Куклы из шерсти

Решила рассказать о тех нескольких китах, на которых стоит искусство создания кукольного реалистичного лица, иными словами — лица, похожего на человеческое. В моем случае это — валяные куклы ( портретные), но принципы, о которых я хочу рассказать, одинаково подходят и куклам из пластики,и куклам из глины, из дерева, текстильным и так далее. Тильдоманов и любителей тыквоголовок не касается 🙂 Там — свои киты.

То, что сделано с лицом, без учета важных составляющих, видно сразу. Смотришь изделия начинающих мастеров, а там — просто Мега-Музей Ученических Ошибок. Или — демонстрация того, как не нужно делать кукольное лицо.

Как правило, картина рисуется такая: глаза уползли к вискам, лба нет, затылка нет, уши — или оттопыренные как у Чебурашки, или — прижаты к «уходящему» затылку, в лучшем случае — скрыты волосами, под носом — либо провал, либо наоборот — знаменитая верхняя челюсть Конферансье из «Необыкновенного концерта». Отсюда и появляются фантазийные куклы, когда начинающий творец, не желая уже возвращаться назад и что-то исправлять, вдруг решает из этого гуманоида сделать или эльфа или еще кого-нибудь из мира грез. Из чего бы ни было сотворено неправильно начатое лицо, потом изменить это очень трудно. Шерсть уваливается, глина пачкается или засыхает, позади — часы работы «в корзину».

Есть довольно жесткие правила, которые нужно научиться соблюдать, если хочется сделать куклу, валяную, пластиковую, не важно. Суть в том, что даже если вы хотите сделать невероятно фантазийную куклу, сделайте ей вначале вполне «человеческое» лицо, а потом включайте фантазию и — вперед. Остапа может нести в любую сторону, но основа должна быть правильная.

Первое правило создания кукольного лица — Затылок

Для наглядности — фото. Взято из материала, над которым работаю сейчас.

Затылка у куклы, над которой работает начинающий мастер, — всегда мало. Мало вначале, мало — потом. Возьмите себе за правило. Затылок должен быть и должен быть — достаточным. Отрезать и подкорректировать в меньшую сторону в начале работы будет проще, чем менять форму головы на финишной стадии.

Второе. На любом лице есть подбородок.

Подбородок. Он есть у всех. Он должен быть и у вашей куклы. В моем случае это конкретный подбородок конкретного человека. В вашем — тот, который нужен вам. Но он есть всегда! Большой, маленький, любой. Но есть.

Третье. Плоская основа для лица.

Никогда не начинайте делать лицо куклы на полукруглой поверхности. Вам предстоит столько всего на него «нанести»! Все объемы лица, все выпуклости и выпирающие части нужно делать на плоском лице. То есть вообще не на лице, а на месте, где потом «вырастет» лицо. Поэтому, если наша голова, которая пока что выглядит как шарик с подбородком, на месте лица имеет округлость, уберите эту округлость. Срежьте ее.

Я стараюсь делать голову с плоским лицом изначально, есть масса способов этого достигнуть, но иногда округлость все же имеется. Тогда я ее просто убираю.

Четвертое правило. Надбровные дуги и нос.

Если у нашей куклы будут глаза, значит у нее должны быть брови. Конечно, в некоторых случаях брови можно нарисовать прямо на лбу. Персонаж аниме, например…Но мы же говорим о куклах, похожих на людей. Значит должно быть надбровие. Тогда нам значительно проще будет «спланировать глаза» и посадить их на нужную глубину. Добро пожаловать, надбровные дуги!

Каким образом это изобразить на кукольном лице ? Таким же, как вы создаете все выпуклости, в данном случае мы говорим о валяной кукле, значит берем шерсть, как привыкли, и приваливаем небольшое количество шерсти, необходимое для воссоздания нужного рельефа.

Что у нас еще выпирает на лице, кроме подбородка и надбровных дуг? Правильно, нос. Нос, внимание, лучше валять отдельно. А потом привалять к лицу. Проще изначально сделать нос «приблизительный», а потом уже сформировать желаемую форму. Нос нам нужен для распределения пропорций. И именно на этой стадии. Когда еще нет ни рта, ни глаз.

Пятое — уши!

Уши должны быть тоже похожи на человеческие. Высший пилотаж — сделать ухо в стиле Стефани Метц, можете порезвиться. 🙂 Но уха у куклы два, плюс все остальное, что предстоит осилить. У всех разные задачи. Я предпочитаю лишь немного повторить формы человеческого уха, изобразив уши нужного мне персонажа. Но! Начинающим я рекомендую обратить внимание на следующий момент.

Ухо, само по себе, еще не является законченной частью человеческой головы. Ухо соединяется с головой хрящиком, который видно сзади, его-то и игнорируют начинающие. Ухо просто лепится к голове, как банный лист к.. ( закончите сами). Поэтому, сделав ухо, не поленитесь сделать и его основание. Так как благодаря этому основанию, потом намного легче будет изобразить на ушной раковине все нужные рельефы.

Сзади это выглядит так.

Шестое — правила изображения глаз.

Глаза реалистичной куклы — это человеческие глаза в миниатюре. Важные правила, которые не всегда помнят, а иногда — не знают начинающие.

Не поленюсь напомнить так называемое правило Третьего глаза. Между глазами должен помещаться еще один глаз 🙂 Как бы вас не несло вдохновение, если делаете куклу-человека, соблюдайте это правило. Начинающие, обычно идут на поводу у собственного потока сознания (все знаю, сама такая была) и размещают глаза, руководствуясь чем угодно, только не анатомией. Лишним не будет, поэтому напоминаю.

Далее про глаза.

Верхнее веко должно находиться …сверху! Иными словами, нижнее веко должно под него заходить. Все как у людей. Если сделать и нижнее и верхнее веко на одном уровне, реалистичность будет потеряна, а вы будете мучиться , что у куклы что-то не так. Это очень важный момент создания «человеческих» глаз.

Седьмое. Не забывайте про скулы.

Из чего бы вы не делали кукольное лицо, если вы пытаетесь изобразить человечка, без скул не обойтись. Они должны быть видны и в профиль и в полупрофиль и в фас. Согласно вашей задаче, скулы могут быть какие угодно. Но если вы их не сделаете, лицо не будет реалистичным ни в каком случае.

Восьмое правило. Не торопитесь делать прическу!

И, пожалуй, последнее из важнейших правил удачного изображения человеческого лица в кукле, звучит так — Прическа, как и одежда — в последнюю очередь. Невероятно трудно научиться делать кукле нормальный человеческий лоб. Я шла к этому очень долго. И все потому, что торопилась сделать прическу. Если прическа сделана, на нее потрачены и материалы и время, понять в итоге, что откровенно «не хватает лба», это почти трагедия.

Поэтому, пока голова полностью не сделана, нужно взять себя в руки, набрать в легкие воздуха и прогнать преждевременные мысли о приделывании паричка. Можно отвлечься на его изготовление, поприкладывать всласть, и все-таки — отложить. Только после того, как вы убедитесь, что голова полностью готова, можно заняться волосами.

На сегодня все. И я могу гарантировать, что если вы постараетесь соблюсти все вышеописанные правила, вы сможете сделать вполне реалистичную куклу, во всяком случае — ее лицо, и это будет хорошая кукла. Кукла, похожая на человека. Даже если это будет ваш первенец.

Желаю в Новом году большого вдохновения, ласкового и послушного Пегаса, чтоб пинал мягко и вовремя, удовольствия от любимого дела и всех благ!

Если вы давно мечтали сделать куклу, у которой гнутся/шевелятся руки, ноги и даже пальцы — то мастер-класс от Татьяны Зибуновой для вас!

Для данного мастер-класса нам понадобятся:

● ткань (в оригинале автор использует хлопок, но можно выбрать на свой вкус: габардин, лен, костюмную);
● флизелин;
● мононить;
● материал для набивки;
● нитки;
● флористическая проволока 1 мм;
● пластырь в рулоне от 0,5 до 1 мм;
● плоскогубцы и сами детали выкройки.

Сперва надо пройтись по ткани утюгом, после чего проклеить ее с изнанки флизелином. После сложить ее пополам, чтобы лицевая сторона оказалась внутри, и перенести на нее выкройку деталей. Наиболее удобно будет воспользоваться для этого исчезающим маркером.

Чтобы упростить задачу, ткань можно сшить крупными стежками между деталей — так она не будет сдвигаться, когда вы будете прошивать детали по контуру на машинке (это нужно сделать везде, за исключением отмеченных на фото ниже мест).

Далее нужно вырезать части будущей куклы, отступив от шва 5 мм. Сперва будет создаваться голова. Нужно соединить ее переднюю и заднюю части, следя за тем, чтобы совпадали места ушей. Их также можно прошить для удобства.

МК: платье и фартук для куклы

Дальше нужно сложить носки у ног, сколоть их булавкой и прошить, тщательно расправляя швы.

После этого обрежьте лишнюю ткань и сделайте маленькие надсечки вдоль швов деталей. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем не натягивался материал в местах изгибов после набивки. Особенно внимательно отнеситесь к пальцам — там должны быть самые маленькие отступы, в в противном случае позже в них не войдет каркас.

Чтобы вывернуть руки, надрежьте ткань в их верхней части. Отверстия следует оставлять небольшими, для того, чтобы позже в них вошел каркас для ладоней. Чтобы выворачивать их было легче, вам пригодится палочка, которую дают в кафе для суши. Она не слишком острая, но достаточно узкая для того, чтобы вывернуть пальчики, не повредив ткань.

МК: пальчики для куклы

После того, как вы вывернули руки, можно прогладить детали, но это не обязательно — достаточно просто аккуратно расправить швы той же самой палочкой, остальное позже сделают плотная набивка и каркас.

Собственно, простой проволочный каркас имеет такую схему:

Проволочный каркас для куклы. Схема

Теперь возьмите проволоку, нитки, пластырь и плоскогубцы. Проволока используется именно флористическая потому, что она продается подходящими по длине прямыми отрезками, при этом достаточно гибкими. Возьмите два куска проволоки, найдите у них середину и обмотайте ее пластырем по участку длиной в 1,5 см.

Пластырем будет обматываться весь каркас, но, если вам не удобен этот вариант, можно вместо него нанести на проволоку тонким слоем клей, затем обмотать его вашим набивочным материалом и сверху закрепить нитками. Это делается для того, чтобы проволока не смещалась внутри куклы и не вылезала наружу.

Когда вы обмотали проволоку посередине лейкопластырем, согните ее и начните закручивать в жгут, при этом постоянно сверяя ее с длиной руки игрушки. Остановиться следует ориентировочно на начале кисти.

Получившаяся на сгибе проволоки петля в дальнейшем пригодится для того, чтобы пришить руку к телу — через нее будут проводиться нитки. Так ниже вероятность, что позже ткань порвется на концах каркаса.

Следующий шаг — это сделать заготовки для пальцев. Конкретной длины у них нет, нужно сверяться с величиной ладоней и прибавлять к этому 1,5-2 см, чтобы был запас. Концы проволоки, оставшиеся от «основной» части руки, тоже можно использовать для пальцев, поэтому нужно отрезать только 6 кусков и тщательно приплести еще по три пальца на каждую будущую ладонь. Для надежности закрепите их нитками, обматывая кусочки проволоки.

Снова примерьте каркас к руке и обрежьте лишнюю проволоку так, чтобы от нее остался небольшой «хвостик», который нужно загнуть. Тогда в будущем проволока не повредит ткань. Результат обмотайте пластырем.

Следующий этап — это вставить каркас в деталь из ткани, словно натянуть на руку перчатку. После этого расправьте пальцы и маленькими кусочками начните заполнять заготовку вашим набивочным материалом. Здесь снова пригодится та самая палочка, чтобы распределять набивку равномерно и плотно.

Одежда для кукол от Ариши

То место, через которое вы вставляли каркас, теперь нужно зашить потайным швом.

Творите с удовольствием!

Автор мастер-класса:
● Татьяна Зибунова https://www.livemaster.ru/tanya-zibunowa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *