Обычаи и традиции Африки

Африка по сей день остается наиболее экзотическим континентом мира. Это в полной мере относится и к традициям африканских народов. В плане экзотичности рядом можно поставить разве что глухие места Амазонии, Австралии и Океании, однако такого разнообразия как в Африке там все же не сыскать.

Описать все африканские традиции в рамках одной статьи было бы невозможно, поэтому можно только попытаться дать краткое описание хотя бы некоторым из них.

В основе большинства традиций Черного континента лежит семья и почитание предков, как живых, так и уже ушедших с «Страну счастливой охоты». В большинстве случаев почитание умерших родственников осуществляется посредством разного рода жертвоприношений.

К числу не самых экзотичных, но и не самых обыденных ритуалов можно отнести следующий. Для этого, по прошествии года после смерти члена семьи, во дворе ставят скамью, приглашают покойника усесться на нее, и вносят вместе с ним в дом.

  • Многие африканские племена считают, что душа человека не вечна, а существует до той поры, пока родственники о ней помнят. Есть и другая точка зрения, согласно которой, почитание предков помогает их душам перевоплотиться более успешно. Помимо этого души покойных соплеменников могут помогать с той стороны жизни или наказывать, если потомки ведут себя по-свински.
  • У многих племен в порядке вещей отводить в доме какое-то место для того или иного умершего предка. Когда в доме отмечается какое-то важное событие или случается простая пьянка, в эту сторону обязательно подносится либо пища, либо питье, либо все вместе. Ничего удивительного в этом нет, ведь и в Европе, и в Азии религиозные люди точно также почитают своих умерших, только в окружении буддийских алтарей или православных икон.
  • В некоторых традициях общение с духами предков является привилегией, которую нужно заслужить. Когда молодой человек или девушка пройдут соответствующую инициацию, зачастую болезненную или устрашающую, они будут обязаны до конца своих дней почитать души умерших предков.

Подобный подход имеет отражение и во взаимоотношениях с живыми родственниками: забота и поддержка друг друга в большинстве случаев находится на высоте. Африканская семья является слаженным механизмом, где у каждого есть свои обязанности, соответствующие возрасту, количеству сил, полу и т. д. Соответственно, чем больше обязанностей, и чем успешнее с ними справляется член семьи – тем больше у него привилегий.

Свадебные обычаи и сексуальная жизнь в Африке

Почти все народы мира, включая африканцев, считают свадебную церемонию одной из наиважнейших. Собственно, подготовка к ней начинается уже в детском возрасте, особенно у девочек. Отдельные племена даже имеют два разных женских языка: один для замужних дам, другой – для тех, кто пока что не вступил в брак.

Считается, что особый язык замужних женщин, отличающийся не только от девчоночьего, но и от мужского, позволяет женщинам создать свой собственный женский мир, в который не будут иметь доступа ни мужья, ни девочки-малолетки. Последние, к слову, и в самом деле могут считаться таковыми, поскольку в большинстве случаев замуж в Африке выходят лет в тринадцать-пятнадцать.

Пожалуй, самой жуткой составляющей свадебных обрядов является обрезание. Девочкам полностью или частично вырезают клитор, что не только может негативно отразиться на сексуальной жизни, но и может привести к сепсису, поскольку ни о какой санитарии в данном случае речи не идет. Порой эта процедура проводится еще в детском возрасте.

Молодым людям не лучше, чем девочкам, поскольку у них отрезается одно яичко. Конечно, с одним яичком можно жить так же хорошо, как и с двумя, но все же. Предполагается, что это позволит исключить рождение двойни, что согласно поверьям некоторых народов, считается позором. В общем можно сказать, что уже сам факт необрезанности считается некоторыми племенами позорным. К счастью, такие обычаи бытуют не у всех африканских народов.

Что касается добрачных половых отношений, то здесь все очень неоднородно. Наряду с племенами, которые попали под влияние христианства и ислама, и требуют, по крайней мере от девочек, хранить девственность до брака, есть и другие.

Такие придерживаются древних обычаев, и не только не запрещают своим потомкам вступать в половые отношения, но и поощряют сексуальное экспериментирование в любом возрасте, когда детишкам приспичит. Считается, что ранее экспериментирование само по себе радует духов предков, которые с того света смотрят на потомков и радуются, что они способны плодиться и размножаться.

Таким образом, в понимании этих людей, занятие любовью, является чем-то вроде священнодействия. Естественно, никакого стыда по этом поводу они не испытывают. Интересно и то, что количество преступлений на сексуальной почве в таких сообществах (по сравнению с «высокоморальными» социальными группами) просто мизерное.

  • Сама церемония бракосочетания может сильно отличаться даже у соседних племен. В некоторых племенах невеста должна добраться от дома родителей до своего нового пешим образом, да еще и со всем приданым в руках, на голове и на спине. Перед этим ее отец должен плюнуть на дочь «на счастье», а когда она подойдет к дому жениха, ее начинают обругивать местные женщины, естественно, «на счастье».
  • После этого начинается собственно торжество, которое в принципе ничем не отличается от свадебных традиций народов всего мира. Иными словами, церемония представляет собой ритуальную часть, с призыванием благословений, после чего начинается обычное, то ли пиршество, то ли пьянка, которые сопровождаются танцами и иногда, по желанию, как и в России – дракой.
  • Интересно, что перед первой брачной ночью, в тех племенах, где сохранению девственности придается большое значение, опытные женщины устраивают невесте своеобразный мастер-класс, в ходе которого рассказывают и показывают все подробности постельного мастерства.

Отдельные народы и вовсе решили не пускать это дело на самотек, и, чтобы проследить, что невеста не оплошала, и оставила жениха удовлетворенным, отправляют пожилых женщин под брачную кровать, чтобы сомнений не оставалось. Может, конечно, они это делают и из лучших побуждений, но как-то сложно поверить в то, что жених останется удовлетворенным, зная, что под его кроватью старух битком набито.

Служители африканских культов

Хотя основная масса африканцев исповедует любо ислам, либо христианство, вид они имеют весьма специфический. В частности, в ходу обычаи, которые другие христиане и мусульмане по большей части уже позабыли, например, то же женское обрезание. Так что местное христианство и ислам имеют весьма архаичный вид.

К тому же эти религии смешались и с чисто африканскими религиями, которые в том или ином виде являются разновидностями шаманизма с местной спецификой. В итоге для жителя Африки нормально клясться в своей истовой приверженности той или иной «истинной вере», при этом регулярно посещая местного колдуна или шамана. Одним словом, примером здешнего христианства можно считать афро-карибский культ вуду или бразильскую сантерию, и с исламом дело обстоит примерно так же.

Колдун здесь является очень важным человеком, который не только хранит традиции и предания, но и лечит (нередко очень успешно) и выполняет роль психотерапевта (стоит помнить, что некоторые древние практики в этом плане удивительно эффективны).

Конечно, он выполняет и различные магические процедуры. Их можно признавать или не признавать, но они пользуются спросом по сей день не в одной только Африке. Стоит отметить, что, по отзывам исследователей, среди африканских шаманов и колдунов, встретить шарлатана намного сложнее, чем в Европе, где мошенники как-раз составляют большинство.

Культурологи объясняют то тем, что в традиционных обществах от шамана или колдуна требуют реальных результатов, а не пустословия, как это нередко происходит у нас.

Более того, в течение столетий плохих колдунов и шаманов, которые попадались на непрофессионализме, просто убивали или изгоняли из племени, что по сути означало одно и то же. Так что местные колдуны прошли многовековой отбор, который во многом и определил их высокую квалификацию.

Маски народов Африки

В деле изготовления масок, африканцы достигли невероятного мастерства, впрочем, как и в изготовлении статуэток. Маски делаются, как правило, из дерева, и с их помощью выполняются те или иные магические обряды. Можно сказать, что маска позволяет адепту погрузиться в более глубокое измененное состояние сознания, придав ему четко определенную специфику.

Если человек обучен и настойчив, не растрачивает силы попусту, то из этого состояния он может проводить определенные действия, которые приводят в его (или клиента) жизнь те или иные изменения. Кстати, по этой же причине путешественникам не рекомендуют покупать африканские маски в качестве сувенира, поскольку неизвестно, какое прошлое стоит за этими предметами.

Несмотря на чисто европейское недоверие, к настоящему времени накопилось много сообщений о резком ухудшении здоровья, полосе выраженных неудач и о прочих негативных последствиях, начавшихся после приобретения таких масок. Так что с африканской магией лучше не шутить, ибо полностью эта сфера человеческой деятельности так и не исследована.

В этом плане совершенно особенным местом является небольшой город Уида, что в Бенине. Как известно, именно здешние колдовские традиции положили начало культу вуду, который правильнее называть «воду». Городок же считается неофициальной столицей всех вудуистов. Почитают это место и последователи других африканских традиций. В 1993 году в Бенине даже стали официально отмечать День Воду.

Удивительная Эфиопия

Африка удивительна вообще, а Эфиопия – удивительна в квадрате. Здесь сочетаются диаметрально противоположные традиции, о которых стоит упомянуть хотя бы вкратце. Например, основными трудягами страны, как и на всем континенте, являются женщины.

Представители сильного пола выполняют роль охотника за животными или за деньгами. При этом заниматься дойкой овец или коз, а также собирать мед разрешается только мужчинам. Приготовление пищи разделено между женщинами и мужчинами: первые готовят пищу и напитки в сосудах, а вторые – на открытом огне. Нарушить эти требования – значит опозориться.

  • Один из народов Эфиопии совершенно не возбраняет внебрачных связей, но рожать дозволяется только от официального супруга. Если же женщина забеременеет от кого-то другого, она, в соответствии с местной духовностью, должна сделать аборт.
  • Если она его все же родит, то должна убить сразу же после рождения. К таким неправильным детям причисляются и законные, которые родились без благословения старейшин. Впрочем, список неправильных детей достаточно внушителен. Отчасти примыкают у к ним и те взрослые, которые родили таких чад и не уничтожили их.
  • Есть традиции и касающиеся питания: например, в некоторых племенах, беременным женщинам запрещают есть блюда и продукты определенного цвета, а будущим женихам разрешается употреблять продукты только животного происхождения.
  • Кстати, принимать еду, наливать напитки и подавать что-либо другим людям (не только еду) разрешено только правой рукой, ибо левая почти по всей Африке считается нехорошей рукой. А вот чашку кофе следует брать правой рукой, обязательно поддерживая ее под локоть левой конечностью.

Разумеется, обставлены традициями и роды. Большая часть населения страны – православные, и здесь ревностно придерживаются библейских предписаний относительно нечистоты. Согласно им, женщина после родов является нечистой 40 дней, поэтому здешние женщины после родов удаляются вообще в другой дом, чтобы избежать близости с мужем и не осквернить благоверного.

А поскольку, женщина, как известно, является «корнем всех зол», то родившая девочку считается дважды нечистой, и ее срок очищения увеличивается до 80 дней. Более того, в некоторых племенах девочек считают не детьми, а гостями. Но работой их не обременяют, поскольку знают, что после замужества на них будут пахать едва ли не в прямом значении этого слова.

Одно из эфиопских племен и вовсе запретило любое общение дочерей с их матерями, доверяя их воспитание только родственникам мужского пола. Видимо, местных мужчин чем-то тещи напугали. Самое забавное, что у этого народа рождение девочки считается хорошим знаком.

Впрочем, так считалось и у многих первобытных племен, которые понимали, что женщина – это дети, а дети – это будущее племени. Здесь же все еще практичнее, поскольку выкуп дают именно за девочек, а не за мальчиков.

Несмотря на то, что во многих частях Черного континента к добрачным отношениям относятся совершенно спокойно, да и полиандрия, а порой и промискуитет, никого не удивляют, найти регион, где поощряли бы однополые отношения довольно сложно.

Во всяком случае, даже подозрение в гомосексуализме здесь грозит серьезным падением статуса. Если же вина будет доказана, то шалунов, в лучшем случае изгонят из племени, а то и просто убьют. Это считается здесь священным долгом, поэтому «грохнуть» могут и приезжего «голубя», так что геям нарываться не стоит. Что касается лесбийской любви, то о наказаниях за нее этнография умалчивает. Да и какая лесбийская любовь, когда столько дел?

Традиции самых диких африканских племен

Все большее число племен втягивается в современный образ жизни, надеясь на блага цивилизации. Правда, есть и такие, которые (во многом небезосновательно) считают, что отказ от традиций приведет лишь в бескрайние трущобы африканских городов, а не в сытую и комфортную европейскую или американскую жизнь, и поэтому придерживаются образа жизни своих предков.

К числу таких можно отнести племя мурси, которое во многом и в самом деле живет лучше и свободнее городских африканцев. Однако прославило их не это, а традиция носить в нижней губе здоровенный керамический диск. Во всяком случае это делают женщины.

Есть и другие обычаи. К их числу можно отнести и тотальный пирсинг, когда в теле носится невероятное количество самых разных предметов, и не менее тотальное шрамирование, когда на теле места живого не остается. Некоторые народы подпиливают передние зубы, некоторые их выбивают, некоторые смазывают волосы глиной, что превращает прическу в вечный комок, некоторые окрашиваются в белый или красный цвет или растягивают уши ниже плеч… Всего не перечислить.

Африканский Новый год

Здесь, как и в Европе, наряжают дерево. Естественно, ни о какой елке речи не идет, за неимением таковой. Да и никакого места в африканской мифологии наша вечнозеленая красавица не занимает. Здесь аналогом этого дерева, пользующимся такой же вечноцветущей славой, является пальма. Вот ее-то африканцы и украшают, только не фабричными изделиями из стекла, а свежими фруктами, благо в Африке их в избытке круглый год.

Интересно, что процесс украшения пальмы фруктами носит особый характер. Например, подвешивая каждый плод, следует загадывать желание. Но на этом дело не заканчивается. Теперь нужно отыскать зеленый орех, который, в случае успешных поисков, должен принести удачу.

Правда, эта традиция в настоящее время сильно обесценилась, поскольку специально к празднованию Нового года по городам разбрасывается огромное множество зеленых орехов, которые трудно будет не отыскать, а проигнорировать.

Описанный выше ритуал, является африканизированным аналогом европейского Нового года, который, в свою очередь, обнаруживает много общего с тюркско-монгольским жертвоприношением богу Нижнего Мира – Эрлик-хану.

Однако есть в Африке и более архаичные и аутентичные традиции встречи Нового года. Как и в большинстве традиций, этот день приурочивался к какому-либо значительному событию в жизни племени. Чаще всего это был успешный сбор урожая, который гарантировал сытую жизнь на весь будущий год. Были и охотничьи аналоги, и рыболовные. К сожалению, увидеть их своими глазами становится все труднее.

Вообще говорить об Африке обобщенно довольно сложно, поскольку на территории этого континента проживает такое огромное количество народностей, что на одно их перечисление способен редкий специалист. Достаточно упомянуть, что некоторые народы представлены лишь парой тысяч человек, по-прежнему живут в труднодоступных местах, и вступают в браки только внутри своего сообщества.

Естественно, есть в Африке и регионы, которые мало чем отличаются от Европы или Ближнего Востока, за исключением более низкого уровня жизни и темной пигментации местных жителей. Однако описывать их традиции вряд ли будет интересно. В конце концов, Африка ценна своими древними традициями, а не отказом от них, и попытками имитировать другие культуры и цивилизации.

Традиции некоторых африканских племен

Церемония наступления половой зрелости (puberty)

Этот обряд проводится для того, чтобы отметить момент перехода от периода детства к зрелости. В различных племенах данный обряд называется по разному – «Коба» (Khoba) или «Вуша» (Vusha). У юношей этот обряд более сложный, нежели у девушек. У большинства народов банту практикуется обрезание, а также эксцизия клитора и половых губ. Инициационные обряды религий Африки, связанные с превращением юноши в воина, более сложные, они направлены на укрепление единства членов тайных союзов, таких как May May у народа кикуйю в Кении; этот союз сыграл значительную роль в освобождении страны.

Обряд puberty для девочек

Обычно девушек заставляют повторять правила полового поведения с акцентом на недопустимость потери девственности до замужества и демонстрацией того, как этого можно избежать, поддерживая близкие отношения с мужчиной. В некоторых племенах, девочек бьют и держат в воде на протяжении всей церемонии. Обряд заканчивается ритуальными танцами. Значение этой церемонии заключается в том, чтобы показать девочкам, что они уже не дети.

Биале (Byale) –

обряд подготовки девочек к замужеству проводится в племенах лобеду, венда и других северных племенах. Задача данного испытания сводится к воспитанию в девочках кротости, терпения и выносливости – необходимых в замужней жизни качеств. Церемония начинается рано утром. Девочки надевают кожаные пояса и одежду, изготовленную из трав. В течение всего дня они выполняют очень тяжелую работу с периодическим участием в таких испытаниях как прыжки на одной ноге, собирание камней и даже съедание небольшого количества свежего коровьего помета. В течение всей процедуры девочки должны быть приветливы и вежливы со всеми жителям деревни, а также сохранять присутствие духа. В случае ошибок или нарушений их жестоко наказывают и бьют. В некоторых племенах этот обряд сопровождается вырезанием или рассечением клитора. Церемония заканчивается поздно вечером песнями и танцами.

Обрезание (circumcision)

Широко распространено во всех племенах народов банту и является большим событием в жизни мужчин племени. Считается, что через это испытание обязан пройти каждый мужчина. В противном случае к нему меняется отношение со стороны соплеменников и в дальнейшем для него будет проблематично завести семью. Перед этим мальчики проходят специальную подготовку, которая в разных племенах проводится по разному, однако смысл её во всех случаях сводится к изучению и соблюдению правил, норм поведения и различных запретов (табу). При этом «учителя» строго следят за прохождением подготовки и жестоко наказывают ее участников при малейшем отступлении от установленных правил. В племенах педи мальчики, готовящие себя к обряду, обязаны работать в течение нескольких лет на главу деревни, где должна происходить эта церемония. Задача данного этапа обучения, заключается в воспитании в будущих мужчинах смелости, мужества и выносливости. Церемония проведения обрезания является большим событием для всей деревни. После совершения обряда все мальчики направляются в заранее построенные хижины. В них они будут жить в течение трех месяцев под строгим контролем своих учителей и продолжать изучение законов, традиций, обрядов, получать навыки охоты, готовя себя тем самым к супружеской жизни. Король зулусов возродит обрезание для профилактики ВИЧ-инфекции Король зулусов ЮАР его величество Гудвил Звелетини (Goodwill Zwelithini) заявил о намерении возродить обряд обрезания мужчин в целях профилактики ВИЧ-инфекции, сообщает BBC.
Об этом национальный лидер зулусов заявил на традиционном празднике Уквешвама, в ходе которого молодые люди проходят ритуалы посвящения. По сообщению местных СМИ, заявлению монарха предшествовали консультации с властями провинции КваЗулу-Натал.

Согласно конституции ЮАР, король зулусов не имеет реальной власти, однако является символом национального единства зулусов и хранителем национальных традиций.
Обрезание юношей было отменено основателем государства зулусов Чакой в начале XIX века. Чака был недоволен тем, что подвергнувшиеся обрезанию молодые воины на несколько дней выбывали из строя и не могли участвовать в боевых действиях.
ЮАР занимает одно из первых мест в мире по уровню распространения ВИЧ/СПИДа. Число ВИЧ-инфицированных в стране превышает 5,2 миллиона человек, носителями вируса являются 17 процентов жителей ЮАР в возрасте 15-49 лет. Одним из наиболее неблагополучных по ВИЧ-инфекции регионов страны является населенная зулусами провинция КваЗулу-Натал.

Обрезание крайней плоти одобрено Всемирной организацией здравоохранения в качестве одной из мер борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа в Африке. По данным ВОЗ, эта процедура снижает риск заражение мужчины ВИЧ при гетеросексуальных контактах на 40 процентов.

Обряды долины Омо

ОБРЯДЫ ДОЛИНЫ ОМО

Komana (Kotapa) — обряд дождя

Komana (Kotapa) – обряд, известный под названием «обряд дождя», он связан с традиционным верованием банту в духов своих предков. Народы банту считают, что человек не умирает, а только переходит в другую форму существования. По их мнению, души умерших помогают племени и его народу в преодолении различных трудностей, однако одновременно они могут и наказать племя или отдельных его членов, если жители будут забывать их или нарушать обряды и обычаи. Считается, что духи предков живут до тех пор, пока о них помнят соплеменники.
Этот обряд проводится в племени лобеду два раза в год для посвящения детей в глубочайшие секреты племени. По сути своей обряд очень болезненный. Юноша или девушка проходит сначала через строй, а затем им делают четыре надреза на каждой щеке ото рта до уха. Затем всем, прошедшим посвящение показывают священные барабаны, один из которых является главным – это барабан вызывающий дождь (the Rain drum).

Одновременно участникам церемонии рассказывают о духах предков, которых необходимо всегда помнить и приносить им жертвоприношения, в противном случае предки обидятся и накажут любого, если ими будут нарушены нормы поведения и законы племени.

Многие обычаи и обряды народов банту связаны с супружескими отношениями. Для этих народов характерно ассоциировать половые отношения между мужчиной и женщиной, как процветание, благополучие и плодородие. В тоже время считается, что это оказывает сильное влияние на природу и здоровье окружающих. Любые отклонения (выкидыш, аборты и рождение двойни) рассматривается серьезной угрозой дождю, а соответственно урожаю и благополучию всех жителей деревни. В деревне племени педи, если женщина делает аборт, ее жители до выпадения дождя обязаны провести соответствующий ритуальный обряд. В племени лобеду считается, что рождение близнецов может вызвать засуху, чтобы избежать этого, близнецов принято временно помещать во влажную землю. Во всех племенах южных банту рождение внебрачных детей считается серьезным нарушением законов. Девочкам, достигнувшим половой зрелости, запрещено иметь ребенка до замужества, при этом мать обязана следить за тем, чтобы дочь сохранила свою девственность до брака. В разных племенах выбор спутника жизни происходит по-разному. В племенах суто юноша должен жениться на дочери брата матери, если они подходят друг другу по возрасту. В племенах нгуни и шангаан-тсонга, наоборот, браки между родственниками запрещены. Некоторых девушек народов венда, лобеду и других северных племен могут выдать «замуж» за вдовцов, живущих в деревне. В будущем, им будет указано, от какого мужчины они смогут родить ребенка.

Лобола

(lobola) – обряд выкупа невесты, является наиболее широко распространенным среди народов банту. Суть его заключается в возмещении ущерба деревне, откуда родом невеста, за потерю одного из ее членов. Этот обряд тесно увязывают с процессом бракосочетания. Обычно, перед тем как девушка уйдет в дом к будущему мужу, он обязан обговорить с ее отцом размер и условия выплаты лоболы. Размер выкупа порой бывает таким большим, что лобола выплачивается полностью только после рождения первого, а чаще второго ребенка в семье. Считается, что дети не могут принадлежать отцу, пока он до конца не выплатит лоболу. Ни один брак не может рассматриваться как полноценный, если в семье нет детей. В случае смерти жены, которая не сумела родить ребенка, место умершей супруги обязана занять ее сестра или одна из ближайших родственниц, при этом мужчина не обязан выплачивать за нее лоболу. Церемония бракосочетания (Marriage). Невеста начинает подготовку к свадьбе задолго до проведения церемонии. В течение нескольких дней девушка находится в одиночестве, подготавливая себя к встрече с мужем. Обычно она раскрашивает лицо охрой или красной краской. Утром, в день свадьбы, в хижину невесты приходит ее будущий супруг и они вместе проводят несколько часов, до тех пор пока не будет готова пища для всех жителей деревни. После того как все приготовления к свадьбе будут завершены, жители деревни совершают ритуальные танцы.

После чего все приступают к застолью. Свадебная церемония может продолжаться до двух-трех дней, после чего муж уводит свою жену к себе в дом. При этом, мать дочери провожает ее криком, показывая тем самым большую утрату для семьи и племени. Ритуал захоронения происходит на следующий день после наступления смерти у одного из членов племени. На похоронах обычно присутствуют все родственники и знакомые, которые знали покойного лично. В ночь перед проведением церемонии, все родственники и знакомые собираются вместе и исполняют ритуальные танцы и песни до самого утра. На следующий день гроб помещается в фургон и в сопровождении священника из ближайшей церкви, к которой принадлежал покойный, отвозится на кладбище. После окончания ритуала все принимающие в нем участие выражают соболезнование семье и близким покойного, при этом, обмыв руки в тазу с водой, они сдают деньги семье в знак материальной помощи и компенсации затрат на похороны. Лица азиатского происхождения и общины цветных в большинстве своем исповедуют мусульманство и индуизм. В связи с этим им присущи традиции, обычаи и обряды, характерные для этих религий. Христианские праздники они не отмечают, проводят их как обычные выходные дни. Следует также отметить, что среди них сильны семейные традиции и почитание родителей. У мусульман распространен обряд обрезания, но он не имеет общей религиозной основы с таким же обрядом у народов банту.

ПРАЗДНИК ВУДУ

10 января в Бенин (государство в западной Африке), в приморский городок Уида, считающийся неофициальной столицей религии вуду, со всего мира съезжаются тысячи поклонников мистических африканских культов. Они приносят жертвы различным божествам, принимают участие в мистических ритуалах, просят помощи у шаманов. Религия Вуду характеризуется прежде всего верой в то, что мир населен добрыми и злыми духами, от которых зависит здоровье и благосостояние людей. С 1993 года день Вуду официально провозглашен национальным праздником.

Представители традиционных африканских мистических культов со всего мира встречаются в приморском городе Уида, который считают колыбелью вуду, чтобы вместе вознести молитвы богам и духам и принести им жертвы.
Прямо на пляже под пальмами каждая из сект вуду воздвигает свою палатку, в которой можно принести в жертву петуха, поучаствовать в обрядах и ритуалах Вуду, а новичкам — вступить в члены братства.
Самые высокопоставленные гости отправляются в резиденцию духовного лидера приверженцев вуду Даагбо Хунон Хунана, который предлагает им роскошное пиршенство.
День вуду стал национальным праздником в Бенине в 1993, когда у власти находился президент Нисефоре Согло. Утверждается, что вудуизм помог ему спастись от смерти. В знак благодарности он решил придать культу у себя в стране официальный статус.
Однако в 1996, вскоре после того как Согло вынудили покинуть пост, новый президент Матью Кереку попытался запретить праздник, заявив, что Бенин — государство светское, и государственному вуду в нем не место. Однако парламент, занявшийся рассмотрением этого вопроса, отверг предложение нового президента.
Это еще больше усилило влияние вуду в стране, и президент решил больше на культ не покушаться.
Интересно, что сам Кереку был сыном жрицы вуду по имени Йокоси, которая, как считают, защитила его от порчи, которую могли попытаться нанести его враги.
В племени сомба, проживающем на северо-востоке Бенина, всех детей с младенчества защищают от злых духов. И Кереку, член этого племени, не был исключением.
Любой, кто попробует покуситься на сомба, используя силы зла, может, не зная того, подписать смертный приговор самому себе.
Говорят, в 1970-е враги не раз пытались похитить душу будущего президента при помощи того, что здесь принято называть зомбированием.
Но как однажды сказал сам президент, «они напрасно тратят время. Они не могут украсть мой голос или заставить меня молчать. Ветка никогда не сломается в руках хамелеона».
Хамелеон — это прозвище Кереку. Похоже, он продолжает верить в ведьм и духов вуду, хотя и называет себя «возвращенным христианином».
В марте 2006 в Бенине прошли выборы, в которых победил оппонент Кереку — экс-глава Западноафриканского банка развития Яи Бони, набрав 74,51% голосов. О своем отношении в вудизму он его не заявил.

Новый Год в Африке

Всё разнообразие традиций празднования Нового Года в странах мира сводится к идее торжественного оформления перехода природы, мира на следующий годовой цикл существования. Смысл этого праздника — подведение итогов очередного прожитого отрезка жизни. Осмысление и оценка совершенных за «подотчётный период» грехов и добрых дел, плюс мечты о будущих новых добрых делах, а заодно — кто будет отрицать? — и новых грехах…
Поэтому следует принципиально отличать новогодние празднества от близких к ним по срокам рождественских. Рождество — праздник вневременный. Благодарное приветствие Богу, который однажды пришёл в мир Человека, чтобы спасти его и, в конечном счёте, за него погибнуть. Повторяясь каждый год, Рождество тем не менее лишено идеи повторяемости и, соответственно, обязательного элемента предвкушения новизны, изменений в жизни. Возможно, поэтому — в виде компенсации — именно на Рождество сегодня дарится максимальное количество подарков: празднующие как бы ассоциируют себя с волхвами из библейского мифа… По статистике, у западного человека, скажем, на рождественские подарки и покупки для дома уходит до 25 процентов годового бюджета, т.е. Рождество, вопреки своей религиозной, теогонической сущности, стало самым консюмеристским изо всех праздников… В отдельных странах, как например Конго, оно даже почти вытеснило торжества новогодние, стянув на себя их сакральные функции. Но сегодня поговорим больше о собственно Новом Годе. О том, как его в празднуют обитатели и гости Африки, а также выходцы с Чёрного континента.
… Приход нового года — вещь, конечно, условная, и в разных регионах Африки, как и во всём мире, эта дата привязана к самым разным срокам и сезонам. Она может быть отнесена к первой дате формального календаря, к датам официальной либо мифологической истории, к началу сезона дождей, к старту сельскохозяйственных работ, или т.п. Во многих странах в качестве новогодней ёлки наряжаются пальмы, а в Уганде, например — древовидный можжевельник.

Самый ранний африканский календарь — если не первый вообще в мировой истории — возник в Древнем Египте несколько тысячелетий назад. Празднование начала нового года было привязано к первому предутреннему восходу Сириуса, поскольку тот совпадал с началом разлива Нила, — имевшим, как известно, в жизни египтян основополагающее и жизненосное значение. При праздновании начала года в течение месяца по Нилу перевозили статуи бога Амона с его женой Мут и сыном Хонсу. После всех торжеств статуи возвращались восвояси — в храм Амона в Фивы.

Праздник Энкутаташ (Эфиопский Новый год), Эфиопия

В Эфиопии Новый год наступает 11 сентября. Дата приурочена к окончанию больших дождей и началу сбора урожая. В новогоднюю ночь устраиваются праздничные шествия, всяческие игры и гулянья, молодёжь соревнуется в прыжках через огонь.

В настоящее время Эфиопия является едва ли не единственным государством в мире, где до сих пор пользуются юлианским календарем не только в церковной, но и в светской жизни. Эфиопский календарь отстает от привычного нам на семь лет и восемь месяцев.

В переводе с эфиопского Энктутаташ означает «День подношения драгоценностей». По преданию, дата наступления нового года была утверждена еще царицей Савской. После ее возвращения от царя Соломона из Иерусалима восторженные подданные встретили ее подношением драгоценных камней. Возвращение царицы стало началом новой эры для Эфиопии, императоры которой вели свой род от царя Соломона и царицы Савской.

Царица Савская скачет в Иерусалим Крупнейшие торжества по случаю нового года проходят в церкви 14-го века — Костеле Йоханнес (св. Иоанна) в городе Гайнт в штате Гондар. В течение трех дней красочная процессия готовится встречать Новый год, священники читают псалмы, проповеди, молитвы и гимны. Также широко празднуется Энкутаташ неподалёку от Аддис-Абебы, в церкви Рагуаль на горе Энтото.

По традиции, отмечать праздник начинают еще вечером 10 сентября. Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из деревьев длиной около 6 метров сооружают на главной площади Аддис-Абебы, и король (губернатор или президент) под аплодисменты и улюлюканье толпы поджигает факелом этот костер. Огонь — это знак тепла. Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда упадет обгоревшая вершина дерева. Существует поверье, что она укажет ту сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это знаком Бога.

Дети готовятся встречать Энкутаташ Рано утром люди, одетые в национальные одежды, идут в церковь. После церкви они отправляются по домам, чтобы на семейной трапезе отведать инжеры (белый плоский хлеб) и уат (тушёное мясо).

Но Энкутаташ не только религиозный праздник. Он означает также и конец сезона сильных проливных дождей и приход весны. В этот день дети наряжаются в красочные одежды, плетут из цветов венки и раздают их. Девочки ходят по домам и поют в ожидании денежного вознаграждения, а мальчики продают картины, которые они сами нарисовали. Вечером идут навестить друзей и родственников и выпить теллы (традиционное эфиопское пиво). Пока взрослые заняты обсуждением их надежд на будущий год, дети идут тратить заработанные деньги. С недавнего времени для зажиточных граждан стало обычным посылать друг другу поздравительные открытки, вместо традиционного букета цветов.

На Канарских островах — испанокультурных, но географически относящихся к африканскому региону, — Новому Году предшествует День Простодушных, аналогичный нашему 1 апреля. В течении суток 28 декабря местные жители безудержно разыгрывают друг друга и приезжих туристов. А в момент прихода Нового Года местный житель по старинному испанскому обычаю старается съесть двенадцать виноградин, по одной на каждый удар часов, — это необходимо для исполнения всех желаний в новом году.

В Тунисе накануне новогодних праздников проходит Фестиваль Сахары, довольно зрелищный, с соревнованиями наездников, слушанием арабской музыки и арабской поэзии, а также привязываемыми к этим дням свадебными церемониями. В Кении Новый год принято праздновать на воде. В этот день кенийцы купаются в реках, озерах, в океане, катаются на лодках и поют. В Кот-д`Ивуаре племя абиджи, помимо ритуальных плясок и медитаций, проводит гонки на четвереньках с куриным яйцом во рту. При этом важно не раздавить скорлупу — символ хрупкости человеческого бытия…

Можно до бесконечности перечислять особенности новогодней традиции в разных странах Африки. Но, безусловно, универсальным африканским праздником Нового Года, распространённым уже везде, где есть чёрная диаспора, стала в последние десятки лет КВАНЗА.

кванза

«За Родину — чёрную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего всё большое и малое!»

Этим гимном заканчивается каждый раз празднование Кванзы. Новую традицию основал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского Университета Маулана Каренга, в ответ на гонения на афроамериканцев в 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса. Целью его было восстановление и развитие африканской идентичности, утерянной потомками чернокожих рабов. Концепция Кванзы восходит к торжеству первого урожая, тысячелетиями проводимого в различных частях Африки; название — к суахильскому выражению mutanda ya kwanzaa «праздник первого плода».

Отмечается Кванза чернокожими землячествами всего мира с 26 декабря по 1 января. В течение всех семи ночей, в которые происходит праздник, последовательно зажигаются семь разноцветных свечей и обсуждаются семь основных принципов, призванные сохранить дух африканских церемоний «первого урожая»: единство, самоопределение, совместная работа и ответственность, совместная экономическая деятельность, цель, творчество, вера… Последний день Кванзы, 1 января, посвящён размышлениям.

Кванза не связана ни с религией, ни с политикой. Это очень философичный и очень тонкий праздник, ведь Чёрная Африка — колыбель мировой цивилизации. В доме, где празднуется Кванза, должно быть семь символов, каждый из которых носит определённый исторический смысл: тканый коврик, футбольный кубок, проростки, семена, подарки, канделябры и свечи. Главный символ Кванзы — семисвечник Кинара (не путать с еврейской Менорой) — состоит из центральной черной свечи, горящей в первую ночь, трёх красных и трёх зелёных. (Это цвета единого панафриканского флага, созданного выходцем с Ямайки Маркусом Гарви.)
Kwanzaa-Myers

Кванза синкретична. Те, кто её отмечает, изначально принадлежали к разным религиям и конфессиям, поэтому в рамках неё обычно отмечают и Рождество, и Хануку, и другие конфессиональные праздники. А в афроамериканских общинах некоторые имамы и патеры включают элементы Кванзы в свои богослужения. Есть основания полагать, что у Кванзы большое будущее, что этот праздник станет со временем одним из факторов, которые объединят саму Африку, и будут способствовать модернизации менталитета африканцев и их интеграции в современный мир.

Похоронные обряды племен Африки. Традиции, обряды

Здесь поклоняются предкам и духам природы. Считается, что после смерти душа отправляется в «деревню предков», где становится одним из покровителей своего племени.

Чтобы душа нашла путь в деревню и не заблудилась в Царстве Смерти, заботливые родственники кладут в гроб тотем — деревянную фигурку лошади, собаки, буйвола или человека.

По преданиям, в тотем вселяется дух. Он-то и помогает покойному найти заветную деревню. В Африке на похоронах всегда присутствует колдун. Ему поручается много ответственных ритуалов и обрядов. Например, если причина смерти непонятна, колдун вводит в транс двух мужчин. Мужчины берут умершего и, войдя в состояние транса, бегают по всей деревне, пока не “находят” виновного в смерти.

Перед похоронами умерший лежит у дома несколько дней, а то и месяцев. В это время тело окуривается травами, шаман колдует, произнося только ему известные заклинания. Когда обряды завершены, покойного заворачивают в шкуру и хоронят. Африканцы обычно закапывают мертвых в землю, но иногда оставляют в доме или строят для тела специальную хижинку. Кстати, хоронят обязательно, даже если самого тела нет.

Например, если человек утонул, в гроб наливают немного воды с реки, которая отняла жизнь, и призывают дух умершего в нее войти. Если человека задрал зверь, в могилу помещают немного земли с того места. Не хоронят в Африке только преступников.

LiveInternetLiveInternet

Племя банту является одним из многочисленных центральноафриканских народов, оно состоит из более чем 400 народностей.

Банту является группой этносов, в нее входят зулу, руанда, малави, рунди, макуа, конго, коса, шоно, чокве и другие народы.

Живут они повсеместно южнее Сахары. Они есть не только в Центральной Африке, но и в Восточном и Южном субрегионе, общая численность Банту более 20 млн человек.

Независимо от места проживания и названия племени у банту общий язык и традиции, некоторые используют несколько языков, но основным является суахили.

Многие ученые считают, что племя банту, готтенготов и бушменов прародителями особой южноафриканской расы, но точных данных о банту и их истории у ученых нет.

Характерные черты племени банту

У представителей этого народа темный оттенок кожа, жесткие, спирально завитые локоны, переносица у них расположена низко, нос у этих людей широкий, губы массивны.

Люди банту высоки, их рост часто превышает 180 см. Они легко идут на контакт с туристами, дают себя сфотографировать и проводят с туристами экскурсии, на чем хорошо зарабатывают.

  • Что касается религии, она у народностей банту различна, распространены у них древние языческие верования, а также христианство и ислам. Они почитают религию в обрядах и в быту.
  • Когда-то банту, как все первобытные народы в качестве одежды использовали только набедренные повязки из трав и шкур животных, изготовляли они их самостоятельно, однако сейчас большинство из них внешне мало отличаются от европейцев.
  • Однако у них сохранился свой фольклор, традиционные сказки о природе, оригинальные танцы и песни, также у них много эпических сказаний и преданий, культура Африки по-прежнему очень важна для них.

Живут Банту обычно в деревнях, их размеры и планировка могут достаточно сильно различаться. Их обычным жилищем является круглый, плетеный дом, часто дома покрыты глиной.

В ЮАР банту штукатурят и расписывают свои дома. На севере и юго-востоке своего ареала, они строят дома прямоугольной формы с двух или четырехскатной крышей, также она может быть выполнена в форме плоского пласта земли.

Основным занятием племени остается земледелие, они выращивают кукурузу, сорго, батат, тыкву, просо, кунжут и различные бобовые. Многие племена банту также занимаются скотоводством, бортничеством, охотой и также часто совмещают несколько занятий.

Охота стала у них быстро развиваться в позапрошлом веке, когда на их земле появилось огнестрельное оружие, также повысился спрос на слоновую кость.

Считается, что современный народ банту произошел от земледельческого народа, 3000 лет назад проживавшего на территории нынешнего Камеруна, далее они постепенно двигались на юг и восток и оттесняли скотников и собирателей.

Они расселились во влажных тропических лесах, принесли с собой земледелие и металлургию. Древние банту умели обрабатывать железо, они сформировали около реки Конго развитый металлургический центр, там велась обработка меди, и производились медные изделия.

До колониального периода у банту были простейшие государственные формы, обычные для разложения первобытнообщинного строя, но их политические образования были достаточно слабыми, поэтому у них не было возможности противостоять колонистам.

В итоге практически все земли банту в 19 веке были колонизированы европейскими государствами. Нужно сказать, что подобная судьба постигла практически все страны Африки и африканские народы.

  • Сейчас это вполне цивилизованный народ. Они переняли у европейцев традиционные современные формы жизни.
  • Среди банту сейчас есть и политики, и деятели культуры. Они являются одной из цивилизованных африканских народностей, среди них нет случаев каннибализма и других древних жестоких африканских традиций.
  • При этом они сохранили традиционный африканский колорит. В племенах также сохранился патриархальный строй и древняя культура, есть жрецы и вожди, люди с удовольствием участвуют в традиционных ритуалах.

В древности этот народ опережал в развитии многих соседей, сейчас эта тенденция сохранилась, банту продолжают оставаться одним из развитых африканских племен.

Они научились извлекать пользу из интереса к себе со стороны туристов, помимо экскурсий, они дарят им различные поделки и меняют их на какие-либо европейские товары.

В товарном обмене у племени также большой опыт, они вели меновую торговлю с европейцами еще в начале колониального периода, тогда они предлагали медные и железные поделки и получали у европейцев различные безделушки.

В целом, это весьма интересный и самобытный народ, они чтут традиции и одновременно смотрят вперед, чем выгодно отличаются от многих африканских племен, оставшихся в первобытном состоянии.

Вообще, Южная Африка является весьма интересным местом для путешественника и человека, любящего, что-то новое и неизведанное.

Племя Банту среди народов Центральной Африки

Одним из многочисленных народов Центральной Африки называют Банту, однако необходимо понимать, что под этим терминов объединяют большое количество (более 400) народностей. Таким образом, банту – это группа этносов, среди которых имеются:

зулу;

руанда;

малави;

рунди;

макуа;

конго;

коса;

шона;

чокве.

Встретить их можно во многих местах, южнее пустыни Сахара. Помимо Центральной Африки представители банту есть также в Южном и Восточном субрегионах. Общая же численность составляет около 200 миллионов людей.

Общим для банту является язык и почитаемые традиции. У некоторых их них используется разу несколько языков, однако чаще всего можно услышать именно суахили.

Многие учёные называют племена банту вместе с готтентотской и бушменской народностями прародителями Южно-Африканской расы. Однако и сейчас наука не владеет всеми точнейшими данными о банту, не ведома и вся их история.

Внешность стандартного представителя банту можно описать так:

тёмный оттенок кожи;

жёсткие локоны, завитые спирально;

низко расположенная переносица;

широкий нос;

рот с массивными губами;

большой рост, иногда больше 180 см.

Люди из племён банту весьма контактные, легко общаются с туристами, предоставляя тем возможность сделать уникальные фотоснимки, для них же организовываются экскурсии. Всё это позволяет африканцам неплохо зарабатывать.

Религии народностей банту различны, это не только древние анимистические верования, но и привезённые христианство, а также ислам. Все эти религиозные каноны имеют большое значение, почитаются и в обрядах, и в обыденной жизни.

Когда-то эти народности в качестве одежды использовали лишь небольшие повязки на бёдра, которые они из трав и животных шкур делали самостоятельно. Однако теперь многие традиции утрачены, поэтому даже внешний вид современных банту похож на любого европейца.

И всё же собственный фольклор, переживший многие века, народам банту сохранить удалось, а это – африканские сказки повествующие о природе, специфические местные танцы, добросердечные песни, эпические предания и сказания.

Экваториальная (Западная Тропическая) ИЭО

Территория: центральные и южные районы Камеруна, юг Чада, Южный Судан, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Замбия.

Заселена прежде всего бантуязычными народами: дуала, фанг, буби (фернандцы), мпонгве, теке, мбоши, нгала, комо, монго, тетела, куба, конго, амбунду, овимбунду, чокве, луэна, лози, тонга, бемба, луба и др. На других бантоидных языках говорят бамилеке, бамум, тикар; адамава-убангийских — занде, банда, нгбанди и гбайя;центральносуданских — народы мору-мангбету. Пигмеи говорят на языках своих соседей, то есть всех перечисленных семей, но в основном на языках банту.Сантомийцы и аннобонцы — креолы с языками на основе португальского и языков банту, фернандино — креолы с языком на основе английского и йоруба.

Материальная культура характерна для зоны тропических лесов и близка к культуре Гвинейской подобласти Западноафриканской ИЭО. Выделяется культура пигмеев, сохраняющих образ жизни, основанный на подвижных охоте и собирательстве.

Южноафриканская ИЭО

Территория: южная Ангола, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Зимбабве, южный и центральный Мозамбик.

Населена бантуязычными народами коса, зулу, свази, ндебеле и матабеле, суто, тсвана, педи, тсонга, венда, шона, гереро, овамбо и др., а также народами, говорящими на койсанских языках (бушмены и готтентоты). Африканеры и «цветные» в ЮАР говорят на африкаанс, южноафриканцы — на местном варианте английского языка. Выходцы из Европы и Южной Азии (хиндустанцы, бихарцы, гуджаратцы и др.), говорят на индоарийских, часть индийцев (тамилы, телугу и др.) —дравидийских языках.

На территории Южной Африки постоянно происходили миграционные процессы, начиная с переселения из Восточной Африки бантуязычных народов во второй половине 1-го тысячелетия н. э., оттеснивших койсанские народы в менее благоприятные районы (пустыни Калахари и Намиб). В 1-й половине XIX века часть народовнгуни переселилась на север современной ЮАР (ндебеле), на территорию современного Зимбабве (матабеле) и на юг Танзании (нгони). Наконец, последней крупной миграцией был «Великий трек» — переселение африканеров в середине XIX века из Капской колонии, захваченной англичанами, на северо-восток, за реки Оранжевуюи Вааль (создание бурских республик — Оранжевого свободного государства и Трансвааль).

Традиционные занятия бантуязычных народов — ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые, овощи) и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Готтентоты занимаются отгонным скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), за исключением группы топнар-нама в районе Китовой бухты (Намибия), до недавнего времени занимавшейся морским зверобойным промыслом. Традиционная пища земледельцев и скотоводов — похлёбки и каши из сорго и кукурузы, приправленные овощами, молоко; основной напиток — просяное пиво. Традиционное поселение — кольцевой планировки из полусферических хижин (крааль). В отличие от большинства африканский народов, имеющих открытый очаг (как правило, вне жилища, во дворе), у горных жителей тсвана и суто распространены глинобитные печи. Традиционная одежда — несшитая (набедренная повязка и передник, кожаный плащ-каросс).

Бушмены (сан) — бродячие охотники и собиратели. В качестве жилища используют ветровые заслоны из веток, связанных сверху и покрытых травой или шкурами. Одежда — набедренная повязка и плащ.

Методы и источники этнографии. Понятийный этап этнографической науки

Невероятная культура африканских племен

Племя Банту.

Как считают ведущие ученые-исследователи африканского континента, эти племена вместе с бушменами и готтентотами дали начало формированию так называемой Южно-африканской цветной расы. Банту и их раса до сих пор вызывают немало споров в научной среде.

Традиционный наряд банту — плащи-кароссы, закрепляемые на плече ремнями, набедренные повязки, передники — из выделанных шкур. Женщины бреют голову, оставляя лишь маленькие клочки волос. Их традиционные украшения: нитки бус из раковин каури, кольца из меди и железа.

Обрезание (circumcision) широко распространено во всех племенах народов банту и является большим событием в жизни мужчин племени. Считается, что через это испытание обязан пройти каждый мужчина.
Перед этим мальчики проходят специальную подготовку, которая в разных племенах проводится по разному, однако смысл её во всех случаях сводится к изучению и соблюдению правил, норм поведения и различных запретов (табу).
В племени банту, когда девушка выходит замуж, жених дает ее родителям десять баранов. При случае если, она рожает двойню, муж обязан дать ее родителям в два раза больше баранов. И только они имеют право дать имена своим внукам.

Люди банту весьма охотно идут на контакт с туристами, позволяя за небольшую плату делать их фото и развлекая иностранцев экскурсиями по своим деревням.

С давних времен банту одевались в набедренные повязки либо в передники, самостоятельно изготовленные из травы или шкур животных. Сегодня, когда цивилизация практически полностью уничтожила большинство традиций и характерных особенностей многих африканских племен, например таких, как банту и зулусы, одежда местных африканских жителей ничем не отличается от жителей Европы.

Но что действительно удалось сохранить представителям народностей банту, так это свой самобытный фольклор – эпические сказания, предания, сказки о природе и животных, экзотические танцы и душевные песни.

Племя Ндебеле.

Мужчины из племени ндебеле декорируют дома разноцветным орнаментом, а женщины носят украшения весом до 25 км.
Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти. Сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках подобные вещи.

Племя Акка.

Акка — злое, избегающее людей, охотничье племя, в высшей степени изобретательное в ставке ловушек и капканов. Единственное их домашнее животное — курица.

Племя Бамум.

Царство (королевство, с начала 20 в. — султанат) Бамум, также известно как Бамун, Мум (1394—1884) — государство доколониального периода в Западной Африке (ныне северо-западная часть Камеруна).

Царство Бамум добровольно вошло в состав Германского Камеруна в 1884 г.

Бамум искусные ремесленники, и город Фумбан по праву считается центром художественного ремесла Камеруна. В городском музее собраны деревянные и металлические (из меди и бронзы) панно, оригинальные статуэтки из ракушек каури, ранее служивших здесь деньгами, и другие предметы быта народа бамум. Очень выразительны маски бамум — деревянные и медные.

Племя Бена(Восточная Африка)

Бена носят декорированную бисером кожаную одежду, соответствующую основному их занятию — скотоводству. Девочки Бена носят красивые юбки из козьей кожи. Для хранения воды Бенна используют высушенные тыквы (калабаши).
Жаркий и сухой климат этих мест не способствуют долголетию. Здесь редко можно встретить людей старше 45 лет.

Племя Берберы.

Право, берберам можно позавидовать. Им не нужно покупать рекламные газеты и журналы, чтобы выбрать себе новейшие строительные материалы. С помощью всего лишь кирки и лопатыберберы строят свои дома на века!
Им нужна только подходящая скала в каменистой пустыне.

Племя Боран.

Мужчины боран — худые, с гордои осанкой и точеными лицами, дерзким взглядом и длинными носами, кажется, служат олицетворением той части человечества, которая причисляется антропологами к эфиопской расе.

Отправляясь в путь, боран сооружают себе на голове огромную белую чалму с залихватски выпущенным концом, развевающимся по ветру. Под чалмой скрыта довольно элегантная прическа: посреди головы волосы подстрижены ежиком, а длинные пряди по бокам укладываются в некое подобие шара. В дни торжеств, особенно в период ритуального праздника гадамоджи, боран разрисовывают себе лица красными знаками.

Боран — одно из немногих кенийских племен, чьи женщины украшают свои головы сотнями тоненьких черных косичек, ниспадающих до плеч и красиво обрамляющих их длинные, как будто отлитые из червонного металла шеи.

Женщины боран столь же красивы, но в противоположность мужчинам кротки и миролюбивы. Их единственная одежда — белая юбка. Руки, грудь и шею они оставляют открытыми.
Характерное украшение женщин боран — огромные толстые браслеты, чаще гладкие, реже украшенные спиралевидными насечками или орнаментом, представляющим собой чередование кружков. На каждую руку надевают по десять-двенадцать браслетов от запястья до локтя. В отличие от других племен боран все еще предпочитают серебро и презирают олово, алюминий и другие легкие металлы. Килограмма два серебра — обычный «наряд» женщины боран.

Племя Борроро(Водаабе).

Юноши из племени Бороро по случаю Ворсо, ежегодного праздника, знаменующего конец сезона дождей и пробуждение природы, усиленно красятся и наряжаются. Гримирование является важной частью церемонии, которая может длиться 6 дней и 6 ночей. На лицо наносят густой слой охры, а потом натирают жиром для блеска.

Юноши, во время самого праздника, с массивными масками (слой макияжа порой достигает 3-5 сантиметров) на лицах участвуют в конкурсе красоты, жюри которого состоит из 10 самых прекрасных девушек племени. Чтобы виртуозное владение искусством макияжа не мешало девушкам беспристрастно оценивать мужские достоинства, лица танцующих должны быть раскрашены одинаково.

Жутковатая улыбка, застывшая на их лицах, нужна для того, чтобы показать белизну зубов, а вытаращенные глаза – чтобы похвастаться яркостью белков.
Только 10 из 40 молодых людей получают право отправиться с молодой красавицей в ближайший лес и стать настоящим мужчиной.

Племена Зулу.

Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек.

Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов.

Достигнув совершеннолетия, каждый зулу может жениться. Каждый может, но не каждый хочет, так как женитьба для местных женихов – дело крайне затратное. По традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. Сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если продать все это богатство, можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник.

Традиционный танец:

Атрибуты:

Племя Каро.

Каро — самое малочисленное племя в Южной Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1500 человек.

Каро нравится строгий геометрический стиль — полоски, круги, спирали. Чуть ли не каждый день они наносят на тела новый узор. Каро носят за ушами розовые цветки произрастающего вблизи поселка дерева.

Племя Коса.

Все представители племени коса одетые в накидки ярко-рыжего цвета, окрашенные охрой. Женщины коса на голове завязывают тюрбан из яркой материи, по которому можно различать замужних и незамужних женщин, вдов.
Зулу и коса враждуют между собой уже несколько поколений, со времен зулусского полководца по имени Чака. И по сей день эти племена не смешиваются, ни на бытовом, ни на политическом уровнях.

Еще коса называют красным народом — они носят красную одежду. После церемонии обрезания юноши коса обмазываются белой глиной, чтобы задобрить духов, и уходят из деревни на две недели.

Племя Масаи.

Масаи считают себя высшим народом Африки. Их не касаются дела низших племен — луо, кикуйю или каких-то там пришлых европейцев. Издревле они уважали лишь те племена, которые могли оказать им достойное сопротивление.

Питаются масаи молоком или кровью животных. Мясом — в исключительных случаях. В голодное время они протыкают сонную артерию коров короткой стрелой и пьют еще теплую кровь. После чего замазывают рану свежим навозом, чтобы использовать животное снова.

В возрасте 7-8 лет детям протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая оттянуты мочки ушей, тем он более красив и уважаем.

Количество жен у мужчины-масая зависит от величины его стада. Жен должно быть достаточно, чтобы ухаживать за всеми животными и детьми, носить воду и дрова для очага.

Племя Мурси.

Женщины Мурси одни из немногих в мире, которые носят губные диски в качестве украшения. Губные пластины (dhebi tugoin) сделали мурси особенно привлекательными для туристов.
Женщины сами изготавливают диски различной величины из глины или дерева.

Женщины, как все представительницы эфиопских племен одеты в юбку из козьей шкуры, на обнаженной груди множество бус и украшений. Необычно выглядят их прически, состоящие из тонких косичек терракотового цвета. Оказывается, они смешивают красную глину со сливочным маслом и натирают этим кремом волосы, заплетенные в мелкие косички.

Существует несколько версий, почему женщины Мурси носят губные диски. Первая — обезображивание девушек, которое возникло в эпоху работорговли с тем, чтобы сделать женщин и девочек менее привлекательными для арабских работорговцев. Но сами мурси не подтверждают эту версию происхождения своих традиций. Вторая версия связана с верованиями Мурси. Они полагают, что злые духи овладевают человеком, забираясь к нему в рот. Т.о., диски используются как профилактическая мера от злых духов. Третья версия в том, что диск показывает социальный статус семьи молодой женщины, в частности определяя количество голов скота, которое ожидают за женщину в качестве приданого. Однако это опровергается тем фактом, что браки многих девочек были оговорены и размер колыма определен уже до того, как девушка прокалывает свою губу и начинает ее растягивать.

Племя Самбуру.

Они менее дружелюбны, чем, к примеру, племя Масаи, но их обряды и танцы оставляют незабываемые впечатления.

Племя Хамер.

Они полагают, что природные объекты имеют душу. Также они верят в джинов, или духов, которые способны принимать вид человека или животных и имеют сверхъестественное влияние на людей.

Важным элементом скотоводческой культуры хамер является обряд «бег по спинам быков». Этот обряд проходят мужчины, достигшие совершеннолетия, перед тем как получить разрешение на женитьбу. Будущий мужчина должен четыре раза пробежать по спинам быков, стоящим в ряд. Будущий мужчина выполняет обряд голым, что символизирует детство, которое он собирается покинуть. Сложность заключается не столько в самом перепрыгивании, сколько в том, что коровы не всегда стоят на одном месте. После успешно прохождения обряда молодой человек причисляется к разряду маза (maza).

Муж хамер должен бить своих жен по определенным дням в целях профилактики и выражая таким образом любовь. Чем больше шрамов на женщине, тем красивее (и любимее) она считается.

Племя Цамай.

Во время свадебной церемонии невесту и жениха бреют и смазывают маслом их головы. С этого дня молодая пара освобождается от любого вида работ на шесть — двенадцать месяцев.
За исключением медового месяца, пары Цамай не едят вместе дома с одной тарелки.

Племя Эль-моло.

Исчезающее племя.

Все племена, которые живут поблизости от эль моло, занимаются тем, что разводят скот и никогда не употребляют в пищу рыбу. Для них это табу. Племя эль моло, название которого переводится как «едоки рыб», все делают наоборот, за что презираемы соседями.

Создается ощущение, что эль моло живет так, как ему хочется, не признает местных законов, никому не подчиняется. Поэтому их не только все сторонятся, но и даже, возможно, побаиваются. К примеру, среди племен существуют смешанные браки, но только не с эль моло. С ними ничего не хотят иметь общего.

Племя Бушмены.

Проведя многочисленные тесты, ученые выяснили, что члены этого племени являются прямыми потомками первых людей, которые дали начало человеческим общинам Африки, часть из которых впоследствии покинула континент, чтобы расселиться по всему миру.

Бушмены — самая древняя популяция на континенте и, следовательно, на Земле.
Помимо этого, ученые нашли доказательства теории о том, что Африка является колыбелью человечества.

Далее много-много фото разных племен…

Ну просто в восторге я от этих косичек…..))))

Языки банту

Основная статья: Языки банту

Языки банту широко используются в повседневном общении, хотя далеко не во всех странах имеют статус официальных языков: исключение составляют суахили, широко распространённый как лингва-франка в Восточной Африке (официальный в Танзании, Кении и Уганде), и ряд языков Южной Африки, имеющих официальный статус в ЮАР, Лесото, Ботсване, Свазиленде и Зимбабве. Многие языки банту имеют статус региональных.

С лингвистической точки зрения языки банту, хотя и распространены на огромных пространствах Африки, сравнительно близки друг к другу. Это связано с тем, что расселение бантуязычных народов относится к сравнительно недавнему прошлому (разделение на северо-западную и центральную группы датируется примерно II тысячелетием до н. э, а распад центральной группы — концом I тысячелетия до н. э. (это ненамного древнее распада германских языков). Кроме того, существенную роль в бантуском ареале играли, по-видимому, конвергентные процессы и ареальные факторы, что также обусловливает близость языков друг к другу.

Хронология расселения банту

Основная статья: Миграция банту

  • X век до н. э. — банту достигают территории Великих Африканских озёр. В этом районе около 1000 г. до н. э. появляются первые свидетельства о выращивании злаков (сорго), интенсивном скотоводстве, а с 800 г. до н. э . — и обработки металлов, в частности железа (Руанда и Танзания), что отражается в праязыке восточных банту (но не в прабанту). Не исключено, что эти инновации связаны с контактами банту и нило-сахарских народов долины Верхнего Нила, которые достигли этой стадии значительно раньше. Вероятно, именно бантуской была так называемая культура Уреве, относящаяся к железному веку и распространённая в районе Великих Африканских озёр. Интенсивное подсечно-огневое земледелие и необходимость древесного угля для производства железа привели к значительному сокращению площади лесов в этом регионе.
  • V веке до н. э. банту достигли низовий Конго. В то время банту еще не знали обработки металлов.
  • I в. до н. э. — заселение нынешних Анголы, Малави, Замбии и Зимбабве.
  • I век — заселение Мозамбика
  • VI век — заселение территории современной ЮАР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *