«Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет… — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет…
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
— А мама?
– Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я…
— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению…
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь… И меня много. Ведь нас очень много, правда?»
Приставкин, Анатолий. Повести и рассказы / Анатолий Приставкин. – Москва: Художественная литература, 1983. – 527с.
И вдруг открылся мне и поразил…
Сиротский смысл семейных фотографий.
Николай Рубцов
В 1959 году был опубликован первый цикл рассказов Анатолия Приставкина «Трудное детство», и среди них рассказ «Фотографии». Прошло более полувека, а лучшего образа детства времен войны, трогающего за душу, трудно найти.
Детский дом, где живут во время войны, прибывшие из Москвы брат с шестилетней сестрой Людочкой, находится далеко от дома, от отца и матери, и от родных людей. Соединяют детей с их прошлой жизнью семейные фотографии, которые они регулярно разглядывают.
Среди фотографий они находят мать и отца, самих себя и тетю. Каждое разглядывание дает ощущение встречи с родными людьми, теплые воспоминания и вселяет надежду на скорое свидание с ними.
Трагичность ситуации состоит в том, что при каждой встрече «теряется» то одна, то другая фотографии: сначала матери, за ней отца, а затем тети. Выбывает из их жизни и надежда на встречу с дорогими людьми. Остаются фотографии только маленькой сестры и брата, которым предстоит долгая жизнь в детском доме.
Печальный и вместе с тем жизнеутверждающий рассказ, в котором утрата не зачеркивает надежды на собственные силы. Заботливый и ответственный за сестренку старший брат и привязанная к нему Людочка – они вместе, а это уже семья, и она не погибнет.
Можно надеяться и нам, читателям, что жесткие казенные условия детского дома не уничтожат душевной теплоты этой маленькой семьи и памяти детского сердца.
Этот небольшой, но такой пронзительный рассказ Анатолия Приставкина откроет вам войну с новой стороны. Войну, в которой не слышны взрывы и выстрелы, никто не умирает на ваших глазах, и от этого ещё страшней потеря – потеря семьи, ещё страшней горе – детское горе, которое не забудется никогда.
Книгу можно взять почитать:
районная центральная библиотека (тел. 5-42-10)
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Писатель часто использует знак многоточия, чтобы читатель сам сделал нравственные выводы.
Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, последствия войны необратимы, она уносит миллионы жизней, в их числе находятся и детские. Я считаю, что нужно помнить об ужасных ошибках людей и никогда не повторять их.
Соглашаясь с мнением Приставкина, хочется обратиться к художественной литературе и найти в ней аргументы для подтверждения авторской позиции.
В качестве примера можно привести повесть Владимира Богомолова «Иван». В ней рассказывается, как война может сильно изменить ребенка, потерявшего родителей, и заставить его воевать и мстить. Другим примером может служить роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Молодых героев этого произведения война лишила детства и заставила бороться за свою жизнь.
В заключение хочется сказать, что каждый в мире должен стараться избегать любых войн, чтобы сохранить этот хрупкий мир, который нам дан.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id9980
Обновлено: 2017-04-22 Опубликовал(а): Verter