Когда дети перестают дергать руками и ногами?

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель 1 месяц 2 месяц 3 месяц 4 месяц 5 месяц 6 месяц
Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении Узнает мать Отличает чужих от близких
Слуховые
ориентировочные реакции
Вздрагивает при резком звуке и мигает Прислушива- ется Отчетливое слуховое сосредото- чение Поворачивает голову на звук Различает тон, с которым к нему обращаются
Эмоции Первая улыбка Улыбается в ответ на речь взрослого В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек Громко смеется
Движения общие Пытается держать голову лежа на животе Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног. Поворачивает- ся со спины на живот Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами Захватывает подвешенную игрушку Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка Свободно берет игрушки из разных положений
Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи Начинает гулить Продолжи-тельно гулит Продолжает долго гулить Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11 месяцев 12 месяцев
Движения общие Хорошо ползает Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее Ходит при поддержке за обе руки Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Самостоя-тельно стоит без опоры Самостоя-тельно ходит
Движения руки с предметами действия Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
Подготовитель- ные этапы развития речи Произносит слоги многократно (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете Подражает разным слогам взрослого Произносит первые слова обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис» Произносит 8-10 слов
Понимание речи На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания» Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого Выполняет элементар- ные требования взрослых Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива- ется запас понимаемых слов
Навыки и умения в процессах Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит сухарик или корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками. Пьет из чашки Пьет из чашки Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Ребёнок развивается. Как?


ПОДЕЛИТЬСЯ
Развитие ребенка в 4 месяца
Моторное развитие
Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что грудной ребенок уже хорошо держит голову, он поворачивает её справа налево. Когда его носят на руках, он держится сам.
1. Лежа на спине. Ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении. Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предварительно в одну сторону; ребенок может легко менять положение.
2. Руки. Ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты.
3. Нижние конечности. Они находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; грудной ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты (во флексии), но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.

4. Лежа на животе, хорошо опирается на предплечья, поднимает голову на 90 градусов и смотрит вперед и по сторонам. Туловище и бедра более вытянуты. Отмечаются активные движения нижними конечностями, он «крутит педали». Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует движения головы; одновременно он поднимает и вытягивает нижние конечности.
5. Хватание.
Движения хватания еще не координированы. Младенец хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако грудной ребенок наблюдает, что происходит с его рукой и предметом, пробует повторить «штуку» с помощью матери. Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их. Он играет своими руками и подносит игрушки ко рту.
Речевое развитие
Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные «е», «а», но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Младенец улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется, поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет ей в ответ, иногда радостно вскрикивает. Он радуется своему «щебетанию» и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.
Социальный контакт
Личность грудного ребенка развивается. Он хорошо узнает мать. Если с ним разговаривают, ласкают, младенец выражает радость улыбкой. Он издает звуки, похожие на смех, принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Внимательно наблюдает за лицом, смотрящим на него. Реагирует скорее и целенаправленнее на присутствие матери, наблюдает за ней, что-то ей лепечет. Его можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, лаская его, давая почувствовать материнское тепло.
Уважаемые читатели! Вас должно насторожить, если:
– к концу 4-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;

– если головка ребенка склоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения «лежа на спине»;
– к концу 4-го месяца младенец не пытается опираться на кончики пальцев ног, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками;
– к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают, не выражает радость, когда с ним играют.
Развитие ребенка в 5 месяцев
Общая подвижность
1. Лежа на спине. В этом возрасте дети могут уже поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым даже удается повернуться со спины на живот. Около 25% из них не удается это сделать, несмотря на то, что у них нормально развиты нейромоторные способности. Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда он максимально вытягивает позвоночник, опираясь головкой и ступнями о кровать, поднимает ягодичную часть, будто пробуя делать «мост». Иногда он поднимает голову и одновременно вытягивает туловище. Если ему протягивают какой-либо предмет, он хватает его еще неловко, всеми пальцами, но держит его крепко, трясет им, ударяет о решетку кроватки, подносит ко рту. Упускает его произвольно. Ему нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать. Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове.
2. Нижние конечности повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной, то другой ножками, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе нижние конечности, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжном суставе. Движения кажутся координированными.
3. Лежа на животе, ребенок легко поднимается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90 градусов. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться. Таз прилегает к плоскости кроватки.
4. Положение сидя. Начинается стабильность туловища. Спина еще не держится прямо, но ее можно привести в прямое положение на короткое время. Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести. Бедренные суставы сгибаются, нижние конечности поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью.
5. Поддерживаемый под мышки, ребенок пытается встать на ножки. Грудной ребенок протягивает ножки к плоскости кроватки и пытается подняться. Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опираясь незаметно и на короткое время на кончики ног, покачиваясь, наподобие игрушки «Ванька-встанька».
6. Реакция положения. В любом положении голова устанавливается правильно. Дети, отлично развитые с нейромоторной точки зрения, хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау. Следует отметить, что эта реакция не наблюдается у всех детей 5-ти месяцев, но она должна появиться к 6-ти месячному возрасту и надо следить за тем, как она происходит.
Тонкая подвижность
Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью (хватание «по-обезьянему»). Когда взрослый поднимает его в сидячем положении и поддерживает, ребенок следит с интересом за предметами, которые падают сбоку от тела. Он протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет отнять. Игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой либо цели.
Рот — орган познания
Младенец в этом возрасте уже чувствует потребность все предметы совать в рот. Для него это путь познания предметов. Губы и язык — очень хорошие органы осязания, поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опасности, такие как резиновые кольца, пластмассовые игрушки, резиновые предметы. Они должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не мох их проглотить, а если они падают на пол, то их можно было мыть.
Речь
Издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка. Ребенок лепечет и вокализирует, связывает звуки «напевает», прекращает и снова начинает «петь». Иногда он ясно произносит звуки «а», «е», хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд и снова повторяет их, как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слоги (да, де, га) и сочетает их в цепи ритмичных слогов. Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает, и он начинает своеобразную «беседу». Как только устанавливается такой «диалог», ребенок смеется, поворачивается, протягивает ручки к матери. Ребенок перестает плакать, когда слышит музыку.
Социальный контакт
Вместо глобальных реакций (радость, страх, крики, удовлетворение) чувства нюансируются. Его выразительные средства обогащаются: радость, скука, ярость. Младенцу все больше начинает нравиться общество других людей, он чувствует потребность иметь кого-нибудь возле себя каждый раз, когда он бодрствует. Когда с ним разговаривают, он счастлив. У ребенка все больше начинает вырисовываться собственная личность (веселая, ленивая, активная, чуткая). В этом отношении невозможно сделать окончательных выводов.
Возможны отклонения в развитии, если ребенок к концу 5-го месяца:
– плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
– неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения «лежа на спине»;
– не может протянуть ручки к игрушке;
– не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
– не произносит отдельные звуки или слоги (например, га-га, ба-ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (например, «Где папа?»);
– не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне и мимике.
Тема следующей статьи — Нормы развития ребенка в возрасте 6-7 месяцев
См. также:
Психомоторное развитие новорожденного ребёнка
Развитие ребёнка в возрасте 2-3 месяцев

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 8 февраля 2006 г.
Комментарии к статье
Развитие ребёнка в возрасте 4-5 месяцев
19.12.2006, 23:34
Sofia
Spasibo bolwoe vawemy zamechatelnomy portaly.Statji o razvitii detej o4en pomogajut mne vospituvat moego rebenka. Ja- rysskogovoriawaja mama v wvedskom obwestve, i inogda mne prosto ne s kem obsydit volnyjuwie menia voprosu. Naprimer, moemy suniwke pochti 4 mes. i on tolko putaetsia perevorachivatsia so spinu na jivotik. Ja dymala detki etogo vozrasta yje doljnu samostojatelno vupolniat takie dvijenija, i nachala silno bespokoitsia. No k schastju vawi statji pomogli razobratsia mne, chto eto pridet k nemy nemnogo popozje i moi perejivanija neobosnovanu.S vami mne legche i spokojnee. Spasibo. 24.10.2007, 11:46
Надежда
Почему в 4 месяца в речевом развитии пишут лепет, если ещё у ребёнка период гуления?! 17.03.2008, 05:02
МАДИНА
МОЕМУ ПУПСИКУ ПРИДЕТСЯ СРАЗУ ИЗУЧАТЬ НЕСКОЛЬКО ЯЗЫКОВ,Т.К МЫ НЕ РУССКИЕ.ЭТО ЗДОРОВО!СПАСИБО ВАШЕМУ ПОРТАЛУ ЗА СОВЕТЫ! 05.08.2008, 01:45
anastassia
пардон,но написано очень коряво.Что значит,например,нижние конечности,почему не написать ноги.И так со всем текстом в целом,как для семинара логопедов,а не для родителей. 05.10.2008, 00:11
Виктория
Статьи супер, читаю каждый месяц. Мой малыш развивается с опережением. А муж спрашивает когда она будет делать тото или тото или скажет «мама» осознанно, благодаря статьям я могу ему ответить в каком возрасте приблизительно. Спасибо. 18.10.2008, 23:01
Ангелина
моя уже в 3.5 месяца преворачивается со спины на живот, только когда без памперса. Нам уже 4 мес. мы болтаем вовсю и ба и ма гу и всё вмести иногда какбудто слова какието а еще прячится как будто стесняется 05.01.2009, 00:08
Елена
28.10.2009, 21:16
Татьяна
Статьи написаны очень грамотно, доступно,освещены все критерии развития ребенка. Я учетель- дефектолог и очень переживала, что моя дочь в 5 месяцев самостоятельно не переворачивается со спины на живот, только с живота на спину, а теперь успокоилась — она входит в те самые 25%.Спасибо за подробную информацию. 28.04.2011, 09:19
Ирина
Каждый месяц читаю Ваши статьи. Мой мальчик начал сидеть 4 месяца и 1 нед. а в 5 месяцев стал ползать на четвереньках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *