Колодки для валяния

Как сделать обувь своими руками

Что мы делаем, когда нам нужна обувь? Многие, покрутив у виска, посчитают это глупым вопросом. Ведь сколько существует магазинов, палаток и торговых точек с обувью, и есть они практически в каждом городке.

А как на счет самостоятельного изготовления туфлей, ботинок, тапочек? Здесь вряд ли останется много героев, способных пройти весь трудный путь по созданию обуви своими руками.

Даже несмотря на существование фото и видео мастер-классов, этот вопрос требует особого щепетильного отношения.

Хотя не всегда для того, чтобы пошить такую вещь, нужен богатейший опыт, достаточно простой усидчивости и большого желания.

Посмотрим, какую обувь можно сделать в домашних условиях.

Вязаные тапочки

Самый простой и удобный вид уютных и комфортных тапочек. Для этого необходимо лишь пару листов плотного картона, ткань, нитки и умение связывать петли. Причем необязательно использовать спицы, можно орудовать и обыкновенным крючком.

Лучше, конечно, использовать фотосхемы, по которым удобно вязать, но с другой стороны, можно это делать самыми обыкновенными техниками, просто предварительно сделав подошву, и уже по ней начинать вязку.

Для того чтобы сделать подошву, следует обвести на одном листке картона стопу (то есть понадобится 4 листа картона на обе ноги).

После этого вырезать формы и склеить между собой.

Затем обтянуть тканью (лучше использовать натуральную, чтобы было комфортно ногам) и сшить. Таким образом, подошва готова. После уже приступать к вязанию.

Тем, кто ни разу не сталкивался с вязанием, стоит посоветовать посмотреть тематическое видео или фото. И для начала попробовать себя в более легких вещах, просто связать несколько петель. А после уже приступать к тапочкам.

Более сложные варианты

Конечно, речь пойдет о туфлях. В этом случае понадобятся дополнительные инструменты, материалы, а также правильные выкройки. Если домашние мягкие тапочки, в случае небольших огрехов при вязании, все равно примут форму ноги, то, в случае с неправильным пошивом твердой обуви, результат вряд ли порадует. И носить такие вещи будет невозможным.

Попробуем коротко рассказать, из чего состоит пошив туфлей своими руками, а вот приступать к делу все же рекомендуется, посмотрев соответствующие материалы.

Самой важной частью изготовления обуви являются колодки. Это и есть основа любых туфлей, к производству которой особые требования. Чтобы изготовить правильно обувь недостаточно просто сделать выкройку, необходимо качественно и правильно соединить все элементы и работать с колодками.

Колодки можно сделать своими руками или купить уже готовые под определенный размер. Именно этот «обувной манекен» позволит качественно сделать первоначальные этапы и части туфлей.

Для того чтобы создать форму, можно вырезать ее из дерева, но процесс достаточно сложный, в особенности для новичков. Можно использовать старые туфли, предварительно сделав их жесткими, но такой вариант также не даст хорошего качества. Поэтому лучше обратиться в специализированный магазин, и купить эту деталь, а еще лучше в дополнение и удобную подставку к ней.

После того, как колодки готовы, можно приступать к выкройкам. Для этого нужно сделать лекало.

Колодку обклеить бумагой или скотчем, и на нем нарисовать форму будущей обуви. После чего перенести чертеж на материал изготовления. Кстати, о материале. Первоначально лучше всего использовать кожу, ее жесткость позволит лучше придать туфлям форму. Причем для заготовки подошвы лучше использовать специальный вид кожи, называется «чепрак» и делается из самой жесткой части коровьей шкуры.

Перенеся лекало на материал верха, то есть более мягкую кожу, можно делать выкройку, то есть вырезать.

Далее внутренняя часть подошвы подгоняется по размеру, делается она по колодке или же очерчиванием собственной ноги, в случае необходимости, подрезается. Потом верх натягивается на колодку и подошву.

Крепится сначала небольшими гвоздями, после чего скобами и уже потом проклеивается с использованием специальной декоративной окантовки и полиуретанового клея.

Гвозди потом необходимо вытащить, а туфель снять с колодки, но делается это уже после крепления основной подошвы. Также стоит отметить, что для низа можно использовать другой материал, например, резину, полимерные заготовки или тот же полиуретан. Все зависит от сезонности обуви и от предъявляемых к ней запросов.

Основная подошва сначала крепится, а уже потом специальным обувным ножом подрезается и подгоняется непосредственно под туфли.

Каблук – заключающий этап. Конечно, новичкам шпильку будет сделать достаточно трудно, а вот широкий и низкий «мужской вариант» — вполне возможно. Он также сначала подрезается по внутренней стороне, а затем уже подгоняется по подошве и заднику.

Ручное изготовление колодки из дерева мастером Курокио

Для производства колодок используют такие сорта дерева, которые позволяют колодке быть одновременно прочной, легко впускать в себя гвозди, а также не менять существенно свой размер при попадании на них влаги. Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяют такие сорта дерева как бук, граб, береза, липа и клен.

Мастер Курокио не говорит какой сорт дерева он использовал, но, возможно это как раз один из вышеперечисленных сортов.

Курокиосан не комментирует свой видеоурок, но мы попытаемся по шагам разобраться в последовательности ручного изготовления обувных колодок.

1. Прежде всего для изготовления пары деревянных обувных колодок потребуется два куска дерева, предпочтительно квадратного сечения размером примерно 15х15см.

Опять же необходимо понимать какого типа колодка должна получиться – если сапожная, то горловина должна быть повыше примерно на 3 см по сравнению с туфельной колодкой. Т.е.

для туфельной колодки и первоначальное сечение бруса могло быть и поменьше, например 12х12см.

2. На боковые грани заготовки необходимо нанести первоначальные грубые зарисовки бокового профиля и профиля подошвы. Для этого необходима первичная подготовка поверхности с помощью рубанка по дереву.

Для нанесения перпендикулярных характерных линий хорошо использовать металлический угольник, а рисовать можно тонким маркером или гелиевой ручкой (как у мастера Курокио) темных цветов.

3. И вот профили боков и подошвы нанесены. Что же будет далее? А далее Курокио-сан берет ту же самую пилу, которой пилил исходный брус и спиливает большой кусок дерева, в носочной области. Колодку при этом неплохо бы зажать в большие столярные или слесарные тиски, чтобы обеспечить безопасность работы.

4. Какие инструменты использует мастер-колодочник? В основном это инструменты для резьбы по дереву – топорик, стамески, рубанки, рашпили.

Обратите внимание, что мастер Курокио большую часть работы будет делать круглыми резцами, т.к. в некоторых местах колодка не только бывает выпукла, но и вогнута как-бы внутрь.

Вот там-то и придут на помощь круглые резцы, т.к. плоский резец просто срезал бы много нужного материала.

И вот, работа резцами пошла. Сначала можно срезать самым большим плоским резцом-стамеской. Работа стамеской в большинстве случаев сопровождается легкими ударами молотком по торцу стамески.

Вот так выглядит заготовка с выбранной носовой частью.

5. Переворачиваем колодку и, согласно боковому профилю формируем пяточный подъем, который необходим, для установки каблука заранее рассчитанной высоты. Работать в этом месте удобней плоской стамеской.

В завершение этого этапа угловой переход можно скруглить на шлифовальном станке, что и показывает нам мастер Курокио. После шлифовки необходимо повторно нанести профиль подошвы, т.к.

предыдущий профиль был стесан вместе с деревом.

6. Далее необходимо убрать много лишнего материала с боков, особенно ближе к пяточной части колодки, поэтому Курокио-сан решил использовать для этого небольшой японский тамагавк.

7. Аналогично, мастер-колодочник срезает дерево и с боков в носочной части заготовки колодки.

После этого этапа колодка приобретает очертания, напоминающие валенок.

8. Пришла пора поработать как раз в той области, где колодка имеет вогнутости. В этих местах никак не получится работать плоскими стамесками, т.к. необходимо делать рез только в узкой области вдоль траектории резца. Приходится использовать круглый большой резец. Им мастер обрабатывает места в районе подъема колодки и в пяточной области в районе лодыжек.

Вот так причудливо выглядит колодка после того как по ней прошлась круглая стамеска.

9. Очень важно при ручной обработке обувной колодки не потерять линию симметрии. Для этого всякий раз, когда возникает возможность срезать или сошлифовать линию середины колодки, можно заранее поставить центровочные шпильки, которые в дальнейшем позволят восстановить утерянные линии.

10. Опять обращаемся к шлифовальному станку, чтобы подравнять ненужную рифленость.

11. По мере того как очертания колодки приближаются к заданным размерам нужно переходить к более точным инструментам. В данном случае – это рашпили с различным рисунком рабочей части. Опять же видно, что понадобятся не только плоские но и рашпили с полукруглым профилем.

Вот видно, как Курокио-сан обрабатывает пяточную часть подошвы рашпилем.

12. Настала пора позаботиться о выпуклости подошвы. Посмотрите какой инструмент для этого использует Курокио – обычный остро заточенный сапожный нож. Японский иероглиф обозначает верхнюю точку выпуклости.

13. А вот выпуклость в носочной области мастер делает уже небольшим закругленным рубанком. Здесь нет жестких правил каким делать инструментом ту или иную обработку. Каждый мастер вправе выбирать тот инструмент, который для него наиболее удобен.

14. Итак до заданного профиля подошвы остались считанные миллиметры. Теперь нужно быть предельно осторожным и внимательным. Посмотрим, справится ли мастер Курокио с этим ответственным этапом.

Да, он опять пошел на хитрость – обратился к шлифовальной машине, т.к. она обеспечивает хоть и не такой быстрый съем материала как стамеска, зато более контролируемый. Мастер четко представляет в какой момент какой инструмент нужно применять. После обработке на шлифовальном станке колодка уже начинает походить на колодку.

15. А теперь повторяются некоторые операции, но уже резцами меньших размеров, а значит мастер более точно и медленно приближается к нужным размерам. Можно позавидовать терпению мастера Курокио-сан, когда ему снова и снова приходится делать похожие операции но с более «точным» инструментом.

После обработки на шлифстанке колодка уже готова. Но что это? На подошве обнаружился по всей носовой части один лишний миллиметр! Опытная рука мастера удаляет его круглым рубанком. Несколько плавных движений руки с мелкой наждачной бумагой, чтобы устранить микроскопические неровности. И это был последний, завершающий, победный штрих!

Ура!!! Колодка на 1000 долларов готова! Вот она держите, господин заказчик! Таких колодок, точно под Вашу ногу нигде и никто так классно не сделает! Хотите заказать еще? Жене и детям? Запишитесь пожалуйста в список – Ваш номер 374. Приходите через 4 месяца.

Вот так и живет и работает профессионал-колодочник из Японии Курокио-сан.

Пожелаем ему успехов, удачи, любви, здоровья и пусть хоть иногда устраивает себе выходные, а то это японское трудолюбие может съесть самые интересные жизненные впечатления.

Давайте посмотрим два видеоролика, которые мастер выложил для гостей своего канала на Ютубе.

Часть 2

Изготовление обуви в домашних условиях

Это руководство прежде всего предназначается для людей, которые только собираются научиться делать обувь. Но, возможно, и более опытные мастера найдут здесь для себя что-то полезное.

Инструменты

  1. Острые портняжные ножницы. Здесь, думаю, понятно.
  2. Острый нож с коротким лезвием типа «парус». Делается чаще всего из полоски закаленной стали, срезанной под углом 45 градусов.
  3. Игла. Желательно не из самых тонких. Подбирайте иголку так, чтоб ваши нитки пролезли в ушко. Можно применять иглы-крючки.
  4. Деревянная доска или кусок фанеры. Вы же не хотите попортить стол.

Для верха годится любая мягкая обувная кожа. Почему мягкая? Да потому, что шить обувь мы будем без колодки, а значит, кожа сама должна «сесть» по ноге. Процесс разнашивания жесткой кожи может оказаться очень болезненным.

Толщину кожи я рекомендую брать от 2 мм, иначе ее лучше посадить на подкладку.

Можно также взять замшу. Но не делайте из нее сапоги!!! Пыль и дождь очень быстро превратят ваши сапожки в неприглядного цвета тряпочку. Плюсов у замши только два: цена и внешний вид в начале носки.

Все остальное — недостатки: она не настолько прочна, лоснится, пачкается, промокает. Рекомендую делать из замши только какие-нибудь парадные туфли, и пусть ваши рабы носят вас по полигону. Замшу проще расшивать нитками, бисером и пр.

, за счет ворсистой структуры на ней не так видны огрехи шитья и лишние проколы.

Для низа можно взять готовые подошвы, но это не есть тру. Лучше всего сделать подошву из толстой подошвенной кожи (4-7 мм). Если вы планируете много ходить, особенно по камням, то рекомендуется сделать подошву в два слоя или же наклеить тонкую резиновую профилактику в цвет подошвы.

Нитки берем либо льняные вощеные, либо армированные в несколько сложений.

Клей берем любой, на котором написано «клеит кожу, резину». Лично я настоятельно рекомендую клей Тип-Топ (маленький серый с красным баллончик, гривни за 2).

При работе с кожей зарекомендовал себя самым лучшим образом — слабо воняет, прозрачен, образует эластичную пленку после высыхания.

Одно плохо — я так и не смогла нормально приклеить резину к подошве, после интенсивного сгибания отлетает нафиг…

Клеим так: намазываем обе поверхности, ждем примерно минуту, сильно прижимаем. Если хорошо намазали — держит намертво, так что клейте аккуратно.

Если вы крутой перец — купите Наирит-88, это специальный обувной клей. Клеит и резину тоже. Работать в помещении с хорошей вентиляцией, ибо воняет аццки. Потом, когда подсохнет, более-менее нормально.

Клеим так: намазываем обе поверхности, ждем 30-40 мин. Намазываем второй раз, ждем 5-10 мин. Хорошенько греем одну поверхность феном, сильно прижимаем.

Фурнитуру (пряжки, застежки) лучше купить, но если вы чувствуете в себе силы — можно сделать из стальной проволоки. Для моих сапог пряжки делали мы с папой (у меня банально не хватило силы).

Построение выкроек

Фасонов обуви великое множество, а ноги и вовсе индивидуальны, так что я дам только общие рекомендации.

Первым делом рисуем стельку. Для этого ставим правую ногу на бумагу и обводим. Далее корректируем стельку — рисуем желаемую форму носка. Он может быть квадратным, скругленным, острым — по вашему желанию. Возьмите пару обуви из вашего гардероба, наиболее похожую на то, что вы хотите пошить, и внимательно изучите ее строение.

Самый простой вариант верха обуви — из двух половинок. Здесь всё просто: замеряем ширину стопы в подъеме, длину до подъема, обхват в щиколотке и т.д. Следите, чтобы длина стельки по контуру соответствовала длине низа соответствующей половины верха.

При раскрое делайте припуски на швы 3-4 мм (в зависимости от толщины кожи). Я рекомендую шить припусками наружу — так вы не натрете ноги. Если сделать небольшой аккуратный припуск — это смотрится хорошо.

Более сложный вариант построения верха — с союзкой и берцами. Простите мне мой французский, но это общепринятая терминология))) Союзка — передняя часть верха, закрывающая стопу до подъема.

Берцы — задняя левая и правая половинки пятки. Если это ботинки на шнуровке, берцы делаются с заходом на союзку, и блочки для шнурования располагаются на них.

Преимущество такой конструкции заключается в том, что носок цельный: при ходьбе на него приходится наибольшая нагрузка.

У сапог делают еще голенище. Его можно сделать одним целым с берцами (тогда голенища будут состоять из двух половинок) или же нашивать отдельно.

Подумайте, где и как вы будете делать застежку, особенно если это сапоги. С туфлями проще: они делаются либо вообще без застежки, либо со шнуровкой на подъеме.

В сапогах же возможны такие варианты застежки: спереди, сбоку (с внутренней или внешней стороны), сзади, — т.е. практически везде.

Если голенища широкие, можно обойтись вообще без всяких разрезов и ходить так или сделать обмотку поверху кожаными ремнями.

Основных вариантов застежки по разрезу три: шнуровка, пуговицы, пряжки с ремнями. Если делаете шнуровку — укрепите шов дополнительными полосками кожи. Затем делайте дырочки. Если кожа относительно тонкая — советую укрепить дырочки блочками, если толстая — можно ничем не укреплять.

То же самое для пуговиц: тонкую кожу нужно укреплять дополнительными полосками. Если это будет какая-то фактурная кожа или просто другого цвета — укрепляющие полоски станут элементом декора. Их еще можно фигурно вырезать по краю — тогда будет вообще красиво. Проще всего такие полосы наклеить (и это, по моему мнению, наилучший вариант), но можно и пришить.

Для застежек на пряжках такое укрепление не столь актуально: обувная кожа 2 мм хорошо выдерживает натяжение, если дырочка небольшая (диаметр 1-2 мм). Просто пришейте ремешки с двух сторон от разреза: один с пряжкой, второй с дырочками.

Порядок пошива

Итак, вы определились с фасоном, построили выкройки. Берем кожу для верха и раскраиваем. У нас получается два зеркально симметричных комплекта деталей верха и стелька.

Я рекомендую полностью сшить верх и сделать весь необходимый декор перед тем, как пришивать его к стельке.

Обращаю ваше внимание на то, что стелька должна быть обращена внутрь, к стопе, кожей, а не бахтармой (изнанкой).

Далее выкраиваем стельки из подошвенной кожи. Лицевая сторона будет обращена к полу. Склеиваем подошвенную стельку и верх между собой.

Теперь, чтобы обувь выглядела изящно, мы можем сделать небольшой (до 4 см) каблук. Он делается либо из прочных пород древесины, либо из той же подошвенной кожи (наборной каблук). В случае с древесиной надо просто вырезать каблук и приклеить к обуви. Рекомендую сделать углубление под пятку, т.к. древесина — материал не упругий. С кожей в этом смысле проще — она немного пружинит.

Кожаный наборной каблук делается из нескольких слоев кожи, склеенных между собой. Для прочности в каблук набиваются небольшие обувные гвозди.

И, как говорят у нас, это сносите, а в лучшее обуйтесь!

Источник: http://irry.org/?p=leather_shoes_making

Уютное помещение освещают солнечные лучи. Заходя в мастерскую, чувствуешь слегка уловимые ароматы кожи и воска. В окружении старинных инструментов, шуршащей кальки и кожаных лоскутов мастер вручную собирает уникальную пару обуви. Иван Белов – владелец мастерской, по профессии юрист, но это никак не мешает ему заниматься тем, что нравится. Он рассказал It’s My City, как создается обувь ручной работы.

Как появилась идея открыть мастерскую?

Случилось это два с половиной года назад: я смотрел видео-ролики в интернете, и в них процесс создания обуви показался мне не только интересным, но и «простым». После детального изучения технологии решил заняться этим более углубленно. На деле же оказалось, что это не так просто. Я искал различные курсы, но по тем или иным причинам они не подходили, приходилось учиться по роликам в интернете и книгам.

В итоге мне удалось выйти на специалиста в Москве. Договорился и поехал к нему на несколько дней. Ехал целенаправленно и с неким «чемоданом» теоретических знаний, не подкрепленных практикой. Именно там, в процессе построения первой пары и пришло понимание, что это то ремесло, которое действительно мне интересно.

В день отъезда из Москвы не было ничего необычного, кроме того факта, что я шагал в ботинках сделанных своими руками

После возвращения стал задумываться о покупке необходимых материалов. Первой и серьезной статьей расходов стала покупка швейной машинки, а вот с инструментами возникли трудности. Основная часть закупалась в Германии, потому что у нас найти хороший инструмент практически невозможно. Кожу тоже нужно закупать заграницей, поскольку все известные дубильни (производители качественных кож) находятся именно там.

Мастерская в ее сегодняшнем виде, со знаниями и философией, появилась год назад. Весь процесс изготовления обуви происходит именно здесь, в Екатеринбурге.

С чего начинают делать обувь?

Все начинается с замеров. Человек приходит, с каждой ноги я снимаю мерки. Для этого изготавливаются индивидуальные колодки. Колодка – самая важная деталь в процессе изготовления обуви, в индивидуальном изготовлении она максимально повторяет форму стопы и влияет на внешний вид будущей пары. Так что в следующий раз заказчик может мне позвонить из любой точки земного шара и заказать ботинки, просто прислав рисунок.

Следующий этап – лекала будущего ботинка, затем из них вырезаются все из кожи и натягивается на колодку с помощью затяжных клещей, после приколачивается гвоздями и прошивается. Затем идут подошва, стельки, каблук. Это тоже делается из кожи. Прежде чем сделать основную пару, я делаю пробную и как минимум три раза мы встречаемся с заказчиком. Весь процесс создания обуви делается вручную, без использования промышленных мощностей.

Чтобы делать обувь, не нужно каких-то исключительных инструментов. Все инструменты обычные. Например, гвозди – расходный, но необходимый материал. Помню, когда я был маленьким, то помогал деду что-то колотить, и одной из моих задач было выпрямлять гвозди для будущих работ. Сейчас я, конечно, этого не делаю, но бережное отношение к инструменту осталось с детства.

Ваш самый любимый этап в создании обуви?

Я пытался понять, что мне больше всего нравится в этом ремесле, но здесь все по-своему интересно. Мне нравится рисовать, моделировать, работать с кожей. Единственное – не нравится ждать, когда я сниму ботинок с колодки. В старые времена нужно было выдерживать ботинок два–три месяца. Сейчас все быстрее, у меня с момента замеров до готовой пары проходит примерно 35-40 дней. А вообще, здорово прикоснуться к ремеслу, которое когда–то определило сегодняшний уровень производства обуви. Сейчас традиции сапожного мастерства не утеряны, но про них забывают. Раньше же все делали вручную и у нас, и заграницей.

А зачем в современной жизни необходимо делать обувь вручную?

Здорово стать сопричастным к одному из древнейших ремесел. Сегодня ручной труд востребован у тех людей, которые его понимают. Не составляет проблемы прийти в магазин и купить обувь, но там вы не можете повлиять на нее.

В мастерской вы не найдете готовую коллекцию обуви и не купите готовые ботинки, выбрав их из каталога

Здесь можно полностью влиять на все: от материала до ширины стежков, любой человек может стать дизайнером и конструктором. И тут важен не только конечный результат, но и сам процесс. Ручное производство обуви основано на индивидуальном отношении.

Какие у вас планы на будущее?

В ближайшее время буду я принимать участие в чемпионате мира по изготовлению обуви, который пройдет в Лондоне. За два с половиной месяца нужно изготовить ботинок определенной модели и отправить на оценку жюри. Там соберутся судьи-мастера обувного ремесла, которые несколько десятков лет делают обувь. И даже просто поучаствовать и представить на обзор ботинки, которые создаются в Екатеринбурге – уже большое достижение.

А вообще я хочу развивать это искусство и ремесло, привлекать и вовлекать в него как можно больше людей. История знает много имен мастеров сапожного дела, а тайны ремесла передавались из поколения в поколение. Все тонкости, нюансы, мельчайшие детали, которые отличают ручную обувь от изделий массового производства, по книгам не узнаешь. Это можно узнать, только наблюдая за работой мастера, постепенно проникая в его секреты. Я готов делиться теми знаниями, которые наработал в течение нескольких лет. Двери моей мастерской открыты для всех желающих: кто хочет просто посмотреть или узнать об истории сапожного дела, или научиться этому ремеслу. Особых знаний и навыков, для того чтобы начать, не требуется, главное – желание.

Фотографии предоставлены Иваном Беловым

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *