Канистерапия

Когда собака — врач: что такое канистерапия и кому это нужно

Канистерапия — это вид анималотерапии (в России её ещё иногда называют зоотерапия или пет-терапия, от английского pet — домашнее животное, питомец), метод медицинской и социальной реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных — собак-терапевтов. Автор «Дейли Бэби» вместе с клиническим психологом, специалистом канистерапии и хозяйкой трёх собак-терапевтов Любовью Владыкиной рассказывают, что такое канистерапия, какие собаки действительно могут помочь и кому это нужно.

Канистерапия: начало

Терапевтический эффект от общения с животными был известен давно — как минимум, со времен Гиппократа. Но впервые о том, что присутствие собак положительно сказывается на состоянии пациентов, заговорили в XVIII веке. В 1790 году в графстве Йоркшир филантроп Уильям Тьюк открыл больницу для душевнобольных. Именно здесь врачи впервые заметили, что присутствие собак снижает уровень агрессии и уменьшает число приступов у пациентов.

Целенаправленно использовать собак в работе и сформулировать концепцию пет-терапии первым смог американский психиатр Борис Левинсон лишь в 1960-х годах, когда увидел, что маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку по кличке Джингл. По одной из версий, однажды пес ворвался в кабинет во время сеанса с девятилетним аутичным мальчиком, с которым Левинсону никак не удавалось наладить контакт. Увидев собаку, мальчик поднялся ее погладить, и родители попросили и впредь пускать Джингла в кабинет на время занятий. Психиатр сопротивляться не стал и не ошибся, ведь совсем скоро работа сдвинулась с мёртвой точки.

По другой версии Джингл находился в приёмной во время работы психиатра. Так или иначе, профессиональное сообщество не восприняло выводы Левинсона всерьёз. Однако как раз в этот период в печати в большом количестве стали выходить работы Зигмунда Фрейда и воспоминания о нем друзей и учеников. И тогда выяснилось, что опыт Фрейда подтверждал абсолютно все выводы Левинсона: оказывается, отец психоанализа часто позволял любимому чау-чау Йофи присутствовать на своих сеансах и был убеждён, что это помогает ему выстроить доверительные отношения с пациентом.

На что жалуетесь?

К пет-терапии сегодня прибегают в самых разных случаях. Широко распространена практика использования животных в домах престарелых, где они помогают пожилым людям справляться с рассеянностью, страхами и стрессом. Собаки способны оказывать положительное влияние на ход лечения депрессии, бессонницы, расстройств пищевого поведения, неврозов, восстановление после травм, инсультов, стрессовых других расстройств, коррекцию ДЦП, синдрома Дауна, болезни Альцгеймера различных видов деменций, а также расстройств аутистического спектра (РАС).

«В моей практике был мальчик 12 лет, замкнутый, застенчивый, безынициативный, с низкой успеваемостью и социальной активностью. Его поведение в школе часто было деструктивным — он срывал пожарную сигнализацию, пугал других детей, игнорировал замечания учителей. После 3-4 занятий с собакой он наладил отношения со сверстниками, по собственной инициативе вступил в контакт с учителем, предложил свою стратегию исправления отметок и довольно успешно закончил учебный год. Его самооценка приблизилась к адекватной, он стал более объективно оценивать свои возможности, лучше осознавать, чего он хочет, в лучшую сторону изменились и отношения с членами семьи. Тем не менее, мы продолжим работу с началом учебного года», — делится опытом клинический психолог, специалист канистерапии Любовь Владыкина.

Учёные установили, что острый собачий нюх способен определять редкие сочетания белков в злокачественных опухолях и отличать одежду здоровых детей от одежды детей с РАС. Также, согласно исследованиям канадского института Калгари в детской больнице Альберты, собака способна предчувствовать эпилептический припадок, как минимум, за 20 минут. Учёные и врачи наблюдали за 45 семьями, в которых есть дети-эпилептики, переживающие приступы не реже раза в месяц. В 20 семьях отметили, что собаки реагируют на приближение припадка, в 10 из них животные пытались доступными им способами оповестить ребёнка или его близких об этом.

Заявлять, что канистерапия «лечит» все эти болезни нельзя, это все-таки способ социальной и медицинской реабилитации и абилитации. Однако существует огромное количество научных исследований, подтверждающих положительный эффект от подключения анималотерапии к основному курсу лечения.

Любовь Владыкина утверждает, что результат в канистерапии, как и во всех видах социально-психологической реабилитации, сильно зависит от регулярности и продолжительности занятий: «Бывает, что результат виден сразу, как, например, у детей с ДЦП или взрослых с депрессией. А вот чтобы добиться значимого и видимого результата при РАС или ментальных нарушениях, приходится работать долго. Самый простой пример успеха — это когда ребенок переносит навыки общения, полученные во время работы с собакой, на взаимодействие со сверстниками».

Не просто собаки

Несмотря на то, что общение с большинством собак — сплошное удовольствие, стать терапевтом способен далеко не каждый пёс. И дело тут совсем не в породе или внешнем виде.

Если вы хотите завести собаку-терапевта, лучше всего пойти в зоомагазин или к заводчику вместе с методистом или специалистом канистерапии. Или же попытаться найти щенка у толкового заводчика. Любовь Владыкина — хозяйка трёх собак-терапевтов, отмечает: «Есть определённые качества, которыми должна обладать собака, чтобы пройти тестирование на пригодность — сильная нервная система, низкая возбудимость, лояльность к другим собакам, доброжелательность и направленность на человека. Она изначально должна проявлять высокую эмоциональную чувствительность в отношении людей и быстро адаптироваться к условиям среды. Разыскать такого пса сложно, но возможно: надо выбирать сначала заводчика, потом смотреть на родителей щенков, ходить на выставки, читать о собаках».

Специалисты канистерапии не пришли к единому мнению о том, какие породы подходят для этой работы лучше всего, так что, вероятно, дело вовсе не в породе. Однако существует довольно стойкое убеждение, что псы бойцовских пород станут плохими кандидатами на роль собак-терапевтов: несмотря на то, что они могут быть вполне дружелюбны, их характер довольно резок. Также специалисты не рекомендуют обучать на роль терапевта собаку, взятую из приюта.

«Есть такой фактор — депривационный синдром, проще говоря, страх нарушения привязанности. Собаке из приюта трудно видеть около своего хозяина другого пса. Нельзя сказать, что она не совсем непригодна для такой работы. При условии, что хозяин будет уделять ей должное количество внимания, её можно задействовать на групповых, массовых мероприятиях, но в такую собаку нужно вложить в разы больше ресурсов, чем в собаку, которая родилась в принятии любви. Тут всё как с людьми», — поясняет Любовь Владыкина.

Трое в лодке, считая собаку

Если пустить в комнату к ребёнку с особенностями развития собаку-терапевта, это ещё не будет считаться канистерапией. Для канистерапии нужны люди: канистерапевт и вожатый.

«В процессе обучения работе в этом формате существует разделение на „специалистов“ и „вожатых“. Специалист канистерапии — это всегда человек, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Он обязан постоянно учиться, проходя курсы повышения квалификации по своей основной специальности и изучая профессиональную литературу, посвящённую разбору тех или иных методик социально-психологической реабилитации и адаптации, посещая различные семинары и тренинги, связанные с личным и профессиональным развитием. А вожатый — человек, чья задача установить максимально качественный контакт с работающей собакой и постоянно продолжать её обучение. Основная задача вожатого — быть посредником между специалистом и собакой, управляя питомцем так, чтобы его действия пациенту казались осмысленными и самостоятельными», — объясняет Любовь Владыкина.

Перед тем, как привести щенка на обучение, хозяин сдаёт свой собственный экзамен, для которого необходимо хорошо понимать принципы общения с пациентами разных возрастов и состояний, правила безопасности и гигиены.

Как всё устроено

Обучение собаки-терапевта лучше начинать в щенячьем возрасте с самой обычной дрессировки для домашних животных, чтобы она освоила стандартные команды и наладила контакт с хозяином. И только после получения базовых навыков можно задумываться о специальных.

Мы уже говорили, что не каждый пёс способен стать терапевтом. Если вы покупали питомца без помощи профильного специалиста, за экспертизой направляйтесь в один из центров канистерапии. Там собака пройдёт тестирование, по результатам которого станет понятно, подойдёт ли она для этой непростой работы. Наиболее часто звучащий вердикт для собак, потенциально годных для канистерапии — «подходит с доработкой определённого перечня качеств». Это значит, что дальше вам необходимо скорректировать эти замечания.

Если специалисты увидели, что у вашей собаки есть все предпосылки для карьеры терапевта, а вы твёрдо решили стать ответственным вожатым, приготовьтесь много и упорно трудиться вместе со своим питомцем и приходите на курсы для новичков.

«Во время занятий учится не только собака, но и хозяин, потому что самое важное в процессе — эмоциональная связь между ними. В обучении первое, на что обращается внимание, — это саморегуляция. Дальше расширяются адаптивные возможности вожатого, и через него собака учится делать всё то, что умеет он. Потом они, помимо отработки стандартных вещей типа выдержки, безусловного безупречного послушания — голосом, жестом, движением брови, — нарабатывают комплекс правильных реакций на те или иные проявления и особенности пациентов: ходунки, костыли, трость, шум и грохот, ими производимый, чтобы собака не только не пугалась, но даже не обращала на них внимания, воспринимая как норму.

На практические занятия приходят люди, а дальше, если собака по результатам внутреннего тестирования признается готовой, её приглашают на занятия, где она сначала сидит на выдержке и наблюдает, как хозяин работает с другой собакой, или сама работает в облегчённом формате — например, привлекается всего несколько раз за занятие. Постепенно пара включается в полноценную работу, и со временем может участвовать в сеансах канистерапии в таких тяжёлых местах, как хоспис. Но всё зависит от собаки и хозяина. Иногда бывает наоборот, с паллиативных служб она начинает, и переходит к тому, что обывателям кажется попроще, а для собаки сложнее — индивидуальной работе», — объясняет Любовь Владыкина.

Обучение длится, в среднем, 6-7 месяцев, по одному занятию в неделю. Потом начинается точечная коррекция того, на что указывают специалисты после наблюдения за собакой или хозяином в рамках мероприятий, на которые пара допущена.

Обычно от прихода собаки на занятия до того, как она будет признана специалистом, проходит от полугода до 2 лет — всё зависит от пары.

Экзамены собака всегда сдаёт вместе со своим вожатым, и сертификат собаки-терапевта даётся один на пару. В идеале, квалификацию собаки нужно время от времени подтверждать, однако на деле это непросто. Впрочем, отсутствие квалификационных дипломов на профессиональную пригодность животного не влияет — если собака постоянно находится в работе, она не растеряет навыков. Если же она прерывается на длительный срок, ей приходится начинать почти сначала: с наблюдения и постепенного погружения в занятие.

После того, как собака признается полностью готовой, начинается индивидуальная или групповая канистерапия с реальными пациентами: «Перед тем, как начать, определяются задачи, стоящие перед командой, которой предстоит работать с конкретным ребёнком или взрослым, нуждающимся в этом виде социально-психологической работы. Затем специалист канистерапии формирует индивидуальную программу работы, учитывающую все особенности и возможности клиента. Занятия планируются с учётом рекомендаций лечащих врачей, интересов пациентов и их семей. Программа построена на поэтапном наращивании темпа и сложности задач, а собака играет роль мотиватора и безусловно безоценочного, принимающего помощника.

Благодаря слаженной работе команды — специалиста канистерапии, вожатого и хорошо обученной собаки, — человек незаметно для себя, в игре и с удовольствием, преодолевает те трудности, которые перед ним стоят и которые раньше считались им непреодолимыми. Вообще, всё занятие строится на основе игры, что не только помогает в преодолении трудностей, но и поднимает настроение, приносит удовольствие. Как и в любой игре, в процессе канистерапии каждый участник вносит свой равноценный вклад», — рассказывает Любовь Владыкина. «Местом работы» собаки может быть что угодно: центр социальной реабилитации, хоспис, медицинское или учебное заведение, детский дом, иногда даже обыкновенная квартира.

Для того, чтобы успешно заниматься с любимым псом канистерапией, нужно хорошо понимать своего питомца и обладать высокой мотивацией. Именно вожатый руководит действиями своей собаки, именно на нём лежит ответственность за её поведение, а значит, и ход занятия, и в конечном итоге — результат. «Иногда случается, что хозяин устаёт от учёбы раньше, чем она завершится, иногда собака не доходит до конца. Это всегда очень грустно, но так бывает. Поэтому самое важное — с самого начала адекватно оценить все ресурсы, которых эти занятия потребуют и убедиться в своей готовности к долгой и кропотливой работе», — рекомендует Любовь Владыкина.

— поделитесь с друзьями! Эксперты:Любовь Владыкина

Канистерапия

Проверить адекватность изложения маргинальных теорий. Проверить изложение на соответствие ВП:МАРГ и ВП:ВЕС. На странице обсуждения могут быть подробности.

Дети и собаки на занятиях в рамках канистерапии в Карелии (Россия)

Канистерапи́я (от лат. «canis» — собака) (лат. Canis — собака и греч. θεραπεία — лечение, оздоровление) один из видов лечения и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов канистерапевтов. Термин пришел к нам из Польши в 90 годы 20 века и на самом деле является обиходным и некорректным, так же как и терамин лечебная кинология. на данный момент медицинское сообщество пользуется термином animal assisted therapy dog, то есть терапия при помощи животных (собаки).http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=animal%20assisted%20therapy%20dog По причине экономической доступности данного вида терапии и высокого уровня социального поведения используемых при этом животных, является одним из самых востребованных видов пет-терапии. Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека. Кроме того, они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Канистерапия часто используется как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Также метод может использоваться для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

  • 1 История возникновения метода
  • 2 Особенности метода канистерапии
  • 3 Степени квалификации специалистов по канистерапии
  • 4 Области применения
  • 5 Проблемы влияния канистерапии на самих собак
  • 6 Породы собак, наиболее подходящие для канистерапии
  • 7 Противопоказания
  • 8 Мировое признание
  • 9 Канистерапия в России
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература

История возникновения метода

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Однако, само понятие «терапии с участием животных» (или пет-терапии) было впервые сформулировано американским специалистом в области детской психиатрии Борисом Левинсоном в 1960 году. Во время приёмов он заметил, что, присутствующая на сеансах собственная собака вызывает у пациентов-детей положительные реакции. С тех пор метод лечения, включающий в себя и общение с животными, в частности с собаками, получил широкое распространение на Западе. В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

Особенности метода канистерапии

Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяется на пассивную и активную. При пассивной деятельности пациенты не контактируют непосредственно с собаками. В этом случае терапевтическое воздействие достигается путём наблюдения за животными в вольерах, природных парках — пациенты могут получать ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия. При активной деятельности во время общения с собаками терапевтический эффект достигается за счёт вовлечения животных в совместные игры с пациентами, а также процесс ухода за ними (расчёсывание, кормление).

Терапия с участием собак является полной противоположностью активной и пассивной деятельности. В этом случае участие животных становится целенаправленным вмешательством, когда собака является непосредственным участником лечебного процесса и от неё напрямую зависит терапевтический эффект. В таком виде терапии используются только специально обученные собаки и особо обученный персонал. В процессе также могут принимать участие тренеры, дрессировщики, врачи и психологи.

Некоторые специалисты склонны считать, что следует разделять три направления:

  1. Собственно канис-терапия — направление психотерапии, требующее соответствующего уровня образования (психологическое образование плюс владение психотерапевтическими методами), и обязательно — кинологическая подготовка и большой опыт. В рамках этого направления происходит формирующая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа.
  2. Лечебная кинология — активное участие пациента во взаимодействии с собакой, игры с собакой, обучающее направление.
  3. Реабилитация с помощью собак — активное или пассивное взаимодействие, направленное на восстановление и развитие альтернативных физических или психических функций.

Степени квалификации специалистов по канистерапии

Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени:

  • Волонтёр — доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.
  • Канистерапевт — человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики с серьёзной педагогической практикой. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канистерапии. Канистерапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или терапевта, руководить работой и контролировать волонтёров, выбирать щенков терапевтических собак. Канистерапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.
  • Специалист-канистерапевт — опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач, физиотерапевт, психолог или специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии. Он также имеет полномочия ставить диагноз и давать лечебные рекомендации в своей области специализации.

Области применения

В научных кругах давно под пристальное внимание психологов попали особенности взаимоотношений человека и собаки. Было замечено, что собаки оказывают значительное влияние на людей, причём носящее в основном позитивный характер. Было замечено, что даже на расстоянии, наблюдение за собаками и общение с ними помогает восстановить человеку душевный комфорт, может являться причиной исчезновения приступов мигрени и истероидного состояния. Чуткое обоняние позволяет собакам предсказывать начало различных болезней у человека, когда традиционные способы диагностики и анализа не указывают на них.

  • Нормализация состояния человека — общение с собаками может оказывать благотворное влияние на человека в момент кризисного состояния, успокаивать и расслаблять. При этом снижается чувство одиночества и улучшается процесс социализации. Животное может едва ли не единственным оказать помощь человеку, нормализуя стрессовую ситуацию, в которую он попал, особенно испытывающего недостаток в социальной поддержке.
  • Помощь в процессе социализации — животные могут стимулировать людей к общению друг с другом, зачастую являясь темой для беседы. Собака может быть поводом для дружественной беседы у абсолютно незнакомых людей.
  • Влияние на мотивацию людей — собаки могут вдохновлять и мотивировать людей (например, на совершение прогулок). Это было замечено при наблюдении за людьми до и после заведения собаки. Приобретая собаку, люди резко увеличивали длительность своих прогулок, несмотря на то, что для физиологических надобностей собакам много времени не требовалось.
  • Успокоение и мобилизация внимания — эти эффекты наиболее часто применяются в работе с детьми, испытывающими трудности с концентрацией внимания или гиперактивностью. Исследования в школах показали, что животные способны захватывать и удерживать внимание детей, направляя его наружу, что уменьшало возбуждение и агрессию. Наблюдения взаимодействия собак и детей с синдромом Дауна показали, что живые собаки являлись более устойчивым объектом внимания, чем искусственные.
  • Поддержка людей с неизлечимыми заболеваниями — стадии, через которые вынуждены пройти люди с неизлечимыми болезнями (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие) протекают гораздо легче, когда окружающие способны поддержать больного, обеспечить ему эмоциональную близость. А влияние безмолвного преданного животного способно помочь людям управлять своими чувствами, справиться со страхом, отчаянием и одиночеством.
  • Поддержка людей с ограниченными возможностями — участие собак в нормализации социальной окружающей среды было отмечено при исследовании общения детей в инвалидных креслах с окружающими. Те, кто имел рядом с собой собак, были объектами более пристального внимания на улице. Присутствие собаки обеспечивало гораздо больший коэффициент внимания и тёплого приёма. Окружающие рассматривали ребёнка с ограничениями в большей степени как здорового.
  • Помощь людям, страдающим психическими заболеваниями — присутствие животных и собак в особенности может благотворно влиять и на людей с различными психическими заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, болезнь Альцгеймера.

Группа психологов из США в исследовании эффекта взаимодействия слепых и собак-поводырей пришла к выводу, что слепые участники эксперимента (как имеющие собак-поводырей так и не имеющие) более предпочитали сопровождающих собак, чем сопровождающих людей.

В России в рамках доклада на московской конференции по канистерапии, проводящейся в 2009 году кинолог-исследователь собак северных пород Елена Поцелуева представила программу взаимодействия северных ездовых собак и слепых или слабовидящих детей. Программа была опробована при участии одного из московских фондов и разработана для общего развития детей с недостатками восприятия, повышения их интереса к познанию окружающего мира. Обычно у таких детей стимулом к отказу от обучения служит отсутствие связи между воспринимаемой на слух учебной информацией и окружающим миром. Программа даёт возможность получить знания без зрительной информации. Например: дети знакомятся с разнообразием климатических зон Земли при помощи тактильного восприятия разницы шерсти собак разных пород из различных областей. При ощупывании лап разных собак, можно судить об их назначении, какую работу они выполняют. Этим же способом дети могут подробнее узнать о быте северных народов, то есть хозяев этих собак. Также детям дают возможность сравнить звуки, которые издают собаки — например, лай практически не нужен ездовым собакам, а вот звонкий лай используют оленегонные собаки и пастушьи. Подобные исследования проводились и среди слабослышащих людей. При использовании собак участники эксперимента обнаруживали повышение чувства безопасности, понижение чувства одиночества и повышенное социальное взаимодействие.

Проблемы влияния канистерапии на самих собак

Лабрадор ретривер

На основании большого количества результатов исследований специалисты в области психиатрии склонны полагать, что животные играют существенную роль в жизни людей. Собаки располагают к общению и обеспечивают поддержку, проявляя свою любовь и преданность человеку. Однако, этическая сторона вопроса также остаётся не на последнем месте. Как методы канистерапии, положительно влияющие на людей могут влиять на самих животных? К сожалению, собаки не могут сообщить о своих ощущениях человеку напрямую, поэтому соблюдаются определённые принципы, основанные на соблюдении комфортных условий для животных при использовании канистерапии. В этих случаях необходимо соблюдать условия, в которых оба субъекта общения находятся в равных позициях и получают одинаковое удовольствие от пребывания друг с другом. Те моменты, когда один решает свои проблемы и поправляет здоровье, а другой вынужден выполнять приказы, терпеть, а порой и испытывать боль, ни в коем случае не должны практиковаться. В соответствии с исследованием, проведенным в Ставрополе, собаки подвергаются психическим нагрузкам во время занятий. Именно поэтому ставропольские специалисты канис-терапии используют в работе не одну собаку. оптимальным выбран режим, когда собака в течение дня отрабатывает максимум 4 часа, после чего на 2-3 суток отправляется на отдых (в данном случае используется свободный выгул за городом и стайное содержание). Всего работают 7 собак, поочередно подменяя друг друга.

Породы собак, наиболее подходящие для канистерапии

Самоедская собака

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации тестирующей собак-терапевтов с 1974 года TDI — Therapy Dog International http://www.tdi-dog.org/ не показывает преобладания каких либо пород, в качестве собак терапевтов. Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отстутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствию страха громких звуков и нестандартных предметов ( например раскрывающегося зонта). После этого собаки проходят обучение, завершающеяся сдачей экзамена и получения свидетельства «собака-средство реабилитации». Собака-терапевт не порода, а стандарт обучения. Собаки мелких размеров успешно используются при работе с взрослыми, пожилыми и лежачими пациентами, пациентами хосписов. Крупные и средние собаки пригодны для работы с детьми и подростками, страдающими различными заболеваниями. Выбор размера и породы собаки-терапевта определяется стратегией реабилитации, а не личными пристрастиями специалиста-канис-терапевта. Для детей с девиантным поведением, психологическими отклонениями или имеющими ограниченные возможности часто используются северные ездовые собаки — маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотские и таймырские ездовые собаки. Собаки этих пород отличаются особым доброжелательным отношением к людям и в особенности к детям. Ставрополь: используются собаки породы шелти, черный терьер и одна собака породы грюнендаль. Овчарки (как группа пород) отличаются высоким уровнем альтруизма, а потому очень легко адаптируются и быстро включаются в программу терапии (уже в возрасте 3-4 месяцев щенок способен начать участвовать в терапии). Шелти также хороша тем, что даже у детей, склонных к фобиям, формирует положительные эмоции — обыгрывается образ всем известной доброй колли по кличке Лесси, но в миниатюрном варианте. Однако, это не значит, что адаптация пациента и собаки сводится к нулю. Мероприятия по адаптации необходимы в любом случае. По опыту Ставрополя не самыми подходящими для терапевтической работы оказались пудели разновидности «той» и некоторые другие декоративные породы. В силу особенностей психики, они быстро устают и отказываются от работы и требуют очень длительной реабилитации, врожденная слабость психики не позволяет применять этих собак без вреда для них самих. Возможности собак декоративных пород ограничиваются рамками реабилитации и лечебной кинологии, но для терапии эти возможности недостаточны.

Противопоказания

Для канистерапии существуют определённые противопоказания к проведению занятий. Это — лабораторно подтвержденная аллергия на панель аллергенов «домашние животные», заболевания верхних дыхательных путей, повреждения и заболевания кожи, инфекционные заболевания, повышенная температура, фобии направленные на животных. При наличии тревожности и страхов связанных с животными ( не путать с фобиями!) занятия канистерапией возможны, под контролем психолога, по специальной программе. Кроме противопоказаний существуют и осложенения канистерапии. Самое распространенное из них — развитие гиперпривязанности к одному животному, является типичным следствием работы неквалифицированного канистерапевта.

Мировое признание

  • С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (PTK).
  • В некоторых клиниках Германии официально применяют канис-терапию. http://www.st-marienkrankenhaus.de/fachgebiete/klinik-fuer-kinder-und-jugendpsychiatrie-und-psychotherapie/leistungen-schwerpunkte/hundetherapie/
  • На двух специальных фермах при больнице содержатся животные от мелких (которых можно взять в руки) до крупных (например: верховых лошадей).
  • В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников.
  • В США 95% животных, используемых в психотерапии, составляют собаки.
  • В Великобритании в Исследовательском Центре выявления рака и биологических опасностей с помощью собак (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) в Эйлсбери, производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа.

Канистерапия в России

Прогулка детей с ездовыми собаками в России

Несмотря на то, что в России официально метод непосредственно канистерапии появился недавно, исследования положительного терапевтического воздействия общения человека и собаки проводились давно. В настоящее время существуют целые комплексы, проводящие соответствующие занятия, проводятся конференции и семинары, выходит в свет литература данной тематики. Наиболее известны исследования и занятия российских психологов в сотрудничестве с кинологами. Используется накопленный в России и за рубежом опыт.

  • В Санкт-Петербурге создана Ассоциация Поддержки и Развития Канистерапии, которая при поддержке СПБГУ им академика Павлова (1-й Медицинский Институт) разработала и внедрила методические руководства по использованию собак-терапевтов при различных заболеваниях, организует исследовательскую и учебно-методическую работу для волонтёров и организаторов канистерапии. Также АПРКТ проводит бесплатные курсы для волонтёров, курсы подготовки собак-терапевтов. АПРКТ организована бесплатная сертификация собак-терапевтов, как средства реабилитации пациентов международного образца. Под контролем этой организации проводятся занятия канистерапией в 23 реабилитационных и профилактических учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и некоторых городах России.
  • По инициативе АПРКТ на базе СПБГМУ 1.10.12 была организвана и проведена первая в России медицинская конференция по канис-терапии, при поддержке ведущих неврологов Северо-Запада и главного реабилитолога Российской Федерации.http://www.spb-gmu.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=1289&Itemid=1

См. также

  • Пет-терапия
  • Иппотерапия

Примечания

  1. 1 2 «Канистерапия». Katidog.ru. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  2. 1 2 3 4 5 6 Смолова Л. В Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы. — 2008. — Т. 9. — С. 45-50.
  3. «Четвероногие доктора или что такое пет-терапия». Медицинский справочный ресурс «Medinfo.ru». Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  4. 1 2 «КАНОН КАНИС-ТЕРАПИИ». «Польское общество канистерапии».
  5. 1 2 3 «Материалы конференции по канистерапии». Архив сайта питомника Северная Надежда. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012.
  6. Голенищева Н.В. Доклад по канистерапии. Санкт-Петербургская спортивная федерация ездового спорта (22 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  7. 1 2 3 А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. — Москва: «Макцентр. Издательство», 2004.
  8. 1 2 Елена Орочко Нужна собака-поводырь. Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» (2007). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  9. В Польше введена специальность «канистерапевт». Польское общество канистерапии/главная страница.
  10. В.Д. ИЛЬИЧЕВ, О.Л. СИЛАЕВА, с использованием данных из книги J.Serpell «In the Company of Animals» «Любимые животные вместо лекарств». Публикация «Человек и его здоровье». Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
  11. М.Н. Мальцева, д.в.н., заведующая кафедрой кинологии на производстве СПбГАУ, директор АНО НИИ кинологии; «Канистерапия — новое направление в лечении психических и неврологических заболеваний». Научное обозрение Санкт-Петербургского ГМУ (26-12-2011). Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.

Литература

  • Бурно М.Е Терапия творческим самовыражением. — Москва: «Медицина», 1989.
  • А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. — Москва: «Макцентр. Издательство», 2004.
  • Animal Assisted Brief Therapy A solution-Focused Approach. — The Haworth Press, 2007.
  • Levinson Boris Mayer The dog as a co-therapist. — Москва: «Mental Hygiene», 1962.
  • Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина Ездовые собаки. — Москва: «Центрполиграф», 2002.

Ссылки

  • Видео: интервью специалиста по канис-терапии Елены Таравиковой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *