Истерика у ребенка

  1. Почему у ребенка истерика
  2. Ночные истерики у ребенка
  3. Как справиться с истерикой ребенка
  4. Обращение к специалистам

Истерика у ребенка часто путается с капризами, к которым дети прибегают специально ради получения желаемого. Нам самом деле, ребенок закатывает истерики непроизвольно, не справляясь с эмоциями. Малыш плачет, кричит, бросает вещи, а то и бьется головой об пол. Особенность истерики у ребенка в 2 года или истерики у ребенка 3 лет — часто она прекращается просто при отсутствии аудитории.

Почему у ребенка истерика

Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.

Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:

  • ребенок не получает желаемого;

  • его оторвали от увлекательного занятия;

  • он переутомился;

  • хочет внимания родителей;

  • играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;

  • у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.

Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.

Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.

Ночные истерики у ребенка

Бывает так, что ребенок просыпается ночью с истерикой, при этом не знает, чего он хочет, и его очень сложно успокоить.

Как правило, у ребенка ночная истерика начинается не раньше, чем через час после засыпания, и является результатом ночного кошмара, который за ночь может возвращаться несколько раз.

Ребенок просыпается с истерикой, с широко распахнутыми от страха глазами, тяжелым дыханием, весь в поту. При синдроме ночного страха ребенок ночью просыпается в истерике, не узнает родителей, отталкивает их, беспорядочно движется, бьет окружающих и себя, не понимая этого. В этот период никак отвлечь или успокоить ребенка не удается, приходится только следить за тем, чтобы он не нанес себе никаких повреждений во время приступа.

Это состояние не считается патологическим и само по себе не свидетельствует о нарушениях неврологического или психического характера. Как правило, дети просто «перерастают» его.

Обычно наутро малыш уже не помнит, как вел себя ночью, поэтому, если у ребенка перед сном истерика, то она точно не связана со страхом появления ночных кошмаров.

Как справиться с истерикой ребенка

Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:

  • обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;

  • следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);

  • выделять достаточное количество свободного времени для игр;

  • давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;

  • разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;

  • обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;

  • предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;

  • отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».

Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.

Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.

После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.

Обращение к специалистам

Если постоянно ребенок засыпает с истерикой, в течение дня его поведение становится все более агрессивными, он наносит повреждения себе и окружающим — это может быть свидетельством неврологического заболевания. Обязательно обращение к специалисту (прежде всего, неврологу) в случае, если во время истерики ребенок теряет сознание, истерика заканчивается рвотой, внезапной вялостью, а также, если истерики продолжаются после четырехлетнего возраста.

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает такой период, когда он сталкивается с истерикой у ребёнка. Для некоторых из родителей это становится настоящей проблемой: они не понимают, что является первопричиной такого поведения ребёнка и как с этим бороться.

В этой статье мы попытаемся разобраться в возможных причинах детских истерик, их симптомах, а также рассмотрим варианты родительского поведения, при которых можно снизить или даже исключить риск возникновения детской истерики.

Что такое «истерика»

Истерика – это очень яркая эмоциональная реакция, которая сопровождается громким криком, слезами, демонстративным поведением; состоянием, при котором ребёнку сложно успокоится.

Причины такого поведения могут быть совершенно различными. Они зависят от возраста ребёнка, особенностей нервной системы, типа воспитания в семье и др.

Истерика у ребёнка может возникать в ответ на обиду, требование родителей, выполнять которое у ребёнка нет желания, или в ситуациях неприятного известия.

Очень важно, чтобы родители могли отличить истерику от другого состояния ребёнка, очень похожего на истерику – каприза.

Каприз – это стремление маленьких детей (в основном это дошкольники) добиваться чего-то запретного, но очень желаемого, именно в этот момент времени.

Капризы встречаются практически у всех подрастающих малышей и не являются поводом для опасений. Они безопасны для психики ребёнка. В случае правильного поведения родителя они помогают ребёнку понять и принять границы допустимого.

Мнение доктора Комаровского

Известный доктор, считает, что ребёнку в процессе истерики важен «зритель». Это обязательное условие. Нет зрителя, нет и истерики. На роль зрителя обязательно будет выбран тот человек, который больше других чувствителен к поведению ребёнка.

Мнение Комаровского несколько противоречит общепринятому мнению о том, что находясь в состоянии истерики, ребёнок не может себя контролировать. Евгений Олегович утверждает, что ребёнок очень хорошо оценивает обстановку и всё, что он делает во время истерики – вполне осознанно.

Доктор советует выбрать единую стратегию поведения всей семье – «не обращать внимания и не поддаваться манипуляциям», тогда ребёнок поймёт, что истерика – это не выход и перестанет её использовать в своём поведении.

О том, как отучить ребёнка от истерик, Комаровский Е.О. рассказывает в этом видео:

Причины

Исследуя причины детских истерик большинство психологов сходятся во мнении, что наиболее частыми можно назвать следующие:

«Обрати на меня внимание!»

В современном мире мамы предъявляют себе завышенные требования и возлагают на самих себя слишком большую ответственность: ежедневно нужно выполнить ряд домашних дел, успеть поработать фрилансером, уделить внимание мужу, выделить время на себя… В такой череде событий, мамы, довольно часто пытаются найти самостоятельное занятие для ребёнка.

Рано или поздно, ребёнок понимает, что он «стоит в очереди» за маминым вниманием. Конечно, такое положение дел его не устраивает и тогда он обрушивает череду необоснованных, с точки зрения мамы, истерик. В проявлении подобных истерик можно прочесть его слова: «Вспомни обо мне! Я здесь! Я хочу твоей любви, заботы и внимания!».

«А что, если…»

Часто своими истериками ребёнок проверяет границы дозволенного. Путём проб и ошибок он понимает: что можно, а что нельзя, где добро, а где – зло. Через прощупывание границ происходит познание мира. Это нормально. Данный процесс – естественная составляющая оформления взаимодействия родителя и ребёнка.

«Не могу, ни как!»

Не умение сдерживать негативные эмоции и самостоятельно с ними справляться в процессе получения новых навыков – одна из главных причин детских истерик. Ребёнок хочет как можно быстрее получить конечный, итоговый результат своих действий какого-либо характера (лепка определённой фигуры, вырезание круга, рисование дерева) и если такового результата нет – истерике быть! Надо понимать, что в такие моменты он действительно очень расстроен и эта проблема перекрывает все мысли и чувства маленького человека.

«Сегодня можно, завтра – нет!»

В случаях, когда родительское поведение непоследовательно, когда отсутствует чёткая и понятная система ограничений, ребёнок находится в растерянности и не понимает, как себя вести. Он не может выбрать верный ориентир. В подобных ситуациях истерика становится союзником ребёнка и помогает ему.

«Я устал»

Если планируется сложный и насыщенный день у ребёнка (много подвижных игр, праздники и дни рождения, дальние поездки), риск появления истерики в конце такого дня очень высок.

«Мне больно! И дай попить!»

Любой физический дискомфорт, такой как голод, жажда, боль могут стать причинами истерики ребёнка.

«Когда любви слишком много!»

Когда родители в своей заботе о ребёнке не видят границ, и душат ребёнка своей любовью и опекой, дети начинают противостоять этому. И главным орудием в этой битве для ребёнка становится истерика. Особенно ярко это проявляется в кризисные возрастные периоды.

Уважайте персональные границы своего ребёнка

С приложением «Где Мои Дети», вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, без лишних звонков и СМС

Симптомы

Наиболее частыми симптомами истерики у детей являются громкий плач и крик, который сопровождается напряжением мышечного тонуса всего тела.

Затем, на смену приходят импульсивные и хаотичные движения, ладони крепко сжаты в кулаки (стучит по стенам, столу, полу).

Если взрослый пытается физически воздействовать в этот момент на ребёнка, то в ответ получает удары, укусы, царапанье.

После этого резкие движения затихают. Ребёнок плачет. Слёз много. Мышцы расслабляются. Появляются признаки усталости.

К проявлениям истерики также относят: укусы зубами (к примеру, обивки мебели), удары головой о стену и пол, падения и «топотанье» ногами. Сильные приступы истерик могут приводить к судорогам и остановке дыхания.

После этого дети часто жалуется на головную боль, боль от ушибов, тошноту.

Диагностика

Родителям следует понимать, что истерики – это всего лишь один из признаков кризисных этапов развития ребёнка.

Часто, родитель самостоятельно (интуитивно) подбирает наиболее гармоничный путь помощи ребёнку при истерике.

В каком случае следует обратиться за помощью к специалистам:

  • во время или после истерики у ребёнка наблюдается остановка или длительная задержка дыхания,
  • он теряет сознание, подвержен резким перепадам настроения,
  • наносит вред окружающим и / или себе,
  • испытывает боли и тошноту,
  • испытывает страхи и переживает ночные кошмары.

Кроме того, если истерики завершаются сильной усталостью ребёнка или резкой вялостью, то родителю не следует оставлять это без внимания и стоит проконсультироваться со специалистами (психологами, невропатологами, психотерапевтами и др.).

Истерика детей в разных возрастные периоды

У некоторых детей возможны истерики даже в девятимесячном возрасте, но чаще всего начало детских истерик приходится на полуторагодовалый возраст ребёнка. В силу возраста малышу не удаётся контролировать свои эмоции. Его речь ещё не развита на должном уровне для того, чтобы выразить и пояснить свои мысли, чувства, желания.

В 2 года ребёнок часто прибегает к помощи истерик, чтобы привлечь внимание взрослых. При этом он использует:

  • крики;
  • лежание и катание по полу (особенно в людных местах);
  • упрямство.

Такое поведение вполне естественно, так как эмоциональная система у ребёнка такого возраста ещё не созрела.

Особенно яркие приступы истерик мы можем наблюдать у трёхлеток. В этот особый, кризисный период истерики выражаются совершенно по-разному, но объединяет их сильное упрямство, негативизм и яркое своеволие.

В этом возрасте ребёнок не обладает умением идти на компромисс. Происходит овладение методом манипуляции. Если у трёхлетки получилось при помощи истерики манипулировать родителями один раз, то в дальнейшем он станет активно использовать эту тактику.

По мере взросления ребёнка его знания об окружающем мире расширяются, и он уже не испытывает острой необходимости обращаться к истерикам. К четырём годам коммуникативные навыки развиты довольно хорошо, и ребёнок всё чаще выбирает «экологичный» – вербальный путь сообщить родителю о своих чувствах и желаниях.

Если же истерики продолжаются после четырёх лет – это серьёзный повод пересмотреть систему воспитания и обратиться за помощью к специалистам.

Когда истерики – это хорошо?

Сложно поверить, но истерики несут в себе и положительную составляющую, как для ребёнка, так и для родителя:

  1. При помощи истерик, и в том числе слёз, ребёнок избавляется от напряжения и стресса.
  2. Выход подавленных эмоций во время истерики способствуют нормализации эмоционального состояния и сна.
  3. Если ребёнок показывает вам свои чувства открыто (через проявление истерики), это свидетельствует о некоем доверии между вами.
  4. Через истерику ребёнок учится прощупывать границы дозволенного.
  5. По истечении истерики (если взрослый не пытается её остановить), ребёнок «считывает» безусловное принятие родителя и в дальнейшем начинает испытывать больше доверия к нему.

Что делать родителям?

Как успокоить ребёнка во время истерики

    1. Пытайтесь предотвратить начало истерики. Особенно, если у вас уже есть опыт истерики вашего ребёнка, вы можете «просчитать» риски и заранее предупредить её возникновение.
    2. Не следует пытаться остановить истерику строгостью, крикам или применяя физическое насилие. Если ребёнок во время истерики не причиняет вреда себе и другим, можно сказать, что вы ждёте, пока он успокоится, и сможете поговорить. Говорить следует спокойно, не громко, но уверенно.
    3. Если вы не успели понять, что именно привело к истерике, попробуйте задать наводящие вопросы: «Ты испугался?!», «Тебе больно?!», «Ты хочешь …?!»
    4. Обнимите ребёнка. Он почувствует себя в безопасности, поймет, что он не один и ему помогут.

Лечение истерик

Если все ваши усилия по предотвращению истерик не работают и состояние ребёнка от раза к разу только ухудшается, стоит обратиться за помощью к специалистам.

В самом начале пути лучше проконсультироваться с психологом. Если работа с психологом не приносит результатов, то сам психолог может посоветовать других специалистов или вы можете принять это решение самостоятельно. Невропатолог и психотерапевт, при наличии показаний, могут назначить медикаментозное лечение. Но в условиях современной медицины, прежде, чем начинать лечение, постарайтесь посоветоваться с разными специалистами, выслушать разные точки зрения и только после этого принимайте взвешенное решение относительно медикаментозных препаратов.

Советы родителям

Как же следует вести себя родителям, столкнувшимися с детскими истериками?

1. Уделяйте ребёнку полноценное внимание.

Пусть это будет 15 минут в день, но это будет общение без фонового ТВ, без гаджета в руках, не во время приготовления обеда и не в промежутке между общением с супругом. Нет! Только ребёнок и вы, хотя бы 15-20 минут в день.

2. Говорите с ребёнком.

Во время разговора желательно занять позицию «на равных» или «глаза в глаза» – присядьте на корточки, скажите ему о своих чувствах и переживаниях по поводу его поведения. Попросите рассказать о том, что его беспокоит.

3. Обнимайте.

Крепкие объятья помогут ребёнку успокоиться. Главное – делать это спокойно и уверенно, с любовью.

4. Помогайте ребёнку понять себя.

Помогайте ребёнку в понимании и принятии своих мыслей и желаний. Это можно сделать при постановке вопросов: «Ты злишься, когда голоден?!», «Тебе жарко и от этого у тебя портиться настроение?!»

5. Контролируйте своё поведение.

6. Не допускайте переутомления ребёнка.

7. Дайте возможность ребёнку проявлять свою самостоятельность.

Главное, что стоит помнить родителям – истерики вошли в их жизнь не навсегда! Это временный, но очень важный этап для развития ребёнка. Родителям важно на своём примере показывать ребёнку, как можно проявлять свои чувства, как экологично и конструктивно выражать негативные эмоции.

Пересмотрите модель своего поведения, принимайте своего ребёнка со всеми его особенностями, не бойтесь показать ему свою любовь, уделите ему несколько минут в день – это не так уж и сложно, но сделав это, вы обязательно заметите и перемены в поведении ребёнка. Места для истерик станет меньше, а гармонии больше! Автор статьи – Татьяна Верухина Психолог, педагог дополнительного образования.

Лиля из Где мои дети Собирая ребенка в школу, не забудьте про GPS-трекер Новое сообщение (1) Сейчас Лиля из Где мои дети Собирая ребенка в школу, не забудьте про GPS-трекер Скачать сейчас Лиля из Где мои дети Установите это приложение, чтобы всегда знать, где ваш ребенок Новое сообщение (1) Сейчас Лиля из Где мои дети Установите это приложение, чтобы всегда знать, где ваш ребенок Скачать сейчас

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Первые проявления упрямства обнаруживаются у совсем маленьких детей – в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своем является упрямство – первая попытка настоять на своем.

Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятым в обществе. От окружающих его взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами: кошку можно гладить, а не дергать за хвост; книгу можно листать, рассматривая в ней картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослыми ребёнок уясняет и первые правила поведения с людьми: можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т. д.

Стремление родителей искоренить упрямство, всегда является в какой-то мере источником этого самого упрямства и усугубляет его проявление. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой. Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии – уважении к малышу.

Временами все дети капризничают, например при резком нарушении привычного жизненного уклада – помещении в детский сад, но при нормализации обстановки исчезают и капризы. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это сигнал неблагополучия. Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. Если для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, а настоять на своём и если взрослый отстанет, махнёт на него рукой, он будет только рад, то «капризуля», наоборот, скорее стремиться добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается. Его излюбленное выражение: «Я хочу! «. У капризного ребёнка любимые слова: «Я не хочу! «. Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают взрослые, в надежде, что он, наконец, согласиться. Ему очень нравиться быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.

Если упрямство ребёнка – результат излишней требовательности родителей, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Основное, что должны сделать родители, — это изменить своё отношение к ребёнку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции, научиться относиться к нему не как к полностью подчинённому и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определённые права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважение. Капризный ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребёнок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий, не знаком с требовательностью взрослых и не представляет себе другой жизни. Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждениях того, чего ребёнок не хочет, а чего хочет. Нужно разнообразить опыт общения с взрослыми и сверстниками, включить их в общее дело, увлечь им. Необходимо всемерно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное: постирать свои носочки, построить «гараж» и поставить туда все машины и т. д. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольниками как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в малыше убеждённость, что ему страшно повезло, когда, например, разрешили самому поставить тарелки на стол или что-либо ещё.

В целом для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих изменений лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов в ребёнке бесполезно.

«В царстве упрямства и капризов».

Воспитание детей может приносить удовольствие и радость. Любой родитель взаимодействию с детьми уделяет значительную часть своей жизни. При этом большинство пап и мам волнует вопрос: как вырастить ребенка здоровым, умным, успешным? Поэтому каждая семья самостоятельно вырабатывает свою собственную линию поведения и воспитания детей. Как справится с капризами? – один из наиболее часто задаваемых вопросов, независимо от возраста ребенка.

Капризы – это агрессивная настойчивость ребенка, стремящегося любой ценной добиться исполнение своих желаний. Такой ребенок не приемлет никаких возражений и готов устроить бурную сцену ради исполнения любой своей прихоти. Понятно, что подобное поведение доставляет немало огорчений родителям. Да и самому ребенку оно не идет на пользу, закрепляясь как черта характера, приводит впоследствии к формированию вздорности, эгоистичности и неуживчивости.

Капризы не всегда связаны с плохим воспитанием. В разном возрасте и капризы бывают разными. Грудной ребенок плачет по причине какого-либо дискомфорта, и это сложно назвать капризом. Это скорее всего крик о помощи. В возрасте года, трёх, пяти лет ребенок переживает возрастные кризисы, и эти периоды несут с собой яркие эмоциональные реакции у детей. В периоды возрастного кризиса капризы было бы правильно воспринимать как наполовину естественную психологическую реакцию. В это время ребенку необходим особый подход и чуткое отношение. Но если взрослые неправильно воспитывают ребенка, то капризы и детские истерики нередко становятся привычной формой поведения.

Капризными часто становятся избалованные, чрезмерно заласканные дети. Постоянное внимание слишком утомляет малыша, и если ребенок вначале радуется, то позже он нередко даже начинает плакать. Это предсказуемая реакция детской психики на утомление от бесконечного внимания взрослых, на которое малыш отвечает капризами. Поэтому, прежде чем искать ответ на вопрос о том, как справиться с детскими капризами, стоит оценить своё общение с малышом.

Противоположная крайность – когда ребенку уделяют недостаточно внимания, относятся к нему равнодушно. Ребенок начинает капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. А дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными и начинают отставать в развитии.

Ещё одна причина появления детских капризов – это непоследовательность или отсутствие единства в требованиях к ребенку. Например, если мама более строга со своим ребенком, чем бабушка, и многое из того, что позволено бабушкой, мама делать запрещает, то ребенку потребуется совсем немного времени, чтобы понять: при бабушке можно и покапризничать, а с мамой этот номер не пройдёт. Постоянно подстраиваясь под каждого взрослого, ребенок начинает испытывать большую нагрузку на психику и нервную систему, что неизменно приводит к срывам и капризам. А взрослые не могут выработать общую тактику, как бороться с капризами ребенка, ведь у них нет общей позиции.

Часто капризными бывают такие дети, которые не знают никаких ограничений. У них не формируется умение сдерживаться, контролировать свои желания и эмоции. Поэтому очень важно своевременно приучать ребенка к необходимому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть понятно маленькому ребенку одним из самых первых. Конечно, злоупотреблять бесконечными запретами нельзя. Необходимо запрещать только то, что действительно может нанести ребенку вред или то, чему он сам может навредить.

Упрямство — это один из самых распространенных видов детских капризов. Оно используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми. Упрямство — своеобразный способ самоутверждения ребят в глазах взрослых и сверстников.

Детское упрямство заключается чаще всего в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым.

Пик упрямства приходится на возраст около 2, 5 лет, так как в это время дети нуждаются не только в опеке, но и в признании своей точку зрения.

В первую очередь, причиной упрямства является проявление потребности в самоутверждении. Также причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша.

Для того чтобы понять, как с капризами ребенка бороться, необходимо твёрдо усвоить – капризы не случайны и никогда не возникают на пустом месте. Они всегда имеют какие-либо причины, а если взрослые неправильно на детские капризы реагируют, то тем самым лишь поддерживают и закрепляют их. Правильный путь к тому, как отучать ребенка от капризов – знание возрастных особенностей детской психики. И самое главное – любовь и огромное терпение!

Что могут сделать родители, чтобы переориентировать капризное поведение ребенка.

1. Не разговаривайте с ребенком в этот момент, не объясняйте причин своих действий, не стыдите его за неприемлемое поведение.

2. Нужно дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и самоутвердиться. Для этого не нужно ввязываться в ссору — надо посмотреть ему в глаза и дать понять, что вы его любите, но делать так не позволите. Предложите альтернативу негативному поведению.

3. Сделайте так, чтобы малыш понял: взрослый рядом, он помнит и знает о нем. Лучше всего воспользоваться телесными знаками внимания: обнять ребенка, погладить, поцеловать.

4. Начинайте действовать сразу же, едва почувствовали раздражение. Если упустите этот первый момент, потом (из-за возросшего негатива) будет сложнее дарить ребенку свое внимание.

5. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.

6. А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.

«Причины детских капризов».

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение — мыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки -ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же Капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство-это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.

Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает йогами, ложится на пол и кричит.

Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.

Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.

Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, тогда, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой — когда взрослые без конца одергивают ребенка, все ему запрещают, покрикивают на него. В этом случае упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер

Что такое детские капризы?

Причины детских капризов: капризы как результат болезненного состояния ребенка, его переутомления, перенасыщения впечатлениями, лишения органических потребностей и т. п. ; отсутствие режима, четких правил жизни в семье — предпосылки для возникновения капризов; неправильное воспитание — главный источник капризов ребенка (жертвенная родительская любовь, безотказное выполнение всех желаний ребенка, избалованность; непоследовательность или крайности в требованиях к ребенку — непосильные или чрезмерно легкие требования; избыток или недостаток внимания к ребёнку) ; капризы как протест против несправедливости взрослых.

Капризный или нервный ребенок?

Влияют ли капризы на нравственное развитие личности?

Как избежать проявлений детских капризов: устранение причин, вызывающих капризы у ребенка; изменение условий жизни ребенка в семье и всей системы воспитания — необходимое условие в преодолении капризов у детей; воспитывающая роль режима и содержательной жизни ребенка.

Капризы и воспитание нравственных потребностей: воспитание у ребенка с раннего возраста чувства долга, осознанного отношения к собственным поступкам; наличие посильных обязанностей и правил в семье, упорядочивающих детское поведение; — формирование у ребенка понятий «нельзя», «можно», «надо».

СОВЕТЫ

-четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;

-маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов;

-не говорить при ребенке, что он капризен;

-не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;

-не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы;

-детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

«Как преодолеть детские капризы».

Упрямство и капризы у детей нередкие явления. Иногда встречаются жалобы на упрямство, иногда на капризы, а иногда то и другое.

Упрямство и капризы две стороны одного и того нарушения проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых — в капризах.

Развиваясь в обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка- вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своем истоке не только особенности самого ребенка — его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей, а также воспитателей в дошкольном учреждении.

Большинство родителей уступают желаниям ребенка, тем самым закрепляют капризность, как форму поведения. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение. А для этого необходимо как можно больше находиться с детьми, вести с ними совместную деятельность, игры, прогулки. Обычно, дети склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его отсутствие. Например, когда родители оставляя детей в садике, забудут их поцеловать или помахать ручкой, дети начинают плакать, капризничать. Воспитателю приходится включать их в общее дело, увлекать, занимать в деятельности. Поэтому родителям необходимо тоже разнообразить опыт общения с детьми, заниматься совместной деятельностью, поиграть вместе с ребенком в игры. Необходимо поощрять самостоятельность ребенка, предлагая ему самому что-то сделать интересное, при этом важно незаметно помогать малышу, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, а также радоваться с ним его успехам. Чем содержательнее будет жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы, а для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, поскольку корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях.

Наша задача, задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные, психологически комфортные условия воспитания и развития детей. Капризы детей не редкость, имеется немало литературы и мы надеемся, что при желании и терпении родителей капризы и упрямство можно преодолеть. Мы приучаем детей выполнять наши требования, не потакаем капризам, стараемся не замечать упрямство, вовлекая детей в игровую деятельность. Позволяем им выразить себя в игре. Даём им различные поручения, отвлекая от капризов и упрямства. Но и ваша роль не менее важна. Задача родителей также заключается в создании условий, благоприятных для общего развития детей в семье, в выстраивании правильных взаимоотношений ребёнка и родителей. Необходимо помнить, что у каждого ребёнка есть своё «Я». Больше с детьми надо вести непринуждённые беседы во время прогулок, давать им поручения, с которыми они справятся, развивать их самостоятельность, слишком не опекать.

Уважаемые родители! Любите своих детей и будьте к ним очень внимательны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *