Игры на речь

А теперь, я приведу отрывок толкования на святого Матфея Евангелиста, данное нам святым отцом Иоанном Златоустом, сказанные им за многие-многие столетия до Шекспира и Пушкина.
«Итак,взлюбленные,убоимся услышать эти слова. Жизнь наша — не игра, или лучше сказать, настоящая жизнь — игра, но будущая — не игра. А может быть, и не игра только, но и хуже того. Не смехом оканчивается, но и большой причиняет вред тем, которые не хотят тщательно благоустроять самих себя. Скажи мне: чем мы, созидающие великолепныя домы, различаемся от детей,
играющих и строящих домики? Какое различие между их обедом и нашею роскошью?
Нет никакого, — разве только то, что мы это делаем с мучением. Если же мы не
примечаем ничтожности всего этого, нет в том ничего удивительного, потому что
мы еще не сделались мужами. А когда сделаемся, то узнаем, что все это детские
забавы. Приходя в зрелый возраст, мы смеемся над детскими занятиями, хотя в
детском возрасте почитаем эти занятия весьма важными и, собирая черепки и
грязь, тщеславимся не менее тех, которые строят высокие стены. И однако,
состроенное нами скоро разрушается и падает; да если бы и стояло, на что нам
годилось бы? Так и великолепные наши домы. Они ведь не могут принять гражданина
небесного, и не захочет обитать в них тот, кто имеет высшее отечество; но как
мы ногами разрушаем детские игрушки, так и он своим духом ниспровергает наши
здания. И как мы смеемся над детьми, плачущими о разрушении построенного ими
домика, так и он не только смеется, но и плачет, когда мы рыдаем о своих домах,
потому что он имеет сострадательное сердце, и видит для нас великий от этого
вред. Итак, будем мужами. Долго ли нам пресмыкаться по земле? Долго ли
величаться камнями и деревьями? Долго ли играть? И если бы только играли! Нет,
мы оставляем и самое спасение свое. И как дети, пренебрегающие учением, а
занимающиеся играми только, подвергаются жестоким наказаниям, так и мы, истощив
все старание свое на житейские занятия, и оказавшись не в состоянии дать на
деле отчет в духовном учении, который после смерти потребуется от нас, понесем
крайнее наказание. И никто не может избавить нас, хотя бы то был отец, хотя бы
брат, или другой кто-либо. Но все, чему мы преданы ныне, погибнет, а мучение
происходящее от этого будет бесконечное и непрестанное. Так это случается и с
детьми, когда отец за их леность совершенно истребляет все их детские игрушки,
и чрез то заставляет их непрестанно плакать. А чтобы увериться тебе в истине
слов моих, я представлю такую вещь, которую люди более всего почитают достойною
уважения, именно, богатство, и противопоставлю ему душевную добродетель, какую
тебе угодно: тогда ты ясно увидишь всю нищету его. Итак, представим двух людей
(я уже не говорю о любостяжании, а о богатстве, правильно приобретенном), и
один из них пусть умножает свое имение, пусть переплывает моря, обрабатывает
землю и употребляет всякие другие способы к приобретению; хотя я и не знаю,
может ли он, так поступая, делать законное приобретение, но положим, что он
приобретает выгоды законным образом. Пусть будет так; пусть он покупает поля,
рабов и прочее, пусть не будет в этом приобретении его ни одной неправды.
Напротив, другой, столь же богатый, пусть продает свои поля, продает домы,
золотые и серебряные сосуды, подает требующим; пусть облегчает участь бедных,
врачует больных, помогает находящимся в нужде; пусть разрешает от уз, одних
выводит из рудокопней, других освобождает от удавления, пленников освобождает
от наказания… На чьей стороне хотели бы вы быть? Впрочем, я еще не сказал о
будущем, но пока о настоящем. Итак, кому из них хотели бы вы последовать: тому
ли, который собирает золото, или тому, который избавляет других от несчастья?
Тому ли, который покупает поля, или тому, который определил себя на служение
роду человеческому? Тому ли, который окружен множеством золота, или тому,
который увенчан бесчисленными похвалами? Не уподобляется ли этот последний
некоему ангелу, сшедшему с небес для исправления прочих людей? А другой не
похож ли более на какое-то дитя, которое собирает все без цели и смысла, нежели
на возрастного? Если же и законное приобретение богатств так достойно смеха, и
есть знак крайнего безумия, то как не назвать того несчастнейшим из всех, кто
еще и неправедно собирает его? Если же и теперь он достоин великого смеха, то
каких слез достойна будет жизнь его по смерти, когда присоединится к тому
геенна и лишение царствия.»

Презентация «Дидактическая игра для детей средней группы «Что лишнее» (домашние животные) В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность, и в образовательный.

Дидактические игры из фетра «Домашние и дикие животные» и «Кто что ест?» Дидактическая игра «Кто что ест?» Цель: закреплять знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; развивать мышление,.

Физкультурно-познавательное развлечение «Кто живет с тобою рядом…» в рамках тематической недели «Домашние животные и птицы» Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы.» Цель: расширить представление о домашних питомцах, об их образе жизни, повадках, питании.

Календарный план по теме «Домашние животные и птицы» (старшая группа) 12 февраля Виды деятельности Утро -Беседа: «Каких животных и птиц называют домашними?» Где они живут? Какую пользу приносят человеку? Как.

Конспект НОД «Кто в домике живет» в образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные и птицы» МКДОУ «Детский сад №3 «Алёнушка» Конспект НОД «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ» (область «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ») вторая группа раннего развития.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Кто живет на ферме. Домашние животные и птицы» Интеграция образовательных областей: — социально-коммуникативная, — познавательно-речевая, — физическое развитие Цель: Закрепить и уточнить.

Конспект занятия по развитию речи «Кто домашние животные?» Цель: Составить рассказ из личного опыта. Задачи: Продолжать учить детей составлять рассказ по схеме; развивать умение группировать животных.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие «Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши». Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

План проведения недели «Домашние животные и птицы» Тема недели. «Домашние животные и птицы». Дата: 18.09.17 — 22.09.17 Цель. Расширять представления детей домашних животных и птицах; Задачи:.

Проект в первой младшей группе «Домашние животные и птицы» Актуальность Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть…. Воспитывать.

Наталья Микерова
Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет по ознакомлению со звучащим словом

Дидактическая игра «Назови вкусные слова».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 43).

Цель: расширять представление о словах.

Материал: фишки — призы, корзинка.

Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое правильно названное слово.

Дидактическая игра «Короткие и длинные слова».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 42).

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).

Ход игры: воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них

можно измерить хлопками или шагами (термин «слог» не употребляется).

Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня,

дорога, машина, пароход и т. д.

Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или

фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

Дидактическая игра «Звуковые часы».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 43).

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

Дидактическая игра «Жуки прилетели».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2009, страница 44).

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук».

(Дети повторяют движения и звукоподражания).

– Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).

Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук «ж» сначала громко, потом всё тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?

(Звук «ж» произносится без призвука гласного звука.) (Ж-ж-ж). Воспитатель предлагает произнести слово «жуки» интонационно выделяя звук «ж».

Дидактическая игра «Найди картинку».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 44).

Цель: формировать умение интонационно выделять согласный звук «ж» в слове, обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

Материал: предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, жёлудя,

и другие (7-9 штук, в названии 5-6 из них есть звук «ж»).

Ход игры: педагог выставляет картинки. Дети поочерёдно находят картинки, в названиях которых есть звук «ж», называют слова и интонационно выделяют звук «ж».

Дидактическая игра «Телеграф».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 44).

Цель: закрепление знаний о протяженности слов, продолжать знакомить с протяженностью слов (слова бывают длинные и короткие).

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: педагог объясняет детям правила работы телеграфа и предлагает отправить телеграмму. Педагог называет несколько одно-, двух-, трёхсложных слов, а дети «передают

их по телеграфу» (отхлопывают, отстукивают, количество слогов в них). Для того,

чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки или фишки в соответствии

с количеством слогов в слове.

Дидактическая игра «Назови слова со звуком «ш»».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 45).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова

с заданным звуком.

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: дети называют слова со звуком «ш»,например: шум, шишка, кошка, шапка, мишка, рубашка, шорты. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры складывают в корзину. (Правильным ответом считается также произношение слов ношка, лошка, нош, ёш).

Дидактическая игра «Назови слова со звуком «щ».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 45 — 46).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: дети называют слова со звуком «щ»,например: щи, щавель, щипцы, щука, щегол, роща. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые в конце игры

складывают в корзину.

Дидактическая игра «Слова-друзья».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 46).

Цель: сравнение слов по звучанию.

Материал: картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка.

Ход игры: дети рассматривают картинки и называют их. Воспитатель предлагает найти персонажей знакомых сказок и подобрать к их названиям слова-друзья: сорока — белобока, лисичка-сестричка, муха-цокотуха, волк — зубами щёлк.

Дидактическая игра «Назови слова со звуком «ц»».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 46).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: фишки – призы, корзинка.

Ход игры: дети называют слова со звуком «ц»,например: цапля, цирк, царевна, цыплёнок,

цып-цып, копытце, корытце, птица. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые затем складывают в корзину.

Дидактическая игра «Назови слова со звуком «ч»».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 47).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: фишки – призы, корзинка.

Ход игры: дети называют слова со звуком «ч»,например: чайник, чучело, чашки, червяк, Чебурашка, чудо, ночь, качели. За каждый правильный ответ они получают фишки, которые затем складывают в корзину.

Дидактическая игра «Большой и маленький мячики».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 47- 48).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Развитие представлений о твёрдых и мягких согласных звуках.

Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Материал: фишки – призы, корзинка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч.

Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч,произнося: «С-с-с».

Затем воспитатель говорит, что есть ещё маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (сь–сь–сь). Игра повторяется несколько раз.

Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. Звук с звучит твёрдо — это «старший братец», а звук сь произносится нежно, мягко, это – «младший братец». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать фигурки человечков синего «старший братец», и зелёного цвета «младший братец».

Дидактическая игра «Назови слова со звуками с и сь».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 48).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Развитие представлений о твёрдых и мягких согласных звуках.

Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Материал: фишки – призы, корзинка.

к «большому насосу» (картинка с изображением «большого братца», когда ребята называют слово со звуком с, и к «маленькому насосу» (картинка с изображением «маленького братца»)

– когда они произносят слово со звуком сь. Потом фишки складываются в корзинку.

Дидактическая игра «Расставь картинки».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 49).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова

с заданным звуком.

Материал: у каждого ребёнка по 2-3 картинки, в названии которых есть звуки з и зь, и по одной картинке, в названии которой нет этих звуков. Изображение большого и маленького комариков (можно условные обозначения).

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы: карточки, в названии которых есть звук з, поставить рядом с большим комариком, карточки, в названии которых есть звук зь, поставить рядом с маленьким комариком.

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Назови слова со звуками з и зь».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 49).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова

с заданным звуком.

Материал: фишки – призы, корзинка.

Ход игры: дети называют слова (звезда, замок, зима, змея, зуб, заяц и другие,а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладёт фишку к «большому комару (картинка с изображением «большого братца», когда ребята называют слово со звуком з, и к «маленькому комарику» (картинка с изображением «маленького братца») – когда они произносят слово со звуком зь. Потом фишки складываются в корзинку.

Дидактическая игра «Магазин».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 50).

Цель: различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.Материал: большая и маленькая корзина, предметные картинки с изображением продуктов питания (колбаса, кефир, конфеты, кекс, шоколад, молоко, сосиски, сардельки).

Ход игры: дети покупают продукты (фишки) со звуком к и кладут их в большую

корзину (колбаса, конфеты, шоколад, молоко и другие) и со звуком кь и кладут их

в маленькую корзину (кефир, сосиски, сардельки, кекс и другие).

Дидактическая игра «Назови первый звук».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 50).

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения

определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных

звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.

Материал: картинки (мак, шишка, лес, игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц,

мяч, чашка, ложка, шарик и другие).

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем спрашивает,

кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть первый звук,

например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак — звук м, в слове лес, звук ль.

Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц,

мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки в их названиях.

Дидактическая игра «Назови пару».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 50).

Цель: различение твёрдых и мягких согласных звуков.

Материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук (мягкий звук) и бросает ребёнку мяч, который в ответ называет мягкий звук (твёрдый звук) возвращает мяч. Вместо мяча можно использовать волшебную палочку, которой воспитатель дотрагивается до ребёнка.

Дидактическая игра «Большая и маленькая машина».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 51).

Цель: различение твёрдого согласного звука р и мягкого согласных звука рь.

Материал: большая и маленькая машины (или их изображения, предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь.

Затем дети самостоятельно определяют, в какой машине поедут предметные картинки (у каждого ребёнка по 2-3 картинки).

Если в названии картинки есть звук р, то ребёнок кладёт её в большую машину, а если есть звук рь, то в маленькую.

Дидактическая игра «Назови первый звук».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 51).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове, совершенствование умения определять первый звук в слове.

Материал: большая и маленькая машины (или их изображения, предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь, фишки-призы, мел или фломастер.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить первые звуки в своих именах. Дети по очереди громко произносят свои имена, интонационно выделяя первые звуки.

Дидактическая игра «Построим дом».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 51).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове.

Материал: мел и доска или фломастер и большой лист белой бумаги, фишки-призы.

Ход игры: воспитатель просит детей назвать материалы, необходимые для постройки дома, и части дома в названии которых есть звуки р и рь. (Брёвна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и другие). Затем ребята называют предметы мебели (кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и другие) и то, что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и другие). При этом воспитатель изображает мелом на доске или фломастером на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце непосредственно-образовательной деятельности определяется победитель.

Дидактическая игра «Какой звук пропущен?».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 52).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове.

Ход игры: педагог произносит несколько предложений (5-7, в каждом из которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого звука не хватает.Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос полетел …осмонавт (космонавт); «Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).

Дидактическая игра «Назови слова со звуком м и мь».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 52).

Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять твердый звук м и мягкий звук мь.

Материал: фишки-призы, картинки с изображением «большого братца», картинки с изображением «маленького братца», корзинка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком м

(мама, мочалка, командир, морковь) и звуком мь (мёд, мясо, миска, смех, семечки).

Дети называют слова со звуком,а воспитатель раскладывает фишки на две группы: кладёт фишку к картинке с изображением «большого братца», когда ребята называют слово

со звуком м, и к картинке с изображением «маленького братца») – когда они произносят

слово со звуком мь. Потом фишки складываются в корзинку.

Дидактическая игра «Назови первый звук».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 52).

Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения

определять первый звук в слове.

Ход игры: дети определяют первый звук в слове, интонационно выделяя его.

Дидактическая игра «Получи телеграмму».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 52).

Цель: освоение действия слогового деления слов.

Материал: фишки-призы, предметные картинки, названия которых состоят из одно -, двух -, трёхсложных слов.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям предметные картинки и

просит определить количество слогов в словах – названиях картинок. Дети определяют количество слогов и по их числу выкладывают фишки, то есть «отправляют телеграмму». Водящий проверяет правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Назови слова».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 52).

Цель: совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: фишки-призы.

Ход игры: дети самостоятельно выбирают звук, с которым хотят придумать слова.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

(Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Москва. «Просвещение». 1991, страница 35-36).

Цель: продолжить работу над дикцией; совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи; вызвать интерес к слову.

Материал: игрушки кошка и собака.

Ход игры: воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов — названий игрушек (кошка, собака, просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в произнесение звуков этих слов. Поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей. «Как вы думаете, что делает кошка, когда мы её гладим?»

(Мурлычет, радуется, выгибает спинку).

«А что она делает, когда видит мышку?» (подкрадывается, бежит, ловит, прыгает).

«Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?» (Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется.)

«Ещё что умеет делать кошечка?» (Лакать, царапаться, смотреть).

«Как много интересных слов сказали вы про кошку!» (Повторяет их).

«А что делает собачка?» (Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест).

«Что делает собачка, когда видит кошку?» (Бежит, лает, ловит).

«А когда собачке дают кусочек мяса, что она делает?» (Подпрыгивает, служит, ест, радуется).

«Много вы сказали слов и о том, что делает собачка. Помогите вспомнить и назвать эти слова ещё раз». (Дети подсказывают). Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше глаголов. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность, и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова («Каждое сказанное слово и звучит по-разному, и обозначает разное действие», умению описать внешний вид предмета (животного).

Итак,к моменту перехода в старшую группу детского сада дети должны овладеть следующими умениями:

уметь услышать в стихотворении часто повторяющийся звук;

уметь произнести слово, стихотворение, интонационно подчёркивая в нём нужный звук;

уметь определять место звука в слове;

уметь самостоятельно назвать слова с заданным звуком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *