Грузинские царицы

Примеры употребления слова тамара в литературе.

Я не сказал, что на скамейке запасных томились еще готовые к бою Евгений Котов, Игорь Садчиков, Валерий Щербина, Тамара Юренева, Марина Марчукова, Абдуррахман Мамилов и другие редакторы, профессионалы высшей пробы.

Он вернулся к себе, вписал в письмо доктору только что полученный номер абонентского ящика, на который отныне тому следовало слать корреспонденцию, и отнес готовое послание Тамаре Павловне.

Два авиамеханика — две марии — Никовна и Пискунова, два инструктора-летчика-общественника — Тамара Константинова и Маша Смирнова и мы, два инструтора-летчика после Херсонского авиационного училища — я, Аня Егорова и Катя Пискарева.

Глаза увлажнились и передо мной промелькнули все этапы двойного убийства: кричащая Тамара возле гостевого домика, рассказ Марка об убийце, сам Марк, лежащий в зарослях авокадо, отказ Рафаэля признаться в убийстве.

Член агитбригады Тамара Бенедиктова была постановщиком и исполнительницей самых разнообразных танцев и превосходной комической артисткой.

Источник: библиотека Максима Мошкова

14 мая (н. ст.) Русская православная церковь чтит память святой благоверной Тамары, царицы грузинской. С именем Тамары связан золотой век грузинской истории. Святая Тамара – одна из самых близких православным христианам святых, недаром многие женщины в Грузии и России носят ее имя.

Из рода Багратионов

Тамара родилась в 1166 году и происходила из рода Багратидов (Багратионов) – древней царской династии в Грузии, к которой принадлежали многие выдающиеся военные и государственные деятели Грузии и России. Отцом «царицы цариц» был «царь царей» Георгий III, а дедом – святой царь Давид IV Строитель. В 1178 году царь Георгий, получив согласие от высшего духовенства, аристократии и военачальников, перед представителями семи своих царств объявил Тамару царицей. Царство она приняла в руки спустя семь лет, после смерти отца. Автор биографического труда о Тамаре и ее современник описывал царицу как очень красивую женщину с застенчивым взглядом, приятной речью и чуждую всякой развязности и порочности.

Два мужа

В начале правления Тамара в первую очередь окружила себя наиболее достойными людьми на должностях визирей и военачальников, освободила церковь от налогов. Юная царица вообще проявила гибкость и цепкость ума, что не очень понравилось некоторым высшим должностным лицам, не желавшим усиления царской власти. Первый брак Тамары оказался неудачным: сын русского князя Андрея Боголюбского Георгий оказался пьяницей, так что царица спустя два года, в 1187-м, одарив мужа большими богатствами, отправила его куда глаза глядят (он выбрал Константинополь). Тамара вообще не очень хотела выходить замуж, но ради того, чтобы родить наследника, все же выбрала осетинского (аланского) царевича Давида-Сослана. Георгий, узнав о новом браке Тамары, решил побороться за утерянный престол, но был разбит вместе с армией недовольных из числа вассалов царицы. Кстати, та помиловала бывшего супруга и предателей.

Свершения

Считается, что во время правления Тамары Грузия добилась такого величия, какого у нее не было ни раньше, ни после. Окрестные народы благодаря этому также переживали период процветания. Грузия дважды могла потерять независимость и православную веру, но благодаря Тамаре сначала было разбито превосходящее по численности мусульманское войско халифа Абу-Бакра, а в 1203 году – султана Рукн ад-Дина. Обе блестящие победы принесли Тамаре еще большую известность в Средиземноморье. Во многом благодаря святой Тамаре, после разграбления Константинополя крестоносцами, в 1204 году была утверждена Трапезундская империя у южного побережья Черного моря. В области культуры при Тамаре развивался и совершенствовался грузинский язык, была создана светская романическая словесность в прозе, многие памятники искусства. Среди горцев Кавказа распространялись гражданственность и христианская вера. Тамара умерла от неизвестной болезни, однако год смерти остается спорным: 1209, 1210 или 1213-й. Современник Тамары во втором известном источнике о ее правлении «История и восхваление венценосцев» написал, что за 31 год правления Тамары в Грузии по ее распоряжению ни одного человека даже плетью не наказали.

Царица Тамара – знаковая фигура в истории Грузии. С ее именем тесно связан один из самых благодатных периодов существования государства – «грузинский золотой век». Тамара достойно продолжила дело своего великого предка — царя Давида Агмашенебели (Строителя). В годы ее правления в стране развивалась культура, распространялось христианство, строились мосты и укрепленные замки. При столь высокой исторической значимости Тамары о ее биографии и истории правления известно не много. И даже место, где похоронена царица, до сих пор достоверно не установлено.

Ранние годы царицы Тамары

Грузинский народ питает искреннюю любовь к двум великим женщинам – святой Нино и царице Тамаре. И за те века, что прошли с момента кончины царицы, эта привязанность не ослабела. Всё потому, что столь хрупкая и необычайно привлекательная женщина стала истинным даром для Грузии. В ее лице жители обрели наилучшего правителя – справедливого, мудрого, по-мужски умного и по-женски милосердного.

До наших времен дошли только два летописных источника, повествующих о Тамаре, – «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». Именно благодаря сохранившимся документам историки приоткрыли завесу тайны, связанную с ее биографией, и узнали, как царствовала эта женщина.

Согласно летописям, царица Тамара родилась в 1166 году в семействе, происходящем из династии Багратионов. Ее отец – Георгий III – был внуком грузинского царя Давида Строителя, а мать – Бурдухан – приходилась дочерью аланскому царю Худану. По случаю появления на свет наследницы Георгий III повелел построить храм Рождества Богородицы, который по сегодняшний день возвышается в Тбилиси и носит название в честь Дидубийской Богоматери.

Рано оставшись без матери, девочка воспитывалась наставницей Русудан, которая сумела вырастить из нее не просто женщину, а истинную царицу. Благодаря придворной даме Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте.

Первым значимым событием в жизни будущей царицы стал мятеж 1177 года. Против Георгия III было организовано восстание клана Орбелиани, которое отец Тамары сумел подавить. Учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, грузинский царь решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

История правления

Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

  • завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию;
  • завоевала Эрзерум и Темриз;
  • одержала победу над ардебильским султаном;
  • вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина;
  • поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;
  • распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Смерть и погребение

Точная дата смерти Тамары до сих пор неизвестна. Считается, что она умерла в промежутке с 1209 по 1213 год. Перед кончиной страдающая неизлечимой болезнью царица удалилась в замок Агарани рядом с Тбилиси и провела там последние дни. Как утверждают письменные источники, после смерти ее прах перенесли сначала в Мцхету, а далее – в царскую усыпальницу в Гелати. Однако сегодня никто не знает истинное место захоронения Тамары.

Согласно легенде, царица завещала похоронить себя тайно, поэтому после ее кончины из замка Агарани выехало десять отрядов, которые везли десять гробов. Все гробы были захоронены в разных местах, что усложняет поиски места погребения. Есть версия, что Тамара покоится в Иерусалиме, так как еще при жизни собиралась наведаться в святые места, но так и не успела этого сделать.

Когда Грузия потеряла величайшую царицу, ее могущество быстро пришло в упадок. Процветание сменило монголо-татарское иго, затем страну завоевали турки, и «золотой грузинский век» подошел к завершению. Однако грузинский народ продолжает любить и помнит правительницу, причисленную после смерти к лику святых. Существует предание, что когда в нашем мире умножатся страдания и горе, Тамара восстанет из гроба, дабы снова защитить грузин от напастей.

Св. царица Тамара. Фреска XII-XIII в., Вардзийский монастырь

Тамара Великая (ок. 1166 — 1213 ), благоверная царица Грузии

Память 1 мая и в Неделю жен-мироносиц

Родилась около 1166 года . Происходила из древней грузинской династии Багратионов. Её отцом был царь Георгий III, успешно противостоявший врагам страны и расширивший влияние Грузии; матерью — Бурдухан, аланская царевна отличавшаяся красотой и умом.

Воцарение

Сыновей у царя не было и Тамара выступала наследницей престола. Однако, Грузия не имела традиции воцарения женщин, и в 1177 году вопрос о престолонаследии стал поводом для восстания знати под водительством Иоанна Орбели, который ратовал за права царевча Демны (Димитрия), племянника Георгия III. Царь жестоко подавил восстание, но понимал, что знать побеждена лишь до времени и ждёт удобного момента возобновить борьбу. Это побудило Георгия решить вопрос наследования престола ещё при своей жизни .

В 1178 году царь Георгий III созвал государственный совет (Дарбази) архипастырей и вельмож, на котором объявил Тамару царицей-соправительницей. До 1184 года отец и дочь управляли страной совместно .

После того как, на Страстной Седмице 1184 года, Георгий III скончался, представители высшей знати потребовали повторного венчания Тамары на царство, и вопрос о её правлении вновь стал обсуждаться на Дарбази. Ключевые соображения в пользу воцарения женщины были собраны в трактате католикоса Николая (Гулаберидзе) «Чтение на Животворящий Столп», где подчёркивалось что Грузия изначально была предназначена в удел Богородице и проповедь христианства в стране была осуществлена женщиной — равноапостольной Ниной. Этот довод оказался убедительным и вельможи обратились к Русудан, тётке Тамары, со следующими словами:

«Сегодня ты заменяешь Тамаре родителей. Она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей; она слушается и почитает тебя, принимая за незримых теперь родителей. Предложи ей и посоветуй прекратить безмерную скорбь; пусть воссядет на трон, на который возвел ее превысокий и мужественный брат ваш и отец ее, и покажет сияние и могущество венценосного рода и дома вашего. Если бы она, — это ожерелье и венец государства, — не была совершенной и способной управлять царством и, говоря высокопарно, по олимпийски держать его, ей не были бы вверены престол Давида и печать Соломона. Пусть она теперь начнет царствовать и, совершив обряд коронации, в преднесении Животворящего Креста, сопутствуемая благословением Мелхиседека, благословившего Авраама, взойдет и сядет на престол отцов своих; пусть держит концы земли и царствует от моря до моря» .

Русудан поддержала это предложение и царица Тамара вняла просьбе вельмож, согласившись на повторное венчание на царство. Во время коронации молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав несметные сокровища на нужды бедняков и Церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Народ был в восторге от царицы .

Автор её «Жизни» так описал юную Тамару:

«Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд… приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор» .

Замужества и утверждение на престоле

Блгв. царица Тамара. Фреска (нач. XIII в.) в церкви Рождества Богородицы Бетанийского монастыря

С самого начала царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности советников (везиров) и военачальников. Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей главного воеводы (амирспасалара) Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ, которые в дальнейшем показали себя верными и умелыми людьми. В это же время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей, и постаралась собрать к себе людей праведной жизни.

Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Казначей (мечурчлетухуцес) Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть царицы сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Тамара задержала Кутлу-Арслана. За него вступились было военные, но путём переговоров противостояние было разрешено.

В 1185 году по единогласному решению патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля, который сосватал царице князя Юрия (Георгия) Андреевича, сына великого князя благоверного Андрея Боголюбского. Придворные одобрили жениха, и хотя Тамара просила «переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» , грузинские вельможи настояли на своём и устроили свадьбу.

Вскоре опасения Тамары оправдались: супруг проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, а затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Юрий рассвирепел ещё больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» .

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. К её руке стремился старший сын императора Мануила Комнина, несколько султанов готовы были ради неё отказаться от мусульманства. Но Тамара оставалась непреклонной, так как по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной. Лишь уступая убеждениям придворных, тревожившихся из-за отсутствия наследника, она наконец согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан аланского царевича Давида Сослана. Этот брак оказался удачным: в Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Вскоре Тамара родила наследника, будущего царя Георгия IV, а затем и дочь Русудан.

Узнав о втором браке святой царицы, её первый муж задумал побороться за утерянный престол. Он явился в страну Эзинкан (Эрзинджан), где к нему присоединились многочисленные предатели и пошли войной на Тамару. Войско бунтарей было разбито в ночном сражении при реке Куре, но святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, а бывшего мужа отпустила на свободу. Впоследствии Юрий Андреевич ещё дважды пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз бывал бит преданными Тамаре вассалами.

Внешняя политика

Блгв. царица Тамара Великя. Грузинская икона (X-XXI в.)

Через десять лет по вступлении на престол царица Тамара повела наступательную политику против сопредельных мусульманских государств. Её силы взяли Хорасан, Тавриз (ныне Тебриз) и Эрзурум. В ответ багдадский халиф решил покорить крепнущую христианскую Грузию и в 1195 году собрал против неё мощное объединённое войско мусульманского мира, включавшее силы из Индии, Самарканда и Дербента под началом атабека Азербайджана Абу Бакра. Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего она препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами. Грузинские войска одержали блестящую победу под Шамхором (ныне Шамкир), пленив множество воинов неприятеля. Великая победа принесла царице славу, но её жизнеописатель подчёркивает что благоверная Тамара не поддалась гордости, а «напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

Ещё одним тяжёлым испытанием для царицы и страны стала схватка с султаном Румским Рукн ад-дином. Притворно заключив с Тамарой ряд мирных договоров, он собрал большое войско по всей своей державе, и в начале 1200-х годов выступил против неё, объявив что жизнь оставит «только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а сама предалась посту и молитве. В Басианской битве грузины разбили противника, взяли богатые трофеи и вновь отразили нависшую над христианами угрозу. Жизнеописание сохранило письмо благоверной царицы к султану Рукн ад-дину написанное в преддверии битвы:

«Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» .

Благоверная царица, продолжая расширение государства в борьбе с мусульманскими странами, также способствовала созданию союзной Грузии ромейской Трапезундской империи. Приняв у себя своих родственников, изгнанных ромейских царевичей Алексия и Давида Комниных, она оказалась в противостоянии с их гонителем, императором Алексием III Ангелом. Толчком к обострению отношений стало изъятие Алексием Ангелом щедрых даров, которыми Тамара наделила пришедших к ней монахов. Узнав об этом царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Тогда же, в 1204 году, она отправила войско в северо-восточные пределы ромейских владений и поставила императором над этими землями Алексия Комнина со столицей в Трапезунде.

Таким образом за годы своего правления, благоверная царица Тамара смирила внутренних и внешних врагов, расширила пределы царства и доставила Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии. Царица смогла занять место арбитра над обширным регионом — по словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама Тамара не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению.

Внутреннее управление

Блгв. царица Тамара. Фреска нач. XIII в., Никольский храм Кинцвисского монастыря

Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории не только с политической стороны, но и с духовной и культурной. Высокое благочестие и мудрость царицы проявляли себя во многих деяниях, но благоверная Тамара особенно прославилась как блюстительница Православия, щедрая покровительница Церкви и искусств.

Сразу после своего избрания святая Тамара объявила о созыве церковного Собора, для участия в котором призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая и, под его председательством, собрала многочисленых священноучителей, монахов, пустынников и знатоков закона Божьего со всего царства. Усадив всех в одном помещении, царица села поодаль и сказала:

«О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Руководствуясь этим наказом, Собор устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. В дальнейшем царица делала всё для того, чтобы в её царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей. В самом дворце непрерывно служились молебны и бдения, приносилась Бескровная Жертва. Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов: в Картли в этот период были построены церкви Икорта, Бетания, Кватахеви; в Тбилиси был возведён Лурджи Монастери; выдающимся памятником стал высеченный в скале монастырский комплекс Вардзия в Джавахети, примечателен и Ваханский монастырь высеченный неподалёку в то же время.

Нагрудный крест св. царицы Тамары, XII в. (ГМИГ)

Заботясь о благосостоянии Грузинской Церкви, царица способствовала распространению веры Христовой в своих землях. Известна её особая забота о христианском просвещении единокровных для неё алан. Благоверная Тамара также радела о Божиих людях и обителях далеко за пределами своих владений. Она посылала своих доверенных в дальние страны, отправляя с ними потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих. В круге её благотворения были Ливия, Греция, Македония, Болгария, Фракия, Исаврия, Кипр; монастыри Александрии, Константинополя, Синая, Святой Горы Афон и Чёрной Горы.

При святой царице грузинская культура пережила небывалый расцвет. Пишутся такие выдающиеся поэмы как «Абдул-Мессия» преподобного Иоанна Шавтели, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и «Тамариани» Чахрухадзе. Вдобавок к великолепным храмам создаются многочисленные новые постройки, такие как Гегутский дворец, а также мастерски сработанные Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Благоденствие Грузии при Тамаре также основывалось на её особой заботе о малоимущих. Она поставила верных смотрителей над нуждающимися и отдавала нищим десятую часть всего государственного дохода, причём следила не пропало даже одного зернышка ячменя. В стране прекратились казни; во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, который бы подвергся насилию с ведома царицы. За 31 год своего правления по её распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Грузинские сказания прославляют благочестие, кротость, миролюбие, мудрость и красоту святой царицы. Люди любили её без оглядки и звери повиновались ей: жизнеописатель говорит о выросшем при её дворе льве, который клал морду на колени царице, ластился к ней, а когда его уводили — обильно плакал . Её имя славилось как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Святая Тамара была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Она приложила все старания, чтобы «её человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Царица поражала приближенных тем что «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Царица радовалась возможности помогать нищим и немощным, а к священникам и монахам питала особую любовь.

Последние годы и кончина

В 1206 году скончался муж и соправитель святой Тамары Давид Сослан. Царица сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама стала готовиться к преставлению. Последние годы жизни она провела в пещерной обители Вардзия, где благоверная царица имела келью, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Сначала она позаботилась о государственных делах, затем управилась с делами церковными и монастырскими, после чего у нее открылась неизвестная болезнь. Человеческое искусство и повсеместные молитвы о её выздоровлении не изменили ход событий. На пороге перехода в мир иной, святая Тамара созвала именитых людей царства и обратилась к ним со словами:

«Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня» .

Затем Тамара обратилась к Богу:

«Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

С этими словами благоверная царица грузинского народа мирно и тихо скончалась. Кончину её чаще всего датируют 18 января 1213 года.

Мощи и почитание

Св. блгв. Тамара Грузинская

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары «погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем: «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» . Согласно «Жизни царицы цариц Тамар» прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери.

Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. «Жизнь царицы цариц Тамар» написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила «Повесть о царице Динаре», основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в ни́х моле́ния возсылаю́т ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, «Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям», портал Православие.Ru, 14 мая 2013:
  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:
    • — тропарь
  • Асатиани Фридон, прот., «Время царствования святой благоверной царицы Тамары», портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:
    • — материал использован частично

На начало XXI века среди русско-говорящих грузин было принято называть святую царицей Тамар.

О годе рождения будущей царицы можно судить приблизительно на основании слов «Истории и восхваления венценосцев» (см. русский перевод, с. 33) о том что, после смерти царя Георгия III в 1184 году вельможи страны обратились к его сестре Русудан со следующими словами: Тамара, «будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей». «Юная» в оригинале передано словом крма, которое обозначает отроковицу 15-20 лет, из чего следует что она должна была родиться между 1164 и 1169 годами. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

Джавахишвили Иване, Сочинения в двенадцати томах (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1977, т. VIII, с. 137.

Метревели Роин, Царица Тамара (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1991, с. 125.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 32,

Джанашвили М., Царица Тамара, Тифлис, 1900, с. 50.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 30.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 31.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 42.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 34.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 37.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 51.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 29.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 38.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 54-55.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 55.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 50.

История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 66.

Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 48.

Число по грузинским летописям. В русским месяцесловах указано 1 мая — день памяти святой.

И. А. Джавахишвили на основании косвенных данных годом смерти царицы Тамар условно счёл 1213 год. Эта датировка закрепилась в официальной грузинской историографии. При этом на основе прямых указаний грузинских, армянских и арабских источников ряд ученых датирует её преставление 1207 годом. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 15, сноска 14. Существуют также датировки преставления 1210 и 1216 годом.

Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 49.

Русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985.

Русский перевод: История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары», портал Православие.Ru, 20 февраля 2013,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *