Как разговаривать с грудничком

Содержание

Ребенок 9-12 месяцев

Этот период связан с тем, что ребенок начинает самостоятельно стоять, а затем и ходить.

С 9, 10 до 12 месяцев малыш овладевает навыком речевого подражания, в ответ на вашу речь произносит слоги и простые слова, которые не говорил ранее. Это значит, что взрослый, а особенно мать, которая постоянно общается с ребенком, может учить его повторять за собой первые простые слова, состоящие из одного-двух прямых слогов. Например, можно показать ребенку куклу и попросить его повторить за вами: «ля-ля», «топ-топ». Чем эмоциональнее и чаще вы повторяете желаемые слова, сопровождая их показом и действием, тем малыш быстрее их запомнит. Слова должны быть простыми и понятными ребенку. Читайте малышу стихи, потешки, первые сказки, пойте песенки и считалочки.

Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни Катя ноженькой.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное покажись!

Радуйтесь тем словам, которые произносит ваш ребенок вслед за вами, усваивая опыт человечества, накопленный веками.

Помните, что задача родителей — подарить ребенку свободу самостоятельного общения с внешним миром.

От редакции

Вопросы родителям: Как вы думаете, если родители ребенка люди неразговорчивые, стоит ли им преодолевать собственные склонности ради того, чтобы разговаривать с грудным младенцем?

Почему множество родителей переживают и тревожатся, если ребенок, в остальном соответствующий основным возрастным показателям, говорит меньше, чем его сверстники?

Наталья Артуровна Матвеева, учитель-логопед,
детский сад № 203 г. Нижний Новгород

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу — имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я». Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико…» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила…» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки…» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!». Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом. Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что…»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Читать по теме:

Как общаться с маленькими детьми

Как новорождённые общаются с нами?

С момента рождения малыш обучается понимать слова и вступать в диалог с родителями при помощи плача, улыбки и смеха, указывания и зрительного контакта.

Улыбка и смех

У ребёнка еще в утробе матери появляется некое подобие улыбки, когда начинает формироваться нервная система. А в возрасте 1-2 недель, обычно во сне, малыш улыбается, и родители считают, что ему снятся красивые сны. Это не так. Такая улыбка является рефлекторной реакцией мышц на звуковой сигнал. К концу 4 недели он будет улыбаться уже по своей воле, как реакция на знакомый голос или прикосновение, но не как ответ на улыбку взрослого. Только в 4-5 месяцев он ответит на вашу улыбку своей.

Смех и улыбка выполняют важную социальную роль: способствуют общению малыша с окружающим миром. Если родитель, например, поглаживает или легонько щекочет ребёнка и это действие ему нравится, он засмеётся, и вы захотите повторить эти действия вновь. Путём подобных повторений ребёнок приобретает навыки общения и начинает понимать, что с помощью своего смеха может добиться того, что хочет. А если вы покажете малышу что-то непонятное, например, незнакомый ему предмет, улыбки в ответ на это действие не последует. Следовательно, с помощью улыбки и смеха, он отделяет известные ему развлечения от неизвестных. Таким образом он приспосабливает свою программу взаимоотношений с окружающими к своим возможностям.

Указывание

Этим приёмом малыши пользуются часто, если видят предмет. Если предмета нет, то и указывания не будет. Это ещё одна возможность поделиться со взрослыми информацией. Он как бы «говорит» родителям, какой предмет ему нужен, и эта манипуляция имеет чётко обозначенную цель: «дай то, что хочу». Требование выполнения его желания сопровождается эмоциями: дали то, что просил – улыбка, дали не то – плач. Так что не вы, уважаемые родители, являетесь лидером общения, а ваш малыш.

Плач

Самый эффективный способ общения со взрослыми. Маленькие «хитрецы» всегда добиваются им желаемого. На плач сбегаются все от мала до велика. И вот тут начинают выдвигаться требования: надоело одиночество – возьмите на руки; испытываю дискомфорт – смените подгузник; заболел животик – примите меры, проголодался – накормите и т.д. Имейте в виду, что у каждого ребёнка свой уникальный плач, как отпечатки пальцев. У плача свой индивидуальный ритм, тембр, интенсивность и интонация.
Учёные проводили эксперимент с аудиозаписью плача малыша и отметили, что он может варьироваться в диапазоне пяти октав (удивительно?!).

Плач новорождённого вызывает у родителей тревогу и огорчение. Но не только это. Он может вызвать и определённые физиологические реакции у матери: поднимется давление и усилится сердцебиение. То есть плач несёт определённую смысловую нагрузку и заставляет больше тревожиться (если это слёзы от голода или боли, нежели от скуки), потому что более ритмичен и обычно сопровождается брыканьем. Постепенно родители, особенно мама, начинают распознавать характер слёз и весь репертуар требований своего маленького чада.

Плачем ребёнок привлекает ваше внимание и посредством этого приёма общается с вами. Сразу скажу, какими бы знатоками слёзного репертуара вы не были, реагировать надо сразу, дабы выяснить причину, ведь у ребёнка нет других способов сообщить вам о своих нуждах или о своём физическом и эмоциональном состоянии. Ваше внимание даст уверенность и спокойствие: он под защитой.

Зрительный контакт

Как вы уже успели заметить, младенцы начинают общаться с окружающим миром задолго до того, как начинают понимать и произносить слова. Когда вы подходите к ребёнку, между вами устанавливается зрительный контакт, после ваших слов возникает диалог. На словесные фразы малыш реагирует по-своему: улыбается, дрыгает ножками, гукает, корчит рожицы – это и есть диалог. Он воспринимает интонацию и ритм вашей речи, а также взгляд и жесты. Со временем он привыкнет к звучанию наиболее часто произносимых слов, и, скорее всего, в будущем начнёт их произносить в первую очередь.

С 4 недель он уже будет имитировать гуканьем речь взрослого. Кроме того, во время зрительного контакта младенцы следят за синхронностью возникновения звуков и движением губ взрослого. Когда вы начинаете общение с малышом, учтите, что важно соблюдать очередность: вы говорите, потом ждите гуканья в ответ, только потом начинаете продолжать реплику, опять ждёте обратной реакции и т.д. Если вы нарушите очерёдность в диалоге, малыш собьётся и не поймёт, чего от него ждут взрослые. Видите, сколько тонкостей вы должны учитывать. «Доречевые» диалоги между родителями и младенцем очень важны для его речевого развития в будущем.

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.
Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.
Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную… При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.
Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки. Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют. К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра
– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
– Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
– Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
– Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно
– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

Любимые стихи и сказки

Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись!
С боку на бок Повернулись.
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки? Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…
Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Речевые игры

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.
А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
Маше в ушко вцепились.
Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.
А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…
Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Эффективное общение или как разговаривать с грудничком правильно

Малыш еще в мамином животе учится различать звуки: мамин смех, голос, стук маминого сердца. Конечно и голоса других родственников он слышит и различает, но более приглушенно, чем мамин. Пока еще немного звуков, но он уже способен их различать. Да и невербальное общение неродившегося малыша с родителями очень важно — помогает установить связь, необходимую для развития речевого аппарата крохи в будущем.

Итак, рассмотрим вредные факторы, влияющие на развитие речевого аппарата грудного ребенка.

1. Сюсюкание

Малыш еще в материнской утробе начинает различать человеческую речь, воспринимает различные звуки окружающего мира.

Особенно малыши хорошо реагируют на речь мамы, поэтому следите за тем, как вы говорите. То, что будет слышать постоянно, будет являться для него некой нормой речи. Если целенаправленно коверкать слова, то он будет повторять.

Многие мамы, пытаясь выразить свою чрезмерную нежность + привязанность к малышу, начинают говорит : хоЛЁший мой, кЛасавец, моя маСЮнечка, пр. Этим сюсюканием будет тормозиться психическое развитие, речевой аппарат.

Кстати, чаще всего сюсюканием «грешат» бабушки и дедушки, ведь своих детей они вырастили, а внуки дают им вторую молодость. Так что проследите за манерой разговоров близких родственников и обратите их внимание на это.

Однако, к сюсюканью не у всех специалистов отрицательное отношение. Некоторые утверждают, что такое нестандартное общение, когда демонстративно растягиваются гласные, произносятся ласковые слова, при этом мама улыбается, помогает крохе стать более уверенным, понять, что мама его очень любит и он занимает в ее жизни важное место. Это называется еще Бэби-ток. Почитайте книгу проф. Степанова «Общение с новорожденным, как с миром», там много интересной информации. Вы можете легко найти ее в интернете, я, к сожалению, не могу нарушать авторские права профессора, так что оставляю вам только название и фото книги.

2. Слишком быстрая речь

Если окружающие карапуза будут говорить быстро, не особо разборчиво, он будет плохо запоминать слова, так как попросту будет не успевать расслышать + запомнить слово. Получится некая невнятная масса слов, слитых в единое не разборчивое месиво.

Прежде всего малышу будет не понятно, чего от него хотят взрослые, а позже он и сам будет говорить невнятно.

Иногда на основе этого появляются речевые заикания, потому что малыш будет пытаться скопировать ускоренный темп взрослого, а у него это не получиться.

3. Сосание соски

Пустышки и соски значительно тормозят речевое развитие малышей. Понятно, что если рот все время занят, ребенок привыкает просто что-то мычать в ответ.

Этапы развития речевого аппарата

  • Период новорожденности (1-й месяц жизни).
  • 2-3 месяца.
  • 3-6 месяцев.
  • С полугода до 9 месяцев.
  • С 9 месяцев до года.

Учимся правильно говорить с новорожденным ребенком

Главный стимул для речевого развития — это правильное общение с ребенком, начиная с рождения. Первый месяц жизни — самый главный. Ведь все, что кроха услышит и постигнет в этот период, станет фундаментом дальнейшего формирования речи.

Как разговаривать с грудничком? Просто, не надо сложностей и заумных фраз. Понятно, что ответа от второй стороны еще нет, но говорите с ним, как с полноценным участником вашей беседы. Рассказывайте, о том, что его окружает; что вы сами видите, гуляя в том или ином месте; показывайте ему то, о чем говорите. Пусть он еще чего-то не понимает, у него пока ассоциативное внимание, но эти вещи лягут в его умственную кладовую и будут извлечены оттуда, когда придет время.

Общаемся с 2-3 месячным ребенком

Малыш начинает больше бодрствовать, активно включаются в развитие слуховые и зрительные навыки.

Используйте разные погремушки и бубенчики в разговоре с карапузом, будут активизироваться речевой и слуховой центры, используйте потешки.

Poteshki Mal
poteshki-mal.zip
18.1 MiB
60 Downloads
Детали

Набор потешек для детей раннего возраста

Платформы: Windows 8
Категория: Музыка песни
Дата: 29.08.2018

Poteshki
Poteshki.zip
202.0 MiB
63 Downloads
Детали

Потешки малышам, помогающие становлению речевого аппарата маленького ребенка

Платформы: Windows 8
Категория: Музыка песни
Дата: 29.08.2018

Рассказывайте малышу о нем самом, кроха будет ассоциировать себя с тем, как вы о нем отзываетесь: говорите, что плакса — будет плакать, говорите, что послушный — будет слушаться.

Не знаете, что придумать? Воспользуйтесь проверенными методами: сказки и детские песенки, стишки. Малышам нравится народный фольклор.

Не умеете петь , включите диск.

Детские песенки
detskie-pesni.zip
28.3 MiB
413 Downloads
Детали

Популярные детские песенки развлекут ваших карапузов и станут основой при обучении их музыке.

Платформы: Windows 8
Категория: Музыка песни
Дата: 25.04.2016

Колыбельные мелодии
kolibelnie.zip
578.7 MiB
462 Downloads
Детали

Чудесные колыбельные помогут усмирить даже самых капризных малышей. Спетые с любовью, они просто настраивают на успокаивающий сонный лад.

Платформы: Windows 8
Категория: Песни
Дата: 27.03.2016

Колыбельные народов мира
kolibel-narodov-mira.zip
36.9 MiB
493 Downloads
Детали

Вы еще не знакомы с колыбельными мира — самое время послушать их и познакомить с ними малышей.

Платформы: Windows 8
Категория: Песни
Дата: 27.03.2016

Музыка с мамой (аудио)
zeleznovy.rar
9.9 MiB
823 Downloads
Детали

Популярное аудиоиздание Железновых «Музыка с мамой» поможет малышам усвоить азы музыкального образования и разовьет слух малышей.

Железновы
Категория: Песни
Дата: 28.05.2015

Кстати, проведенные исследования, показывали, что болеющие младенцы с которыми много разговаривали, быстрее излечивались, поскольку чувствовали родительскую поддержку.

P/S: разговаривая с грудничком обязательно сохраняйте спокойствие, тогда и ребенок будет контролировать свои эмоции, или быстрее успокаиваться, если плачет. Эмоциональная речь способна напугать малыша и он расплачется еще сильнее. Если нужно, говорите строго, но… без крика. Ребенок должен учится понимать вашу интонацию и различать по голосу, когда «можно», а когда «нельзя».

Когда кроха начнет гулить, очень важен эмоциональный контакт, он будет изучать изменение мимики вашего лица, согласно тому, что вы произносите — и копировать это. Если говорить монотонно, неинтересно, то вас никто слушать не будет.

Общение с ребенком с 3 месяцев до полугода

Гуление становится основным средством общения крохи с окружающим миром. Поэтому обязательно нужна ответная реакция с вашей стороны. Не стоит стоять и улыбаться, пока кроха гулит, отвечайте ему, вступайте во взаимный контакт.

Пусть малыш четко видит ваше лицо, это поможет повторять ваши мимики и движение губ. В 5 месяцев он начинает гулить более напевно и с разной интонацией, так вы можете понять и его состояние.

Ближе к полугоду, кроха уже начинает использовать согласные буквы в своем обороте, и пару тройку слогов.

Общаемся с младенцем с полугода до 9 месяцев.

Кроха уже многому учится, его двигательные и разговорные рефлексы все усложняются. Малыш на ваши слова способен отвечать движениями, например, прощаясь, махать рукой.

Чаще спрашивайте «Где» и ищите вместе с ним необходимые предметы, а потом обязательно озвучивайте их название, и свойства, для чего нужны. Это замечательное упражнение для накопления пассивного словарного запаса.

Еще одна крайность — все делать за малыша. Если вы о чем-то его спрашиваете, не отвечайте за него, дайте ему время, потом снова повторите вопрос, дайте ему выговорить, обязательно с интересом выслушайте его ответ и посмотрите на реакцию.

Именно здесь важно, чтобы лепет крохи переходил в новые словосочетания и порой — слова.

Дети, которые страдают нервными расстройствами и часто болеющие дети, особо подвержены речевым расстройствам. Для них важную роль играют закаливания, теплая эмоциональная обстановка в семье.

Общение с 9 месяцев до года

Малыш пытается занять вертикальное положение, и наряду с этим начинается активироваться его активный запас речи. Он способен простыми словами отвечать на ваши: дай, нет, на, мама и пр.

Чаще обращайтесь к ребенку, говорите четко и внятно, чтобы повторял за вами. Чем чаще вы будете показывать предмет и озвучивать его, тем быстрее кроха его запомнит и произнесет.

Находите свободное время на диалог со своим ребенком, иначе карапуз станет замкнутым бубнилкой. Вам нужно грамотно пройти все основные этапы развития речи, и тогда малыш в будущем будет очень красиво и правильно говорить.

Положительные стороны в общении с грудничком

  1. Малыши с которыми часто разговаривают более спокойные и уравновешенные.
  2. У крох быстрее развивается речь, ведь они имеют большой словарный запас.
  3. Ребенок развивает память, запоминая потешки и песенки, которые поет мама.
  4. Ребенок лучше чувствует ваше состояние и подстраивается под него.
  5. Малыши лучше остаются с кем-то помимо мамы, если этот человек пользуется мамиными сказками и песенками. Ведь и маме надо иногда отлучаться.

Удачи Вам в правильном общении с ребенком, теперь вы знаете как разговаривать с грудничком правильно и эффективно! Обучение речи вашего малыша должно быть грамотным, а главное своевременным.

>Общение детей до года

Тактильное общение

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием. Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *