Массаж ребенку в 7 месяцев

Гимнастика для грудничков очень важна Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка. Особенно значимо это для детей, поспешивших родиться.

Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом Кроме психофизического развития, гимнастика и массаж способствуют психоэмоциональному развитию.

Первый комплекс упражнений рассчитан он на малышей в возрасте 1-2 месяцев. В комплексе всего 16 упражнений.

1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой ручке. Вложите большой палец своей руки в кисть малыша, правую руку удерживайте левой рукой, левую — правой. Поглаживание проводится одноименной рукой в направлении от кисти на плечо и к подмышечной складке. Для лучшего расслабления рук ребенка поглаживание выполняется в основном по внутренней (сгибательной) поверхности. Этот прием следует повторить 6-8 раз.

2. Приподнимание из положения на спине. Итак, ребенок лежит на спинке, дайте ему схватить большие пальцы своих рук, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько см. (очень внимательно следите при опускании малыш не ударился затылком о поверхность) Всегда, как только заметите, что хватка вашего ребенка ослабла или что выражение радости на его лице сменилось озабоченностью, успевайте опустить его.

Каждое упражнение делается не больше 1 минуты, но за это время вы можете 7-8 раз его приподнять. Через 1-2 недели приподнимайте малыша все выше и выше, так чтобы он сам начинал удерживать часть собственного веса.

3. Массаж ног. Исходное положение (и.п.): ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу малыша удерживайте правой рукой, левую — левой. Поглаживание проводится по задне-наружной поверхности ноги по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку и не задевая передней поверхности голени. В конце движения рука направляется кпереди к паховой складке. Повторите 6-8 раз.

4. Выкладывание на живот. Положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки опираются на предплечья, бедра разведены в стороны. Старайтесь чаще это делать (например, перед каждым кормлением), так как это отличная тренировка мышц шеи и спины. Длительность упражнения определяется индивидуально, начиная с 5-10 сек, постепенно увеличивая.

5. И.п. ребенок лежит на животе, руки под грудью. Поглаживайте спину малыша от ягодиц к голове тыльной стороной кисти,а в обратном направлении, от головы к ягодицам, — ладонью. Повторите 4-5 раз. До 1.5-2 мес. ребенок еще неустойчиво сохраняет положение на животе, лучше массировать его одной рукой, другой придерживать ножки. В дальнейшем поглаживание можно делать уже двумя руками.

6. Разгибание позвоночника. И.п. ребенок лежит на боку. Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большим и указательным пальцами (или указательным и средним) другой руки проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает спину. Повторите это движение на левом боку. Старайтесь делать его несколько раз в день, тренируя мышцы-разгибатели позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе (рефлексе Галанта).

7. Массаж живота. И.п.: ребенок лежит на спине. Начинаем с кругового поглаживания. Ладонью правой руки круговыми движениями по ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (правое подреберье). Повторите 5-6 раз. Встречное поглаживание. Положите ваши руки на живот ребенка следующим образом: ладонь правой руки – сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки – внизу правой половины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев – вверх. Повторите 5-6 раз. Это движение совпадает с ходом перистальтики кишечника, что определяет его особую эффективность при различных нарушениях деятельности кишечника.

Поглаживание по косым мышцам живота. Подведите ладони обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком. И так тоже 5-6 раз. Завершите массаж 2-3 круговыми поглаживаниями.

8. Упражнение для укрепления мышц живота. И.п. то же.Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Дайте малышу опереться стопами о ваш живот. Медленно поднимите руки почти до вертикального положения, затем так же медленно опустите. Следите, чтобы ребенок не терял опоры. Это упражнение служит хорошей подготовкой к присаживанию.

9. Массаж стоп. И.п. то же. Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний пальцы другой руки положите на тыльную сторону стопы, создавая опору. Круговыми движениями большого пальца энергично поглаживайте подошву, можно «рисовать» восьмерку. Затем промассируйте другую стопу, меняя соответственно руки.

10. Сгибание и разгибание стоп – рефлекторное упражнение. И.п. то же. Удерживайте ногу ребенка в области голени. Кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на раздражение ребенок сгибает стопу. Затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает пальцы. Каждое упражнение повторите 3-4 раза.

11. «Ползание» — рефлекторное упражнение. И.п.: ребенок лежит на животе, согнув ноги. Разведите го колени в стороны, стопы соедините.Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка. Вслед за этим большими прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги и продвигается вперед. Важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору. В противном случае, ребенок оттолкнет руки, а сам останется на месте. Это активное упражнение основано врожденном кожно-ножном рефлексе. «Феномен ползания» сохраняется до 2.5-3 месяцев жизни. При выполнении этого движения надо соблюдать осторожность: прикасаться к подошвам ребенка можно только тогда, когда стопы обхвачены с тыльной стороны, иначе ребенок легко может соскользнуть со стола.

12. Массаж груди. И .п.: ребенок лежит на спине. Начните с поглаживания, которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам. Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам. Затем, обхватив грудь ребенка, быстрыми движениями, очень нежно надавливайте на грудную клетку. Этот прием вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение. И.п.: поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе. Дайте малышу прикоснуться к твердой поверхности стола. Это раздражение вызывает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка наклоняя его вперед. При выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, что ребенок полностью ставил свои стопы на опору (не позволяйте ему «ходить» на цыпочках).

14. Встряхивание ручек. И.п.: ребенок лежит на спине. Захватите кисть ребенка так же, как и при массаже, и очень легко встряхните обе руки, слегка разведя их в стороны. Если ребенок сопротивляется (в силу повышенного тонуса),значит он еще не готов к этому упражнению. В таком случае повторите поглаживания рук.

15. Покачивание в позе «эмбриона». И.п.: ребенок лежит на спине. Сгруппируйте ребенка, т.е. сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой – поддерживайте голову под затылком. В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребенка в различных направлениях: вперед-назад, вправо-влево, по кругу по 2-3 в каждую сторону. Это упражнение благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его можно делать несколько раз в день.

16. Покачивание на мяче. Возьмите мяч большого размера. Положите ребенка животом на мяч, разводя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины. Покачивайте мяч в разных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

Занятие длится примерно 15 минут. Предложенный комплекс не обязательно выполнять полностью за один раз. Если ребенок слишком мал, быстро устает или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и 1-2 упражнениями. Остальное вы можете сделать в любое удобное время в течение дня. И самое главное: во время занятий активно общайтесь с малышом, ласково разговаривайте с ним, поддерживайте у него радостное настроение.

Массаж ребенка 6, 7, 8, 9 месяцев, полезные советы и техники массажа для родителей, которые научат правильно делать массаж на сайте Твой ребенок.ру! Краткая характеристика умений и возможностей.

Ребенок перешагнул через важный возрастной рубеж 6 месяцев. Он очень повзрослел. Полугодовалый малыш самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, при потягивании за ручки поднимается на ноги. И, самое важное, ползает.

Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Но вы, вероятно, знаете детей, которые пропустили этот этап, и существует мнение, что ползание — это потерявшая смысл стадия развития человека. Было бы большой ошибкой согласиться с таким мнением, потому что ползание является тем естественным, доставляющим много удовольствия ребенку упражнением, благодаря которому укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать, так как качество этих актов в большой степени зависит от упражнений, предшествующих переходу в вертикальное положение». Важно не только то, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к году ходил, но еще более важно, как он сидит и как ходит, потому что неправильное сидение уродует грудную клетку, а неправильная ходьба деформирует ноги. Большое значение имеет и качество ползания: в положении на четвереньках оно более совершенно и становится как бы «предходьбой», В какой-то момент первого года жизни ползающий на животе младенец делает одно очень важное открытие. Он обнаруживает, что способен встать на четвереньки и двинуться вперед, не елозя животом по полу. Некоторое время он может ползать на четвереньках, выбрасывая вперед обе руки вместе, а затем так же вместе подтягивая к ним ноги.

Это будет очень похоже на кроличьи прыжки; такой способ передвижения называется гомологическим. Новорожденный может двигаться и так: вытягивая вперед одновременно правые руку и ногу, он ставит их, а потом так же одновременно подтягивает левые руку и ногу. Такое движение называется гомолатеральным. Ну и, наконец, он может передвигаться самым эффективным способом. Младенец упирается на левую руку и правую ногу и при этом подтягивает вперед правую руку и левую ногу. Затем он переносит центр тяжести на них и начинает подтягивать левую руку и правую ногу. Это называется перекрестным видом движения и является самым эффективным способом ползания.

После 6-7 месяцев пределы манежа, а тем более детской кроватки, уже не обеспечивают все растущие потребности малыша в движении. Ребенок нуждается в большей свободе, поэтому дайте ему возможность ползать по полу, по низким широким диванам, креслам: соорудите ему горку, чтобы малыш мог влезать и самостоятельно спускаться, вставать и ходить с опорой. Ребенок должен научиться ориентироваться в пространстве знакомой ему комнаты, по возможности не ограничивайте его любопытство. Тяжело ползать на четвереньках по гладкой поверхности (да и вредно), поэтому лучше постелить на пол ковер. Естественно, пол по-прежнему должен оставаться чистым, теплым и безопасным. Заранее уберите с пути малыша все предметы и виды мебели, которые не слишком устойчивы. Помните, двигательные навыки вашего ребенка быстро развиваются, завтра он доползет до тех вещей, которые сегодня кажутся вам недоступными для него». Хорошо, если в комнате минимум мебели, но максимум свободного места. Чтобы стимулировать жажду познания у своего малыша, оставляйте разные интересные предметы в отдаленных углах комнаты.

С каждым днем он должен проползать на четвереньках все больше и больше. Начните с того, что позволяйте ему ползать понемногу, но как можно чаще. А затем — все дальше, ведь ему надо изучать окружающий мир и совершенствовать свое тело. Во втором полугодии жизни ребенок уже способен согласовывать, правильно распределять работу своих мышц (сгибатели и разгибатели конечностей уже полностью уравновешены), поэтому движения становятся более целеустремленными и экономными. Так, например, в 5 месяцев ребенок, вполне овладевший хватанием, предложенную ему игрушку берет двумя руками, а в 6-7 месяцев он берет ее одной рукой, перекладывает из руки в руку, постукивает игрушкой о предметы и т. д. Только после 6 месяцев дети способны, напрягая одну мышечную группу, например мышцы спины, одновременно расслаблять мышцы противоположного действия (антагонисты), брюшной пресс. В связи с этим возможны уже более сложные упражнения на координацию движений.

Все упражнения сопровождаются краткими, отчетливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т.д., которые должны быть всегда одинаковыми и точно соответствовать требуемому действию.

Таким образом, основной целью занятий с ребенком в возрасте от 6 до 9 месяцев становится:

  • научить ребенка ползать на четвереньках;
  • воспитывать координацию и ритмичность движений;
  • развивать понимание речи.

Для этого необходимо:

  • часто ласково общаться с ребенком, используя краткие точные речевые инструкции во время занятий;
  • дать ребенку возможность свободно передвигаться вне манежа или кроватки;
  • вводить новые, более сложные по координации движения.

Что касается массажа, то во втором полугодии можно уже не массировать руки и ноги ребенка. Массаж же спины, живота и груди становится более энергичным и разнообразным, используются все знакомые приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и т, д.

Четвертый комплекс упражнений для массажа детей в возрасте 6, 7, 8, 9 месяцев
План занятий

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

2. Упражнения для ног:

  • одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;
  • сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону). 4. Массаж спины и ягодичной области:

  • поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;
  • растирание: по всей поверхности 2-3 раза;
  • поглаживание — каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;
  • разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.

5. Ползание на четвереньках.

6. Массаж живота:

  • поглаживание — все приемы по 2-3 раза;
  • растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;
  • пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;
  • пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

9. Массаж стоп.

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

12. Массаж груди:

  • поглаживание, 2-3 раза;
  • вибрационный массаж, 2-3 раза;
  • поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

15. «Тачка».

Методические указания для проведения занятий с ребенком в возрасте 6, 7, 8, 9 месяцев

1. Скрещивание рук на груди. Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс, упражнение 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки. Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет.

2. Упражнения для ног. Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз (см. III комплекс, упражнение 5). Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег. Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

3. Поворот со спины на живот. После б месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

4. Массаж спины. Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему плану (см, III комплекс, упражнение 7):

  • поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;
  • растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;
  • поглаживание, 2-3 раза;
  • разминание мышц спины;
  • разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений);
  • поглаживание 2-3 раза;
  • поколачивание или пощипывание ягодичной области.

5. Ползание на четвереньках. И. п.: ребенок лежит на животе. Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет — помогите ему, поставив малыша на четвереньки, и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти. Ползание — упражнение пассивно-активное, это прекрасная тренировка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса. После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

6. Массаж живота. Выполните по знакомому плану (III комплекс, упражнение 9):

  • поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;
  • растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мышцам живота по 2-3 раза;
  • пощипывание вокруг пупка;
  • поглаживание — все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника. Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс, упражнение 10). После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку. И. п.: ребенок лежит на спине. Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть. В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок. Это упражнение — активная тренировка мышц брюшного пресса. Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.

8. Круговые движения руками. Усложните это знакомое вам упражнение (см. Ш комплекс, упражнение 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки, Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, так как это сложное по координации упражнение. Повторите 4-6 раз. 9- Массаж стоп (см, II комплекс, упражнение 11).

9. Поднимание выпрямленных ног. И. п.: ребенок лежит на спине. Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их. Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 106). Упражнение повторите 6-8 раз.

10. Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки. И. п.: ребенок лежит на животе. Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот. Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях. После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя. Приподнимание туловища — движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.

11. Массаж груди. Выполняется по следующему плану (см. II комплекс, упражнение 14):

12. Присаживание за согнутые руки. И, п.. ребенок лежит на спине. Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, что- — бы ладони ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину плеч, затем просьбой: «сядь*, и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка сесть. И так 1-2 раза. Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным. В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.

13. «Бокс». Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 месяцев можно делать в положении сидя.

14. «Тачка» (ходьба на руках). В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить «вилочкой», другой рукой можно поддерживать под животом. В этом положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед.

Наверх…

По медицинским нормам, обоснованным научными исследованиями, малыш в 6-7 месяцев должен научиться ползать. Но некоторые родители стремятся ускорить развитие своего чада, «перепрыгивая» этап ползанья и сразу обучая ребенка ходить. А так ли нужен крохе этот навык? И если ребенок не ползает, то может не стоит беспокоиться?

Рис.1 Родители должны учить кроху ползанью

Ученые установили, что ползанье готовит скелетно-мышечную систему малыша к процессу хождения и активизирует подкорковые структуры мозга, отвечающие за восприятие и обработку сигналов (анализаторная система) и формирование двигательных навыков. В процессе ползанья у ребенка укрепляются мышцы рук, ног, спины, активизируется формирование скелета, связочного аппарата. Так как в процессе задействованы ручки, то нагрузка, приходящаяся на них, способствует эластичности, прочности связок пальчиков, запястья, развивается мелкая моторика. Впоследствии такие детки быстрее и успешнее осваивают навык удержания предметов (ложки, карандаша) и увереннее действуют ими. Происходит развитие:

  • мыслительных и аналитических способностей;
  • координации движений;
  • управления собственным телом;
  • пространственной ориентации;
  • тактильного и зрительного анализатора;
  • навыка фокусирования взгляда на удаленных и расположенных вблизи предметов;
  • естественных изгибов позвоночника, которые при ходьбе станут работать, как амортизаторы.

Умение правильно ползать является для малыша профилактикой плоскостопия. Поэтому так важно, чтобы ребенок начал ползать раньше, чем вставать и ходить. Способность помогает укрепить мышцы шеи, спины, пресса, рук и ног.

Сегодня много малышей начинают ходить, так и не научившись ползать. Ранняя ходьба негативно отражается на скелетно-мышечном аппарате, позвоночнике, двигательной функции и умственном развитии ребенка. Минимальные мозговые дисфункции – последствия тяжелых родов и родовых травм, которые сегодня встречаются у 50, а по некоторым данным у 45% детей и приводят к синдрому гиперактивности, нарушению поведения, речевого развития, диспраксии, расстройству развития школьных навыков, частично компенсируется на этапе ползанья.

Возрастные нормы — когда ребенок начинает ползать и сидеть?

Рекомендованные учеными и медиками сроки, когда ребенок должен начать ползать, усредненные. На развитие двигательной активности оказывает влияние множество факторов, которые его замедляют или ускоряют. Некоторые детки готовы ползать уже в 5 месяцев, а другие «лежебоки» не хотят это делать и в 7 месяцев. Задержке развития навыков ползанья способствуют наследственность и аномалии внутриутробного развития, как ни странно, сами родители и общество.

Сегодня промышленность выпускает множество приспособлений, помогающих ребенку учиться ходить – манежи, ходунки. Молодые мамы хвастаются, что их чадо сразу пошло, «проскочив» этап ползанья. Нарушению освоения ползанья способствовал и тот факт, что в конце ХХ в. медики рекомендовали класть спать ребенка на спинку, чтобы предупредить синдром внезапной детской смертности. Смертность снизилась на 50%, но малыши стали позже ползать и самостоятельно садиться, вставать. Ведь именно из положения на животе ребенок совершает движения, которые необходимые для ползанья.

Согласно возрастным нормам развития дети в:

  • 5 месяцев – лежа на животе, опираются на руки и долго удерживают такое положение, активно переворачиваются в кроватке, реагируя на голос или движение;
  • 6 месяцев – самостоятельно переворачивается с живота на спину, начинает ползать, учиться садиться;
  • 7 месяцев – самостоятельно сидит, опираясь на руки, ползает на животе, пытается встать на четвереньки, быстро переворачивается с живота на спину и обратно;
  • 8 месяцев – все чаще встает на четвереньки, быстро ползает, опираясь на руки и ноги;
  • 9 месяцев – ползает быстро и уверенно, успевая что-то схватить по дороге, начинает вставать, двигаться по периметру кроватки, держась за опору.

Ползание – очень важный навык для ребенка. Если малыш в 6 месяцев не хочет сам садиться, то не стоит его заставлять, а вот ползание следует всячески поощрять. Ребенок не знает нормативов, если нет серьезных отклонений в здоровье, то он сам начнет ползать, когда этого захочет.

Врачи Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» утверждают, если младенец в 6,7,8 месяцев не хочет сидеть и ползать, то родителям необходимо подождать, но при этом тренировать и укреплять мышцы, закалять, стимулировать интерес малыша, выполнять специальные упражнения. Главное, делать это без фанатизма, иначе можно добиться обратной реакции маленького упрямца.

Почему ребенок в 7 месяцев не сидит и не ползает

Специалисты спешат успокоить нервничающих родителей – ребенку 6 месяцев, не ползает и не сидит он возможно потому, что:

  • мышцы рук и ног еще недостаточно крепкие, чтобы держать тело;
  • малыш эмоционально не готов перейти на новый уровень развития;
  • у ребенка лишний вес и ему тяжело двигаться;
  • по темпераменту он флегматик и ему лень осваивать новые навыки, прикладывать усилие;
  • не любит или не приучен лежать на животе;
  • он много времени проводит в манеже или кроватке – для ползанья необходимо пространство.

Фото 2. Шестимесячный ребенок отказывается ползать, если не заинтересован в этом сам

С самого рождения малыш уже индивидуальность и отказ от ползанья, возможно особенность его характера, несвязанная с отставанием развития. Кроме того, влияет и пол – мальчики осваивают новые навыки несколько позже, чем девочки. В 6 месяцев отсутствие желания ползать для этого возраста – вариант нормы. Даже когда младенцу 7 месяцев, и он не хочет ползать, родителям не стоит паниковать. Скоро он научиться такому необходимому способу передвижения.

Что делать, если ребенок не ползает и не сидит в 8 месяцев

Время идет, уже у всех знакомых малыши сидят и ползают, а ваш ребенок в 8 не ползает. Не стоит сразу бросаться к невропатологу и ортопеду. Специалисты утверждают, что если один из навыков запаздывает или не формируется, то вполне возможно, что опережают возрастное развитие другие навыки. Ребенок может «перескочить» через один этап и сразу встать на четвереньки, пойти у опоры. Индивидуальные особенности не означают патологии.

Применение ходунков устраняет необходимость ползанья. Ребенок в ходунках:

  • мобилен – может «подъехать» к интересующему его предмету, месту;
  • имеет широкое поле обзора;
  • самостоятельный – не нуждается в помощи взрослых, чтобы достать игрушку, например.

Удовлетворение основных, побуждающих к ползанию потребностей, причем делает это малыш без особых усилий, отбивает желание учиться ползать. Педиатры предупреждают родителей о вреде такого «ускоренного развития» и настаивают на обучении малышей столь необходимой для здоровья и психики способности.

Совсем другое дело, если проблема обусловлена состоянием здоровья. Например, недоношенные детки развиваются немного медленнее своих сверстников. Задержка моторного развития отмечается у детей, обделенных вниманием родителей. Малыш в 8 месяцев не сидит, запаздывает с освоением новых способов движения, если у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом из-за:

  • родовой травмы;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • генетических аномалий;
  • перенесенных инфекционных заболеваний.

Но диагноз задержки моторного развития может поставить только специалист после всестороннего обследования.

Когда нужно начинать волноваться и обращаться к специалисту?

Причиной волнения для родителей должны стать следующие симптомы:

  • в возрасте 7-10 месяцев ребенок не может самостоятельно садиться, плохо удерживает равновесие, если его посадить;
  • кроха не захватывает и не держит предметы;
  • масса тела и рост не соответствуют возрасту;
  • отсутствует подкожная жировая прослойка;
  • родничок мягкий и долгое время не зарастает;
  • малыш беспокоен, плаксив без видимых причин;
  • у ребенка выпучены глазки или имеется косоглазие.

Даже когда ребенку 9 месяцев — не сидит не значит, что он болен. Карапуз может начать ползать в 10-11 месяцев Все зависит от индивидуальных особенностей малыша. Родителям следует понаблюдать за крохой, сравнить результаты за несколько месяцев и если в остальном он прогрессирует, то стоит просто подождать еще. В случае, когда малыш отлично ползал и резко перестал это делать после какого-то события – болезни, прививки, переезда, то следует незамедлительно обратиться к врачу. Деток такого возраста должен обследовать педиатр и направить к узким специалистам для углубленного обследования – к невропатологу и ортопеду.

А если ползает, но плохо?

Еще одна проблема с которой обращаются к специалистам мамочки, когда, по их мнению, ребенок плохо ползает. Кроха не обязательно должен передвигаться каким-то определенным способом. Некоторые ползуны двигаются по-пластунски, не отрывая животик от пола, другие «едут» на попе или лежа на спинке, отталкиваясь ножками, третьи извиваются как червячки, четвертые пятятся назад. Ни один из способов нельзя назвать неправильным.

Малыш передвигается так, как ему удобно. Возможно, у него еще слишком слабые мышцы или так он чувствует себя более безопасно. Однако, с точки зрения медицины, правильным считается ползание на четвереньках. Все остальные способы – это «подползание». В нем участвуют только ручки, а ножки ребенок подтягивает. Также в процессе должны поочередно работать правая ручка-левая ножка, левая ручка-правая ножка. Так у ребенка развиваются оба полушария мозга, он учится координировать движения, нагрузка равномерно распределяется, и кроха увереннее удерживает равновесие.

Научиться правильно ползать ребенку должны помочь родители. Обучение основным навыкам – задача родителей. Если не делать гимнастику, специальные упражнения и массаж, то малыш попытки ползать станет делать гораздо позже и двигаться будет неправильно. Нет понятия «правильно-неправильно», для ребенка важно «удобно-неудобно».

Как научить ребенка самостоятельно сидеть?

В 7 месяцев ребенок, согласно возрастным нормам, должен уметь самостоятельно сидеть, опираясь ручками. Специалисты Клиники Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» говорят, что не стоит торопить события. Если опорно-двигательная система еще не созрела для такого ответственного шага, то нужно ей помочь – укреплять мышцы, делать массаж, проводить закаливание.

Можно провести тест:

  • посадить малыша и посмотреть на него – если спинка согнута «колесом», то мышцы еще не созрели, чтобы удерживать туловище вертикально;
  • в положении «сидя» ребенок держит ровно спинку, а прямые ножки располагаются перед корпусом – малыш готов к обучению, так как отсутствует гипертонус мышц бедра, ягодиц.

Самое простое упражнение – подтягивание на пальцах. Чадо кладут на спину на ровную и не слишком мягкую поверхность и осторожно тянут за руки. Если малыш садиться, его спинка ровная, то он уже готов продолжать учиться. Упорные тренировки укрепляют мышечный корсет. Скоро, завидя протянутые к нему руки, малютка должен сесть сам.

Когда спина «провисает», а головка запрокидывается, то значит, мышцы недостаточно окрепли и стоит подождать немного.

Как научить ребенка ползать

Нужно сделать территорию, по которой станет передвигаться карапуз полностью безопасной. Специалисты советуют лечь самому на пол. Из такого положения станут видны все опасные места, предметы. Занятие нужно предварять тщательной уборкой: пол следует мыть, а мягкие ковры пропылесосить или выбить. Чтобы крошка научился ползать, его:

  1. Как можно чаще в активный период выкладывать на живот. Так осуществляется не только профилактика кишечных колик, но и задействуется рефлекс ползания.
  2. Не ограничивают попытки ползанья. В манеж или кроватку кроху садят только, если мама занята чем-то в другой комнате или ребенку нужно спать. Все остальное время он должен находиться на полу, обучаясь сложному и нужному навыку.
  3. Стараются заинтересовать – перед ним кладут яркий предмет, мягкую игрушку дальше зоны досягаемости. Пытаясь дотянуться, крошка начнет ползти.
  4. Взрослые показывают пример – как правильно ползать. Малыш с удовольствием станет повторять движения, подражая родителю. Знания и умения, полученные в игровой форме, быстрее усваиваются и крепче запоминаются, поэтому с крошкой можно поиграть.
  5. Хвалят, ободряют, стимулируют. Поощрение, похвала поднимает у малыша настроение, мотивирует научиться ползать быстро и лучше всех.
  6. Развивают опорно-двигательную систему, тренируют силу и выносливость. Массаж, упражнения помогут обрести необходимую мышечную силу, снять гипертонус, тонизировать слабые мышцы. Как это делать в домашних условиях, комплекс упражнений и техника массажа подробно описаны на сайте https://beautyvertebro.com.

Нагрузку следует дозировать. Если малыш устал, то нужно дать ему отдохнуть. Чрезмерная нагрузка может отбить охоту научиться ползать.

Фото 3. Помочь быстрее научиться ползать поможет специальный коврик

Сегодня промышленность выпускает коврики для ползанья. Яркий, мягкий, безопасный коврик облегчает процесс. Специальные выпуклости не дают ручкам скользить, массажируют живот и ладошки. Его можно расстилать на травке, чтобы малыш мог научиться ползать и закаляться на свежем воздухе. Немного усилий, настойчивости, регулярности занятий и ребенок научиться ползать на четвереньках, вставать, ходить, держась за руку или опору. Если у малыша есть проблемы с опорно-двигательной системой, то нужно обратиться к вертебрологу.

01 Дек Как в домашних условиях сделать профилактический детский массаж.

Posted at 09:44h in Статьи по педиатрии by admin

Чтобы ребенок рос здоровым, кроме массажа, с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями.

Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отдельные виды физических упражнений. По мере роста и развития ребенка

массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями. Необходимо помнить, что для каждого малыша следует выбрать индивидуальный комплекс упражнений, который бы соответствовал его состоянию здоровья. Чтобы правильно подобрать ребенку комплекс упражнений, нужно проконсультироваться у врача. Но существует несколько правил, которыми должна руководствоваться каждая мать.

1. Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеразвивающим упражнениям. 2. Комплекс упражнений необходимо формировать по принципу от простого к сложному. 3. Постепенно нужно увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий он должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней ему можно предложить сделать их 4-5 раз. 4. О времени, затраченном на гимнастические упражнения следует договориться с врачом. Постепенно его можно увеличивать. 5. В процессе занятия физзарядкой ребенок не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость.

Гигиенические требования для проведения массажа ребенка

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок. Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки. Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание) в области почек. Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут. При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует. Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях. Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Техника проведения массажа и гимнастики детей от 1,5 до 3 месяцев

Массаж ног

И. п. — лежа на спине. Ноги должны быть направлены к массажисту. Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Ее нужно повторить по 7 раз на левой и на правой ногах.

Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание. Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами — заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение (рис. 1). Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.

Массаж стоп

И. п. — лежа на спине.

Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку (рис. 2).

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп

Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажимать на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу (рис. 3).

Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении. Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться. После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног. Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.

Рефлекторное упражнение «ходьба”

И. п. — стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую (рис. 4). Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу. Кроме того, категорически запрещается сильно сдавливать его грудную клетку, так как кости ребенка еще очень мягкие и их очень легко можно сломать.

Массаж рук

И. п. — лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту. Движение рук должно проводиться от кисти к плечу. Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные — на внешней (рис. 5).

Встряхивание рук

И. п. — лежа на спине. Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка. Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть (рис. 6). Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Массаж спины

И. п. — лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью. Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка. Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти (рис. 7), а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.

Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги (рис. 8). Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.

Разгибание позвоночника

И. п. — лежа на боку. Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день. Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

Выкладывание на живот

И. п. — лежа на животе. Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе. Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки — опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

И. п. — лежа на спине. Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме. Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.

После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки — в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз (рис. 9).

По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка (рис. 10). Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.

Упражнение, укрепляющее мышцы живота

При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота. Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить (рис. 11).

Рефлекторное ползание

И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята. Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму. Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились (рис. 12).

Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам (рис. 13). Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.

Массаж груди

И. п. — лежа на спине. Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.

Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая — по часовой (рис. 14). Движение каждой руки повторить 5 раз. Следующий этап процедуры — вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной

клетки, а остальные четыре — в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.
Покачивание тела ребенка в позе «эмбриона” И. п. — на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди (рис. 15).

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день. При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *