Комаровский ребенок плохо ест

Авторы: Спок Б.

* Молоко *

410. Молоко после года.

В молоке содержатся почти все питательные вещества, необходимые
организму человека: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и почти все витамины. Дети, получающие полноценное питание, обеспечены всеми этими веществами (кроме кальция) и без молока. Молоко — единственный продукт, содержащий много кальция, поэтому желательно, чтобы ребенок выпивал от до 1 л молока в день (в любом виде).
Но помните, что многие дети выпивают различное количество молока в разные дни. Поэтому самый верный способ сохранить любовь ребенка к молоку — никогда не уговаривать его выпить больше, чем он хочет. Если через несколько недель ребенок не вернулся к своей прежней норме (750 г), подумайте, в каком еще виде можно дать ему больше молока.

411. Вместо простого молока.
Много молока для приготовления требуют каши. Молоко входит в состав различных пудингов, начиная от творожной массы и кончая рисовым пудингом. На молоке, вместо воды, можно сделать овощные и куриные супы. На молоке можно приготовить макароны, картофельное пюре и многие другие блюда.
Лучше не добавлять в молоко различные вещества для изменения его запаха и вкуса. Но если нужно, в молоко можно добавить какао или горячий шоколад, можно пить его холодным с добавлением какого-либо сиропа. Обычно шоколад вызывает диатез и желудочные расстройства у маленьких детей, поэтому его не дают до 2 лет. В молоко можно также добавить ванилин. Но не делайте молоко слишком сладким, чтобы не перебить аппетит ребенку.
К сожалению, любая новизна быстро приедается, поэтому ароматизированное молоко тоже может быстро надоесть ребенку, особенно, если мать будет уговаривать его выпить еще немного в первый е день, когда он выпьет меньше одного стакана. Мне хочется еще раз повторить, что когда родители говорят ребенку: «Выпей еще немного шоколадного молока» (или еще чего-нибудь), то у ребенка пропадает желание пить это молоко.
Сыр — очень полезный молочный продукт. 30 г твердого сыра содержат столько же кальция, сколько 230 г молока. Плавленного сыра нужно в 3 раза больше, чем твердого, чтобы получить количество кальция, содержащееся в стакане молока. В твороге кальция мало. По содержанию кальция 1 стакану молока эквивалентны 300 г творога.
Поскольку в твороге мало жира, он очень легко усваивается и его можно много съесть. Творог едят подсоленным либо смешанным с тертым сыром или вареными овощами. Сыр из-за высокой жирности следует давать понемногу. Его можно есть просто кусочками или в виде бутербродов; тертым сыром посыпают многие блюда, если ребенок отказывается от молока во всех его видах. Если молоко вызывает у него аллергию, он должен получать кальций в какой-либо другой форме, по предписанию врача.
Масло или маргарин нужно вводить после года и очень постепенно, добавляя его к овощам и намазывая на хлеб. Сливки также нужно давать понемногу, поливая ими кашу, пудинги или фрукты для ребенка с хорошим аппетитом. Пищеварительной системе организма требуется время, чтобы приспособиться к увеличению потребления жиров.

* Мясо, рыба, яйца *

412. Мясо.

Большинство детей к году едят вместе со всей семьей рубленое или провернутое через мясорубку мясо: говядину, курицу, молодую баранину, печень, свинину, бекон, телятину.
Бекон содержит мало белка, поэтому его не следует давать регулярно вместо мяса. Срезайте большую часть жира со свинины, которую вы даете ребенку. Свинина — прекрасный источник витаминов. Ее следует очень тщательно приготовлять, чтобы она была вся белая, а не розовая, так как в свинине могут находиться личинки паразитического червя трихинеллы, которые погибают лишь при длительном проваривании. Говяжьи сосиски и ветчину (не жареную) лучше начать давать только после 2 лет.
Многие маленькие дети, которым нравится вкус мяса, отказываются от него, если оно не перемолото или не нарезано мелкими кусочками. Их пугают куски мяса, которые они не могут разжевать. Поэтому продолжайте давать ребенку мясо в перемолотом или мелко нарезанном виде до 5-6 лет.

413. Рыба.
Рыбу (белую, нежирную) можно постепенно начать давать около года. Ее запекают, варят или жарят. Раскрошите рыбу пальцами и удалите все кости, прежде чем дать ее ребенку. Более жирные сорта рыб вводят в меню постепенно после года. Некоторые дети любят рыбу, но большинству она не нравится и нет смысла настаивать.

414. Яйца.

Это очень ценный продукт в любом виде: сваренные вкрутую или в мешочке, в виде яичницы или использованные для приготовления различных блюд и напитков. Желательно, чтобы ребенок съедал одно яйцо в день. Если он любит яйца, иногда можно 2 яйца в день.
Если ребенок не любит ни мяса, ни рыбы или если вы не можете их достать, то его потребность в белке будет удовлетворена 3/4-1 л молока и 2 яйцами в день плюс растительные белки, содержащиеся в кашах и овощах.
Если ребенку не нравятся яйца или они вызывают аллергию, то регулярное употребление мяса тем более необходимо.

*Овощи*

415. Разные виды овощей.

В течение первого года жизни ребенок, вероятно, пробовал большую часть из перечисленных ниже овощей: шпинат, горох, лук, морковь, спаржу, кабачки, тыкву, помидоры, сельдерей, картофель.
До года ребенок должен перейти от протертой пищи к размятой вилкой и в виде кусочков. (Конечно, часть овощей можно давать и в протертом виде.) Горошек нужно раздавить, чтобы ребенок не глотал горошины целиком. Если вы до года давали ребенку только легкоусвояемые овощи, то после года попробуйте менее популярные и труднее усвояемые овощи: капусту (в том числе цветную), репу, пастернак. Их резкий вкус можно смягчить, сварив их в двух водах. Некоторым детям нравятся эти овощи, и они хорошо их переваривают, другие дети отказываются даже попробовать их. Кукурузу в зернах дают только после 2 лет. Совсем маленькие дети глотают кукурузу не разжевывая, и она выходит с калом непереваренная. Давайте ребенку только мягкую кукурузу. Срезайте зерна не слишком близком к основанию, чтобы зерно раскрылось, в 3-4 года можно давать кукурузу прямо в початке, но разрежьте посередине каждый ряд зерен, чтобы они раскрылись.
Легкоусвояемые сырые овощи начинают давать между годом и двумя, если у ребенка хорошее пищеварение. Лучшие из них: очищенные от кожуры помидоры, салат, тертая морковь, мелко нарезанный сельдерей. Эти овощи должны быть хорошо очищены. Сначала давайте их понемногу и посмотрите, как ребенок их переварит. Можно заправлять сырые овощи апельсиновым или подслащенным лимонным соком.
В это же время, если у ребенка хорошее пищеварение, можно начать давать овощные соки. Сырые овощи и соки из них гораздо полезнее вареных овощей, в которых часть витаминов и минеральных солей разрушается в процессе приготовления и растворяется в воде.
Если ребенок временно разлюбил просто вареные овощи, вспомните об овощных супах: гороховом, томатном, луковом, шпинатном, свекольном, кукурузном и супах из смешанных овощей.

416. Овощи можно заменить фруктами.

Предположим, ребенок в течение нескольких недель отказывается от овощей в любом виде. Овощи — очень ценный продукт как источник витаминов, минеральных солей и клетчатки. Но различные фрукты содержат большую часть витаминов и минеральных солей и столько же клетчатки. Если ребенок принимает витамины в концентратах, пьет молоко и есть мясо и яйца, он получает те соли и витамины, которых мало во фруктах. Другими словами, если ваш ребенок не ест овощей, но любит фрукты, он ничего не теряет. Давайте ему фрукты 2-3 раза в день и забудьте об овощах на несколько недель или даже месяцев. Если вы не будете настаивать, то скорее всего ребенок снова полюбит овощи спустя некоторое время.

* Фрукты *

417. В каком виде их давать.

В течение первого года жизни ребенок, очевидно, пробовал следующие фрукты в вареном или консервированном виде: протертые яблоки, абрикосы, чернослив, груши, персики, ананасы и сырые спелые бананы, яблоки, груши. Годовалому ребенку часть этих фруктов можно давать не протертыми, а кусочками. Консервированные фрукты, которые едят взрослые, не так полезны детям из-за слишком сладкого сиропа. Если вы даете детям консервированные компоты, то хотя бы сливайте сладкий сироп.
Сырые фрукты, такие, как апельсины, персики, абрикосы, сливы, виноград без косточек, дают между годом и двумя, если у ребенка хорошее пищеварение. Сырые фрукты должны быть очень спелыми. Срезайте кожуру для ребенка моложе 4 лет. Если вы оставляете ее, то необходимо тщательно вымыть фрукты, чтобы удалить химикалии, которыми были опрысканы фруктовые деревья.
Обычно сырые ягоды не дают до 2 лет. Клубника часто вызывает сыпь. До тех пор, пока ребенок не научится хорошо жевать, разминайте ягоды, чтобы он не проглатывал их целиком. Удаляйте косточки из вишен, пока он не научится делать это сам, выплевывая их. Когда бы вы ни начали давать ягоды, делайте это постепенно и прекратите, если у ребенка начнется понос.
Дыни и арбузы следует давать осторожно в 2 года, небольшими порциями в размятом виде.
Сухие фрукты — чернослив, абрикосы, инжир, финики — можно давать невареными с 2 лет. Сухие фрукты следует очень тщательно мыть и давать нарезанными в виде фруктового салата или целиком.

* Каши и ужин *

418. Каши.

Ваш годовалый ребенок, вероятно, уже ест различные каши, приготовленные из детских полуфабрикатов или сваренные: овсяную, пшеничную и другие, которые ест вся семья. Кормите ребенка кашами, пока он их любит, один или два раза в день. Помните, что дети любят либо твердую пищу, либо почти жидкую. Они обычно не любят вязкой консистенции. Поэтому делайте кашу жидкой.
Если вашему ребенку надоела одна каша, предложите ему другую, которая раньше ему не нравилась. Можно изредка давать вареный неполированный рис, мамалыгу, манную кашу. Часто детям больше нравятся сухие каши (гречневая, пшенная и др.), потому что их едят взрослые и старшие дети. Пшеничная и овсяная каши — самые полезные, потому что они богаты витаминами и минеральными солями (каши из кукурузы и риса менее ценны).

419. Хлеб и каши.
Если ребенку надоела каша на завтрак, вы можете дать ему поджаренного хлеба, булочку из муки грубого помола, ржаной или овсяной муки. Хлеб — это та же каша, только в печеном виде, и столь же полезен. То, что хлеб холодный, а не горячий, как каша, не имеет никакого значения и не уменьшает ни его питательной ценности, ни усвояемости. Мажьте хлеб тонким слоем масла или маргарина (после года). Можно намазать на хлеб слой протертых фруктов или немного варенья, если ребенку так больше нравится.

420. Ужин.
Часто матери жалуются: «Ему надоела каша и я просто не знаю, чем кормить его на ужин». Если вы собираетесь давать ребенку несколько блюд на ужин, то надо помнить простое правило, чтобы не накормить его двумя сытными блюдами на один ужин и двумя легкими — на другой. Вот это правило: 1) фрукты или овощи; 2) сытное калорийное блюдо.
Сытным блюдом может быть каша, которая понравится ребенку гораздо больше, если вы добавите к ней ломтики сырых или вареных фруктов, или мелко нарезанные сухие фрукты, или мед.
Ребенку постарше вместо каши можно дать бутерброды. Годовалому ребенку еще трудно есть бутерброд, к тому же он все равно разделит его на части. Но поближе к 2 годам он будет хорошо справляться с бутербродом. Для бутербродов пользуйтесь ржаным хлебом или хлебом из муки грубого помола. Намажьте его тонким слоем масла, творога или плавленного сыра. Можно добавить чуть-чуть варенья, меда или сахара, если без сладкого ребенок не ест бутерброды. Но я бы не рекомендовал увлекаться сладким. Бутерброды можно делать с самыми разнообразными продуктами: с сырыми овощами (салатом, помидорами, тертой морковью или капустой), с вареными или нарезанными сухими фруктами, яйцами, селедкой, рубленой птицей или мясом, с сыром (тертым или плавленным, а позже ломтиком). Для детей старше 3 лет на бутерброд можно положить немного майонеза.
В качестве сытного блюда на ужин можно дать бульон или суп с рисом, перловой крупой или макаронами, в который можно бросить немного гренок.
В добавление к яйцу, полученному на завтрак, или вместо него можно дать яйцо (в любом виде) и на ужин. Положите яйцо на хлеб или покрошите хлеб в яйцо, сваренное всмятку.
Можно дать простое печенье, намазав его чем-нибудь, либо покрошив в чашку в теплым или холодным молоком. В холодное или горячее молоко можно покрошить хлеба или гренок.
Картофель — очень сытное блюдо и вполне подходит для ужина, если ребенок любит его. Иногда можно давать макароны, вермишель.
Вместо первого сытного блюда, за которым последуют вареные или сырые фрукты, можно дать сначала вареные овощи либо овощной или фруктовый салат, а после него — молочный или крупяной пудинг, а для ребенка постарше мороженое.
Бананы — прекрасный десерт и очень сытное блюдо. Ими можно иногда заменять кашу на завтрак. Можно давать творожную массу или десерты, приготовленные на желатине (желательно с фруктами). Но они не содержат достаточно калорий и, следовательно, полностью не удовлетворяют аппетита ребенка.
Есть дети, которые всегда едят мало пищи, содержащей крахмал, и похоже, что он им не требуется. Они получают достаточно калорий из молока, мяса, фруктов и овощей и нормально прибавляют в весе. Из этих же продуктов они получают достаточно витаминов группы B. Итак, вам меньше всего следует беспокоиться насчет хлеба, каш и другой калорийной пищи, даже если ребенок обходится без нее в течение нескольких недель.

* Менее ценная и нежелательная пища *

421. Пирожные, пироги, печенье.

Эти продукты нежелательны для детей, потому что они приготовляются главным образом из муки высшего сорта, сахара и жира. Поскольку они очень калорийны, ребенок быстро насыщается, но почти не получает витаминов, минеральных солей, клетчатки и белков. Такого рода пищу называют «неполноценной». Она только удовлетворяет аппетит ребенка, но лишает его важнейших питательных веществ, которые он мог бы получить из других продуктов.
Разумеется, ребенок может изредка есть пироги и пирожные (например, в день рождения). Если же вы будете давать их регулярно, то лишите его необходимых питательных веществ. Нет смысла затевать дома пироги, если на то нет особой надобности.
Особенно опасны пирожные с кремом. Крем — прекрасная среда для размножения бактерий, особенно если пирожные не хранятся в холодильнике. Несвежие пирожные часто являются причиной тяжелых отравлений.

422. Сладости.
Они также нежелательны, так как быстро удовлетворяют аппетит ребенка и вредны для его зубов. Если ребенок с удовольствием ест кашу с фруктами без сахара, то и не нужно его добавлять. Но, если немного сахара или ложка меда, по мнению вашего ребенка, делают кашу очень вкусной, то без разговоров подсладите ее. Но не разрешайте ему класть слишком много сахара. Спокойно и твердо отодвиньте от него сахарницу. Желе, варенье, консервированные фрукты (кроме специальных консервированных фруктов для детей) содержат слишком много сахара и поэтому ими не следует часто кормить ребенка. Если он ест хлеб с маслом только с вареньем, то намазывайте его совсем немного, только для вкуса. Если вся семья ест консервированные фрукты, вы можете дать их и ребенку, но без сиропа. Изюм, чернослив и финики, если ребенок ест их регулярно, вредно влияют на зубы, потому что надолго прилипают к ним.

423. Конфеты, фруктовая вода, мороженое.
Это неполноценная пища, причем обычно дети едят их именно между кормлениями, что особенно вредно и для зубов, и для аппетита. Ребенку не повредит, если он съест конфету или мороженое на десерт после обеда вместе со всей семьей. Но всеми средствами избегайте давать ребенку сладости между кормлениями. А конфеты не рекомендуется давать регулярно даже на третье. Чтобы не приучать ребенка к конфетам, не держите их дома и не покупайте ребенку мороженого и фруктовой воды. Но ребенок школьного возраста неизбежно узнает о существовании подобных «радостей». Если ребенку лишь время от времени хочется сладостей, то лучше уступать его желанию, чтобы он чувствовал, что он «такой же, как все». Но, если он постоянно ест конфеты и особенно, если у него плохие зубы, то родители должны разрешать сладости лишь в особых случаях.

424. Часто родители сами прививают ребенку любовь к конфетам.
Дети любят конфеты. Их «голодные», растущие организмы требуют дополнительных калорий. Но неизбалованный ребенок вряд ли будет есть много конфет. Некоторые маленькие дети вообще не любят конфет и сладкого. В своих экспериментах доктор Клара Дэвис обнаружила, что если позволить ребенку самому решать, что есть, то он будет есть сладкое в разумных количествах.
Я думаю, часто родители невольно сами прививают рбенку преувеличенную любовь к сладостям. Например, мать говорит ребенку: «Пока ты не съешь шпинат, я не дам тебе мороженого» или «Если ты съешь всю кашу, я дам тебе конфетку». Когда вы обещаете, но придерживаете обещание (или любую награду), это увеличивает желание. Эффект получается обратный тому, который нужен матери. Ребенок съедает ненавистный ему шпинат и кашу, и ему еще больше хочется конфет и мороженого. В шутку я бы посоветовал подкупать ребенка иначе: «Я не дам тебе шпината, пока ты не съешь мороженого». А серьезно я советую никогда не придерживать одного блюда, пока ребенок не съест другого. Пусть он думает, что простая пища так же хороша, как и сладкая.

425. Кукуруза, рис и мука высших сортов — менее ценные продукты, чем мука грубого помола и овсяная крупа.
Кукуруза и рис бедны витаминами и ценными белками (даже до обработки) по сравнению с овсяной крупой, ржаной мукой и пшеничной мукой грубого помола. Обработка зерна лишает его большей части витаминов, минеральных солей и клетчатки. Поэтому такие продукты, как белый хлеб, макароны, печенье, рис, мамалыгу и т. п., следует давать пореже. Неполированный коричневый рис полезнее белого полированного.
Вы можете подумать, что я преувеличиваю опасность сладких и мучных блюд. Во многих семьях дети питаются приблизительно следующим образом: завтрак — каша (очень сладкая) и хлеб с вареньем; обед — макароны, белый хлеб и варенье; полдник — мороженое и содовая вода; ужин — корнфлекс, пироги и пудинг. Даже, если при таком питании ребенок ест и мясо, и овощи, все-таки 2/3 его меню составляет «неполноценная» пища.

426. Кофе и чай.
Они не годятся детям, потому что заполняют место в желудке, которое принадлежит молоку, а кроме того, содержат возбуждающее вещество — кофеин. Большинство детей достаточно активны и без кофеина. Можно добавить столовую ложку жидкого чаю или кофе в молоко, если ребенку нравится делать все «по-взрослому». Но лучше и проще вообще не давать этих напитков ребенку.

* Замороженные продукты *

427. Замороженные продукты так же полезны детям, как свежие и консервированные, если их правильно готовить.
Замораживание влияет на пищу так же, как и варка, т. е. приводит ее в такое состояние, в котором она усваивается лучше и человеком, и бактериями. Другими словами, приготовленная и размороженная пища портится быстрее, чем сырая.
Молоко, продукты, приготовленные на молоке, овощи, птица, различные начинки — легко портящиеся продукты, которые нельзя долго держать вне холодильника.

* Еда вне расписания *

428. Будьте благоразумны.

Многим маленьким детям необходимо перекусить между двумя приемами пищи. Но между кормлениями можно давать не всякую пищу и не в любое время, чтобы не перебить аппетит ребенка.
Фруктовые и овощные соки, фрукты быстро и легко перевариваются и меньше всех других видов пищи способствуют гниению зубов. Молоко остается в желудке гораздо дольше и, следовательно, может перебить аппетит ребенка. Но бывают дети, которые не могут за один раз съесть достаточно много и чувствуют голод и усталость гораздо раньше следующего кормления. Такому ребенку лучше вне расписания давать молоко. Тогда к следующему кормлению он не будет слишком измученным и его аппетит будет лучше.
Между кормлениями не предлагайте ребенку пирожных, пирогов или сладкого печенья. Они имеют три недостатка: высококалорийны, бедны витаминами и другими питательными веществами и вредны для зубов. Даже твердые крекеры и хлеб прилипают к зубам на некоторое время и, следовательно, не особенно подходят для данной цели.
Дать ребенку перекусить лучше всего в середине между двумя кормлениями либо не позднее чем за 1,5 часа до следующего кормления. Но даже из этого правила бывают исключения. Некоторые дети, выпив сока между кормлениями, все равно становятся такими голодными и сердитыми перед следующим кормлением, что, найдя повод для истерики, отказываются есть вообще. Если вы дадите такому ребенку стакан соку, как только он вернется домой с прогулки (даже если до обеда осталось 20 минут) это улучшит и его настроение, и его аппетит. Итак, что и когда давать между кормлениями, диктуется здравым смыслом и нуждами вашего ребенка. Очень многие дети вообще не нуждаются в перекусывании вне расписания. В крайнем случае можно изменить расписание кормлений и продолжать придерживаться его в течение длительного времени.
Некоторые матери жалуются, что ребенок плохо ест за столом, но просит есть вне расписания. Эта проблема возникла в результате того, что мать уговаривала и принуждала ребенка есть в установленные часы кормлений и, наоборот, отказывалась кормить его между ними. Уговоры только лишают ребенка аппетита. Если так продолжается в течение нескольких месяцев, то одного вида столовой достаточно, чтобы вызвать у него тошноту. Но как только обед окончен (хотя ребенок съел очень мало), его желудок возвращается в естественное состояние и требует пищи, как всякий здоровый пустой желудок. Разрешение этой проблемы — не отказывать ребенку в еде в неположенное время, а постараться сделать процедуру кормления в установленные часы настолько приятной, чтобы он заранее с удовольствием предвкушал ее. Еда должна быть вкусной и иметь аппетитный вид, чтобы ребенок ел ее с большим удовольствием, чем ту, которую ему предлагают между кормлениями.

* Завтраки, обеды, ужины *

429. Примерное меню

Завтрак:
1) фрукты или фруктовый сок;
2) каша;
3) яйцо;
4) молоко.
Обед (или ужин):
1) мясо, рыба или птица (или дополнительное яйцо);
2) овощи (в сыром или вареном виде);
3) картофель;
4) сырые фрукты (изредка пудинг);
5) молоко.
Ужин (или обед):
1) сытное блюдо, например: каша или хлеб или бутерброды или картофель или суп с крекерами, гренками, макаронами, вермишелью и т. п. или яйца в любом виде с хлебом или (но не часто) пудинг, макароны;
2) овощи или фрукты в сыром или вареном виде;
3) молоко.
Кроме этого: витамины в концентратах — ежедневно; фрукты или соки между кормлениями, если необходимо; хлеб грубого помола — к каждой еде, если хотите.

опубликовано 21/06/2007 14:57
обновлено 27/04/2016
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие, Питание, Сон, Дорога к горшку. Подгузники., Вскармливание

Я кушать не хочу…

Процесс поиска и поглощения пищи — основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми — и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.
Нет еды — и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды — меньше рождается детенышей. Нет еды — нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи — подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство — что может быть важнее!
Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает — это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.
Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем — это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная — нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик — нам плохо.
Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, — первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя…

Не хочет или не может?

Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть — это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.
Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.
Описанное может быть обусловлено:

  • проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;

  • проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);

  • проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;

  • нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;

  • вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. — кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта — трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;

  • физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.
Если действительно хочет, но не может — это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?
Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит.
Классические определения:
Аппетит — желание есть, позыв к еде {Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, М.: Русский язык, 1984}.
Аппетит (лат. appetitio — сильное стремление, желание) — приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи {Энциклопедический словарь медицинских терминов, М.: Советская энциклопедия, 1982}.
С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности — от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.
Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.

Почему? Потому, что заболел…

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам — болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита — типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.
Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.
А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.
На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды… Но это только на первый взгляд.
Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции — активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых — сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя.
Печень — важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень — активный участник синтеза иммуноглобулинов — тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень — мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита — важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка — абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм — тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.
С болезнями хроническими, длительными — ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция — если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно…
Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

  • главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;

  • попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело — понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача — выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь — скорее наоборот.
Совершенно особый случай — отказ от еды, обусловленный не телесными, а душевными расстройствами: когда девочка-подросток начинает бороться с полнотой и превращает эту борьбу в смысл своей жизни, когда отказ от еды является, наряду с другими расстройствами общения и поведения, одним из симптомов явной психической болезни. Понятно, что в такой ситуации все приведенные выше рассуждения касательно печени и кишечника теряют значение. Но и здесь алгоритм родительской помощи состоит не в том, чтобы любой ценой накормить, а в том, что с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни.

От чего зависит аппетит?

Больной ребенок отказывается от еды… Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».
Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение — есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.
Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита. Рассмотрим эти факторы поподробнее.
1. Индивидуальные особенности обмена веществ, свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена — мало.
По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, — только 5 л.
2. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.
Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом — активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
3. Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно — чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Образ жизни

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты — это однозначно в компетенции родителей.
Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды — тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.
Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим — основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.
Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно — на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость — дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.
Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!
Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни — когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, — так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения — это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом — перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.
Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, — осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе — это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

Классические ошибки

Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.

Поиск болезней

Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита — лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, — совершенно нереальна.
Тем не менее, осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен «ненормальностями» системы воспитания, очень сложно — это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы прогуляться перед сном… Провести выходной не на диване, а на природе…
Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.
Это не с нами что-то не так, это с ним беда.
К врачу!!!
— Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.
— Так, может, он не голодный?
— Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!
Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:

  • не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;

  • указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;

  • при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;

  • всегда могут помочь анализы и обследования.

Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, — элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой — позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Проще всего сдать анализ кала — в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк — чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, — аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей — сколько угодно. Да и как им не быть — малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Кормление «любой ценой»

Кормление «любой ценой» — самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача — сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы — весьма и весьма разнообразны.
Превратить процесс еды в процесс игры: ложка — автомобиль, а рот — гараж, у-у-у-у, поехали….
Отвлечь — чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.
Пообещать награду за пустую тарелку — прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.
Пригрозить — вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь — и т. д. во множестве вариантов.
Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит — это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник — вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно — значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг — система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное — касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок — съем пирожок).

Нормы

Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается…». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное — реальные поводы для переживаний и суеты.
Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны — физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.
Еще один аспект — народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса — вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.

Избирательный аппетит

Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты — их он ест с аппетитом, от других — отказывается.
На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные — такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.
Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается…
Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют — дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет…
Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.
Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение — не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения — состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
Еще одна проблема — когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки — только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
Частный случай избирательного аппетита — еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой — в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита — реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

Итоги

Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь — человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.
Главный закон — количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона — аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.
Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом — это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным потребностям этого детеныша.
И это будет хорошо…

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 18:26
обновлено 03/04/2018
— Образ жизни

Рекомендации Комаровского матерям

Как утверждает известный доктор, плохой аппетит не является бедой самого ребенка. Скорее это проблема психологического комфорта родителей. В первую очередь – матери. У женщин природой заложен инстинкт обязательного вскармливания потомства. Решение любой ценой заставить малыша покушать диктует подсознание.

Роль отца – добытчик. Его задача исполнена, если в доме достаточно еды. Заботы папочки на этом заканчиваются. И вряд ли он станет волноваться, что дети плохо едят. Не хотят? Покушают, когда станут голодными! У мамочек от таких слов голова кругом. Предназначение женщины – кормить, согревать, обеспечивать комфорт. Кто же прав в данной ситуации? Как ни парадоксально – мужчина. Заставлять ребенка кушать только потому, что пришло время – нецелесообразно. Другое дело, что мама чувствует угрызения совести. Ведь ее инстинкт неудовлетворен.

Евгений Комаровский считает, что в большинстве случаев мама может самостоятельно определить причину отсутствия аппетита у ребенка:

  • занят игрой и не хочет отвлекаться на еду;
  • набегался и кушать не хочется из-за переутомления;
  • не желает употреблять пищу конкретно в данный момент;
  • не успел опомниться после сна.

Если вышеперечисленные причины исключены, но ребенок все равно отказывается пообедать – ему это просто не нужно. Потребность организма в калориях равна его энергетическим затратам. Ребенок обязательно почувствует голод, когда запасы энергии иссякнут. А до тех пор, пока не возникнет желания, пичкать его едой не стоит.

Самая полезная пища – это съеденная с удовольствием. Нет идеальной схемы потребления продуктов. Отсутствие аппетита – не всегда является признаком болезни и поводом для беспокойства родителей.

Чем обусловлено отсутствие аппетита

Аппетит – это естественный позыв к употреблению пищи. Он может возрастать в периоды активного роста ребенка. Такие ситуации эпизодические. Гормоны роста активизируются, кроха начинает лучше питаться. Зависит желание покушать и от того, насколько активно прошел день. Режим прогулок также играет свою роль. Имеет влияние сезон, погодные условия. Например, в жару сытные блюда ни к чему.

В жаркое время года главная задача родителей не допускать обезвоживания организма. Первостепенная задача – достаточное потребление жидкости. Еда отходит на второй план.

Многие факторы сказываются на аппетите. Большинство из них – временные явления. Но есть и серьезные причины:

  • проблемы работы ЖКТ, запоры, кишечная непроходимость;
  • ферментативная недостаточность (желудок не в состоянии переваривать тот объем пищи, который в него поступает);
  • замедленный обмен веществ;
  • различные заболевания (отсутствие аппетита биологически обусловлено).

Заподозрив неладное, не откладывайте визит к врачу. Если причина явная, например, простуда или ОРЗ, ситуация ясна. Все наладится, как только симптомы отступят. Когда затрудняетесь самостоятельно определить этимологию проблемы, есть повод обратиться за медицинской помощью.

Категорически нельзя заставлять ребенка кушать в период болезни. Это не принесет ожидаемой пользы. Бороться нужно с самим заболеванием, а не преодолевать отсутствие аппетита.

Реальный повод бить тревогу

Доктор Комаровский считает, если у ребенка нет аппетита, но он выглядит здоровым и активным – нет повода для беспокойства. Предлагать еду стоит. При отказе тема на время закрывается. Но когда малыш вялый, бледный на вид, норовит прилечь и безразличный – это тревожный сигнал.

Словосочетание «Я кушать не хочу!» до оскомин надоевшее маме. Однако оно редко является признаком заболеваний. Следует оценивать состояние здоровья по таким параметрам:

  • хорошее настроение и самочувствие, отсутствие жалоб;
  • нет проблем с волосами, ногтями, кожей;
  • ребенок подвижный, его интересует все происходящее вокруг.

Иная картина, когда присутствует явное желание поесть, но оно пропадает, как только дитя садится за стол.

Запомните, не хочет есть и не может – совершенно разные вещи. Если стремление покушать заканчивается резким отказом – это не просто капризы. Причину стоит поискать.

Встречаются следующие ситуации:

  • проблемы с поступлением еды (например, дырочка в соске маленькая или плохо идет молоко из материнской груди);
  • повреждения в полости рта (возможен стоматит, возникновение язвочек);
  • заложенность носа (трудно жевать или сосать);
  • вначале приема пищи усиливается перистальтика кишечника, что вызывает боль (частое явление у грудничков);
  • вкусовые качества предлагаемого блюда (определенная пища может просто не нравиться);
  • неподходящие физические характеристики, а именно температура еды, консистенция, степень измельчения.

Если вы самостоятельно не в силах определить, почему малыш охотно берется кушать, а затем бросает, проконсультируйтесь с врачом.

Тема плохого аппетита крайне болезненна для мам. Пугает вероятность серьезных болезней. Да, отказ от еды при хронических и острых заболеваниях – типичное явление. Но что делать, если обследование показало положительный результат? Стоит смириться. Такова индивидуальная потребность вашего ребенка. Метод борьбы неуместен. И все же можно поискать подход.

Советы родителям детей «малоежек»

Обмен веществ, выработка гормонов и образ жизни – три главных фактора, определяющие степень желания употреблять пищу. Повлиять на первые два невозможно – это индивидуальные показатели. А вот устроить ребенку такое времяпрепровождение, после которого он проголодается, вполне под силу маме.

Ничего удивительно, что просидевший весь день перед телевизором ребенок безразличен к еде. Когда малыш набегается, напрыгается, пошумит от души и после успокоится, его организм сам потребует подкрепиться. При этом непоседа может отказываться от полноценного обеда, требуя что-то вкусное, сладенькое. Ни в коем случае не идите на компромиссы. Ваша позиция: «Не хочешь кушать суп или кашу с котлеткой – не ешь ничего!» Печенье, шоколадка, банан и прочие лакомства – награда за хорошую трапезу. Получив нечто подобное до еды, ребенок просто перебивает аппетит, и заставить после этого употреблять плотную пищу просто нереально.

Евгений Олегович обращает внимание родителей на такое явление, как избирательный аппетит. Данная проблема неоднозначна. Вопрошая родителей, когда перебирают харчами, Комаровский тут же отвечает сам – когда продуктов в изобилии. Предложение одного, другого, третьего делает ребенка балованным. Дети быстро усекают такие моменты: «Это я не буду, дадут что-нибудь повкуснее». Каким образом повлиять на ситуацию? Как бы ни было тяжело маме, она должна позволить ребенку поголодать. Поверьте, он не умрет от истощения, зато перестанет перебирать еду.

При плохом аппетите важен режим питания. Завтрак, обед, ужин по расписанию ежедневно. Результат – выработка рефлекса приема пищи в определенный диапазон времени. Появляется привычка, организм настраивается, что вот его уже пора кормить и в желудке вырабатывается желудочный сок. Ребенок начинает чувствовать голод.

Недопустимо «малоежкам» позволять тягать конфеты, печенье, а также другие продукты для перекуса. Разрешая поглощать вкусняшки между основными приемами пищи, вы закономерно имеете в итоге отказ от еды. Строгий запрет и через недельку-другую вы уже не мучаетесь оттого, что малыш не хочет употреблять мясо, молочные продукты, каши. Если перекусы перестали влиять на аппетит, пусть дитя делает, что хочет.

Нет общепринятых норм, сколько требуется еды для развития и роста организма. Доктор Комаровский наводит пример. Один ребенок съедает килограмм пищи, а 900 грамм из них оказываются в унитазе. Другой может скушать 100–200 грамм и они практически полностью усвоятся. Главный показатель – крепкое здоровье и достаточная активность.

Нет и определенного шаблона относительно рациона. В меню должны присутствовать мясо, молоко, крупы, овощи, фрукты – этого вполне достаточно ребенку. А вот соотношение количества продуктов зависит от индивидуальности. Так, люди с черными волосами и смуглой кожей могут жить, преимущественно питаясь фруктами. А светлокожие, блондинистые особы в большей степени нуждаются в рыбе и мясе. Многое зависит от наследственности. Не стоит удивляться, что ребенок не любит какое-то блюдо, когда вы сами его ненавидите.

Вместо изобретения новых способов заставить чадо кушать, расслабитесь и дайте ему свободу выбора. Перешагните собственный психологический барьер и со временем обнаружите, что все меняется в лучшую сторону.

Плохой аппетит у ребенка: 10 советов доктора Комаровского

Быть мамой малоежки – то еще испытание для любой мамы. Почему ребенок не хочет есть и как на это повлиять, рассказа педиатр Евгений Олегович Комаровский.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Чаще всего в том, что ребенок отказывается от еды, к сожалению, виноваты мы сами. Еще одним поводом меньше есть для ребенка может быть вирус, особенно с повышенной температурой, когда ресурсы организма перенаправляются на борьбу с инфекцией. Возможны так же недостаточные энергозатраты, перекусы между едой и просто капризы, при помощи которых он привык добиваться желаемого.

Евгений Комаровский Детский врач, телеведущий, автор книг о здоровье детей и здравом смысле.

Особенности образа жизни современного человека полностью изменили природную целесообразность аппетита. Мы едим не тогда, когда организм испытывает потребность в пище, а когда на это есть время и когда имеется возможность получить удовольствие от вкуса еды. Люди сознательно выделяют в графике жизни время для еды, еду по времени называют завтраком-обедом-ужином, а следование придуманному графику — режимом дня. Режим дня возводится в ранг догмы — считается, что следовать ему очень полезно. В дополнение к этим физиологически ненормальным привычкам мы наполняем дом теми продуктами, вкус которых именно для нас особенно приятен, а значит, мы будем питаться ими, невзирая на потребности организма.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Итог очевиден: если в конкретном обществе нет проблем с наличием/приобретением продуктов питания, значит, в этом обществе большинство населения питается противоестественно, страдая от эпидемии ожирения и сахарного диабета 2-го типа, завися от множества врачей гастроэнтерологов/диетологов и покупая тысячи лекарств, помогающих уменьшить нормальные реакции организма на ненормальную систему питания.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Самое печальное состоит в том, что, став родителями, взрослые не признают системных ошибок в организации питания и навязывают детям изначально опасную модель поглощения пищи: еда по часам, избирательное меню, поощрение пустых тарелок, награда за добавку.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Да, здесь есть определенное влияние инстинктивного опыта. Но, по крайней мере, теоретически, логика и здравый смысл должны подсказывать, что отказ от еды, как правило, означает, что время есть еще не пришло и это не проблема, не беда, не требует эмоций/суеты/переживаний, а требует времени и терпения.

Источник: instagram @doctor_komarovskiy

Повторюсь: теоретически здравый смысл подсказывать должен, но, к огромному сожалению, на практике этого зачастую не происходит. И, экспериментируя со вкусом, видом и консистенцией пищи, родители всячески стимулируют аппетит избирательный, поскольку это намного проще, чем коррекцией образа жизни — увеличением энергозатрат, уменьшением порций, увеличением интервалов между приемами пищи — стимулировать аппетит естественный.

Аппетит и питание

1. В разделе Библиотека читайте актуальные материалы разных авторов на тему Аппетит и питание:

  • Безопасность пищевых продуктов и болезни пищевого происхождения. Информационный бюллетень ВОЗ
  • Как накормить «нехочуху»
  • Пять принципов повышения безопасности пищевых продуктов
  • Как увеличить количество клетчатки в рационе
  • Питание детей грудного и раннего возраста. Информационный бюллетень N°342 (Февраль 2014 г.)
  • Витамины и дети
  • 10 продуктов для здоровой кожи
  • Результаты исследований: сладкие напитки = здоровые напитки?
  • Здоровое питание. Информационный бюллетень N°394 (Сентябрь 2014 г.)
  • Общество НЕчистых тарелок, или Как НЕ вырастить обжору!
  • Родители, будьте хорошим примером для ребёнка! 10 советов: как научить ребенка питаться правильно
  • Фруктовые соки. Скрытая опасность в знакомом продукте
  • Безопасность продуктов питания
  • Всемирный день здоровья 2015 г.: Безопасность пищевых продуктов
  • Основы правильного питания: проверено на себе
  • Здоровое питание (пирамида здорового питания)
  • Режим дня, питание и безопасность школьников
  • Подростки: 5 полезных привычек
  • Почему дети должны получать 5 порций фруктов и овощей ежедневно?
  • Телевизор и еда – неполезно никогда

2. В разделе Видео и аудио смотрите следующие выпуски передачи Школа доктора Комаровского:

  • Принципы безопасного питания
  • Разнообразное питание
  • Страсти про сласти
  • Ребенок и вегетарианство
  • Витамины
  • Я кушать не хочу!
  • Полезная и неполезная еда
  • Биодобавки

И другие передачи:

  • Мамина школа. О детском питании
  • Наше все. Сахар
  • Первое блюдо
  • Соки
  • Не ест из ложки
  • Овощное пюре — в банках или готовить самим?
  • Дитя и вегетарианство
  • Отказывается от молочного
  • Избирательный аппетит
  • Сосиски, сардельки, колбаса
  • Можно ли годовалому ребенку коровье молоко?
  • Микроволновка

3. Читайте в книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» главу:

  • Аппетит

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Питание
  • Это хочу, это не хочу
  • Кормление в промежутках между кормлениями
  • Сладости
  • Первое блюдо
  • Питание и болезни

4. В разделе Статьи об аппетите:

  • Я кушать не хочу

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Что такое «разнообразное питание» и кому оно необходимо?
  • Страсти про сласти
  • Питание

5. Информация об аппетите в разделе Письма:

  • Про хороший аппетит и лишний вес

6. Об аппетите в разделе Вопросы и ответы:

  • Ребенок часто болеет бронхитом и плохо ест
  • Корень аира для повышения аппетита
  • Чрезмерно хороший аппетит — потребность или вредная привычка?
  • Ребенок отказывается от еды
  • Хороший аппетит
  • Прорезывание зубов и аппетит
  • Аппетит
  • Прекрасный аппетит
  • Отказывается сама есть
  • Ребенок мало ест
  • О вредности Coca-Cola
  • Отношение к БАДам
  • Ест только грудь
  • Молоко перед сном и по ночам
  • Лечение обнаруженного протея
  • Почему дети едят козявки?
  • Орущий ребенок
  • Проблемы с аппетитом
  • Не набираем вес, но растем
  • Как научить ребенка кушать и пить?
  • Меню после 1 года
  • Каши сухие и сваренные
  • Есть ли жизнь без мяса?
  • Плохая прибавка веса
  • Еда каждые 2 часа
  • Новое меню в детских садах
  • Пьет много йогурта

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Отклонения в кардиограмме из-за неправильного питания
  • Что значит — правильное питание для ребенка?
  • Дитя и вегетарианство
  • Полное отсутствие горячей еды
  • Паратрофия
  • Нормы питания для ребенка 8 месяцев
  • Соленые огурцы для семимесячного ребенка
  • Ребенок отказывается от молочного
  • Любит кушать пластилин — потребность или вредная привычка?
  • Проблемы с пищеварением
  • Какое молоко полезней — коровье или козье?
  • О вреде кефира (аргументы и контраргументы)
  • Возраст кефира
  • Почему не бывает дискинезии желчевыводящих путей у детей из многодетных семей?
  • Быстрая еда — вредно?
  • Овощные пюре — еда или нет?
  • Ночная еда
  • Избирательность в еде
  • О вреде сладкого
  • Молоко, кальций и стронций
  • Жирная еда и фестал
  • Творог, соки, рыбный бульон
  • Диспанкреатизм
  • Борьба с перееданием
  • Ест только кефир
  • Мед
  • Поедание клубники
  • Как пить молоко?
  • Не ест овощи
  • Дискинезия желчевыводящих путей (немного физиологии)
  • Еда и кальций (отсутствие в рационе молочных продуктов)
  • О вреде молока
  • Закрывают молочную кухню. Чем кормить?
  • Чем разбавлять овощное пюре?
  • Вегетарианство и беременность
  • Первые блюда
  • Что такое безопасное питание?
  • Вода талая или кипяченая? Какая лучше?
  • Продукция с молочной кухни или кефир домашнего приготовления?

7. Обсуждение проблем с аппетитом у детей на нашем Форуме:

  • Плохо ест (отсутствие аппетита)
  • Хороший аппетит или Как узнать, что ребенок переедает?
  • Плохой аппетит утром

Другие вопросы, касающиеся питания:

  • Рассуждения о пользе и вреде продуктов
  • Закваски для кисломолочных продуктов
  • Не жует, давится
  • Бульоны
  • SOS! В 2 года кушаем ночью 2 раза!
  • Как разнообразить меню малыша?
  • Нужен ли сахар и соль ребенку?
  • Молоко в детском питании (коровье, козье)
  • «Общий стол» или кормежка после года
  • Нужна ли ребенку культура еды?
  • Долго кушаем
  • А что по поводу вегетарианства?
  • Вредная еда. Приучать ли к ней ребенка?
  • Все о кашах после года
  • Все о мёде
  • Самостоятельная еда
  • О пользе яиц в детском питании
  • Трансгены в детском питании. Разные подозрительные комп-ты
  • Масло в детской еде
  • Творог после года
  • Питание во время и после болезни
  • Польза и вред готовки для малышей в СВЧ-печках?
  • Сладости
  • Сухие завтраки
  • Полезная манная каша?!
  • Орехи в 2 года?
  • Мифы о детском питании
  • Приправы в детском питании
  • Много хлеба не бывает
  • Группа крови и питание
  • Еда на природе
  • Питание в жару
  • Сыроедение

8. Кроме того, о проблемах с аппетитом читайте в нашей Библиотеке:

  • Понимание, любовь, терпение. Беседа с Василенко В.В.

А также другие вопросы, касающиеся питания:

  • Любителям сладенького. Василенко В.В.
  • Правило бутерброда. Беседа с Василенко В.В.
  • Накройте пятый стол. Василенко В.В.
  • Об опасности перекорма
  • Никитины Б. и Л. Мы и наши дети, главы: «Проблема» питания и
  • О грибах, без шуток и всерьез. Советы врача. Мельник А.А.
  • Избыточный вес и ожирение: что делать? Шведова А.
  • Принципы здорового питания для будущих мам и пап

9. В «Справочнике для здравомыслящих родителей» теме питания посвящены следующие главы:

ПИТАНИЕ

  • 3.1. Общая информация
  • 3.1.1. Объем желудка
  • 3.1.2. Химический состав и калорийность основных пищевых продуктов
  • 3.1.2.1. Молоко и молочные продукты
  • 3.1.2.2. Жиры. Мясо и мясные продукты. Яйца
  • 3.1.2.3. Рыба и рыбные продукты
  • 3.1.2.4. Мука. Крупа. Хлеб
  • 3.1.2.5. Овощи, фрукты, плоды, ягоды
  • 3.1.2.6. Сахаристые и кондитерские изделия
  • 3.1.3. Размер несъедобной части пищевых продуктов
  • 3.1.4. Основные источники и функции витаминов
  • 3.1.5. Основные источники и функции минералов
  • 3.3. Питание детей дошкольного и школьного возраста
  • 3.3.1. Суточная физиологическая потребность детей дошкольного и школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии
  • 3.3.2. Ориентировочное количество пищи для детей разного возраста
  • 3.3.3. Суточный набор продуктов для детей

10. В нашем Справочнике на сайте есть раздел, в котором вы также можете найти много нужной и полезной информации:

  • Питание

Здоровье с доктором Комаровским: Ребенок плохо ест? Оставьте его в покое!

Любая мама воспринимает отказ малыша от еды как сигнал тревоги. Ведь стремление накормить свое потомство – один из сильнейших инстинктов, заложенных в нас природой. Вот почему в семьях, где растут так называемые «малоежки», родители, бабушки и дедушки знают тысячу способов впихнуть в малыша еду. Но насколько это правильно?

Об этом расскажет известный детский врач, кандидат медицинских наук, телеведущий Евгений Комаровский.

– Если малыш здоров и весел, но при этом ничего не ест или ест мало – это не его проблема, а ваша, – подчеркивает Евгений Олегович. – Не сравнивайте своего ребенка с другими. Важнейший вопрос, который вы должны себе задать, звучит так: «Ребенок не хочет есть или не может?» Первое – абсолютно нормально, а вот второе, как правило, означает, что у малыша непорядок со здоровьем.

Нормально

  • Ребенок отказывается от еды, потому что занят (играет, смотрит мультик), только что проснулся и не успел проголодаться, слишком возбужден, чтобы есть.
  • Малыш не ест, потому что болен. Когда организм борется с инфекцией или вирусом, снижение аппетита – это естественно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть, лучше следите за тем, чтобы он больше пил, и сосредоточьтесь на лечении болезни, а не на том, чтобы запихнуть в малыша суп или кашу.
  • Избирательный аппетит, особенно на первом году жизни. Обычно он отражает потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в 6-10 месяцев отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, и это вполне нормально. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще избирательный аппетит – это следствие приобретенных привычек. Если мама предлагает дошкольнику суп, но он упорно требует жареную картошку и в конце концов со скандалом получает ее, то в следующий раз он на суп даже не взглянет. Что делать? Не давать есть между основными приемами пищи. Не кормить, пока ребенок не проголодается настолько, чтобы съесть суп.
  • Ребенок не ест, потому что почти не тратит энергию. Вот почему многие дети гораздо охотнее едят все, что им предложат, в выходные, когда они больше гуляют и двигаются.
  • Аппетит может изменяться периодически – например, повышаться под действием гормонов роста, когда идет активизация обменных процессов в организме.

Делать что-то специально для улучшения аппетита не нужно, а отказ малыша от еды не стоит воспринимать как трагедию

Ненормально

Иногда ребенок хочет есть, но не может. Чаще всего это относится к грудным детям. Причины могут быть разными:

  • проблемы с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь и т. д.;
  • проблемы в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: стоматит, молочница, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);
  • проблемы в кишечнике: иногда у грудных детей после начала сосания резко усиливается перистальтика кишечника, а при повышенном газообразовании, склонности к запорам, наличии воспалительных процессов это может провоцировать боли в животе;
  • нарушение дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;
  • вкус еды (суп слишком соленый, кормящая мама поела чеснока, что отразилось на молоке, и т. д.) или индивидуальная непереносимость конкретного продукта (не может ваш ребенок проглотить даже ложку манной каши – не заставляйте!);
  • физические характеристики пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

Часть этих проблем родители могут решить сами, часть – с помощью врачей. В любом случае это опять-таки не повод кормить ребенка насильно.

Еще одна причина отказа от еды, характерная для девочек-подростков. Она обусловлена психологическими проблемами – юная девушка начинает бороться с полнотой. Задача родителей – с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Не пытайтесь сломить сопротивление ребенка, угрожая ему разного рода санкциями, строгим дядей-милиционером и т. д.
  • Не превращайте еду в игру (ложка – это автомобиль, а рот – гараж для него и т. д.).
  • Не пытайтесь отвлечь малыша книжкой или мультиками, параллельно скармливая ему все, что лежит на тарелке.
  • Не обещайте награду за то, что съест всю порцию (игрушку, прогулку, поход в цирк).
  • Не совмещайте еду с увлекательным зрелищем – пением бабушки, танцами дедушки.

Помните: значительная часть съеденного через силу, без аппетита, толком не переваривается и не усваивается.

Подробнее о том, от чего зависит детский аппетит, читайте на официальном сайте Евгения Комаровского komarovskiy. net в разделе «Статьи» -> «Я кушать не хочу» и «Видео» -> Выпуск Школы доктора Комаровского «Я кушать не хочу» (12+).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *