Как выглядит богородица?

Содержание

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЖИЗНИ ДЕВЫ МАРИИ? 12 ФРАГМЕНТОВ И ФАКТОВ, КОТОРЫЕ ДОНЕСЛО ДО НАС ПРЕДАНИЕ

Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.

Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?

Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист: «Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?

Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.

Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала:»Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?

Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

Редакция сайта Сретенской семинарии

Как выглядела Божия Матерь?

Святой Лука написал не только самое подробное из четырёх Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон — образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное из сборников кон. XV — нач. XVI в. по сведениям из сочинений византийских святых Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так, в трактате XVII века, который приписывается известному русскому иконописцу С.Ф.Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и Церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах… Об образе всегда благословенной Богоматери, написанным святым Лукой, когда его принесли к Пресвятой Богородице, Она предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Известны два новгородских Евангелия XV-XVI вв. с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца. В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

Есть предание, что икона Владимирской Божией Матери написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 гг. — в Киев, а затем, в 1155 году, св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор и стала называться Владимирской. Позднее, при нашествии на Русь Тамерлана, была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

Удивительна история иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии, которая, по преданию, также написана евангелистом Лукой. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним сведениям, икона была привезена греческой царевной Анной, женой равноапостольного князя Владимира, в XI в. из Византии. По другим — ею благословили другую княгиню Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах, привёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г. Тогда она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I София приехала в Смоленск и увезла святой образ в Москву, поставила его в Благовещенском соборе Московского Кремля. Во времена княжения Василия Тёмного она была возвращена в Смоленск.

Ещё две иконы Богоматери — Андроникова и Корсунско-Эфесская, — по преданию, написаны евангелистом Лукой. Они долгое время пребывали на Тверской земле. Известно, что Андроникова названа в честь византийского императора Андроника III.

Как известно из первого сохранившегося документального свидетельства об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. Когда турки напали на Грецию и опустошили многие города, настоятель монастыря епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас. Пред смертью он завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И.Влассопуло, наследник которого послал её из Афин в 1839 году с письмом царю в Одессу для препровождения в Петербург.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года — в Троицком соборе Санкт-Петербурга. В 1877 году была перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери в Тверской губернии. «Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В.Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись: «Сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона была перенесена в Богоявленский собор Вышнего Волочка. Похищена в 1984 году и до сих пор не найдена. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся молиться о том, что этот святой образ всё же вернётся в свою обитель.

Другая тверская икона, которая также, по преданию, написана евангелистом Лукой, называется Корсунским или Эфесским образом Божией Матери. И у неё своя удивительная история. Дочь полоцкого князя Георгия — Предислава, в монашестве Ефросиния, игуменья Полоцкого женского монастыря, долго просила византийского императора Мануила и патриарха Луку Хрисоверха отдать ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Наконец просьбу её исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.
В 1239 году св. князь Александр Невский венчался в Богородицком соборе г.Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка эту икону. После венчания образ долгое время оставался в иконостасе собора Торопца. Празднование ему было ежегодно 9/22 октября.

В 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает своё второе рождение.

Стоит обратить внимание, что изображения Корсунской иконы Божией Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение. В старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А.Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божией Матери была на реставрации в Русском музее, где подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и Младенца Христа.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и будем надеяться, что его главная святыня найдёт в нём своё достойное место.

А вот история Иерусалимской иконы Божией Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсонеса) равноапостольным князем Владимиром император Василий II преподнёс ему этот образ. А потом было Крещение Руси. Впоследствии князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего была перенесена в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла…

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. Одна из них, Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии…

Благодаря тому, что иконы евангелиста Луки неразрывно связаны с историей России, у нас есть возможность сравнить изображения Богоматери на них. И если мы это сделаем, то обязательно придём к выводу, что на иконах Смоленской, Корсунско-Эфесской и Владимирской есть явное портретное сходство.

В «Четьи-Минеях», в житии святого Луки, есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».

Виктор Михайлович ГРИБКОВ-МАЙСКИЙ

Люди, встречавшие Деву Марию существуют!

Ватикан не смог опровергнуть доказательства явлений Девы Марии людям всего мира!

Беседами со старцами и христианскими философами верующего человека не удивишь. Но каждый из них был бы рад, если бы ему представился шанс пообщаться с кем-то из величайших святых. Например, с Девой Марией – тем более, что истории известны случаи, когда она общалась с простыми смертными.

Как выглядит Дева Мария?

Земную мать Христа действительно считают одной из самых почитаемых личностей в христианстве. Богородица была обычной девушкой из Назарета, сосватанной Иосифу. Его в женихи ей выбрали, потому что во время их встречи посох будущего жениха неожиданно расцвел. Будучи невинной, она зачала своего единственного сына благодаря Святому Духу. Перед этим к ней явился ангел Гавриил и предупредил ее, что станет матерью величайшего Мессии.

«Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха. Эта сияющая и совершенно уникальная святость, которой Она одарена с первого мига Своего зачатия, целиком дана ей Христом. Она искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына»

Ангел Гавриил посетил мужа Марии и сообщил ему, что она забеременела от Святого Духа. Иосиф сказал, что готов «тайно отпустить ее», чему Гавриил воспротивился.

«Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»

Так посоветовал ангел Иосифу. Муж Марии так и поступил.

При жизни Дева Мария была женщиной со светлыми и спокойными чертами лица. Ее изображают как улыбчивую девушку в одеждах белого, голубого или красного цветов с младенцем Иисусом на руках. Ученые-атеисты считают, что те, кому было суждено увидеть Марию, просто воспроизводят в памяти некогда увиденный на многочисленных иконах образ.

Кому посчастливилось увидеть Деву Марию?

Первым попавшим в учебники истории явлением Богородицы стала история Бернадетты Сибиру из Лурда. Произошедшие с девочкой события положили начало массовому паломничеству в Лурд за исцелением. В феврале 1858 года Бернадетта собирала хворост для костра и нечаянно забрела в невесть откуда взявшийся грот в лесу. Там она увидела прекрасную женщину с лучезарной улыбкой, протянувшую к ней руки. Дева Мария предстала перед ней облаченной в белое длинное платье, а у ног ее распускались розы. Осенив Бернадетту крестным знамением, она внезапно испарилась в воздухе.

Девочке поверили не все, но некоторые католики уверовали, что она – святая. Через несколько недель Бернадетта снова увидела Богородицу, предложившую ей испить грязную воду в гроте Масабель и омыть свое тело ею. Примеру подростка последовали взрослые – и каждый из них исцелился от всех болезней. Никто кроме Бернадетты не видел мать Христа, но о совершенных ею чудесах узнал весь мир.

Лурд по сей день ежегодно посещают миллионы людей, часть из которых действительно выздоравливает. Например, в 1987 году 51-летний Жан-Пьер Бели избавился от рассеянного склероза, приковавшего его к постели. Чуду выздоровления врачи объяснения не нашли. Подобных случаев католическая церковь зафиксировала не менее 7 тысяч раз.

В 1905 году старцу Филиппу посчастливилось повторить судьбу Бернадетты трижды. Причем, Богородица являлась к нему при разных обстоятельствах: Филипп насчитал три посещения его Девой Марией в 18-летнем, 40-летнем и 60-летнем возрасте. Мать Христа показывалась в небе и Филипп читал молитвы перед ней. Второе пришествие было наиболее интересным. Перед старцем возникла картина крестного хода Богородицы и монахов с хоругвями в руках. Он также увидел неверующего, пытавшегося забросать камнями ту, что родила Христа. Тогда Дева Мария сделала знак рукой Сыну Божьему, и тот отгородил ее от обидчиков высокой каменной стеной. В третьем видении она пришла к Филиппу юной девушкой, покрывшей при встрече с ними голову белым покрывалом. Лишь тогда Мария решилась заговорить со старцем.

«Филипп, волею Сына Моего ты приведен в этот город на служение Богу и людям. С это-го дня благодать и помощь моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помо¬гать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исце¬лять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его»

Фатимские явления Девы Марии

Единственным признанным католической церковью пришествием Богородицы стали так называемые «фатимские явления». Все они происходили в португальском городе Фатима с апреля 1915 по октябрь 1917 года. Священники насчитали 11 явлений, о которых им сообщили люди разного социального положения и возрастов. Дети и взрослые видели Марию будто в облаке и говорили, что «она была завернута в него, как в простыню». Несколько раз вместе с ней приходил прекрасный молодой человек, утверждавший что он — Ангел и призывавший молиться вместе с ним.

«Мы едва начали играть, когда сильный порыв ветра вдруг встряхнул деревья и над ними возник свет, белее первого снега. Приблизившись, он приобрёл вид молодого человека, прозрачного и сияющего. Он заговорил: «Не бойтесь, я Ангел Мира. Молитесь со мной». Он встал на колени на землю, низко согнулся и три раза сказал: «Господи Боже, я верю, преклоняюсь, надеюсь и люблю тебя. Я прошу у тебя извинения за всех тех, кто не верит, не преклоняется, не надеется и не любит тебя». Затем он поднялся и сказал: «Молитесь так. Сердца Иисуса и Марии внимательны к вашей мольбе». Лишь постепенно позже он исчез»

Мнение Ватикана и уфологов

Ватикан в 1980 году инициировал полноценное расследование фатимских событий. Были собраны рассказы очевидцев, точки зрения журналистов и ученых того времени. Католическим мыслителям не удалось прийти к единому мнению, хотя изначально Ватикан пообещал прессе освещать каждый шаг разъяснения явлений Девы Марии в Фатиме. В 90-х Ватикан выпустил официальное уведомление о завершении расследования – и в нем не было ни одного слова о его результатах. У сторонников инопланетных теорий возникновения жизни на Земле есть свой взгляд на произошедшее: они предполагают, что Богородица спустилась к жителям Фатимы на летающей «тарелке». Стоит ли доверять их словам?

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Празднуется 18 мая. Молятся об избавлении от пьянства.

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Празднуется 9 июля. Значение образа в том, что он охраняет северные рубежи России.

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Отмечается 11 и 25 июля. Означает всемогущество чудес Божьих.

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

Празднуется 21 мая. Оказывает помощь в родах.

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Празднуется 7 апреля.

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

Отмечается 6 ноября. Икона означает милость Богородицы к обиженным, страждущим.

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Празднуется 25 января. Просят о здоровых родах, кормлении.

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Празднуется 16 апреля.

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

Читайте подробнее про икону Богородицы Неувядаемый цвет.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Празднуется 8 января.

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Отмечается 12 июля. Ее особое значение в обращении иноверцев в православие.

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Отмечается 22 ноября. Знаменует быстрое снисхождение и милосердие к молящимся.

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Празднуется 1 октября. Знаменита многочисленными исцелениями.

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

ИВАНОВА ГОРА

Земной путь Божией Матери был путем отрешения от всех земных благ и удовольствий, путем простоты и нестяжательности, добровольных лишений, приносимых в жертву Богу. При этом Она имела всю славу, которую только мог иметь человек во все времена существования человечества. «Если бы меня спросили, — пишет святитель Димитрий Ростовский, — кто в Поднебесной сильнее и крепче всего?.. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают врази. Сильна Она на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить… Она простирает к Нему умоляющие руки… чтобы не погубил грешников с их беззакониями».

Митрополит Московский Филарет называет жизнь Пресвятой Богородицы беспримерной для прочего человечества, потому что таинство Матери Господней неповторимо и необобщимо, но одновременно и предостерегает нас от мысли, что достоинства Божией Матери неподражаемы. «Пример святости Пресвятой Девы дан нам Евангелием не только для нашего благоговения и удивления, но и для нашего назидания и подражания», — говорил сей мудрый наставник.

Земная жизнь Богородицы, как и жизнь многих христиан того времени, была полна неисчислимых скорбей и печали. И Пресвятая Дева на протяжении всей Своей жизни предпочитала молчаливое страдание.
Молча страдать — вот что было на земле Ее постоянным уделом.
Она молчала, когда в холодную зимнюю ночь Ей негде было приютить Новорожденного Сына и когда лишь домашние животные согревали своим дыханием Царя царствующих в вифлеемском вертепе.
Она молчала, когда в страхе за Своего Божественного Младенца бежала с Ним в далекий Египет от жестокого Ирода, когда попадала в руки разбойников.
Она молчала, когда растила Сына в бедном доме на средства, добытые плотницким трудом старого Иосифа, которых, может быть, и не всегда хватало на пропитание их семейству.
Она молчала, когда Сын оставил Ее и ушел на Свое великое дело проповеди народу слова Божия.
Она молчала, когда Он, Ее Божественный Сын, стоял избитый бичами, оплеванный, в терновом венце, под которым на любимом челе запеклась кровь. Когда Он, падая, подстегиваемый легионерами, нес по улицам Иерусалима Свой Крест.
Она молчала, когда до Ее слуха доносились звуки тяжелого молота, забивающего гвозди в тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда Он, вися на Кресте, оставленный любимыми учениками, переживал муки, вобравшие в себя муки всего человечества, всю горечь наших грехов и тяжесть вины перед Богом всех людей всех времен и народов.
Она смотрела и молчала, готовая в любое мгновение за Его жизнь отдать Свою жизнь, Своей мукой облегчить Его муку… Поддерживаемая лишь мыслью, что страдания Ее Сына — это вольные страдания, о которых Он часто говорил.

Велико значение этих минут в жизни человечества.

В безмолвии открыт был Ее душе новый подвиг — подвиг спасения людей, всех жаждущих веры и томящихся в сомнениях, вечно нуждающихся в помощи и в пощаде. Ее «херувимское служение» Божественному Сыну — а «херувимское» буквально означает «исполненное множества разума» — восполнилось новым служением, без всякой выгоды, ради Божественной любви — всему роду человеческому…

Свято исполняет с тех пор Богородица заветы Божественного Сына, непрерывно и с великим усердием пребывая в трудах по спасению душ наших.

Церковь бережно хранит предания о земном облике Пресвятой Богородицы, в котором современники обращали внимание на сходство Матери и Ее Божественного Сына.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные. (В одном из воспоминаний современников о Божией Матери говорилось также, что у Нее были глаза светло-карие, цвета зрелого табака — ред.). В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать» (Никифор Каллист, «Церковная история»).

«Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты» (святитель Амвросий Медиоланский).

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во Вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Один юноша стал посещать православный храм и спросил отца:
— Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?
Тогда отец принес старый, уже прилично потертый семейный фотоальбом, и стал вместе с сыном перелистывать его картонные страницы. Он показывал на пожелтевшие и местами потрескавшиеся фотографии и спрашивал сына, кто на них изображен:
— Здесь мама, ей три года, вот, видно по дате.
— А это?
— Это она в первом классе. Вот написано: «Средняя школа № 2».
— А вот?
— Здесь она уже на выпускном вечере.
Отец пропустил несколько листов с фотографиями студенческой поры, потом пошли свадебные и те, где худенькая девушка — уже юная мать с ребенком. Вот она уже заметно изменившаяся, взрослая женщина… Вот уже с сединой в темных и еще густых кудрях.
— Ну, а здесь мама во Владивостоке у тети Лизы в гостях… А это после операции… в позапрошлом году…
— Видишь, сынок, — сказал отец, — мама на всех фотографиях разная и в то же время везде не кто-нибудь, а она. Так и с иконами Пресвятой Богородицы. Матерь Божия одна, но Она являла Себя, Свою помощь людям в разное время и в разных местах. И каждое Ее явление отражалось потом разными людьми в иконах. А с тех икон, принятых к почитанию Церковью, делались копии, списки уже другими людьми. У каждого иконописца была своя манера письма. И нередко считалось, что Дух Святой проявлял благодать Свою на совершенно безыскусных иконах и от них творились чудеса. В одной только книге Евгения Поселянина в конце XIX века описывается более 600 чудотворных икон Богоматери. Но если бы люди фиксировали каждое проявление святой помощи Царицы Небесной в нашей жизни, то таких Ее «фотографий» было бы бессчетное число. И вот почему. В творениях святых отцов мы не раз встречаем упоминание о том, что праведники, сподобившиеся вознесения в райские обители, не находили там Самой Царицы Небесной. «Где же Богоматерь?», — спрашивали они, и неизменно следовал ответ: «Нет Ее здесь. Она спасает на земле грешников».

Не зря мы и именуем Царицу Небесную «Скоропослушницей», «Споручницей грешных», «Радостью всех скорбящих», «Взысканием погибших», «Милующей», «Отрадой или Утешением», «Целительницей», «Одигитрией» («Путеводительницей»)….

Православный женский журнал Славянка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *