Медсестра детского сада обязанности

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291 утверждено Положение «О лицензировании медицинской деятельности» которым определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. Согласно указанного положения должность медицинской сестры в детском саду вводится только при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности в ДОУ.

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция разработана на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 31 июля 2020 года.
При составлении данной должностной инструкции были учтены: Трудовой кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации.

1.2. Медицинская сестра детского сада относится к категории среднего медицинского персонала, принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением.

1.3. Медицинская сестра детского сада непосредственно подчиняется заведующему дошкольным образовательным учреждением.

1.4. Медицинская сестра детского сада должна иметь среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.

1.5. В своей профессиональной деятельности старшая медицинская сестра детского сада должна руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными документами, регулирующими трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • приказами и инструкциями вышестоящих органов здравоохранения;
  • Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • медицинской этикой;
  • должностной инструкцией;
  • Трудовым договором и Договором с родителями воспитанников.

1.6. Медицинская сестра детского сада должна знать:

  • законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
  • теоретические и практические основы сестринского дела;
  • инструкцию по охране жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении и на детских прогулочных площадках;
  • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
  • правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
  • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций;
  • правила сбора, хранения и утилизации медицинских отходов;
  • основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • основы валеологии и санологии, основы детского питания;
  • основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
  • основы медицины катастроф;
  • правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения;
  • основные виды медицинской документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • правила внутреннего трудового распорядка, установленные в ДОУ;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами;
  • правила охраны труда и противопожарной безопасности.

2. Должностные обязанности медсестры ДОУ

Медицинская сестра ДОУ выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Координирует работу медицинского блока дошкольного образовательного учреждения.

2.2. Обеспечивает:

  • соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима в детском саду;
  • изоляцию заболевших детей;
  • организацию оздоровительных мероприятий;
  • регулярную связь с детской поликлиникой с целью своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в районе;
  • ежедневный обход групп с целью контроля состояния здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ, контроля организации питания в группах.

2.3. Осуществляет:

  • подготовку воспитанников к врачебному осмотру, забор биологических материалов для лабораторных исследований;
  • профилактические прививки воспитанникам и выполняет назначения детского врача;
  • учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта;
  • сбор и утилизацию медицинских отходов;
  • утренний прием, термометрию и другие мероприятия в отношении воспитанников, пришедших в детский сад после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными;
  • заполнение соответствующей документации в соответствии с номенклатурой дел в дошкольном образовательном учреждении;
  • выдачу рекомендаций специалистам и воспитателям дошкольного образовательного учреждения по нагрузке детей в организованных формах обучения в соответствии с группами здоровья;
  • мероприятия по профилактике травматизма и отравления среди воспитанников и сотрудников детского сада;
  • медико-педагогический контроль совместно со старшим воспитателем ДОУ по оценке физической нагрузки на занятиях по физической культуре;
  • оказание первой неотложной доврачебной помощи воспитанникам и сотрудникам детского сада в случае острого заболевания или травмы;
  • мероприятия для планового профилактического медицинского осмотра сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
  • проведение текущей дезинфекции;
  • медицинский уход за детьми, находящимися в изоляторе;
  • медицинское обслуживание воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
  • осмотр воспитанников перед прививками и подготовку их к врачебному осмотру.

2.4. Контролирует:

  • санитарное состояние помещений и прогулочных площадок дошкольного образовательного учреждения;
  • ежедневный утренний прием детей, который проводится воспитателями групп детского сада, организацию утреннего фильтра воспитанников в группе раннего возраста в случаях карантина, проверяет и обеспечивает оснащение шпателями, термометрами;
  • состояние здоровья воспитанников после проведенных прививок, регистрацию местной и общей реакции организма детей на прививку;
  • проведение всех режимных моментов в детском саду; соблюдение режима дня, проведение утренней гимнастики, прогулок, мероприятий по профилактике травматизма и отравлений среди детей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
  • уборку, проветривание, освещение и оборудование групповых помещений и территории детского сада;
  • индивидуализацию постельных принадлежностей, полотенец, шкафов для одежды и другой мебели в ДОУ;
  • обработку посуды, горшков, игрушек, мебели и т.д.;
  • организацию физического воспитания, закаливающих процедур в дошкольном образовательном учреждении;
  • соблюдение маркировки уборочного и кухонного инвентаря;
  • соблюдение СанПиН в детском саду;
  • качество доставляемых в детский сад продуктов питания (выборочно), их правильное хранение и соблюдение сроков реализации (совместно с комиссией по вопросам контроля организации питания);
  • качество приготовления пищи с соблюдением натуральных норм продуктов;
  • организацию детского питания в группах дошкольного образовательного учреждения;
  • своевременное прохождение сотрудниками ДОУ периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

2.5. Готовит:

  • воспитанников к доврачебному осмотру;
  • заявки на медикаменты, бактериологические препараты, дезинфицирующие средства, медицинские инструменты и аппаратуру;
  • дезинфицирующие растворы.

2.6. Проводит:

  • систематический медицинский осмотр, определение массы тела, антропометрические измерения воспитанников детского сада (не реже 2х раз в год);
  • учет отсутствующих по болезни воспитанников, изоляцию заболевших детей;
  • ежедневный обход групп детского сада с целью контроля санитарного состояния помещений и ведения журнала посещаемости;
  • осмотр воспитанников при подозрении на острое заболевание и находящихся изоляторе;
  • санитарно-просветительскую работу среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников;
  • оздоровительно-профилактические и закаливающие мероприятия с воспитанниками детского сада;
  • ежегодную диспансеризацию детей декретивных возрастов;
  • инструктаж по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима с воспитателями и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.

2.7. Планирует:

  • плановую вакцинацию воспитанников детского сада и вакцинацию по эпидемиологическим показаниям;
  • совместно с педагогом-психологом и старшим воспитателем ДОУ комплекс мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации у детей;
  • летнюю оздоровительную компанию совместно со старшим воспитателем детского сада.

2.8. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет медицинскую тайну, исходя из принципов информационной конфиденциальности, не распространяет сведения, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.

2.9. Участвует:

  • в совместной работе с педиатром по воспитанникам ДОУ, состоящим на диспансерном учете;
  • в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;
  • в реализации годового плана дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Физическое развитие»;
  • в составлении гибкого режима дня, расписания непосредственно образовательной деятельности и режима двигательной активности воспитанников детского сада;
  • в рейдах, смотрах-конкурсах, родительских собраниях и других формах работы дошкольного образовательного учреждения.

2.10. Ведет:

  • медицинскую документацию в соответствии с номенклатурой дел, утвержденной в дошкольном образовательном учреждении приказом заведующего ДОУ;
  • экран состояния заболеваемости по группам;
  • учет посещаемости воспитанников детского сада.

2.11. Своевременно информирует заведующего ДОУ и воспитателей детского сада о состоянии здоровья воспитанников.

2.12. Соблюдает требования должностной инструкции медсестры детского сада, инструкций по охране труда и пожарной безопасности.

2.13. Повышает свою квалификацию, проводит занятия с педагогами по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

3. Права медицинской сестры ДОУ

Медсестра детского сада имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются ее профессиональной деятельности.

3.2. Отказаться от выполнения распоряжений администрации дошкольного образовательного учреждения в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам.

3.3. Требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

3.5. Медсестра ДОУ имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

4. Ответственность

Медсестра ДОУ несет ответственность:

4.1. Материальную ответственность — за хранение медицинских препаратов и медицинского оборудования.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией медсестры ДОУ, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

4.3. За жизнь и здоровье детей в период пребывания их в детском саду.

4.4. За сохранность протоколов обследований воспитанников и оформление их в установленном порядке.

4.5. За соблюдение правил охраны труда, соблюдение сроков хранения медикаментов, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности.

4.6. В случае нарушения Устава, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, данной должностной инструкции для медсестры детского сада, приказов заведующего, медицинская сестра подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Взаимоотношения и связи по должности

Медицинская сестра детского сада:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ.

5.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно, а также согласовывает планы с врачом-педиатром и утверждает у заведующего детским садом.

5.3. Представляет в СЭС и заведующему дошкольным образовательным учреждением письменный отчет о своей деятельности по окончании года.

5.4. Получает от заведующей ДОУ, заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками медицинского кабинета и педагогическим коллективом.

5.6. Информирует заведующего дошкольным образовательным учреждением о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

5.7. Передает заведующей информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

5.8. Осуществляет постоянную связь с детской поликлиникой для своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в городе (селе).

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

Вам желает крепкого здоровья

Старшая медсестра ДОУ

Горюшина Надежда Викторовна!

К кому бегут воспитатели, если ребенок в группе нечаянно упал или поранился? К кому обращаются родители, когда им нужно узнать о предстоящих прививках? Кто составит вкусное и полезное меню для ребят? Все эти вопросы может решить медицинская сестра. Мамы и папы могут спокойно доверить свое чадо детскому саду, если там работает медицинский работник с большим опытом, который по-настоящему любит детей и умеет им помогать. Сотрудника мед.службы всегда можно узнать по белоснежному халату.
Хлопот на работе у медсестры хватает, весь день расписан буквально по минутам. Нужно успевать каждое утро осматривать детей в группах, проверять чистоту в помещениях, расписывать меню на следующий день, проверять качество приготовленной пищи. Медицинский работник отвечает за состояние здоровья воспитанников и сотрудников, следит за правильностью и своевременным проведением утренней гимнастики, прогулок, физкультурных и музыкальных занятий, где дети довольно много двигаются. Осуществляет организацию профилактических прививок по календарю для каждого возраста. Кроме того, каждая медсестра в детском учреждении может оказать первую помощь, если ребенок подвернул ногу или посадил занозу. Ее добрым рукам доверяют все воспитанники, а она знает всех ребятишек по именам. С некоторыми она бывает строгой, а плачущего кроху может утешить ласковым словом и вкусной «витаминкой».
Медсестра в детском саду – это добрый защитник всех малышей.

Функциональные обязанности медсестры в ДОУ определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

Функциональные обязанности медицинских работников ДОУ

Медицинская документация ДОУ

Готовый план мероприятий в период заболеваемости гриппом и ОРВИ

План мероприятий в период роста заболеваемости ОРВИ в детском саду

Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие­-то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.

Задача медсестры детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.

Задача медсестры ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года. Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне­зимне­весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.

Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года

Медсестра детского сада проводит санитарно-­просветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.

Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:

  • детские инфекции;
  • прививки;
  • закаливание;
  • питание;
  • формирование навыков здорового образа жизни;

Консультации

«Острые кишечные инфекции у детей и их профилактика»

«Профилактика детских инфекционных заболеваний«

«Прививки: за и против»

«Прививки против гриппа: зачем? почему? кому?»

«Веселая зарядка против простуды»

«3 витамина против простуды»

«Раннее развитие: за или против»

«Закаливание дошкольников»

«Организация питания в ДОУ»

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

«Национальный календарь профилактических прививок» вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок.

Сведения, касающиеся детей-­дошкольников, посещающих ДОУ (календарь прививок)

Пункт 2 ст. 11 Закона № 157­ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гласит: «Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…». Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных «Национальным календарем профилактических прививок», соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону «Об охране здоровья граждан» родители воспитанников имеют право:

  • на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;
  • выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника);
  • отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.

Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:

  • проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение;
  • иметь допуск-­разрешение на проведение прививок;
  • соблюдать санитарно-­гигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача);
  • отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Обязанности медсестры в ДДУ

2. Содержание работы медицинской сестры в ДДУ

3. Контроль питания в детском саду

4. Календарь профилактических прививок

5. Карантинные мероприятия

Заключение

Литература

Введение

Детские дошкольные учреждения предназначены для общественного воспитания детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет. Они способствуют гармоническому физическому и нервно-психическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья, привитию элементарных практических навыков и подготовке к школе. В детские ясли-сад принимаются дети в возрасте от 1,5 лет до 3 лет; в детский сад — от 3 до 7 лет. Непосредственными исполнителями всей медицинской работы в детском дошкольном учреждении является медицинская сестра.

Медсестра детского сада осуществляет: контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, санитарным состоянием помещения и участка детского дошкольного учреждения, готовит детей к врачебному осмотру и участвует в нем, проводит антропометрические измерения профилактические прививки.

По назначению врача она организует закаливание детей и другие оздоровительные мероприятия (режим дня, занятия физкультурой, прогулки), осуществляет профилактику травматизма и отравлений. Медсестра ведет учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших, выполняет назначения врача. В обязанности медсестры входят утренний прием, термометрия и проведение других мероприятий в отношении детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными, организация текущей дезинфекции, контроль за ежедневным приемом детей, проводимым воспитателями групп.

Кроме того, она постоянно контролирует качество продуктов, правильность их хранения и соблюдение сроков реализации, организацию питания и качество приготовления пищи, рассчитывает химический состав и калорийность пищевого рациона, участвует в составлении меню-раскладки.

1. Обязанности медсестры в ДДУ

В соответствии с приложением N 2 приказа N 186/272 в перечень функциональных обязанностей среднего медицинского работника дошкольного учреждения входит:

1. Организация медицинского обеспечения детей

2. Первичная профилактика

2.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в образовательных учреждениях;

2.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса.

3. Питание

3.1. Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания;

3.2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока;

3.3. Составление меню;

3.4. Бракераж готовой продукции;

3.5. Контроль за выполнением натуральных норм.

4. Физическое воспитание 4.1. Осуществление контроля за организацией физвоспитания, закаливающих мероприятий.

5. Гигиеническое воспитание в детском коллективе 5.1. Формирование навыков здорового образа жизни;

5.2. Контроль за гигиеническим воспитанием.

6. Иммунопрофилактика

6.1. Планирование вакцинации;

6.2. Вакцинация;

6.3. Контроль за состоянием здоровья после прививок, регистрация местной и общей реакции на прививку.

7. Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении

7.1 Рекомендации по адаптации и ее коррекции в образовательном учреждении;

7.2. Контроль за течением периода адаптации.

8. Ведение документации

9. Диспансеризация

9.1. Проведение скрининг-тестов, оценка физической подготовленности;

9.2. Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья детей;

9.3. Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением в образовательном учреждении или ЛПУ.

Медицинская документация ДОУ

Индекс дела

Наименование дела

Срок хранения документа

Примечание

Копия лицензии на медицинскую деятельность обслуживающей детской поликлиники

На период действия

Медицинские карты воспитанников (форма № 026у)

В течение пребывания ребенка в детском саду

Выдается родителям (законным представителям) при выбытии ребенка (в школу, другое учреждение)

Карты профилактических прививок в детской поликлинике (форма № 063у)

То же

То же

Инструкции по проведению профилактических прививок

10 лет

План проведения и Журнал учета проведения профилактических прививок и туберкулинодиагностики

3 года

Программа производственного контроля

10 лет

Журнал контроля санитарного состояния помещений

3 года

Журнал учета посещаемости детей

1 год

Диспансерный журнал (форма № 030у)

1 год

Журнал учета движения детей по группам здоровья

3 года

Журнал дегельминтизации

1 год

Журнал осмотра детей на педикулез и кожные заболевания

1 год

Журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер

3 года

Журнал учета заболеваемости

3 года

Журнал регистрации инфекционных заболеваний (форма № 060у)

3 года

Карантинный журнал

1 год

Журнал регистрации прохождения медицинских осмотров и гигиенической аттестации сотрудников

Постоянно

Медицинские книжки сотрудников

Постоянно

Журнал учета дезинфицирующих средств

1 год

Журнал учета поступления и расходования медикаментов

Постоянно

Журнал учета проведения профилактических мероприятий в медицинском кабинете

Постоянно

Накопительная ведомость расхода продуктов питания

1 год

Журнал бракеража сырой продукции

1 год

Журнал бракеража готовой пищи

1 год

Журнал здоровья (работников пищеблока)

1 год

2. Содержание работы медицинской сестры в ДДУ

медсестра дошкольный учреждение

Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие-то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.

Задача медсестры состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.

Внутренний контроль организации медико-педагогической работы в ДОУ осуществляется один раз в квартал.

Медсестра обязана проводить санитарно-просветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.

Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:

детские инфекции; прививки; закаливание; питание; формирование навыков здорового образа жизни.

Подготовить «консультативные материалы» можно, используя популярные журналы, публикующие статьи по здравоохранению.

Проведение медико-педагогического обследования ребенка за год до школы не только позволит определить его готовность к обучению, но и даст возможность осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья и устранение недостатков воспитания.

Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.

Основой физической готовности является состояние здоровья ребенка: правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности. Поэтому задача медсестры — провести все замеры, выдать направления на анализы к врачам-специалистам и заполнить к 1 апреля медицинские карты.

Профилактические медицинские осмотры детей декретированных возрастов (перед поступлением в детский сад, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу) проводятся в соответствии с действующими нормативными документами (приказ Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272, приказ Минздрава СССР от 19.01.1983 № 60 и др.) и предусматривают доврачебный (на основе программы скринин-тестов), педиатрический и специализированный этапы.

Перед поступлением в ДОУ (возраст ребенка 2-3 года) на доврачебном этапе, в поликлинике проводится лабораторное обследование ребенка (клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов); далее осмотр ребенка проводит врач-педиатр и определяет его группу здоровья.

Специализированный этап заключается в осмотре ребенка невропатологом, окулистом, отоларингологом, хирургомортопедом, стоматологом, логопедом (с 3 лет) и по показаниям — другими специалистами.

За год до поступления в школу (возраст ребенка 5-6 лет) также проводится скрининг-лабораторное обследование, осмотр ребенка врачом-педиатром. Педагог-психолог в ДОУ определяет функциональную готовность к обучению в школе. Специализированный осмотр проводят невропатолог, окулист, отоларинголог, хирург-ортопед, стоматолог, по показаниям — логопед и психиатр.

Перед поступлением в школу (возраст ребенка 6-7 лет) проводится медикопедагогическая коррекция.

В остальные возрастные периоды скринирование всех детей проводится медсестрой ДОУ, включая тестовую оценку физической подготовки и развития Врачебные осмотры, в т. ч. узкими специалистами, проводятся по показаниям. Детям, с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются специализированные виды оздоровления (физиотерапия, массаж, ЛФК), которые при наличии условий могут проводиться в детском саду.

Дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются у врачей-специалистов.

Показатели, по которым проводится оценка состояния здоровья детей, определены СанПиН.

Для контроля можно использовать таблицу, которую медсестра заполняет в течение года

Контроль медицинской работы в ДОУ

Объект контроля

Месяц

Общая заболеваемость по ДОУ в д/дн на одного ребенка

Посещаемость на одного ребенка в д/дн

Выполнение денежных норм (питание)

Своевременность ведения документации по питанию (бракераж сырой и готовой продукции, накопительная ведомость)

Периодичность проведения медикопедагогического контроля на занятиях физкультурой

3. Контроль питания в детском саду

Контроль питания в детском саду может осуществлять медсестра или диетсестра. Еженедельно (или один раз в 10 дней) она контролирует среднесуточную норму потребляемых ребенком продуктов, при необходимости проводит коррекцию в следующую десятидневку и по итогам месяца в накопительной ведомости просчитывает калорийность, количество жиров, белков и углеводов.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд.

Медсестра отслеживает технологию приготовления пищи, соответствие веса порций меню-раскладке, а также контролирует правильность отбора и сроки хранения суточной пробы.

Ежедневно медицинская сестра составляет меню-раскладку, являющуюся документом для получения продуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи.

В меню-раскладке проставляют дату, общее количество питающихся детей и отдельно детей, находящихся в учреждении в данное время, а также количество питающихся сотрудников. Дети, получающие индивидуальное питание, выделяются отдельной графой. В специальной графе перечисляются блюда на каждый прием пищи и указывается расход продуктов для их приготовления.

По каждому блюду указывается выход (масса порции готового блюда) в граммах — на одного ребенка. Массу продуктов лучше указывать только в граммах или только в килограммах.

В меню-раскладке точно указывается полное наименование продукта и его сорт, категория, вид технологической обработки (мясо или птица 1-й или 2-й категории, рыба с головами или филе, молочные продукты с указанием жирности и т. д.). Расход продуктов одного и того же наименования определяется на каждое блюдо в отдельности, а не на все приемы пищи.

Раскладка для приготовления того или иного блюда должна быть постоянной. Если по принятой рецептуре не достигается необходимое качество блюда, например, при указанном количестве крупы каша получается слишком густая или наоборот, тогда проводят пробную варку в присутствии медработника.

При составлении меню-раскладки нужно учитывать суточный объем пищи и массу каждого блюда. Объем пищи должен соответствовать возрасту ребенка

Выход каждого блюда отмечается в меню-раскладке и в меню, которое вывешивается для родителей. Причем во вторых блюдах раздельно указывают выход мясного или рыбного изделия, гарнира, соуса и других продуктов, дополняющих его. Отдельно записывают выход блюд для детей раннего и дошкольного возрастов.

4. Календарь профилактических прививок

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствует подобное положение.

Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно: проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение; иметь допуск-разрешение на проведение прививок; соблюдать санитарно-гигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача); отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.

Пункт 2 ст. 11 Закона № 157ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гласит: «Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…». Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДДУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных «Национальным календарем профилактических прививок», соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону «Об охране здоровья граждан» родители воспитанников имеют право: на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях; выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника); отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Национальный календарь профилактических прививок

Возраст ребенка

Наименование прививки

3 месяца

Вторая вакцинация против вирусного гепатита B, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

4, 5 месяцев

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

6 месяцев

Третья вакцинация вирусного гепатита B, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

12 месяцев

Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

6-7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

От 1 года, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи

Иммунизация против краснухи

Все дети, посещающие дошкольные учреждения

Вакцинация против гриппа

5. Карантинные мероприятия

Карантин — система мероприятий, обеспечивающая предупреждение распространения инфекционных заболеваний (путем изоляции больных, запрещения въезда и выезда из зоны, пораженной инфекцией). Сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания

При утреннем приеме, во время карантина по какому либо заболеванию ребенка проводят опрос родителей об общем состоянии ребенка, характере стула. При наличии жалоб и клинических симптомов, характерных для данного заболеваний, ребенок изолируется. Результаты медицинского наблюдения отражаются в амбулаторных картах, в историях развития ребенка (в специальных листах наблюдения за контактными в очаге), в стационарах — в историях болезни контактных. Медицинский работник, осуществляющий наблюдение за контактными, систематически проводит с ними работу по гигиеническому обучению.

Персонал детского учреждения, а также родители должны быть подробно проинструктированы о первых симптомах болезни и о необходимости немедленного сообщения медицинским работникам, о всех отклонениях в состоянии ребенка.

В период наблюдения карантинная группа детского учреждения не должна принимать участие в мероприятиях, проводимых в общих с другими группами помещениях, осуществляется разобщение групп во время прогулок. Для карантинной группы отменяется система самообслуживания и культурно — массовые мероприятия.

По эпидемическим показаниям контингент обследуемых может быть расширен, включая персонал групп и пищеблока.

Медицинская сестра детского учреждения инструктирует и обучает нянь, воспитателей, работников кухни, прачечной и др. по выполнению дезинфекции в период карантина, контролирует полноту и надлежащее качество ее проведения.

Заключение

Медсестра детского сада осуществляет: контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, санитарным состоянием помещения и участка детского дошкольного учреждения, готовит детей к врачебному осмотру и участвует в нем, проводит антропометрические измерения профилактические прививки.

Медсестра делает заявки на медикаменты, дезинфекционные средства, мединструменты и аппаратуру. Она проводит сан-просвет работу среди работников учреждения и родителей, осуществляет контроль за своевременным прохождением медосмотров работниками детского дошкольного учреждения; ведет соответствующую медицинскую документацию.

Медсестра отслеживает технологию приготовления пищи, соответствие веса порций меню-раскладке, а также контролирует правильность отбора и сроки хранения суточной пробы.

Ежедневно медицинская сестра составляет меню-раскладку, являющуюся документом для получения продуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи.

Медицинская сестра ДДУ обязана информировать родителей о прививках, рекомендованных «Национальным календарем профилактических прививок», соответствующих возрасту ребенка.

Литература

1. Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. Л., Медицина, 1991 — 72 с.

2. Касаткин В.Н. Настольная книга медицинской сестры детского сада. Изд: Линка-Пресс, 2004 — 42 с.

4. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скринингтестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Метод. пособие под редакцией Г.Н. Сердюковской «Медицина», 1996 — 32 с.

5. Практические навыки педиатра: практическое пособие. Чичко М.В. и др. «Медицина», 2005 — 348 с.

Размещено на Allbest.ru

Елена приехала в Минск на сессию. В будущем она — рекламный менеджер. В настоящем — медсестра в одном из детских садов Могилева. Обычный человек с зарплатой «до 500», но рублей. Впервые участник рубрики «Правда о работе» не прячется под маской анонимности.

— Я потом спрошу о зарплате, хотя на 100% уверен, что она поразит только с плохой стороны. Что вы забыли в детском саду?

— Сколько себя помню, хотела всех лечить. Родители не давили, поэтому пошла в Могилевский государственный медицинский колледж и получила диплом по специальности медсестры детского дошкольного учреждения. На первых курсах хотела отправиться в хирургию, а потом — бросить в принципе.

— Что случилось?

— Разочаровалась, когда началась практика. Увидела изнутри, как это работает, почувствовала отношение к медперсоналу со стороны пациентов — как к обслуге. А потом дотерпела и отправилась по распределению в садик. Теперь территориально я подчиняюсь детской поликлинике — там мое начальство. Но отвечаю только за детей из садика.

7 часов и 42 минуты на работу

— Рабочая неделя — пятидневная, с 8:00 до 16:12.

— Еще раз?

— Да, 7 часов 42 минуты. Школьные медсестры работают до 15:06. Я не знаю, откуда такая точность. Если на полторы ставки (как я работаю сейчас), то с 7:00 до 19:00.

Я прихожу на работу, переодеваюсь и начинаю обход. У нас 11 групп, 170 детей. Каждый день ходят не все, человек 120. В первую очередь надо обойти ясельные группы, спросить у воспитателей, какие есть проблемы. В их обязанности входит спрашивать у родителей о состоянии малышей. Если есть больные дети, я забираю их в изолятор. Это обычная комната с кроватью и маленькими стульчиками, где ребенок находится до вечера.

— Зачем же родители привели его?

— Это острый вопрос. В основном бывает просто «некуда деть, пусть идет». Или с сыпью приводят: пусть медсестра посмотрит. Но, согласно приказу Минздрава, мы не можем принять больного ребенка. Получается, что или воспитатели схалтурили, или родители утаили. Звонишь им, говоришь: мы не можем допустить вашего ребенка без справки от врача. Они обычно ругаются: куда его деть, что делать и так далее.

— Какие родители адекватнее — молодые или постарше?

— Разные. Замечала, что поздние мамы страдают гиперопекой. Такие чаще конфликтуют с воспитателем и медработником.

«Дети должны болеть»

— Я работаю два с половиной года. За это время никаких необычных эпидемий не было. Весна — время ветряной оспы. Ну и ОРВИ. Дети должны болеть. Чем младше ребенок, тем больше. Раз 10—12 в году в ясельном возрасте — это норма. Ребенок приходит из дома, где своя внешняя среда и свои микробы. Иммунитет начинает работать. Чтобы хорошо работал, нужен вирус.

— Может, тогда не ходить в сад?

— Иммунитет не будет работать так, как необходимо. Чем старше становится ребенок, тем реже он будет болеть.

Вообще, в саду есть четыре группы здоровья. В первой — абсолютно здоровые дети. Во второй могут быть логопедические нарушения (не выговаривает «р»), или плоскостопие, или плохое зрение, например. В третьей — серьезные нарушения типа врожденного порока сердца. Четвертая группа — дети с инвалидностью. У нас, например, есть две группы детей с ДЦП. Большинство детей — во второй группе.

«Прививки — вещь хорошая, но от гриппа — не верю»

— Была у нас история, когда люди нашли в своих карточках прививки, которые им не кололи. Это что такое, как вам кажется?

— Это халатность. Никто не перепутал карточки. Все прививки вроде как находятся в компьютере в поликлинике — то есть это проще, чем кажется. Уже даже создана общая республиканская база, она сейчас заполняется, но пока не работает. Скоро вы сможете пробить свои данные в интернете.

— Так а в чем халатность?

— Просто людей раз в десять лет должны были вызвать и предложить прививку от дифтерии и столбняка. Это работа участкового. Кому-то было лень звонить. А написать решили, чтобы закрыть отчетность и сделать план.

— Почему никто не признается в наличии планов? И много ли их?

— Я не знаю. Это какое-то наше наследие — скрывать очевидные вещи. А планов выше крыши. Начиная от тех, которые действуют на поликлинику, и заканчивая моими, детсадовскими: планы по профилактике ОРВИ и гриппа, педикулеза и чесотки, основной на год, по профилактике ВИЧ. Еще проведение информационной работы, опросы.

В поликлиниках существуют и планы по прививкам. Ежегодно дается определенный процент пациентов, которых мы должны привить. Эти цифры все известны: должны быть привиты 70% детей и взрослых. Медработники — 100%. Есть понятие «коллективный иммунитет» — тогда привитое большинство меньше рискует здоровьем непривитых соседей.

Я сама прививаюсь от гриппа начиная с колледжа. Нахожусь в контакте с детьми. Но если бы не работала в садике, то и не делала бы прививку, как не делает ее мой муж. Грипп слишком быстро мутирует, чтобы говорить об эффективности. Это не вредно, но и спасение никто не гарантирует.

— У вас по плану как сложилось?

— У нас привитость от гриппа 58% — меньше плана, но это нормально. Мне надо уговорить родителей, получить их согласие. Только уговорами. Воспитатели, например, могут говорить, что не допустят в коллектив. Такой легкий-легкий шантаж. Никакой юридической силы это, конечно, не имеет.

— Ну и что в итоге, грипп был?

— Ни одного зарегистрированного случая заболеваемости. Дети болели, но гриппом или нет, не могу сказать, диагнозы ставят педиатры (в кулуарных разговорах педиатры подтверждают установку «сверху» не ставить грипп, и только к середине марта, когда дети массово стали болеть, грипп вроде как разрешили называть. — Прим. Onliner.by).

— А остальные прививки? В курсе, что в Минске пропал «Пентаксим» (дифтерия, столбняк и коклюш)?

— Уточнила, кстати, в Могилеве есть. Вообще, я за все плановые прививки. Их результаты и эффективность проверены годами.

Я сверяла наш календарь прививок и в США. У них список даже обширнее: прививают также от ветряной оспы, стафилококка, а девочек — еще и от рака шейки матки.

Отличное место для предпенсионного возраста

— Родители приносят подарки?

— Иногда, когда группы выпускаются. Но я не беру, это моя работа. Цветы — да. Люблю поделки, открытки.

— Вам же специально зарплату маленькую платят, чтобы вы брали.

— Нет, это не та должность. Да и «подмасливать» меня не за что.

— Сколько дают за вашу работу?

— Если работать на ставку, то 300—320 рублей. Или 500 рублей на полторы. Моя последняя зарплата — 480 рублей. Это полторы ставки. Попросили, потому что не хватает медсестер. Очень большая текучка. Никто не хочет, распределившись в 19 лет, копаться в бумажках. Все хотят лечить. А работа в садике — это когда пару лет до пенсии осталось.

Мне пока удобно. Как только я получу новую специальность, уйду. Муж зарабатывает больше, мы не снимаем квартиру, поэтому хватает. Но сейчас вот сессия. В Минске моя зарплата уходит примерно за две недели.

— Премии?

— Они сюда входят. Не было такого, чтобы я не получила премию. Для этого надо конкретно накосячить: например, не подготовить отчет по прививкам. Вообще, основная работа — это бумаги. У нас о-о-очень много журналов: амбулаторного приема, инфекционный, облучения помещений, учета температуры холодильника, антропометрии детей, осмотра на чесотку и педикулез и много других.

— А что из этого лишнее?

— Например, ежедневный осмотр на чесотку и педикулез. Надо сократить частоту до раза в неделю: вши не могут завестись на следующий день.

— А вши — это что, проблема?

— При мне еще не было. Даже если случится, избавиться от них не проблема. Главное, чтобы одногруппники не узнали: дети жестоки, будут дразнить.

— Когда был случай жестокости?

— Да каждый день что-то происходит. Есть мальчик, который ходит на бокс, а в детском садике показывает приемы на других. Его папа считает, что это нормально. Другие родители недовольны, но ситуация никак не решается. Исключить ребенка нельзя.

— Как поступать родителям, чьих детей бьют?

— А неизвестно. Всегда заканчивается руганью и обидами. Кто-то переводится в другие группы.

Все ошибаются. Медики тоже

— Белорусское медобразование крутое?

— Очень много лишнего и устаревшего. Техники выполнения манипуляций: ты должен делать так и никак иначе. А на практике совсем не так уже, потому что надо сэкономить время.

— Медицинские ошибки у вас были?

— Разве что в заполнении документов — ничего серьезного. Но я читаю эти новости — человеческий фактор (я не говорю о том, что стало результатом халатности). Врачи ошибаются, это нормально, нельзя быть идеальными. Есть стечение обстоятельств. Но у нас, конечно, не разбираются.

— Что бы вы изменили, став министром здравоохранения?

— Больше всего работе мешает бюрократия. Согласно одному приказу, ты можешь это делать, а потом выходит другой — уже нельзя.

Недавно изучила, как работает садик в Германии. Есть помещение со двором. Там нет постоянного медработника и столовой. Есть кухня, где греют еду, принесенную из дома. Нет обязательного обеденного сна. Хочешь — спи, не хочешь — иди гуляй, не мешай спать другим. Никаких прописанных норм по расстоянию между кроватями. Раз в месяц или неделю приходят медработник, чтобы проверить на вшей, например, или показать, как правильно чистить зубы.

— Где правильнее?

— Там. У нас система охраняет себя. Вообще, ничего не изменилось ни внутри, ни снаружи.

Недавно сняли обязанность следить за сроком годности продуктов в холодильнике. Но оставили контроль за витаминизацией — слежу, чтобы в компот добавляли витамин C. Раз в неделю в составе комиссии контролирую нормы блюд. Не чтобы не воровали, а чтобы ребенок получил то, что ему полезно. Но, по сути, чтобы и не воровали тоже.

— Условный Владик побежал и разбил лоб. За это надо наказать? Это ЧП?

— У заведующей есть журнал, где регистрируются травмы. В первую очередь нужно оказать неотложную помощь, потом сообщить родителям. Если нужно сшить — в травмопункт. А там уже два варианта: родители могут сказать, что ребенок поранился дома или в детском саду. Во втором случае будут большие разборки.

— Почему все делают вид, что это нечто неординарное? Это же дети, они бегают.

— Но сами родители не понимают. Надо найти виновного. А если в группе слишком много детей на одну воспитательницу? Двадцать пятилетних — попробуй уследи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *