Как пишут дети в 1 классе?

Первый раз в первый класс… Это волнительно не только для детей, но и — пожалуй, даже в большей степени — для их родителей. На что (или кого) обратить внимание, выбирая, в какой класс пойдет ребенок? Обязательно ли проходить подготовительные курсы и вообще уметь читать-писать? Наши журналисты искали ответы на эти и другие вопросы.

Нужные навыки. Что должен уметь ребенок, идущий в первый класс? Об этом мы поговорили с Ольгой Котиной, учителем начальных классов школы № 17. За плечами у Ольги Николаевны 34 года педагогического стажа.

«Если говорить об общем развитии, то ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, знать по именам родных и близкое окружение семьи, места работы родителей, домашний адрес; должен знать культуру общения — уметь здороваться, благодарить, использовать вежливые слова. Знать названия животных, отличать птиц от рыб и зверей, кусты от деревьев и трав, овощи от фруктов, различать времена года и знать дни недели. Если говорить о математике, то надо уметь считать до десяти и обратно, сравнивать предметы по количеству, длине и ширине, называть простые геометрические фигуры. В первом классе ребенку будет намного проще, если он до школы научится читать, выучит наизусть несколько стихотворений, сможет пересказать простую сказку и составить историю по картинке. Для развития мелкой моторики надо, чтобы ребенок больше рисовал, лепил, работал с конструктором, умел застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Вообще, хотелось бы сказать, что, развивая умственные способности ребенка, родители не должны забывать о физических. Но следует помнить, что ребенка нельзя лишать детства, все вышеперечисленное надо развивать через игру, без фанатизма, а еще важно объяснить ребенку, что учеба в школе — это возможность каждый день узнавать что-то новое и интересное».

— Предварительная подготовка к школе — обязательное условие или просто рекомендация?

«Рекомендация — чтобы самому первокласснику было проще. Речь необязательно о курсах, сейчас хорошую подготовку дают и в садиках. Часто детей готовят родители или бабушки-дедушки. Хотелось бы отметить, что надо учить ребенка писать печатными буквами, а не письменными. Если у ребенка есть желание читать — замечательно; если нет, постарайтесь хотя бы в игровой форме поучить буквы и звуки. Сейчас большинство программ и ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты — прим. авт.) ориентируют на то, что ребенок, приходя в школу, должен уметь читать. Но если не умеет — это не катастрофа. В конце концов, школа нужна именно для того, чтобы учить».

— Много ли детей, не умеющих читать, приходит в первые классы?

«Намного меньше, чем раньше. В основном все умеют».

— У вас было уже восемь или девять наборов классов. Как за это время изменились первоклассники?

«Они, конечно, намного раскрепощеннее, не боятся общаться с учителем, задают больше вопросов, и это хорошо. Очень много любознательных детей. Например, в нашей школе они уже с первого класса начинают заниматься различными проектами, научными работами, ездят на конференции, конкурсы. Мне кажется, что сейчас дети намного интереснее и развитее, чем 10 лет назад».

Ученики Ольги Николаевны регулярно и успешно участвуют в различных научных конференциях и конкурсах, включая всероссийские и международные. Департамент образования области не первый год поощряет ребят поездкой в лагерь «Артек».

— Большинство детей отлично ориентируются в информационных технологиях, Интернете, гаджетах. Это плюс или скорее минус?

«Плюс, но родителям нужно следить, чем именно интересуется ребенок, и ограничивать время использования гаджетов. Но все равно любовь к книге должна пересилить. Надо приучать детей к чтению, это действительно острый вопрос».

Как выбрать. Понятно, что у первоклассников есть период привыкания к школе. А есть ли адаптационный период у родителей?

«Я считаю, что да, ведь первый класс —начало нового этапа в жизни ребенка, — говорит Ольга Николаевна. — Родителям надо запастись терпением. Если есть трудности, можно обратиться к психологу (во всех школах сейчас есть психологи), поговорить с учителем, почитать специальную литературу».

— Какие адаптационные сложности у родителей возникают чаще всего?

«Чаще всего они переживают, справится ли ребенок с учебной программой».

— Сейчас есть возможность выбирать, в какой класс пойдет ребенок, — по сути, выбирать программу и выбирать педагога. На что ориентироваться — выбирать прежде всего программу или учителя?

«На самом деле учебные программы не настолько радикально отличаются друг от друга, больше отличаются школы: где-то углубленно изучаются одни предметы, где-то другие. Так что выбирать лучше школы в соответствии со склонностями, которые родители видят у ребенка; также стоит прислушаться к рекомендациям психологов, если дети проходили такое тестирование. А выбирать именно педагога, наверное, не стоит. Мы тоже были молодыми специалистами, когда пришли в школу. И молодые учителя, которые приходят сейчас, ни капли не хуже тех, у которых уже есть опыт. У них горят глаза, они энергичные, им все интересно, и детям с ними интересно тоже».

— Вы работали и в четырехлетней начальной школе, и в трехлетней. Какая система, на ваш взгляд, лучше?

«Наверное, равноценно. Но, думаю, учиться четыре года — более комфортно и спокойно, хотя бы потому, что сейчас больше предметов».

— Дети с первого класса пользуются рабочими тетрадями. Они впрямь так нужны?

«Да, там развивающие задания и задания, с помощью которых ребенок закрепляет знания. Раньше таких тетрадей не выпускали и ученикам приходилось тратить больше времени — самим или вместе с родителями, скажем, клеить аппликации, делать рисунки. Я до сих пор храню свой школьный дневник по природоведению, так что знаю, о чем говорю. А в нынешних тетрадях уже есть все необходимое, поэтому экономится и время на уроке, и время у родителей дома».

Самостоятельность. Готовя этот материал, мы не могли не поговорить с мамами будущих первоклассников, тем более что одна из них, Валентина Лелина, работает в нашей редакции. Ее сын Алексей пойдет в 1 «Е» класс школы № 41.

«В садике Алеша прошел все этапы подготовки к школе, от счета до чтения. Он понимает, что со школы начнется более самостоятельная жизнь. Он уже многому научился в плане бытовой самостоятельности. Например, сам закрывает входную дверь, пользуется микроволновкой, готовит бутерброды, может постирать носки и т. д. Это ему пригодится, ведь он будет приходить домой из школы, когда взрослые еще на работе. Чтобы настроить его на серьезное отношение к учебе, я сделала ему рабочее место в комнате. Купила письменный стол, шкаф под книги, настольную лампу, кресло. Украшал он свое рабочее место сам — повесил любимую фотографию, плакаты с мотоциклами, расставил книги. Я пожалела, что не купила заранее форму. Правильно говорят: готовь сани летом, телегу — зимой. Цены на школьную одежду перед началом учебного года выросли существенно. Знаю, что многие знакомые покупали вещи через интернет и обошлось дешевле. Думаю, в следующий раз тоже попробую так. В целом, я поняла, что мне самой надо учиться рационально использовать деньги: составлять список, больше интересоваться у знакомых, посещать разные сайты, чтобы узнать, где вещи дешевле. Но главное, чтобы 1 сентября запомнилось ребенку как праздничный день, с которого начинается дорога в мир знаний».

Агата Волевач, которая вот-вот станет первоклассницей школы № 9, научилась читать еще в пять лет и успешно освоила счет, однако подготовительные курсы к школе тоже посещала (они проходили в той школе, в которой, как предполагалось, девочка будет учиться).

«Месяца через полтора после начала курсов она стала осознавать, что такое школа, для чего надо делать домашние задания, выучила и соблюдала свой график, — рассказывает Светлана Волевач,мама Агаты. — Она сама стала отслеживать: «Завтра четверг — у меня занятия с психологом», «Завтра суббота — надо идти в школу». Мне это очень нравилось. Курсы длились четыре месяца, дети приходили два раза в неделю — в один день занимались с психологом, в другой были занятия (чтение, математика, окружающий мир, каждое по 30 минут). Она поняла, что такое школа, что там нельзя вести себя как в садике».

Все лето Агата отдыхала, набираясь сил перед учебным годом.

«Сейчас я не заставляю ее делать ничего, что связано с учебой. Я говорила с психологом, с учителем начальных классов, они сказали, что в начале учебного года всегда заложено полтора месяца на то, чтобы ребенок адаптировался к школе».

Еще Светлана Волевач отметила:

«Мне очень нравится, что в этой школе они будут писать перьевой чернильной ручкой, как раньше писали мы. Это очень хорошо и для почерка, и для развития моторики, и для развития мозга».

— Вы покупали к школе что-то помимо непосредственно школьного набора? Например, некоторые родители в связи с началом учебы покупают детям телефоны.

«Я отдам ей свой прежний телефон. Но я сразу предупредила, что, во-первых, на телефоне не будет интернета (это моя принципиальная позиция), во-вторых, это только для экстренных случаев».

Лев Малахов в этом году станет учеником 1 «А» класса школы № 19. В ноябре ему исполнится восемь лет. По закону родители имели право решать, отдать его в школу в год семилетия или на следующий год. После долгих обсуждений выбрали второй вариант.

«Я намеренно продлила детство ребенку, — говорит мама мальчика Елена Малахова. — Интеллектуально он был готов к школе в прошлом году, но психологически еще не был. Кроме того, хотелось, чтобы у сына был полноценный выпускной из садика, вместе с одногруппниками. В моем окружении много семей с детьми, которые учатся в младших классах. Я вижу, что очень часто мамы, отправляющие шестилетних детей в школу, во втором классе начинают жаловаться: ребенок не учится, не справляется и так далее. А ребенок, по сути, первоклашка во втором классе, он только-только готов к школе, а требования уже не как для первого года».

— Вы наводили справки о педагоге, прежде чем решить, в какой класс пойти?

«Да. Педагог у нас очень хорошая, я с ней уже виделась, она оставила очень приятное впечатление. С большим опытом; видно, что требовательная, без лишних сюсюканий. О ней много хороших отзывов».

На вопрос о покупке «помимо непосредственно школьного набора» Елена ответила, что подумывает купить так называемые умные часы — по ним можно позвонить, а еще они передают сигнал, который показывает точное местонахождение ребенка.

«С точки зрения безопасности это очень удобно. Понятно, что первое время я его буду провожать и встречать, но дальше ему все равно придется привыкать к самостоятельному посещению школы, а дети часто теряют контроль времени, могут загуляться, заиграться во дворе с ребятами или уйти в парк рядом».

Лева хочет в школу настолько, что заразил своим желанием и младшего брата, тот уже сам ждет, когда ему будет семь лет и он тоже пойдет в первый класс.

«Мы готовим Леву к этому, для нас начало школы — праздник, но мы не накручиваем ребенка, чтобы нетерпение не перешло в тревогу».

Мы спросили у Левы, не боится ли он идти в школу. Он признался, что немного боится, потому что думает, что будет сложно учиться. Но тут же добавил: если захотеть и стараться, все получится и можно стать круглым отличником.

— Почему ты хочешь в школу?
— В школу хочу, потому что я там узнаю очень много нового.
— О чем?
— О новых профессиях, о разных животных. И еще у меня там будут новые друзья.

Когда класс становится коллективом?

«Обычно первоклассники притираются другу к другу и превращаются в настоящий коллектив за первую четверть, — говорит педагог Ольга Котина. — Кто-то вместе с кем-то уже ходил в садик, кто-то — на подготовку, кто-то живет в одном дворе. Учитель всегда старается, чтобы дети сплотились. Вдобавок с детьми раз в неделю работает психолог. Поэтому, если у ребенка в классе изначально не было знакомых, родителям не надо волноваться: уже через месяц он всех будет знать, привыкнет и к коллективу, и к требованиям учителя. В первый год школа дает ребенку социальные навыки, возможно, даже в большей степени, чем новые знания».

Сложно обобщить, в какую сумму обходится подготовка к школе. Во многих семьях остались вещи от старших детей или что-то подарено родственниками, поэтому покупается не весь набор. А у тех, кто все покупает с нуля, тоже разные финансовые возможности. Скромный в плане цены канцелярский набор можно приобрести за 600 — 1000 рублей. Родители говорят, что наиболее дорогостоящая покупка — это мебель для школьника, если таковой дома еще нет. Письменные столы у нас в городе можно купить за 2 — 4 тысячи рублей. Один стул, причем не то чтобы сильно «навороченный», стоит порядка 2 тысяч рублей.

Елена Бжания, Валентина Лелина, газета «Голос Череповца»

«Тетрадь ученика – это его лицо», — так говорят учителя, приучая нас с первого класса к тому, что тетради должны в порядке. Аккуратная, правильно оформленная тетрадь (в соответствии с требованиями учителя и школы) это всегда плюс ученику. Обычно учителя в начале года пишут на доске образец оформления тетрадей, но иногда это дело доверяют ученикам. Самостоятельно подписать тетрадь по английскому языку бывает нелегко. Поэтому этот вопрос можно встретить на просторах интернета.

Инструкция по оформлению тетради

Как подписать тетрадь по английскому? Однозначно это должно быть сделано на том языке, на каком ведется обучение тому или иному предмету. В данном случае – на английском. В центре обложки или в правом верхнем углу помечается следующая информация:

  1. название предмета;
  2. имя и фамилия ученика;
  3. класс;
  4. школа.

Переводим на английский, и вот, как это выглядит:

  • Eng­lish
  • Ali­na Ivano­va
  • Form 5 «A»
  • School 117

Это стандартный вариант оформления тетради по английскому языку. Ниже будут приведены другие варианты подписи, которые зависят от требований учителя, школы или даже от пожеланий ученика.

Важно знать!

Следует помнить, что в английском языке порядок указания имени и фамилии следующий: сначала имя, потом фамилия.

Пример: Anna Myati­na (как написать своё имя и фамилию английскими буквами, читайте в статье «Русские имена на английском – основные правила перевоплощения»).

Имя ученика может быть передано на английский с помощью транслитерации (Niko­lay, Pavel, Yeka­te­ri­na), а может быть заменено английским эквивалентом (Nick, Paul, Kate и др.)

Тетрадь по английскому языку подписывается по стандарту Великобритании и США. Этот же стандарт соблюдается и в школах СНГ, в которых обучают иностранным языкам. Вот причина отличия (от русского) порядка строк.

  1. Если тетрадь принадлежит студенту, вместо класса указывается курс или группа.
  2. В конце строчек точки не ставятся.
  3. The city of Moscow / Moscow-city
  4. В последней строке иногда указывается город/регион проживания, но это не обязательно.
  5. В британском английском слово «класс» пишется как form, а в американском варианте пишут «grade». Но оба варианта верны.
  6. При указании номера школы (Школа №123), значок «номер» в английском языке не ставится. Пример: School 125.
  7. Если требуется подписать тетрадь для новых слов – словарь, то на первой строке пишем не просто Eng­lish, а Eng­lish Vocab­u­lary.

Другие варианты подписи тетрадей по английскому языку.

В разных школах различны и требования к оформлению тетрадей по английскому языку. Самое главное правильно написать название предмета, указать номер школы, класс, в котором учится ученик, и конечно, не забыть своё имя и фамилию. А можно просто приобрести тетрадь для работ по английскому языку, которая уже будет стандартно подписана, останется лишь пометить номер школы, указать класс и имя ученика.

В преддверии нового учебного года «О!» продолжает серию разговоров о школе, учителях, учениках и учебных программах. Сегодня мы поговорим о том, что такое подготовка к школе и какими главными навыками должен обладать будущий первоклассник. Об этом «О!» рассказал руководитель начальной школы «Новой школы» Сергей Плахотников.

Сергей Плахотников, руководитель начальной школы «Новой школы»

Как маме самостоятельно проверить, готов ли будущий первоклассник к школе?

Согласно программе первого класса, читать и писать ребёнка должна научить школа, так что эти навыки как раз не ключевые. Будущий первоклассник должен быть хорошо физически развит, он должен иметь необходимые графические навыки — уметь рисовать прямые линии, овалы, круги, понимать, что такое квадрат. Скорее всего, к этому возрасту он уже может считать до десяти, двадцати или тридцати, но в первом классе ему всё равно придётся ещё раз этому учиться.

Мне кажется, что к первому классу ребёнок должен уметь завязывать шнурки, самостоятельно одеваться, мыть руки после посещения туалета и организовывать своё питание: знать, где первое, где второе, уметь объяснить, что он любит, что не любит, что вообще никогда не ест. Также у него в этом возрасте должен быть хорошо развит кругозор, он должен знать достаточное количество сказочных героев из народных и авторских сказок.

В общем, чтобы пойти в школу, ребёнок должен быть самостоятельным существом. А задача школы — сделать ребёнка грамотным: научить читать, писать, считать.

А что бы вы тогда назвали подготовкой к школе, раз читать, считать и писать учат в первом классе?

Мне вообще не понятно такое понятие, как подготовка к школе. Ребёнок живёт своей жизнью, и, как совершенно ожидаемый этап, в этой жизни наступает школа. К этому времени хорошо бы, чтобы он стал самостоятельным человеком, который понимает, что такое плохо и что такое хорошо, умеет дружить, играть и соблюдать правила в этих играх, а если кто-то не соблюдает правила, то он умеет возмущаться и сможет предъявить счёт тому, кто эти правила нарушает. Ребёнок знает, что ему интересно, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, какие книжки читать и кто у него любимый герой. Он всё знает, всё понимает и готов учиться.

Неужели все современные первоклассники обладают этими качествами?

Нет, на самом деле таких детей практически нет. К сожалению, в школу приходят совсем не готовые к школе дети. Они не могут завязать шнурки и не умеют пользоваться ложкой. Это результат родительской гиперопеки. При этом большинство детей просто измучены «подготовкой к школе», у них просто отсутствует мотивация учиться, поэтому в первом классе нам приходится работать именно с мотивацией.

Как вы это делаете?

Если учёба организована так, что детям неинтересно, то как вообще они могут быть мотивированы в этом случае? Но дети приходят в школу именно для того, чтобы учиться. Им этого очень хочется, у них в голове есть образ: вот они учатся, вот становятся успешными, вот им говорят писать закорючки, они пишут, их хвалят. А потом они внезапно сталкиваются с тем, что этого не происходит! Более того, те закорючки, которые они собирались писать, совершенно не соответствуют тем, которые заставляют! Никто вообще не интересуется ожиданиями детей. Они просто должны соответствовать определённым стандартам, чтобы учителю было удобно их учить.

И что в этот момент должны говорить ребёнку родители?

Родители должны и могут говорить следующее: «Слушай, даже если тебе очень сложно, я всегда буду тебя поддерживать, я всегда буду на твоей стороне!» Всё.

Первая учительница — важнейший человек в школьной жизни ребёнка. Как правильно выбрать педагога в начальной школе?

Родителям вовсе не обязательно видеть и знать учителя заранее. Если они идут в эту школу, значит, они ей доверяют. Мне кажется, что первое и самое главное педагогическое качество, как ни странно, сомнение. Педагог — это человек сомневающийся. Он как бы присматривается к детям и изучает их, думает, подходит ли им программа, как эту программу перевернуть так, чтобы её дети усвоили. Это человек, который сомневается, ищет, находит и вместе с детьми движется к успеху. Важен еще один момент: это должен быть педагог, у которого к детям нет вопросов. Он не спрашивает у них ничего, он так строит ситуацию, чтобы вопросы задавали дети.

Можно спросить — сколько будет 2+5? И учитель, задавая этот вопрос, конечно, знает на него ответ. А как задать вопрос так, чтобы была ситуация неопределенности? Очень просто: «Ребята, а кто из вас знает, сколько будет 2+5?» Звучит совершенно по-другому, потому что здесь есть исследовательская позиция! Ведь кто-то не знает!

Наш педагог, Алексей Юшков, автор программы «Загадки природы» по окружающему миру, любит показывать своим ученикам всякие видеоролики. Дети их смотрят, а он в конце спрашивает: «Ну и какие у вас вопросы?» И дети начинают спрашивать: «А там, например, были крокодил и птичка, и вдруг эта птичка прыгает под крокодила, а он её не ест! А мы думали, что крокодил ползает, а он вдруг вскочил на все четыре лапы и побежал, а правда, что крокодилы бегают? А что это за птичка такая? А почему он её не ест?»

Ставят ли сейчас оценки в первом классе?

Я видел тетрадки первоклассников, в которых есть оценки, но начальная школа вполне может существовать без отметочной системы, потому что для нас важно вырастить ребёнку самооценку, а она растёт только в ситуации безотметочной, но это не значит, что безоценочной. Вот смотрите, ребёнок написал диктант и допустил там три ошибки. Педагог ему говорит: «Я проверила твой диктант, ты допустил три ошибки, две ошибки у тебя связаны с безударной гласной в приставках, а еще одна — падежное окончание. Для того чтобы тебе в дальнейшем их избежать, давай придумаем тебе тренировку». Вот это содержательная работа, ребёнок понимает, что у него проблемы не на формальном уровне, а на содержательном.

А задают ли домашние задания?

На мой взгляд, домашнюю работу в первом классе задавать можно. Ребёнок вполне в состоянии сосредоточиться на десять минут и выполнить короткое задание, данное ему учителем, у него должна складываться привычка к самостоятельной работе, а она с потолка не берётся. Для того, чтобы у ребёнка сформировалась привычка, должна быть воля взрослого.

А если у ребёнка с самостоятельной работой никак не клеится и всё время хочется, чтобы ему помогала мама, как маме лучше всего себя вести в этой ситуации?

Маме лучше в этой ситуации повести себя следующим образом: она должна всё время быть дурочкой и задавать вопрос: «Чем я могу тебе помочь? Мне за тебя буковку написать? Вот, я написала, только ты учительнице скажи, что это я за тебя написала, когда она будет проверять твою работу. Чем я ещё могу тебе помочь? Решить за тебя задачу?» Хорошо, мама решила за него задачу, всё объяснила, только тогда честно будет написать в тетради: «Решала мама!» Со временем критическая масса маминого участия будет постепенно уменьшаться, потому что ребёнку будет стыдно признавать, что за него всё решала мама. Но так действовать можно только в том случае, если учитель готов вам подыграть.

Читайте другие интервью на «О!»:

До 7 лет мы учим детей ходить и говорить, а когда они приходят в школу — мы их учим сидеть и молчать

Алексей Кортнев: «Запрещать то, что можно разрешить — это очень дурная привычка!»

Фото: пресс-служба «Новой школы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *