Гимнастика для детей 1 года

В физическом воспитании детей 2-го года жизни большое значение имеет развитие двигательной активности. Умение ребенка двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш.

Почему одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают, третьи начинают плавать раньше, чем ходить и т. д.? Потому что родители создают разные условия для развития движений своего малыша.

Годовалый ребенок умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения — умение приседать и сидеть на корточках.

Родители должны способствовать развитию тех движений ребенка, которые будут помогать ему самостоятельно находиться и играть в домашней обстановке или на прогулке.

На протяжении 2-го года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев. Правильные движения ребенка — это показатель нормального и своевременного его развития.

Главными задачами родителей являются следующие:

  • научить ребенка правильно ходить;
  • воспитать чувство равновесия;
  • предупредить плоскостопие;
  • воспитать правильную осанку.

Как передвигается ребенок в этом возрасте? Он еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть. Причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук.

Для выработки у ребенка правильной осанки, умения ходить и воспитания чувства равновесия надо создать соответствующие условия, т. е. выделить часть комнаты; дать игрушки, соответствующие возрасту; проводить утреннюю зарядку, подвижные игры, музыкальные занятия.

Все формы двигательной активности в повседневной жизни очень полезны ребенку, так как стимулируют его постоянную потребность в движениях.

Движения всегда связаны с процессом познания: «чтобы постигнуть, надо достигнуть». Но все же правильность и точность движений ребенка достигаются с помощью специальных занятий гимнастикой, которые нужно проводить регулярно.

Поэтому если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то родители должны знать, какие гимнастические упражнения надо выполнять с сыном или дочкой.

Гимнастические упражнения меняются в зависимости от возраста ребенка (на 2-м году жизни — ежеквартально).

Занятия гимнастикой надо проводить в периоды бодрствования, спустя 30—40 мин после еды, не реже 2 раз в неделю, длительностью 5—12 мин. Лучше всего провести занятие после дневного сна, в хорошо проветренной комнате, при температуре воздуха 18—20°С. На ребенка следует одеть майку, трусики, носки и тапочки.

Проводя гимнастические занятия с ребенком 2-го года жизни, надо придерживаться следующих правил:

  • в процессе занятия стараться включить в работу все группы мышц ребенка (мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног);
  • чередовать упражнения и отдых;
  • менять исходное положение ребенка (из упражнения положения стоя, сидя, лежа на спине, на животе).

Примерно до 1 года 2 мес среди гимнастических упражнений должны еще оставаться приемы массажа, такие, как массаж спины, живота. Ребенок при этом должен, как обычно, находиться в горизонтальном положении.

Постарайтесь увлечь малыша занятиями, специально вызывайте у него интерес, обращаясь со словами: «ложись, как рыбка», «как ты вырос», «ну-ка подтянись» и т. д.

Поскольку одним и тем же комплексом приходится пользоваться довольно продолжительное время (в течение 3 мес), то интерес ребенка к занятиям можно повысить, изменяя последовательность упражнений.

Если гимнастика доставляет ребенку радость, нравится ему, то он будет воспринимать занятия физкультурой, как любимую игру.

Утренняя зарядка не заменяет занятия гимнастикой, так как ее цель окончательно разбудить ребенка после сна.

Обычно с ребенком делают несколько энергичных свободных движений под речевую команду (подняли ручки, сделали «хлопушки»). Утренняя зарядка проводится сразу после сна, натощак и длится не более 5 мин.

Когда нельзя заниматься гимнастикой? Если ребенок болен или, например, плачет, не проявляя желания к выполнению гимнастических упражнений.

После перенесенной болезни ребенок может возобновить занятия гимнастикой не сразу после выздоровления, а спустя некоторое время (после ангины через 10, после пневмонии через 20 дней и т. д.). В каждом отдельном случае совет о сроках начала гимнастических занятий вы можете получить у участкового детского врача или в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

От 1 года до 1 года 3 мес. Комплекс упражнений:

1. Ходьба по дорожке шириной 30—10—5 см. Дорожки на полу или ковре можно обозначить веревками, палками и т. д.

2. Поднятие выпрямленных ног. Лежа на коврике на спине, ребенок должен поднять под прямым углом ноги и достать вытянутыми носками гимнастическую палку (обруч), которую держит взрослый.

3. Наклон туловища и выпрямление. Из положения стоя, не сгибая колен, ребенок должен достать с пола игрушку. При этом взрослый должен фиксировать руками колени малыша во время наклона.

4. Пролезание под скамейкой, журнальным столиком, табуреткой и т. д. (высота не менее 24 см от пола), прогнув спину.

5. Приседание. Держась за руки взрослого (обруч, кольца и т. д.), ребенок должен поднять вытянутые руки кверху, подтянуться на носках и присесть.

6. Ходьба по ребристой поверхности (для укрепления свода стопы, предупреждения плоскостопия). Либо, сидя на стуле, ребенок должен покатать ступнями ног мяч, скалку, палку и т. п.

7. Перешагивание через 1—3 предмета (кирпичики, кубики и т. п.) на полу.

От 1 года 3 мес до 1 года 6 мес. Комплекс упражнений:

1. Ходьба по дорожке, скамейке, кромке тротуара, половице.

2. Присаживание. Лежа на спине, ребенок должен, ухватившись за гимнастическую палку, присесть и слегка подтянуться к палке.

3. Приседание. Стоя на полу и держась руками за гимнастическую палку, обруч и т. п., ребенок должен присесть, а затем, подняться на носки, выпрямляя ноги.

4. Напряженное выгибание туловища. Ребенка усаживают на левое колено, его голени зажимаются бедрами взрослого. Ладонь правой руки надо положить на живот ребенка. Чтобы поднять с пола или скамейки игрушку (лежит справа), ребенок должен наклониться, взять ее в руки и вернуться в исходное положение. Затем игрушку кладут позади ребенка. Доставая ее, он выгибает туловище назад и запрокидывает голову (левая рука взрослого лежит на пояснице малыша). То же упражнение повторяют, пересадив ребенка на правое колено, а игрушку положив на левую сторону.

5. Перешагивание через препятствия (ступеньки, брусочки).

6. Ходьба по ребристой поверхности (рассыпанные карандаши и т.п., летом — по траве или песку босиком).

От 1 года 6 мес до 1 года 9 мес. Комплекс упражнений:

1. Ходьба по ребристой доске.

2. Приседание. Держась за гимнастическую палку, которую поддерживает взрослый, ребенок делает приседания.

3. Присаживание. Из исходного положения лежа на спине на полу или скамейке ребенок должен сесть, при этом взрослый фиксирует стопы малыша.

4. Пролезание под скамейкой. Высота нижней поверхности скамейки (табурет, журнальный столик и т. д.) от пола должна составлять 25 см.

5. Перешагивание через ряд препятствий. На полу раскладывают различные невысокие предметы, через которые ребенок должен перешагивать сначала приставным, а затем чередующимся шагом.

6. Напряженное прогибание позвоночника Упражнение выполняется из исходного положения лежа на животе на полу.

7. Ходьба по гимнастической скамейке, поднятой над полом на высоту 20—24 см.

От 1 года 9 мес до двух лет. Комплекс упражнений:

1. Ходьба по ограниченной по сторонам дорожке, в конце ее помещено препятствие высотой 5 см, которое ребенок должен перешагнуть.

2. Пролезание под скамейкой, журнальным столиком, табуреткой и т. д (высота уровня от пола 25 см).

3. Поднятие выпрямленных ног. Лежа на спине, ребенок должен одновременно поднять ноги, не сгибая их в коленях, и достать ими до гимнастической палки.

4. Движения руками. Сидя на стуле (скамейке) и держа в руках один конец гимнастической палки, обруча и т. д. (другой конец в руках у взрослого), ребенок, повторяя движения взрослого, двигает руками в стороны, вверх, вперед, назад.

5. Приседание. Держась за гимнастическую палку, кото-ую придерживает взрослый, ребенок приседает на корточки выпрямляется.

6. Ходьба по ребристой поверхности.

7. Напряженное прогибание позвоночника. Лежа на животе ногами к взрослому, ребенок, держась за гимнастическую палку, должен хорошо прогнуться.

Все упражнения повторять 3—4 раза на счет «раз—два». Время проведения гимнастики остается то же — спустя 30— 40 мин после завтрака или дневного сна. Длительность занятия не более 8 мин.

Когда начинать проводить
массаж и гимнастику детям до года?

У ребенка первого года жизни есть важная и трудная задача: ему необходимо приспособиться к миру, в который он попал.
Обычно в первые 4 недели врачи не рекомендуют давать организму ребенка дополнительные нагрузки.

Массаж и гимнастику детям до года лучше начинать с возраста полутора месяцев, во время бодрствования ребенка.
Для проведения сеанса массажа нужно посетите кабинет здорового ребенка в детской поликлинике, где вам покажут, как самостоятельно проводить ребенку гимнастику для новорожденных.
Вы увидите, как правильно выполнять массаж, в дальнейшем сможете делать его ребенку сами.

Как массаж и гимнастика помогают детям до года?

Массажист воздействует на рецепторы кожи, мышц, суставов, а в коре головного мозга возникают импульсы, которые распространяются на соседние участки, ответственные за различные функции организма.
Непосредственно в коже массаж вызывает обновление эпителия, улучшает кровоснабжение массируемого участка, активизирует лимфоток и стимулирует обмен веществ.
А массаж живота, например, нормализует функции желудочно-кишечного тракта.

Специальная гимнастика для новорожденных способствует развитию мышечно–суставного — аппарата ребенка.

Массаж и гимнастика вносят новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.
Во время гимнастики и массажа совершенствуются механизмы терморегуляции: ребенок принимает воздушную ванну и закаляется.

Можно ли обойтись без гимнастики и массажа детям до года?

Если врач назначил ребенку гимнастику для новорожденных и массаж, а вы решили их не делать — это серьезная ошибка.
Не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушение осанки и походки.
Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научится сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество интересных вещей вокруг.
Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, усугубляют этот интеллектуальный голод, задерживают освоение ребенком окружающего мира.

Массаж и гимнастика очень полезны детям, старайтесь не отказываться от них.

Советы к проведению массажа и гимнастики детям до года

При проведении сеансов массажа ребенку первого года жизни нужно помнить:

* Если ребенок плохо себя чувствует — не нужно пытаться «развлечь » его с помощью массажа. Подождите, пока малыш выздоровеет.

* Обычно дети с удовольствием принимают массаж и гимнастику. Если же ребенок сначала проявит неудовольствие — ничего страшного. Отвлеките его яркой игрушкой, успокойте ласковым словом.
Если малышу не нравится какое- то конкретное упражнение, выполняйте его в конце комплекса занятий или сократите число повторений.

* Не проявляйте чрезмерное усилие при проведении массажа. Неприятные ощущения ребенок запомнит надолго.
Если на коже малыша возникает покраснение в результате воздействия ваших рук при массаже- оно должно быть умеренным и равномерным.

* Лучшее время для занятий- утром, за час до кормления или часа через два после него.

* Руки, выполняющие массаж, должны быть теплыми!

* Во время массажа ребенок должен быть голеньким, а во время гимнастики — в распашонке и трусиках или памперсе.

Гимнастика для детей до года:
комплекс упражнений

Упражнения от 1.5 до 3 месяцев:
-Массаж рук и ног поглаживанием
-Выкладывание на живот- рефлекторное упражнение
-Массаж спинки- поглаживание
-Ползание- рефлекторное упражнение
-Массаж живота- поглаживание
-Массаж стоп- растирание
-Упражнение для стоп- сгибание и разгибание

Для занятий вам также может очень пригодиться большой надувной мяч. Упражнения на нем очень нравятся детям.
На мячик лучше постелить пеленку.

Упражнения на мяче:

Упражнение 1:И.П.: ребенок лежит животом на мяче, ноги согнуты «как лапки лягушки»и прижаты к мячу. Помощник придерживает ноги ребенка, чтобы они оставались в таком положении, в вы берете ладошки ребенка в свои и тянете на себя, после этого возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз.

Упражнение 2: И.П. как в № 1. Помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы пальчики были прямыми и прижимает их к мячу. Вы держите ребенка за голени, тянете к себе, после возвращаете в И.П. Повторяем 10 раз

Упражнение 3: И.п. как в №1. Помощник прижимает к мячу ладошки ребенка. Вы берете в руки стопы ребенка, поворачиваете его на мяче вниз, ставя стопы на горизонтальную поверхность (на пол, на коврик). Тело малыша при этом остается на мяче. Вам нужно следить за тем. Чтобы опора была на всю стопу, также нельзя ставить ребенка на внутренние или наружные края стопы. Стопы касаются горизонтальной поверхности очень короткое время. Коснулись — и сразу переводите мяч в исходное положение. Повторяем 10 раз

Упражнение 4: И.П.: как в № 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч вперед так, чтобы ребенок коснулся стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы ребенок не ударился лбом! Повторяем 10 раз

Упражнение 5: ИП: ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете вправо- влево и вперед- назад. Повторяем по 10 раз в каждом направлении.

Упражнения от 3-х до 4-х месяцев:

— Массаж рук — поглаживание
— Скрещивание рук на груди
-Массаж ног- поглаживание, растирание, разминание
-Массаж спины- поглаживание и разминание
-Массаж живота- поглаживание и растирание
— Массаж стоп- растирание и похлопывание
-Упражнения для стоп рефлекторные
— «Бокс» — сгибание и разгибание рук
— Вибрационный массаж грудной клетки
— Поворот со спины на живот через левый и правый бок.

Упражнения от 4 до 6 месяцев:
— Скрещивание рук на груди
— Массаж ног
— «Едем на велосипеде» имитация кручения педалей
— Поворот со спины на живот вправо- влево
— Массаж спины: поглаживание, разминание, похлопывание
— Массаж живота
— Массаж стоп
— «Бокс»

И в заключение занятия — немножко потанцуем!
Вам нужно взять ребенка под мышки и дать ему хорошо упереться стопами. Он сам начнет сгибать и разгибать колени.

Упражнения от 6 до 9 месяцев:

— Скрещивание рук на груди
— Едем на велосипеде
— Поворот со спины на живот вправо- влево
— Массаж спины
— Ползание
— Массаж живота
— Присаживание при поддержке за обе руки
— Поднятие выпрямленных ног
— Массаж грудной клетки
— «Бокс». После 8 месяцев это упражнение ребенок может выполнять сидя

Упражнения от 9 до 12 месяцев:
— «Едем на велосипеде»
— Поворот со спины на живот
— Массаж спины
— Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно
— Поднятие выпрямленных ног

Гимнастику для годовалых детей ни в коем случае нельзя превращать в скучное занятие, иначе малыши будут категорически отказываться от такого времяпровождения. Зарядку нужно делать весело, превращая каждое упражнение в интересную игру. Отлично, если мама может сопровождать зарядку задорными стишками. Малышу понравится такое общение.

Ребенок в год должен уметь:

  • ползать на четвереньках;
  • ходить с опорой или самостоятельно;
  • проползать сквозь обруч и под препятствие;
  • доставать игрушки с высоты;
  • поднимать ноги в положении лежа до 90 градусов;
  • бросать мячик обеими руками;
  • ходить на месте, высоко поднимая коленки.

На основе этих умений можно придумать немало интересных упражнений. В них можно использовать мячики, обручи, ленточки или фитбол.

В качестве разминки можно просто походить с малышом по комнате. Затем можно предложить ребенку:

  • потопать ножками на месте;
  • поприседать;
  • выложить несколько дорожек из кубиков и перешагивать через них;
  • проползти под стулом и достать мячик;
  • побросать и половить мячик.

Для годовалого ребенка такой зарядки более чем достаточно. Мама или папа должны повторять все упражнения вместе с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *