Моя мать ненавидит меня

Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь

Пег Стрип
Альпина нон-фикшн. 2019

У меня две постоянные проблемы — заглушить критический голос в голове, отговаривающий от любого сложного дела, ведь я обязательно провалюсь, и научиться доверять людям. Я привыкла считать, что люди только и думают, как бы меня надуть.

Ана, 41 год

Важный вопрос, который нужно перестать задавать

Если есть один вопрос, довлеющий над жизнью нелюбимой дочери, так это, безусловно, следующий: «Почему моя мать меня не любит?» Мы ищем на него ответа, как рыцари, взыскующие святого Грааля. Ведь это привнесло бы смысл в то, что творилось в родном доме, и позволило бы чудесным образом все исправить. Как написала одна женщина: «Я думала, что если узнаю, почему она меня не любит, то смогу изменить в себе то, что ей не нравилось, и тогда она полюбит меня. Верите ли, я до сих пор думаю об этом, хотя мне уже за 40 и я давно сама стала матерью».

Стремление осмыслить случившееся порождает очередной виток оправданий, поисков объяснений и принятия случившегося, затягивая состояние отрицания. Бывает, читая книгу или статью по самосовершенствованию, вы вдруг понимаете, что ваша мать нарцисс или имеет пограничное личностное расстройство, и испытываете облегчение — теперь-то ясно, почему она отвергала или стыдила вас. Но вот проблема: заручившись готовым ответом, вы думаете, что приблизились к разрешению и пониманию своего детского опыта, но в действительности не продвигаетесь ни на шаг вперед. Почему? Потому что в центре вашего внимания по-прежнему находится она, а должны быть вы.

Я призываю вас перестать задаваться этим вопросом и искать ответ на него. Вы должны сфокусироваться на другом: как вы приспособились к материнскому обращению с вами и как избавиться от неосознанно усвоенных поведенческих схем, заменив их новыми. Почему она все это творила — не ваша забота; ваша главная забота — вы сами. Задавая этот вопрос, вы укрепляете ложное убеждение, что существует единственно верный ответ. Это не так,

матери не любят своих детей по многим причинам или беспричинно. Любой вариант отражает только ее; в нем нет вас.

Пожалуйста, покончите с этим. Я знаю, что это трудно, но вы должны с этим справиться.

Скажите «нет» позитивному мышлению

Я не призываю вас выбросить магниты и кружки с вдохновляющими надписями «Нет худа без добра» или «То, что не убивает нас, делает нас сильнее», но прошу на время убрать их с глаз долой. Пословицы учат примиряться с разочарованиями и болью, во всем ища светлую сторону, но позитивное мышление не всегда идет на пользу. Я попробую объяснить, почему от него следует отказаться, тем более в особых обстоятельствах, сопутствующих нелюбимым дочерям.

Люди склонны к излишнему оптимизму. В силу так называемого оптимистического уклона мы предпочитаем думать, что все плохое случается с нами (и нашими близкими) реже, чем с посторонними, а хорошее, наоборот, чаще. (Это верно, даже если вы пессимист и стакан для вас всегда наполовину пуст.) Эту тенденцию заметил психолог Нил Уайнстайн в 1920 году, и с тех пор она была всесторонне изучена. Нелюбимые дочери, особенно если они до сих пор надеются, что отношения с матерью могут наладиться, активно используют позитивное мышление в качестве противовеса реалистической оценке обстоятельств своей жизни.

Оптимизм создает иллюзию контроля. Очень интересно и неожиданно! Люди имеют множество когнитивных искажений, и среди них — склонность объяснять успех собственными действиями, а провал — внешними силами или обстоятельствами, над которыми мы не властны. Знаете ли вы, что, поумерив восторги по поводу перспектив, можно обезопасить себя от этого опасного оптимизма? Это показала серия экспериментов Лорен Эллой и Лин Абрамсон. Испытуемые, находившиеся в угнетенном состоянии, более точно оценивали собственные силы, чем участники, не испытывавшие стресса.

Обуздав энтузиазм, как и оптимизм, вы заметите, что по натуре склонны соединять точки, которые в действительности ничто не связывает. Привнесите реализм в восприятие собственных действий и прогресса. Важно также прояснить, какие аспекты жизни вы можете, а какие не можете контролировать: молитва о терпении справедливо называет это мудростью.

Позитивное мышление отвлекает от дела. Мысля позитивно — вечно ища светлую сторону и не снимая розовые очки, — вы не только мешаете себе адекватно оценивать ситуацию, но и отказываетесь или отвлекаетесь от проработки негатива. Если ваши способы примиряться с неприятностями опираются преимущественно на реакции тревоги или избегания, худшее, что вы можете сделать, это отворачиваться от препятствия, которое должны преодолеть.

Откажитесь от аффирмаций и задавайте себе вопросы

Я ничего не имею против аффирмаций, но исследования показывают, что спрашивать себя «Я буду делать это?» намного эффективнее и лучше мотивирует, чем бесконечно повторять «Я сделаю это или то».

Перестаньте считать, сколько раз вам повезло

Вероятно, вы уже растерзать меня готовы, и все-таки… Исследования свидетельствуют, что намного лучше не суммировать удачи, а думать о том, как вам могло бы не повезти, чтобы успокоиться и не погрузиться в пучину отчаяния, сохранить ощущение счастья или почувствовать благодарность. Мин Кунг Ку, Сара Алго, Тимоти Уилсон и Дэниел Гилберт (двое последних — гуру в вопросах счастья) задались вопросом, влияет ли на меру счастья человека его восприятие позитивных событий. Что, если лучше не суммировать поводы поблагодарить судьбу, а заняться вычитанием? Участникам их четвертого исследования, посвященного любви (все опрошенные состояли в отношениях, которыми были довольны), предлагалось написать о том, как они познакомились, начали встречаться и т. д. либо порассуждать о том, что они могли бы не встретиться или расстаться. Именно второе задание — упражнение на вычитание — привело к усилению позитивного эффекта.

Вывод:

если, чтобы успокоиться, вы привыкли вспоминать, что хорошего случилось в вашей жизни, то почувствуете себя более счастливой и благодарной, задумавшись о том, какой была бы ваша жизнь без этих событий или людей.

Мать и ребенок (фрагмент). Эгон Шиле. 1911 год

Перестаньте угождать и умиротворять

Никто не хочет множить себе проблемы, но, если вы привыкли умиротворять сложных или «токсичных» людей либо постоянно пытаться ублажить их, немедленно покончите с этим. Политика умиротворения никогда не помогала странам, не помогает и людям. Я не призываю вас начинать третью мировую и ввязываться в открытый конфликт со всеми непростыми людьми в вашем окружении, но напоминаю, что вы должны работать над установлением границ, если не готовы поставить на этих отношениях крест и просто вышвырнуть их из своей жизни.

Границы — это здравая мера, не имеющая ничего общего с Великой Китайской стеной. Начните размышлять о своих целях и запишите их. Допустим, одна из них — реже и более цивилизованно контактировать с подобными людьми или установить правила взаимодействия с ними. Установление границ необязательно сопровождается агрессией или гневом — более того, так и не должно быть, — но вам следует подготовиться к противодействию, особенно если речь идет о людях, привыкших контролировать вас или манипулировать вами. (Обратите внимание: если вы живете с человеком, склонным к насилию, способным причинить вам физический ущерб, посоветуйтесь с психотерапевтом или семейным консультантом, прежде чем пытаться установить границы.) Отныне и навсегда вы должны перестать угождать и умиротворять, потому что такое поведение уничтожает вас, ваши потребности и желания, чувства и мысли. Это нездоровые схемы, препятствующие личностному росту и развитию.

Перестаньте считать нормальным токсичное поведение и насилие

Вы можете не знать о своей нездоровой реакции на поведение насильственного характера, особенно если выросли в окружении людей, склонных к насилию. Рассмотрите формы поведения, непреднамеренно поддерживающие продолжение насилия, и подумайте, какие наблюдаются у вас. Пора вычеркнуть их из числа своих неосознанных сценариев.

Вы соглашаетесь с утверждением, что вы «слишком чувствительны». Вы слышите эти слова всю жизнь и всякий раз, когда кто-нибудь говорит вам что-то неприятное, обвиняете себя в том, что вам причинили боль, так что это становится вашей проблемой, а не того человека, что ранил вас. Допустим, близкий человек или подруга отмахивается: «Ты слишком серьезно все воспринимаешь» или «С тобой и пошутить нельзя», — ляпнув что-нибудь, что вас просто убивает, и вы соглашаетесь. Немедленно покончите с этим.

В то же время если вы склонны реагировать неоправданно остро, применяйте метод «Остановись. Посмотри. Послушай», чтобы оценить собственный вклад в ситуацию. Вы не обязаны верить, что «сами виноваты», но должны работать над собой, чтобы обрести равновесие в этих эпизодах. Имеет значение и сама ситуация, и, если научиться видеть моменты, когда вы действительно «слишком чувствительны», станет гораздо легче опознавать людей, использующих эти слова для манипуляции и контроля.

Вы до сих пор не защищаетесь, когда вас несправедливо обвиняют или унижают. Если вы были «козлом отпущения» или дочерью сверхкритичной матери, вашей основной защитной реакцией в детстве было спрятать голову в песок, и, возможно, вы болезненно чувствительны к любой критике. Чтобы двигаться вперед, с этим нужно покончить, поскольку вы должны видеть разницу между критикой, используемой как оружие, и критическим замечанием, призванным пойти вам на пользу. С этой целью обращайте внимание на выбор слов и тон говорящего. Критика, направленная на то, чтобы унизить вас, носит подчеркнуто личный характер, часто начинается со слов «ты всегда» и «ты никогда», за которыми следует бесконечный перечень ваших грехов. Она не ограничивается конкретным поводом, но принимает характер общих утверждений о вашем характере, например: «Ты вечно забываешь сделать то, о чем тебя просят, потому что эгоистична и ленива». Конструктивная критика конкретна, высказывается в форме рекомендации и обычно в ходе диалога: «Думаю, можно было иначе уладить эту размолвку с ним. Возможно, стоило объяснить, почему ты так разочарована». Или: «Было бы лучше, чтобы ты не уходила в оборону, от этого напряжение только усиливается».

Вы до сих пор находите объяснения поведению того, кто подвергает вас обструкции. Людям, которых в детстве игнорировали или заставляли чувствовать себя невидимками, трудно осознать то, что психологи считают самым токсичным шаблоном в отношениях и очевидным признаком проблемы, — схему «запрос / игнорирование». Нелюбимая дочь терпит обструкцию именно потому, что это для нее привычно, находит объяснения поведению партнера («он слишком устал, чтобы обсуждать проблемы»), винит себя за то, что выбрала для разговора неподходящее время или тон, либо казнится, что вообще обратилась с запросом. Терпимость лишь усугубляет и без того нездоровую ситуацию. Обструкция не допустима ни при каких условиях.

Вы до сих пор сомневаетесь в собственном восприятии. Дети, которых высмеивали, принижали или подвергали газлайтингу в родной семье, отличаются не только низкой самооценкой, но и склонностью быстро пасовать перед проблемами из-за глубокой неуверенности в том, что их восприятие адекватно и ему можно доверять. Сомневаться в себе — это их защитное поведение. Газлайтинг может посеять в душе ребенка глубокий страх, как это было со мной, — прежде всего страх, что ты «ненормальная» или непоправимо ущербная. Это также передает всю власть в руки нарцисса или манипулятора, которому необходимо вас контролировать.

Ваши убеждения и страх быть отвергнутой

Интересное исследование Лорен Хауи и Кэрол Дуэк обнаружило, что люди, считающие личность неизменной, переносят отвержение хуже, чем сторонники идеи гибкости и изменчивости. Дело в том, что первые, оказавшись отвергнутыми, видят в этом подтверждение «правды о них», что усугубляет их страдания.

Если вы убеждены, что личность и характер не переделать, то едва ли поверите, что отверженность может способствовать вашему росту и развитию. Ученые обнаружили, что некоторые люди страдают даже через пять лет после того, как их отвергли. Многие стараются вообще вычеркнуть развалившиеся отношения из своей биографии в убеждении, что любой, кто о них узнает, тоже захочет их отвергнуть.

Вы замечаете за собой что-то подобное? Это важный вопрос. Вот ответ 51-летней Кароль: «Я бы хотела поверить, что могу измениться, но, вспоминая обо всех неудачах в личной жизни, я в этом сомневаюсь. Я начинаю понимать, что отталкиваю людей своей постоянной потребностью в подтверждении, что нужна им, и вечно боюсь подвоха. Если я не смогу от этого избавиться, думаю, серьезные изменения будут невозможны».

А вот мой: от всего, к чему вы приучились, можно отучиться, терять веру в возможность перемен непродуктивно, да и неправильно. Разучиться трудно, но, безусловно, возможно.

Мать и ребенок (фрагмент). Эгон Шиле. 1914 год

Научитесь сострадать себе

Многие считают, что сострадание к себе очень полезно людям, пытающимся избавиться от последствий трудного детства и нуждающимся в помощи для того, чтобы заглушить голос самокритики. Исследования показали, что самосострадание помогает оправиться от неудач и самосовершенствоваться. Что это такое? Если сострадание предполагает сочувствие к бедам других людей, заботу о них и понимание, то самосострадание действует точно так же, только направлено на собственное «я». По словам ученого Кристин Нефф, самосострадание предполагает умение видеть свою боль в широком контексте человеческого опыта в качестве его части. Оно требует, чтобы вы относились к себе с тем же милосердием, какое ваше сочувствующее «я» предлагает другим. (Как видите, это в основе своей буддийская идея.)

Важно, что

самосострадание не имеет ничего общего с жалостью к себе, поскольку жалость сосредоточивается на «я», отделенном от других, и укрепляет восприятие в духе «ах, я бедняжка, никто так не страдал».

Жалость к себе, скорее, эгоистична.

Самосострадание не предполагает и самовозвеличивания или раздутого мнения о себе, повышающего собственную значимость, поскольку в этом случае «я» также изолировано. Самосострадание — это проявление эмпатии к себе и своему опыту.

Нефф выделяет в самосострадании три составляющие, которые я опишу своими словами:

1) распространение доброты и понимания на самого себя и отказ от осуждающей критики;

2) восприятие своего опыта как части общечеловеческого опыта;

3) осведомленность о своих болезненных чувствах без чрезмерного отождествления с ними.

Проблема, однако, в том, что все эти три составляющие плохо даются большинству из нас. (Если к вам это не относится, пропустите этот раздел. Он адресован тем, у кого с самосостраданием проблемы.) Причины увидеть нетрудно. Первый элемент основан на любви к себе и самоуважении, которых нам обычно не хватает; если вы привыкли к самокритике, едва ли удержитесь от осуждения, оценивая себя. Что касается второй задачи, то большинство нелюбимых дочерей чувствуют изоляцию и одиночество и не готовы поверить, что у других могут быть такие же проблемы. Третий пункт представляет сложность, потому что для достижения беспристрастности и равновесия нужно уметь управлять отрицательными эмоциями. Тем не менее самосостраданию можно научиться.

Итак, согласно исследованиям, самосострадание помогает пережить трудные времена и избавиться от навязчивых мыслей — проблемы большинства нелюбимых дочерей. Как обрести эту способность, чтобы с ее помощью заставить замолчать голос самокритики? Поделюсь советами непрофессионала, опирающимися на личный опыт, но подкрепленными научными данными. Следуя им, не забывайте о «холодной обработке», то есть вспоминайте не чувства, а причины, их вызвавшие.

Посмотрите на свою детскую фотографию. Взгляните на эту девочку (саму себя) и постарайтесь увидеть ее глазами постороннего человека. Чем она привлекательна? Поговорите с ней, утешьте ее и признайте, что она была очень одинока и несчастна. А теперь спросите себя, с чего бы этот ребенок показался кому-то не заслуживающим любви? На моей странице в «Фейсбуке» сотни женщин делятся своим опытом от этого упражнения. Все как одна находят маленькую себя по меньшей мере очаровательной.

Полезно также рассмотреть свои фотографии позднего детского или подросткового возраста. Например, я, глядя на них, так и не сумела разглядеть «толстуху», которую видела моя мать, или невозможно трудного ребенка, на которого она жаловалась круглыми сутками. Смотрите на себя словно со стороны и вспоминайте, какой эта девочка была в те годы, — чем любила заниматься, какие книги читала, над чем смеялась, о чем мечтала, к чему рвалась. Познав свое юное «я», легче почувствовать сострадание к себе.

Сосредоточьтесь по крайней мере на трех вещах, которые вам в себе нравятся. Это могут быть черты характера, таланты или способности — то, благодаря чему вы счастливы быть собой. Мыслите широко — возможно, больше всего вы любите в себе не что-то глобальное, а очаровательные мелочи, например, то, что людям с вами легко и приятно, или умение создать кулинарный шедевр из ничего. Это необязательно должно быть что-то грандиозное вроде победы на Уимблдоне, написания бестселлера или поста главы крупной корпорации. Вам могут нравиться ваши волосы, ваш талант садовода, умение рассмешить ребенка или то, что вы настоящий эксперт в своей профессии. Если вы растерялись, попросите друга или другого близкого человека помочь вам найти эти черты.

Критический голос низводит вас до набора отрицательных характеристик, с помощью которых ваша родительница принижала или контролировала вас. Самосострадание позволит дополнить список всем тем, что она не желала замечать.

Сделайте рисунок, создайте коллаж или «алтарь», символизирующий ваши сильные стороны. Кому-то это покажется чистой воды эзотерикой, но самовыражение в любом материале поможет прояснить и укрепить ваши намерения, потребует нового мышления и позволит иначе взглянуть на себя. Если вы не умеете рисовать, опишите свои лучшие черты (упорная, способная, верная, отличная кулинарка, виртуозная вязальщица) и скачайте подходящие изображения или вырежьте фотографии из журналов, чтобы создать свой позитивный «портрет».

Можно создать «алтарь» — да, это что-то из нью-эйдж, но я однажды написала о нью-эйдж целую книгу. Подберите предметы и изображения, символизирующие ваши дарования, пристрастия или устремления. Скомпонуйте их на полке, столе или подоконнике и используйте как визуальное напоминание о ваших достоинствах.

Сделайте самосострадание своей целью. Вы можете работать над задачей научиться сочувствию к себе так же, как над любой другой, скажем, начать экономить, навести порядок в шкафу или найти новую работу. Запишите цель и шаги по ее достижению. Можете использовать следующие утверждения: «Я не буду жестокой к себе, когда что-то идет не так. Каждый иногда ошибается», «Я должна смотреть на свои ошибки с учетом ситуации и воспринимать их адекватно. Они не доказывают, что я ни на что не гожусь», «Когда меня критикуют, я должна почувствовать почву под ногами, выслушать критику и восстановить равновесие. Из этих слов можно почерпнуть что-то полезное или следует просто отбросить их?».

Если чувствуете, что впадаете в привычное самобичевание, бросьте ему вызов, оспорьте критику, после чего переключитесь на самосострадание.

Фиксируйте прогресс, описывая ситуации, когда удержались от критического самовосприятия, и награждайте себя чем-нибудь приятным. Это называется позитивным подкреплением.

Спрашивайте себя: «Проявляю ли я самосострадание?» Запишите этот вопрос и поместите туда, где он все время будет у вас на глазах. Напоминайте себе, что это пошаговый процесс и что первые шажки могут быть совсем маленькими, но в следующий раз, столкнувшись с трудностью или впав в уныние, вы проявите к себе сострадание, вместо того чтобы подпевать злобному критику в своей голове.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Игнорирующая мать

…Игнорирующие матери пренебрегают мыслями и чувствами дочерей, считая их незначащими или не обращая на них внимания. Вот рассказ 39-летней Руби:

«Если я жаловалась матери, что несчастна, и объясняла почему, она продолжала заниматься своими делами, словно я ничего не говорила. Я спрашивала, услышала ли она меня, и она, не поворачивая головы, отвечала что-нибудь вроде: «Ну, ничего страшного, тоже мне проблема». К подростковому возрасту я оставила любые попытки о чем-либо с ней поговорить».

Другие игнорирующие матери открыто выражают презрение в адрес дочерей и унижают их в замаскированной или явной форме. Игнорирующая мать не дает дочери того, что ей необходимо, и тем самым наносит огромный урон. Не замечая ее присутствия, ее чувств и потребностей, мать посылает ей сигнал: «Ты не важна для меня, не имеет значения, что ты чувствуешь и думаешь». Это сокрушительный удар по развивающейся личности и скрытая форма эмоционального насилия.

Когда дочь становится старше, постоянное невнимание матери — игнорирование обращений, привычка не слушать ее и поступать так, будто она не сказала ничего заслуживающего ответа, — зачастую запускает цикл протестного поведения. Всеми способами, продуктивными и непродуктивными, дочь пытается добиться внимания матери. <…>

Даже очень успешные дочери игнорирующих матерей часто страдают от глубокой неуверенности в себе, чувствуют себя никчемными или не заслуживающими любви. Игнорирующая мать отнимает у ребенка чувство сопричастности, независимо от того, один ли он в семье или у него есть братья и сестры.

Многие дочери игнорирующих матерей привыкают угождать всем и каждому, вечно ставя собственные потребности на последнее место, отчасти потому, что прониклись словами и отношением матери и не верят, что их желания что-то значат. Сочетание отчаянной потребности услужить и самоощущения невидимки заставляет их в дружбе и в любви тянуться к людям, которые обращаются с ними так же, как мать. <…>

Типичные последствия

— Трудности с пониманием и изложением своих потребностей и желаний.
— Избегание конфликтов и споров, даже если другие не правы.
— Склонность угождать другим или подлаживаться под них.
— Социальная неподготовленность и трудности с установлением и поддержанием близких отношений.
— Принятие чужих убеждений и установок в качестве своих собственных и неумение настоять на своем, даже когда возникает чувство злости или разочарования.
— Низкая самооценка.

Фото: Emiliano Vittoriosi\unsplash.com

Контролирующая мать

…Вот что рассказала о своем детстве 48-летняя Элла:

«Все соседи восхищались моей матерью. Казалось, в ее жизни все идеально: вылизанный дом, роскошный сад и внешне успешный ребенок. Считалось, что это про меня — отличницу, чирлидера, с иголочки одетую девочку. Но, пока я росла, мне не позволили принять ни одного решения. Ни единого. Ни в одежде, ни в выборе друзей, ни даже в выборе колледжа. Знаете, я не понимала, что меня контролируют, до 30 лет, пока не сорвалась после того, как рухнул мой брак, и я, заглянув в себя, увидела одну пустоту».

Контролирующая мать лишает дочь права голоса, возможности самой делать выбор и учиться на своих ошибках, а главное, восприниматься такой, какая она есть, а не проекцией материнских потребностей и желаний. Если игнорирующая мать не интересуется жизнью дочери, то контролирующая вникает во все, неизменно посылая сигнал: «Без меня ты никто, если бы меня не было рядом, ты падала бы на каждом шагу, будет по-моему или никак».

Контролирующая мать может быть перфекционисткой, которой необходимо, чтобы все в ее жизни, включая детей, было «идеальным», но часто в глубине души она испытывает неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и показаться другим «не соответствующей». Она видит в детях продолжение самой себя, а не самостоятельные личности с собственным голосом, и полна решимости добиться, чтобы они представляли ее в наилучшем свете. В противном случае она действует незамедлительно. <…>

Контролирующая мать учит своих детей тому, что любовь «выдается» на определенных условиях и, если ты потерпишь провал или разочаруешь, никто не будет любить тебя.

Типичные последствия

…Дочь контролирующей матери:
— определяет себя по тому, как ее воспринимают другие, и отчуждена от своего внутреннего «я»;
— тянется к другим контролирующим людям, потому что боится провала или выбора;
— нетерпима к сомнениям других людей, поскольку убеждена, что жизнь устроена «по правилам»;
— эмоционально неустойчива;
— не осознает себя как независимую личность;
— играет ли она по правилам или восстает против них, она всегда действует реактивно.

Эмоционально недоступная мать

…Она игнорирует и не воспринимает всерьез эмоциональное «я» своих детей, не старается поддерживать тесные узы с ними и чувствует себя комфортнее на физической и эмоциональной дистанции от них.

Натали, 46 лет, вспоминает: «Думаю, в детстве я буквально жаждала любви и внимания. Чем больше мать отторгала меня, тем более одержимой я становилась. Я стала проблемным ребенком, потому что знала, что она обратит на меня внимание, пусть даже ценой наказания…»

Такие матери необязательно прибегают к вербальной агрессии и не принижают дочерей как игнорирующие, но лишение одобрения и внимания — разновидность эмоционального насилия. Если одни матери холодны и невосприимчивы от природы — сами имеют избегающий стиль привязанности, то другие используют свою эмоциональную недоступность намеренно и расчетливо, чтобы почувствовать свою власть. В любом случае такое поведение говорит дочери, что та ничтожество, что в этой жизни она никто и ничего не значит. <…>

Фото: Tiago Bandeira/unsplash.com

«В детстве меня постоянно отвергали, так что я нарастила броню, — написала мне одна из читательниц, — и не люблю ни от кого зависеть». В ее признании проявляется избегающая разновидность ненадежной привязанности. Такие женщины сохраняют дистанцию даже в интимных отношениях и гордятся своей независимостью.

Однако эмоциональная недоступность матери — которая физически присутствует в доме, но до нее не дотянуться, что сводит с ума, — может сформировать и тревожную модель отношений, полных душевной тоски, омраченных сложностями и разочарованиями и переполненных отчуждением и болью.

Типичные последствия

— Обращение к нездоровым заменителям материнской любви и склонность к зависимостям.
— Недоверие к людям.
— Чрезвычайная эмоциональная зависимость и проблемы с установлением границ либо отстраненность и самоизоляция.
— Трудности с установлением дружеских и других близких отношений.
— Трудности с пониманием и проявлением своих чувств.
— Обострение основного конфликта в силу крайней потребности в материнской любви.

Непостоянная мать

…Такая мать не контролирует собственные эмоции и бросается из крайности в крайность: от невыносимо навязчивого присутствия — назойливости, вторжения в личное пространство, полного неуважения установленных ребенком границ — до эмоциональной недоступности и отторжения. <…>

Такие матери колеблются между гипервовлеченностью и отстраненностью. <…>Из-за этого ребенок постоянно испытывает страх и эмоциональный паралич, поскольку никогда не знает, с какой мамочкой столкнется — с хорошей или плохой.

Формируется тип привязанности, метко названный «дезориентированный». Дочь испытывает внутренний конфликт. Потребность в матери заставляет стремиться к ней и искать ее внимания, а страх перед «другой мамочкой» отталкивает и удерживает от контакта. Этот эмоциональный разброд — психологическое перетягивание каната — влияет на дочь в очень многих отношениях. <…>

В подростковом возрасте у дочерей может наблюдаться попеременно тревожное и избегающее поведение. Они одновременно отчаянно нуждаются в любви и принятии и боятся последствий удовлетворения этой потребности. Одна женщина рассказала мне о том, что поняла только задним числом:

«Моя мать могла в какой-то момент быть любящей (по видимости), но все это вдруг превращалось в ничто. Настало время, когда я перестала доверять ее доброму обращению. Я видела такую ужасную жестокость, что моменты доброты казались обманом».

Дочери таких матерей испытывают огромные трудности с контролем эмоций и пониманием собственных чувств. Они испытывают неутолимую потребность заставить мать полюбить их, но все их попытки вселяют в них страх и чувство безысходности. Для них основной конфликт — между жаждой материнской любви и пониманием необходимости спасти себя — еще более напряжен и сложен, чем для других нелюбимых дочерей.

Типичные последствия

— Обостренная и даже крайняя недоверчивость.
— Эмоциональная неустойчивость и неспособность к саморегуляции.
— Воссоздание связи с матерью путем сближения с жестокими людьми.
— Тяготение к друзьям и возлюбленным контролирующего типа, поскольку контроль ошибочно принимается за последовательность и надежность.
— Недоразвитие эмоционального интеллекта и способности идентифицировать и обрабатывать эмоции.
— Обостренная форма основного конфликта с высокой степенью неспособности разобраться в своих чувствах.

Эгоцентричная мать

…Она — солнце в собственной вселенной, а дети — планеты, которые вращаются вокруг нее. Ее отношение к ним эгоцентрично и поверхностно, неудивительно, что она не способна к подлинной восприимчивости, поскольку ей не хватает эмпатии. Она управляет детьми, но не столь открыто, как контролирующая мать. Она благоволит тем детям, которые позволяют ей выглядеть в хорошем свете, а других наказывает, принижая их. <…>

Во-первых, такая мать пользуется возможностью возвеличиться с помощью ребенка, как буквально, так и символически. Опять-таки самое главное — мнение окружающих, а не чувства или истинные желания дочери. Во-вторых, она принижает значение мыслей и чувств дочери — особенно если они не совпадают с ее собственными, — из-за чего они часто подменяются и игнорируются, несмотря на достижения ребенка. <…>

Такие матери придают огромное значение тому, как выглядят в глазах окружающих, и в семье на детей оказывается огромное давление: они должны добиваться успеха и сиять, будучи фактически ходячей демонстрацией того, какая у них потрясающая мать.

Но самый опасный — и психологически значимый — урок, внушаемый эгоцентричной матерью, состоит в том, что внимание нужно завоевывать, оно не дается просто так или без предварительных условий. Кроме того, оно выдается дозированно и служит заменой любви.

…Поскольку внимание таких матерей сосредоточено на внешнем успехе — бессмысленно говорить с ними о душевности или хорошем характере человека, — их дочери часто становятся карьеристками, поскольку это позволяет занять выигрышное положение на мамочкиной орбите. Однако все их достижения не заполняют пустоты в сердце, оставленной бесчувственностью матери или пониманием того, как слаба эмоциональная связь между ними.

Самое губительное в наследии эгоцентричной матери — убеждение, что любовь нужно завоевывать. <…>

Типичные последствия

— Оторванность от собственных чувств и мыслей и проблемы с их пониманием.
— Отсутствие подлинного самоуважения, острая потребность в оценке и признании со стороны.
— Отсутствие ощущения счастья при неумении понять причины этого, поскольку ситуация принимается за норму.
— Трудности с установлением близких отношений.
— Чувство одиночества и потерянности, причины которого непонятны.
— Тяготение к людям с нарциссическими чертами.
— В случае «лишней» — глубокая погруженность в основной конфликт. «Чудо-ребенок» вообще не осознает конфликта.

Фото: Ian Keefe\unsplash.com

Воинственная мать

Она очень серьезно относится к безоговорочной и абсолютной власти над домом и детьми и приходит в ярость по малейшему поводу. Она считает себя решительной и откровенной, а не деспотичной и давящей, и гордится своей жесткостью, поскольку убеждена, что это дает ей авторитет и полномочия.

В некоторых случаях (но не всегда) это тиранша, которую тиранит еще более вспыльчивый и несдержанный муж. В других домах отец — просто соглашатель, самоустранившийся от родительских обязанностей и позволяющий жене действовать как ей заблагорассудится. Помимо крайней вспыльчивости, многие матери этого типа сверхкритичны, одержимы стремлением к тому, чтобы жизнь семьи выглядела «идеально», по крайней мере со стороны; они не терпят ни малейшего отступления от установленных ими правил и не скрывают своего неудовольствия. Горе ребенку, который не считается с такой матерью.

Подобно нарциссичной, или эгоцентричной, матери, воинственная считает ребенка продолжением самой себя и требует соответствия высоким стандартам. В этом случае также наблюдается огромный разрыв между тем, что видится окружающим, и тем, что происходит за закрытыми дверями, о чем свидетельствует рассказ Гери:

«Публичная личность моей матери была тщательно выстроена. Она всегда была очень ухожена и внимательно следила за тем, чтобы казаться «глубокой», первой вызывалась участвовать в благотворительной продаже печенья или сборе пожертвований, но вела себя как деспот и скандалистка. Я сходила с ума, пытаясь понять, кем была моя мать на самом деле — эта женщина, изводившая меня за то, что я слишком толстая и ленивая, эта идеальная домохозяйка, сад и выпечка которой восхищали соседей. Неудивительно, что я ничего никому не говорила. Кто бы мне поверил?» <…>

Мать этого типа предпочитает вербальную агрессию, хотя временами может прибегать и к физической. Она объясняет сверхкритичность и вербальное насилие необходимостью исправлять недостатки детей или оправдывает свои слова и поступки тем, что ее «довели». Отрицание — еще один уровень насилия. Постоянное перекладывание вины за собственное поведение на детей само по себе является злоупотреблением…
<…>
Воинственную мать проще всего идентифицировать, но она оставляет дочери и самое тяжкое наследие — страх.

Типичные последствия

— Неспособность дочери понимать и контролировать свои чувства.
— Острая реакция даже при слабом намеке на конфликт.
— Трудности с доверительностью и близостью.
— Неадаптивное поведение при любой напряженности в межличностных отношениях.
— Проблемы с эмоциональной регуляцией.

Навязчивая мать

…Дочь навязчивой матери исчезает в жгучем сиянии прожектора ее внимания. Ей не хватает чувства собственного «я», потому что мать видит в ней лишь продолжение себя и совершенно не соблюдает границы. Вырваться из этих чрезвычайно тесно сплетенных уз очень трудно и удается очень редко, поскольку, хотя дочери кажется, что связь с матерью душит ее, она в то же время чувствует себя любимой. Это сложный парадокс.

Такие матери действительно любят своих дочерей, но настолько их поглощают, что все равно калечат. Собственные потребности для такой матери превыше всего. <…>

Собственные неудовлетворенные потребности матери определяют характер ее уз с дочерью и управляют ими. Часто дочь является единственным ребенком, но может быть и последней в череде детей, родившейся после многолетнего перерыва. Дочь, не знающая, где начинается она и заканчивается мамочка, ищет в матери всего: и старшего советчика, и компаньона, неосознанно подменяя свои потребности и желания (если вообще может их распознать) материнскими.

В детстве и отрочестве навязчивость матери может раздражать дочь, но во многих случаях она просто сдается и привыкает к порядкам, установленным особой, которая утверждает, что все знает лучше. В молодые годы дочь часто переживает кризис, поскольку пытается обрести самостоятельность, а мать ее не отпускает. Одни уезжают в колледж и добиваются возможности жить своим умом, но не всем это удается, и они возвращаются к безопасной, хотя и удушливой, атмосфере своей детской.

Эту проблему очень сложно решить без профессиональной помощи, но и под руководством психотерапевта задача трудновыполнима. <…> Отношения с навязчивой матерью иногда удается оздоровить, установив строгие границы. Матери этого типа не являются нелюбящими; они просто не способны позволить детям жить и дышать самостоятельно.

Типичные последствия

— Чередование злости, вины, путаница чувств.
— Не вполне сформированное самовосприятие.
— Трудности с обретением независимости, формулировкой собственных потребностей и соответствующими действиями.
— Нездоровые механизмы психологической адаптации.
— Неспособность четко увидеть основной конфликт.

Фото: dashu83\freepik.com

Мать, меняющаяся ролями

Судя по свидетельствам, это наименее распространенный паттерн, обычно наблюдающийся, если мать очень молода или перегружена (имеет слишком много обязанностей или детей и недостаточно ресурсов), физически или психически больна либо пережила иной кризис, перевернувший жизнь. Ответственность за семью перекладывается на дочь, обычно старшую, иногда самую способную. Независимо от возраста девочка фактически становится «матерью» семейства.

Такая мать необязательно является нелюбящей — многие матери этого типа всей душой любят своих детей, однако она по той или иной причине не в состоянии исполнять материнские обязанности. Это, однако, не отменяет причиняемого вреда: она крадет у дочери детство и юность, взваливает на нее непосильный груз и вынуждает играть не подходящую для нее взрослую роль. <…>

Иногда дочери навязывается роль лучшей подруги или доверенного лица одинокой матери, что не позволяет ей оставаться ребенком, обременяет избытком взрослой информации и разрушает необходимые границы. Такие отношения имеют свои негативные последствия, как рассказала мне 39-летняя Грейс:

«Отец развелся с матерью, уехал и женился снова, когда мне было шесть. Видели фильм «Где угодно, только не здесь»? Так я и жила. Мать хотела, чтобы я заботилась о ней, слушала ее, поддерживала. Она не позволяла мне быть ребенком, и сейчас, когда я взрослая, она не изменилась. Быть рядом с ней — все равно что в комнате без окон. Меня не существует». <…>

Типичные последствия

— Ощущение потерянного детства; вынужденное взросление, к которому дочь не готова.
— Часто неумение общаться и чувство изоляции.
— Внутренний конфликт: дочь любит мать, но и сердится на нее.
— Огромные трудности с созданием тесных доверительных отношений.

Это статья о разрушительном для детей материнском поведении. Заголовок намеренно груб, чтобы быть максимально эмоционально точным. Возможно, многих это возмутит, оскорбит, но только не тех, чья семейная история и личный опыт дословно описывается этим заголовком.

Это скользкая тема, в нашей культуре подлежит табу в силу религиозной традиции. В одной из христианских заповедей есть такое сообщение как: «Почитай мать и отца своего…». Но само по себе это утверждение касается традиционной патриархальной семьи, где жена уважает мужа, и оба родителя любят своих детей. И тогда почитание родителей следует за уважением жены к мужу и идет навстречу родительской любви.

Однако, реальность гораздо более многолика и отлична от «благообразных картин» священных писаний и проповедей. Традиционный семейный порядок нарушается тем, что женщины часто не уважают отцов своих детей, отцы уходят из семьи, и родители вместо того, чтобы поддерживать своих детей, требуют от них поддержки с самого младенчества. Нарушения порядка проявляются на первый взгляд совсем невинно. Например, бабушка разговаривает с внучиком, который едва связывает предложения, но содержание ее сообщений сводится к жалобам на жизнь, на то, как ей тяжело, и как она от всего устала. Бабушка хочет сочувствия и поддержки от 2-х летнего внука. Мир переворачивается и елейные благообразные религиозные догматы в этом мире не работают и не помогают.

Если говорить о матерях, то я перечислю ряд феноменов, когда материнское поведение разрушительно для детей как в непосредственной так и в отдаленной перспективе. В большинстве случаев речь пойдет о поведении одиноких матерей, вдов или разведенных, но также может касаться и женщин в замужестве.

1. Злость за испорченную жизнь. Женщины злятся на своих детей, и, осознанно или нет, срывают злость на них, за то, что жизнь их необратимо изменилась. Рождение детей означает как минимум временное уменьшение карьерных, сексуальных и материальных возможностей, а также возможности отдыхать и развлекаться. Не все женщины готовы с этим смириться. Некоторые женщины внушают вину и разочарование своим детям за рождение, и многие люди с детства живут с чувством, что своим рождением испортили своей матери жизнь. Внушение звучит так: «Если бы ты не родился – моя жизнь была бы лучше» или «Твое рождение испортило мою жизнь навсегда», ну и как обобщенный вариант, «Дети – это зло».

2. Внушение долга жизни. Это следствие злости за испорченную жизнь. Многие матери требуют от детей компенсацию, за все упущенные выгоды, связанные с необходимостью заботы о детях. В самом простом виде это внушение звучит так: «Я тебя родила – теперь ты мне всю жизнь должна (должен)». Т.е. ребенок такой матери рождается и растет в долге. И следствием этого часто является, что человек с таким внушением не может выбраться из долгов и кредитов, в том числе финансовых. Жизнь ему не подарена, мама его прокредитовала и теперь он должен все отдать, с процентами. Такая женщина всю жизнь обвиняет своих детей, жалуется им же на судьбу, «корчит жертву». Часто, будучи материально благополучной, подает в суд на повзрослевших детей, требуя алименты.

3. Внушение материнского долга старшим детям в многодетных семьях. Звучит оно примерно так: «Я тебя родила, чтобы ты заботился (заботилась) о моих младших детях… (вместо меня)». Это не воспитание братской или сестринской помощи, это именно возложение родительской ответственности на старших детей. У таких детей на всю жизнь может остаться тоска по детству, которого не было, потому что с 4 лет надо было стирать, готовить, нянчится и «быть мамой».

4. Месть ребенку вместо мужа. Когда женщина злится на своего мужа, но не может выяснить с ним отношения напрямую, например, из страха или из-за того, что он покинул семью или умер, она часто обрушивает всю свою обиду, злость, ненависть и негодование на ребенка. И тем сильнее, чем больше ребенок похож на отца. В этом смысле мальчикам достается гораздо больше. Мать адресует все свои чувства на маленького человека, которого они вовсе не касаются. Эти нападения звучат примерно так: «Твой отец – плохой (козел, мразь, подонок), он сделал мне больно, ты такой же плохой — как твой отец».
Иногда, за этим следуют далеко идущие внушения: «С тобой женщина не сможет жить, так же как я не смогла жить с твоим отцом. Твоя жена и дети буду несчастны». В этом контексте слова: «Весь в отца!» звучат как проклятье, а не как предмет для гордости и повод для любви.

5. Шантаж любовью. Это опять же следствие конфронтации матери и отца. Шантаж заключается в том, что мать запрещает ребенку любить отца под угрозой потери своей любви. Звучит шантаж примерно так: «Если ты любишь папу, значит, не любишь меня (значит, и я тебя не люблю, и не буду любить)». В такой ситуации у ребенка почти нет шансов на отцовскую любовь, и он будет искать ее всю жизнь. Крайние формы следствий такого шантажа – это судьба проститутки у девочек или нарушение сексуальной ориентации у мальчиков. В мягкой форме, это тяжелая эмоциональная зависимость от старших мужчин, например начальства, постоянное необоснованное ожидание любви от них и закономерные злость и разочарование.

6. Предъявление ребенку сексуальной неудовлетворенности. Такие предъявления не имеют прямой формы. Обычно одинокие матери, у которых нет мужчины, и отсутствует сексуальная жизнь, закатывают бесконечно долгие и абсурдные истерики своим детям, опять же чаще мальчикам. Истерики носят характер психологического издевательства, того что в народе называют «е.ать мозги» или «пилить». Ребенка такие истерики вводят в ступор, потому что причина их абсолютно непонятна и в них не содержится никакого указания на причину. Это один из путей ребенка в безумие и шизофрению.

7. Внушение ребенку долга за мужа. Довольно распространенное явление у одиноких женщин. Звучит примерно так: «Твой отец меня бросил – ты будешь за это отвечать». Независимо от пола ребенка он назначается «исполняющим обязанности мужчины в доме» и ему предъявляется мужская ответственность за поддержку и любовь к своей жене. Часто сыновья и даже дочери таких матерей не могут завести семью, потому что мать начинает конкурировать с их партнером за любовь и побеждает.

Следствия

Список разрушительных форм материнского поведения гораздо более обширен, но все сводится к тому, что ребенку адресуются чувства, причиной и прямым адресатом, которых он не является. Ребенок принимает роль и позицию какого-либо взрослого или даже нескольких, со всеми присущими их отношениями конфликтами. Зачастую это роль виновного, у которого нет никаких шансов искупить вину и никаких шансов на милосердие.
1. Дети таких матерей сталкиваются с противоречивым набором проблем и разнонаправленных чувств: своих, внушенных и перенятых у матери и отца. Это одновременно любовь, злость, обида, страх, разочарование и неутолимая надежда.
2. У таких «детей» нарушен баланс «давать-брать» обычно в сторону «давать» и под это нарушение формируется паразитическое окружение, которое вытирает о них ноги.
3. По этой же причине дети таких матерей имеют дефицит созидательной энергии и несут искаженные представления о семье и роли мужчины, искаженные и разрушительные семейные сценарии и формы поведения. Также следствиями нарушения баланса «давать-брать» являются сложности в поиске зрелого партнера для создания семьи; невозможность зачать, выносить и родить детей; финансовая и социальная несостоятельность; отсутствие смысла в жизни; депрессия. Даже будучи профессионально состоявшимися, дети разрушающих матерей испытывают нехватку ресурсов, имеют материальные долги, хроническую усталость, неблагодарную работу.

Решения

Первое с чего следует начать, если вы думаете, что испытываете неприятные и даже нелицеприятные и «плохие» чувства по отношению к собственным родителям – это принять тот факт, что эти чувства имеют право на существование. И эти чувства справедливы, даже если могут быть осуждены другими людьми. Подобные чувства испытывает очень много людей, но многие стыдятся себе в них признаться в силу религиозного, культурного и семейного воспитания.

Также необходимо смириться с тем, что причины, по которым оба ваших родителя или кто-то из них мог вести себя с вами неоправданно жестоко, безжалостно и несправедливо лежат вне их воли и сознания. Разрушающее родительское поведение, к сожалению, передается по наследству и с ним крайне тяжело справиться. Ваши «ужасные» разрушающие родители испытывают такой же дефицит родительской любви, как и вы, но они не справились с этим дефицитом даже будучи значительно старше.

Это вовсе не означает, что именно вы обязаны компенсировать этот дефицит или обязаны спасать своих родителей от их семейной истории и личной драмы. Это невозможно. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — это спасать себя, свою семью и своих детей, осознавая как ваша семейная история и драма может разрушительно влиять на них.

Помощь психолога

Разобраться с последствиями разрушительного материнского поведения непросто даже в кабинете хорошего психолога и на это требуется не один десяток или даже не одну сотню часов работы. К тому же причинность таких семейных систем имеет родовые корни, а работать с родовой причинностью в рамках большинства терапевтических концепций просто невозможно.

Для решения таких проблем подходит популярная сейчас концепция семейных или системных расстановок, но даже расстановки могут оказаться малоэффективными или вредными.

Во-первых, речевые техники традиционных семейных расстановок по Берту Хеллингеру требуют серьезной адаптации с немецкого и уточнения для русского языка. А этим утруждаются не все специалисты.

Во-вторых, сама процедура расстановки поднимает и актуализирует такие драматичные и противоречивые чувства, что может потребоваться индивидуальное психологическое сопровождение для снятия последующего эмоционального напряжения. Этим опять же большинство специалистов-гастролеров не занимается по простым техническим причинам: сопровождать клиентов по всей России невозможно, а эффективное удаленное психологическое онлайн консультирование невозможно.

И пожалуй самое важное это то, что расстановки не могут заменить индивидуальную психотерапию. Расстановки — это один из вспомогательных методов, который может значительно ускорить и катализировать процесс, но без психологической поддержки результат расстановок может быть непредсказуемым. Поэтому прежде чем пойти на чудодейственные расстановки, найдите хорошего психолога, который поможет ясно сформулировать задачу для расстановок и впоследствии сможет снять побочные эффекты, если они возникнут.

Кадр из х/ф «Отчий дом», 1959 г.

Случилось мне лежать в глазном отделении больницы. В палате нас было трое: я, элегантная соседка пенсионерка Роза Марковна и измученная трудяга, тоже пенсионерка Любовь Васильевна. И у той, и у другой, по выражению медиков, случаи серьезные, мой диагноз вписывался в простую формулу: «Девушка переутомилась».

К Розе Марковне приходил сын – 30-летний холостяк, уверенный в себе работник банковской системы, кажется заведующий валютным отделом. Он трепетно кормил маму с ложечки, бережно стряхивал крошки. Ставил термос рядом с тумбочкой, чтобы мама могла достать теплое питье в любое время, другой термос забирал, менял полотенца, салфетки, что-то еще. Надо сказать, что и медперсонал при виде мамы банкира тоже преображался, думается – за щедрую мзду, полученную помимо кассы. Впрочем, так только думается, и речь не об этом. Всех поражала сыновья забота.

К Любови Васильевне никто не приходил. Парадоксально, но и это тоже выглядело естественно. Оказалось, дети у неё есть: и сын, и дочь.

– Наверное, они в другом городе, – пыталась смягчить разговор я, когда она просто и бесхитростно начала говорить о себе.

– Сын на севера подался еще в начале девяностых, там его и окрутила одна. Звонит редко, – вздохнула соседка. – А дочка со мной живет, уборщицей в приемном отделении работает…

– В нашем отделении? – спросила Роза Марковна, и ее хорошо откорректированные брови при этом изогнулись, образуя дужку.

– Да, в нашем, на первом этаже, здесь…

Больше мы эту тему старались не поднимать. Трудно придумать причины, из-за которых дочь не может подняться на второй этаж, чтобы проведать маму после операции.

– Разбаловала я своих детей, вот… – вздохнула Любовь Васильевна.

В больнице дни длинные. Неспешно знакомишься с пациентами, узнаёшь их судьбы, становится близким медперсонал, который часть наших биографий вносит в брошюрки под названием «Истории болезни». Общеизвестно, хворь на пустом месте не возникает, она, как правило, следствие чего-то: беспечного отношения к своему организму, излишнего трудоголизма, нелюбви…

Мало-помалу микромир обретает краски.

Вот санитарка, она в больнице работает больше 20 лет и часто видит, как пожилые родители коротают дни в разговорах о хороших детях, при этом сами дети к ним если и ходят, то редко.

– Заботливые дети бывают обычно у нерусских: армян, евреев, азербайджанцев… Они-то толпами ходят, – заключает она. – Но это понятно: у них воспитание другое и, как следствие, денег больше.

Наблюдения медработницы меня насторожили, а я в это время увлекалась психологией, читала всё подряд: Ландау, Карнеги, Джеймса, Маслоу… Меня интересовала взаимосвязь между личным миром и внешним. Я и сама видела внутреннее естественное счастье в глазах тех, кто дружит с родителями, и абсолютную потерянность, отчужденность у враждующих. Это теперь мне понятно, что силу придает абсолютное исполнение евангельских заповедей, а тогда мне предстояло всё познать опытно. Кстати, «Опыты» Монтеня в моем литературном «рационе» были настольной книгой.

Обдумав увиденное и прочитанное, я решила изменить свое отношение к маме

Обдумав увиденное и прочитанное, я решила изменить свое отношение к маме, мне хотелось приобрести то истинное счастье, которое я видела в глазах тех, кто дружит по-настоящему с родителями.

Надо сказать, наши отношения всегда были довольно хорошими. Мама – моя советчица, наставник, я с удовольствием ей рассказывала о своих успехах, но умалчивала о неудачах. «Вот еще? Зачем огорчать?» Но отсутствовало главное – внутренний свет, который преображает отношения и людей, делает их счастливыми. По моим тогдашним соображениям, для близких отношений не хватало каких-нибудь полшага.

Я мысленно представляла себя на месте сына Розы Марковны: интересно, он специальные книжки читал или его кто-то надоумил, что у внешнего успеха корни находятся внутри семьи. Что собственное душевное равновесие рождается от спокойствия мамы. Как там говорят японцы? «У успеха мамино лицо». Господи, ну почему мы это в школе не учили?

«Мама, сколько раз я тебя обижала!» – проносилось ураганом в голове. А ведь даже не догадывалась, что таким образом падаю. Падаю морально, падаю духовно, в общем, вниз и вниз.

И я начала действовать!

Мама всё время что-то делает. А когда рассказывает о своей жизни, то перечисляет записи в трудовой книжке

Прежде всего, я решила маме признаться в любви, но не дежурно, в восьмимартовской открытке, а в обыденной жизни. Но это легко сделать в детстве, а когда ты уже взрослый, у тебя образование, дети, дело, то – весьма непросто. «Вот так, – думалось мне, – мама будет мыть посуду, а я подойду и скажу: «Мама, я тебя люблю”… Хотя стоп! Почему это: мама мыть посуду? Нет! Мыть посуду буду я, а мама – сидеть рядом. Задачка со звездочкой. Она никогда не сидит просто так, всё время что-то делает…» Когда она рассказывает о своей жизни, то перечисляет записи в трудовой книжке.

Работала продавцом продовольственных товаров в районе Крайнего Севера. В шесть уходила из дома, чтобы подручными средствами разогреть амбарный замок, прибраться в магазине, принять товар. А если, случалось, заболевала фасовщица, то фасовала сама. Нынешнему поколению трудно понять, но было время, когда определенное количество круп, масла, муки, мяса отпускалось в «одни руки», и то не всем доставалось. И тогда начиналась ругань из-за того, что кто-то вставал в очередь за мукой дважды, а продавщица не заметила, потому что это был «свой человек» или «по блату». Обиженные стремились обидеть. К каждой порции товара чаще всего полагалась дополнительная нагрузка в виде 200 граммов слипшейся карамели.

Случалось, мама оставалась после работы, чтобы успеть расфасовать всё к завтрашнему дню.

А потом она работала почтальоном. Что такое таскать неподъемную сумку с толстыми журналами на морозе под сорок – не дай Бог познать никому. Я, уже тогда подросшая, несколько раз помогала. Люди выписывали корреспонденцию охотно. Я и сейчас помню те названия: «Сельская новь», «Моделист-конструктор», «Уроки истории», «Вокруг света», «Роман-газета», «Крестьянка», «Работница», детские «Мурзилка», «Веселые картинки»… Позже началось повсеместное увлечение журналом «Бурда», который почтальоны прозвали «мешком с цементом». Плюс газеты – от столичных до районных. А с первого по десятое число помимо рабочей сумки мама носила еще и небольшой пакет с пенсиями. Просто так. Без сопровождения. Время от времени перекладывая сумку с одного плеча на другое.

Надо ли говорить, что у мамы с тех пор руки болят? Но она не жалуется, нет. Привыкла. Всеми силами стремилась заработать «лишнюю копейку», чтобы меня «вывести в люди». Мои дипломы – это в первую очередь ее достижение. Не будь материнской жертвы, кто бы я была и где?

На языке психологов это называется «безусловная любовь», а на языке сердца, наверное, совершенная…

В очередной раз всё вспомнив и проанализировав, я решила начать отдавать – хотя бы по капле, по чуть-чуть.

Мне хотелось сделать наши отношения теплыми, чтобы о главном – да обо всем! – мама не догадывалась, а знала наверняка. И никогда-никогда не переживала.

Мама на первое место меня ставит всегда!!!

На размышления ушло несколько месяцев. До этого я, подкованная умными книжками, с каждой зарплаты, аванса, мелочного гонорара покупала маме подарки, замечая перемены, которые происходят во мне, когда я их выбираю. Поражала скромность мамы: «Ой, ну зачем мне? Это ведь дорого!»; «Ты бы себе, дочка, лучше что-нибудь купила, тебе нужнее»… То есть мама на первое место меня ставит всегда, как говорится, по умолчанию! А я? Обычно ограничиваюсь общими праздниками и при этом считаю себя культурным человеком, но ведь культура в первую очередь подразумевает уважение старших…

Господи, вразуми меня!

Долго-долго размышляла, а сказать банальное: «Мама, я тебя люблю” – не получалось. Не выходило – и всё тут. Между тем у меня стали меняться отношения на работе, с соседями… в общем, вокруг стали замечать мою взрослость. Появилась стабильность с деньгами. Неожиданно для себя я потянулась к серьезной церковной литературе – так появились в моей библиотеке книги митрополита Антония Сурожского, святых Силуана Афонского и Иоанна Кронштадтского.

Мне хотелось пережить тот момент преображения души, когда Мама будет на первом месте

Иногда я себя ругала, считая подобные опыты недостойными, да что там – постыдными! Но хотелось, очень желалось того, что называется «взрастить любовь в своем сердце». Я снова сомневалась: что значит: взрастить? – ведь она там есть… Она же, как пишут психологи, «безусловная». В общем, терзалась немыслимо.

…Сейчас я не помню тот момент, когда во взрослой и такой серьезной жизни я произнесла заветные слова.

Правда, не помню, потому что повторяю часто.

В памяти живо действо: я мою маме ноги, а она смущается, чувствуя мое отношение, и это сильнее слов…

Здравствуй, Ксения.

Мне очень жаль, что ты оказалась в такой ситуации. Это действительно нелегко, когда ты не находишь понимания у самого близкого человека – у мамы. И ты можешь злиться на нее, закрываться и чувствовать обиду. Эти эмоции нормальны в такой ситуации. Но можно их выражать в поведении, то есть уходить от разговоров или, наоборот, упрекать, ругаться с мамой, а можно выражать их словами, которые не будут ранить твою маму в ответ.

Конечно, чтобы узнать человека, его интересы и внутренний мир, нужно проводить с ним много времени, много общаться. К сожалению, у твоей мамы так не получается. Думаю, ей этого хочется так же, как и тебе, но, если вы живете без папы, то ей приходится работать за двоих. Ее тоже можно понять, ей тяжело. Когда двое людей не могут найти взаимопонимания и разводятся, это всегда грустно, всегда больно. Возможно, мама ревнует тебя к папе, когда видит, что у тебя с ним много общего. Поэтому и злится, когда ты упоминаешь об этом. Скорее всего, она злится не на тебя, а на то, что все еще не пережила разрыв с ним.

Попробуй поговорить с мамой, обратиться к ней, когда она не будет занята, и поделиться своими чувствами. Можешь сказать, что хотела бы, чтобы вы проводили больше времени вместе, чтобы она интересовалась твоей жизнью. Можешь высказать ей свое сочувствие, сказать, что понимаешь, как ей тяжело справляться в одиночку. Если тебе нужна поддержка или помощь в разговоре с мамой, ты можешь позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122 и посоветоваться с психологом.

Да, ты не такая, как другие ребята, но это не означает, что ты плохая или что мама тебя не любит. Просто вам двоим нужно вспомнить, что вы есть друг у друга, что вы самые близкие люди, которые любят друг друга и могут оказывать друг другу поддержку, когда это необходимо.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *