Часто приходится читать споры теоретиков советского образа жизни о качестве советского образования. Одни с пеной у рта доказывают его высокое качество, другие с еще большей пеной пытаются принизить его уровень. Я не буду вставать на чью-то сторону, а просто на конкретном примере расскажу немного о начальном образовании в 60-е годы прошлого века.
Волею случая у меня в архиве оказался классный журнал 2 «А» класса средней школы №262 Киевского района города Москвы за 1966/1967 учебный год. Давайте вместе полистаем его странички.
В «Оглавлении» журнала можно увидеть, что уже во втором классе мы изучали Историю, Природоведение и Географию.
С левой стороны разворота журнала список учащихся с отметками. В клеточках напротив фамилии ставили букву «Н» с случае отсутствия ученика на уроке. Справа кратко излагали тему занятия в определенный день.
Судя по этому журналу у меня была неплохая успеваемость по русскому языку.
Да и по математике я тоже не отставал.
Все апрельские занятия по чтению были посвящены двум темам — весне и Ленину, потому что Ленин родился 22 апреля.
Ежегодно в этот день в нашей школе проходили торжественные мероприятия, да и не только в школе. Несколько раз в разные годы в этот день нас водили всей школой в кино на просмотр фильмов про Ленина.
Как раз именно в эти годы вышли известные в то время фильмы о матери Ленина «Верность матери» и «Сердце матери». В роли молодого Владимира Ульянова тогда снялся начинающий актер Родион Нахапетов.
На уроках истории нам читали книгу «Приключения доисторического мальчика». До сих пор помню, что эти занятия мне очень нравились.
Эта фотография была сделана как раз во время этого учебного года. Такой наряд был у меня на новогоднем празднике в школе.
Как же оказался у меня этот школьный журнал?
Как вы знаете, в те годы в апреле по всей стране проходили субботники, посвященные очередной годовщине со дня рождения Ленина. На одном из таких субботников уже в старших классах мы помогали в утилизации школьного архива. Там я и прихватил школьный журнал, чтобы показать его вам через пятьдесят лет.
Фотография моих одноклассников с этого субботника на фоне нашей школы. Справа учительница русского языка, а слева директор нашей школы. Меня на фото нет.
А еще у меня есть школьный дневник за этот же год.
Только не нужно думать, что во всех советских школах географию и историю учили, начиная со второго класса. Несмотря на то, что у нас была обычная общеобразовательная школа, над нами постоянно проводили какие-то эксперименты. Вот эти предметы и были экспериментами.
А вы хорошо учились в школе?
В этой статье начинается рубрика «основные содержательные линии в курсе математики начальной школы». Здесь мы разберем, как развивается изучение основных математических понятий с каждым классом начальной школы. Мы рассмотрим такие основные линии, как:
- изучение нумерации;
- изучение величин;
- освоение вычислительных навыков;
- значение выражений;
- решение текстовых задач;
- решение уравнений;
- геометрический материал.
Итак, начнем по порядку.
Содержание
Изучение нумерации
В первом классе наши дети изучают числа до 100. Чтение, запись и последовательность, а также десятичный состав. Далее во втором классе изучаются уже сотни до тысячи.
Изучается разрядность – единицы, десятки и сотни. Затем в третьем классе изучаются числа до 10000 – чтение, запись, последовательность и разрядный состав.
И наконец, в четвертом классе изучаются числа до 1000000.
Изучение величин
Единицы длины начинают изучаться в первом классе с такой величины, как сантиметр. Во втором классе изучаются такие величины, как миллиметр, метр и километр. Изучаются соотношения: 1см = 10мм, 1м = 100см, 1км = 1000м. Дети учатся переводить сантиметры в миллиметры. В третьем классе изучается величина дециметр и соотношения: 1дм = 10см, 1м = 10дм. Переводятся метры в сантиметры, сантиметры в дециметры и обратно. И, наконец, в четвертом классе, дети, продолжая переводить разные величины учатся переводить километры в метры, метры в дециметры, дециметры в миллиметры и обратно.
Единицы площади начинают изучаться со второго класса такими величинами, как квадратный метр, квадратный сантиметр и квадратный километр. В третьем классе используются названия единиц площади в задачах. В четвертом классе дети узнают такие величины, как квадратный дециметр, ар, гектар, квадратный километр. Изучаются соотношения: 1 кв.см = 100 кв.мм, 1 кв.дм = 100 кв.см, 1 кв.м = 100 кв.дм.
Единицы вместимости – в первом классе встречается название литр. Во втором – используются единицы вместимости в задачах, как и в третьем и в четвертом классе.
Единицы времени начинают изучать во втором классе с таких величин, как час и минута. Дети узнают соотношение 1ч = 60 мин. В третьем классе уже изучаются секунды, сутки, неделя, месяц, год и их соотношения: 1мин = 60с, 1сут = 24ч, 1неделя = 7 суткам, 1 год = 365 (366) суткам. А также перевод часов в минуты, минут с секунды, сутки в часы и обратно. В четвертом классе проходят такие величины, как век, тысячелетие и соотношение: 1век = 100годам.
Единицы скорости начинают изучаться с третьего класса с названий: км/ч, км/мин, км/с, м/мин и м/с. В четвертом классе используются названия единиц скорости в задачах.
Единицы массы изучаются с первого класса и начинаются с названия – килограмм. Во втором классе используются названия единиц массы в задачах. В третьем классе уже изучаются величины: тонна, грамм, килограмм и их соотношения: 1кг = 1000г, 1т = 1000кг, а также перевод единиц: килограммы в граммы и обратно. В четвертом классе изучается название центнер и соотношения: 1ц = 100кг, 1т = 10ц, а также перевод килограммов в центнеры, килограммов в тонны, центнеры в тонны и обратно.
В следующих статье этого цикла мы рассмотрим тему «вычислительные навыки” .
Преподавание предмета «Черчение» в профильных классах
Современная ситуация такова, что предмет «Черчение” с 2004 года стал необязательным и во многих школах не ведётся. Предполагается, что знакомство с графической документацией учащиеся получат на уроках технологии. Но качественных знаний, как показала практика, учащиеся не получают. Отсюда проблема с адаптацией учащихся в вузах, где преподаются технические дисциплины. А выпускников поступающих в технические вузы, с каждым годом становится всё больше. Предмет «Черчение” необходим не только выпускнику, поступающему в технический вуз. Графический язык рассматривается как язык елового общения, необходимый в технике, науке, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. » Черчение” — предмет, который имеет множество функций: коммуникативную, проблемно ориентированную, культурологическую, профессионально ориентированную, информационную, развивающую.
В данный период развития, когда наша страна должна перейти от сырьевой зависимости к современному развитию производств, возникает необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе и с техническим образованием. И предмет «Черчение” в школе является важным начальным звеном в подготовке таких кадров.
В нашей школе сложилась довольно благоприятная ситуация с графической подготовкой учащихся, даже можно сказать сложилась определённая система графической подготовки учащихся. В 8 классе преподаётся технический рисунок, где учащиеся знакомятся не только с правилами выполнения технического рисунка, но и с применением его в различных профессиях. В 8 – 9 классах по 1 часу в неделю изучается черчение. В нашей школе в этом учебном году начат эксперимент на старшей ступени обучения. Учащиеся 10 – 11 классов, обучающиеся в профильных классах, выбирают нужные им предметы, то есть составляют для себя индивидуальный учебный план. Предмет «Черчение” в классах технического профиля, как правило, выбирают те учащиеся, которые собираются поступать в технические вузы. Такие учащиеся занимаются осознанно и заинтересованно. Программа в профильных классах отличается от программы по черчению в 8 – 9 классах. В 10 классе (по 2 часа в неделю, по подгруппам) изучаются основы начертательной геометрии. Причём курс не подменяет программу вуза по начертательной геометрии, а даёт основы курса. Методика преподавания такова, что учащиеся без особых проблем понимают теоретический материал, решают задачи и выполняют графические работы. В 11 классе изучается инженерная графика, и вводятся новые темы, такие, например, как «Изображение зубчатого колеса”, «Изображение зубчатых передач” и др. Наряду с ручными чертежами учащиеся 10 – 11-х классов выполняют и компьютерные чертежи в программе КОМПАС”.
Проводимые нами наблюдения за выпускниками после окончания школы во время обучения в вузе, позволяют нам сделать вывод, что преподавание предмета «Черчение” в профильных классах помогает учащимся легче адаптироваться в вузе, готовит к будущей профессии, позволяет использовать полученные знания, умения и навыки по другим предметам и в другой необходимой деятельности. Результатами нашей работы считаем и то, что учащиеся, поступившие в технические вузы, чувствуют себя очень уверенно, с лёгкостью выполняют чертежи, им легче понимать технические дисциплины. Участие школьников в научно-практических конференциях различных уровней на секции «Техническое творчество”, в предметных олимпиадах и конкурсах, позволяет нам считать о правильном направлении нашей деятельности в плане графической подготовки учащихся.
Примеры чертежей учащихся по начертательной геометрии
Ответы@Mail.Ru: Черчение, 6 класс
<a rel=»nofollow» href=»http://v.ht/Mtnp?0=174779″ target=»_blank»>Liza посмотри здесь, страница 137</a>
БЕСПЛАТНЫЕ готовые домашние задания — <a rel=»nofollow» href=»https://toppils5521.blogspot.com?0=55176797&domain=mail.ru&error=1?http://mail.ru/» target=»_blank»>https://kwork.ru</a> Не знаю, почему, но все ломятся решать задачи на этом студенческом сайте: reshebnik.biz Вроде как медом там помазано.
а в 7 классе есть предмет черчение?
ЧЕРЧЕНИЕ сейчас в школах не преподают, его перенесли в УПК (УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ), туда 9-и классники ходят 1 раз в неделю. Этот предмет идёт в Аттестат.
у меня было креслення. я с украины.
У меня был с 9-го!!!! Выпуск-2009
Нет, черчение изучается только в 8 классе
В разных школах по-разному. Есть школы, где черчение не преподаётся, а если оно и ведётся, то в 8 и (или) 9 классах.
Сейчас черчение не обязательный предмет. Это решает каждая конкретная школа. Вводят как факультатив.
У меня было с 7 класса черчение. Я не так давно закончила школу. Мне было сложно на черчении, так как я не очень аккуратна и рисую не важно, даже по линейке =)
нет, помоему тока с 9 класса..
У меня черчения вообще не было.
С какова класса начинается черчение?
вроде теперь это факультатив
А вот нискакова. В школе черчение отменили вообще.
с 8 по 10. в некоторых школах с 9 по 11
В моей школе только в 9 классе.
с 8 наверное… у нас с 8
В среднюю школу возвращается черчение
Минобразования подготовило проекты единых типовых учебных планов для школ на 2008/2009 учебный год. В связи с переходом на девятилетнее базовое и одиннадцатилетнее общее среднее образование в них предусмотрены несколько ключевых нововведений. Об этом рассказал сегодня на пресс-конференции в Минске министр образования Беларуси Александр Радьков, сообщает БЕЛТА.
Обучение будет начинаться с 6 лет или позже и будет в начальной школе 4-летнее. Аттестат о базовом образовании ученик будет получать после сдачи экзаменов за 9-й класс. Тем из юношей и девушек, которые захотят продолжить обучение в общеобразовательной школе, предстоит учиться еще 2 года и сдать экзамены за курс общеобразовательной средней школы после 11-го класса.
Итак, подчеркнул Александр Радьков, с 1 сентября учащиеся 9-11 классов начнут изучать «Обществоведение» вместо учебного курса «Человек. Общество. Государство», который ранее изучался в 7-11 классах.
С 1 сентября в общеобразовательных школах произойдет снижение общего объема часов на изучение иностранного языка с 21 до 18 часов. Учащиеся начальных классов будут изучать иностранный язык начиная с третьего класса — 2 часа в неделю. Если же ребенок поступит после окончания начальной школы в гимназию, то здесь ему будет предложено изучать иностранный язык по 4 часа в неделю.
Во всех школах будет введен интегрированный курс «История» вместо учебных предметов «Всемирная история» и «Гiсторыя Беларусі».
Учащимся 9-го класса предстоит изучать новый учебный предмет «Черчение», Александр Радьков отметил, что этот предмет необходим школьникам. Изучение «Черчения» в смежных курсах математики, физики и др. не давало необходимых знаний, считает министр.
Курс «Мировая художественная культура» изучаться не будет, его содержание планируется реализовать при изучении других предметов, таких как литература, история и др.
Содержание учебных программ пересмотрено по каждому предмету. Это позволило оптимизировать учебную нагрузку учащихся. Во всех общеобразовательных школах предполагается осуществлять образовательный процесс с изучением учебных предметов только на базовом уровне.
Для гимназий, лицеев вводятся единые типовые учебные планы, которые предусматривают изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В гимназиях и лицеях предусматриваются отдельные направления обучения на третьей ступени общего среднего образования — физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое.
В 1-9 классах общеобразовательных школ на факультативных занятиях могут реализовываться театральное, музыкальное, хореографическое, художественное направления, а в 1-11 классах, кроме этого, и спортивное направление.
Александр Радьков также уточнил, что минимальной нормой для факультативных занятий в сельских школах будет 3 человека, в городских — 5.