Ломается ли у девочек голос?

Если к проблеме мутации голоса у мальчиков-подростков педагоги по вокалу и родители относятся довольно серьезно, то с девушками дела обстоят иначе. Однако такой подход совсем не верный, поскольку мутация голоса у девочек носит не менее серьезный характер.

Каков механизм ломки голоса у девочек?

Мутационный период, как правило, у девочек намного короче, нежели у юношей. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно.

Учеными доказано, что развитие гортани у женщин происходит до 30 лет. Существует несколько переломных моментов развития, в которые стоит обратить пристальное внимание на гигиену и охрану певческого и разговорного голоса. Подобные кризисы относят к 12-15 годам и 23-25 годам, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Процесс мутации голоса у девочек протекает довольно быстро(2-6 недель) и в мягкой форме. Порой перестройка не заметна не только окружающим, но и самим растущим. Однако это не означает, что ничего не происходит.

В процессе первичной перестройки гортань девушек увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера).

У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный и щитовидный хрящи. Неравномерный рост отдельных частей и органов в целом приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата. Например, у девочек наблюдается рост языка и окостенение хрящевидных тканей.

Голос понижается на несколько тонов, как правило, на терцию или кварту. При этом диапазон вокального голоса становится меньше. Тембр приобретает окрас: сгущается, становится глубоким и «мясистым». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас, который со временем исчезнет.

Особенности ломки голоса у девочек

Женский организм на протяжении всей жизни подчиняется особым законам. Функции всех органов зависят от менструального цикла, не исключение тому и голосовой аппарат. Мутация голоса происходит в период полового созревания и тесно связана с появлением менструаций у девушек.

В период кровотечений происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Вы спросите: «Причем тут голос и занятия вокалом?» Ответ прост. Все системы организма взаимосвязаны. В период менструации организм ослаблен, происходит качественное изменение состава крови и другие. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса у девочек?

Период роста организма наиболее важен и сложен. Поэтому следует придерживаться нескольких правил:

  1. Никакого перенапряжения. Это может касаться как певческого голоса, так и разговорного. Любые сверхнагрузки могут спровоцировать серьезные нарушения. Режим бережного использования голоса и четкий график нагрузок – вот первое правило.
  2. Внимательность. В этот период стоит лучше прислушиваться к организму и при появлении даже малейших звоночков (переутомление, нежелание петь, сип, срывы голоса и т.д.) стоит свести нагрузки на нет. Важно чувствовать свой организм и слушать его.
  3. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период.
  4. Занятия вокалом лучше не оставлять, а продолжать с разумной нагрузкой.

Несомненно, гигиена и охрана голосового аппарата в период мутации наиболее важный момент. Чтобы сохранить и приумножить свои вокальные возможности в период мутации необходим щадящий режим работы.

В определенный возрастной период детей, педагогов по вокалу, а в большей степени родителей, начинает волновать вопрос о ломке (или мутации) детского голоса. И хотя решение данной проблемы больше актуально для детей, занимающихся вокалом, но может быть интересно и полезно всем, кто хочет сохранить связки подростков в целости и сохранности. Как пережить этот период изменения голоса? Как голос меняется и почему? Стоит ли продолжать занятия в этот период? Каким методикам отдать предпочтение? Постараемся ответить на эти вопросы.

Изменения голоса происходят каждые 2-3 года, меняются интонации, частотный диапазон, сила голоса. Что касается вопроса продолжения вокальных занятий во время мутации, то существует два противоположных ответа: обязательно продолжать занятия и не заниматься, переждать.

Данные современных исследований указывают на то, что заниматься во время мутации голоса не только можно, но и полезно, что помогает сократить период ломки голоса. Но делать это надо под умелым руководством педагога с использованием специальных методик.

Устройство голосового аппарата

Голосовой аппарат принимает участие в голосообразовании и состоит из системы органов. Он управляет струей воздуха, которая необходима для колебаний голосовых связок.

Составляющие голосового аппарата:

  • органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, мышцы диафрагмы, живота, спины),

  • гортань с голосовыми складками,

  • надставная труба, артикуляционный аппарат (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа), здесь голос усиливается, приобретая окраску.

Именно в гортани происходит зарождение голоса. Если смотреть в гортань сверху, то видны симметричные голосовые складки, которые образуют голосовую щель, смыкаемые при голосообразовании.

Внизу гортань переходит в трахею, хрящевую трубку, которая затем разветвляется на два бронха. Мелки бронхи служат клапанами, которые регулируют подачу воздуха во время голосообразования. Бронхи со всеми ответвлениями расположены в легких, помещенных в грудную клетку.

Основание грудной клетки составляет диафрагма, мышцы которой, сокращаясь, изменяют объем грудной клетки. Наш мозг может управлять диафрагмой, которая контролирует скорость движения воздуха и его давление при образовании звуков и изменении их силы.

Важную роль в голосообразовании играет резонатор, стенки которого совершают колебания, усиливая звук и создавая обертоны. Размер резонатора определяет тон голоса: чем больше – тем ниже. Роль самого большого резонатора в нашем организме играет грудная клетка. Также высота тона зависит от частоты колебаний голосовых складок: чем чаще колеблются, тем выше звук.

Органы, составляющие голосовой аппарат, подчинены нашей центральной нервной системе. Голос регулируется слухом, они взаимосвязаны и не развиваются друг без друга. Голосообразование происходит в процессе совместной работы дыхания и голосовых складок.

Как и почему происходит мутация голоса?

Вас не должно пугать слово «мутация», ибо это означает всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.

Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, южные дети гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.

Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.

Стадии развития голоса

1. Младший домутационный период (7-10 лет)

Характерные особенности голоса в этом периоде — фальцет (головное звучание), маленький диапазоном (максимум октава, обычно первая), чисто детское звучание, голос нежный, мягкий с высоким резонированием, пока слабый (что связано с малым объемом легких). Голосовой аппарат пока примитивен и хрупок. Голосовые связки колеблются лишь по краям, полностью не смыкаясь (фальцет). В некоторых случаях голосовой аппарат может работать в грудном режиме, но это может привести к перенапряжению связок и впоследствии к хрипоте.

Лучше в этом возрасте поддерживать фальцетность, когда ребенок не полностью напрягает голосовую мышцу, так как именно сейчас происходит ее обособление и развитие. Проявления индивидуальных тембров пока ожидать не стоит. Большинство детей пока не чувствуют разницы между разговором и пением, поэтому не тянут звуки, а проговаривают их. Поэтому репертуар стоит подбирать с простым построением, узким диапазоном, короткими фразами, тогда голос будет звучать естественно, а петь будет легко.

При правильном обучении вокалу в период 9-10 лет наступает так называемый расцвет голоса, когда он звучит особенно хорошо: у мальчиков –звонко, у девочек появляется тембровая окраска. Именно в этот момент можно добавлять сложности и разнообразия в песенный репертуар.

2. Старший домутационный период (10-13 лет)

К 11-ти годам у детей с низким голосом частично оформляется голосовая мышца. Связки колеблются не только краями, но и средней частью, дыхание становится более глубоким, звучание более полным, не только головным.

В голосе появляются насыщенность и индивидуальный тембр, расширяется диапазон, можно уже отделить сопрано (до1 – соль2) от альтов (ля малой октавы – ре2). В этом возрасте развивается музыкальная грамотность, гармонический слух, репертуар может быть усложнен.

Воодушевленные новыми тембральными возможностями, дети могут перенапрягать связки, так как сила голоса пока недостаточно развита, что может привести к «мозолям» на связках. Поэтому голосовой аппарат стоит особенно беречь в этот период, соблюдая щадящий режим, и тогда он окрепнет.

3. Мутационный период (13-15 лет)

В этом возрасте происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально, поэтому и мутация голоса может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. На продолжительность мутационного периода влияют занятия вокалом в предшествующие годы, если ребенок занимался, то мутация произойдет быстрее и без резких изменений голоса.

Опытный педагог должен заметить начало ломки голоса, чтобы вовремя среагировать и перейти к особым методикам. Как было отмечено выше, прерывать занятия вокалом не рекомендуется, нужно работать в пределах диапазона голоса ребенка, не перенапрягая его и не стараться увеличить диапазон во что бы то ни стало.

Характерные признаки наступления мутации:

  • Сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом.

  • Могут появиться сипота и скрипучесть.

  • Проявляется фальшь в голосе

  • Голос может неожиданно срываться

  • Происходит понижение голоса: у девочек на 1-2 тона, на октаву у мальчиков.

  • Покраснение гортани

  • Повышенное выделение слизи.

4. Послемутационный период (16-18 лет)

В данный период происходит формирование голоса взрослого человека. Хотя рост и развитие гортани закончились, продолжается развитие дыхательного аппарата, рост мышечной силы, поэтому пока невозможно абсолютно точно определить будущий голос, он всё же продолжает меняться. Соответственно в этот период всё еще нужно отбирать репертуар, вокальную нагрузку и методики, которые не травмируют голос, не перенапрягают его.

Именно сейчас можно услышать индивидуальные тембры, голосовой диапазон расширяется и укрепляется окончательно, дыхание становится равномерным, петь становится легче и безболезненно, расширяются возможности грудного резонатора.

Образование кадыка при росте гортани у мальчиков существенно меняет высоту голоса и его певческие качества. Происходит формирование тембра – тенора или баритона.

У девушек период протекает несколько иначе, что связано с пропорциональным ростом гортани. Домутационные певческие свойства сохраняются. Диапазон меняется: сначала немного сужается, затем значительно расширяется, но бывает неустойчивым.

В этот период характерно перенапряжение голоса и злоупотребление новыми открывшимися голосовыми возможностями. Данное перенапряжение может привести к порче голоса. Задача педагога не только предостеречь молодых исполнителей, но и вовремя остановить их. Возможна потеря фальцета, который можно восстановить при правильной работе с голосом.

Развитие голоса должно происходить постепенно, с примарных звуков, расширяя диапазон от середины вверх и вниз, избегая крикливого пения.

Петь или не петь?

Хотя ответ на этот вопрос не столь однозначен, но большинство специалистов рекомендуют не прерывать занятия, так как они полезны для развития голоса и более быстрого и легкого прохождения периода мутации.

И тут на первый план выходит режим. Щадящий, исключающий напряжение голосового аппарата и выход за свой голосовой диапазон. Время занятий также должно быть дозировано, с частыми перерывами на отдых.

Важно в этот период именно не навредить, сохранив имеющийся потенциал. Важна гигиена голоса, призванная предотвратить некоторые болезни голосового аппарата.

Основные рекомендации по гигиене голоса:

  • Правильно организуйте занятия, вовремя отдыхайте.

  • Придерживайтесь правильной техники вокала.

  • Воздержитесь от крикливых звуков и визга.

  • Занимайтесь с опытным педагогом.

  • Выбирайте произведения, соответствующие типу голоса.

  • Не выступайте на открытых площадках при низких температурах.

  • Избегайте шепота.

  • Занимайтесь спортом, закаливанием.

  • Откажитесь от курения и алкоголя.

  • Не разговаривайте и не пойте в шумных помещениях.

  • Своевременно лечите различные заболевания.

  • Откажитесь от холодных напитков в жару.

  • Старайтесь носить зимой шарф, чтобы не застудить шею.

  • Не разговаривайте, а также не пойте во время ЛОР-заболеваний.

  • Не пойте в караоке слишком часто.

  • Используйте специальные упражнения, чтобы снять напряжение гортани.

Особая роль духовно-нравственного воспитания детей и подростков принадлежит музыке, особенно пению, которое оказывает мощное эмоциональное влияние на исполнителя. Поэтому певческий голос нужно не только вовремя распознать, развить, но и сберечь в определенные возрастные периоды его мутации.

Появление голоса у человека происходит посредством нескольких органов: голосовых связок, гортани, носоглотки, грудной клетки, легких. Воздух, вырываясь из легких, заставляет вибрировать голосовые складки, а носоглотка и грудная клетка — это резонаторы. Высота звука зависит от толщины и длины голосовых связок — чем они больше и толще, тем звук ниже. У детей гортань маленькая, голосовые складки небольшие, поэтому голос у детей высокий и звонкий.

Когда и почему у мальчиков ломается голос?

В возрасте 12-14 лет у мальчиков начинаются возрастные изменения в организме, под действием половых гормонов связки начинают расти, утолщаться и удлиняться. В это время у них появляются признаки ломки голоса — он переходит с высокого тембра на низкий и наоборот. Именно это и называется мутацией голоса. Часто в это время возникает проблема, но не физиологическая, а скорее психологическая: к звуку своего высокого голоса мальчик привык, а вот взрослый бас иногда его пугает. Но для большинства мальчиков мутация голоса — это вполне естественный процесс и продолжается он в среднем несколько месяцев.

Что делать, если ломается голос?

Родителям стоит знать о трех особенностях подростковой мутации голоса:

  • в период ломки нельзя нагружать голосовые связки, из-за перенапряжения на складках возникают узелки, в результате чего голос становится хриплым;
  • избегать простуды — мутация может затянуться;
  • какой голос будет у подростка во взрослой жизни — не известно: что природой заложено, того уже изменить нельзя.

Подростки часто интересуются, как можно ускорить ломку голоса. Так вот, сделать это никак не получится потому, что мутация — это природный физиологический процесс, а вмешиваться в природу, как известно, не стоит.

Ломается ли голос у девочек?

Все дело в том, что голосовые складки у девочек растут медленнее, чем у мальчиков и к началу полового созревания они у девочек еще гораздо короче. Голос у девочек тоже ломается, но не так явно и не так быстро, как у мальчиков. Назвать этот процесс мутацией нельзя потому, что такая ломка голоса не связана с гормональными перестройками в организме девочки.

Тот или иной тембр голоса заложен в человеке от природы и надо воспринимать его как данность. Взрослеющему ребенку потребуется время, чтобы он смог привыкнуть к новому своему голосу. Объясните ребенку, что ломка голоса – своего рода начало пути во взрослую жизнь.И если родители серьезно отнесутся к подростку во время мутации его голоса, поддержат его дельным советом, то процесс этот пройдет наименее болезненно и гораздо быстрее.

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.
У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань – как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.
Но в 13-14 лет под влиянием разно­образных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки – гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский – сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше – ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.
Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший. Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука – трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос – баритон или басок – его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса – нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее – ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда – специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.
● Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару… Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют – узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять – делать микрохирургические операции.
● Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка – признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка ларингит. Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам… А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.

Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.
● Какой «взрослый» голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный – и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример – Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Курьезный случай. Как-то к фониатрам – врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос – как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Что же происходит с голосовыми связками и в каком возрасте?

Рассказывает оториноларинголог и фониатр, д.м.н. Геннадий Иванченко.

Свистки и флейты

Голос рождается при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (в обиходной речи их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. Чем больше и толще голосовые складки, тем ниже звук. Хотя не всегда. Вот у Карузо, например, голосовые складки были в два раза больше, чем у иного баса-профундо, а Карузо пел тенором.

У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха вибрируют только их края. Специалисты называют это фальцетным механизмом рождения звука. Гортань — как свисток. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого все звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно. И на самом деле, визги детей так хорошо слышны, что, зайдя, например, на перемене в школу, можно просто оглохнуть.

Складки — структура гормонозависимая

Но в 13-14 лет под влиянием разнообразных гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Эти складки — гормонозависимая структура. Недаром у евнухов голос остается высокий, детский — сами они имеют комплекцию вполне взрослых мужчин, а голосовые складки не достигают взрослых размеров, потому что в организме не вырабатываются половые гормоны.

По этой же причине и у стариков голос становится выше — ведь половых гормонов в организме все меньше. А у женщин к старости, наоборот, голос звучит на более низких тонах, опять-таки гормонов не хватает, только женских, которые меняют складки так, чтобы звук был высокий и звонкий.

Говорить и петь фальцетом взрослый человек может и при нормально развитом голосовом аппарате. Правда, без привычки это не очень удобно. Но модно, недаром так говорят некоторые радиоведущие и поет Пресняков-младший.

Для взрослого человека все же более естественен такой механизм образования звука, когда вибрирует вся складка, голосовая волна идет и горизонтально и вертикально. Поэтому взрослый голос получается более глубокий, красивый, разнообразный по окраске. В обычной речи мы пользуемся 2-3 тонами выше и ниже нашего основного тона. А певец берет две октавы.

Страх нового

Для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс образования звука — трудно. Но проблема здесь скорее не физиологическая, а психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос — баритон или басок — его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый.

Поскольку дети растут неравномерно, один парень может быть еще и росточка небольшого, а басок у него уже вовсю прорывается, а другой вымахал с версту, а гортань еще маленькая, голос пока детский. Вот таким мальчишкам, опережающим сверстников или отстающим от них, приходится труднее всего, они больше других стесняются своего голоса. Но для большинства ломка голоса — нормальный физиологический процесс: стал голос ниже и грубее — ну и ладно. Большинство довольно быстро нащупывает новый механизм образования звуков.

В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда — специалиста по постановке голоса, который обычно работает с певцами. Разве что единицам из тех, кто растет в окружении одних женщин. Этим мальчишкам даже подражать некому, не с кого брать пример. Но и им обычно бывает достаточно одного занятия, на котором врач или фонопед покажет упражнения для постановки и закрепления нормального мужского голоса.

Три особенности

Есть три особенности подростковой мутации, которые полезно знать родителям.

  • Во время ломки голоса не надо нагружать голосовые складки. А мальчишки их, к сожалению, не берегут, напрягают на каждом шагу: то, играя в футбол, орут как ненормальные, то во все горло песни распевают под гитару… Из-за перенапряжения на складках могут возникнуть узелки, врачи их так и называют — узелки крикунов. Эти узелки меняют вибрацию складок и голос становится хриплым. Некоторые узелки потом сами собой рассасываются, если нагрузки падают, но иногда приходится их удалять — делать микрохирургические операции.
  • Простуды могут затянуть мутацию. Не всегда красное горло у подростка — признак респираторной инфекции. Когда гортань растет, в ней усиливается кровообращение, ткани становятся более красными, кажется, что у ребенка . Мальчика начинают лечить от простуды, давать ему лекарства, водить по врачам… А идет всего лишь нормальный физиологический процесс.
    Если мутация затянулась, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, надо показать подростка фониатру. Чем дольше парень говорит фальцетом, тем сложнее ему будет перейти на взрослые тона.
  • Какой «взрослый» голос будет у прекрасно поющего маленького мальчика, нам знать не суждено. Бывает в детстве высокий чистый голос, а прошла мутация, и голос получился самый банальный — и по окраске, и по тембру, и по силе. Всем известный пример — Робертино Лоретти. И поделать ничего нельзя: что дано, то дано.

Интересно

Курьезный случай. Как-то к фониатрам — врачам, которые изучают особенности работы голосового аппарата, обратился офицер, и не самого маленького чина. Вполне взрослый мужчина, а голос — как у мальчишки. Несерьезно получается. Помогли ему врачи, научили говорить баритоном.

Вадим Кириллов

www.medpulse.ru

Мутация или «ломка» голоса у подростков обусловлена серьезными изменениями гормонального фона. Ломке голоса, прежде всего, подвержены мальчики, но в некоторых случаях и у девочек наблюдаются определенные проблемы с голосом в этот период.

Как ломается голос?

Мутация голоса происходит в период полового созревания. В кровь мальчика в больших количествах поступает тестостерон, этот половой гормон вызывает расширение голосовой щели, в итоге голос приобретает хрипотцу и более низкую частоту, характерную для мужчин.

До начала «ломки» строение голосового аппарата у девочек и мальчиков идентично. До определенного возраста невозможно определить половую принадлежность ребенка по его голосу. Примерно с десяти лет мальчики переживают первые изменения голоса, начинают говорить более низким тоном, чем девочки. Это связано с тем, что у мальчиков немного быстрее растут связки и голосовая щель, подобные изменения связаны с физиологическими особенностями взросления. В возрасте десяти-двенадцати лет голосовая щель мальчика в среднем превышает голосовую щель девочки всего на полтора миллиметра, а разница в тональности звука уже очень заметна.

Изменения голоса могут происходить в период с одиннадцати до восемнадцати лет. Более поздняя мутация чаще всего указывает на определенные проблемы с гормональным фоном и мужским здоровьем подростка. Ломка голоса обычно занимает не больше двух месяцев, за этот временной промежуток голос полностью меняет тональность и тембр, которые затем остаются неизменными на протяжении жизни. Изменить их могут только ожоги, травмы гортани или злоупотребление вредными привычками.

Происходящие изменения

В процессе ломки голосовые связки значительно утолщаются, а голосовая щель расширяется. К тому же, у мальчиков наступают очень заметные анатомические изменения скелета гортани. Щитовидный и другие гортанные хрящи стремительно увеличиваются в размерах, при этом передний край гортани выступает вперед, формируя адамово яблоко.

Чтобы ломка голоса прошла быстрее, голосовые связки нужно нагружать как можно меньше, поскольку из-за перенапряжения на связках могут возникнуть узелки, которые вызывают очень заметную хрипотцу. Если нагрузка на речевой аппарат уменьшается, часть узелков может самостоятельно рассосаться, но иногда приходится прибегать к хирургическому вмешательству.

Стоит учитывать, что разнообразные простуды могут затягивать мутацию голоса. Однако покраснение горла у подростка в период «ломки» голоса может быть вызвано не респираторной инфекцией, а непосредственно ростом гортани, поскольку активный рост усиливает кровообращение в этой области.

Инструкция

До начала пубертатного периода, пока активность половых желез невысока, голоса мальчиков и девочек мало отличаются друг от друга, особенно в раннем детстве. Однако с течением времени голос ребенка становится сильнее, обогащается интонация, расширяется диапазон.

Заметные метаморфозы начинаются вскоре после начала полового созревания. Особенно серьезные изменения происходят с голосом мальчиков-подростков. Под влиянием андрогенов их гортань растет, хрящ выступает вперед, а голосовые связки увеличиваются в размерах, становятся длиннее и толще. От этого меняется голос – он становится более низким и грубым. В процессе мутации голос мальчиков нестабилен, переходы между низким и высоким голосом бывают резкими и неожиданными.

После окончания пубертата на голос оказывают влияние преимущественно перенесенные заболевания (хронические ларингиты, инфекции дыхательных путей, опухоли), нагрузки (пение, необходимость много и громко говорить), а также курение, употребление алкоголя. У женщин часто отмечается понижение голоса во время беременности. Возможно изменение голоса вследствие заболеваний эндокринной системы, например, огрубение голоса у женщин, страдающих микседемой или гиперандрогенией.

Около 40 лет, с началом снижения репродуктивной функции и уменьшением выработки половых гормонов, начинается старение голоса. Он становится более глуховатым и низким, грудным. Это менее заметно у людей, профессионально занимающихся пением, из-за постоянной тренировки голосового аппарата.

После 50 лет изменения нарастают, становятся более заметными. Слизистая оболочка верхних дыхательных путей атрофируется, гортань опускается, расширяется ее просвет. Ослабевает натяжение голосовых связок, отчего голос еще более понижается, появляется дрожание («старческое дребезжание»).

Из-за невысокой эластичности голосовых связок и разрастания соединительной ткани в них голос может ломаться. Сила голоса несравнима с той, что была в молодом и зрелом возрасте из-за естественного уменьшения объема легких. Эмоциональная окраска голоса также становится менее яркой, ослабевает его половая дифференцировка.

Инструкция

Старение — естественный процесс в организме. Он наступит, и этого никому не избежать. С возрастом человеческое тело начинает меняться. При этом у одних людей оно может претерпеть минимальные изменения, а у других стать совершенно другим. Меняется и характер человека, а также его поведение.

Уже после 20-ти лет мозг начинает стареть. Мысли людей становятся более зрелыми. Если в детстве человек мечтал о конфетах, игрушках и прочих благах, то в более взрослом возрасте запросы становятся куда серьезнее. Маленький ребенок требует беспрекословного выполнения своих желаний. Подросток начинает осознавать, что не все в этом мире будет так, как он захочет. Взрослый человек начинает планировать что-то и достигать своих целей, осознавая, что ничего не изменится, если он не приложит к этому своих усилий.

Внешний вид кожи также меняется с возрастом. Первые морщинки появляются около 30-ти лет. Женщины стремятся омолаживать свою кожу, пользуясь различными средствами. Однако время не остановить — бархатистая детская кожа сменяется гладкой молодой, а затем становится морщинистой старой. Лицо, да и все тело в целом, претерпевает изменения. Иногда, встретив человека после долгих лет разлуки, не всегда можно его узнать. Время делает свое дело и меняет наше тело.

С возрастом человек начинает терять мышечную массу. После 40-ка лет начинает ухудшаться зрение. Если человек хорошо видел в молодости, то к сорока годам у него разовьется дальнозоркость. Костная система становится менее устойчивой к повреждениям, причем мужской скелет теряет меньше минеральных веществ, чем женский. У мужчин учащается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Может возникать атеросклероз.

К пятидесяти годам могут возникнуть проблемы с памятью и концентрацией. Слух в 20-ти процентах случаев также ухудшается. Риск снижения слуха может возникнуть в период с 45-ти до 65-ти лет. Из-за того, что сердце медленнее, руки и ноги человека становятся холоднее.

Состарившись, человек становится ниже своего обычного роста. Осанка уже не будет прямой, а тело так покорно слушаться. Некоторые люди к старости становятся полнее, кожа делается обвисшей. От морщинок уже никуда не деться — с ними нужно было бороться в молодости, возможно тогда их было бы меньше к старости. Но этого никто не может гарантировать. Время не щадит никого и остановить его невозможно.

  • Как меняется интеллект человека с возрастом

Нравится кому-то или нет, а человек с годами меняется внешне и внутренне. Изменения происходят и в теле, организме в целом, в характере, мировоззрении.

Инструкция

Под давлением СМИ, пропагандирующих красоту и сексуальную привлекательность в любом возрасте, все больше людей боится старения. Особо отчаянные ложатся под нож, пытаясь, если не вернуть время в спять, то хотя бы остановить. Но физиологический процесс не под силу остановить ни врачам, ни ученым.

Время пошло!

Прожитые годы не проходят бесследно, оставляя свои отметины в виде морщин, шрамов, дряблости. В период детства и юности взросление, изменения в организме более заметны. На все еще хватает сил, не беспокоят проблемы со здоровьем и хронические недомогания. Примерно лет с 30 многие начинают ловить себя на мысли, что у глаз появились морщинки, которых не было, вес увеличился на несколько килограмм и прыгается уже не так легко, как еще лет пять назад.

С возрастом атрофируются вкусовые рецепторы, вследствие чего, еда кажется уже не такой вкусной. Поэтому человек начинает налегать на соль, сахар, жиры и прочие добавки. Все это не замедлит проявиться на состоянии ЖКТ и кожи. Также человек начинает терять мышечную массу. Она заменяется жировой прослойкой, которая распределяется неравномерно по телу. Разрушаются зубы, «пошаливают» почки, понемногу сдает печень. Организм изнашивается, однако не только из-за своей эксплуатации. На его состояние влияет экология и образ жизни. Хотя панацеи от старения нет, но правильный режим помогает легче переживать физиологические изменения.

Характер, состояние души и общее состояние

С годами человек меняется не только внешне. Возраст оказывает влияние и на характер, жизненную позицию, взгляды человека. Часто какие-то не стороны нрава усугубляются. Человеку уже вроде как нечего скрывать и притворяться, можно показать себя во всей красе. Раздражительность, эмоциональность или, наоборот, замыкание в себе зачастую связаны с гормональным фоном, несбалансированным питанием, невротическими заболеваниями и проблемами с сосудами.

Кроме того, постепенно меняется жизненный уклад. Если женщина, привыкшая много лет ухаживать за домочадцами, остается одна, она не имеет желания и не видит смысла готовить, убирать, жить только для себя. Мужчина, о котором все время заботилась жена, становится совершенно рассеянным и беспомощным, когда ему нужно обходится самому. Хорошими помощниками, слушателями и просто отрадой в таких ситуациях становятся родные люди.

Человек меняется с годами и часто не в лучшую сторону. Но это вполне закономерный и естественный процесс, которого не нужно бояться, к нему нужно подготовиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *