Медленный и медлительный

Быстро — это медленно, но без перерыва. Не нужно быстро, интенсивно, круто, очень мощно. Достаточно всего лишь регулярно. Самое главное — держать ритм. По чуть-чуть, но со стабильной последовательностью. А через какое-то время, со стороны, это будет выглядеть, как быстро, интенсивно, круто и очень мощно.

Эпоха сокровенных знаний, которые могут что-то изменить, закончена. Настала эра информационной гигиены. Уже лет пять, как знания не являются главной валютой в вопросе достижений и какого-либо осмысленного существования. Интернет их обесценил своей доступностью. На смену пришла концентрация. Способность удерживать внимание на задаче и не расплескивать интерес — вот кто правит. А этот навык находится в прямой зависимости от информационного шума, который сегодня повсюду. Чем больше словесного мусора вокруг — тем слабее фокус. Чем больше чужих мыслей, тем тише собственный голос. Постоянное нахождение в интернет-потоке атрофирует способность к самоосознанию, подменяя суть концепциями о том, что ею является.

Страдания существуют. Будда был все-таки прав. Страдания существуют. Страдают все. И те, у кого ничего нет, и те, у кого есть все. А кто конкретно в эту минуту не страдает, уйдет в боль в следующую, как только изменится курс доллара, произойдет теракт, получит в ответ, что его не любят, увидит грязный подъезд, не дождется ответа на сообщение, не получит денег или по любому другому дуновению ветерка. Страдания существуют. И всегда без повода, если вспомнить финал любого человеческого существа.

Денег нужно столько, чтобы о них не думать. Деньги не решают главный вопрос человечества — они не делают своего владельца счастливым. Но возможность о них не думать, как минимум в быту, существенно высвобождает энергию для других процессов.

Мы все одинаковые намного больше, чем разные. Значение личной уникальности сильно преувеличенно и не дает нам быстро решать свои проблемы. Все ответы и решения давно существуют, а зацикленность на собственной неповторимости не дает человеку задвинуть свое эго туда, где ему было бы полезно всегда находиться и без помех воспринимать окружающую его реальность со всеми ответами и подсказками.

Зависимость лечится только 100% отказом. Нельзя выпить один фужер вина, если ты алкоголик. Нельзя иногда курить, если пытаешься бросить. Тебя будет скручивать постоянно. Взлеты и падения. Срывы. В вопросах психоэнергетических «крючков» нет полутонов. И это правило незыблемо для зависимостей всех типов.

Лени — не существует. Есть нелюбимые занятия, нехватка энергии и отсутствие масштабного видения, чтобы захватывало дух от открывающихся перспектив. А лени нет.

Себя невозможно найти, себя можно только создать. Искать нечего и некого. Ты всегда есть здесь и сейчас. А твой путь — это то, что у тебя под ногами в данную конкретную секунду, не более того. Тот самый «свой» путь отличается от того, чем он не является только фактом осознанности идущего, который прокладывает пусть и небольшие, но вполне осязаемые цели. Когда эти цели определяют другие люди или они прорастают хаотично через слово «должен» — никакого пути нет, есть набор разношерстных неприкаянных эпизодов.

Две способности, которыми нужно овладеть, как можно раньше: умение напрягаться и умение расслабляться. Любое движение требует напряжения сил в тот или иной момент. Если идти на него нехотя, по нужде — будет расходоваться в два раза больше энергии. Часть на само усилие, остальное — на психическое напряжение. На внутреннюю борьбу. Отсюда необходимость научиться напрягаться по желанию, полюбить свое усилие. При способности напрягаться добровольно, видя в этом исключительно положительный аспект, количество потраченных сил сократится в разы. Будет получаться больше и легче. А умение расслабляться — принимать реальность такой какая она есть, отпускать собственные ожидания, развязывая внутренние узлы и снимая телесное напряжение — второе крыло, без которого на одном напряжении далеко не продвинешься.

Приветствую, читатель! Эта статья написана специально для одного хорошего человечка, считающего медлительность своим недостатком. Следуя научной методологии, начну с определения изучаемого явления, причин, а уже после приступим к средствам избавления.

Итак, говоря о медлительности некоего человека, что мы имеем в виду? Что скорость его действий, решений, понимания, отклика и результативность отличаются от ожидаемых, привычных и комфортных нашему восприятию. Мозг привыкает к определенному темпу и, сталкиваясь с отклонением его в ту или иную сторону, воспринимает как негатив. И мы уверенно нарекаем кого-то «тормоз», а кого-то «шило в одном месте».

Все же чаще встречаются те, кто страдает от своей медлительности, а не ускоренности. Круг социальных обязанностей связан с временными рамками и сроками, ориентированными на средний темп, и медлительный вынужден догонять, если хочет вписаться в заданную схему. Двигаясь не в своем ритме, перегружается, устает и запускает дела, возвращаясь на прежнюю позицию.

Это может вызывать недопонимание окружающих, осуждение и даже конфликты. Собственно именно эти последствия и заставляют человека тяготиться своей особенностью. А между тем у всего есть свои причины и свои плюсы.

О причинах и плюсах

Наследственность

Определяющим моментом скоростного режима индивидуума является нервная система – скорость прохождения нервных процессов. Это врожденный фактор, повлиять на который не можно и не должно. Проще подстроиться и извлечь пользу.

Так, люди с подобным темпераментом, довольно уравновешены, спокойны, мягки, не отличаются зашкаливающими эмоциями, редко склонны к демонстративности и неконфликтны. Их интересы устойчивы, отношения длительны, а симпатии надежны, впрочем как и антипатии).

Мечтательность

Другим фактором, влияющим на темп жизни, может быть склонность к мечтательности. Уход в своих мыслях в воображаемый мир мешает реальному ощущению времени, загружает сознание, что влияет на поведение. Как если оперативная память компьютера занята некой задачей, тогда выполнение других задач в это же время тормозится.

Однако, здесь проклевывается творческая жилка, в конце концов многие художники, поэты и писатели жили в своем ритме, не вписываясь в общепринятый.

Депрессия

Медлительность может быть следствием общего снижения жизненного тонуса, появления подавленности, потери целей и смещения жизненных ценностей. Что в народе зовется «депрессняк». Это и накопившаяся усталость, и результат длительного стресса, неудачи, нарушение образа жизни и т.д. Нервная системка начинает притормаживать, дабы хозяин по неопытности не довел ее до истощения.

Угроза

Еще один важный, но часто упускаемый из внимания фактор – внешняя угроза. И вовсе не надвигающееся цунами, буря и стихийные бедствия, а наличие в близком окружении или в круге зависимости, например начальник, доминантной склонной к авторитарности и негативизму личности. Особенно той личности, которой невозможно угодить – что ни сделаешь, все плохо.

Ситуация схожая с мечтательностью – система подвисает, потому что постоянно решает задачу внешней защиты, контролируя угрозу, исходящую от провокатора. И распознать этот фактор далеко не всегда удается.

Медлительность может проявляется как протест на внешние обстоятельства.

Особенности

Мнительность, совестливость, склонность к глубокому анализу своих действий, стыдливость, нерешительность, что есть следствие неуверенности в себе и причина одновременно. Мозг подвисает между выбором – делать – не делать, идти – не идти и т.д. Страх сделать плохо усиливает колебания и нерешительность.

Причины не все, так как особенность сложнее, чем кажется на первый взгляд. Медлительность часто ходит об руку с рассеянностью и дезорганизованностью.

Что делать?

Как сторонник идеи, что борьба с собой к хорошему не приводит, считаю, что под любую особенность нужно подстраиваться и использовать ее положительную сторону. Никому же не приходит в голову избавиться от руки, если она не нравится окружающим или пишет не так красиво как хотелось бы.

Все особенности личности есть сбалансированное строение, выдергивание деталей из которой может сильно ее пошатнуть и даже разрушить. Так что не спешите ни от чего избавляться, а влияйте на процесс постепенно, уделяя внимание причинам, а не следствию:

Первое

Простите себе свою медлительность как особенность, которую вы не сами себе придумали и взрастили, а получили вместе с цветом глаз, волос и прочим. Она не пришла к вам только с минусами и не является недостатком. Вы не тормоз, а спокойный газ).

Второе

Откажитесь от стремления догнать средний темп и вписаться в общепринятую схему, кроме обязательных рамок – платежей, расписаний и др. Ставьте себе реальные задачи, в небольшом количестве, не пытайтесь сразу охватить вниманием все имеющиеся дела, расставляйте приоритеты.

Третье

Следите за своими мыслями – не позволяйте предаваться мечтаниям между делом, а также обдумываниям и зависаниям. Отводите этим занятиям конкретное время и ни с чем не совмещайте. Выделите час – предайтесь своим мыслям, тревогам, сомнениям, разберите их, но по истечению часа переключитесь и постарайтесь не дать мыслям одолевать вас.

Четвертое

Позвольте творческой энергии проявить себя, направьте ее не просто куда-нибудь, то туда, то сюда, а выберите одно направление и не отвлекайтесь на другие. Возможностей для творческой реализации больше чем нам кажется, но рассеиваясь, становится трудно получить результат, а это разочаровывает.

Пятое

Постарайтесь понять, мнение и поведение каких людей сдерживает вас, влияет на выбор и решения. Почему это происходит, чего вы опасаетесь и какова степень вашего дискомфорта, можно ли минимизировать это влияние или вообще отказаться от общения.

Стремление защитить себя путем контроля происходящего вокруг сильно сковывает или вынуждает все время на что-то отвлекаться, чтобы заблокировать тревогу.

Шестое

Подкармливайте нервную систему и клетки головного мозга – омега-3 и омега-6, витамины группы В, глицин – при согласовании с врачом.

Седьмое

Обязательно высыпайтесь, отдыхайте и давайте себе время подумать, чтобы уталить эту тягу побыть с самим собой в своем темпе и своей стихии.

«Копуша!» — так обычно называют ребенка, который делает все медленно и вяло. Очень медленно собирается — долго ищет одежду, долго её надевает…

Если есть дети шустрые, то есть и другие — шустрые не вполне. И вполне даже замедленные. Это естественная особенность ребенка, и сердиться на нее так же глупо, как и на то, что у вас всего две ноги. Таким его родили родители. Более того, когда вы ругаетесь и требуете от ребенка «Ну быстрее же, быстрее!», ребенок только отвлекается на вас, сбивается и делает еще более медленно. Не ругайтесь и не дергайте ребенка, это не помогает.

Часто бывает: ребенок делает и так все медленно, а если вы злитесь и его подгоняете, то делает еще медленнее, как будто назло, как будто специально! — Верно, ребенок же не глупее вас? Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что теперь? Сердиться все равно бессмысленно, от этого война только усилится. 6-7-летние дети практически не видят разницы между «быстро» и «медленно» и работают в том ритме, который для них естественный. Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте: медлительность ребенка значит только то, что и для вас, и для ребенка будет больше дополнительной работы. Какой работы? Что нужно делать?

  • Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не быстро, чтобы у ребенка все получалось, в середине можете весело понапрягать, но заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.
  • Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с ним — до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать шнурки — начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается — пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. И это нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать все, что нужно — так, как нужно. Подробнее об этом прекрасная статья Елены Кузьминой Медлительный ребенок: рекомендации родителям.
  • Если ребенок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: «Так, быстренько расскажи мне правило». Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: «Опять не выучил». Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного больше времени.
  • Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15-20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприседает или снова займется пальчиковой гимнастикой.
  • Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно, так как вы сказали и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть четким и точным. В этом будьте требовательны, копуша — не разрешение на разгильдяйство.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но «темперамента копуши» нет. Копушами — не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают?

Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают — копуши специально. Копуша специально, это ребенок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами и в каком-то определенном деле вдруг становится копушей. Действительно, важный вопрос по поводу медлительности ребенка: «Ребенок не может быстрее или — не хочет»? Ваш ребенок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло, медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он медлительный всегда, а если сообразительный, то — избирательно. Например, если в школу собирается медленно и уроки пишет сонно, а за компьютер ныряет быстро и там пальчиками перебирает быстро — у вас не копуша, а ребенок сообразительный.

Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего права делать так, как им удобно. Вполне убежденно и энергично вам расскажут: «Я так не могу, ну что вы кричите… Я все забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу только когда медленно. Вы не учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика. А в книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!» Есть дети, которые от жизненных проблем легко уходят в «поболеть». Такой ребенок уходит в свое право быть копушей и тормозом, когда ему это выгодно.

И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации будут похожими.

Копушу нужно тренировать на скорость!

​​​​​​​Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а отношения подпортятся. Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребенок просто не умеет делать все так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо, но так неотвратимо, как выберете вы. Скорее всего, вы станете не самым интересным эпизодом его жизни, и если ребенок поймет, что единственный шанс вырваться от вашей заботы на свободу — начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И это будет достаточно быстро.

И какая разница, специально или не специально он раньше копался? Не превращайтесь в копушу сами, не копайтесь там, где все равно не разберетесь. А если благодаря всему происшедшему вы научились учить своего ребенка, то ребенок вам помог, а вы — молодцы!

Взрослый копуша

Если же рядом с вами копуша вполне взрослый человек, например ваш муж или ваша жена, ситуация немного другая, но также часто решаемая…

Да, мы уже писали про медлительных детей. Но эта статья не совсем обычная — здесь пойдёт речь о небольших играх и упражнениях, которые любой родитель может предложить ребёнку с теми или иными особенностями. Наша новая, практико-ориентированная серия статей будет называться «Психологический практикум».
Присоединяйтесь!

Иногда бывает так, что ребёнок собирается в детский сад, ест свою утреннюю кашу, завязывает шнурки или чистит зубы не так быстро, как хотелось бы. Конечно, малыш только учится делать некоторые вещи, поэтому ему нужно время, чтобы отработать какие-то действие до автоматизма. Но что делать, если вы объективно видите, что ваше дитя гораздо медлительнее даже своих ровесников? Разбираемся с причинами и рассказываем об упражнениях, которые займут у родителей не больше 5 -10 минут в день.

Конечно же, мало кто сможет поспорить с тем, что все люди разные. И это касается не только взрослых, но и детей. У всех разные способности и таланты, разный темперамент. Также кто-то из них шустрый и реактивный, а других называют «капушами» и «мямлями», что, безусловно, неприятно и для самих детей, да и вы как родитель понимаете, что в будущем ему очень пригодится навык владения временем.

Для вас это может быть сложно ещё и потому, что ребёнку требуется очень много времени на базовые дела. Иногда это не критично, но если от этого страдают ваши собственные планы, то, скорее всего, это раздражает. Однако медлительность вовсе не означает, что ребёнок не сможет стать успешным. С нерасторопностью вполне можно работать и справляться, просто нужен особый подход.

Почему мой ребёнок медлительный?

Для начала предлагаем разобраться в возможных причинах детской медлительности:

Мысли о другом
Вероятно, быстрота действий и не является коньком вашего ребёнка, но вы замечали, что у него другие таланты. Например, он здорово рисует (что требует огромной усидчивости) или выступает с рассказами и сценками перед другими детьми (что характеризует его, как прекрасного юного оратора с артистическими задатками). Какие-то бытовые дела или другие занятия могут быть просто не интересны вашему чаду. Влиять может и наличие проблем: например, сложно работать, когда у тебя болит живот или на днях случилась ссора в семье.

Тревожность за результат
Так бывает и у взрослых: мы часто боимся садиться за новое дело и прокрастинируем, растягивая работу на целый день, когда она могла бы занять от силы пару часов. Причина может крыться в том, что задача кажется заведомо сложной и мы боимся не справиться так, как надо. Если ребёнок часто сталкивается с недовольством взрослых или сверстников по поводу своих действий, то, естественно, он может испытывать страх, что если он что-то сделает не так, то его отругают, накричат или засмеют.

Неумение концентрироваться
Если дети до 5 лет в основном запоминают всё механически (новые слова, порядок действий, другие бытовые вещи), то к началу школы им внезапно требуется так называемое произвольное внимание. Это касается ситуаций, когда что-то кажется скучным и неинтересным, но всё равно нужно сосредоточиться, просто потому, что это важно.

Проблемы с моторикой
Иногда дети сочетают в себе медлительность с неуклюжестью. Это может быть связано как с мелкой, так и с крупной моторикой. И это тоже совсем не страшно, просто требует развития. Кстати, о способах развития мелкой моторики мы уже немного рассказывали.

Просто такой склад характера
Иначе говоря, такой темперамент. Например, у флегматиков в принципе может наблюдаться вялая речь и не самая выразительная мимика. Возможно, вы уже давно замечали, что когда другие дети с трудом могут усидеть на месте, он может часами играть с одной и той же игрушкой или пересматривать один и тот же мультик по двадцатому разу. Таким малышам бывает присуща некоторая настырность и приверженность одним и тем же взглядам, что иногда переходит и во взрослый возраст. В школе, например, они могут быть очень хороши в 1-2 предметах, а на остальные попросту не хватает времени и сил.

Давай поиграем!

Теперь переходим к практической части. Для малыша это может быть весёлой игрой, в то время как мама и папа смогут таким образом помочь ему стать чуть расторопнее, при этом не затрачивая слишком много времени.

Песочные часы
Что развивает: чувство времени, умение укладываться в поставленные рамки.

Как играть: для этой игры вы можете выбрать любое действие. Например, возьмём рисование. Вы даёте малышу лист бумаги и просите нарисовать 10 кружочков. Вы можете усложнять задание: скажем, попросите его заштриховать 3, 6 и 8 кружочки. Далее можно вводить разные цвета. Если ребёнок переспрашивает, то скажите, чтобы он рисовал так, как запомнил. Далее засеките время: это может быть одна минута, три или пять, в зависимости от сложности задачи. Постепенно время можно сокращать. Если такую игру сделать регулярной — очень скоро вы заметите разницу в результатах!

Поиграем в снежки
Что развивает: координацию движений, помогает добиться ловкости.

Как играть: да-да, в эти снежки можно играть даже в квартире. Для начала пусть мама или папа сделают сам снежок. Например, это может быть теннисный мячик, обклеенный ватой и перевязанный нитками. Его можно бросать друг другу, ребёнок может подбрасывать его в воздух и ловить, пытаться попасть в какой-нибудь предмет с определённого расстояния (под присмотром родителей, конечно же) или ловить отскакивающий от стены «снежок». Только берегите люстру!

Меняем скорости
Что развивает: подвижность, умение переключаться.

Как играть: пусть ваш ребёнок представит, что он машинка и ему нужно по команде менять скорости. Всего ему доступно 3 режима: бег, шаг и прогулка. Он ходит по кругу и на каждую вашу команду переходит с одной скорости на другую. Режимы можно менять вразнобой и, конечно, варьировать время.

Гонки на бумаге
Что развивает: мелкую моторику рук.

Как играть: возьмите большой лист бумаге и нарисуйте на нём трассу. Она может извиваться в любых направлениях — главное, чтобы она была непростой, имела много поворотов и зигзагов. В одном конце трассы нарисуйте машинку, а в другом — финиш. Вооружите своего юного гонщика фломастером. Его задача — нарисовать путь от старта до конечной точки максимально быстро, не отводя фломастер от бумаги и не заезжая за края трассы. Вы можете также использовать секундомер и с радостью отмечать постепенный прогресс.

Королевство кривых зеркал
Что развивает: внимательность, крупную моторику.

Как играть: пусть ваш ребёнок будет зеркалом. По мере того, как вы в него «смотритесь», вы совершаете разные движения. Они должны быть максимально разнообразными, задействовать разные части тела. Постепенно вы можете ускоряться. Задача вашего ребёнка — скопировать ваши движения как можно ближе к реальности. Мы уверены, можно будет вволю похохотать вместе с ребёнком!

Что почитать

Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей» — выполняя упражнения из этой книги, ваш ребёнок сможет лучше управлять своим временем. Вы можете читать её вместе и по ходу чтения выполнять предложенные занималки. Полученные навыки обязательно пригодятся ему в будущем.
Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов — эта книга может стать отличным развлечением для дошкольника, с помощью которой он также сможет развить внимательность. Для решения проблемы медлительности он также может проходить лабиринты на время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *