Наскальные рисунки древних людей как нарисовать

Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки

Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.


Изображение бизона из пещеры Альтамира (Испания).
Давным-давно, около сорока тысяч лет назад, на земле жили первобытные люди. По виду они были похожи на людей нашего времени, а занимались охотой на мамонтов, бизонов, оленей, диких лошадей, пещерных медведей, саблезубых тигров, шерстистых носорогов. Одежду носили они из звериных шкур, но домов еще не умели строить и жили поэтому часто в пещерах.
В открытии подобных пещер принимали участие не только ученые, но и дети.
Однажды в Южной Франции такую пещеру нашел четырнадцатилетний Давид. На стенах ее он увидел изображения животных. Мальчик сразу же побежал к своему учителю и рассказал о своей находке. Учитель отправился вместе с Давидом в пещеру и исследовал ее. На стенах действительно было множество изображений разных зверей. Кто же их нарисовал? Учитель рассказал Давиду, что рисунки сделаны первобытными охотниками, которые жили в пещере. Охотники прекрасно знали повадки животных и изобразили их бегущими, спокойно стоящими на месте и мирно пасущимися, умирающими, пораженными стрелами охотников. Пещеру эту в честь мальчика, открывшего ее, часто называют пещерой Давида.
Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция). Называется она Ласкоз. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно. Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда-то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг он съехал куда-то вниз, но все же продолжал ползти в темноте все дальше – туда, откуда доносился испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Изображение ревущего бизона из пещеры Альтамира (Испания).
Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из них приподнял фонарь и заметил на стене какие-то линии. Тогда все наставили свет на стены и увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.
О первобытных людях мальчики слыхали в школе. Поэтому они, как и Давид, прежде всего рассказали о пещере учителю. Ребята и не подозревали, что их учитель может так быстро бегать. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще множество цветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять, что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.
Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них наполняет всю пещеру. Особенно красиво у входа. Стены и потолок здесь густо покрыты рисунками. На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков, предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся «своей» пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Сами ребята потом работали в пещере хранителями и экскурсоводами и знали ее подземные пространства не хуже своего дома.
Надо еще рассказать и о других трех мальчиках. Им удалось найти целых две пещеры, но их открытия не были случайными. Мальчики эти были сыновьями профессора археологии в Тулузе (Франция), с детства занимались раскопками и много слышали о первобытных людях. Они открыли нечто необычайное, но им пришлось преодолеть для этого много трудностей и даже опасностей.
Профессор Бегуен, их отец – неутомимый исследователь пещер – был высокого роста, полный, и в узких проходах пещер ему часто трудно было пробираться. Поэтому он обычно брал с собой в экспедиции своих сыновей. Они лазали по тем ходам в пещерах, которые оказывались слишком узкими для отца.

Одноцветное изображение лошади из пещеры Фон-де-Гом (Франция).
Летом семейство профессора Бегуена жило в одной пиренейской деревушке. Около нее протекала небольшая, но быстрая речка Вольп. Было у этой речки одно странное свойство: она исчезала в горе. Зимой и весной речка полностью наполняла отверстие, прорытое в горе, а в сухие летние месяцы и в начале осени между ее поверхностью и сводом горы оставалось небольшое свободное пространство. Однажды там побывал один зоолог. Он интересовался, нет ли в водах, лишенных света, редких насекомых. Зоолог обнаружил, что от туннеля, прорытого рекой, ответвляется пещера. Пещера, которая была заперта течением реки, не интересовала археолога Бегуена: в ней люди не могли жить. Но мальчикам очень хотелось попасть в пещеру. Ребята были закаленные, сильные. В свободное время они ходили по горам, перепрыгивали через рвы и расщелины и лазали по деревьям. Они не боялись холодной воды горных озер и хорошо умели управлять лодкой.
Свое намерение мальчики скрывали от отца. Тайком стали они собирать все необходимое. Труднее всего было достать лодку. Ее пришлось сколотить из досок, собранных в разных местах. Ребятам немало пришлось потрудиться, чтобы дотащить лодку до речки. Прежде чем спустить ее на воду, они еще раз проверили, все ли взято с собой. Два коротких весла (второе на случай аварии), три фонаря, кирка и лопата, чтобы прокладывать дорогу. Ну, и немного еды.
Мальчики сели в лодку. Она сразу же понеслась к темному входу в пещеру. Совершенно непроизвольно ребята втянули головы, когда скала нависла над ними. Двое легли на дно. Только Луи, который управлял лодкой, сел так, чтобы глаза его были выше борта. В горе темно и страшно. Лодку бросает из стороны в сторону, фонари вспыхивают на мгновенье, а потом кажется, вот-вот погаснут. Все трое опасаются, что лодка даст течь, но вслух об этом не заговаривают. В некоторых местах река мелкая, здесь лодка застревает и крутится возле больших камней. Дальше проход расширяется. Путешествие в неизвестное продолжается.
Между скалами и водой появляется небольшая полоса берега. Луи налегает на весло и направляет лодку к суше. Это сделано вовремя. Чуть подальше река несется к водовороту – вода с бешеной быстротой заполняет глубокую пропасть.
Мальчики вытаскивают лодку на берег и на мгновенье как бы застывают, испуганные темнотой, духотой и оглушающим шумом воды. Но вот глаза их постепенно привыкают. Темноту слегка рассеивает свет фонарей. Ребята вспоминают свои прежние находки, которые они делали вместе с отцом в пещерах. Может быть, что-нибудь удастся найти и в этой. Они начинают освещать стены. И вот на стенах пещеры, наполовину затопленной водой, они видят изображения диких лошадей и оленей. А там, дальше – люди с головами животных, очень страшные на вид. И еще бизон, пораженный стрелой…

Рисунок оленя с причудливыми рогами из пещеры Ласкоз.
Юные исследователи идут дальше. Они пробираются сквозь узкий проход. В конце его открывается обширное пространство. И раньше еще ребятам бросился в глаза таинственный блеск известняка, вспыхивавший кое-где в темноте русла Вольпа, а теперь они удивлены и поражены красотой огромного подземного зала.
С потолка свисают сталактиты, похожие на гигантские сосульки, а с пола навстречу им растут сталагмиты. В середине образовалось озеро. В нем серебром отливают естественные колонны, а рядом мелькают красновато-желтые пятна света от фонарей. Тишину нарушают только капли, падающие со сводов пещеры. Постепенно замирая, расходятся по озеру легкие круги волн.
Мальчики потрясены. Луи невольно понижает голос, когда напоминает о возвращении. Трудно будет пробираться им к выходу против течения.
Бегуен, конечно, обрадовался открытию сыновей. Но мы не знаем, сказал ли он, что гордится ими, или же промолчал из-за того, что такое рискованное путешествие было предпринято без разрешения взрослых. Во всяком случае, на следующий день Бегуен предложил сыновьям отвезти его в пещеру. Отправились они на хорошей лодке. Отец с ужасом посмотрел на самодельную лодку, сооруженную его детьми.
После внимательного осмотра пещеры Бегуен послал в Париж, в Академию наук сообщение об этом чудесном открытии.
Но мальчики не удовлетворились своими успехами. В одной из стен большого зала пещеры они заметили на десятиметровой высоте начало почти отвесного хода или расселины. Ребята решили туда проникнуть. Они снова тайно от отца отправились в пещеру. В зале пещеры перебросили веревку через скалистый зубец и взобрались по ней наверх, прорубая киркой ступени в ломкой горной породе. Через несколько метров отвесный проход пошел почти горизонтально. Он был очень узок. На стенах они нашли несколько изображений лошадей и бизонов. Потом, казалось, пути дальше не было. Но нет! Свет фонаря проник сквозь щели и длинными тонкими лучами врезался в темноту. Мальчикам и раньше приходилось то здесь, то там отбивать сталагмиты, чтобы продвигаться вперед. И то, что казалось стеной, на самом деле было частой решеткой из маленьких колонн. Ее создали капли воды, падавшие здесь из известняка тысячи лет подряд. Мальчики подняли кирки. Сталагмиты с треском обрушились. Луи помог братьям пройти вперед. Куртки у них разорвались, на руках появились царапины. Но жертвы были не напрасны: ребята увидели нечто необычайное, почти неправдоподобное.
Луи, который шел впереди, даже отпрянул назад, налетев на младшего брата. «Что это там?» – спросил он, и голос его стал совсем хриплым от волнения. «Здесь кто-то уже ходил до нас!» Испуганно и разочарованно смотрят на него остальные. Луи показывает на пол: «Смотрите же, там следы!» Он наклоняется, ощупывает следы. «Твердые как камень! Это же не…»
– Конечно! – подхватывает самый младший, всегда быстрый в разговоре и в решениях. И сейчас он выпаливает все сразу: – Первобытные люди! Это могут быть только они!
Стадо оленей из пещеры Ласкоз.
Все трое нагнулись над следами; их зоркие глаза и при слабом свете фонаря видят, как отпечатались каждая бороздка и складка подошвы прошедшего здесь некогда человека. Прямо над следами свисают с потолка сталактиты; никто не мог в наши дни там пройти или проползти.
Луи подсовывает под след руку. Глина там мягкая, верхний, сухой слой легко снимается. Осторожно кладет он слежавшийся комок глины в карман куртки. «Это мы возьмем с собой, – говорит он.– Отец удивится, когда к нему в гости придет пещерный человек!» Он делает вид, что равнодушен, но голос его немного дрожит от гордости.
Они идут через длинный извилистый проход. Перед ними опять новый красивый зал. На стенах его мелькают белые и желтые блики. И здесь они видят следы человека. Рядом лежит скелет змеи, изогнутый так, будто она все еще ползет. В углу куча громадных костей. Мальчики решают, что дома спросят у отца, какого животного эти кости. Может быть, большого медведя, потому что дальше видны следы сильных когтей, похожих на медвежьи. Но не могли же медведи жить вместе с людьми! Здесь так много нового, интересного, что братьям хочется во все вникнуть, все осмотреть. Наконец они вспоминают, что прошло уже много времени. Надо возвращаться. А завтра они вернутся сюда с отцом.
Трудно было не повредить взятый след, когда они пробирались на обратном пути через узкие проходы. Приходилось вынимать его из кармана и осторожно просовывать вперед, а потом уже протискиваться самим. Но зато дома след произвел потрясающее впечатление. Отец даже побледнел, когда они положили перед ним свою находку и объяснили, что это такое. Подумав, Бегуен сказал: «Если это и в самом деле след первобытного человека, то вашей находке позавидует любой профессор!»
Бегуен решил обязательно сам побывать в пещере. Он сильно задыхался, когда поднимался по веревке к расселине, руки у него дрожали. Сыновьям стало страшно. Им казалось, что по их вине он упадет и переломает руки и ноги. Но вот отец добрался до расселины и с трудом протиснулся вперед по узкому проходу. Однако главное препятствие ожидало его впереди.
– Это здесь мне надо пройти? Да тут даже кошка не сможет пролезть! – жалуется он. Три худощавых мальчугана смеются. За этим местом так и сохранилось название: «Кошачья дыра». Кирки бьют по остаткам сталагмитов и образуют такой проход, что Луи проскальзывает в него быстро и ловко, как змея. Потом то же пытается сделать и отец; он просовывает голову, но пройти не может. Луи помогает ему спереди, остальные подталкивают. Рубашка зацепилась за острые каменные зубцы и разорвалась в клочья. Профессор стонет. Но надо пройти! Наконец препятствия преодолены. Бегуен медленно выпрямляется. Он стоит, одетый почти как и первобытный человек с лицом, искаженным от боли. Мальчики глядят на него с невольной улыбкой. Пострадавший начинает смеяться вместе с ними. Но скоро все забывают об одежде отца и засыпают его вопросами. «Нет, пещерный медведь и человек не жили здесь одновременно, посмотрите-ка!»
Действительно, следы медведя лежат под следами человеческих ног. Значит, они значительно старше. Медведь оставил не только следы лап. В одном углу они увидели отпечаток его морды. Здесь он, наверное, спал. Кости – медвежьи. А вот еще кости зверей. Жили ли они здесь или потом кто-нибудь притащил сюда их кости, – на это пока ответить невозможно. Нижняя же челюсть медведя, по-видимому, служила человеку орудием, так как на ней видны следы ударов.
На этот раз можно не спешить. Завтрак взят с собой. Они продолжают двигаться вперед. Проходы сменяются залами. В одном из них – снова озеро, которое кажется черным и бездонным. Как будто бы, наконец, они достигли конца подземного мира. Напрасно мальчики ищут в стене трещину, чтобы продолжать путь. И вдруг отец зовет их к себе. Мальчики подбегают. Отец показывает им какое-то возвышение и от волнения даже ничего не может сказать. Наконец он произносит: «Разве вы не видите?»
Да, теперь видят и они. То, что издалека было похоже на простой глиняный ком, на самом деле оказалось скульптурой двух бизонов. Отец даже забыл, что он не один, разговаривает сам с собой: «Первая скульптура в натуральную величину, самая первая!» Младший сын в это время что-то увидел на полу. «Смешно, – кричит он, – отпечатки! Только пятки, пальцев не видно!» И правда, вокруг бизонов идут углубления. Профессор вложил в них пальцы и сказал: «Они небольшие, как у детей. Должно быть, ребятам было лет тринадцать – четырнадцать. И такое впечатление, что они здесь танцевали! Возможно, что десятки тысяч лет назад здесь устраивались праздники. Четырнадцатилетние дети? Может быть, здесь праздновали их принятие в общество взрослых? Что скажут по этому поводу ученые? Правда, сюда не так-то легко пробраться. Хотел бы я, чтобы обратный путь через кошачью дыру был уже позади! Надо постараться хоть как-нибудь привести рубашку в порядок, а то в таком виде неудобно возвращаться домой».
Профессор правильно сказал, что в пещеру не каждый сможет попасть. До сих пор в ней побывало не больше десяти человек. Но сыновья Бегуена еще много раз побывали в пещере. По поручению отца они зарисовывали все, что ему было нужно для научных работ.
20 июля 1914 года исполнилась вторая годовщина со дня открытия пещеры. Семья Бегуенов решила торжественно ее отпраздновать. Собрали рабочую одежду, лампы, взяли корзинку с завтраком; вышли очень рано, но летнее солнце сильно припекало, и идти в гору с ношей было тяжело. Не сговариваясь, все вскоре начали искать место для отдыха. Но где его найти? Весь склон горы залит солнцем. К счастью, они встретили крестьянина, который дал им хороший совет. «Разве вы не знаете, что недалеко отсюда есть дыра, из которой дует ледяной ветер даже когда очень жарко?» Бегуен внимательно прислушался. Если холодный ветер дует все время, то расселина должна быть глубокой. Он пошел к указанному месту. Но сыновья его были проворнее. Когда подошел отец, они уже успели убрать камни, и все увидели бездонную яму, похожую на шахту.
Два мальчика помчались просить у ближайших крестьян длинную веревку… Самого легкого из братьев спустили вниз. Вот веревка перестала натягиваться. Наверное, мальчик достиг дна и бросил ее. Измерили оставшуюся часть и установили, что глубина расселины – восемнадцать метров. Первые четверть часа прошли быстро. Наверху делали разные предположения о том, что увидит и найдет младший брат. Потом отец начал беспокоиться. Луи утешил его: «Этот найдет выход. Он взял с собой большой клубок бечевки и знает, что его надо привязать у входа, а потом разматывать. Так всегда можно найти обратный путь, даже если погаснет лампа. И он же обещал тебе, что будет осторожен».
Кажется, что это допотопное животное угрожающе мчится прямо на посетителей пещеры. (Фон-де-Гом).
После того как прошли следующие четверть часа, братья тоже начали считать минуты. Наконец созвали «семейный совет». Каждый из мальчиков готов был спуститься в пещеру и искать младшего брата. Из-за этого разгорелся даже спор. Братья волновались все больше и больше. Но как достать новую веревку? Старая должна была висеть там, где она висела. Веревка была единственной связью между поверхностью земли и глубиной расселины. Наконец через час, когда оставшиеся наверху начали терять всякую надежду, веревка стала заметно натягиваться. Мальчики вскочили; они тянули ее так, как будто каждая минута промедления угрожала жизни брата.
И вот он наверху. Он бросил веревку и кинулся отцу на шею. Сначала он не смог и говорить. Наконец, когда любопытство братьев возросло до предела, мальчик скорее закричал, чем сказал: «Пещера колоссальная! И картины, вы не поверите, их сотни!»
«Три брата» – так отец назвал новую найденную пещеру. Она в той же горе, как и первая. Как будто между двумя пещерами есть и соединение, но до сих пор его не удалось обнаружить. Зато через некоторое время был найден новый вход, и в нее не надо больше спускаться на веревке. Вместо этого в одном месте приходится пробираться ползком на протяжении сорока метров, что делает ее еще менее доступной сравнительно с узким проходом («Кошачьей дырой») первой пещеры.
Тогда еще никто не сосчитал, сколько всего картин в пещере «Трех братьев». Триста их там или пятьсот? Среди них нашли только одно настенное изображение животного, но оно единственное в своем роде. Находится оно на высоте четырех метров и угрожающе смотрит оттуда на зрителей. Это странное существо с человеческими ногами, согнутыми в коленях, как при танце. Одна из ног у него поднята кверху.
Голова оленья, с большими рогами. Вместо рук у существа медвежьи лапы, сзади лошадиный хвост. Жуткое впечатление производят большие круглые, устремленные вперед глаза…
На этом заканчивается глава «Ребята – исследователи пещер» из увлекательной книги Элизабет Хартенштейн, посвященной искусству первобытных людей.
Перевод с немецкого Т. Шафрановской и А. Дридзо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *