Когда ребенок начинает слышать звуки

Что ощущает плод?

О том, что неродившийся малыш реагирует на эмоции мамы, известно многим. Беременные часто слышат советы избегать стрессов, не нервничать и не тревожить этим ребенка.

Действительно ли так важно сохранять полный душевный покой во время вынашивания? Эмоции сопровождаются всплеском гормонов, которые через кровоток попадают к малышу.

Регулярное большое количество кортизола (гормон стресса) негативно воздействует на иммунную систему плода. Эндорфины (вырабатываются при положительных эмоциях) оказывают благотворное действие на весь организм.

Но это не значит, что во время беременности вы должны подавлять злость, обиду или гнев. Испытывая весь спектр эмоций, вы закладываете у малыша основу эмоционального интеллекта. Важно не впадать в ярость и не зацикливаться на негативе.

Кроме маминых переживаний, ребенок в утробе способен на «собственные» ощущения связанные с неизвестной пока еще ему реальностью. И некоторые из этих ощущений могут вас удивить. Давайте вместе разберемся, что чувствует плод.

1. Вкус

Начиная с 10 недели развития беременности, эмбрион способен чувствовать вкус. Представление о нем он получает или через амниотическую жидкость, которую к этому сроку он начинает заглатывать.

В ходе экспериментов П. Хэппера из белфастского Королевского университета была выявлена связь между питанием женщины на поздних сроках (после 30 недели) и вкусовыми предпочтениями ребенка.

В исследовании принимало участие 33 женщины, половина из которых ела чеснок в последние недели перед родами каждый день. Другие полностью от него отказались. Оказалось, что детки из первой группы по достижении определенного возраста охотно ели блюда приправленные чесноком, а дети матерей, не употреблявших чеснок при беременности, отказывались от него.

Эксперименты проводились и с морковным соком. Мамы из первой группы регулярно пили его в третьем триместре, а женщины из контрольной – пили только воду.

Шестимесячные младенцы из первой группы охотно начинали прикорм морковным пюре или соком. А малыши из второй – соку предпочитали воду.

Согласно этой теории, чем больше овощей и фруктов вы едите во время беременности, тем более здоровые пищевые привычки формируются у ребенка в будущем.

2. Звуковые волны и вибрации

Начиная с 20 недели беременности, плод начинает различать звуковые волны.

Пока он не различает отдельные звуки, его нервная система к этому еще не приспособлена. Но сами колебания и вибрации малыш уже улавливает.

3. Музыка

Уже к 23 неделе слуховой аппарат плода сформирован. Он начинает различать музыку, голоса, уличные шумы и прочие звуки.

Регулярно повторяющиеся звуки или мелодии малыш запоминает, еще находясь в утробе матери.

В Финляндии провели следующий эксперимент.

  1. Будущих матерей разделили на две группы. Первая каждый день слушала колыбельную «Twinkle Twinkle Little Star». Вторая обходилась без музыки.
  2. Во время сна новорожденным из обеих групп включали песню. А для отслеживания реакции мозга записывали энцефалограмму.
  3. Младенцы из первой группы узнавали мелодию, активность их мозга повышалась. Они реагировали и на ошибки в воспроизведении колыбельной.
  4. Малыши из второй группы не замечали неточностей.

Во время беременности акушеры рекомендуют слушать спокойные мелодии или классическую музыку. Положительное влияние произведений Моцарта на интеллект и развитие плода научно доказано.

4. Голоса и родной язык

Плод, начиная с 23 недели беременности, слышит и запоминает голоса будущих родителей. В ходе тестов проводившихся в Нью-Йоркском университете, психолог Атена Вуламанос установила – новорожденные предпочитают слушать человеческую речь больше других звуков. Они способны узнать родной язык и голоса родителей.

Говорите с еще не родившимся ребенком. Это не только закладывает основы речевого развития, но и дарит ему положительные эмоции.

5. Звуки тела матери

Находясь внутри, малыш ощущает ваше дыхание. Его постоянно сопровождает биение вашего сердца. Оно и звуки дыхания становятся основой безопасности. Именно поэтому новорожденного кладут маме на грудь.

В последующие 3-4 недели после родов крайне важно чаще брать ребенка на руки и прижимать к области сердца.

Также малыш слышит и урчание вашего желудка или кишечника.

6. Яркий свет

Начиная с 15 недели беременности, плод начинает различать яркий свет и темноту. Это похоже на восприятия освещенности нами, когда мы проснулись, но еще лежим с закрытыми глазами. Вот яркое солнце выглянуло из-за туч, а вот снова скрылось. На этом сроке глаза у плода еще не открыты. Это произойдет на 20 -22 неделе.

После того как ребенок начнет активно шевелиться, вы с легкостью проверите реакцию на свет с помощью карманного фонарика. Посветите на животик, держа источник света на расстоянии 10-15 сантиметров от него. Вскоре вы ощутите активные толчки и шевеления малыша.

7. Прикосновения

В третьем триместре ребенок ощущает прикосновения к маминому животику. Приятные поглаживания приносят ему положительные эмоции.

А легкие надавливания на места толчков позволяют «прикоснуться» к еще не родившемуся ребенку.

Правда, с такими «играми» нужно быть осторожнее – слишком давить с целью найти и «словить» ножку-ручку, не следует. Постоянное и сильное передавливание живота перекрывает крохе кислород.

8. Запахи

В ходе исследований было установлено, что симпатии и антипатии к определенным ароматам формируются еще на этапе внутриутробного развития. Формирование системы обоняния начинается с 7 недели беременности. И с каждой последующей неделей будет увеличиваться спектр запахов, воспринимаемый плодом.

Конечно, малыш познает аромамир не напрямую. Он воспринимает химический состав вдыхаемого вами воздуха. Если аромат вызывает у вас приятные эмоции, эндорфины сообщат малышу об этом. Если негативные – кортизол и К° сообщат.

В итоге после рождения ребенок ощущая тот или иной запах, может «вспомнить» ваши эмоции и «воспроизвести» их. То есть один запах радует малыша, а другой ему не нравится.

9. Тепло

Плод способен ощущать тепло. Но скачки температур опасны для него. Для нормального развития важна постоянная температура. Она практически неизменна и у самого будущего малыша и у амниотической жидкости вокруг него.

Во время беременности откажитесь от саун и бань. Принимайте теплые ванны, а не горячие.

10. Гормональные всплески

Выход гормонов из-под контроля – особенность всех беременных женщин. Тело перестраивается, готовится к миссии вынашивания и рождения, гормональные всплески – неотъемлемая часть процесса. И малыш очень тонко их чувствует и реагирует на них.

Мамино настроение – это его настроение тоже. Резкие эмоциональные перепады он переживает вместе с матерью. Но даже если у мамы сто эмоций в день, большого вреда плоду это не принесет, если они не переходят в депрессию или агрессию.

О развитии плода

С ощущениями ребенка в животике все более-менее понятно. А ниже мы приведем ответы на самые часто возникающие вопросы будущих мам и пап.

Дыхание

С первых дней беременности оплодотворенной яйцеклетки потом эмбриону и плоду требуется кислород. Как же они его получают без прямого доступа к воздуху?

До образования плаценты источник всего необходимого – желтое тело. Это оболочка самой яйцеклетки улащенная и уплотненная. Потом в процессе участвуют ворсинки хориона, из которых формируется детское место. А после своего образования плацента берет на себя все функции поставщика питательных веществ.

Как же дышит ребенок в утробе матери – через пуповину и детское место он получает все необходимое. Газообмен происходит в сосудистой сети и тканях плаценты.

На поздних сроках беременности плод совершает дыхательные движения. Это своеобразная тренировка мышц. Но голосовая щель при этом закрыта. Это исключает захлебывание околоплодными водами.

Даже после рождения ребенка артерии плаценты продолжают поставлять кислород. Только после начала ее отторжения женским организмом процесс останавливается.

Питание

То, как питается ребенок в утробе, схоже с обеспечением процесса дыхания. Участвуют те же «игроки»: желтое тело (до 4 недели), ворсинки хориона (с 4 по 14 недели) и плацента (с 14 недели до родов).

Питательные вещества плод получает из рациона матери. Вы осознанно игнорируете часть продуктов – все необходимое для развития ребенок получит из запасов вашего организма.

При нехватке кальция он вымывается из ваших костей и эмали зубов. От нехватки части полезных веществ плод страдает, если не удается компенсировать их из запасов материнского организма.

Предлежащие и движения

До 32 недели положение плода меняется. И если вам на 30 неделе сказали о тазовом предлежании, не паникуйте. В 90% случаев плод «перевернется» головой на выход.

При тазовом предлежании ребенок лежит в мамином животе неправильно, его тазовый конец расположен у входа в малый таз женщины. Самостоятельные роды в этом случае под запретом. Проводят плановое кесарево сечение.

Ребенок в мамином животике уже многое ощущает (свет, звук, вибрации). Он привыкает и потом распознает мелодии, голоса, вкусы и запахи. У него даже появляются предпочтения в еде.

Всегда в движении

6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживать равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во-первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод. К концу внутриутробного периода ребенок так хорошо усваивает движения мамы, что различает, когда она спокойна, когда взволнована, когда напряжена, и тоже реагирует на это своими движениями.

Младенец очень хорошо реагирует, если его перемещают в пространстве (ведь он так привык к этому за 9 месяцев!). Он быстро успокаивается, когда его носят на руках, возят в коляске. Часто родители задают вопрос: нужно ли качать ребенка, чтобы он успокоился и заснул? Да, если ему это необходимо, ведь движение для младенца – это нормальное состояние.

Все потрогать

7,5недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. С 8 недель у ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки, а с 10 недель – вся поверхность тела.
В животике у мамы для ребенка много материала для развития тактильных ощущений. С помощью ультразвука можно увидеть, как малыш трогает свое собственное тело, пуповину, стенки плодного пузыря.
Свою чувствительность ребенок начинает использовать не только для изучения внутреннего пространства матки, но и для освоения внешнего мира. Если мама прикладывает руку к животу, малыш пытается прикоснуться к ней «с другой стороны». Таким же образом ребенок еще до рождения может «познакомиться» и с папой, и с братьями-сестрами.
Очень интересно плод реагирует и на датчик УЗИ: сначала, почувствовав прикосновение незнакомого холодного предмета, он напрягается и отодвигается в сторону, но потом, если мама не волнуется и расслабляется, он успокаивается и начинает изучать новый предмет – пытается потрогать датчик ладошками или пяточками.

Со второй половины беременности, когда вы уже будете чувствовать шевеление ребенка, можно устраивать ему «мамин сеанс». В одно и то же время суток прикладывайте руки к животу и пойте малышу колыбельную или любую детскую песенку. Кроха в это время будет пытаться прикоснуться к вашим рукам «с обратной стороны». Каждый день нужно петь одну и ту же песенку – тогда малыш к ней привыкнет и после родов будет узнавать ее и успокаиваться, услышав знакомую мелодию. Такой сеанс должен длиться не более 10 минут, чтобы ребенок не уставал, но делать это нужно ежедневно. Можно устроить не только мамин, но и папин «сеанс».

Секреты вкуса

9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. Плод заглатывает околоплодные воды, а их состав и, соответственно, вкус меняется в зависимости от условий. Так, например, если в околоплодные воды попадает что-то горькое, например, дезинфицирующее вещество, которое используют при заборе околоплодных вод, малыш начинает морщиться, высовывает язык, совершает меньше глотательных движений, будто пытается выплюнуть то, что ему не нравится. А вот введение в околоплодные воды глюкозы ускоряет глотательные движения «сладкоежки».То, что ест мама, в микродозах поступает также в околоплодные воды. И если беременная ест, например, чеснок или лимон, вкус вод становится более горьким или кислым, отчего малыш начинает морщиться.

Еще до рождения мама может приучить ребенка к своим любимым блюдам, даже если они имеют специфический вкус. Так, например, если блюда с чесноком входят в повседневный рацион, отказываться от них полностью не стоит. Малыш со временем привыкнет к ним и начнет воспринимать спокойно. Есть факты подтверждающие, что ребенок после рождения часто обнаруживает предпочтения к тем блюдам, которые мама любила есть во время беременности.

Мир звуков

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель мы уже видим реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
Многие считают, что при появлении на свет ребенок попадает из тихого «домика» в мир шума. На самом деле, все по-другому: из интенсивной звуковой среды он переносится в мир, где звуков не так уж много. Что слышит плод в животе? Стук материнского сердца, шум кровотока по сосудам, напоминающий накатывание волн на крупную гальку, работу кишечника, похожую на мурлыканье кошки…
Есть данные, что у ребенка еще до рождения возникает чувствительность к речи окружающих и, естественно, к речи матери. Особенно хорошо он ориентируется в интонациях. Ссоры родителей, сопровождающиеся криком, пугают его, а доброжелательная беседа успокаивает. Все это можно отследить по интенсивности сердцебиения и движений плода.

Когда ребенок появляется на свет, речь, которую он слышал, находясь в животе, уже несет для него эмоциональную нагрузку, и он легко под нее подстраивается.

Общение до рождения

Будущие мамы часто спрашивают, нужно ли разговаривать с малышом до рождения. Даже если вы специально не отводите время на разговоры с ребенком, он все равно слышит вас, когда вы разговариваете с другими людьми, чувствует ваше настроение и это влияет на развитие плода. И это очень важно. Некоторые мамы, вычитавшие, что нужно обязательно разговаривать с ребенком, начинают буквально насиловать себя таким общением, но навязанные уроки ребенку ни к чему. Все должно быть естественно.
Чтение мамой обучающих текстов, иностранных слов до рождения ребенка – это непонятная и ненужная ему информация. Зато малыш хорошо запоминает эмоционально окрашенные слова, особенно те, которые относятся к нему. Поэтому можно еще до рождения придумать ребенку слово, которым вы будете его называть после рождения – «солнышко», «зайка» «лапочка» и т. д. Вы можете называть ребенка этим словом и поглаживать живот, тогда малыш после рождения будет очень хорошо реагировать на это название.

После своего появления на свет ребенок испытывает тоску по прикосновениям к своему телу, ведь в первое время ручки и ножки не слушаются его так же хорошо, как это было, когда он плавал в околоплодных водах, и он не может сам себя ощупывать. Поэтому малыш очень любит, когда мама носит его на руках, прижимает к себе, трогает, поглаживает его тело.

Слушаем музыку

Плод, как и мама, слышит музыку. Нравится ему музыка или нет, вы можете определить и сами. Если музыкальные ритмы пришлись ему по вкусу, он начнет двигаться в ритм движениям (как иногда говорят беременные – «он танцует»). Если же ребенок двигается в другом ритме или слишком интенсивно, нужно задуматься – может быть, музыкальные уроки не доставляют ему удовольствия.
Категорически не рекомендуется ставить наушники на живот. Дело в том, что таким образом мы нарушаем среду ребенка. Все звуки он слышит на некотором расстоянии, воздух образует естественный барьер. Когда мы ставим наушники на живот, воздушной прослойки нет и малыш оказывается под воздействием звуков необычной интенсивности.
Хотите слушать музыку – слушайте, главное, чтобы она доставляла вам удовольствие. Кстати, малыши предпочитают музыку с простой и ясной мелодией, например, народные и детские песни. Можно слушать классическую, популярную музыку, но избегайте тяжелого рока.

После появления на свет ребенку не нужна абсолютная тишина. Он может спокойно спать, если неподалеку от него негромко разговаривают, что-то делают. Конечно, надо избегать громких, резких звуков, которые будут его пугать. Новорожденный хорошо помнит стук материнского сердца, который он так долго слышал над собой. Он успокаивает его, даже когда малыш находится уже вне материнской утробы. Чтобы утешить расплакавшегося малыша, возьмите его на руки, положите на левую сторону, и он, услышав знакомые звуки, утихомирится.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй. Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий. Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый. Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый. Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой. Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый. Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *