Существовало два типа городов. Первые были наследниками Римской империи, их история уходила в глубокую древность. К ним относятся Венеция, Генуя, Неаполь, Марсель, Монпелье, Париж, Кёльн, Лондон. После падения античной цивилизации жизнь в них начинает потихоньку замирать, но при этом они остаются административными и духовными центрами, а активные торговые связи некоторых городов с Восточной Римской империей и странами Востока способствуют их развитию. Ко второму типу городов относятся зародившиеся уже в Средние века поселения: Брюгге, Прага, Амстердам.
Постепенный переход от раннего феодализма к развитому способствовал оживлению городов. Они становились ремесленными центрами, опорой производства, торговли, культуры и религиозной жизни. Благодаря повышению производительности сельского хозяйства земледельцы могли формировать запасы и выходить с ними на рынок, то есть в города. Постепенно сельские жители пополняли городское население. Кроме того, многие крестьяне бежали в города, чтобы укрыться от сеньора и избавиться от его зависимости.
Европейский город располагался на территории феодала, который обладал полнотой власти над ним. Землевладельцу подчинялись и жители, несшие повинности. Феодал был заинтересован в любых способах получения дополнительного дохода с подвластных земель. Одним из таких ресурсов стал город, поэтому феодал способствовал развитию ремесла, промыслов и торговли. В тех случаях, когда он оказывал излишнее давление, жители впоследствии устраивали бунты. Например, в XI-XII веках города Северной Италии одержали победу и были объявлены городами-государствами.
Улицы были иногда настолько узкими, что туда не мог проникнуть солнечный свет. Отсутствие обустроенных дорог становилось катастрофой в межсезонье. В дождливый день даже служба в церкви могла быть отменена из-за распутицы. Городской службы по уборке мусора не было, что неизменно вело к распространению эпидемий.
Ремесленники, объединенные в цеха, как правило, проживали на одной улице. Чтобы привлечь клиентов, они украшали пространство перед своим домом, выставляли на улицу или ставили на окна произведения труда. Сегодня мы бы назвали это рекламой и дизайном городской среды.
На центральной площади была сосредоточена жизнь всего города. Здесь находились главные здания, рынок, где встречались представители всех социальных групп.
Рост городов отчасти сдерживали их главные защитники — крепостные стены. Дома росли вверх, население жило скученно, что усложняло общую ситуацию. Отсутствие нумерации домов восполнялось размещением на входной двери щита с изображением, часто символизирующим род деятельности хозяина дома.
Средневековый город канул в Лету, но благодаря ему был заложен фундамент современных структур местного самоуправления и сформировано мировоззрение нового типа.
Глава 8
РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
8.1. Общая характеристика средневековой Руси
В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.
В истории средневековой Руси прослеживаются три периода:
I — древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;
II — вторая половина XIII–XV в.;
III — начало XVI–XVII в.
Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них — это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап — это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап — господство феодальной раздробленности — от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30–40-х годов XIII в.
Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.
В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы — феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.
Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII — начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап — XV в. — характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии — Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.
Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV–XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.
В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.
Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России — из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI — первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории — подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
Следующая глава >>
Содержание
- Глава IV. Свет и цвет в Средние века
- Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье
- Глава 4 Международные отношения в Средние века
- ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 10 Средние века (600-1450)
- Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)
- Глава VI Общий обзор Европы в средние века
- Глава IV Средние века
- Глава первая Бастилия в средние века
- Глава 1 На азовском море в древние и средние века
- Глава 2 Средние века
- Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА
- Глава 2. Древность и средние века
Глава IV. Свет и цвет в Средние века
Глава IV. Свет и цвет в Средние века Фрагмент Ватиканского манускрипта с литургией Святого Иоанна Златоуста, X-XI вв. Ватикан, Апостольская
Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье
Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье — В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?— Средневековье длилось очень
Глава 4 Международные отношения в Средние века
Глава 4 Международные отношения в Средние века «Европа в Средние века развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с ближайшими к ней континентами. До Великих географических открытий конца XV века европейцы были незнакомы с Новым Светом (давние открытия норманнов
ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА
ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава 10 Средние века (600-1450)
Глава 10 Средние века (600-1450) Искусственное богатство включает вещи, которые сами по себе не удовлетворяют естественных потребностей, например деньги, являющиеся человеческим изобретением. Фома Аквинский Если в Осевое время возникли товарные рынки и мировые религии,
Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)
Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,
Глава VI Общий обзор Европы в средние века
Глава VI Общий обзор Европы в средние века Венецианские корабли привозят крестоносцев в Константинополь, столицу и обширнейший порт греческой империи в средние векаЗападная ЕвропаЕвропа в период нашествия варваров (V–XI в.) — Вторжения новых племен, начавшиеся с начала
Глава IV Средние века
Глава IV Средние века В раннем Средневековье, начиная с 300 г., картография, подобно Римской империи, была «обращена» в христианство и поглощена им. Еще в 150 г. Клавдий Птолемей на своем рабочем месте в Александрийской библиотеке видел, должно быть, знаки и предвестники этого
Глава первая Бастилия в средние века
Глава первая Бастилия в средние века Строительство Бастилии Шел тридцать второй год войны, которая позже получила название Столетней (1337—1453). Франция, потерявшая цвет рыцарства в битвах при Креси и Пуатье, разоренная набегами англичан и наваррцев, была вынуждена
Глава 1 На азовском море в древние и средние века
Глава 1 На азовском море в древние и средние века
Глава 2 Средние века
Глава 2 Средние века
Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА 6.1.РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости.
Глава 2. Древность и средние века
Глава 2. Древность и средние века Подобно многим другим народам, тибетцы возводили династии своих правителей к божествам. С Небом был связан древний клан Ча (Птицы).{32} Его резиденция — замок Юмбулаганг — был построен в долине Ярлунг, там, где сливаются реки Ярлунг и Дарпо.
2001
Вестник Пермского университета
История
Вып.1
ГОРОЖАНЕ — КЛАСС СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ?
А. Г. Праздников
Выдвигается гипотеза оценки английского бюргерства
XIV-XV вв. как неосновного класса.
Аграрный характер Англии, как типичной средневековой европейской страны, не вызывает сомнений. Основными общественными классами в ней были феодалы, представленные сословиями дворянства и духовенства, и крестьяне. Однако немаловажным элементом социальной структуры являлись горожане. Причем если в раннее средневековье, примерно до X-XI вв., они не играли значительной роли, то в последующие столетия начинают осваивать достойное место в жизни страны. Важный этап в этом процессе составили XIV-XV вв. По самым тщательным подсчетам историков-урбанистов, максимальное число английских городов в 1300 г. — 480, а через столетие, в 1400 г., — уже на сотню больше1. Их население в первой половине XIV в., когда английское общество в целом достигло примерно 3,5 млн.чел.2, колебалось от 5 до 10 % его3, и даже после опустошительной эпидемии чумы, в результате которой общее число англичан сократилось на 30-40 %4, доля городских жителей по переписи 1377 г. осталась на прежнем уровне5, а, возможно, составляла 12 %6. К концу XV — началу XVI в. горожане уже представляли пятую часть четырехмиллионного населения страны7. Более того, еще в последней трети XIII в. казна получала от городов 36 % своего годового дохода8. Вся эта статистика подводит нас к заключению о том, что в XIV-XV вв. горожане Англии являлись внушительным по количеству и важным в государственном отношении слоем населения.
Западная историография уже в первые десятилетия нашего века, а отечественная — в последнее время обратили особое внимание на то, что средневековое городское население никогда не отличалось однородностью, было гетерогенным по составу. Дифференцировать его можно по различным признакам: демографическому, имущественному, правовому, этническому и др. Кроме того, в городах всегда присутствовали представители «негородских» страт, таких как рыцари, священники и монахи, их челядь, чиновничество всех рангов, деклассированные элементы и т.п. Но попробуем задаться вопросом, который в связи с указанной тенденцией исследований в последнее время часто обходится вниманием: можем ли мы все-таки говорить о средневековых горожанах как о единой социальной общности, как о классе?
© А.Г.Праздников, 2001
Известно, что классы делятся на основные, являющиеся структурообразующими для данного общества, и неосновные. В феодальном обществе к первым относятся феодалы и зависимые крестьяне. Однако применительно к феодализму допустимо ли говорить о горожанах как неосновном классе? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к общесоциологическому определению. С точки зрения современной западной социологии класс имеет ряд обязательных признаков: 1) единое экономическое положение и сферу деятельности; 2) общность правового статуса; 3) специфическую субкультуру и 4) теснейшим образом связанную с ней классовую психологию. В том случае, если мы обнаружим эти признаки у средневековых бюргеров, мы должны будем признать их неосновным классом феодального общества. Попытаемся использовать данный метод при рассмотрении английских горожан XIV-XV вв.
Большинство городских жителей средневековья были вовлечены в производство промышленных товаров, торговлю и сферу услуг. Как в западной, так и в отечественной историографии принято разделять купцов и ремесленников чуть ли не непреодолимым барьером, видя в них две самостоятельные социальные категории9. Несомненно, определенные различия между этими слоями населения имели место, но абсолютизировать их, на наш взгляд, ни в коем случае нельзя. Более близкой к реальному положению вещей представляется картина, когда грань, отделяющая ремесленников от купцов, оказывается размытой, нечеткой.
В английских городах никогда не существовало строгого деления на ремесленные и купеческие гильдии. Сначала, в XII в., в городах возникли так называемые торговые гильдии, включавшая даже жителей близлежащей округи, их в Англии в 1130 г. было семь. Членство в них позволяло производителям товаров самостоятельно сбывать свою продукцию на местном рынке. С течением времени, в результате профессиональной дифференциации, количество подобных организаций значительно выросло, так что в XIV в. сам термин «торговая гильдия» исчезает из источников. Отныне вместо одной в английских городах существовало несколько профессиональных корпораций. Тем не менее даже тогда не прослеживалось четкого разграничения между объединениями людей, занимающихся производством, с одной стороны, и торговлей — с другой. Представители ремесленных и купеческих слоев населения по-прежнему входили в одни и те же гильдии. Это находит подтверждение даже на примере Лондона, где процесс дифференциации достиг наибольших масштабов. По некоторым данным в 1377 г. в столице было 88 гильдий, а в 1423 г. — уже 111, тогда как в середине XV в. Ковентри, четвертый по величине город королевства, имел лишь 23 подобных объединения, а Винчестер — 2010.
Согласно старинному обычаю фримены (английское название полноправных граждан города, бюргеров) имели право менять профессию и
торговать любыми видами товаров. И лондонцы активно пользовались им. Например, пивом традиционно торговали представители почти всех профессий. Нередко это приводило к тому, что в корпорациях оказывались лица, профессионально не имеющие с ними ничего общего. В объединении портных XIV в. находим пивовара, торговца свечами, цирюльника, виноторговца. Да и гильдия в целом порой не ограничивала свою деятельность торговлей одним видом товара. Так, объединение торговцев предметами роскоши контролировало продажу дорогих тканей, шерсти, простых тканей, зерна, галантерейных товаров, вин; компания бакалейщиков — шерсти, сукна, продуктов питания, вин, красителей, металлов и лесоматериалов11.
Отсутствие запрета ограничиваться единственным занятием сделало возможными переходы из одной гильдии в другую. В 1402 г. Роберт Арнольд перешел из компании галантерейщиков в корпорацию бакалейщиков, Томас Дафхауз в том же году — от пивоваров к рыботорговцам. М.М.Яброва указывает, что с конца 1399 до 1422 г. зафиксировано 18 таких переходов, и не исключает вероятности отсутствия упоминаний всех подобного рода фактов в документах лондонской мэрии12. Смена компании осуществлялась в основном по материальным соображениям или ради карьеры, но она не была бы возможной при наличии жесткого требования заниматься лишь одним видом деятельности. В этой ситуации, как мы видели, лондонец легко мог избрать новое ремесло.
Однако даже в том случае, когда человек не менял профессию, он обычно вынужден был совмещать ремесло с торговлей. В XIV-XV вв., как и в предшествующие столетия, горожанин нередко лично сбывал произведенные им товары. Это подтверждают следующие факты. Из 31 олдермена Лондона XIV-XV столетий, завещания которых дошли до нас, 11 представлявших корпорации торговцев рыбой, предметами роскоши, ювелиров, меховщиков, бакалейщиков и суконщиков упомянули о принадлежащих им лавках. Можно, конечно, предположить, что они использовались не непосредственно завещателями, а их арендаторами, если бы в тех же самых документах не говорилось отдельно о «сдаваемых в аренду помещениях» и «рентах»13. Таким образом, очевидно, что некоторые из тех, кого традиционно относят к числу ремесленников, одновременно занимались и торговлей. Дом среднего горожанина имел как лавку или окно для торговли, так и помещения для работы, что ти-
пично для средневекового города .
Такое положение зафиксировано в столице, где специализация занятий в рассматриваемый период была самой дробной в Англии. В малых городах население еще меньше ушло от первоначальной ситуации, когда практически каждый человек был и ремесленником, и торговцем. Т.В. Мосолкина, рассматривая экономическое развитие Бристоля, отмечает, что в нем, как и в других английских городах XIV-XV вв., бюрге-
ры и члены их семей могли заниматься двумя-четырьмя видами деятельности15. В Колчестере еще в 1301 г. по списку налогоплательщиков на 185 купцов и ремесленников приходилось 187 горожан с неустановленным видом деятельности16. Наверное, правильнее считать этих людей либо не склонными к какому-либо одному роду деятельности, либо вовлеченными в сферу услуг. На последних (хозяева постоялых дворов, гостиниц и харчевен, врачи, цирюльники, нотариусы, адвокаты, писцы, секретари, преподаватели школ и университетов и т.д.) до недавнего времени исследователи практически не обращали внимания, а между тем это была вполне полноправная внутригородская прослойка, занимавшая положение между собственно торговцами и ремесленниками, потому что эти люди одновременно являлись и производителями определенных благ, и их продавцами.
Кстати, сами английские средневековые горожане делят свою общность не по профессиям — на купцов и ремесленников, а по имущественному положению и месту в системе городского управления. В английских городских хрониках уже с XIII в. обнаруживается расслоение на «старших (или больших) людей» — наиболее состоятельных и занимающих различные муниципальные должности, «средних людей» -представителей полноправного большинства, не принимавшего активного участия в политической жизни, «младших людей» — не пользующиеся правами и привилегиями городские низы. Разумеется, в каждый из трех слоев могли входить представители любой профессиональной группы. Например, по данным исследователя средневекового Йорка С.П.Петровой, среди членов магистрата этого города с 1301 по 1500 г. было 473 купца, 38 земельных собственников, 532 ремесленника и 302 человека с неустановленными занятиями17. Место в городской иерархии определялось прежде всего уровнем достатка. Поэтому совершенно логичным кажется проникновение в высшие эшелоны власти ювелиров, меховщиков, архитекторов, относимых к «аристократической верхушке» ремесленников. А это значит, что не в полной мере соответствует действительности и утверждение о том, что вся полнота власти в средневековом городе принадлежала исключительно богатым купцам.
Не хотелось бы, чтобы приведенные факты расценивались как стремление полностью снять различия между средневековыми купцами и ремесленниками. Мы попытались сделать акцент на другом, а именно на том, что практически любой ремесленник в большей или меньшей степени был напрямую связан с рынком, а всякий английский горожанин имел возможность на протяжении своей жизни выступить в роли ремесленника или торговца, ибо социопрофессиональные общности не были замкнутыми кастами и имели много переходных форм. С точки зрения экономического положения городская общность предстает в большей мере единым социальным образованием, чем это иногда пытаются показать. Именно социальная общность горожан вырисовывает-
ся в стране, особенностью общества которой на протяжении всего средневековья была высокая мобильность18.
Что касается правового статуса городской общины в Англии, то он начинает формироваться еще в ХП-ХШ вв. Это находит выражение в принятии хартий, фиксирующих даруемые короной муниципальные вольности. Первым хартию приобрел Лондон (1131 г.). Опубликованы хартии 192 городов, принятые к началу XIV в., и хартии 234 городов, относящиеся к началу XV в.19 Инкорпорированными были, таким образом, далеко не все города (по имеющимся у нас данным — около 40 %). Но, во-первых, существовала тенденция увеличения числа хартий, а, во-вторых, ими были охвачены все основные образования, которые у современников и ассоциировались с понятием «город». Среди прав английских бюргеров можно выделить личные, социально-экономические, судебные и политико-административные. Раньше других стали оформляться первые две группы привилегий.
Английское название полноправных горожан, как уже упоминалось, — фримены. Уже из названия видно (англ. free «свободный» + man «человек»), что это были люди, с правовой точки зрения свободные, а вернее — подчинявшиеся лишь монарху. В силу этого горожане были противопоставлены основной массе личнозависимого крестьянства и фактически оказывались причислены к привилегированным слоям общества.
Очень большое значение для жизни города имели социально-экономические права. Именно они определяли хозяйственный облик городской общины. Ее представитель мог обладать правом городского держания (прежде всего дома и земельного участка, на котором он располагался); правом пользоваться общинными угодьями (окружавшими город лугами, лесами, выгонами, водоемами и т.д.); правом заниматься на муниципальной территории различными видами трудовой деятельности, в том числе торговлей, иногда беспошлинной, в разнос, в лавках и на рынке; правом состоять в одной из гильдий; правом принимать участие в распределении внутренних городских сборов и некоторыми другими.
Английский город, как правило, приравнивался к такой административно-территориальной единице, как сотня, а иногда — к графству, и имел соответствующие этим образованиям судебные органы. Поэтому жители города освобождались от участия в суде сотни или графства и могли судиться в пределах своего города.
Высшим выражением муниципальных свобод являлось обладание политико-административными привилегиями. Города получали право самоуправления, а королевским и сеньориальным чиновникам запрещалось вмешиваться в их дела или даже вступать на иммунитетные территории. Фрименам предоставлялось пассивное избирательное право (занимать должности мэров, олдерменов, шерифов, бейлифов, чемберле-
нов и др.) и как минимум активное. И, наконец, в XIII в. появилось, а в XIV в. окончательно оформилось право парламентского городского представительства: община выбирала из своего состава представителя в Палату общин.
Наряду с правами и привилегиями горожане имели ряд обязанностей. Основными были фискальные (различного рода налоги и сборы в государственную казну) и военные (натуральные поставки в армию, снаряжение отрядов и кораблей, возведение укреплений и обеспечение их обороны). Кроме того, на горожанах, как и на других подданных английской короны, лежала ответственность за соблюдение всех законов.
Таковы основные составляющие правового статуса горожан. Разумеется, они могли значительно варьироваться в государстве, где так и не появилось единого городского законодательства. Однако в характере предоставленных горожанам прав обнаруживается общая тенденция, которая заключается в том, что верховная власть в Англии выделяет бюргеров в качестве особой группы населения, закрепляет за ними особое название и тем самым в немалой степени способствует их оформлению в качестве особой социальной общности.
Спецификой культуры интересующего нас общественного слоя была особого рода социальная топография. Именно в городе и его ближайшей округе сложились элементы, совокупность которых определяет особые типы жилых домов и общественных зданий, их убранство и планировка, покрой одежды, рацион питания, церемонии и обряды, способы развлечений и свободного времяпрепровождения и многое другое. Таким образом, в Англии XIV в. уникальная городская субкультура в рамках феодальной культуры уже являлась реальным феноменом.
Формирование городской психологии происходит в соответствии с характером хозяйствования, политико-правовым статусом, образом жизни горожан. Эта психология является также признаком класса. Однако изучать историю ментальности чрезвычайно трудно, так как не существует источников, которые бы непосредственно предоставляли необходимую для этого информацию. Она всегда скрыта между строк, памятники прошлого надежно хранят ее, и извлечь сведения можно лишь в результате тщательного анализа. Например, чтобы выяснить, применительно к какому времени можно говорить о том, что классовая психология английских горожан окончательно сложилась, нужно на наш взгляд, избрать один из двух путей.
Во-первых, можно определить общий фон настроений людей, в той или иной связи говорящих о городе и горожанах. Во второй половине XIII в. упоминания о них практически совсем отсутствуют в литературных произведениях, и только в XIV в. городская жизнь становится объектом изображения. Однако остальные англичане относились к бюргерам свысока, если не просто негативно. В литературных произведениях
категория commons (своего рода «третье» сословие в Англии), к которой причисляли горожан, показана униженной, постоянно притесняемой и обманываемой, а наиболее распространенной характеристикой торговых слоев была «лживый купец». Но такая трактовка перестала соответствовать социальной действительности: город в XIV в. играл уже очень важную роль в жизни общества. И ситуация меняется.
Новое отношение к горожанам становится очевидным уже в «Кен-терберийских рассказах» Джеффри Чосера, творчество которого вполне можно рассматривать как городскую литературу. Вот отрывок из его произведения:
Красильщик, Плотник, Шапочник и Ткач Обойщик с ними — не пускались вскачь, Но с важностью, с сознанием богатства, В одежде пышной цехового братства Могучего, молясь все время богу, Особняком держались всю дорогу. Сукно добротное, ножи в оправе -Не медной, а серебряной. Кто равен Богатством, мудростью таким мужам Совета и почтенным старшинам, Привыкнувшим к труду, довольству, холе? Они не тщетно заседать в Гилдхоле Надеялись — порукой был доход,
о 20
Заслуги, честность, возраст и почет .
Автор подчеркивает достоинство этих фрименов не только указанием на их важность, богатство, заслуги, но и изображением того, как, осознавая свою значимость, держатся эти гордые люди. Причем горожане явно выделяют себя из разношерстной толпы паломников, смешавшихся во время пути к святым мощам. Иначе и не должны вести себя люди, которые своим трудом фактически кормят страну. На рубеже XIV-XV вв. иным становится и взгляд на горожан других категорий населения. В поэмах теперь встречается «достойный купец», пользующийся «ото всех почетом»21, а о commons отныне говорят как об основе благополучия государства.
Второй путь определения оформленности психологии средневековых горожан связан с характеристикой классового самосознания. Наличие его означает, что представители социального слоя осознают свою связь, в результате чего совместно действуют для достижения общих целей.
В XIV в. в Английском королевстве существовал институт, который давал горожанам шанс реализовать свою политическую активность, — парламент. Городское население наряду с рыцарством было представлено в его нижней палате — Палате общин. Первая петиция 0659
щин появилась в 1333 г., и с тех пор мы регулярно встречаем эти петиции среди парламентских документов. Петиции включали как общие статьи различного характера, выражающие интересы обеих составляющих палаты, и рыцарей, и горожан, так и статьи, включенные каждой из них отдельно. Городские требования делятся на общегородские и локальные. Из 43 петиций Общин XIV в. 34 статьи относились к общегородским, 13 — к локальным. Только в петицию 1386 г. включено одно локальное требование. Все же остальные документы выражают интересы как общего характера, так и отдельных городов. Число локальных статей в них лишь в 1383 г. превышает количество общегородских (3 против 2), в шести случаях число тех и других одинаково, в пяти -вторых больше, чем первых22. Если же учесть, что в петициях отдельных городских корпораций были сформулированы требования горожан, которые затем включались в петиции Общин в качестве общеклассовых, то можно сделать вывод: эти документы — «концентрированная форма, в которую вылились нужды и чаяния торгово-ремесленного населения различных городов Англии», она «демонстрирует значительную степень осознания горожанами своей экономической и социально-правовой общности»23.
Иными словами, исследования в обоих направлениях позволяют сделать заключение о том, что в XIV в. завершается в целом формирование классовой психологии английских горожан на общегосударственном уровне, выражением чего стало развитие группового самосознания и высокой самооценки.
Из анализа приведенных фактов становится очевидным, что английские горожане XIV-XV вв. представляли собой совершенно самостоятельный, обособленный, единый слой населения. Занятость в сферах ремесла, торговли и услуг позволяет отличать их от крестьянства, а также от дворянства и духовенства. Корона выделяет горожан среди своих подданных, предоставив им особые права, наделив обязанностями и дав обозначение. Они причастны к самобытной культуре, родившейся и жившей внутри городских стен. Горожане обладают чертами общего психологического склада и, в конце концов, осознают свою общность. Поскольку присутствуют все признаки класса, указанная категория населения Англии, именуемая фримены, представляет собой неосновной класс типичного европейского феодального государства XIV-XV вв.
Примечания
2 Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973. С.73.
3 Репина Л.П. Английский средневековый город. С. 100.
4 Репина Jl.П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV в. М., 1979. С.25.
5 Репина Л.П. Динамика роста городского населения //Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1. С. 176.
6 Яброва М.М. Зарождение раннекапиталистических отношений в английском городе. Саратов, 1983. С.35.
7 Штокмар В.В. История Англии в средние века. С. 126.
8 Там же. С.70.
10 Яброва М.М. Зарождение раннекапиталистических отношений… С.41.
12 Яброва М.М. Зарождение раннекапиталистических отношений… С.110-112.
14 Описание таких домов находим в кн.: Thrupp S. The merchant class… P. 130-131.
15 Мосолкина T.B. Ремесленная гильдия: иллюзия или реальность? // Общность и человек в средневековом мире. М.; Саратов, 1992. С.72.
16 Сванидзе A.A. Налоговые описи Колчестера как источник по истории английского средневекового города// Средние века. 1961. Вып. 19. С. 190-191.
17 Петрова С.П. Социальный состав магистрата Йорка… С. 105.
18 См. об этом: Репина Л.П. Сословие горожан… С.80.
19 Репина Л.П. Английский средневековый город… С.96.
20 Чосер Д. Кентерберийские рассказы / Пер. И.Кашкина, О.Румера, Т.Поповой. М., 1996. С.24-25.
21 Там же. С.21.
22 Репина Л.П. Сословие горожан… С.151-152.
23 Там же. С. 153.