Наложенные картинки для детей

Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения, письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано: чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрослого человека.
Формирование остроты зрения происходит у ребенка до 7 лет. Однако у некоторых первоклассников наблюдаются недостатки зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Среди них могут быть:
• Нарушено формирование зрительного образа буквы, цифры, графического элемента. Ребенок не соотносит элементы, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
• Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
• Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник).
Для того, чтобы избежать подобных трудностей, необходимо вводить упражнения на тренировку зрительного восприятия уже с 4-5 лет.

Одним из эффективных упражнений в формировании зрительных функций у дошкольников является работа с зашумленными (наложенными) рисунками. Это обусловлено тем, что зрительно воспринимаемый предмет или его изображение, как правило, является комплексным зрительным раздражителем, для правильного восприятия которого необходим ряд условий:
• рассматривание объекта;
• выделение его существенных признаков;
• установление отношений этих признаков и синтез их в известные группы, которые определяют конечное восприятие зрительного объекта;
• торможение признаков, которые не имеют существенного значения.

Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Например:
1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
2. Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
3. Найди и выдели заданную цифру и букву.
4. Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
5. Выдели силуэты животных жарких стран.
6. Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
8. Выдели силуэты животных севера.
9. Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
10. Найди силуэт животного среди насекомых.
11. Найди в ветвях силуэты животных и (или) птиц.

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:
• обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами, мелками;
• с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем ПВА, затем посыпаем песком или манной крупой);
• вырезать силуэт с помощью ножниц.
Для детей младшего возраста подбирают трафареты с более крупным и простым рисунком. Для старших детей можно использовать от 3 до 5 более мелких и сложных силуэтов.
Скачать комплект рисунков № 1
Скачать комплект рисунков № 2

Информация для родителей и педагогов, для тех, кому интересна наша деятельность: прочитать

Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия)

Цель: выявить характер зрительного восприятия.

Стимульный материал: картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.

Процедура исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за 41-50 секунд.

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку. Благодаря этой простой игре мы развиваем у детей зрительное восприятие и внимание — необходимые качества для успешной учебной деятельности.

Картинки брала из интернета, они находятся в свободном доступе.

Данную методику можно использовать для дошкольников и младших школьников.

Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Например:

— Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
— Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
— Найди и выдели заданную цифру и букву.
— Отыщи среди морских животных – силуэт сухопутного животного.
— Выдели силуэты животных жарких стран.
— Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
— Выдели силуэты животных севера.
— Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
— Найди силуэт животного среди насекомых.
— Найди в ветвях силуэты животных и (или) птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *