Онр 2 уровня дизартрия

Содержание

Симптомы

Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:

  • У ребенка диагностируется ЗРР (возрастная задержка речевого развития).

Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.

  • Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
  • Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
  • Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
  • Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
  • Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
  • Есть смешения числовых категорий.
  • До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
  • В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
  • Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
  • В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: дизартрия, СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.

Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.

Характеристика 1 уровня ОНР
Характеристика 3 уровня ОНР
Характеристика 4 уровня ОНР

Диагностика

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.

Коррекция

Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:

  1. Развитие навыка понимания чужой речи
  2. Расширение словарного запаса
  3. Составление слов
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
  6. Развитие навыка связного высказывания на свободные темы

Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.

Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.

Понимание чужой речи и расширение словарного запаса

Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.

Основная задача занятий по развития навыка общения — установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.

Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.

Приведем несколько примеров таких ситуаций:

  • Дети собираются на прогулку

Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.

  • Просьбы

“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.

  • Раскладываем игрушки по местам

Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.

Для различения словоформ используйте парные картинки:

  • Единственное и множественное число глаголов, существительных

Рыбки плывут – рыбка плывет.

  • Времена глагола

Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.

  • Падежные формы существительных

Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.

  • Притяжательные местоимения, прилагательные

Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.

  • Пространственные понятия

Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.

Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “Фрукты“, “Овощи“, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.

Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.

Обучение составлению слов

Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:

  • Большой – маленький.

Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.

  • Прибавь приставку.

Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.

Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.

Развитие фонематического слуха

Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.

Следующие этап — это различение звуков речи:

  • Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?

Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.

  • Сходные формы слов.

Поколочу – дам по калачу.

  • Неправильное эхо.

Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.

Составляем предложения

Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:

  • Что он делает?

Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.

  • Что?

Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.

  • У меня есть.

Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.

  • Восстанови правильный порядок слов.

Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.

  • Развернутые ответы на вопросы.

Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?

Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.

Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:

  • Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.

Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.

  • Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.

При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.

Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание

Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:

  • Опиши картинку.
  • Что изменилось за окном?
  • Кто что сегодня надел?
  • Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
  • Восстанови последовательность по картинкам.
  • Сопряженное проговаривание.

Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?

Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.

Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть пальчиковая гимнастика, разминка туловища.

Прогноз

У большинства дошкольников с ОНР 2 уровня прогноз благоприятный. К первому классу дети с данной патологией обладают развитыми речевыми навыками, нормальной вербальной активностью. На начальном этапе обучения в школе необходимо посещать логопеда не менее 1-2 раз в неделю, поскольку есть риск формирования нарушений чтения, письма.

Если в возрасте 3 лет малыш лепечет или произносит лишь несколько слов, не отвечает на поставленные вопросы, плохо контактирует с одногруппниками, нужно обратиться за помощью к логопеду. Диагноз ОНР ставится после 4 лет, но коррекционную работу можно проводить гораздо раньше.

Рейтинг автора 2Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 37

Всем известно, что речь ребенка развивается одновременно с памятью, мышлением, координированием фаланговых мышц пальцев, вниманием. Отставание элемента хоть на один параметр ведет к развитию дефекта речи ребенка. Считается, что дошкольник, не выговаривающий некоторые звуки до 4 лет кроме «Р», нуждается в посещении логопеда.

Перечень логопедических заболеваний у детей

У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.

Обучение ребенка логопедическим урокам

На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.

Основные формы болезней речевой системы

Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.

Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.

Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).

Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.

Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.

Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК

Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк

Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает буквы К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.

Речевые уроки

Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.

Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.

Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.

Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк

Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.

Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.

Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.

Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.

Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.

Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.

Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.

Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК

Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.

Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.

Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.

Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.

Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями

Формулировка патологий речи строится следующим образом:

Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).

Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.

У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.

У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.

Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК

Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.

Ребенок с аутизмом

Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.

Внимание развито хорошо, обращает внимание на изменения мимики лица. Дает правильные ответы. Преобладает зрительная непроизвольная память. Ассоциативное мышление не развито. Совместное общение с одногодками отсутствует, она не может постоять за себя. Самоагрессия выявляется при самообращении «Даша играется», «Даша расчесывается», таким образом, чувство самосознания у девочки не сформировано.

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС

Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.

Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.

Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью

Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.

Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС

По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.

Самостоятельные речевые навыки

Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.

Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.

Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Речь невнятная, в разговоре смешиваются звуки, часто в сложных предложениях не может сформировать лексико-грамматические стороны. Рассказывает без интонации, монотонно. В словосочетаниях отмечаются пропуски некоторых звуков, например: «курица», » куца».

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ЗПР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

подготовила
учитель-логопед МКДОУ № 66 «Аистенок»
Родина Е. Ю.

По данным Министерства образованияРФ (2007г.), 80% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Теория и практика специальной педагогики показывает, что среди неуспевающих школьников, как правило, оказываются:

  • учащиеся с педагогической запущенностью;
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • учащиеся с неярко выраженными сенсорными нарушениями;
  • С неярко выраженными интеллектуальными нарушениями;
  • Учащиеся с неярко выраженными речевыми нарушениями;
  • Учащиеся с нарушениями эмоционально – волевой сферы.

Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учеников. Дети с речевыми нарушениями от 20% до 40% .

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем, временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

  • снижение работоспособности;
  • повышение истощаемости;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • бедный словарный запас;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • низкий навык самоконтроля;
  • своеобразное поведение;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • неудовлетворительный навык каллиграфии;
  • трудности в счёте через десяток, решении задач;
  • слабая техника чтения

В специальной педагогике существует несколько авторских классификаций детей с ЗПР (Т.А. Власова и М.С. Певзнер; по Г.Е. Сухаревой; по В.В. Ковалёву). Приведём пример классификации по К.С. Лебединской (клиническая систематика):

* ЗПР конституционального происхождения (дети выглядят, как более младшие по возрасту);

* ЗПР соматогенного происхождения (ослабленных детей в связи с заболеваниями);

* ЗПР психогенного происхождения (недостатки педагогического воспитания: гипоопека, гиперопека);

* ЗПР цереброорганического происхождения (самая тяжёлая форма с локальным поражением мозга «ММД», пограничный вариант между ЗПР и умственной отсталостью).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне (Словарь логопедических терминов Волковой Л.С. , Шаховской С.Н.).

Задержка психического развития менее патологична, чем общее недоразвитие речи в разделе звукопроизношение.

Особенностью речи у детей с задержкой психического развития является наличие задержки речевого развития.

Задержка речевого развития детей с ЗПР выставляется позднее по срокам: перед школой или в младших классах.

Проявления задержки речевого развития детей с ЗПР часто настолько неярко выражено, что на них обращают внимание, когда ребёнок начинает пользоваться более сложной речью: составление рассказов.

Иногда отграничить задержку речевого развития детей с ЗПР от общего недоразвития речи можно только в ходе системной логопедической работы, в динамике.

Общее недоразвитие речи

Задержка речевого развития у детей с ЗПР

1. Критерий — признаки органического поражения центральной нервной системы.

Более выражены.

Большинство дети с алалией, на выходе из алалии, с речевым недоразвитием, осложненным дизартрией, то есть с органическими поражениями мозга.

Менее выражены.

Задержка либо вследствие недостатков воспитания,

либо вследствие функциональных поражений мозга.

При ЗПР цереброорганического характера наблюдается самая тяжёлая форма с локальным поражением мозга (ММД), рассматривается как пограничный вариант между ЗПР и умственной отсталостью.

2. Критерий — психические реакции и моторика.

Менее сохранны, хуже коррегируются.

Более сохранны, лучше коррегируются.

В некоторых случаях моторика не нарушена.

3. Критерий — синхронность речевого и психического развития.

Не синхронно.

Речь сформирована гораздо хуже, чем психическое развитие.

Сохраняется синхронность.

На сколько задерживается развитие психики в целом, на столько задерживается и развитие речи.

4. Критерий – критичности к своему речевому состоянию.

Дети более критичны к своему состоянию.

Менее критичны к своему состоянию.

5. критерий – интеллектуальное развитие.

Нарушено вторично и соответственно развитие речи способствует нормализации интеллекта.

Интеллект не соответствует возрасту и параллельно сочетается со сниженным темпом развития в целом.

6. Критерий – различение речевых ошибок.

Речевые ошибки специфичны.

Нет специфических ошибок.

Речь соответствует речи более младшего по возрасту ребёнка.

7. Критерий – динамика развития.

Даже после оказания коррекционной логопедической помощи дети не всегда могут справиться с речевой недостаточностью.

Дети с ЗПР способны к спонтанному развитию речи. В некоторых случаях могут дойти до нормального речевого состояния и без логопедической помощи, просто это произойдёт позднее чем у сверстников.

8. Критерий – прогноз.

После систематических логопедических занятий в детском саду дети могут поступить в массовую школу или в школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и только в старшем возрасте избавиться от речевой недостаточности, и то не всегда.

Если в работе с детьми применялось коррекционное воздействие в детском саду, то дети, как правило, готовы к обучению в массовой школе и могут обучаться в общеобразовательных классах. В случаях ЗПР цереброорганического характера обучаются в специализированной школе.

Ошибки связной речи у детей с ЗПР.

  • Примитивность высказываний. Если ребёнок составил предложение, то следующее предложение составляет по той же конструкции.
  • Нецеленаправленность высказываний. Говорить начинают «бездумно» не осмысленно, «изливание» эмоций, а рассказа нет.
  • Побочные ассоциации – начал о чём – то рассказывать, отвлёкся на что – то другое.
  • Соскальзывание с одной темы на другую более знакомую.

Многократное возвращение к ранее сказанному, повторы.

  • особенные затруднения в монологической речи, хотя диалогическая развита неплохо.
  • Не могут выполнить задания с деформированным текстом в виде предложений.

Фразовая речь.

  • особенность: каждое предложение начинать со слов: потому что; что.
  • Отмечаются ошибки — парафазии в виде нарушения препозиций: путают порядок слов в предложении.

(Красивый бежит конь по дороге).

  • Большие затруднения в понимании фразеологизмов: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», пословиц, текстов со скрытым смыслом.

Грамматический строй.

В норме он формируется в процессе эмпирического наблюдения за языком, самостоятельно. У детей с ЗПР этот этап запаздывает, осуществляется значительно позже (7–8 лет) и как следствие появляются аграмматизмы.

Словарь.

Беден, малый объём понятий, так же как у детей с ОНР III уровня.

Ошибочен. Дети либо не знают значение, либо знают не точное значение слова (ворон – ворона — воронка).

Школьные логопеды, опираясь на практику, отмечают:

имеется особенность логопедической работы с детьми с ЗПР.

Связная речь у ЗПР недоразвита. Логопедическая работа заключается в развитии.

Связная речь у ОНР – нарушена. Логопедическая работа заключается в коррекции.

Использованная литература:

  1. «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Автор Датешидзе Т. А., Санкт – Петербург, Речь, 2004 г.
  2. «Словарь логопеда (А – Я)». Под редакцией проф. В. И. Селиверстова, Москва: «Владос», 1997 г.
  3. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения». Программно – методическое пособие/ под общей редакцией Т.Г. Неретиной. М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
  4. «Логопедия» Учебник для вузов /Под общей ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Материалы городского методического объединения по теме «Организация логопедической работы с детьми с ОНР в условиях логопункта детского сада».

Тема: «Обучение рассказу дошкольников с ОНР».

Выступление подготовила
учитель – логопед
МДОУ №66″Аистёнок»
Родина Е.Ю.
04.2008.

Одним из центральных направлений комплексного логопедического процесса является обучение дошкольников с ОНР навыкам связной речи.

В учебно – практической деятельности применяется значительное количество видов работ по формированию данных навыков. Перечислим некоторые упражнения:

1. составление словосочетаний с помощью опорных схем;

2. составление предложений по его началу;

3. составление предложений из слов, данных в разбивку;

4. составление предложений по предметным картинкам.

Методические вопросы организации и проведения занятий на логопункте отличаются от организации в условиях речевой группы. Расписание работы логопеда не позволяет выделить время для отдельных занятий по развитию связной речи. На логопункте планируется один раз в неделю занятие по коррекции лексико – грамматических категорий и как часть занятия включаются упражнения для формирования навыков связного рассказывания.

Наиболее активно используется данный вид работы при автоматизации у дошкольников с ОНР поставленных звуков, на этапе их дифференциации. Так на первых занятиях по дифференциации звуков «С» и «З», ребёнку предлагается найти картинку, в названии которой имеется один из указанных звуков. Далее даётся задание придумать предложение с данным словом.

Затем предлагаются две картинки с изображением предметов, легко связываемых по смыслу (сова – сук, снег – санки, собака – мясо). Далее задание усложняется тем, что картинки раскладываются изображением вниз. По инструкции ребёнок берёт карточку, определяет и называет место звука в слове. Самостоятельно придумывает предложение. Следующий этап предполагает усложнение, когда ребёнок придумывает предложения к изображениям с опорой на схемы или без них. Из предложений составляется рассказ. Таким образом, дети учатся составлять рассказ творческого характера по четырём предметным картинкам, не связанным сюжетом изложения. Следующим шагом усложнения будет увеличение количества картинок до пяти, шести.

Рекомендую для работы с детьми использовать дидактическое пособие «Истории в картинках» (часть 1, часть 2, изд. Весна – дизайн 2005г.), где подобраны сюжетные картинки для развития логического и образного мышления.

Автор Ткаченко Т.А. предлагает интересную методику обучения детей с ОНР связному высказыванию. Данный автор предлагает в работе логопедов использовать наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяет моделирование плана высказывания. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы.

Выше перечисленные материалы собраны в книге «Логопедическая тетрадь. Формирование связной речи». Автор Т.А. Ткаченко, Санкт – Петербург, изд. «Детство – пресс», 1999г. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

А втор Боровских Л.А. предлагает работать с детьми, опираясь на сюжетную картинку, готовый рассказ, беседу по сюжету картинки. Необходимая для данного вида работы наглядность предлагается в пособии «Я логично говорю» (тетрадь 1, тетрадь 2), изд. «АРКТИ», Москва, 2000г. Данное пособие содержит сюжетные картинки и небольшие рассказы к ним. В процессе работы ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрацию, затем взрослый читает соответствующий рассказ. Далее проводится беседа по сюжету рассказа, задаются вопросы, а потом ребёнок воспроизводит рассказ с помощью опорного листа.

С целью развития связной речи выпущена серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам». Художник Белозёрцева Е.Б.. Изд. «Мозаика – Синтез», Москва, 2003г. Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме: профессии, времена года, виды спорта и другие. Предлагаемый материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх.

Ещё одно методическое пособие с набором демонстрационного материала заслуживает пристального внимания. Автор Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом». Изд. «ГНОМ и Д», Москва, 2002г. Автор пособия перечисляет следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание, и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. Автор считает, если сюжет картины близок и интересен детям, логопед может работать несколько занятий с одной картиной. Для картин, представленных в пособии смоделированы такие сюжеты, которые:

*Отражают интригующую ситуацию;

*Вызывают яркую эмоциональную реакцию;

*побуждают к размышлению;

*стимулируют фантазию;

*способствуют заинтересованному общению ребёнка с взрослым.

Каждый сюжет имеет разные варианты толкований, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. В качестве вспомогательного средства используются вопросы.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР содержит в себе те же приёмы и методы, которые используются логопедами в речевых группах. А, вот организация работы (количество занятий, длительность упражнений) существенно отличается от речевых групп.

Использованная литература:

  1. Боровских Л.А. «Я логично говорю», тетрадь №1, тетрадь №2. Издательство «АРКТИ», Москва, 2000г.
  2. » Истории в картинках», часть 1, часть 2. Издательство «Весна – дизайн», г. Киров, 2005г.
  3. «Логопед в детском саду», журнал №4(7), 2005г. Автор статьи Веселовская Л.В., «Обучение рассказу дошкольников с ОНР», стр. 13 – 15.
  4. «Рассказы в картинках». Наглядно – дидактическое пособие. Издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2003г.
  5. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь», формирование и развитие связной речи. Издательство «Детство – Пресс», Санкт – Петербург, 1999г.
  6. Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2002.

Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР статья по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО

г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

подготовила: Гончарова Н.В.

Учитель-дефектолог

Особенности мышления детей с ЗПР и ОНР

Мышление – верх блаженства и радость

жизни, доблестнейшее занятие человека.

Аристотель

Мышление – является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Чрез органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации является деятельности мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
  2. Наглядно – образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
  3. Словесно – логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Данные виды мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то один, то другой вид мышления и в связи с этим познавательный процесс реального мира преобладает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действии с реальными предметами, перемещая их в пространстве , меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность действовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, (а именно:

— в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

— нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

— в длительной несформированости операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

— в нарушении динамических сторон мыслительных процессов)

У детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов). У большинства дошкольников с ЗПР, прежде всего, отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи, выявлено снижение познавательной активности.

В игровой ситуации эти дни обычно достаточно актины, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие из познавательной деятельности, появляется преимущественно при усвоении программного материала познавательных интересов детей с ЗПР, сочетается с нарушением внимания, плохой координацией движения. У таких детей наблюдается более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, запас сведений об окружающей действительности.

В зависимости от особенностей развития мышления условно можно выделить основные группы детей с ЗПР:

— Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у детей с ЗПР психогенного происхождения.

— Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)

— Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности. (Осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза.) Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М., 2004. С. 97.

Наглядно-действенное мышление активно формируется в раннем дошкольном возрасте в процессе овладения ребенком игровой деятельностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специальном участии взрослого. У детей с ЗПР, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления, и проявляется в недоразвитии предметно-практических манипуляции. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт в повседневном действии с предметами – орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применят вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не имеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочнее варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Кроме того, у нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия. У детей с ЗПР такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы – представления формируются медленно и фрагментарно.

Можно отметить, что к концу дошкольного возраста наглядно-действенное мышление у детей с ЗПР активно развивается.

Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями занимались многие ученые, они отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и др. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, классификацией. Исключением лишнего понятия умозаключением по аналогии. Недостатки наглядно – образного мышления у детей с недоразвитием речи могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. Для многих детей с общим недоразвитием речи характерна также ригидность мышления.

Таким образом, если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случая трудно осуществить. У детей с ЗПР так же, как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания, недостатки развитии наглядного и словесно-логического мышления. Речевая функция также обладает некоторыми сходными характеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возникающих при церебрально-органической патологии, затрагивающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления (е.М. Мастюкова, 1998), подобно тому, как это отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литературе относятся к единой группе – детей с трудностями обучения.

Литература:

1. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М., 1984.

2.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. : «Академия», 2002.

  • Центры по работе с населением г. Хабаровска
  • Консультации по детской стоматологии
  • Обо всем на свете
  • Обратная связь и помощь по форуму
  • Новости
  • Власть, политика, общество
  • Беседка
  • Форум-опросник
  • Тайны судьбы
  • Автоледи
  • Бизнес
  • Женская красота и мода
  • Путь к идеальной фигуре
  • Косметика
  • Все о волосах
  • Все о коже
  • Хобби
  • Шитье
  • Вязание
  • Вышивка
  • Цветы
  • Домашние любимцы
  • Досуг: книги, кино, театр
  • Фотография и живопись
  • Мастер-классы
  • Дом и быт
  • Компьютеры и интернет
  • Телефоны, цифровая техника, гаджеты
  • Бытовая техника
  • Кухонная техника
  • Уборка
  • Одежда и обувь
  • Ремонт и дизайн
  • Внутренняя отделка
  • Оформление и дизайн
  • Мебель
  • Частные дома, коттеджи, дачи
  • Недвижимость
  • Вкусная жизнь
  • Кухни мира
  • Салаты и закуски
  • Супы
  • Вторые блюда
  • Выпечка и десерты
  • Напитки
  • Заготовки и консервирование
  • Идем за покупками
  • Кухонная утварь
  • Шоппинг
  • Где купить …?
  • Шоппинг в Китае
  • Женщина + Мужчина
  • Исповедальня
  • Любовь и брак
  • Секс
  • Дневники Хабмамочек
  • Религия
  • Мемориал
  • Подвал
  • Архив форума
  • Наша поздравлялка
  • В центре внимания
  • Отдых, развлечения, праздники
  • Новый год
  • Наши встречалки
  • Культурная жизнь, проекты, акции, мероприятия
  • Конкурсы
  • Отдых и путешествия
  • Отдых на природе
  • Отдых в Приморье
  • Путешествия по России
  • Страны АТР
  • Отдых за рубежом
  • Праздники
  • Свадьба
  • Форум для хорошего настроения
  • Страна ЧАТландия
  • Юмор
  • Добрые дела: волонтерское движение
  • Волонтерское движение: поможем детям!
  • Неотложная помощь
  • Помощь детским домам
  • Консультации специалистов
  • Консультации специалистов Фонда социального страхования Российской Федерации
  • Консультация по гинекологии
  • Консультации врача ЛФК (по лечебной физкультуре)
  • Консультации по безболезненной косметологии
  • Консультации по грудному вскармливанию
  • Консультации педиатра
  • Консультации оториноларинголога (ЛОРа), сурдолога
  • Консультации дерматолога
  • Консультации по логопедии
  • Консультации по стоматологии
  • Взрослая стоматология
  • Детская стоматология
  • Защита прав потребителей
  • Консультации специалистов Пенсионного Фонда Российской Федерации
  • Бухгалтерский учет, налогообложение, трудовые отношения
  • «Сам себе бухгалтер»
  • Консультации по психологии
  • «Сам себе психолог»
  • Консультации семейного психолога
  • Консультации по кредитованию и ипотеке
  • Архив консультаций
  • Архив консультаций кардиолога и невролога
  • Архив консультаций онкогинеколога
  • Архив консультаций по недвижимости
  • Архив консультаций по вопросам защиты прав детей
  • Архив консультаций медицинского центра «Клиник-А»
  • Архив консультаций логопеда
  • Архив консультаций рефлексотерапевта
  • Архив консультации гастроэнтеролога
  • Архив консультации ортопеда
  • Архив консультаций ЛОРа
  • Архив консультаций педиатра
  • Архив консультаций врача-гастроэнтеролога
  • Архив консультаций по сексологии
  • Консультации мастера ногтевого сервиса
  • Консультации по дизайну интерьера
  • Консультации по получению образования за рубежом
  • Консультации по профориентации
  • Консультации по изучению иностранных языков
  • Консультации врача-физиотерапевта
  • Консультации по косметологии и трихологии
  • Консультации логопеда
  • Консультации психотерапевта
  • Архив. Охрана прав при получении медицинских услуг
  • Консультации взрослого невролога
  • Консультации по страхованию жизни, здоровья (в том числе и детей), имущества, ответственности, ипотеки».
  • Консультации по нетрадиционной медицине
  • Консультации пульмонолога-педиатра
  • Консультации по гастроэнтерологии (взрослый)
  • Консультации терапевта
  • Беременность
  • Планирование
  • Здоровье будущей мамы и плода
  • Беременность. Ожидаем чуда вместе
  • Роды
  • Ведение беременности и родов
  • Консультации и роддома
  • Мой ребенок
  • Мамочкины посиделки
  • Поговорим о питании
  • Грудное вскармливание
  • Искусственное вскармливание
  • Консультант по ГВ — MEDMAMA — Архив
  • С рождения до 1 года
  • Слинги
  • От 1 до 3 лет
  • Дошколята (4-7 лет)
  • Школьники и подростки
  • Воспитание и образование
  • Детские сады
  • Отзывы о муниципальных садах
  • Частные и мини-сады
  • Одногруппники
  • Школы
  • Отзывы о школах
  • ВУЗы и СУЗы
  • Дополнительное развитие
  • Центры развития дошкольников
  • Все о воспитании
  • Особые детки
  • Приемный ребенок
  • Найди меня, мама
  • Детский дом «Тополево»
  • Дом ребенка №1
  • Детский дом №2
  • Детский дом «Виноградовка»
  • Консультации органов опеки и попечительства
  • Как растут наши детки
  • Ровесники
  • Дневники развития Ровесников
  • Поздравлялка Ровесников
  • Двойняшки и их мамашки
  • У меня их трое… У меня немного…
  • Погодки
  • Здоровье и спорт
  • Здоровье взрослых
  • Гинекология
  • Архив консультаций акушера-гинеколога
  • Стоматология
  • Медучреждения, специалисты для взрослых
  • Здоровье детей
  • Детская стоматология
  • Детские инфекции и паразиты
  • Детская неврология
  • Детская офтальмология
  • Детская дерматология
  • Детская урология и гинекология
  • Детская гастроэнтерология, аллергия
  • Все о вакцинации
  • Детская ортопедия
  • ЛОР-заболевания у детей
  • Младенческое здоровье
  • Медучреждения, специалисты для детей
  • Лечение за границей
  • Лекарственные препараты и медтехника
  • Нетрадиционная медицина
  • Спорт
  • Детский спорт
  • Юридические и правовые вопросы
  • Имею право!
  • Защита прав потребителей
  • Льготы, пособия, компенсации
  • Семейное право
  • Трудовые отношения
  • Жилищно-коммунальные вопросы
  • Имущество, наследство
  • Финансы (банки, кредиты)
  • Районы и Регионы
  • Хабаровск
  • ТСЖ
  • Микрорайон «Флегонтова»
  • Микрорайон «Рабочий городок»
  • 1 микрорайон, Кубяка, пер. Трубный
  • Центр
  • Южный, ХФЗ, Амуркабель, Красная речка
  • Топограф, Северный, База КАФ
  • Хабаровск-2, ДОСы
  • Пос. им. Горького
  • Пос. Березовка
  • Хабаровский край
  • Ближайшие регионы
  • Краснодарский край
  • Другие города и страны
  • Закупки на Хабмаме
  • Проект «СП в Хабаровске»
  • Пункты выдачи заказов
  • Обсуждение СП
  • Пристрой от Организаторов
  • Продажа товаров и услуг
  • Зарубежные аукционы и интернет-магазины
  • Материнство и детство
  • Детские сады, няни, доп. образование
  • Красота и здоровье
  • Интерьер, товары и услуги для дома
  • Хэндмейд и все для рукоделия
  • Праздники, фото, видео
  • Строительство, ремонт, интерьер, быт. услуги
  • Семинары, тренинги, занятия для взрослых
  • Продукты питания и кулинарные услуги
  • Прочие товары и услуги
  • Прочее
  • ХАБМАРКЕТ — объявления форума Хабмама
  • Пункт проката и обмена
  • Коллективные закупки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *