Логопедические стихи на звук р

Находка.

Смелый и робкий по городу шли,

на тротуаре коробку нашли:

«Белая береста, сосчитаешь до ста

и откроешь просто».

— Брось её! — воскликнул робкий,

— Может быть змея в коробке!

Лучше в руки не бери!

Но пугаться храбрецу,

как известно, не к лицу.

Нет, не стал считать он до ста,

он открыл коробку просто.

А в коробке той — пирог,—

не пирог, а городок.

Город праздничный, нарядный,

пряничный и шоколадный.

Вот и подпись у ворот:

«Смелость города берёт».

Г. Сапгир.

Барабан.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

полтора часа подряд.

А. Барто

Через прозрачный шарик.

Прозрачный красный шарик

на нитке я держу,

через прозрачный шарик

на всё вокруг гляжу.

Я вижу речку красную,

и красный солнца шар,

и много, много красного,

как будто всё — пожар.

Н. Сидельникова.

Егор и Мухомор.

Шёл Егор через бор,

Видит, вырос мухомор.

— Хоть красив, а не беру,—

вслух сказал Егор в бору.

— Верно ты сказал, Егор! —

так ему ответил бор.

А. Прокофьев

Кто же первый.

— Первый!

— Первый!

— Я! — Нет, я! —

петушки заспорили.

Расшумелись — не унять,

застучали шпорами.

Каждый быть желает первым.

Бьются, бьются петушки.

Полетели пух и перья,

затрещали гребешки…

Бьются, глупые, напрасно.

Лучше кончить спор игрой.

Даже маленькому ясно:

первый тот, кто не второй!

Г. Ладонщиков.

Переполох.

Слушай…

Слушай…

— КРАжа!

— КРажа!

— Грабят, братцы,

— Где же стРАжа?

— Что укРАли?

— Два пеРА.

— Безобразие!

— С утРА?

— Вы укРАли?

— Мы не бРАли.

— БРАли! БРАли!

— КРАли! КРАли!

Это я грачиный крик

перевёл на наш язык.

А. Шибаев.

Радость

Рады, рады, рады светлые берёзы,

и на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады тёмные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака и не град,

то посыпался из облака виноград.

К. Чуковский.

Кружок.

На стекле узоры —

реки и озёра.

А вокруг дозором —

голубые горы.

И вплотную там и тут

папоротники растут,

На стекло подуй разок —

будет маленький кружок.

Реки затуманятся,

горы поломаются,

А в кружке увидишь двор,

горку, санки и забор.

Н. Поляков

Наоборот.

Рыба плавает в море.

Кот сидит на заборе.

Под землёю роется крот.

Ну, а если наоборот?

Чтобы рыба была на заборе,

чтобы крот очутился в море,

чтобы в землю зарылся кот?

Не получится наоборот!

Рыба вниз полетит и убьётся,

крот утонет, кот задохнётся.

Потому что к добру не ведёт

это самое «наоборот».

М. Кудинов .

Драка.

В реке большая драка:

поссорились два рака.

Рак пятится от рака

четвёртый час подряд.

Хотят другие раки

Подраться в этой драке,

но тоже почему-то

все пятятся назад.

Зелёная рачиха

Сказала очень тихо,

взяв за клешню усатого

сынишку своего.

Она сказала: «Раки

Не могут жить без драки!

Но с этим не поделать,

как видно, ни-че-го».

Р. Сэф.

Рыбак и червяк.

— Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?

— Я пришёл сюда на ранней на заре.

— Где же рыба? — я спросил у рыбака.

— Не ловил — учил я плавать червяка!

Г. Бойко.

***

Рыбки плавали, ныряли,

в прятки весело играли.

Но однажды буква А

в гости к рыбкам приплыла…

и сейчас же у реки

появились рыбаки!

Рыбкам сразу стало ясно:

с буквой А дружить опасно!

А. Шибаев

Норка у норки

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

может, норка — возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка — здесь, а норки — нет!

А. Шибаев

На уроке

У доски стояла Вера,

не могла решить примера.

В потолок она глядела

и в руках вертела мел.

Вижу я, что плохо дело,—

и помочь ей захотел.

Хоть решён пример теперь,

только я — попал за дверь.

А разве я подсказывал?

Конечно, нет.

На пальцах я показывал

правильный ответ.

М. Пляцковский.

Катер.

Из букв собрал я слово КАТЕР.

Нам покататься можно, кстати:

ведь в слове КАТЕР есть РЕКА.

Я отправляюсь в путь: «Пока!»

Куда поедем? Добрый КАТЕР

мне подсказал, что к тёте Кате.

Но разве слов других в нём нет?

Мчит КАТЕР мой быстрей РАКЕТ.

И подсказал опять мне КАТЕР

избрать себе маршрут по КАРТЕ.

Выходим в море. Хватит РЕК.

Ура! Причалили. «АРТЕК».

В. Шумилин.

Буква Р.

Пять лет Серёже в январе,

пока четыре, пятый,

но с ним играют во дворе

и взрослые ребята.

На брата сердится сестра.

Её зовут Марина,

а он стоит среди двора,

кричит: «Ты где, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей».

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей»,—

вздыхая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

прижми покрепче к нёбу».

Он, как прилежный ученик,

берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи — метро.

В метро поедем к дяде».

— Нет,— отвечает он хитро,—

В автобус лучше сядем».

А как на санках, например,

он с гор летает смело.

Серёже только буква Р

немножко портит дело.

Не так легко сказать ремень,

мороз, река, простуда.

но вот в один прекрасный день

с утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

сказать он это слово.

А. Барто.

Сороконожки.

На рассвете по дорожке

В класс бегут сороконожки.

Раньше всех они проснулись,

Раньше всех они обулись,

Натянув на сорок ног

Сорок маленьких сапог.

И теперь бегут из норок

Раньше всех минут на сорок.

В. Орлов.

Терка.

Ната и Егорка покупали терку.

– Ну и терка, – шепчет брат. –

Будем брать!

– Не будем брать! –

Возражает Ната.

– Терка дыровата!

Мы по городу пойдем,

Может, целую найдем!

А. Клюшев.

Ведра.

Ведра пустые – ленивые ведра.

Им неохота идти за водой:

Очень морозная нынче погода,

Холодно в прорубь нырять с головой.

В. Степанов.

***

Во-первых, собачку слегка раздражает,

Что дачу высокий забор окружает.

Ведь если б не этот противный забор,

То с кошками был бы другой разговор.

Б. Заходер.

***

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку –

Велика для норки корка.

***

Разобиделся Макар –

Искусал его комар.

Но поймите комара:

Ничего не ел с утра!

***

Получили мы подарки.

Кирпичи, бруски и арки

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим споро,

Без цемента, без раствора.

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша…

Дом построен. У ворот

Ждет игрушечный народ.

Проходите, Черепашка,

Крокодил и Чебурашка,

И Петрушка, и Матрешка,

И игрушечная кошка!

Радуйтесь, игрушки, звери,

Открывайте окна, двери,

Новоселье затевайте,

Пойте, прыгайте, играйте!

И. Лопухина

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МОТОРИКИ ПРИ ПОМОЩИ СТИХОВ

Дети растут быстро. И что бы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, что бы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Развиваем речь и моторику весело:

Зайка

Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл,
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик)

Птички

Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Самолёты

Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл
Раз- грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Петушок

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Поезд

Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Кузнечики

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Кот

Вот идёт чёрный кот,
Притаился, мышек ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Едем, Едем…

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой — подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд — посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Часы

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так
Тик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Зайчик

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Буратино

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

Дорожка

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять на мне даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Пирожки

Мы печем пшеничные пирожки отличные
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок – за пирогом.
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки — ладошечки,
Веселые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

Аист

— Аист, аист длинноногий,
Покажи нам дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

Солдатик

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Использованы материалы Юлии Соколовой
«Речь и Моторика»

СТИХИ ПРО ЛОГОПЕДА

На уроки к логопеду

Мы приходим до обеда,

Учим звуки и слова.

Очень любим рисовать,

А когда идём домой

Мы берём тетрадь с собой.

Дома учим и рисуем,

Никогда мы не балуем.

***

Логопед ведёт урок!

Собираем мы картинки,

Учим буквы в букваре.

Языком владеем смело,

Звуки внятно говорим.

Мы слова рифмуем в строчку,

Цифрам счёт имеем точный.

С буквами дружить хотим –

«Р» и «Щ» проговорим.

***

Заниматься нам не лень!

Звуки учим с логопедом –

Громко, чётко говорить.

Буквы учим с логопедом –

Видеть, в книге находить.

На занятия мы ходим

Ранним утром, через день.

Мы играем и рисуем,

Мы обводим и штрихуем.

Заниматься нам не лень,

Можем даже каждый день!

***

Далеко ли?

Что такое с Викой стало?

Вика наша рано встала.

Без капризов завтрак съела,

Туфли мамины надела.

— «До свидания! Я пошла».

И направилась к воротам.

— «Далеко ль, ты? «

— «На работу! К логопеду я пойду,

Чудо-дерево найду,

Перед зеркалом я сяду

С язычком играть начну.

«Змейка», «Блинчик», «Бегемот» —

Открывается мой рот.

А теперь пора дышать,

И животик надувать.

С пальчиками поиграю,

Звуки громко назову,

И домой я прибегу».

***

Наш кабинет

В кабинете по утру

Мы устроили игру.

Букву в азбуке искали,

Чётко звук мы называли.

За дыханием следили,

Кулачком по парте били,

А из пальчиков «очки»

Мастерили дружно мы.

Мы картинки собирали,

Их на слоги разбирали,

Звук в словах мы выделяли,

В пограничников играли.

***

Получилось!

Много мне пришлось учиться,

чтоб красиво говорить.

Много мне пришлось трудиться,

Чтобы звук произносить.

А сегодня счастлив я –

Получилось у меня!

Говорил я вук, вапша –

Не умел иначе я.

Перед зеркалом работал,

Как и все мои друзья.

Пароходом я гудел,

Превращался в поезд,

Как мишутка я ревел.

Наконец я всё сумел,

Получилось у меня:

Лук, лопата и лапша.

Я спасибо говорю логопеду своему!

День рождения звука.

День рождения звука

Сегодня у меня.

Рады мама, папа

И все мои друзья.

Мама торт купила,

Чай пьём всей семьёй.

Повторяю громко я

За своей сестрой:

Рак, работа, рама,

Робот и кровать,

А ещё вчера я звук

Не мог сказать.

Радость и улыбка

на моём лице.

День рождения звука

Празднуем мы все!

***

К логопеду я хожу,

Звуки всё твержу, твержу.

«Ш» — шипит, «Ж» — жужжит.

Язык «чашечкой» держу,

Губы «рупором» тяну.

Громко, чётко говорю.

Я картинки называю

И в копилку опускаю.

Много слов в копилке той:

Сладких, добрых и красивых,

Зимних, острых и любимых.

«Мой логопед»

В детский сад я хожу:

Занимаюсь и пою,

А ещё в саду у нас

Логопед – просто класс!

Нас встречает он с улыбкой,

Всё подскажет, объяснит.

Кабинет, так кабинет –

Просто сказочный дворец.

Там идут у нас беседы,

Расслабляем язычок,

Поиграем с пальчиками,

Попрыгаем, как зайчики.

Потом немножко отдохнём,

И опять играть начнём.

Занимайся с логопедом –

В жизни ждет тебя победа.

Ура

Как здорово кричать «Ура! «,

Когда звук «Р» есть у тебя.

А было время — помню я,

Не мог сказать я даже «ТРА».

Учился вверх тянуть язык,

Сдувая ватку с носа.

Учился язычком «долбить»,

Как дятел долбит носом.

В наш кабинет «Звуковичок»

Ходил я каждый день,

Тетрадь с собою я носил,

Картинки с мамой находил,

Рисунки с папой рисовал,

На пальцы пробки надевал,

И как на «лыжах» я шагал.

Теперь я громче всех кричу:

«Ура! Ура! Ура! «

Звук «Р» я чётко говорю,

За это всех благодарю!

***

Есть у нас, у логопеда

Чудо-дерево одно.

На листочках у него

Есть всегда для нас задания:

Звуки правильно сказать,

То рисунки рисовать,

И тогда чудо ждёт того,

Кто правильно ответит всё!

Кабинет «ЗВУКОВИЧОК»

Есть у нас в саду.

Рядом со «ЗВУКОВИЧКОМ»

Дворик речевой.

Чудо-дерево растёт

В дворике у нас,

А копилка новых слов –

Помощница для нас.

***

Логопед – весёлый врач,

Он ребятам нужен,

Вмиг исправит речь у нас,

Многому научит.

Говорить поможет «Р»,

«Рыба», «трактор», «рама».

И заставит «Л» звучать,

Как струна гитары.

Поиграем, пошалим

В уютном кабинете.

Поболтаем тет-а-тет

Обо всё на свете.

Он красиво говорить

Каждому поможет,

Логопед – хороший врач,

Знают все на свете,

Приходите все к нему,

Взрослые и дети!

***

С логопедом мы играем,

Звуки чётко говорим.

Логопеда уважаем

И спасибо говорим.

В кабинете нашем просто красота:

Чисто, уютно и светло всегда.

Здесь нас с радостью встречают

Взглядом добрых, мудрых глаз

И мы чувствуем, конечно,

Что здесь очень любят нас!

***

Я из садика иду,

А в руках тетрадь несу.

А в тетради у меня

Все заданья для меня.

Надо дом нарисовать

И кто в доме рассказать:

Папа, мама, брат и я –

Наша дружная семья.

Произносим звуки, слоги,

Составляем и слова.

Для субботы есть работа,

Не болела б голова.

Утром рано, в понедельник,

Собираясь в детский сад,

Я кричу в прихожей маме –

«Не забудь мою тетрадь! «

Покажу я всем ребятам,

Как работал дома я,

Как искал картинки с мамой,

Говорил 5 раз слова,

Дом показывал руками,

Трубочку тянул губами,

Дул на мыльный пузырёк,

И смеялся сколько мог!

***

Наш учитель-логопед

Учит говорить без бед.

Чтобы правильно слова

Произносили мы всегда.

Высунь кончик языка,

И назад его верни.

В рот орешек положи

И его пошевели.

Язык трубочкой сложи,

А затем слова скажи.

Что получится тогда?

Интересная игра!

***

Оля с Димой говорят

Вместо «рыба» — «лыба»,

Люба шипилявит –

Говорит: «шпасибо».

Ну, а Петя не поймёшь,

Что под нос бормочет,

Скажет слово, и всегда

Все вокруг хохочут.

Ну, да это не беда,

Детям есть помощник –

Логопед его зовут,

Сможет он помочь нам.

Всех научит логопед,

Объяснит научно.

Чтобы в школе был успех

Говорить созвучно.

Чётко, ясно, без запинки

Повторяем вслед за ним:

Рыба, ласточка, картинка

По слогам мы говорим.

Язычок мы тренируем,

Звуки, слоги повторим.

Скажем дружно мы: «Спасибо»! «

Логопедам-мастерам,

Ведь теперь любое слово

Нам, конечно, по зубам.

***

Буква «Р»

Шесть лет Мишутке в феврале

Он в садик ходит смело

Но только Мише буква «Р»

Немного портит дело.

Но Миша наш не так уж прост –

Берётся за учёбу

И вместе с Викою – сестрой

Он тянет язык к нёбу.

Доволен Мишей логопед

Она — Екатерина,

И любит Миша с ней «рычать»

Взамен на витамины.

Наш учитель-логопед

Мы строем за руку к нему

Идём все группой дружно,

И кто картавит, он тому

Покажет что, как нужно.

Как говорить нам букву «Р»,

Чтобы сказать нам «рыба»,

А если скажем букву «Л» —

Получится, что «лыба».

Научит правильно язык

Лопаткою как сложить,

И даже тем, кто не привык

Покажет и поможет.

Чтоб звонко что-то нам сказать

Мы вскрикнем резво, дружно,

И звуки, чтоб не растерять

Мы повторим послушно.

Как горло надо полоскать

Вдруг, если заболело,

Он будто врач или не врач,

Он умный и умелый.

И своей речью мы блистать

Перед другими сможем,

И кто не может так сказать –

Пусть логопед поможет

Полезная шпаргалка для родителей

Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

Звук Л

Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Звук Р

Логопедический стишок №3

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,

Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Звуки С Ц

Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!

Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.

Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.

Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

Логопедический стишок №20

Рожь яровая —
Культура зерновая.

Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)

Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.

Детские стихи на букву Р:


С. Атилла
Рита Ручкою писала,
Роза кРаской Рисовала:
Вот какая Радуга,
КРасотой нас Радует!
Скороговорки на букву Р

К. Зеленая
Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.
С. Рейн
Висит на палочке кружок,
Всё – с буковку размер,
Как будто маленький флажок
В тетрадке буква (э)Р.
А. Манфиш
Она Расскажет, напРимеР.
О Репке и о Рыбке.
Ребята, это буква Р –
Мы скажем без ошибки.
Д. Смайлз
Рыбки утРом Расшалились,
Раки сРазу РассеРдились.
И РаскРылись вдРуг Ракушки,
РазвоРчались как стаРушки.
В. Лактионов
Рак, рыбалка, рыболов,
Рыба,речка…сколько слов!
Вы скажите как пример
Хоть словечко с буквой Р.
Прямо с самого утра,
Слышно громкое «Ура!»
Букву «Р» я говорю,
Сколько хочешь повторю.
-Рыба, Рак, Река, «ПеРмени»,-
Буква «Р» все «эЛ» заменит.
Р. Горенбургова
Рано-рано рыбаки,
рыбу ловят у реки.
Им попались рак, ракушка,
ручка, радио, игрушка.
руль, рубашка, стул резной.
А рыбёшки — ни одной!
А. Мохорев
Говорит ворона: — Кар-р-р!
У меня огромный дар-р.
Всем ребятам я пример-р,
Не трудна мне буква «Р».
В.Белова
Рыба с Раком подРужилась,
По соседству поселилась.
Рыба плавает впеРед,
Ну а Рак, наобоРот.
В. Аношина
Буква, как Раскаты гРома,
Львиный Рык в пустыне словно.
Изучаю эту букву,
Но сказать её мне тРудно.
Я учился у воРоны
«КаР-Р-Р-Р!!!» кРичать сегодня дома.
А потом, когда писал,
«Р-Р-Р» всё вРемя повтоРял.
Целый день в кваРтиРе Рык,
КаРканье стоит и кРик.
К вечеРу «эР-Р-Р» смог сказать,
Спеть, а также пРочитать.
О. Улыбышева
Ромб, квадРат и тРеугольник
Третий Раз игРают в пРятки,
Ромб не выигРал ни Разу
И РасстРоено воРчит:
«Что ж я, бРатцы, за фигуРа
НесуРазная такая,
ПРячусь, пРячусь – все напРасно-
Отовсюду кРай тоРчит!»
***
ВодомеРки на пРуду
В чехаРду игРали,
Всех еРшей и каРасей
Тоже приглашали.
Разбудили сгоряча
Даже выдРу злую-
Разбегались от нее
Резво вРассыпную!
***
Рак на гаРмошке
Рыбке игРал,
Разные маРши
Ей предлагал.
СеРдится Рыбка,-
Рак, все не так:
Мне бы мазуРку,
Иль кРаковяк!
Н. Манжос
Если слово взять «Игра»,
Там вконце есть Буква «РА»!
Ты в ответ махнёшь рукой:
— Нету Буквы «РА» такой!
Если слово взять «Метро»,
Там вконце есть Буква «РО»!
Ты опять махнёшь рукой:
— Нету Буквы «РО» такой!
Если слово взять «Барьер»,
Там вконце есть Буква «ЭР»!
Это — правильный пример:
— Есть такая Буква «ЭР»!
Н. Пунько
Рыбка плавает в реке,
Рыбаки — невдалеке.
Раков ловят и рыбёшку,
Радуют рыбёшкой кошку.
С. Целищев
Рак в Реке нашёл ноРу,
Стал в ней пРятаться в жаРу.
А как вечеР наступает,
Рак по дну Реки гуляет.
Е. Вартересьянц
Рак морской живет в Ракушке,
Рысь на дубе у опушки,
Рыба водится в Реке,
Рябчик — в тРавке на лужке
А. Мишутин
У РЕДИСКИ именины
И пРивет ей шлёт РЯБИНА,
А РЕДИСКИНЫ подРужки
Стали дРужно дРуг за дРужкой.
С. Иванов
Словно статный кавалер,
Подбоченясь встала Р.
«Р-р-р»-Рычит Разбойник Рысь,
Ей не скажешь просто:»Брысь!»
Н. Лебедева
Ручеек жуРчит, стРуится.
К Речке Ручеек стРемится.
Как коРаблик, Рыжий лист
По Ручью стРемится вниз.
Н. Лимонова
Розы кРасные на Рынке,
Мы купили для МаРинки.
И. Михайловна
Попросили Рака Рыбки
ПоигРать для них на скРипке.
ТРи недели, как умели,
Рак игРал, а Рыбки пели.
Л. Слуцкая
Рулет мне нРавится любой.
Ему поглажу спинку:
СекРет скоРее мне откРой,
Какая тут начинка
К. Шотт
Рома в Робота играл,
Руки квеРху задиРал,
ПРыгал на пРямых ногах,
На дРузей навеял страх.
Он Рычал, как стРашный звеРь,
Но ударился о двеРь…
Робот больше не Рычал,
Рома слёзы вытиРал.
Рому-Робота Ребята
Звали поигРать в пиРата…
Н. Волкова
Боялся вор темницы
И думал он три дня:
«В каких словах бы скрыться,
Чтоб не нашли меня?»
Он прятался в растВОРе,
В кроссВОРде, во дВОРе,
Скрывался в разгоВОРе
С дВОРняжкой в конуре.
Найти в ВОРсинках, в шубе,
И в ВОРоте пальто,
В скВОРечнике на дубе
Не мог его никто.
Но дВОРник, Дядя Ваня,
ПроВОРней вора был
Он в дВОРницком чулане,
Воришку изловил!
Д. Витя
Русалка рыжая речная
Резвится, косы расплетая.
Н. Зубарева
Ругает МаРата суРовый отец:
Рукав от Рубахи поРвал соРванец.
НапРасно Ругают МаРата,
Ругать надо стаРшего бРата!
*
Рыбак Рыбачит на Реке,
ЧеРвяк ГРустит в его Руке:
НыРять он Рад навеРняка,
Но только, бРатцы, без кРючка!
*
ПРигласите доктоРов –
Рыжий Рома не здоРов:
СмотРит грустно, не Рычит.
Рыбий жиР дают вРачи.
ОтРывает Рома зев…
Рома – это гРозный лев!
*
Ревёт сиРеной паРоход,
ПодаРки в тРюмах он везёт.
КРичит на пРистани наРод,
НаРод с утРа подаРки ждёт!
*
Не Робей, воРобей,
ЧеРвяка беРи скоРей!
ВоРобей дРузей собРал,
А чеРвяк в тРаву удРал.
В. Бредихин
Я с утРа Рычать хочу,
ТРетий день хожу, Рычу.
Мама спРосит у меня:
— Почему Рычишь тРи дня?
— Может ты суРовый лев?- Нет!
— В песне есть такой пРипев?Нет!
— Ты летящий веРтолет?- Нет!
— Так медведь в лесу Ревёт?- Нет!
— Ты большущий гРузовик? Нет!
— Это тигРа злобный Рык?- Нет!
— Почему же, мой малыш
Ты уже тРи дня Рычишь?
— Мама, как же мне молчать?
Научился я Рычать.
Букву «Р» уже тРи дня
ВыговаРиваю я!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *