Содержание
- Зачем нам мозжечок?
- Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции.
- Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений
- Что такое мозжечок и зачем его стимулировать
- Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления
- Как работает программа Learning Breakthrough
- Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии
- «Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии».
- Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
- Для проведения мозжечковой стимуляции могут быть включены следующие методики:
- Упражнения на развитие эквилибристической реакции, укрепление мышц туловища, координацию движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
- Статья на тему «Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Зачем нам мозжечок?
Василий Вычиков 103 5 лет назад студент биофака, научный сотрудник в лаборатории функциональной геномики
Мозжечок — это такая довольна большая (10% объема мозга у человека) и достаточно сложная (в нем содержится 50% нейронов головного мозга) структура. Физиологически он как бы перехватывает импульсы из коры к мышцам и ответные импульсы из мышц к коре, мгновенно их оценивая и корректируя, буде они слишком сильные, слишком слабые, слишком редкие или слишком частые. Таким образом мозжечок совершает координацию движений. Особенно важно его участие в координации точных движений и сложных последовательностей движений, типа речи, письма, игры на музыкальных инструментах и даже ходьбы. При поражении мозжечка в первую очередь страдает способность именно к таким действиям.
Но если смотреть глобально, то мозжечок нам в общем-то не очень нужен — если он отсутствует с рождения, то его функции берут на себя другие отделы мозга (но так можно про многие структуры мозга сказать, его пластичность очень высокая). По ссылке можно посмотреть на МРТ-сканы женщины, рожденной без мозжечка — ей 24 года, она может ходить, говорить, писать и у нее есть вполне здоровая, с мозжечком, дочь (iflscience.com).
Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции.
Мозжечковая стимуляция – этот один из методов двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях: РАС (расстройства аутистического спектра), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ЗПР (задержки психического развития), CДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность), а также при дислексиях (нарушениях чтения), дисграфиях (нарушения письма), нарушениях почерка, речевых нарушениях (непроговаривание слов, перестановка слогов, заикание, дизартрии), нарушениях координации движений и баланса.
Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения. Если у детей наблюдается неловкость, неточность движений, двигательная расторможенность, а также плохой почерк, то это говорит о том, что данная система работает неправильно и ее нужно корректировать.
Мозжечок принимает непосредственное участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух, поэтому нарушения в работе мозжечка напрямую влияют на способности ребенка к обучению.
Нарушенный тонус мышц у детей также указывает на неправильную работу мозжечка и связанного с ним ствола мозга, что ведет к развитию сколиозов и утомляемости при обучении (особенно ярко это проявляется в зевании и усталости, вялости даже при небольших дозах обучающей информации). При неправильном тонусе напрягаются (ослабляются) мышцы икр, голени, взъема, шеи, мышц спины – отсюда различные искривления, которые также ведут в свою очередь к еще большему ухудшению работы системы кровообращения и питания мозга и, соответственно, к ухудшению работы центральной нервной системы.
Также мозжечок связан с ретикулярной формацией головного мозга, отвечающей за регулирование процессов сна и бодрствования, неправильная работа которой влияет на ослабление осознанности и внимания при получении и усвоении информации. Гиперактивным детям, с нарушениями внимания, просто необходимо двигаться, именно так естественным путем они восстанавливают и закрепляют нарушенные нейронные связи и заставляют ретикулярную формацию активизироваться, чтобы пребывать в осознанном состоянии, иначе процесс запоминания и внимания невозможен.
Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности.
Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.
Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются:
-крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка)
-мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами , устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки)
-улучшаются функции сенсорной интеграции
-улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность речи)
-повышается концентрация внимания
— улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения
-повышается скорость мышления
Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство — балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске.
Кому полезна мозжечковая стимуляция:
-для детей с РАС (расстройство аутистического спектра)
-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность)
-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания)
-при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения)
-при нарушениях координации движений и моторной неловкости
-при нарушениях почерка
-ЗПР, ММД;
-при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости;
-при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии)
Как проходят занятия:
На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске (аналог доски Баламетрикс и комплекс упражнений из программы мозжечковой стимуляции доктора Френка Бельгоу — автора метода мозжечковой стимуляции, которая названа «Прорыв в обучении»).
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом.
Упражнения подбираются в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. Занятие длится 30 минут.
При таком тренинге на балансире, у детей задействуются одновременно несколько систем:
-вестибулярная
-моторная
-сенсорная
-проприоцептивная
-глазодвигательная
-кинестетическая
-аудиальная
Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки.
Упражнения, где ребенок манипулирует различными предметами, построены так, что ребенок пересекает срединную линию тела, что развивает у него больше межполушарных связей и улучшает прием и переработку информации, таким образом работа обеих полушарий мозга становится согласованней и эффективней, а значит повышается успешность ребенка в различных видах деятельности.
Занятия направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, на развитие зрительно-моторной координации, на стабилизацию процессов сенсорной интеграции, на улучшение и совершенствование движений, вот почему так полезны занятия мозжечковой стимуляции для детей с расстройствами аутистического спектра и задержками психического развития.
Улучшение связей между мозжечком, ретикулярной формацией и вестибулярным аппаратом ведет к согласованной и правильной их работе, что необходимо для детей с гиперактивностью и нарушениями внимания.
Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий с психологами, логопедами, дефектологами.
Метод противопоказан или применяется с осторожностью при эпилепсии (необходима консультация лечащего невролога).
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.
Что такое мозжечок и зачем его стимулировать
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.
Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления
Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!
Как работает программа Learning Breakthrough
В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Балансировочная доска Бильгоу
Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.
Мозжечковая стимуляция в центре «Логос»
Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье и т.д. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.
Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии
Захарова Екатерина Геннадьевна
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии
Консультация для родителей и педагогов:
«Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии».
Мозжечковая стимуляция-это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.
Мозжечок-это часть головного мозга, которая даёт возможность ребёнку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить. Именно мозжечок помогает ребёнку развивать координацию.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребёнка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, поведения и внимания.
Программа мозжечковой стимуляции — это своеобразный «букварь для мозга». Она обеспечивает мозг базисными навыками, которые помогают усваивать любую информацию. В возрасте до 3-х лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия — обучение чтению и письму.
Многие исследователи считают, что мозжечок-это ключ к обучению буквально всему. В том числе- к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию. Мозжечок получает информацию о положении тела в пространстве, и если мы посадим ребёнка на резиновый мяч вместо стула или поставим на неустойчивую платформу, ребёнок будет вынужден прикладывать некоторые усилия для поддержания равновесия, тем самым мозжечок будет стимулироваться. Хотя стимуляция называется мозжечкой, она затрагивает и другие важные структуры мозга, регулирующие речь и поведение ребёнка.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1. Особенности моторики:
-ребёнок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд;
-ребёнок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
-ребёнок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений (угловатые, неплавные движения, дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками);
-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук;
-«дрожание» глаз при взгляде в сторону;
-«пьяная» или «неправильная» походка;
-«лишние движения» в положении сидя;
-ребёнок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
2. Психоэмоциональные особенности:
-быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
-невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
-плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
-проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
3. Проблемы с речью.
Для проведения мозжечковой стимуляции могут быть включены следующие методики:
Система упражнений на балансировочной доске и балансировочном табурете. Это занимательные и эффективные тренажёры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша — как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.
Упражнения на развитие эквилибристической реакции, укрепление мышц туловища, координацию движений рука-глаз и осознания работы частей тела.
1. Ребёнок в положении стоя на балансирной доске или сидя на балансирном табурете. Круговые вращения руками:
а) обе руки в одну сторону;
б) обе руки в разные стороны;
в) по очереди в одну сторону;
г) по очереди в разные стороны;
д) обе руки положить на грудь;
е)поднять руки над головой;
ж)прямые руки в сторону;
з) нагнуться, достать пальцы ног;
и) любые движения, какие понравятся.
2. Упражнения на гимнастических мячах — фитболах.
Фитбол — упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, стихов в ритм движений, формированию координации, равновесия, осанки, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Комплексы упражнений помогают улучшить координацию движений, тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.
Таким образом, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развивать навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.
Статья на тему «Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Учитель-логопед, учитель Попова Нина Николаевна ГБОУ школа №17 Невского района Санкт-Петербурга
Тема выступления:
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Во-вторых, дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений (недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).
Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Что представляет собой мозжечковая стимуляция?
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
История изобретения и развития методики
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 50 лет назад американский доктор Френк Бильгоу, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей.
Позже Ф. Бильгоу переехав в Хьюстонский университет, возглавил лабораторию, и руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением, сосредоточив внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге он изобрел Балансировочную Доску Бильгоу и разработал серию упражнений на ней.
Впоследствии программа Ф. Бильгоу получила название «Learning Breakthrough», что в переводе означает как «Прорыв в обучении».
Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировав метод Ф. Бильгоу, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы и разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:
— от простого к сложному;
— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);
— принцип поэтапного освоения;
— принцип усложнения инструкции;
— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);
— принцип новизны.
Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.
Практическое использование мозжечковой стимуляции возможно при системном подходе к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии.
Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в речи, письме, чтении, счете.
Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
Таким образом, через мозжечковую стимуляцию мы можем добиться улучшения в психическом и речевом развитии.
Результаты занятий с использованием балансировочной доски
-
совершенствование межполушарного взаимодействия;
-
стабилизация работы вестибулярной системы;
-
развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
-
совершенствование зрительно-моторной координации;
-
интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
-
улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
-
расширение зрительно-оптического поля;
-
развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
-
улучшение саморегуляции и контроля;
-
стимуляция психоречевого развития;
-
личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
-
развитие аудированной и импрессивной речи;
-
развитие письменной речи;
-
оптимизирование навыков чтения.
Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Однако стоит избирательно применять его при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга. В таких случаях необходима консультация эпилептолога, невролога .
Во время занятий ребенок может почувствовать небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса .
Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
-
синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ);
-
минимальная мозговая дисфункция (ММД);
-
задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
-
задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
-
нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия);
-
аутизм и расстройства аутистического спектра;
-
синдром Аспергера;
-
логоневроз (заикание);
-
центральное нарушение слухового анализа;
-
расстройство сенсорной обработки;
-
нарушение походки;
-
нарушение осанки;
-
нарушение моторики;
-
нарушение работы вестибулярного аппарата;
-
нарушение координации движений
Как же стимуляция мозжечка улучшает речевое развитие ребенка?
На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений возможно совмещение упражнений на балансировочной доске с речевыми упражнениями, либо мозжечковая стимуляция претворяет логопедическое занятие.
Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи.
Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д.
Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:
-вестибулярная
-моторная
-сенсорная
-проприоцептивная
-глазодвигательная
-кинестетическая
-аудиальная .
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.
Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Специалист, проводящий занятие по мозжечковой стимуляции, регулирует последовательность овладения элементами, устанавливает очередность выполнения заданий, выбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка.
Для младших школьников важна мотивационная сторона обучения. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая (не учебная) форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности – это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.
Применение современных инновационных разработок, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципе мозжечковой стимуляции, позволяют достичь положительных результатов в логопедической практике.
Список литературы
-
Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.
URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html -
Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
-
Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция – метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
-
Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы. Раздаточный материал к тренингу-семинару.
-
Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.
-
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
URL: http://www.ppacade. -
Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/