Очень активный ребенок

Моему сыну на данный момент 4 года. При рождении ему поставили диазноз гиперактивность. Сейчас мы наблюдаемся у невролога своей поликлиники, который гиперактивность не подтверждает, но пишет «минимальная мозговая дисфункция». Дело в том, что сын постоянно прыгает (это связано с положительными эмоциями). Например, нарисует машинку покажет мне — я похвалю, и он обязытельно попрыгает в ответ (причем интенсивно), тоже самое происходит, если у него появляется новая игрушка, или он хочет чем-то похвастаться, или просто в общении с детьми. Вобщем часто. Если ситуация незнакомая, то он ведет себя спокойно, сдерживает свои эмоции. Невролог объясняет диагноз ММД вот этим выплеском эмоций. Но как с этим справиться я до сих пор понять не могу. 2 года назад принимали магне В6, потом Нотта и Глицин. Эффект был заметен после приема Нотты (сын стал более спокойным), сама даю ему чай с ромашкой Hipp. Кроме того, есть незначительная опора на носки. Мы проделываем массаж и парафиновые укутывание, делали дома гимнастику. В умственном развитии он не отстает. На мой взгляд, проблемы с эмоциями. То, что другому ребенку кажется нормальным, для нас может быть огромным счастьем. Сын очень любит играть с детьми, очень радуется (и прыгает), если дети играют с ним. Дома один играет редко, нужна компания. Точно могу сказать, что сдерживать ему себя очень трудно, скажешь «Не прыгай — он тогда хоть руками помашет». Как ему помочь, какое надо проводить лечение и к кому можно обратиться? Ведь сын взрослеет, а прыгания остаются. Последнее время он часто нервничает, с переводом в младшую группа (смена воспитателей) и частыми болезнями (артрит и пневмония за полгода), появились неврозы (грызть ногти, недавно начал «чавкать», если смущается). Да, еще воспитатели в саду сказали, что «мой ребенок умный, хороший, но не такой как все». Как объяснит такое его поведение, а главное, как можно помочь сыну? Как эта его особенность отразиться на его дальнейшей жизни? Неужели он так и будет все время прыгать? Может стоит обратиться к психологу?

Солнце на глазах становится важнейшим объектом изучения для земной науки. Впервые зонды пролетели так близко, чтобы сфотографировать корону нашей звезды, математики моделируют процессы внутри нее, в России строят мощный комплекс по изучению его влияния на нашу планету. А что мы знаем о Солнце сегодня? Достаточно ли, чтобы защитить себя от вступления Солнца в активную фазу? Во сколько вообще экономике обходятся солнечные вспышки? И, наконец, зачем ученые кипятят небо у нас над головами с помощью сверхмощных антенн? Обо всем этом «Огонек» поговорил с директором Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, членом-корреспондентом РАН Андреем Медведевым.

Беседовала Елена Кудрявцева

— Андрей Всеволодович, в последние годы появилось так много серьезных космических миссий по изучению Солнца, что невольно начинаешь подозревать что-то неладное. Только США запланировали целых пять…

— К Солнцу сейчас действительно повышенное внимание — одновременно осуществляется много интересных космических миссий. Например, Solar Orbiter впервые исследует полюса Солнца с максимально близкого расстояния. Интерес в целом понятен: ближний космос в последние годы осваивается как никогда активно, а с деятельностью Солнца связана работа огромного количества аппаратуры в космосе — систем связи, навигации, спутников мониторинга… От того, сможем ли мы достоверно предсказывать активность Солнца, зависит также развитие космонавтики и межпланетных перелетов.

Речь, впрочем, не только о космической деятельности. Еще в XIX веке, напомню, состоялась так называемая буря Каррингтона — из-за мощной солнечной вспышки на сотнях километров пропадала связь, выходили из строя телеграфные линии и аппараты, самих телеграфистов иной раз било током. С тех пор вспышек такой мощности у нас не было.

Чем известен Андрей Медведев

— А если такое произойдет сейчас? Можете предсказать последствия?

— Огромный поток частиц в первую очередь повредит космические аппараты в ближнем космосе, причем самым серьезным образом. Следом пострадает коротковолновая связь по всей Земле. Затем нарушится глобальное позиционирование, которое сейчас осуществляется при помощи навигационных спутниковых систем, таких как GPS, ГЛОНАСС и аналогичных структур в КНР.

На поверхности Земли пострадают все протяженные технологические системы — телеграф, энергетические службы и трубопроводы. Известно, что во время мартовской бури 1989-го в Квебеке (она была в разы слабее каррингтоновской) наступил так называемый блэкаут на территории Канады: наведенные токи вызвали выгорание трансформаторов, так что из строя вышла значительная часть энергосистемы страны. А в октябре 2003-го мощная «хэллоуинская» вспышка на Солнце повредила ряд спутников, вызвала перебои в телефонной и мобильной связи.

Эксперты оценивают разовый ущерб такого воздействия в триллионы долларов. Так что в целом катастрофы на Солнце могут привести глобальную экономику в состояние коллапса, причем в первую очередь пострадают страны в высоких широтах.

Помимо Канады это север Америки, север Европы и Россия с ее протяженным арктическим побережьем, которое сейчас интенсивно осваивается. Научное сообщество все это осознает, поэтому в США и Китае работают целые комитеты, которые курируют весь комплекс работ по изучению и мониторингу Солнца. Они также работают по комплексным проблемам прогноза и предотвращения катастрофических событий, связанных с возмущениями на Солнце.

— Учитывая актуальность темы, досадно, что в космосе нет работающих российских солнечных миссий.

— Да, мы серьезно отстаем и, безусловно, нуждаемся в создании космических аппаратов для работы вблизи Солнца. Сегодня, правда, есть точка зрения, что в науке должно быть разделение труда по странам. Но это, на мой взгляд, не снимает вопроса: есть страны, в том числе Россия, которые по своему положению в мире просто обязаны заниматься всем перечнем передовых научных проблем.

Восемь с половиной минут

— Взглянем с другой стороны. А что дает предсказание солнечной бури, если мы не можем ее предотвратить?

— Можно предотвратить последствия. К счастью, природа нам дает интервал времени в 8 с половиной минут: столько идет до Земли электромагнитное излучение от Солнца. И, что даже более важно, у нас есть еще время от полусуток до двух с половиной суток — столько доходит до нас в зависимости от скорости и мощности вспышки на Солнце само вещество, которое возмущает геомагнитное поле.

А вот за это время мы уже можем, к примеру, застраховать линии электропередачи, переключившись на вспомогательные источники электроэнергии. Можем перевести в состояние сна спутники. Перекинуть воздушные суда на резервные каналы связи, которые менее подвержены воздействию. А еще в таком прогнозе остро нуждаются специалисты, работающие на современных радарах и локаторах. Ведь во время солнечной вспышки можно увидеть ложные отметки о целях, и если принять помехи за вражеские объекты, которые вас атакуют, это может стать причиной катастрофы.

— Всерьез страдают только технические системы? Или людям тоже важно получать эти предупреждения?

— Последствия солнечных вспышек непосредственно влияют на пилотов дальней авиации при трансполярных перелетах. Понятно, как выгодно использовать полярную область для сокращения перелета, скажем, из Западного полушария в Восточное, когда летишь из РФ в Японию или США. Но на этой трассе серьезные технические трудности неизбежны: линии магнитного поля здесь образуют воронку, через которую солнечное вещество практически беспрепятственно доходит до поверхности Земли. То есть процессы высыпания высокоэнергетических частиц (речь о радиации.— «О») здесь куда более интенсивные. Если не учитывать прогнозы солнечной активности, то за один полет можно получить уровень радиации, который обычно пилот накапливает за всю профессиональную жизнь.

— А такая служба прогноза где-то работает? Могут сегодня отменить полет по прогнозу активности Солнца?

— Мы еще не вышли на уровень уверенного прогноза таких событий, чтобы выдавать предупреждение об отмене полетов. Но к тому идет. Для этого важно понимать, как устроены солнечно-земные связи, как представляет сегодня наука всю физическую цепочку процессов между Солнцем и поверхностью Земли.

— И как она ее видит?

— Пока это еще уравнение со многими неизвестными. Мы знаем, что процессы на Солнце не регулярны, но они имеют некие закономерности, которые во многом от нас ускользают.

Связь между Солнцем и Землей осуществляется через межпланетное космическое пространство, которое тоже контролирует Солнце, от него зависит плотность потока частиц — нейтронов, протонов, электронов и нейтрино.

«Общаются» Солнце и Земля и в пограничной сфере — в магнитной оболочке Земли. Долгое время, вплоть до ХХ века, ученые представляли, что Земля имеет магнитное поле простой конфигурации, в форме двух полусфер вокруг магнитного стержня, как рисуют в учебниках. Но в середине XX века стало понятно: мы живем в постоянном потоке солнечного вещества, которое обдувает Землю как ветер и серьезно деформирует ее магнитное поле: со стороны Солнца оно прижато потоком, а с ночной стороны — сильно вытянуто. При этом конфигурация нашего магнитного поля постоянно меняется — под порывами солнечного ветра оно трепещет, как аэродромная «колбаса», которая показывает направление ветра. Скажем, когда частицы солнечного ветра возмущают магнитное поле Земли, там индуцируются электрические токи, происходит высыпание частиц и это влияет сначала на космические аппараты и на космонавтов, а затем на ионосферу — верхнюю часть атмосферы.

— Именно благодаря ионосфере у нас есть современная связь?

— Да, начиная с работы первых радиоаппаратов стало понятно, что волны определенного диапазона вовсе не излучаются в космос, а распространяются вокруг Земли, огибая ее. Было высказано предположение, что в верхних слоях атмосферы Земли существует некий ионизированный слой, который отражает волны. Благодаря этому слою мы можем иметь связь с очень удаленными объектами, вплоть до кругоземной связи.

Так вот. Оказалось, что эту самую ионизацию обеспечивает солнечное излучение. Но поскольку оно не постоянно, то и связь в некотором диапазоне может быть неустойчивой. Стало ясно: если мы хотим осуществлять связь на большие расстояния, нужно в первую очередь изучать Солнце.

— Вы упомянули космонавтов. А как они спасаются от порывов солнечного ветра? Ведь Солнце может выбросить массу вещества порядка 10 млрд тонн.

— На обитаемых космических аппаратах есть камеры с повышенной защитой от солнечного излучения. В них укрываются, когда предполагается выброс солнечного вещества. Но понятно, что все время там проводить нельзя, а обеспечить такой защитой весь корабль не получится — он будет слишком тяжелым. Но до начала длительных космических миссий эту задачу нужно решить.

Выследить пятно

— Мы все время говорим о вспышках и пятнах. Можно пояснить, что это с физической точки зрения?

— Нужно понимать: в космосе нет спокойных или умерших объектов, все обладают какой-то активностью. Солнце — объект очень активный. Для него характерен 22-летний цикл, во время которого происходят так называемые переполюсовки, когда северный и южный магнитные полюса полностью меняются местами. При этом изменяется и конфигурация магнитного поля Солнца, вплоть до того, что в какой-то момент оно похоже на скрученный жгут, бублик, который располагается в экваториальной плоскости. Затем оно снова распределяется между полюсами. Эти процессы сопровождаются серьезной перестройкой магнитных полей Солнца.

Вспышки и пятна напрямую связаны с этой динамикой магнитного поля. Там, где магнитное поле слабеет, оно плохо сдерживает солнечную плазму и в какой-то момент она прорывается — мы видим вспышку, которая сопровождается выбросом вещества и электромагнитным излучением в очень широком диапазоне.

— А исходя из чего тогда делается прогноз сегодня?

— Ученые наблюдают за появлением новых пятен. У Солнца период обращения вокруг своей оси — порядка 27 дней. Иногда пятно отрабатывает свой цикл и выбрасывает вещество, когда Солнце смотрит в противоположную сторону от Земли, тогда мы на какое-то время успокаиваемся. Если этого не происходит — ждем выброса.

— Насколько большими могут быть пятна на Солнце и как долго они живут?

— Они могут быть просто огромными и занимать до 10 процентов поверхности. Кроме того, чаще всего пятно не одно, а целая группа пятен. Вообще, за период наблюдений самое большое количество пятен на Солнце было на рубеже 1950–1960-х годов. С тех пор их становится меньше, но это не означает, что вероятность мощных вспышек падает: катастрофические события на Солнце возможны и в слабые циклы. Достаточно высокие циклы активности, в которые наблюдалось много пятен, были в 2001-м и 2003-м. Сегодня же мы живем в цикле с очень небольшим количеством пятен.

— Существует теория, что пониженная солнечная активность связана с похолоданием, в частности с малым ледниковым периодом в XVI веке. Подтверждается ли это?

— Крайне интересный вопрос. Малый ледниковый период в XVI–XVII веках действительно сопровождался продолжительным периодом очень низких температур на всей поверхности Земли и затяжным периодом низкой солнечной активности.

Но у нас, увы, до сих пор нет устоявшейся теории, которая позволяла бы связать циклы солнечной активности с циклами потепления и похолодания земного климата. Мы понимаем: связь есть. Но ее механизмы до конца неизвестны.

Чаще всего в климатологии нынешние процессы изменения климата связывают с антропогенной деятельностью. В этом есть серьезный резон, но очевидно, что это не единственный фактор воздействия. По точным наблюдениям, в том числе и палеоклиматическим, мы знаем, что серьезные циклы потепления и похолодания имели место. Причем циклы потепления были достаточно узкие, а циклы похолодания — продолжительные. Сейчас, конечно, антропогенный фактор присутствует, но мы и так находимся в рамках цикличности потепления. Возможно, природные циклы сработают так, что антропогенный фактор станет несущественным и мы вполне можем оказаться в ближайшее время в цикле похолодания, которого не ожидаем.

— А Солнце сейчас выходит из цикла минимальной активности?

— Да, Солнышко пробуждается, на нем изредка начинают появляться пятна.

— Только этого не хватало сейчас во время?пандемии…

— А от этого никуда не деться: от одного пика солнечной активности до другого примерно 11 лет. По этому поводу точно не нужно расстраиваться.

Вооруженным взглядом

— Институт солнечно-земной физики в Иркутске, которым вы руководите, десятилетиями вел фундаментальные исследования, но не так давно приступил и к прикладным — занялся составлением прогнозов. Какие технические средства вам понадобились для этого?

— В России наш институт — лидер по наземным экспериментальным наблюдениям всех факторов космической погоды. Поэтому речь об очень широком спектре приборов: крупные оптические телескопы, радиотелескопы, радары и оптические наземные устройства, которые изучают собственное свечение атмосферы. Расположены они на обширной территории: от крупной обсерватории рядом с заполярным Норильском до обсерватории в горах рядом с Монголией. Плюс накоплен огромный опыт экспериментально-фундаментальных исследований в области солнечно-земной физики. Это позволяет развернуть на базе нашего института крупный проект наблюдательных средств нового поколения. Работы в этом направлении сейчас объединены в Национальный гелиогеофизический комплекс РАН.

— Говорят, ничего более грандиозного у нас не строили уже полвека. Какие самые интересные инструменты входят в комплекс?

— Будет построено семь уникальных объектов: в Бурятии радиогелиограф в Тункинской долине, набор оптических инструментов у села Торы, лидар (лазер, работающий по принципу радара), комплекс радаров на озере Байкал, крупный солнечный телескоп на территории Саянской солнечной обсерватории. Нагревной стенд (оборудование для проведения испытаний.— «О») под Ангарском и Центр обработки данных в Иркутске.

— В 1960-е в СССР появилась служба Солнца, это будет что-то похожее?

— У службы Солнца была конкретная задача: обеспечивать постоянный мониторинг Солнца от восточных до западных границ страны. Гелиофизический комплекс заменить ее не сможет, так как он обеспечивает наблюдение в одной точке, но зато очень крупными инструментами. Мы наблюдаем такие структуры, которые недоступны ни одной службе. Таких установок не может быть много, их может быть несколько на всей Земле.

— В каком состоянии проект сегодня?

— В Бурятии строится уникальный радиогелиограф, планируем запустить его в следующем году. Он будет делать томографию короны Солнца и изучать ее более высокие и более низкие слои. Другой крупный объект — солнечный телескоп с диаметром зеркала 3 метра — будет построен на границе с Монголией, сейчас заканчиваем проектирование. Он сможет изучать поверхность Солнца с высочайшим временным и пространственным разрешением, недоступным до сих пор наземным инструментам.

— Кто же построит такое зеркало? Это же инженерное чудо.

— Планируем, что само зеркало будет производиться в России. Подобный опыт есть у подмосковного Лыткаринского завода оптического стекла, где сегодня выпускается примерно треть всего мирового рынка крупногабаритной оптики. Они изготовили зеркала для крупнейших телескопов — сети телескопов LGOGT, второго по размеру в Азии тайского телескопа TNT, обзорных телескопов VST и VISTA.

В состав комплекса войдет и один из лучших в мире направленных радаров, с помощью которого можно будет исследовать отклик на солнечное воздействие на высотах от 10 до более 1000 километров. Это важно, потому что средняя и высокая атмосфера — очень разные физические объекты и перекрыть весь этот диапазон одним радиофизическим устройством крайне трудно. Мы нашли уникальное технологическое решение вместе со специалистами Радиотехнического института им. Минца. У них есть опыт создания крупных радиолокационных станций, в том числе новейших радаров для предупреждения о ракетном нападении. На основе этих моделей, только, конечно, совсем с другими конфигурациями, будет создаваться новый радар НР-МРС (некогерентный радар «мезосфера — стратосфера — тропосфера») для фундаментальных исследований. Работа стала возможна, так как у нас в институте много лет эксплуатируется бывший военный радар, мы хорошо понимаем достоинства и недостатки такого оборудования и знаем, что нужно для решения нового класса задач.

— А как военный радар появился в вашем институте?

— В СССР система предупреждения о ракетном нападении создавалась с 1960-х годов на базе крупных и очень мощных радиолокационных станций. В конце 1980-х ряд этих станций начали выводить из состава Вооруженных сил. Когда речь зашла об установке в наших краях, академик Гелий Жеребцов, который 30 лет руководил нашим институтом, предложил передать ее ученым. Мы приняли станцию на баланс в начале 1990-х, в очень тяжелое время, сегодня это единственный в РФ (и один из десяти в мире) радаров некогерентного рассеивания подобного рода. Он занимается диагностикой ближнего космоса и верхней атмосферы. Чтобы вы поняли, о чем речь: с помощью этого радара можно «разглядеть» пятирублевую монету на расстоянии 200 километров, а куски космического мусора видны и за 1000 километров. Чрезвычайно важным будет исследование специальными оптическими средствами узкой области на высоте 80–100 километров, где фактически молчат все радиоволны. Чтобы исследовать волновые процессы, здесь мы будем использовать лидар.

— Когда должен быть завершен проект?

— Первые два объекта будут завершены в 2021-м, конечный срок ввода в эксплуатацию — 2028–2029 годы. Проблема в том, что в целом Национальной гелиогеофизический комплекс настолько сложен, что мы сейчас пытаемся понять, в какой организационной структуре он может существовать. Мы ведь планируем привлечь около 500 специалистов, в том числе из-за рубежа.

Вскипятить небо

— Одна из частей нового геофизического комплекса — установка для нагрева ионосферы. Ее иногда сравнивают с американским комплексом HAARP на Аляске, о котором так любят вспоминать, когда говорят о климатическом оружии.

— Речь идет о коротковолновом нагреве ионосферной плазмы. Наш нагревной стенд является аналогом известной установки HAARP на Аляске, но будет иметь свою специфику. Эта крайне интересная установка позволяет ставить лабораторные эксперименты над природной средой. То есть мы с помощью антенн радаров создаем очень мощное, точечное, контролируемое и хорошо дозированное воздействие на природную среду, а потом следим за реакцией с помощью всего арсенала диагностических средств.

— Ученые гигантским лучом разогреют небо?

— Давайте поясним, что такое нагревной стенд. Мы говорили, что существует диапазон длинных волн радиоизлучения, которые отражаются от ионосферы,— так выглядит нормальный процесс связи. А когда плотность энергии в этом излучении превосходит некий уровень, то внутри плазмы начинаются процессы разогрева и проявляется настоящий зоопарк разнообразных процессов, который очень интересно изучать. И чем больше установок вокруг, чтобы эти процессы фиксировать, тем лучше. Такие эксперименты весьма важны, потому что ионосфера защищает нас от?массы неприятностей, связанных с солнечными выбросами, и нам необходимо понимать, грубо говоря,?сколько она сможет выдержать.

— Какой объем ионосферы при этом нагревается?

— Объем гигантский: речь идет о десятках тысяч кубических километров на высоте от 150 до 400 километров. Хотя в глобальном смысле мы нагреваем очень локальный участок. А для наземного наблюдателя участок неба, куда направлено повышенное радиоизлучение, просто по-другому светится.

— Кто первым придумал такие эксперименты и откуда разговоры о климатическом оружии?

— Можем с гордостью сказать: пионеры — советские ученые. Один из первых инструментов — под Нижним Новгородом на реке Суре, там проходят интересные эксперименты, хотя сама установка нуждается в глубокой модернизации. А вообще, сегодня нагревными экспериментами очень серьезно занимаются в США, отлично работает стенд Arecibo в?Пуэрто-Рико, есть сложная норвежская установка EISCAT на Шпицбергене. Серьезно к вопросам создания таких центров относится и Китай.

Что касается вопроса о климатическом оружии, то теперь мы вряд ли поймем, откуда пошли подобные разговоры. На мой взгляд, такие установки с большой долей вероятности к климатическому оружию не относятся. Трудно представить себе физические механизмы, которые позволили бы осуществить что-то подобное: атмосфера, где мы летаем на самолетах и к которой мы с вами привыкли, очень плотная среда по сравнению с той, что находится выше. Плотность ионосферы ничтожна, поэтому очень сложно представить, что, изменяя среду с крайне низкой плотностью, можно воздействовать на среду с высокой плотностью.

— Вы не раз упомянули китайских коллег. В институте именно с ними хорошо налажено сотрудничество?

— Географически Китай нам ближе, и с ними проще общаться. Но это не главное. Главное, что комплекс задач солнечно-земной физики невозможно решать только в одной точке, нам нужны данные в меридиональном и в широтном разрезе. К тому же в Китае сегодня просто феерические успехи в развитии экспериментальной и наблюдательной базы. У них лучшее в мире покрытие современными оптическими средствами наблюдения той самой узкой области, где не работают радиоволны.

— Ваш институт в 2009-м зафиксировал столкновение искусственных спутников Земли в космосе — американского «Иридиума» и выведенного из эксплуатации «Космоса-2251». Реально ли предотвращать такие события?

— Мы можем отслеживать траектории объектов, опасных для действующих спутников, и предупреждать о возможных столкновениях. Это существенно, так как практически у всех объектов, за безопасностью которых мы следим, есть возможность для маневрирования. Но если, конечно, мусор возник внезапно, в результате какого-то взрыва, то тут мы мало что можем.

— Это как у китайцев, когда взорвался спутник?

— Они сами взорвали его ракетой, чтобы показать свои возможности. В итоге образовалось огромное облако осколков на высотах 800–900 километров.

— Мы начали с того, что наука сегодня помогает защищать все разрастающуюся техносферу, но, возможно, пора скорректировать этот рост?

— Проблема, которая касается непосредственно запуска спутников, давно обсуждается, с нашей стороны в этом участвуют специалисты Роскосмоса и МИДа. Полагаю, в скором времени должно быть заключено международное соглашение по квотам на запуски спутников. Ясно ведь, что прежняя свободная и вольготная деятельность в космосе достигла предела…

«Огонек» в рамках совместного медиапроекта со Сколковским институтом науки и технологий продолжает публикацию цикла интервью с ведущими отечественными физиками. В № 37 за 2018 год была опубликована беседа с Владимиром Захаровым; в № 39 за 2018 год — с Ильдаром Габитовым; в № 45 за 2018 год — с Валерием Рубаковым; в № 2 за 2019 год — с Альбертом Насибулиным, в № 11 за 2019 год — с Алексеем Старобинским, в № 20 — со Львом Зелёным, в № 23 — с Михаилом Фейгельманом, в № 30 — с Александром Белавиным, в № 38 — с Валерием Рязановым в № 47—Юрием Оганесяном, в № 2 за 2020 год — с Алексеи Китаевым, в №11 за 2020 год с — Владимиром Драчевым, с Александром Замолодчиковвым в № 18, со Львом Иоффе в № 24, с Фазоилом Атауллахановым в № 27, с Геннадием Борисовым в №30, с Владимиром Кекелидзе в №35, с Юрием Ковалевым в №39.

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Есть на детской площадке, куда мы с моей дочкой 4 лет ходим играть, один мальчик, Алеша. Ему 5 лет. Сказать, что он очень активный – это ничего не сказать.

Просто за те почти 2 года, что мы туда ходим, я еще ни разу не видела, чтобы он спокойно поиграл в песочнице, покачался на качелях или просто посидел рядом с мамой хотя бы 2 минуты. Это ураган, вихрь, торнадо – такие сравнения можно подобрать. Он не ходит – он бегает. Причем всегда. Крутится-вертится, спотыкается-падает, толкается, бросается, чем попало, в конце концов, выбивается из сил, и с истерикой отбывает с мамой домой…

Когда мы видим Алешу на площадке, мы стараемся подождать, когда он уйдет. Другие мамы между собой говорили, что Алешу уже повели к психиатру и поставили ему диагноз «гиперактивность»…

Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Есть вообще два различных варианта. Это, собственно, болезненное состояние, при котором помощь специалиста необходима, и особенности характера, темперамента и воспитания ребенка.

Болезнь называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и имеет четкие признаки:

  • не может сохранить внимание во время игры и при выполнении заданий;
  • часто «не слышит», что ему говорят, причем проблем со слухом не имеет;
  • не доводит начатое до конца;
  • часто теряет вещи, которые небходимы каждый день – игрушки, школьные принадлежности;
  • ему сложно что-либо делать самому;легко отвлекается;
  • забывчив в привычных повседневных ситуациях;
  • постоянно в движении, даже во время еды;
  • всегда и все делает с шумом; совершает бесцельные движения;
  • много говорит; отвечает на вопросы, не задумываясь;
  • мешает другим, вмешивается в игры и разговоры;
  • не может ждать, стоять в очереди.

Если этих признаков более шести и они наблюдаются шесть и более месяцев подряд, высока вероятность что это не характер и темперамент, а болезненное состояние, требующее помощи специалистов.

Кроме того, дети с СДВГ просто не могут себя контролировать, не могут сами остановиться и успокоиться, не реагируют на запреты и замечания, часто импульсивны и агрессивны, ничего не доводят до конца, быстро отвлекаются и выбиваются из сил, говорят быстро и много, задают миллионы вопросов, но ответы на них не слушают, неуклюжи (роняют, ломают вещи), плохо спят, у них часто возникают кишечные расстройства и энурез.

Как отличить просто активного ребенка от гиперактивного

Есть простой способ: если ребенок ВЕЗДЕ ведет себя одинаково – и дома, и в гостях, и на улице, и в малознакомой обстановке, и в детском коллективе – это требует помощи специалистов (детского невролога, психолога, психиатра). Проконсультируйтесь, после либо успокойтесь и правильно займитесь воспитанием (об этом ниже), либо подтвердите свои сомнения и лечитесь по рекомендациям врачей.

Если же ребенок только дома шумный непоседливый и активный, а в гостях сидит «как мышь» – это, скорее, особенности характера такого ребенка. Именно такая ситуация была у меня с моим ребенком. Невролог проконсультировал, сказал, что это не болезнь, а темперамент такой; психолог дал рекомендации.

Почему возникает это состояние? Связано ли оно с воспитанием?

Такие вопросы беспокоят всех родителей, когда ребенку ставится диагноз. Количество детей с СДВГ, к сожалению, растет с каждым годом. И сейчас по оценкам разных специалистов их от 3 до 10%. Мальчиков среди них в пять раз больше, чем девочек.

Причины этого состояния до конца не известны, но:

  • ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • патологические роды;
  • родовые травмы

… …играют важную роль в развитии этого состояния.

С недостаточно жестким воспитанием (как думают некоторые родители, ребенок ведь не просто «балуется» и «не слушается») это не связано, ужесточение мер наказания только ухудшает ситуацию с поведением.

«Если вы меня ругаете и говорите, что я плохой – вы тогда узнаете, насколько плохим я могу быть!» – таков результат.

В чем же главная проблема детей с СДВГ и что с этим делать?

Главная проблема в том, что такие дети не могут адаптироваться в обществе. Вследствие своей импульсивности, неконтролируемой агрессии, такие дети игнорируют общепринятые правила поведения, вредя себе и окружающим. Что неминуемо ведет к проблемам. С развитием, учебой, общением.

И еще. По статистике, 80% людей, которые пребывают в местах лишения свободы, были гиперактивными детьми. Задумайтесь над этим и не откладывайте лечение. Это не пройдет само!

Как родителям помочь такому ребенку?

Борьба с гиперактивностью у ребенка У меня самой очень активный ребенок. Это, слава Богу, только такой темперамент, но подойдет и для детей с диагнозом СДВГ. И нас научил психолог, как правильно с ней обращаться, чтобы еще и самим немного пожить.

  • Постарайтесь, прежде чем что-то требовать от ребенка, установить с ним контакт. Прикоснитесь, возьмите за руки.
  • Посмотрите в глаза и тогда говорите с ним. Зачем это делать? Потому что когда ребенок чем-то занят, увлечен, играет – он весь там, в своих переживаниях, и не слышит вас. Это действительно помогает – я беру дочку за руку, смотрю в глаза, говорю, что мне нужно, чтобы она сделала, и в большинстве случаев это помогает.
  • Установите постоянные правила. Придерживайтесь этого неукоснительно. Правила для ребенка должны быть понятны и просты. Например, если сегодня нельзя есть конфеты перед едой, трогать чужую собаку, прыгать с качелей, грубить бабушке, открывать газовый кран, то и завтра этого нельзя.
  • Важно придерживаться последовательности действий, разбивайте сложные задания на несколько простых – так ребенку будет легче справляться. Как я это применяю? Я говорю: «Давай уберем детскую комнату. Сначала мы застилаем постель. Для этого мы поправляем простыни, подушки, накрываем покрывалом. Дальше мы собираем игрушки. Машинки – в коробку, куклы – за кукольный стол, кубики – в ящик». И так, пока все не уберем.
  • Всегда и во всем соблюдайте режим. Буквально по часам вставайте, кушайте, гуляйте, ложитесь спать. Всегда, в любой день недели. Это действительно помогает. И взрослым тоже.
  • Хвалите. Но с умом. Что-то сделал хорошо – хвалим. Послушался – хвалим. Найдите то дело, которое лучше всего получается у ребенка, и хвалите за это. Моя дочь, например, любит помогать готовить папе завтрак. И буквально тает от удовольствия, когда я ее за это хвалю. И полдня настроение хорошее.
  • Старайтесь потратить избыточную энергию. Избыток энергии уходит – ребенок становится более спокойным. Проверено на себе. Важно не просто набегаться, а «пустить энергию в нужное русло» – танцы, акробатика, легкая атлетика, бассейн…
  • Если вы куда-то собираетесь (поездка, гости, магазин), предварительно подготовьтесь. Обсудите с ребенком, куда вы идете, что там будете делать и как при этом нужно себя вести.
  • Используйте любую возможность отдохнуть – поручите поиграть, погулять с ребенком бабушкам, дедушкам, тетям-дядям, в общем, тем, кому вы можете доверить ребенка, не забыв при этом дать и им подробный инструктаж. Иначе все усилия пойдут насмарку.

Вашему ребенку ведь нужны адекватные родители, правда? Тогда подумайте немного и о себе.

Здоровья и терпения вам и вашим детям!

Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.
«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.
Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.
Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

— Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Поделиться информацией 0

Репортер

И это даже не избалованность ребенка. Это невозможность остановиться — симптом, на который родителям очень важно вовремя обратить внимание.

«Гиперактивность? Нет такого диагноза, это просто врачи выдумали, модно теперь”, — мне не раз приходилось слышать такое мнение. Большинство людей считают, что гиперактивность – ну, это просто, «шило в попе” – энергичный ребенок, а не болезнь.
На самом деле это заболевание. Ребенок не должен быть таким…
Вот уже слышу выкрики: «Ребенок никому ничего не должен”. Если вам нравится эта фразочка, пустая и красивая, не читайте эту статью. Она для серьезных родителей.
Гиперактивность – это настоящая беда. У многих детей, к счастью, она с годами проходит, а у кого-то нет, просто перетекает в другие симптомы… На самом деле это вовсе не модный диагноз, а отклонения в работе мозга.
Как это выглядит? Я видела недавно гиперактивного мальчика. Ему лет 8, он без конца мотается по комнате, нарезает круги. Когда я говорю «без конца”, то не преувеличиваю. Я сидела в клинике около двух часов, и он два часа носился взад и вперед, по кругу, задевал других детей, смеялся, падал… Его мама сидела подавленная, с виноватым видом, и тоном, по которому понятно было, что она абсолютно не верит, что он остановится, говорила: «Ваня, остановись, пожалуйста… Ну, хватит уже”. А мальчик только улыбался, и мотался снова…
Это не избалованность. Это невозможность остановиться. Как объясняют родителям врачи, «в мозгу не созрели функции торможения”. Функции возбуждения созрели, а торможения – нет.
Мама взывала к сыну только из приличия. Чтобы мы видели, что она пытается окоротить его. Ведь когда ребенок плохо себя ведет, все начинают бросать укоризненные взоры на его родителей, не понимая, что те ничего не могут поделать.
Это огромная проблема для родителей. Во-первых, гиперактивность нередко влечет задержку развития. Попробуйте-ка сами на ходу что-то изучить! Когда другие дети концентрируют внимание на собирании паззла, на строительстве из кубиков, когда они слушают объяснение мамы или воспитателя – они учатся, постигают, развиваются. «Вечный двигатель” на ходу не может ни толком слушать, ни толком рассмотреть что-то… Он подбегает, быстро перелистывает книжку, почти не глядя, и убегает. Берет кубики, поставил один на другой, и поскакал дальше. А что там говорят, он не слушает вообще…
В итоге – задержка развития. Речевого или психического. Когда ребенок вроде бы и нормальный, но не делает всего того, что уже умеют делать его сверстники.
А какая Голгофа это для родителей! Ежедневно они бегают за дитем по игровой площадке, в садике таких детей не любят, жалуются на них. Дома гиперактивный ребенок не может даже спокойно поесть: сунул ложку в рот, и подскочил, и понесся вихрем в другую комнату, к игрушкам. Вернули, он снова ложку в рот – и бежать… Мама не может подавать ему блюда одно за другим. Потому, что если только она отойдет от стола, он ускачет. А поставить все на стол нельзя. Кто ж будет есть суп, если перед ним поставили еще и фрукты, и блинчики? Мама бегает за ребенком с тарелкой из комнаты в комнату, пытаясь его все-таки накормить, а люди, которые это видят, фыркают: «Да всыпала бы ему! Не умеет призвать ребена к дисциплине!”
Гиперактивность – заболевание. Точнее, это симптом неврологических заболеваний. Разных. Например, ММД – минимальной мозговой дисфункции. Попробую объяснить это простым языком. Помните, в школе у каждого были двоечники-одноклассники? Они не слушали на уроках, вставали, начинали разговаривать, отвлекать всех, смеяться, они чего только ни делали, только не учились. Все думали, они дураки, лентяи и пр. На самом деле это ММД. Некоторые центры мозга неправильно работают и не дают сконцентрироваться. Потому ребенку неинтересно, он не знает чем ему заняться, он не может сидеть на месте… А если он не может сконцентрироваться и сидеть на месте, значит, с учебой всегда будут проблемы. У него плохие оценки, к нему плохо относятся учителя. Это отношение к однокласснику перенимают и дети. И все, низкая самооценка и одиночество ребенку обеспечены. Они провоцируют его на асоциальное поведение, агрессию. «Ах, не любите меня? Вот вам!”
А тут еще и родители ругают. Ребенок плачет, обещает исправиться. Но… не может. Как может дитя в одиночку победить заболевание?
Гиперактивность является иногда симптомом такого страшного заболевания, как аутизм (имейте в виду!). Он еще не проявил себя, ребенок еще совершенный умница, а гиперактивность уже есть. Ну и что, думают родители. Ну, энергичный. А позже, когда вдруг пропадает уже начавшая появляться речь, и навыки самообслуживания, они в шоке. Ведь ничего не предвещало…
Я не пугаю. Просто советую обратить внимание на то, что ребенок гиперактивен. Это не мелочь. Это предвестник будущих неприятностей не на один год…
Каковы признаки гиперактивности?
Помимо постоянной беготни, ребенок быстро переходит от дела к делу, ничего не доводя до конца; он много разговаривает, практически постоянно (или наоборот, может вообще не уметь разговаривать к 3-4 годам). Ребенок, если он говорит, перебивает старших, отвечает на вопросы, не дослушивая их. Он непослушен, он просто даже не слушает, что вы ему говорите… Такие дети нередко имеют проблемы со сном – часто просыпаются ночью, не могут заснуть днем. У них нередко встречаются (но не обязательно) тики, заикание, моргание, энурез, разнообразные подергивания, или навязчивые движения (скажем, любит качаться – готов часами, или бегает по кругу). Ребенок не слушает книжку, а любит ее только быстро-быстро перелистывать.
Что делать? Лекарства от гиперактивности нет. В Северной Америке ее не лечат, а лишь подавляют препаратами типа риталина. К нему в Европе довольно неоднозначное отношение, о нем много спорят, а в России так вообще почти не применяют, плохо относятся. На нашей Родине гиперактивность пытаются лечить, но кому-то это помогает, кому-то нет. (И это естественно, заболевания-то, симптомом которых она является – разные, степени тяжести – тоже разные).
Чем лечат эти заболевания? Ноотропными препаратами. Это лекарства, стимулирующие работу мозга – они обеспечивают питание клеток, улучшают кровообращение, снабжение мозга кислородом. О том, как эти препараты действуют, можно прочитать в интернете на многочисленных форумах для мам детей с неврологическими заболеваниями. Наберите слово «гиперактивные дети”, и вам выпадут такие форумы…
Для тех же, кто боится «химии” (считаю, очень зря, многие мамы рвут потом на себе волосы, что не послушались врачей), можно посоветовать «примочки”, которые мало помогают, но все-таки это лучше, чем ничего.
Вода снижает гиперактивность. Потому ребенка надо водить в бассейны. И не раз в месяц, а каждую неделю, можно и по два раза. Катание на велосипеде, гимнастика, танцы – тоже хорошо.
Дома такой детке можно делать вечерами расслабляющие ванны с отварами трав или эфирными маслами. Набираете теплую воду, добавляете в нее в качестве эмульгатора морскую соль, потом нескольо капель эфирного масла – мяты, апельсина, лаванды, хвойных деревьев, можжевельника… Можно отвар пустырника, валерианы, мяты и других успокаивающих трав. Все это добро обычно есть в русских магазинах. И сажаете в воду ребенка.
Обычно, если он маленький (лет до пяти), 10-15 таких вечерних процедур улучшают сон, расслабляют ребенка. Попробуйте также расслабляющую тихую музыку – всегда одну и ту же перед сном, для выработки рефлекса.
Очень помогает ароматерапия. Покупаете увлажнитель воздуха, и тоже в воду морскую соль+эфирное масло. В комнате будет стоять запах валерианы или другой успокаивающей травки… Но не переусердствуйте! Врачи детям дают обычно 10 сеансов ароматерапии: по 20 минут в день. Нельзя это все делать неделями, капать масла помногу, ребенок не должен нанюхаться до одури.
Многие родители применяют гомеопатические средства. Одним детям помогает, другим нет.
Еще, как пишут мамы на форумах, снижают гиперактивность рыбий жир (Омега-3), и лецитин. Рыбий жир и лецитин, который является не лекарством, а биодобавкой, очень полезны для мозга не только детей, но и стариков, которые теряют память, способность концентрироваться и логически мыслить.
Полезен гиперактивным детям и массаж (только попробуйте их поймать сначала, и удержать!). Массаж стоп, кистей рук, пальчиков, лица, ну и общий. Я не описываю, как его делать, так как все это есть в интернете, стоит только написать, например, «массаж кистей рук детей”. Массаж кистей рук особенно важен для детей, которые плохо разговаривают.
Причины эпидемии гиперактивности пока неизвестны. То ли это генно-модицицированная еда виновата, то ли консерванты в пище (например, в хлопьях часто встречается вещество BHT, которое, по мнению многих ученых, вызывает гиперактивность), но есть и теория, что мозг малыша сегодня с раннего возраста перегружен информацией. Психологи на форумах уже обсуждают, что телевидение, компьютеры и игровые приставки делает маленьких детей и гиперактивными, и аутистами, и не способными говорить…
Несмотря на то, что гиперактивных детей трудно воспитывать, их все-таки надо воспитывать. Нужно подсовывать им игрушки и занятия, которые им больше нравятся. Один мальчик сильно пошел на улучшение на почве игры с лего, как мне сказали его родители. Он с таким удовольствием строил, что задерживался на полу с этой игрой все дольше и дольше – то есть тренировались его никудышняя концентрация и такая же никудышняя усидчивость… Так что пробуйте одно занятие за другим: рисуйте, лепите, режьте ножницами, рвите бумагу и катайте из нее комочки, собирайте пирамидки и пазлы, кубики, мозаику – в общем, главное, чтобы были игры, которые ребенку сильно по душе, и которыми сегодня он 3 минуты занимается, завтра 5, а через пару месяцев уже и 15 минут…
Терпения вам и удачи.
КСТАТИ
Причины
— В 80 процентах случаев проблемы гиперактивного малыша — это последствия тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), недоношенности. — Частые причины — это родовые травмы, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.- Спровоцировать проблему могут поражения центральной нервной системы, травмы головы и шейного отдела позвоночника.- Если в семье постоянные скандалы, если ребенка все время ругают – это тоже влияет на развитие гиперактивности.

Поделиться / Share: Последние статьиРусский иммигрант об Уго Чавесе: «Настоящий полковник!»

Наш соотечественник, Дмитрий Штраус, шесть лет прожил в Венесуэле и поделился с корреспондентом «КП» личными впечатлениями о том, как Уго Чавес пришел к власти и что сделал для народа

Наш концерт принес анике $2625. Зрители – пришли!

4 ноября прошел Благотворительный концерт в помощь больной раком 4-летней Анике Варламовой

«Мама, я все равно выздоровею!»

Детей-аутистов не пустили в океанариум. Если бы это случилось в Канаде, какой шум был бы во всех газетах, каким позором покрыли бы директора этого заведения, от него отвернулись бы все знакомые. А еще…

Как Достоевский рассудил бы историю с Pussy Riot

Это противно, но Pussy Riot вошли в историю. Антигероями, но все же вошли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *