Глухонемой водитель такси

21 февраля 21:11

Ирина Люлина, Наталья Колмыкова, Олег Городничий

Все чаще при вызове такси через популярные приложения пассажирам приходит уведомление о том, что заказ взял слабослышащий водитель. А сотрудника телеканала «360» однажды домой подвозил таксист без руки. Редакция решила разобраться, много ли в России таксистов с инвалидностью, при каких условиях люди с ограничениями по здоровью могут работать в такси и как вести себя пассажиру, если водитель неожиданно оказался не таким, как все.

Источник фото: Публичное достояние

Уже третий год Евгений Ясиновский работает в такси. Евгению 33, слух он потерял в детстве, после тяжелой болезни. Отучился в спецшколе и колледже для глухих, затем пошел работать на завод обрубщиком металла. Через несколько лет встретил жену Оксану, а четыре года назад у пары родился сын. В квартире, где семья жила с мамой, стало тесно, и супруги купили «двушку» в ипотеку. Тогда-то Евгений и начал подрабатывать в такси. Заказы он получает с помощью одного из популярных агрегаторов.

«В

се довольно просто, —

цитирует слова Ясиновского портал Глухих.нет. — П

риложение заранее предупреждает клиента, что едущий к нему водитель имеет проблемы со слухом. Так как клиенты предупреждены, недоразумений не возникает

Конечно, поддержать разговор я не смогу, но до места доставлю. Если же в пути клиент решит изменить маршрут, то и тут есть выход. Он просто указывает в приложении, куда нам надо заехать

«.

Ясиновский живет и работает в Нижнем Новгороде, однако в Москве и области также начали появляться таксисты с инвалидностью. Как рассказал сайту «360» координатор сообщества «Синие Ведерки» Петр Шкуматов,

е

сли по состоянию здоровья человек способен управлять транспортным средством и этот факт закреплен в его Индивидуальной программе реабилитации, то теоретически закон не запрещает ему работать в такси.

Противопоказания по управлению автомобилем перечислены в Постановлении Правительства РФ «О перечне медицинских противопоказаний к

ограничению управления транспортным средством». Согласно документу, управлять автомобилем любой категории запрещено лицам, которые имеют диагноз слепота или эпилепсия, а также психические отклонения, связанные с приемом психотропных веществ. А вот человеку без ступни разрешено водить машину, но при условии, если она оборудована ручным управлением и автоматической коробкой передач.

«Очень много моментов отдается на откуп врачам. —

рассказывает Шкуматов.

— Условно говоря, если у человека, например, нет пальцев на руке, вопрос решается врачом индивидуально. Если у человека нет руки, тоже в индивидуальном порядке могут допустить к управлению автомобилем, но при условии переделки автомобиля под управление конкретным человеком. Вы точно не будете допущены, если у вас хронический алкоголизм или наркомания. Но в то же время, даже полностью глухие водители могут быть допущены к управлению автомобилем».

Автоюрист Дмитрий Славнов также полагает, что при наличии лицензии и других необходимых по закону документов водитель с ограничениями по здоровью может заниматься перевозкой пассажиров. «

Если у таксиста с инвалидностью есть лицензия на таксомоторную деятельность и он имеет право управлять транспортным средством, то почему нет?! Другое дело, что пассажир также имеет право отказаться от поездки, ничего не оплатив, если его не устраивает внешний вид таксиста или машины. Он просто отказывается и вызывает другую машину»,

— пояснил эксперт.

Тем не менее, Шкуматов и Славнов сходятся во мнении, что в Москве слабослышащий таксист — это по-прежнему большая редкость. По словам координатора сообщества «Синие Ведерки», на столичном рынке пассажирских перевозок — переизбыток водителей, и таксомоторным компаниям нет смысла брать на работу инвалидов даже ради налоговых льгот.

«Профессия не располагает, —

рассуждает Шкуматов.

— Очень большая моральная и физическая нагрузка, которая, будучи помноженная на его (инвалида) возможности здоровья, может дать очень плохой результат. Поэтому я сам лично не встречал таких водителей, хотя активно пользуюсь такси в Москве и других городах».

По информации правозащитницы Елены Гращенковой, некоторые

агрегаторы сейчас

активно разрабатывают специальный чат, который помог бы водителям-инвалидам более эффективно общаться с пассажирами.

«До того, как я наткнулась на сообщение об этом чате, я и понятия не имела, что инвалиды могут коммерческой перевозкой заниматься. Я до сих пор не знаю, нарушение это закона или нет. Но то, что они (люди с ограниченными возможностями здоровья) действительно работают в такси, и агрегаторы об этом пишут — и

, и Яндекс, — это точно»,

— рассказывает женщина.

Елена Гращенкова занимается защитой прав пассажиров, попавших в ДТП во время поездки в такси. Девушка сама побывала в аварии. Такси, в котором она ехала в аэропорт, на большой скорости врезалось в фонарный столб. Как выяснилось впоследствии, водитель находился в состоянии наркотического опьянения. Машину Елена вызвала через «Яндекс. Такси» и сейчас судится с агрегатором. По словам правозащитницы, проблема не в том, что люди с ограниченными физическими возможностями управляют такси, а в том, что состояние водителей перед поездкой никто не проверяет.

«Агрегаторы утверждают, что они являются программным продуктом, который позволяет пассажирам осуществить связь с водителем. Никаких медосмотров водители не проходят. Сервис контролирует только наличие у водителя прав и разрешения на автомобиль. Кто за рулем, они в глаза не видят! И мой судебный процесс как раз об этом! В моем случае разрешение на машину было, права у водителя проверили, а за рулем был наркоман! Агрегаторы полностью уничтожили блок транспортной безопасности. Больше таксисты не дышат в трубку, не проходят медосмотры, и никто не спрашивает, где водитель работал до этого.

Это чудовищная ситуация, которую мы как гражданское общество должны сломать».

С Еленой Гращенковой согласен и Петр Шкуматов. Он также убежден, что появление на рынке агрегаторов сильно ударило по безопасности пассажиров:»Е

сть посредник — агрегатор заказов, который не несет ответственности ни за что. И вот человек без руки. В обычном таксопарке его попросили бы уйти. А агрегатор заказов не заинтересован в том, чтобы проверять водителя на физическое соответствие профессии. Он просто передает заказы тому, кто заплатит больший процент. И если вдруг что-то случается в ходе поездки с пассажиром, получается, что это проблема самого пассажира».

В то же время, на работу таксистов с нарушениями слуха или другими ограничениями по здоровью экспертам «Синих Ведерок» пассажиры до сих пор ни разу не жаловались.

«Никаких свидетельств, что такие водители совершали когда-либо правонарушения, у меня нет. —

рассказывает Елена Гращенкова.

— В обращениях ко мне жалоб на инвалидов не было! Наоборот, я читала, что они очень исполнительные и аккуратные водители. Слышала только позитивные отклики».

В отличие от правозащитницы Гращенковой, таксист Андрей Прокофьев, напротив, убежден: людям с ограниченными физическими возможностями в такси делать нечего!

«Я видел автомобили такси со знаком «инвалид», у меня это вызывало недоумение. Как так вообще?! Одно дело, когда человек возит свою семью и себя. А другое дело — коммерческие перевозки пассажиров»,

— говорит Прокофьев.

«Лично мое мнение — я категорически против, чтобы инвалиды работали в сфере перевозок. Здоровый человек не выдерживает, а что уж говорить про инвалидов?! Очень высокая смертность от инсультов и инфарктов. Неспроста во времена СССР водитель не имел права находиться за рулем свыше 40 часов в неделю. А сейчас водят по 18 часов в сутки и в неделю накатывают более 100 часов. Усталость накапливается, и водитель за рулем засыпает. Хорошо, если в этот момент он был один. К несчастью, очень часто таксисты засыпают, когда везут людей».

По закону о защите прав потребителя пассажир имеет право на получение достоверной и полной информации о приобретаемой услуге. Поэтому Прокофьев считает, что агрегатор обязан уведомлять пассажиров, что водитель имеет инвалидность. А пассажир должен иметь возможность отказаться от такого вызова без каких-либо доплат.

Игорь Семенов, учредитель фонда содействия социальной адаптации инвалидов «Возрождение», рассказал редакции «360», что среди его знакомых инвалидов много очень хороших водителей. Но заниматься пассажирскими перевозками он бы им все же не рекомендовал. «То, что они инвалиды, это не значит, что они хуже управляют машиной. Если по справедливости посмотреть, они за пояс могут заткнуть многих любителей! Я знаю многих инвалидов, которые работали бы, как водители-экспедиторы, но я не знаю таких случаев, чтобы инвалиды занимались частным извозом».

Семенов рассказал, что 10 лет назад возглавлял таксомоторный парк, который работал, в том числе, как социальное такси. Водителей с инвалидностью на работу брали охотно, но как правило они занимали должность экспедитора и обеспечивали развоз инвалидных колясок по домам. В паре с экспедитором всегда работал сотрудник без каких-либо ограничений по здоровью, который разносил коляски по квартирам.

«Таксист должен быть, как космонавт, как летчик — здоров, бодр, трезв и всегда готов прийти на помощь клиенту. А инвалид — если ограничения касаются сердца, зрения и всего остального — как же он поможет?!»

— подытожил Семенов.

В ходе подготовки материала ни одного сообщения о ДТП с участием слабослышащих таксистов, а также таксистов с другими формами инвалидности редакции «360» найти не удалось. В социальных сетях пассажиры, которым случалось пользоваться услугами необычных водителей, отзываются о своем опыте в позитивном ключе:

По оценкам Всероссийского общества глухих (ВОГ), в России живут порядка 300 тысяч людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха. Такие люди обычно или не слышат с рождения, или потеряли слух в детстве, но большинство из них владеют языком жестов.

Далеко не все организации могут предоставить работу слабослышащим людям. Чаще всего им предлагают вакансии уборщиков, грузчиков, подсобных рабочих и инженеров. Но в последние несколько лет пассажиры такси все чаще сталкиваются со слабослышащими водителями. «Такие дела” решили разобраться, как работают таксисты с глухотой.

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

Марина (имя изменено по просьбе героини) села в московское такси. Девушка объяснила, что попросила водителя вбить ее адрес, но он замотал головой, указывая на телефон. «Я в тот момент разозлилась. Подумала, ну как же так. Устроился на работу, а по-русски двух слов связать не может, — говорит Марина. — Я ехала с друзьями. Вышла раньше, а они двинулись дальше. Потом подруга рассказала, что наш водитель оказался глухонемым.”

Похожей историей поделился пользователь Pikabu. В 2016 году он ехал с женой в такси Uber. Пассажирка пыталась что-то объяснить водителю, но он только кивал ей в ответ. Она разозлилась, написала мужу сообщение, что, мол, водитель туповат. «Вдруг опять он какой-то поворот пропустил, — пишет автор, — и жена уже с повышением тона начинает его поучать. Водитель опять невозмутимо кивает и пасует рукой. И тут меня осенило: смс, не поздоровался, музыка не играет, руками машет и не слышит навигатор. Да он не слышит, в принципе!” Оставшуюся дорогу супруги ехали в неловком молчании. Сегодня Uber присылает клиентам уведомления о том, что их будет везти слабослышащий водитель.

В апреле модель Рейчел Хастингс заказала такси в Лондоне. В машине она увидела записку, в которой водитель написал: «Привет. Меня зовут Онур. Добро пожаловать в мой Uber. Я глухой, поэтому, если хотите что-то сказать, напишите мне…. Можете включить свою музыку через кабель. Если у вас есть что-то с сильными басами, то и мне понравится. Спасибо за то, что терпели меня. Хорошего дня!”

Компенсация услуги сурдопереводчика для получения водительских прав отныне закреплена в административном регламенте министерства социальной политики Свердловской области – документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru. Компенсацию могут получить люди, глухие на оба уха, и таких на дорогах становится всё больше. Другим участникам движения это следует принимать во внимание: сегодня инвалиды, и не только с нарушением слуха, всё чаще стремятся получить водительское удостоверение.

Многие невыдержанные водители любят в дело и не в дело злоупотреблять на дороге звуковым сигналом. Им надо иметь в виду, что в потоке машин, кроме слышащих водителей, рядом с ними могут оказаться и совершенно глухие. Закон позволяет гражданам с нарушением слуха управлять легковыми, грузовыми автомобилями с разрешённой массой до 3,5 тонны. Они могут садиться даже за руль микроавтобусов, где не более 8 пассажирских мест. Не зря во многих регионах можно встретить глухих водителей такси.

– Сейчас у нас на водительских курсах обучается около 9 человек, часть из них глухие на оба уха, – говорит руководитель Свердловского регионального отделения Всероссийского общества глухих Людмила Черемера.

Кстати, в Свердловской области, как пояснили в региональном министерстве соцполитики, обучение на водительских курсах для инвалидов проводится бесплатно. Более того, согласно утверждённому недавно административному регламенту (приказ министерства социальной политики Свердловской области от 10. 01. 2020 года), при обучении на водительских курсах глухим на оба уха государство субсидирует услуги переводчика. Заявителями на данную госуслугу могут стать граждане Российской Федерации, проживающие на территории Свердловской области, «из числа инвалидов с нарушением слуха, выраженным в глухоте на оба уха, а также инвалиды с нарушением речи, делающим её непонятной».

Отметим, даже слепота на один глаз не станет препятствием для получения водительских прав. Такого человека просто обяжут оборудовать автомобиль акустической парковочной системой. Инвалидам без одной кисти тоже можно стать водителем, но только если машина оборудована автоматической коробкой передач. Однако запрет на вождение будет обеспечен, если человек страдает косоглазием, диплопией – двоением в глазах, если имеется ограничение поля зрения выше, чем на 20 градусов, при ахроматопсии – когда человек не различает цвета.

Зачастую медики принимают решение о возможности человека управлять автомобилем, исходя из его состояния. Например, если у гражданина имплантирован сердечный стимулятор, то вопрос о выдаче медицинской справки для вождения будет решаться в индивидуальном порядке. То же самое относится к гипертонической болезни второй степени.

Как видим, государство стимулирует стремление инвалидов сесть за руль, хотя и вводит различные ограничения по здоровью на управление автомобилем при заболеваниях, не совместимых с управлением столь опасными механизмами. Инвалидам за рулём намного сложнее держаться на дороге, чем обычным водителям. А в свою очередь другим участникам дорожного движения надо иметь в виду: рядом на дороге за рулём может быть человек, который ограничен в своих физических возможностях.

Кстати

Полный перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством утверждён постановлением № 1604 Правительства РФ от 29 декабря 2014 года.

Подготовлено в соответствии с критериями,утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №10 от 22.01.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *