Как объяснить ребенку сколько звуков в слове?

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

  • поста­вим уда­ре­ние;
  • раз­де­лим сло­во на сло­ги;
  • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при про­из­но­ше­нии;
  • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но по-одному ;
  • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку;
  • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный . В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же сло­гов:

зве-зда.

Запишем его зву­ча­ние: .

Запишем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • бук­ва «з» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «в» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • бук­ва «е» — — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «з» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «д» — — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «а» — — глас­ный удар­ный.

В сло­ве 6 букв, 6 зву­ков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские про­цес­сы:

  • оглу­ше­ние звон­ких соглас­ных;
  • озвон­че­ние глу­хих соглас­ных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, напри­мер:

  • кол­довство ,
  • указка ,
  • изредка .

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим соглас­ным:

  • столб
  • сустав
  • утюг
  • поход
  • пей­заж
  • паро­воз .

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, напри­мер:

  • рюкзак
  • сдать
  • отбежать
  • сдоб­ный .

Также пом­ним, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких пози­ци­ях:

1. в нача­ле слов:

  • ено́т
  • ёкать
  • ю́бка
  • ярмо́ ;

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го зна­ков:

  • барьер съехать
  • льёшь подъём
  • обезьяна объявить
  • вьюжный адъюнкт

3. после дру­го­го глас­но­го зву­ка:

  • поездка
  • таёжный
  • июльский
  • пиявка .

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, напри­мер:

  • ванна
  • ссора
  • жужжать
  • аллея

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем зву­ков:

  • ненастный
  • солнце
  • здравствуй
  • поздно

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных «зж», «сч» обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, напри­мер:

  • расчёска
  • визжать

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в :

  • сме­яться
  • кра­сится

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, напри­мер:

  • фасоль
  • рабо­тать
  • бук­варь
  • олень

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:

  • вещь
  • блажь
  • ветошь
  • течь

Учитывая все эти пере­чис­лен­ные нюан­сы фоне­ти­ки, запи­шем пра­виль­но зву­ча­ние слов и узна­ем коли­че­ство зву­ков, содер­жа­щих­ся в них.

Всего 33 буквы:

· 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;

· 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;

· Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Гласные звуки возникают в гортани как результат воздействия потока выдыхаемого из легких воздуха на голосовые связки. Не встречая других препятствий, воздушный поток вызывает их дрожание – таким образом появляются голосовые звуки, которые по общепринятой классификации называют гласными.

В образовании согласных звуков, в отличие от гласных, голосовые связки не принимают участия или бывают задействованы только частично. При этом воздушный поток проходит через ротовую или носовую полость, образуя шумы – звуки меньшей, по сравнению с голосовыми, силы и длительности. Их называют со-гласными, то есть, проявляющими свои звуковые свойства в сочетании со звуками, образованными при помощи голоса.

2. . Второстепенные члены предложения — это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Билет

1Разделы науки о языке

Раздел Что изучает
Лексика слова (лексемы)
Фразеология устойчивые выражения
Фонетика звуки
Графика способы передачи звуков на письме
Офроэпия ударение, произношение
Морфемика состав слова (морфемы)
Словообразование способы образования слов
Синтаксис (грамматика) словосочетания и предложения
Морфология (грамматика) части речи
Речеведение текст, типы речи, средства выразительности
Орфография правописание слов
Пунктуация знаки препинания
Стилистика сферы употребления языка

2, ростые предложения делятся на виды по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.
По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные — это предложения, сообщающие об окружающей действительности: Добрые поступки формируют личность, а злые дела разрушают ее.
Вопросительные предложения выражают вопрос: Кто из нас не хотел бы стать личностью?
Побудительные предложения выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения могут выражать:
1) призыв: торопитесь творить добро;
2) просьбу: помните о тех, кто завоевал вам мир;
3) приглашение: давайте зайдем в дом;
4) совет: Лучше одется теплее;
5) разрешение: можете высказать свое мнение.
По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательными называются предложения, в которых выражение основного содержания сопровождается сильным чувством говорящего: Какая чудесная картина!
Эмоциональную окраску может иметь каждое простое предложение. Могут бытьповествовательно- восклицательные (Хорошую профессию выбрал!); вопросительно-восклицательные (Что ты думаешь?!); побудительно-восклицательные: (Пойдем в лес!).
По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого: Осень близится неслышною стопой (А. Н. Апухтин).
У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого.
По наличию (отсутствию) второстепенных членов простые предложения бывают распространенными и нераспространенными.
Распространенные предложения имеют второстепенные члены: Язык — тонкий инструмент мысли и самое совершенное средство общения.
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения имеют все присущие ему члены: У каждого человека есть свои вкусы, свои привычки.
Неполными являются такие предложения, в которых необходимые члены отсутствуют, но ясны из контекста. Эти предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.
В контекстуальных неполных предложениях пропущенные члены были названы в предыдущих предложениях или подсказываются пояснительными словами: Здесь тропы разделились: одна пошла вверх по реке, другая — куда-то вправо.
В ситуативных неполных предложениях отсутствующий член ясен без обстановки речи, подсказывается интонацией или жестом: Мой дом там.

Билет

1Сино́нимы — как правило, слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическоезначение.

Синонимы делают речь более литературной и изящной. Если мы будем все время повторять одно и то же слово, например, слово писатель, то это будет читателя раздражать, как звук царапанья по стеклу.

2, Однородныминазываются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

5билет 1.Правописание согласных в корне.

1. Для того чтобы проверить сомнительные звонкие и глухие согласные, нужно подобрать такую форму или родственное слово, чтобы эти согласные стояли в сильной позиции (перед гласным или сонорным (л, м, и, р)) звуком: сказка — сказать.

2. Если сомнительную согласную нельзя проверить, то её написание нужно запомнить или узнать в орфографическом словаре. ;

3. Двойные согласные пишутся:
— на стыке морфем: приставки и корня (рассказать), корня и суффикса (длинный),
— на стыке двух частей сложносокращенных слов (роддом),
— в словах, которые нужно запомнить или определить по орфографическому словарю (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренные им слова; слова иноязычного происхождения (например, группа, класс) и производные от них (групповой, классный).

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Содержание:
• Что такое звук?
• Какие звуки бывают?
• Как произносятся звуки?
• Транскрипция слова
• Цветовая схема

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, — твёрдый звук, — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → , колючка → . Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук , красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласные а о у э и ы я ю е ё
Согласные ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъ ь ъ

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *