начнём.

Пальчиковая гимнастика «У меня пропали руки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

У меня пропали руки, (прячем руки за спину)

Может быть они от скуки

Убежали в зоосад?

Нет, нашлись мои беглянки, (показываем руки.)

Они с джемом были в банке.

Мои ручки просто клад.

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно сгибаем пальчики в кулачки начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.)

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

Приходи и ты, дружок!

Пальчиковая гимнастика «Улей»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

(Пальцы сжимаем в кулак. Затем отгибаем их по одному.)

Вот маленький улей, где пчёлы

Спрятались, никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Пальчиковая гимнастика «Надо спать»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

А кто не лёг в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе, коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачиваем руки на другой «бок».)

Такого не послушного

Я буду щекотать! (Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.)

Паровоз и два коня, (Загибают по одному пальчику.)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.)

Как узнать? Помогите сосчитать.

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Падал снег на порог. (Опускают ладони медленно.)

Кот слепил себе пирог. («Лепят» пирог.)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк. (Пальчики «бегут».)

Пирожки себе пеки («Пекут» пироги.)

Не из снега – из муки.

Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Есть у любого два кулачка. (Показывают кулачки.)

Хлопнул один по другому слегка. (Одним кулачком стукнуть по другому.)

Ну а ладошки не отстают, (Хлопают в ладоши.)

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

Пальчиковая гимнастика «Покорми лошадку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Одной рукой я травку рву, (хватательные движения левой рукой)

Другой рукой я тоже рву (правой)

Я травкой накормлю коня. (Руки вытягиваем вперёд ладонями вверх.)

Вот сколько пальцев у меня. (Показываем.)

Пальчиковая гимнастика «Дворник»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Дворник дверь

Два дня держал, (Руки поочерёдно в такт «закрывают дверь» на себя.)

Деревянный дом (Руки по швам, одновременно с приседанием в такт похлопываем по бёдрам.)

Дрожал.

Ветер дёргал (Волнообразные движения руками.)

Эту дверь. (Руки описывают круг и смыкаются.)

Дворник думал: (Руками берутся за голову.)

Это зверь.

Пальчиковая гимнастика «Погладим котёнка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

— Киса, кисонька, кисуля! – (Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев.)

Позвала котёнка Юля.

-Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

Пальчиковая гимнастика «Я сам»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Ложка – это ложка, (Сжав руку в кулак, подносят её ко рту)

Ложкой суп едят. («едят суп».)

Тряпка – это тряпка, (Вращая кистью руки, «вытирают стол».)

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка, (Двумя руками «надевают шапку на голову».)

Оделся и пошёл.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Дружат в нашей группе (Обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Обхватываем левой ладонью правую и покачиваем в ритме стихотворения.)

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. (Соединяем пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединяем пальчики, начиная с мизинца.)

Пять, четыре, три, два, один.

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Топором дрова колю (Имитируем действия топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.)

А потом пилой пилю. (Имитируем действия пилы, двигаем вместе ладошками вперёд – назад;)

Отнесу их бабушке, (Показываем ладоши.)

Чтоб испечь оладушки. (Хлопаем ладонями друг о друга.)

Пальчиковая гимнастика на тему – зима.

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев 4раза

«режущие» движения одной ладони по другой

пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке

нашей.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Загибание пальчиков, начиная с большего.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

«Снежок

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый крепкий, очень гладкий

И со всем со всем не сладкий.

Раз подбросим.

Два поймаем.

Три уроним

И сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят» меня положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.

Роняют воображаемый снежок.

Топают ногой.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

пять,

Мы во двор пришли

гулять.

Бабу снежную

лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

«Елочка»

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, избольших пальцев –верхушка»елочки».

Кулачки, указательные пальчики выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх, вниз

«Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный растопырены, средний и указательный стоят на столе.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Взяли, детки, белый ком ( сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, ( присесть, «поднимая ведро и выливая воду»)
Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём, ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом. (потянуться на носочках, руки вверх (большой дом))

Физминутка У оленя дом большой

У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Физминутка для пальчиков

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *