Где снимали бриллиантовую?

Пожалуй, нет другой советской комедии как «Бриллиантовая рука», которую так массово растащили на цитаты. Любой человек, родившийся в СССР, может без проблем на память озвучить все реплики героев Семена Горбункова и Геши Козодоева, сыгранных прекрасным дуэтом Никулина и Миронова.

Сценарий

В середине 1960-х Леонид Гайдай, снявший хитовые картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы»» и «Самогонщики», горел идеей экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Но «Мосфильм» уже отдал эту работу другому режиссеру, и тогда Гайдай обратился к своим друзьям — дуэту сценаристов Мориса Слободского и Якова Костюковского — нет ли у них чего-нибудь интересного на примете.
Давние партнеры, придумавшие троицу Труса, Балбеса и Бывалого не подвели и на этот раз — у них была отличная идея под кодовым названием «Контрабандисты». Она родилась по мотивам серии статей журналиста «Правды» Аркадия Сахнина о хитрых контрабандистах, пытавшихся обмануть советских таможенников при помощи ложного гипса, в котором были спрятаны драгоценности.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
К марту 1967 года заявку на новый фильм отправили в «Мосфильм», все лето и осень кипела творческая работа. Гайдай был твердо намерен наконец-то покончить с набившей оскомину троицей своих героев. Для нового сценария придумали свежих персонажей: Графа, Механика и Малыша. Ни один из привычных артистов из тройки — Моргунов, Вицин и Никулин не подходили для нового формата. Но любимому актеру режиссера Юрию Никулину все же нашлось место в будущем фильме — главную роль наивного простачка изначально писали именно под него.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Уже в октябре чиновники одобрили общую идею фильма про простого советского служащего Семена Семеновича Павлика (превратившегося потом в Горбункова), ставшего невольным участником тайной операции милиции по поимке опасной международной банды.

Кастинг

Активный кастинг стартовал 1 февраля 1968 года. Авторитетный Гайдай вытребовал у руководства «Союзцирка» полугодовой отпуск для Юрия Никулина, и самый важный вопрос с главной ролью был закрыт сразу. Роль жены Горбункова Гайдай сразу решил отдать своей супруге — Нине Гребешковой, которая просто не могла подвести режиссера.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
А вот с персонажами на второстепенные роли пришлось немного «попотеть».
На роль Графа (он же Геша Козодоев) пробовались Валерий Носик, Михаил Пуговкин и Рудольф Рудин — и никто не нравился режиссеру. Он уже было приготовился взять проверенного в деле Георгия Вицина, но в итоге рискнул и пригласил молодого Андрея Миронова. К этому моменту он уже сыграл яркие характерные роли в «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», снятых несколькими годами раньше.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
В роли Механика (он же Лелик) пробовались Леонид Сатановский, Анатолий Папанов и тот же Михаил Пуговкин. В итоге худсовет утвердил Папанова, который восхитил Гайдая своим комбригом Серпилиным в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые». Немаловажную роль сыграл и уже сложившийся на съемках «Берегись автомобиля» дуэт с Мироновым — Гайдай ожидал, что и в новом фильме они прекрасно подойдут друг другу — утонченный Граф и грубоватый Механик.


Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Компанию двум бандитам составили Николай Романов в роли Шефа и Леонид Каневский, блестяще сыгравший фальшивого аптекаря.
Самые большие проблемы возникли с ролью Анны Сергеевны, соблазнявшей Семен Семеныча в номере гостиницы. Клара Лучко, которую изначально пригласили на эту роль, едва прочитав сценарий, отказалась наотрез. Худсовету пришлось выбирать из трех актрис, и каждая из них чем-то не устраивала придирчивых «мосфильмовцев»: Лилия Юдина из Малого Театра была «излишне откровенной», эстонка Эве Киви «слишком не нашей», а малоизвестная Светлана Светличная «чересчур соблазнительной».

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
В итоге Гайдай настоял на приглашении Светличной, пообещав «уменьшить ее соблазнительность», снимая поменьше крупных планов. В итоге она стала стопроцентным попаданием — Светличной удалось с юмором воплотить на экране абсолютно новый типаж современной, стильной, сексуально раскрепощенной женщины. А сцена с «отстрелившимся» бюстгальтером стала фактически первой по-настоящему эротической сценой советского кино.
Еще одной ключевой женской ролью в фильме стала управдом, на которую после долгих обсуждений утвердили Нонну Мордюкову. Гайдай сомневался, что актриса с таким мощным драматическим бэкграундом сможет хорошо отработать комическую роль. В итоге Мордюкова блестяще справилась с задачей и более того, по воспоминаниям других членов команды, стала настоящей душой коллектива — она просто источала флюиды юмора и доброжелательности, заражавшие всю остальную съемочную группу.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Пара эпизодических ролей и вовсе досталась случайным людям. Роль мрачного типа с кулоном в виде черепа на груди, испугавшего Горбункова в Стамбуле, сыграл журналист «Смены» Леонид Плешаков, случайно встретившийся с Никулиным в редакции «Комсомольской правды». Актера так впечатлила волосатая грудь журналиста, что он тут же рекомендовал его Гайдаю для этого эпизода. Яркую роль стамбульской проститутки, проверявшей моральную стойкость советских туристов, и вовсе сыграла диспетчер автобазы Виктория Островская, попавшаяся Гайдаю где-то на «Мосфильме».

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»

Съемки

Съемки фильма стартовали весной 1968 года в Краснодарском крае — Адлере, Сочи и Туапсе. Местные жители и отдыхающие с интересом наблюдали за съемочным процессом и порой по-настоящему мешали киношникам осуществлять свой творческий замысел.
На площадке, как и подобает настоящей комедии, происходили и откровенно комические случаи. Во время сцены с участием Миронова, застрявшего на маленьком островке посреди моря, отдыхавшие на пляже поблизости, всерьез восприняли его отчаянные крики о помощи «SOS! SOS! Спасите! Помогите! Мамочка! SOS!» и вызвали спасательный катер к тонущему человеку. Когда спасатели на всех парах примчались к месту происшествия, то сильно удивились, услышав строгий голос из мегафона «Товарищи спасатели, покиньте съемочную площадку! Вы мешаете творить искусство!»
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Не обошлось и без другого курьеза. Роль мальчика-рыбака с ведерком и удочкой сыграл сын Никулина Максим, который приехал вместе с папой. Энтузиазм мальчишки очень быстро угас, когда раз за разом Гайдай требовал повторить дубли с пинком Миронова и падением мальчишки в воду. Максим каждый раз ожидал ощутимого удара и старался спрыгнуть в воду до того, как это произойдет — получалось очень неестественно.
Тогда Гайдай пошел на хитрость: «Все! В следующем дубле Миронов не бьет Максима, а просто проходит мимо!» Успокоившийся сын Никулина нагнулся с удочкой к воде и тут же получил пинок в полном соответствии со сценарием фильма. Обида от этого обмана скоро забылась, а хороший кадр навсегда вошел в фильм.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Много сложностей вызвали съемки ключевой сцены с участием полуобнаженной Светланы Светличной. Стеснительная актриса боялась, что посмотреть сбежится половина «Мосфильма» и поэтому согласилась репетировать сцену исключительно наедине с Никулиным. Даже режиссер картины деликатно покинул площадку, чтобы не смущать актрису.
Ключевой момент с отстегивающимся лифчиком снимали с минимумом персонала — в павильоне присутствовали только сам Гайдай с помощником и оператор картины Игорь Черных. Из-за волнения Светличная никак не могла справиться со своим голосом и на монтаже всю сцену переозвучила Зоя Толбузина, самой Светличной осталась лишь одна самая главная фраза — «Не виноватая я, он сам пришел!»
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Самые юморные истории были, конечно же, связаны с выездом в Баку — вся съемочная группа жила в одной гостинице, местные жители угощали киношников шашлыками и вином, и во время этих вечеринок родилось немало усовершенствований к первоначальному сценарию.
Так, например, столь понравившийся зрителям «загранично-контрабандный» язык был чистой импровизацией Леонида Каневского и его партнера в кадре Григория Шпигеля. Они разогрелись перед съемками и начали сходу нести тарабарщину. Вставляли какие-то знакомые русские слова и фамилии — в выразительном ругательстве «мордюк» нетрудно найти следы Нонны Мордюковой, а загадочное «березина куманит» это своеобразный привет Каневского своей невесте Анне Березиной.
Леонид Каневский, Юрий Никулин, Леонид Гайдай и Григорий Шпигель на съемках фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: РИА Новости
Каневскому пришлось также выступить дублером Никулина в яркой сцене с падением Горбункова перед стамбульской аптекой. Юрий Никулин, несмотря на весь свой цирковой опыт никак не мог правдоподобно поскользнуться на арбузной корке. На десятом дубле Каневский, боявшийся пропустить вечернее угощение от местных почитателей его таланта, настойчиво предложил свою помощь. Его переодели в брюки Горбункова, и он с первого дубля сделал все как надо. Никулину оставалось только сыграть свое падение на аккуратно подстеленный надувной матрас, покрашенный в серый цвет, маскирующий его на фоне булыжной мостовой.
«Бриллиантовая рука» сочетала в себе не только комедию, но и остросюжетный детектив, поэтому на съемках не обошлось и без экстремальных случаев. Так, во время сцены дебоша в ресторане «Плакучая ива», где пьяный Горбунков в обнимку с Графом чуть не вылетает прямо в окно, оба актера чудом не пострадали.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
По сценарию Граф с силой толкает Горбункова, и тот по инерции запускает стулом в витрину — актеры так увлеклись, что Никулин оказался слишком близко к падающим осколкам — один из крупных кусков стекла чуть не попал актеру по шее. Сцену сняли с одного дубля, и Гайдай не решился ее переделать.
На съемках финала картины, где башенный кран перегружает Никулина из катера в автомобиль, актер снова едва не покалечился. Крановщик немного не рассчитал и ощутимо заехал тяжеленным стальным крюком прямо по затылку Никулина. Актер, сжав зубы, стоически вытерпел боль и доиграл сцену. Гайдаю осталось только добавить звенящий звук удара на монтаже — и это только оживило сцену.

Техника съемок

В комедийных фильмах, как правило, делается упор на актерскую игру — качество сценария и точность подбора актеров играют тут гораздо большую роль, чем инновационные технологии или мастерство оператора. Но в случае с «Бриллиантовой рукой» оператору все же удалось «поиграться» с нововведениями.
Для съемки сцены с теряющим сознание Горбунковым, когда он видит лишь лицо своей жены, пораженной известием об обмане мужа и мутные вращающиеся лица соседей вокруг, оператор картины Игорь Черных придумал сложную конструкцию из вращающихся стекол. Круглые куски плексигласа были отполированы в центре и замутнены по краям. Затем укреплены на двух кругах, которые приводились в движение электромоторами. Когда плексигласовые стекла оказывались перед объективом кинокамеры — изображение было четким. Как только удалялись в сторону — картинка мутнела. Этот сложный аппарат создавали для одного кадра, который длится всего несколько секунд. Теперь он хранится в киномузее «Мосфильма».
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Он же придумал светящийся нимб над головой мальчика с сачком, который привиделся обессиленному Геше после рыбалки. Сначала этого эффекта планировали добиться с помощью комбинированной съемки, но это неизбежно ухудшало качество картинки. Тогда Черных придумал другой вариант — он вырезал из плотной картонки приплюснутый круг, намазал его клеем и обсыпал осколками блестящих елочных игрушек. С помощью тонких проволочек «нимб» надели на голову сыну Никулина и он засверкал в ярких лучах южного солнца. Никаких мультипликационных спецэффектов не понадобилось.
Подводных сцен изначально не было в сценарии, потому что в конце 1960-х в Советском Союзе еще не было аквабоксов, позволявших использовать кинокамеры под водой. Но Гайдай очень хотел включить эффектные кадры в картину и тогда Черных вместе с мосфильмовскими техниками буквально с нуля изготовил из стекла и эпоксидной смолы герметичный чехол, который уберег технику от соленой воды.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Сложной задачей было превращение узнаваемого Баку в «заграничный город контрастов». Декораторы начали работу задолго до приезда съемочной группы — развешивали вывески и маскировали привычные советские атрибуты. Во время съемок широко применялась технология перспективного совмещения — благодаря ей в кадре появились сложные макеты мечетей, минаретов и древних стен. Чтобы еще больше усилить эффект, Черных снимал улицы Баку в зеркальном отображении, что делало их неузнаваемыми даже для местных жителей. Для этого пришлось в срочном порядке перерисовать все вывески и уличную рекламу задом наперед, чтобы она читалась как надо.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»

Музыка

Немалый вклад в популярность «Бриллиантовой руки» внесло музыкальное сопровождение. У Гайдая и здесь были свои проверенные люди — композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенев написали отличные песни для «Кавказской пленницы» (1966) и сомнений кого приглашать на новый проект у режиссера не было.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
В итоге «музыканты» не подвели — новые песни стали настоящими хитами. «А нам все равно» в исполнении Юрия Никулина и «Остров невезения» в исполнении Андрея Миронова быстро «ушли в народ» и заняли прочное место в ряду самых популярных застольных песен у советских граждан.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Еще одну песню — «Вулкан страстей», сопровождающую самую напряженную эротическую сцену фильма, записывала популярная советская певица Аида Ведищева. Выбор ее голоса был не случаен — именно она исполнила «Песенку о медведях» в предыдущем фильме Гайдая.
Популярная певица вспоминает, что на запись ее вызвали буквально посреди ночи, сразу после возвращения с дальневосточных гастролей. Когда Ведищева приехала на мосфильмовскую студию, ей предстояло первый раз в жизни увидеть незнакомые ноты и спеть одну из ключевых песен фильма без всякой подготовки. И это удалось ей с первого раза — именно первый дубль записи и звучит в фильме.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Вся музыка для «Бриллиантовой руки» была записана ровно за один день — 16 мая 1968 года, еще до начала активных съемок на юге, и эти песни задали настроение всей съемочной группе, обозначив главную эмоцию фильма.

Цензура

К концу сентября 1968 года съемки были закончены, и Гайдай приступил к монтажу. 21 октября состоялся худсовет, и режиссер получил несколько замечаний, на исправление которых ушла вся зима 1969 года.
Цензура требовала активизировать роль милиции в фильме, показать более профессиональную работу советской таможни и убрать некоторые вызывающие реплики, например: «Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — социалистический реализм» («социалистический» было заменено на «этот самый») и «Партию и правительство оставили на второй год».
Особое возмущение вызвала на первый взгляд безобидная реплика Нонны Мордюковой: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Ее пришлось переозвучить, заменив «синагогу» на «любовницу», но первоначальный вариант легко читается по губам актрисы в кадре.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: РИА Новости
Худсовет также выразил сомнения по поводу сцен с проституткой в Стамбуле, пьянством Горбункова и стриптиза в исполнении Светличной. Но опытный киношник Гайдай изящно решил эту проблему. Вариант фильма, представленный на обсуждение, завершался абсолютно неуместной сценой с атомным взрывом в финале фильма. Когда недоумевающие чиновники попросили убрать ее, режиссер принялся яростно отстаивать свое видение, обещая вырезать любые кадры, кроме взрыва, обращающего внимание зрителя на «сложную международную обстановку». После долгих обсуждений Гайдай «сдался» и согласился убрать взрыв — об остальных замечаниях после бурной дискуссии никто и не вспомнил.

Прокат

Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года и сопровождалась огромным успехом. Кинотеатры по всему Советскому Союзу буквально ломились от наплыва зрителей, а критики наперебой расхваливали удачную комедию. Успех «Бриллиантовой руки» превзошел даже суперпопулярную «Кавказскую пленницу».
Новую комедию Гайдая посмотрели 76 миллионов 700 тысяч зрителей, что вывело фильм на первое место в абсолютном зачете советского кинопроката. Сегодня «Бриллиантовая рука» занимает третье место в этом почетном списке, уступая мелодраме «Москва слезам не верит» и первому советскому экшн-боевику «Пираты XX века», которые сняли многими годами позже.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
По многочисленным опросам зрителей в журнале «Экран» и других изданиях «Бриллиантовая рука» не раз признавалась лучшей советской кинокомедией. А по количеству реплик киногероев и афоризмов, «ушедших в народ», комедию можно назвать самой цитируемой в нашей стране.
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / Фото: «Мосфильм»
Успех фильма многие связывают с удачным сочетанием смелых комедийных приемов и головокружительными детективными приключениями. Коктейль из двух популярных жанров, приправленный заграничными диковинами и легкой толикой эротических сцен стал новым словом в советском кинематографе и обеспечил «Бриллиантовой руке» заслуженное звание одной из лучших комедий в истории отечественного кинематографа.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1968) / РИА Новости

Биография

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове. Его семья была тесно связана с театром: отец Владимир Андреевич учился на юриста, а по возвращению с армии устроился актером в театр, мать Лидия Ивановна тоже была актрисой театра. Примечательно, что родители Юрия были известны в городе именно как актеры-комедианты, что немало повлияло на дальнейшую судьбу мальчика.

Когда Юрию было четыре года, его семья переехала в Москву. Отец устроился корреспондентом в две местные газеты и стал сочинять репризы для театра и цирка. Владимир Андреевич часто брал сына с собой в цирк, где пятилетний Юра вдохновлялся атмосферой радости и веселья. Именно тогда будущий артист загорелся идеей веселить людей, вызывая на их лицах улыбки. Он вел жизнь обычного советского мальчишки, много времени проводил с друзьями, а иногда встревал в драки.

Юрий Никулин в детстве

В школе, куда Юрия оправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам, он вел себя «словно клоун». Но для Никулина подобная характеристика была комплиментом. Учился парень средне, часто получая замечания на уроках. Он также не мог похвастаться хорошей памятью, заучивание наизусть давалось мальчику с трудом. Исключением были смешные истории и диалоги, которые Юрий разучивал, играя в местном драматическом кружке. Руководителем театрального кружка был его отец, который приложил немало усилий, чтобы раскрыть комедийный талант сына.

После седьмого класса многие дети ушли в разные спецшколы. Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, куда пошел его друг, но родители посчитали, что этот вариант не подходит сыну с его веселым и бесшабашным характером. Тем не менее, Юрию все же пришлось покинуть родную, образцовую школу и перейти в учебное заведение по соседству, которое он окончил в 1939 году.

Юрий Никулин в юности

Сразу после школы Никулина призвали в армию на долгих семь лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда. В 1943 году заболел воспалением легких и был направлен в госпиталь в городе на Неве, а после выписки был контужен во время одного из авианалетов. Затем Никулина направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта.

Юрий Никулин на фронте

Никулин награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В последний год службы артист занимался исключительно творческой самодеятельностью по приказу капитана: сначала он был тренером футбольной команды, однако после провальной игры был освобожден от этой работы, позже занялся постановками и концертами.

Медали Юрия Никулина

Никулин решил поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографа. Он сделал несколько фотографий и стал разучивать отрывки из произведений, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Однако на экзаменах Юрию сказали, что несмотря на его талант и артистичность, он не подходит для кино. Такая же участь постигла артиста и в театральных институтах. Тогда Никулин был вынужден подать документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

Цирк

Впервые Юрий Никулин вышел на манеж цирка 25 октября 1948 года вместе с Борисом Романовым для исполнения репризы «Натурщик и халтурщик».

В 1949 году Никулин стал клоуном цирка. Первое время он выступал в качестве ассистента популярного клоуна Карандаша, а позже стал работать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. Юрий выступал на арене цирка более тридцати лет, совмещая работу со съемками в кино. В 1981 году его повысили до главного режиссера, а год спустя он занял место директора. Под его руководством Московский цирк процветал, для него было построено новое, более современное здание. Всего в стенах родного развлекательного заведения артист проработал около пятидесяти лет.

Юрий Никулин на арене цирка

С 1969 года артист стал публиковать свои произведения. Его дебютным произведением стала книга в соавторстве с Рудольфом Славским и Олегом Поповым «Искусство клоунады». Позже он издал автобиографию в виде многочисленных историй из жизни под названием «Почти серьезно…».

Юмористический талант Никулина пригодился ему и на телевидении, где с 1993 года по 1997 год он был ведущим телепрограммы «Белый попугай» на телеканале «ОРТ».

В 1996 году актер основал благотворительный фонд «Цирк и милосердие», целью которого была помощь молодым артистам цирка, а также артистам, которые посвятили всю свою жизнь развлечению людей.

Фильмы

В кино Юрий Никулин попал благодаря цирку. В 1958 году для съемок картины «Девушка с гитарой» режиссеру Александру Файнциммеру потребовался комедийный персонаж пиротехника, которого и сыграл талантливый цирковой артист. Несмотря на незначительность роли, актер пришелся зрителям по душе, они запомнили веселого и смешного парня. Это и стало решающим фактором в карьере Никулина. Ему предложили сыграть ещё несколько схожих ролей в фильмах «Неподдающиеся» и «Яша Топорков».

Юрий Никулин в роли Балбеса

Талант актера заметили не только режиссеры кино, но и театральные руководители. Сам режиссер Эльдар Рязанов пригласил Юрия в свой «Малый Театр», но артист отказался, мотивируя тем, что начинать карьеру актера в сорок лет неразумно. Тем не менее, Никулин продолжал играть в кино небольшие роли.

Следующая картина с его участием, короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», стала для актера судьбоносной. Соглашаясь на съемки в образе Балбеса, Никулин и не подозревал, что эта роль сделает его знаменитым. Вышедшая в 1961 году лента была очень благосклонно принята зрителями и критиками, мгновенно став легендой. Картина получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Юрий стал звездой экрана, люди толпами шли в цирк, чтобы вновь насладиться игрой талантливого артиста. Подобный успех открыл двери в множество других кинопроектов: комедию «Человек ниоткуда», а позже — серьезную ленту «Когда деревья были большими», где актер смог показать свои драматические таланты, отойдя от образа комедийного персонажа.

Легендарная троица

Однако зрителю Юрий Никулин запомнился именно благодаря многочисленными комедийный ролям. В 1961 году вышел полнометражный фильм о приключениях полюбившегося зрителям трио Труса, Балбеса и Бывалого «Самогонщики». Лента пользовалась невероятным успехом у зрителей и вскоре стала культовой. Слава и известность Никулина росла с каждым новым фильмом серии. В 1965 году свет увидел продолжение фильма — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где Юрий сыграл полюбившегося зрителям персонажа Балбеса.

Не менее популярными были образы драматических, серьезных героев, которых актер воплощал в кино. В 1964 году на экраны вышел культовый фильм «Ко мне, Мухтар!» с Никулиным в роли младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы достоверно сыграть роль, актер несколько раз сопровождал реальную милицию и наблюдал за их работой, он также часто бывал в питомнике, чтобы собаки, исполняющие роль Мухтара, могли привыкнуть к нему. Сразу же после выхода картина стала культовой, а кличка для пса «Мухтар» стала одной из самых популярных на территории Советского Союза.

В 1968 году свет увидела картина «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая, благодаря которому Никулин стал живой легендой советского кино. Сценарий и образ Семена Горбункова писали специально под Юрия, в съемках также задействовали его жену и сына. И несмотря на довольно прохладные отзывы советских критиков, фильм был более чем радушно принят зрителями, став одной из успешнейших картин советского проката.

В 1971 году Юрий Никулин сыграл с Евгением Евстигнеевым, Андреем Мироновым и Георгием Бурковым в еще одной всенародно любимой комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова. По сюжету ленты не желающие уходить на пенсию друзья затевают «преступление века», чтобы сохранить работу.

Из последних серьезных работ следует отметить драму «Чучело», где Никулин сыграл дедушку главной героини в исполнении юной Кристины Орбакайте. В кино Никулин снимался вплоть до 1983 года. Одной из последних его комических ролей стал персонаж юмористического киножурнала «Ералаш» дядя Юра.

Особняком стоят роли Никулина в фильмах о войне. Юрий Никулин снялся в фильме «Они сражались на родину» Сергея Бондарчука. Также Никулин сыграл военного журналиста Лопатина в картине «Двадцать дней без войны» режиссера Алексея Германа-старшего. Изначально руководство Госкино не желало приглашать на эту роль Юрия Никулина, что привело в ярость автора одноименной книги Константина Симонова, слово которого было значимым. Симонов заявил, что видит в этой роли только Никулина. Так Юрий Владимирович был утвержден.

Юрий Никулин в последние годы

В 2016 году на Первом канале вышел документальный фильм, посвященный любимому многими поколениями актеру «Великий смешной». В нем сын Юрия Владимировича Максим рассказал о многих событиях в биографии отца, о которых неизвестно широкой публике. Максим Юрьевич, в частности, поведал о том, что многих смешных эпизодов из любимых комедий могло бы не быть, если бы не придуманные на ходу шутки отца. Таким образом родилась сцена «Ты что, глухонемой что ли?» — «Да» из всеми любимой комедии «Бриллиантовая рука».

Кстати, по словам сына, отношения в знаменитой троице – Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин – не были идеальными, поскольку более популярному Никулину немного завидовали. Подтверждением большей популярности Никулина служит тот факт, что Леонид Гайдай лишь его одного взял в «Бриллиантовую руку». В фильме Никулин сыграл с другими великими советскими актерами – Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. Более того, роль Семена Семеновича Горбункова писалась специально под Никулина, а сам режиссер ценил актера за потрясающие импровизации и рождение шуток прямо во время съемок.

Юрий Владимирович запомнился не только ролями в кино, но и песнями. Можно без преувеличения утверждать, что «Песню про зайцев», «Если б я был султан» и «Постой, паровоз..» знает вся страна. Также не утихают страсти по поводу того, какой национальности был Юрий Никулин. Существует точка зрения, что Юрий Владимирович по причине своей внешности может быть евреем. В одном из своих интервью он даже обмолвился, что однажды «отказался уезжать в Израиль».

Личная жизнь

Со своей будущей женой Татьяной Покровской Юрий познакомился в 1949 году во время цирковых репетиций. Никулин пригласил девушку на свое выступление, во время которого был травмирован. Татьяна очень переживала за самочувствие артиста и навещала его в больнице каждый день. Спустя полгода они сыграли свадьбу. Девушка также стала работать в цирке вместе со своим супругом.

Юрий Никулин с женой и сыном

В 1956 году у них родился Максим. Вместе семья Никулиных снималась в нескольких фильмах, а со временем сын продолжил дело родителей и стал работать в цирке. В семье единственного сына Юрия Никулина Максима – трое детей. Всех своих внуков великий актер и клоун застал при жизни – Марию (1981), Юрия (1986) и Максима (1988). В 2009 году у тезки деда родился правнук Станислав.

Со своей супругой Татьяной Никулиной Юрий Владимирович прожил вплоть до своей смерти.

Смерть

В 1997 году у Юрия проявились проблемы с сердцем, из-за чего было принято решение сделать операцию. Однако после хирургического вмешательства у актера начались осложнения, а уже 21 августа того же года великий артист Советского Союза скончался.

Могила Юрия Никулина

Похороны состоялись на Новодевичьем кладбище столицы. Никулин Юрий Владимирович похоронен с воинскими почестями. В память о великом артисте на его могиле, а также в разных российских городах установлены памятники и мемориальные доски. Их можно встретить по всей стране – в Иркутске, Курске, Сочи, Хабаровске, и, конечно, в родном Демидове.

В честь великого клоуна назван цирк на Цветном бульваре, в котором значительную часть жизни проработал Юрий Владимирович.

Фильмография

  • Девушка с гитарой
  • Неподдающиеся
  • Пёс Барбос и необычный кросс
  • Когда деревья были большими
  • Самогонщики
  • Ко мне, Мухтар!
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • Бриллиантовая рука
  • 12 стульев
  • Чучело

Говорят, если посидеть на чемодане, то скоро ждет путешествие. Проверим!

— Чтоб ты жил на одну зарплату! — фразой из «Бриллиантовой руки» часто бросаются в порыве гнева недовольные. А вот о том, что киношный Лелик произнес ее перед камерой в сочинском отеле, мало кто знает.

Вышедшая на экраны в 1969 году «Бриллиантовая рука» стала одним из самых популярных фильмов советского кино. Только за год его посмотрели 76,7 миллиона зрителей. Заграничный Стамбул снимался в Баку, а основные сцены работы Гайдая велись в окрестностях Сочи.

У нас отправной точкой, как и в фильме, стал Морской вокзал Сочи. Именно отсюда герой Юрия Никулина Семен Горбунков отправился в заграничное путешествие на теплоходе «Михаил Светлов».

Раньше с причала отправлялись круизные лайнеры (кадр из фильма)

Сейчас это зона таможенного контроля, куда доступ закрыт

— В сценах задействовали два лайнера, — рассказала экскурсовод «Руты» Вероника Буглевская. «Победу» переименовали в «Светлова» неслучайно, Гайдай очень любил этого поэта и уговорил капитана корабля даже круги перекрасить. Все эпизоды надо было успеть отснять в один день, поскольку дольше лайнеры в порту не задерживались. Группа в эти сроки уложилась и еще успела отснять каюты и палубу корабля «Россия».

Ушли с вокзала белоснежные круизные лайнеры, но появились турецкие паромы и правительственные яхты. Причал, по которому спешил в круиз Семен Горбунков, теперь закрыт — там сейчас зона таможенного контроля.

— Если бы Гайдай снимал в наше время, ему пришлось бы попотеть, чтобы договориться о работе на причале, — шутят местные жители. — Сейчас туда не только пройти невозможно, но даже фотографировать запрещается. Понаблюдать за легендарным местом можно из ресторана, который находится рядом. А о том, что здесь проходили съемки легендарного фильма, напоминают герои «Бриллиантовой руки». Скульптурную композицию установили два года назад.

Памятник выше на четверть

— Сначала мы с напарником Александром Бутаевым хотели установить только Никулина с поломанной ногой, — поделился скульптор Вячеслав Звонов. — Но потом решили запечатлеть всю семью, как бы вырезав кадр из фильма. Фигуры на четверть выше, это сделано для того, чтобы памятник не потерял своей монументальности. Через полгода после того, как возникла идея, работа была завершена, статуи отлили из бронзы. Вот только никак не могли определиться с местом. Нам предлагали разные варианты, в итоге мы нашли то, что нужно. Композицию установили буквально в нескольких десятках метров, где на самом деле проходили герои знаменитого советского фильма. Самое сложное было совместить экранные образы с портретами актеров без грима. Думаю, нам это удалось.

Горбунковы проживали в Сочи на улице Донской, 92 (кадр из фильма)

Спустя 44 года, дом совсем не изменился

Герои «Бриллиантовой руки» стали любимчиками не только туристов, но и местных жителей. В народе даже существует поверье, что если посидеть на чемодане или потрогать его, то обязательно в этом же году отправишься в путешествие.

Ну а недалеко от Семьи Горбунковых, в тени тополей, стоят контрабандисты Лелик и Геша Козодоев. Кстати, памятник Геше можно найти и в Новороссийске — на косе. Монумент там установили по ошибке. На самом деле

Гайдай в городе-герое ни одного кадра не снимал.

Дальше мы с экскурсоводом отправились на Сухумское шоссе, там в зарослях пальм с трудом можно разглядеть кафе «Лентяй».

Туалет Козодоева снесут

— Это кафе раньше называлось «Курортное», — начала свой увлекательный рассказ Вероника Федоровна, — а в фильме фигурирует как «Плакучая ива». Именно в нем Никулин исполнял свою песню про зайцев. Интерьер часто менялся, даже бассейн, куда упал Миронов, не единожды перестраивался.

Не все посетители знают о «Плакучей иве». Только до боли знакомый чемодан у входа напоминает о былых временах.

— Кто-то принес нам в дар этот раритет, — сообщила сотрудница кафе. — Как знать, может именно с этим чемоданом путешествовал Семен Горбунков. Чтоб зря не пропадал, мы в нем устроили уголок потребителя.

Гайдай не только два теплохода комбинировал в один. С ресторанами произошла та же метаморфоза. Туалет, куда так спешил Миронов, что чуть не угодил в женский, снимали у другого ресторана, в нескольких километрах от «Курортного» — у подножия горы Ахун, что в долине реки Агуры.

— Это место раньше было настолько популярным, что билеты заказывали за месяц, — удивила экскурсовод. — На сцене часто выступали различные оркестры. Многие столики находились в саклях, и случались такие курьезные случаи, когда муж говорил жене, что задержится на работе, а сам отправлялся с друзьями в «Кавказский аул». Супруга тоже приходила в этот ресторан, весь вечер из-за густых зарослей они друг друга не замечали, но на танцполе обман раскрывался.

Сейчас перед нами предстала печальная картина. Ресторан не работает, его собираются перестраивать, а туалет, что был зафиксирован на пленке, и вовсе снесут. На развалинах заметили, что вход в женскую уборную находится слева, а не справа, как в фильме. Видимо, знаки поменяли местами для фактуры. Скоро истории совсем не останется. В ближайшее время здание сотрут с лица земли.

Теперь в гостинице «Горизонт» никого не совратить (кадр из фильма)

Остались только воспоминания

«Атлантику» разобрали по кирпичикам

Так, в Адлере от 10-этажной гостиницы «Горизонт» осталось лишь два этажа. В мае 1968 года здесь остановилась вся съемочная группа. Именно эту гостиницу замаскировали под отель «Атлантика», где в 327-м номере героиня Светланы Светличной соблазняла Семена Горбункова. По слухам, отель решили заново выстроить, он будет точной копией «Атлантики».

По накренившимся ступенькам, до которых еще не добрался экскаватор, мы достигли, рискуя жизнью, третьего этажа. Точнее, вышли на площадку, где раньше был номер роковой блондинки. Если бы здание сохранило свою этажность, то, выйдя на крышу, можно было бы увидеть ресторан «Чайка». Здание общепита видно в кадре, когда Лелик с Козодоевым наблюдают в подзорную трубу за семьей Горбунковых.

Ресторан тоже перестраивали, но сохранился он и по сей день, только сменил название.

— «Чайку» построили в 50-х, еще до того, как появился «Горизонт», — рассказала Любовь Митропольская, главный хранитель фондов музея истории Адлерского района. — Получается, что ресторан пережил своего соседа. От того времени почти ничего не осталось. Тротуарную плитку, напоминающую ириски, где уронил записку Горбунков, заменили, а набережную и причал перестроили. И теперь то место, где Нонна Мордюкова обещала отключить газ, практически не узнать.

На шоссе посыпались камни

Расстроившись, решили попытать счастье на Краснополянском шоссе, по которому ехали герои к Белым скалам и на Дубровку. Но и тут нас ждало разочарование. Дорогу закрыли после того, как случился сильный обвал, и в 1999 году открыли новую трассу. Только в поселке Монастырь, где в конце 19-го века во время строительства шоссе основали мужской монастырь, осталась смотровая площадка на ущелье Ацху. Находясь на ней, сразу в памяти всплывают кадры из фильма. Величественные горы, покрытые реликтовыми деревьями, словно парят в небе. Это излюбленное место для фотосессий как у отдыхающих, так и у местных жителей.

Побродив тут, возвращаемся в столицу будущей Олимпиады — на набережную реки Сочи, что на улице Конституции. Здесь Гайдай снимал сцену, как Володя передает Семену Семеновичу деньги, а затем в машине протягивает ему пистолет — «на всякий пожарный». Много воды унесла река с тех пор. На старых кадрах можно разглядеть решетку ограждения, этот элемент на набережной сохранился и по сей день.

Дом Семена не изменился

Нам удалось разыскать человека, снявшегося в массовке. Он не только рассказал интересные факты, но и показал тот дом, где по сценарию жил герой Юрия Никулина с семьей. Здание на улице Донской, построенное в 50-е годы, изменилось несильно, только вместо деревянных окон всюду установлены металлопластиковые. А ступеньки, по которым ходил Семен Горбунков, и перила остались нетронутыми.

— Мне посчастливилось сняться в массовке, — от избытка нахлынувших воспоминаний начал тараторить пенсионер Виктор Шевченко. — Когда было 22 года, играл в народном театре. И вот, на одной из репетиций к нам пришли помощники режиссера и предложили сняться в кино. Тогда еще и платили по три рубля в день. Для сравнения: хлеб стоил 16 копеек, эскимо на палочке — 11 копеек, а билет на трамвай — три. Видел живьем Юрия Никулина и Андрея Миронова. Позже узнал, что мы с Андреем родились в один день — 8 марта.

К местным жителям обращались не только, когда они нужны были в массовке, но и чтобы взять различные инструменты. Сцена, где Никулин ловит на помосте рыбу, снималась неоднократно, потому что по ночам течение уносило импровизированный мост. Никто не знает, что строили его при помощи старинной пилы.

— У меня попросили двуручную пилу, — рассказал Юрий Хушт. — Через два дня ее вернули. Этот инструмент мне достался от отца, а ему — от его папы. Пилу берегу. Постоянно обрабатываю, ведь ей более 100 лет. Приятно, что с ее помощью выстроили мостик, с которого Никулин ловил рыбу.

Знаменитая сцена рыбалки снималась рядом с Туапсе, у скалы, названной в честь художника Киселева, который в начале 20-го века имел поблизости дачу. Несколько десятков лет прошло с момента съемок легендарного фильма, и места, где работала группа, сильно изменились. Лишь скала стоит нетронутой. Люди не успели замусорить это удивительное местечко, скорее всего, потому, что добраться сюда можно либо по горной и очень крутой тропе (а на такой опасный маршрут решится не каждый), либо по морю — катером, который отправляется из Туапсе каждый час. Стоимость морской прогулки — 800 рублей. Дорого, но это того стоит.

Леонид Гайдай снял комедию «Бриллиантовая рука» больше пятидесяти лет назад, в 1968 году. Большинство мест, где проходили съёмки, сохранились. Вот где можно побывать и сейчас, вспомнив любимый фильм.

Морской вокзал в Сочи. Откуда всё начиналось

Большая часть съемок прошла в Сочи. Отправной точкой истории стал Морской вокзал, поэтому начать свое путешествие по кинематографическим местам можно именно отсюда. Горбунков отправился с него в круиз на лайнере «Михаил Светлов».

Внешний вид вокзала не изменился — только антураж. Фото @alenanikonova91

Сегодня вокзал — памятник архитектуры федерального значения. Вокзал начали строить при Сталине в последние годы его правления, а сдавали уже Хрущеву. В основном здании два этажа, к нему примыкает галерея, выполненная в форме буквы «Г». В центром здания башня, высотой 71 метр. Её украсили скульптурами, олицетворяющие четыре времени года и четыре стороны света.

В память о съёмках на вокзале поставили памятник семье Горбунковых… Фото @olgadorro

На площади перед вокзалом установили два памятника в честь фильма. Первый — момент, когда семья Горбунковых провожает папу в путешествие. Второй — Лёлик дает напутствия подельнику Геше, который тоже отправляется в круиз. На изготовление композиции потратили две тонны бронзы и 5 миллионов рублей.

…и контрабандистам. Фото @olgadorro

Набережная Адлера. Дитям — мороженое, бабе — цветы

Дальше свой путь можно продолжить на набережной Адлера. Там снималось два известных эпизода — управдом в исполнении Нонны Мордюковой покупает билеты и контрабандист Козодоев встречается с семьей Горбунковых в кафе («дитям — мороженое, бабе — цветы»). Эти места почти не изменились, даже сохранились некоторые здания с тех времен. Поэтому здесь можно сделать отличные фото, словно в декорациях кинофильма.

Вечером на набережной много отдыхающих.Фото @natplekhanova

Скала Киселева. Клёв будет!

Семён Горбунков и Геша ездили на рыбалку на Белую скалу. В реальности это Скала Киселев. Свое название она получила в честь известного художника Александра Киселева, который в начале 20 века построил себе дом в Туапсе. В этом доме сейчас его дом-музей. Пейзажист изобразил скалу на своей картине «Кадошские скалы».

У скалы Киселёва очень красиво и чистая вода. Фото @photo_pic_oksanatuapse

Местные жители рассказывают легенду, связанную с другим названием этой скалы. Когда-то там жила девушка, дочь местного богача. Она влюбилась в обычного конюха, но отец не одобрил бедного жениха, и запер дочь в доме. Девушка сбежала, назначив свидание с любимым на горе. Молодой человек прискакал туда, но его столкнули с обрыва слуги отца девушки. Она узнала об этом и бросилась с обрыва вслед за любимым. С тех пор возвышенность получила название «Скала слез». Некоторые жители даже утверждают, что вечерами наверху скалы слышат пение девушки.

У скалы Киселёва оборудован кемпинг, куда приезжают отдыхать любители палаточного отдыха и дайверы.

С территории кемпинга открывается шикарный вид на скалу. Фото @zakachynka

Суджукская коса. Иди отсюда, мальчик

Эпизод с Андреем Мироновым и мальчиком на рыбалке снимали в другом месте — на Суджукской косе под Новороссийском. Суджукская коса — это отмель на полуострове Абрау, которая образовалась около двух тысяч лет назад в результате действия ветров и штормов. У основания толщина косы — 200 метров, в самой узкой части — только 10 метров.

На косе оборудовали пляж. Фото @fomin__roman__

Сюда приезжают купаться туристы и жители Новороссийска. Вода здесь прозрачная и некоторые даже считают — теплее, чем в море. На воде стоит еще один памятник — герою Андрея Миронова, идущему по воде.

Здесь можно повторить сцену из фильма. Фото @dmitrjjdi

Донская улица. Кто заказывал такси на Дубровку?

Дом, в котором жила семья Горбунковых — сочинская пятиэтажка по адресу Донская улица, дом 92. Жители до сих пор спорят на тему установки памятной таблички на доме. В доме живут люди, которые помнят съемки фильма.

Горбунковы жили в такой пятиэтажке в Сочи. Фото @e.tkachena

Гостиница «Атлантика». Не виновата я, он сам пришёл!

А вот гостиницу «Атлантика», в которой встречались герои Юрия Никулина и Светланы Светличной, увидеть уже не удастся. В реальности это была сочинская гостиница «Горизонт». В 90-х годах её разрушили, так ничего не построив взамен. Сейчас от гостиницы остались только развалины.

Всё, что осталось от гостиницы

Огоньку не найдётся?

У москвичей тоже есть возможность побывать в одном из мест съемок фильма, не выезжая за черту города. Знаменитый эпизод «Огоньку не найдётся?» снимался в подземном туалете на Ленинском проспекте у бокового входа в парк Горького.

Даже если не найдёте, где снимался этот эпизод, всё равно приехать сюда стоит. Фото @foto_lubov

А какие места съёмок знаете вы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *