Как сделать макет инфузории туфельки своими руками?

Урок биологии в 5-м классе

по новым федеральным государственным образовательным стандартам

по теме » Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»

учитель биологии МБОУ –экологический лицей №66 г. Липецк

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Воспитывать культуру поведения при групповой, парной и индивидуальной работе.

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы учащихся: групповая и парная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Ресурсы: учебник, таблица «Бактерии”; ЭОР текст «Общая характеристика бактерий”, интерактивные задания «Составление схемы строения бактериальной клетки”, «Формы бактериальных клеток”, «Составление схемы «Питание цианобактерий”; презентация «Бактерии: строение и жизнедеятельность”; презентация, кроссворды, пластилин, смайлики, текст о бактериях

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята,

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок,

Сядьте плавно и неслышно,

И скорей начнем урок.

Ребята, я хочу пожелать всем, чтобы на уроке вы сделали для себя больше различных открытий. Будьте внимательны, выполняйте все задания, отвечайте на вопросы и вас ждет успех.

II. Подготовка к работе на основном этапе (5мин.).

Учитель: Мы продолжаем погружаться в биологию.

  • Вспомните какое количество видов живых организмов известно человечеству?
  • Что такое классификация?
  • Давайте вспомним единицы классификации начиная с наименьшей.
  • Что мы можем узнать по названию организма?(гаичка черноголовка и гаичка буроголовка)
  • А теперь, вспомним царства живых организмов.
  • Что такое вирусы?
  • Клетки каких организмов они поражают?
  • Как называется вирус поражающий бактерии? Объясните его строение.

II|. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях.

  • А теперь прочитайте предложенный текст. О каких организмах в нем идёт речь?
  • Что вы о них знаете?
  • А что вам неизвестно?

IV. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему):

Гипотеза: Клетки бактерий имеют особое строение, они очень малы.

Цель: Изучить строение бактерий и процессы жизнедеятельности.

Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий (слайды 1 ,2)

V. Изучение нового материала (20 мин).

Разделение класса на группы по выполняемым заданиям.

1-я группа: Общая характеристика бактерий(5 мин) ( слайд3)

Задание: Используя раздел: «Общая характеристика бактерий» на стр.39-40

  • дайте определение бактериям
  • определите их форму и заполните раздел №1 в маршрутном листе.

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради. Заполняют в тетради схему «Формы бактерий”.

  • Бактерии – примитивные одноклеточные организмы.

  • Формы бактерий

сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде (слайд 4) презентации, при необходимости – корректируют.

После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.

  • Бактерии крупнее вирусов
  • Они обитают в горячих источниках, во льдах Арктики, выдерживают высушивание

2-я группа » Строение бактериальной клетки».(5 минут)

Задание: Прочитайте раздел » Строение бактерий» на стр.40-41 и

  • определите, когда появились эти организмы на Земле (слайд 6 )
  • подпишите цифровые обозначения на рисунке (слайд 7 )
  • дайте определения понятиям: прокариоты и эукариоты ( слайд 8)

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек. ( слайд 9 )

3-я группа » Процессы жизнедеятельности бактерий». ( слайд 10)

Задание: Прочитайте текст на стр. 41 и 42 .Определите типы питания бактерий. Дайте определения понятиям » автотрофы» , «гетеротрофы», «фотосинтез».

Заполните схему ||| в маршрутном листе.

Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 «Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий”.

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий”.

Типы питания бактерий( слайд 10)

Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

Потребляют готовые органические вещества.

Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

Условия жизни бактерий ( слайд11)

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка (3- минуты). интернет-зарядка

Каждая группа выполняет задания самостоятельно и через 5-6 минут делится полученными сведениями с другими группами. Каждая группа записывает данные в ходе выступления учащихся в маршрутный лист.

V|. Закрепление нового материала (5 мин).

1.Работа с кроссвордом ( слайды13, 14)

2.Созданиа модели бактерии из пластилина

3.Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания «Составление схемы строения бактериальной клетки”, «Формы бактериальных клеток”, «Составление схемы «Питание цианобактерий”.

VI|. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя смайлики.

С улыбкой- было интересно и понятно

Смайлик-удивление- испытал трудности, необходимо доработать( слайд 15)

VI||. Домашнее задание (2 мин).

Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.

Источники

Многие аквариумисты, занимающиеся выращиванием рыбок, знают, что лучший корм для мальков – инфузория туфелька, которую обычно приобретают в зоомагазинах. Не обязательно тратить средства или отправляться с сачком к водоему, чтобы выловить необходимое количество питательного корма для рыбок. Можно самостоятельно вырастить живую пыль, которая ничем не отличается от покупной культуры. Главное – предварительно разобраться, что это такое, узнать об основных процессах выращивания и прислушаться к советам бывалых аквариумистов.

Среда обитания, строение и передвижение

Обитает простейший одноклеточный организм практически во всех водоемах, главное преимущество которых – стоячая вода. Длина инфузории туфельки – всего 0,5 мм, поэтому невооруженным взглядом заметить ее довольно сложно даже в чистой воде. Форма тела напоминает веретено или подошву туфли, что и стало причиной такого названия.

Особенность одноклеточного организма – наличие крохотных ресничек на поверхности тела. За секунду каждая из них делает около 25 взмахов, которые способствуют движению туфельки. Двигается инфузория довольно быстро – скорость за секунду не превышает 3 мм.

Туфелька из конфет: мастер-класс с фото и видео

Отличным подарком для представительниц прекрасного пола станет туфелька из конфет, мастер-класс поможет быстро справиться с работой. Девушки обожают все яркое, красивое, нежное и шоколадное. Объединив это в одном презенте, можно привлечь к вашему шедевру особое внимание. Настоящее произведение искусства займет достойное место на полке получательницы.

Процессы жизнедеятельности

Как и у большинства инфузорий, рацион туфельки состоит из частичек водорослей и бактерий. Пища попадает в организм через клеточную ротовую полость. Попадая в пищеварительные органы, происходит расщепление частиц, после чего пища, которая не успела перевариться, выводится через порошицу, которая находится рядом с ротовым отверстием. На переваривание уходит около часа.

Кислород в организм попадает через поверхность туловища. В процессе окисляются некоторые органические элементы, которые превращаются в углекислый газ, более сложные соединения.

В организме туфельки есть две вакуоли, в которых скапливаются продукты окисления. После того, как они достигают определенного объема, вакуоли приближаются к поверхности тела и выбрасывают содержимое в воду.

Туфелька из конфет

Туфелька из конфет для Золушки или стильной девушки – как раз то, что нужно в дополнение к дивной сумочке, которую мы разбирали на прошлом МК. А раз так, изготовлена она будет в той же цветовой гамме, из того же материала.

  • Картон, любой, от его толщины будет зависеть количество заготовок
  • Ткань, серебряный декоративный шнур, но можно и плоскую ленту взять, серебряные бусины
  • Серебряная горфробумага, гофробумага на розы сиреневого цвета
  • Флористическая проволока друт (любая другая)
  • Малярный скотч, ножницы, зубочистки, термоклей, клей «мастер»
  • Зеленая органза
  • Конфеты

Если в у вас есть готовая стелька, используйте ее в качестве лекала. Нет – обведите на картоне свою ногу, прорисуйте остренький носок, сузьте всю заготовку – и получите в итоге туфельку «имени меня».

В зависимости от толщины картона, сделайте столько штук заготовок, чтобы все вместе они давали плотную подошву туфельки.

На один из слоев уложите параллельно два проволоки. Они дадут требуемый изгиб и создадут каркас изделия. Следующий шаг – зафиксируйте проволоку малярным скотчем.

Нанесите слой клея «мастер» и приклейте сверху еще одну картонную заготовку. Затем еще и еще. Понравилось? Тогда хватит. Придайте туфельке требуемый изгиб. Я делала туфельку для модницы, на высокой шпильке. Так что подъем был очень крутой. Ну и платформа требовалась не маленькая.

Следующий шаг – изготовление платформы. Использовала строительный полистирол, как раз случился обрезок нужного размера. Примерила, вырезала, как в настоящих босоножках, скосила сверху вниз ножом.

Если остались следы от ножа, огорчаться не стоит. Все равно все неровности уйдут под декоративную ткань (бумагу). Но для успокоения оклеила торцы малярным скотчем. А затем и серебряной бумагой.

Приклеила полученную платформу на картонную заготовку, аккуратно подравняла все слои картона. Примерила полуготовое изделие на импровизированный каблук.

Каблук изготовила из шпажек для барбекю. Собрала их вместе до получения палочки, обмотала скотчем и задекорировала серебряной гофрой.

Примерила на туфельку. Поняла, что я не хочу платформу серебряного цвета, а хочу туфельку из ткани. Это особо дело не меняло. Просто выкроила дополнительную стельку из ткани и полоску на кант платформы. Все на клей «мастер».

Заготовка в виде стельки из серебряной гофры стала подошвой. Приклеила, отрезала лишнее.

Серебряным шнуром начала декорировать сначала верх: место стыка платформы и подошвы, потом по кругу все остальное.

Получилось обойти все дважды. Только в два слоя шнура удалось убрать все огрехи.

Розочки из конфет мы уже научились делать. Как делать такие розочки смотрим ЗДЕСЬ

На туфельку пошло две большие розы, три бутона и для объема композиции – немного фунтиков из зеленой органзы.

Композицию наклеивала на термоклей. Розы украсила бусинами.

Готовую туфельку украсила бантиком сзади (место, где сходятся концы шнура). Для достоверности вырезал на внутреннюю часть туфельки мини-стельку из серебряной гофры.

Размножение

Размножаются туфельки несколькими путями, один из которых – деление. Ядра делятся, образуя новые организмы, которые готовы к полноценной жизни – питанию, передвижению, размножению.

Скудный рацион, неблагоприятные климатические условия приводят к тому, что туфельке приходится размножаться половым путем. Недостаток этого способа размножения – количество особей не увеличивается. Инфузории соединяются, причем ядра сливаются в одно, после чего повторно расходятся – организмы обновляются и повторно делятся. Перераспределение генетических особенностей приводит к увеличению жизнедеятельности туфелек.

Разведение инфузории туфельки в домашних условиях не составит особых сложностей. Опытные аквариумисты используют:

  • кожуру бананов;
  • молоко;
  • изрубленное сено;
  • пекарские прессованные дрожжи.

Самый простой способ раздобыть культуру для разведения – приобрести у более опытных коллег. Если такой возможности нет, остается вооружиться сачком и отправиться к ближайшему водоему. Обязательно черпать воду с небольшим количеством грунта – именно возле дна обычно обитают туфельки.

Разведение в домашних условиях поэтапно:

  1. Поместить каплю жидкости под микроскоп, убедиться, что между добытыми организмами есть инфузории.
  2. Возле капли воды из водоема капнуть немного чистой жидкости.
  3. Попробовать пипеткой отделить туфельки, если не получается, просто соединить кончиком спички капли между собой – инфузории более подвижны и быстро переплывут в чистую воду.
  4. Повторить процесс несколько раз – это позволит полностью отделить только туфельки.
  5. Поместить культуру в чистую емкость с водой, отправить на подоконник (проследить, чтобы прямые лучи солнца отсутствовали).
  6. Капнуть немного молока, которое послужит кормом.

Для вылавливания инфузорий в банку поместить водоросль – туфельки немедленно соберутся возле привлекательного корма. Остается вынуть стебелек и отправить в аквариум на корм малькам.

Делаем подарочную туфельку из конфет

Когда я только начала заниматься свит-дизайном, я решила, что буду делать только ручные букеты и корзиночки с цветочками. Но уже после десятого букета поняла, что хочу большего. И начала ваять. Так потихоньку добралась до туфельки. Красиво, женственно, элегантно. Все девушки любят обувь, шоколад и цветы, а значит, подарок, в котором соединены все три компонента, будет пользоваться популярностью. Одновременно с мыслью податься в «сапожники”, родилось желание сделать свой первый мастер-класс. Надеюсь, он будет вам полезен.

Итак, как же сделать туфельку из конфет? Очень просто!

Нам понадобятся: 1. Флористическая гофрированная бумага двух цветов. Если с её покупкой есть сложности, то для самой туфельки её можно заменить на красивую бумагу или ткань. Для цветочков, все же, лучше взять именно флор.гофру. 2. Пеноплекс или пенопласт. 3. Картон упаковочный. 4. Картон тонкий. 5. Проволока тонкая (у меня флористическая 0,8). 6. Скотч малярный, скотч двусторонний. 7. Термопистолет. 8. Тесьма или шнур декоративный. 9. Ленточки, искусственные листики, бусины или стразы. 10. И, разумеется, конфетки.

Если у вас есть стелька, используйте её в качестве лекала. Или обведите на упаковочном картоне свою ножку, заострите слегка носик, сузьте всю заготовку. Вырезаем. Таких стелек нужно две штуки. Если у вас нет толстого упаковочного картона, можно вырезать много стелек из тонкого, чтобы они все вместе давали плотную подошву туфельки. И ещё одну стельку надо вырезать из тонкого картона. Она нужна для ровности верхнего слоя туфельки. Если понравится вырезать, можно и для нижней части заготовить такую же.

На одну из стелек клеим две-три полоски двустороннего скотча. На скотч приклеиваем проволоку вдоль стельки. И дополнительно фиксируем проволоку малярным скотчем. Проволока нужна, чтобы придать изделию нужный изгиб.

Теперь склеиваем две толстые стельки термоклеем и сразу придаем им форму нашей будущей обувки. Можно склеить и на клей Титан, но придётся скреплять на время сушки прищепками и ждать не менее часа.

Далее берём гофру (или что найдётся по закоулкам: упаковочная бумага, картон для детского творчества или обрезки ткани от старого шитья). Вырезаем прямоугольник. Обклеиваем нижнюю часть подошвы. Отрезаем лишнее, оставив припуск примерно 1,5 см и приклеиваем его на боковину и внутреннюю часть.

Теперь делаем тоже самое с тонким картоном. Я оборачивала в гофру другого цвета.

Соединяем получившиеся заготовки горячим клеем (или на Титан). В этот момент, при желании, можно между стельками приклеить небольшую «пяточку”. У меня она из флористической сетки. Но можно просто из тесьмы сделать, как на босоножке. А можно и не делать.

Уже похоже на туфельку, но чего-то не хватает. Делаем небольшую платформу. На пеноплексе (у меня 2 см толщина, но тут можно сделать и 5 см — будет а-ля стрип-туфля) обводим носочек туфельки, вырезаем, делаем скосы к низу платформы, шкурим. Кстати, шкурить можно старой ненужной пилкой для пяток — очень удобно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *