Содержание
- Иппотерапия, как вспомогательный метод лечения аутизма
- Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом
- Противопоказания
- Иппотерапия для реабилитации
- Отзывы об иппотерапии
- Чем полезна иппотерапия для детей с болезнью аутизм
- Нестандартная терапия
- Эффективность методики
- Преимущества лечения
- Есть ли опасность в применении методики
Иппотерапия, как вспомогательный метод лечения аутизма
Методика иппотерапии – это коррекция различных видов расстройств здоровья у детей и взрослых при помощи общения с лошадьми. В понятие «Иппотерапия» входит не только верховая езда, но и осуществление ухода за лошадьми, работа в конюшне, общение с животными.
Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.
Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом
Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями — лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.
Психолого-педагогическое воздействие
Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.
«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:
- Подготовка к занятию. Включает в себя момент ожидания для формирования умения «потерпеть и подождать». Очень часто ребенок с РАС, который не умеет ждать и впадает в истерику при такой необходимости, спокойно ждет начала своего занятия. Он надевает шлем, «готовит» угощение для лошади, проходит к монтуару.
- Посадка на лошадь для особенного ребенка каждый раз это преодоление себя и необходимость взаимодействовать с животным, инструктором по иппотерапии одновременно. Плюс вырабатывается координация движений.
- Иппотерапия и упражнения. Само занятие включает езду верхом с разной степенью свободы, в зависимости от подготовки ребенка. Опытные наездники работают на корде, для «начинающих» лошадь под уздцы ведет коновод. Занятие проводит инструктор по иппотерапии, который идет рядом с ребенком. Выбор упражнений и методы иппотерапии для каждого ребенка индивидуальны.
- Спешивание с лошади. Конец занятия предполагает обязательную благодарность лошади. Освоение данного этапа иногда затягивается на годы – настолько трудно ребенку с аутизмом дается преодоление себя.
Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.
Физическое воздействие
Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:
- автоматически формирует правильную осанку;
- укрепляет мышечный корсет всего тела;
- помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.
Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.
Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.
Статья в тему: Дельфинотерапия при аутизме
Противопоказания
Иппотерапия для детей с аутизмом противопоказана в следующих случаях:
- у ребенка аллергическая реакция на животных;
- наличие открытых ран на коже;
- лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
- гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
- хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.
Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка.
Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.
Иппотерапия для реабилитации
Что лечит иппотерапия? Кроме людей с РАС, занятия верховой ездой или иппотерапией большое распространение получили в реабилитации больных с патологией мышечного аппарата и пациентов с психоэмоциональными проблемами:
- Люди, перенесшие травму, которая привела к ампутации конечности;
- Люди, которые в результате травмирующего воздействия или инсульта потеряли способность самостоятельно ходить;
- Больные детским церебральным параличом;
- Больные с диагностированными неврозами, депрессивными расстройствами.
Результаты иппотерапии, механизм и природу действия лошади на физическое и психоэмоциональное состояние человека объяснить не всегда возможно. Однако можно заявить, что действие это исключительно положительно оздоравливающее как физическое тело, так и душу человека.
Отзывы об иппотерапии
Анализ отзывов об иппотерапии при аутизме позволяет говорить о положительном влиянии таковых не только на маленького пациента, но и на его родителей или близких людей. Увидеть своего ребенка самостоятельно сидящим на огромном животном, а возможно и управляющим им для родителей важный опыт. Ограниченные возможности здоровья ребенка часто заставляют недооценивать ребенка, излишне опекать его. Такое отношение тормозит развитие и социализацию.
Выдержки из отзывов на форуме майл ру беби:
- «Здорово работает иппотерапия при аутизме, РАС, ЗПР и ДЦП».
- «Давно занимаюсь верховой ездой, и в клуб постоянно водят больных детей. Иппотерапия им реально помогает».
- «Подруга у меня с диабетом занимается верховой ездой, так она здоровее здоровых. За исключением уколов инсулина».
- «У сына правосторонний гемипарез – иппотерапия очень помогает».
Отзывы профессионалов, которые работают с детьми, объединяет одна мысль – иппотерапия не является панацеей, но при правильном подходе значительно укрепляет физическую форму больного и улучшает его психоэмоциональное состояние.
Статьи в тему: 1. Микрополяризация головного мозга при речевых задержках; 2. Какие методы изпользуются в Израиле для лечения аутизма
Специалисты рекомендуют занятия с лошадьми детям с нарушениями умственного развития, аутизмом, ДЦП, нарушениями слуха и зрения. Почитать можно, например, на сайте irecommend.ru. Чуда ждать не стоит, но работать над ним необходимо.
Чем полезна иппотерапия для детей с болезнью аутизм
Это заболевание характеризуется отгороженностью ребенка от внешнего мира, его замкнутостью и неадекватным стереотипным поведением. Могут наблюдаться выраженные признаки умственной отсталости, проблемы в отношениях с окружающими людьми, нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Задержка речевого и психического развития также является отличительной чертой аутизма.
Чтобы справиться с такими серьезными расстройствами, необходимо много усилий и терпения. Помочь ребенку развить в себе способности, научиться управлять своими движениями, освоить речь и новые навыки, способна уникальная методика — иппотерапия для детей с аутизмом.
Нестандартная терапия
Иппотерапия — это лечение при помощи общения с лошадьми. Эти парнокопытные считаются самыми благородными и умными животными. Контакт ребенка аутиста с лошадью помогает ему найти взаимосвязь с окружающим миром. Дети с аутическими отклонениями подобны улиткам, они все время прячутся в свою «раковину», замкнуты в себе и плохо контактируют с обществом. Общение с животным способствует их адаптации и раскрытию.
Эффективность методики
Лошади отличаются высокой восприимчивостью и способны конструктивно взаимодействовать с людьми. Именно поэтому психотерапевты склоняются к выводам, что иппотерапия способствует коррекции нарушений со психикой. Верховая езда требует сосредоточенности и концентрирования внимания, благодаря чему повышается способность ребенка с отклонениями адекватно реагировать на внешние факторы.
В процессе управления животным, происходит активный обмен информацией с окружающей средой. Сидящий в седле человек, должен отдавать команды лошади, наблюдать за ее реакцией и менять свое поведение в зависимости от поведения парнокопытного. Такие действия обеспечивают детям с аутизмом полноценную связь с внешним миром и связующим звеном является как раз лошадь.
Во время занятий иппотерапией ребенок учится цельно воспринимать существующую реальность и это большой шаг в его развитии на пути к выздоровлению.
Преимущества лечения
- Коррекция моторики. Многим детям аутистам свойственны неадекватные повторяющиеся движения руками и ногами. Они могут просто размахивать конечностями, сидеть на одном месте и раскачиваться, складывать предметы в одном и том же порядке. Когда такие дети занимаются иппотерапией, им приходится следить за равновесием, координацией и синхронизацией своих движений, подключать к действию все мышцы тела. При этом конечности двигаются независимо друг от друга, то есть функционируют оба полушария мозга.
- Развитие мелкой моторики. Верховая езда способствует выполнению точных движений и развивает моторику пальцев.
- Питание головного мозга. В процессе езды на лошади на всадника передаются более 100 колебательных импульсов, которые подобны массажу. Тело человека разогревается, улучшается кровообращение и соответственно питание клеток головного мозга.
- Активизация психических процессов. Осуществляется за счет того, что появляется необходимость мыслить, планировать, запоминать. Процесс верховой езды увлекает и в тоже время многому учит.
- Практика социального взаимодействия. Через контакт с животным происходит контакт с внешним миром. Ребенок, сам того не зная, начинает взаимодействовать с природой, открывая в себе новые, доселе незнакомые, качества.
- Насыщение положительными эмоциями и энергией. Лошади имеют сильное биополе и обладают способностью заряжать человека позитивом. Многие отмечают, что даже просто поглаживая животное, ощущают прилив бодрости и сил. У них появляется чувство спокойствия и умиротворения.
- Применение языка жестов. Иппотерапия для детей с аутизмом является отличной возможностью общаться при помощи жестов. Это способствует тому, что ребенок с отклонениями перестает ощущать себя социально изолированным.
- Концентрация внимания.
- Улучшение памяти.
- Самоорганизация.
Общаясь с лошадью, дети аутисты получают много положительных эмоций. Они видят в этом крупном и грациозном животном друга и товарища. А ведь именно дружбы и привязанности таким детям недостает больше всего.
Иппотерапия способствует устранению проблем с ослабленным тонусом мышц, благодаря чему повышается физическая активность и улучшается координация движений.
Есть ли опасность в применении методики
Большинство родителей, чьи дети страдают аутизмом, ограждают их от всего, что может им навредить. Верховую езду многие также считают опасной и когда врач рекомендует занятия иппотерапией, то родители на отрез отказываются, видя в этом угрозу для физического и психического здоровья своего ребенка. Такое мнение крайне ошибочно, так как катание на лошади не подразумевает скачки. Животным управляет квалифицированный коновод и маленькие всадники ни на минуту не остаются без присмотра.
Для занятий иппотерапией отбирают только послушных и смирных лошадей, у которых никогда не наблюдались признаки агрессивного поведения. К тому же, тренер находится всегда рядом и любое проявление непокорности пресекает на корню. Поэтому, можно быть спокойными за своего ребенка и не переживать за возникновение случайных травм и повреждений.
На первых порах, дети аутисты могут не воспринимать новое занятие или относиться к лошади настороженно. Но это не указывает на то, что от верховой езды следует отказаться. Просто для аутистов свойственно чувство страха, которое проявляется как реакция на все незнакомое. Специалисты установили, что в 90% из 100% уже на третьей-четвертой тренировке на их лицах появляется заинтересованность.
Дети поначалу заняты исключительно собой, не обращают внимания на окружающую обстановку. Но вскоре у них возникает привязанность к лошади и к тренеру, который проводит занятия. Со временем иппотерапия для детей с аутизмом становится любимым увлечением, которое не только доставляет им удовольствие, но и помогает раскрыть в себе новые способности, сформировать интеллект, адаптироваться в обществе.