Отметь значком элементы букв

Администрация сайта имеет собственное мнение, но против программы не попрешь!
Учителя уже «втянулись».
Статья рассчитана на родителей не готовых к новым терминам.
Для поверхностного ознакомления.
Если вам нужна более глубокая информация купите методичку Илюхиной по этой программе (кажется книжка зеленого цвета).

Для лучшего осознания написания букв (или запутывания мозгов) в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок».
Подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой, т.е дважды проводите по одной линии). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части.
Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.
Поворот на месте, так чтобы осталось закругление принято называть «качалочкой».
Написание «узелка» обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки.

Середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Поэлементная запись буквы Ж.
1.Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии.
2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем «клюшку».
3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет».
4. По «секрету» – наклонная линия вниз.
5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх.
6. С 1/3 «ломаем секрет».
7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины.
8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3, «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины.

Источник информации: интернет.

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Вспомните себя в первом классе или обратитесь к своим детям или внукам и спросите: какой предмет для начинающего ученика самый трудный? Конечно, письмо! Уж эти палочки-крючочки непослушные — скольких первоклашек заставили они плакать и часами корпеть над тетрадкой в косую узкую линейку… Потом, конечно, письмо одолевается, и страдания забываются, и мы пишем, словно дышим, — легко, как бы само собой. И большинство даже не задумывается, что усилия тогда, в первом классе, прилагали не только мы, но ещё больше — наша первая учительница.

Любому учителю хорошо знакомо чувство огорчения от вида исписанных ужасными детскими каракулями тетрадок. Откладывали ли вы «на потом» проверку тетрадей лишь из-за неразборчивого почерка ученика?

Формирование каллиграфического, аккуратного почерка – основная задача начальной школы, порой трудно решаемая. И пусть в 1-м классе мы сделаем скидку на то, что у малыша и рука ещё недостаточно окрепла, и навык письма не выработался. Но как оправдать корявый, непонятный почерк у старшеклассников? Не лучше ли своевременно научить ребёнка красивому письму?

В своё время передо мной так же встал этот вопрос.

Шёл 1999 год. В приложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября» я прочитала статью, в которой Вера Алексеевна Илюхина, к.пед.н., победитель конкурса «Учитель года — 96», заслуженный учитель России рассказывала о некоторых особенностях формирования графических навыков у детей младшего школьного возраста. Я заинтересовалась этой методикой. Но не могла найти прописи. В 2001 году в этой же газете вышел цикл статей В.А.Илюхиной, в которых уже подробно описывался метод «Письма с секретом». В 2002 году я набирала 1 класс и решила работать по прописям В.А.Илюхиной «Письмо с секретом». Было страшно, но результат порадовал. У всех моих первоклассников сформировался к концу 1 класса каллиграфический аккуратный почерк. От этой работы чувство глубокого удовлетворения получали и дети, и родители, многие из которых поправили свой собственный почерк, и я, как учитель. А ребята по — прежнему продолжают писать красиво.

Слайд 2

Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.

«Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать обучением письму», — так считает В.А. Илюхина. В своё время Вера Алексеевна пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”. И она предложила заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы.

Система обучения письму Илюхиной называется «письмо с открытыми правилами». Под словосочетанием «открытые правила» подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчет, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.

Слайд 3-4

Вот стержневые линии работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами»:

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.

3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.

5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.

6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.

7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.

На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:

1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма.

2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.

3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма.

4. Перевод графических умений в полноценный графический навык.

Принцип осознанного письма является в данной методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребенок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.

В букварный период значительное место отводится подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими и предыдущими буквами, дают словесное описание. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (а затем самостоятельное) записывать буквы, их соединения.

Помимо отработки правильного написания той или иной буквы, дети учатся отличать правильное написание от неправильного, объяснять, в чем заключаются ошибки.

Для лучшего осознания ребятами написания букв и их алгоритмах используются обозначения «клюшка», «ножка балерины», «секрет», «узелок». Эти дополнительные обозначения легко запоминаются детьми и воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

Используя методику В.Илюхиной, весь курс занятий распределен по принципу сходного написания строчных и заглавных букв. На занятиях ведется сравнительный анализ написания букв, отрабатываются соединения букв в словах.

Слайд 5-6

Методы и приёмы работы педагога по методике

«Письмо с открытыми правилами»:

-Наглядность (использование интерактивной программы написания букв).

-Проговаривание алгоритма написания букв.

-Упражнения для развития и совершенствования мелкой моторики рук.

-Пальчиковые игры.

-Массаж и упражнения для пальцев и кистей.

-Сравнение печатной и прописной букв, их анализ.

-Развитие графической зоркости путем анализа неправильно написанных букв.

-Письмо по аналогии.

-Классификация букв, сходных по написанию.

-Управляемое обучение (письмо под проговаривание учителя, а затем самостоятельное).

-Дополнительные образные обозначения элементов букв: «качалочка», «секрет», «ножка балерины», «клюшка», «узелок».

-Графический диктант и др.

Слайд 7

Методика первых уроков письма.

Первые уроки – очень важный период. Особое внимание учитель должен уделить знакомству с разлиновкой, со строчкой, объяснить назначение горизонтальных линий в тетради: рабочая строка, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, верхняя дополнительная строка, нижняя линия рабочей строки.

Необходимо постоянно упражняться в написании элементов, а далее и букв всем классом вместе по отчётливой команде учителя: поставьте ручку на 1/3 сверху, уйдите влево-вверх, задержитесь на строке, опуститесь по прямой наклонной линии вниз, задержитесь на строке, поднимитесь вверх, сомкните части.

При этих упражнениях достигаются различные цели: дети приучаются правильно сидеть при письме, соблюдать расстояние между грудью краем стола, равное ширине ладони, не наклоняться слишком близко к столу, класть правильно тетрадь, правильно держать ручку. Все эти привычки очень важны для обучения письма.

Дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки — значит то же самое, что и для танцующей ноги. строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.

Рассмотрим самые важные этапы формирования графического навыка- основание элементы письма, которые и составляют ведущий алгоритм, являющийся основой в написании всех букв русского алфавита.

Слайд 8

Первая часть алгоритма – умение написания наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала.

Тут мы учим ребенка распределять внимание, а также учим самоконтролю.

Детям предлагается под диктовку (диктуется способ написания) написать точное количество наклонных линий. При этом учитель говорит, что количество наклонных линий он не скажет. Но если дети будут внимательны, то по окончанию смогут назвать точное их число.

Вторая часть алгоритма – умение делить наклонную линию на две и три части.

Учитель на образцах, на чертеже показывает, что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии.

Третья часть алгоритма – выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки(«качалочка»).

Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и и который является очень часто встречающимся элементом и в других буквах.

Четвёртой частью алгоритма – мы завершаем написание крючка – пишем крючковую линию.

После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линеечкой рабочей строки, примерно пополам.

Важно объяснить детям, что после «качалочки», которая завершается сразу, как только ручка отошла от нижней линеечки, ручка должна выписать прямую линию до середины.

Слайд 9

Пятая часть алгоритма – является одной из важнейших составных частей алгоритма в целом. Научение общему приёму соединений происходит на основе соединения двух крючков.

При подъёме по «секретику» мы продолжаем учить включать боковое зрение, т.е. переносить внимание на уже написанную прямую наклонную линию слева и стараться не отдаляться от неё.

Этот этап продолжает формировать безотрывное письмо, являющееся неотъемлемой частью скорописи. Важно, чтобы учитель хорошо усвоил разницу между принципом безотрывного письма и самим писанием. В конце 1 класса ученик должен научиться безотрывно писать одну-полторы буквы, а затем обязательный отдых, т.е. отрыв руки от листа бумаги.

Дальше идёт переход к шестой части алгоритма – учим прятать «секретик», т.е, не отрывая руки, опускаться «вниз по секретику».

Учитель обращает внимание детей на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (шалашиком).

Происходит объяснение того, что просветы между элементами букв образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. (гнёздышки).

Седьмая часть алгоритма завершение написания второго крючка.

Хочу обратить внимание на графические знаки и дополнительные обозначения. (Слайды 10-13)

Очень важное значение при формировании навыка письма имеет правильное соединение букв. (Слайды 14-15)

Помимо отработки написания элементов букв очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Ученик должен уметь находить правильно написанную букву, объяснять, в чём заключаются ошибки и как их устранять.

Для этого предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости. (Слайд 16)

Хотелось бы обратить внимание на типичные каллиграфические ошибки (Слайд 17)

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка. Учитываю данную классификацию, каждый учитель, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, может определить, какой вид ошибок превалирует в его классе, и провести надлежащую работу по их устранению.

Данная таблица поможет учителю оценить сформированность каллиграфических навыков.

№ п/п

Критерии оценки

Кол-во человек

%

Правильно

  • Соблюдаются интервалы между буквами в словах, равномерно расставляются слова на строке
  • Соблюдается нужная ширина букв
  • Соблюдается наклон букв
  • Соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. соблюдается линейность
  • Выдерживается нужная высота букв
  • Соблюдается стройность письма
  • Соблюдается округлость букв
  • Соблюдается связность букв при письме
  • Полная правильность формирования навыка

Ошибки

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме
  • Не выдерживается нужная высота букв
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма
  • Не соблюдается связность букв при письме
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша»

Большую роль в процессе обучения письму играют дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр. (Слайды 18-33).

Что же должен знать и уметь учащийся к концу букварного периода:

(Слайд 34).

  • Видеть ошибки и находить пути их исправления;
  • Соблюдать необходимые пропорции в буквах, словах и интервал между словами;
  • Уметь объяснять написание всех букв;
  • Правильно соединять буквы между собой;
  • Соблюдать основные пропорции при письме (ширина буквы равна её высоте);
  • Правильно и безошибочно списывать печатный текст;
  • Писать под диктовку простые предложения;
  • Иметь в памяти все виды изученных орфограмм.

И ещё о роли родителей. Самое первое родительское собрание я посвящаю вопросу обучения каллиграфическому письму. Родители – мои большие помощники, и практически все они со временем овладеют данной методикой. (Слайд 35)

И ещё немного о применении информационных технологий в обучении письму. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений. Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее написание букв, соединений и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства. И я хочу предложить вашему вниманию презентацию «Письмо с секретом», в ней очень хорошо показаны все этапы написания букв.

Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и управляемым. Графический навык может тоже формироваться стихийно. В предложенных ученику указаниях может не быть всех предложенных ориентиров для действия. Во время работы ученик находится в поиске недостаточных ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок. В результате формирование навыка затягивается, и он не приобретает устойчивость. У В.А. Илюхиной навык формируется управляемым путем. Ученик следует четкому алгоритму написания элементов, букв и их соединений.

Я надеюсь, что некоторых из вас заинтересует методика В.А.Илюхиной, тем более, что прописи В.А.Илюхиной «Письмо с секретом» входят в УМК «Школа России».

Список Интернет-ресурсов и используемой литературы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/26/pismo-s-sekretom
  2. http://www.docme.ru/doc/110426/v.a.-ilyuhina.-pms._mo-s-sekretom
  3. http://www.makeyourtoys.eu/articles_02secret.html
  4. http://www.proshkolu.ru/user/anma1927-maan2009/folder/79000
  5. http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200301002
  6. «Письмо с секретом. Преодоление трудностей» Книга для учителя. Илюхина В. А. Издательство: М.: Просвещение, 2008
  7. Методическое пособие к «Чудо прописям» Илюхина В. А. Издательство М.: Просвещение, 2004
  8. Первые уроки письма при подготовке к школе: начальное обучение. Илюхина В. А. Издательство Астраль, 2010
  9. Газета «Первое сентября. Начальная школа», 2001г. (№13-18).

Отметь соединения в элементах букв страусенок. Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв по составу и начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; о в а л и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,- в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?

Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв г/, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Каковы же типичные ошибки в написании букв у первоклассников? Могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д: Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов.

3. Искажение овалов, полуовалов и других пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв : вместо м — л, вместо д — а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо1 неровная бумага или вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях элементов, содержащих, закругления букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;

б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;

в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.

Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:

а) недостаточная округлость полуовалов;

б) полуовалы закруглены чрезмерно;

в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;

г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

В слове енот отметить соединения в элементах букв

Ответ:

Е соединение у кружочка н соединения у палочки о — соединений нет т — соединение у верхней палочки

Похожие вопросы

  • Расскажи одноклассникам о предстоящей поездке. Пригласи их принять участие в это?? путешествие. (Путешествие в волшебную страну) Время года: Spring (осень) Месяц: September (Сентябрь) Погода: Windy and Sunny (Ветрено и Солнечно) Помогите пожикк с:
  • Ребятушки помогите пожалуйста с тестом Вариант 3 1. Какое словосочетание характ??рно для разговорного стиля речи? 1. Войти в доверие 2. Лезть во все дырки 3. Грядущие события 4. Грандиозное сооружение 2. В каком предложении есть устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Мы долго не могли распутать узел на веревке, пришлось его разрубить. 2. Он бросился бежать со всех ног. 3. Рыба не клевала, и мы смотали удочки и отправились домой, 4.Огромная тень самолета стремительно пронеслась над лесом. 3. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании? 1. Смотревший ВПЕРЕД 2. РЕЗКО поднялся 3.ПЛАТЬЕ в клетку 4. Пропустить ВПЕРЕД 4. Укажите словосочетание «деепричастие(главное слово)+существительное» 1. подгоняемые ветром 2. не подготовив ничего 3. построен вовремя 4. подписав приказ 5. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи? 1. претерпеть изменения 2. огорошить изменения 3. олицетворять лучшее 4. подписав приказ 6. В каком предложении отсутствует устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Этот человек оказался не робкого десятка. 2. Не стоит лезть на стенку-всегда можно договориться. 3. Ласточка свила свое гнездышко под крышей. 4. Он стоял как в воду опущенный. 7. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании? 1. Очень ХОЛОДНЫЙ 2. ЗРЯ сказал 3. Пойти на ПЕРЕГОВОРЫ 4. РАНО поднялись 8. Укажите словосочетание «причастие(главное слово)+существительное» 1. Поддерживая коллегу 2. Созревшие яблоки 3. Надеявшийся на удачу 4. Подготовив доклад 9. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля речи? 1. Выявить нарушения 2. Новый мобильник 3. Великий зодчий 4. Возводить храм 10.В каком предложении отсутствует устойчивое словосочетание(фразеологизм)? 1. Не стоит на уроке витать в облаках 2. Молодым свойственно смотреть на мир сквозь розовые очки 3. Он оказался так себе-ни рыба ни мясо 4. Он оседлал коня и отправился в горы

Технология В.А.Илюхиной
как средство формирования
универсальных учебных действий
учащихся начальных классов.Илюхина Вера Алексеевна
директор ЮЗОУО ГОУ СОШ № 2006
Кандидат педагогических наук,
Заслуженный учитель России,
Отличник народного просвещения,
Ветеран труда,
Лауреат премии «Гран-при «Новая школа»,
победитель конкурса «Учитель года -96»,
лауреат Премии Мэра города Москвы в области
образования — 2004 год.
Член Экспертного Совета Министерства образования РФ,
лектор МИОО.
Автор методики обучения письму и корректировки почерка.
Имеет порядка 150-ти публикаций.
Название ее книги «Письмо с секретом» объединяет творческих людей. По её
прописям уже много лет обучаются первоклассники разных уголков России.
Кредо: «Отдавая — приобретаешь»,
«Времени не хватает тому, кто ничего не делает».…Ребенок очень многое вкладывает
в свой почерк.
Это нечто, что он отдает с любовью
родителям или учителям.
Какой-либо изъян в буквах или в почерке
в целом следует рассматривать
как сигнал тревоги…Этапы
работы по формированию
каллиграфического навыкаПервый этап:
развитие мелкой моторики на занятиях
с дошкольниками в школе «Светлячок»
Упражнения для развития мелкой моторики:
работа с тренажерами, пальчиковая гимнастика;
Штриховка альбомах для раскрашивания;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом в тетрадях
в узкую линию Второй этап:
формирование навыка письма
у учащихся 1 классов.
Обучению письму
по учебным пособиям В.А.Илюхиной:
УМК «Школа России» «Чудо – пропись» ;
УМК «Планета знаний» «Пропись»,
«Прописи для читающих детей». Второй этап:
формирование навыка письма
учащихся 1 классов.
Упражнения для развития мелкой моторики;
Работа с тренажерами;
Штриховка элементами букв
с использованием гелевых ручек;
Штриховка по трафаретам;
Письмо простым карандашом,
затем – ручкой;
Изучение написания основных элементов
письма, затем – букв, слогов, слов;
Система стимулирования учащихся
(«Почетные обложки»,
выставки лучших тетрадей)Основные элементы письма.
Точка начала
Точка верхней и нижней
письма буквы
трети строки
Наклонная палочка
Крючковая линия
«Качалочка»
«Секрет»
«Рыбка»
«Клюшечка»
Знак
«Бугорок»
«Гнездышко»
«меньше», «больше»
Шалашик для гномика
Марабаева Л.А.> Написание прямых наклонных линий На этом этапе встречаются следующие ошибки:Несоблюдение параллельности наклонных
линий> Алгоритм написания наклонной линии
рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз…» > Алгоритм выполнения закруглений на нижней линеечке рабочей строки»Ставлю ручку на верхнюю
линеечку рабочей строки,
выполняю «качалочку»… > Алгоритм написания крючковой линии»Ставлю ручку
на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаюсь по наклонной линии вниз,
выполняю «качалочку»
и
до
середины строки…»> Письмо «секрета»»Секрет» – прямая линия вверх
параллельно первой наклонной…»

Методика работы в прописи

1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т.д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.

5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

Обращайте внимание на разметку!

Она бывает вертикальная — для анализа ширины между элементами, и горизонтальная для регулирования пропорций буквы по высоте.

Горизонтальная разметка может проходить в середине строки и в 1\3. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть, где элементы заканчиваются, начинаются и соединяются друг с другом.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена.наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

Письмо основных элементов

Элемент «Наклонная линия»

  • Наклонная линия
  • Диагональная наклонная
  • Двойная наклонная

Элемент «Крючок»

Речевая формула:

  • С верхней строки пишу наклонную вниз;
  • Делаю поворот вправо;
  • Пишу диагональную наклонную до середины строки.

Элемент «Двойной крючок»

Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Петля

  • С верхней строки пишу вниз двойную наклонную;
  • Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг;
  • Пишу вверх диагональную наклонную;
  • Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке;
  • Довожу наклонную до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»

  • С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную;
  • Пишу маленький полукруг влево;
  • Пишу вниз наклонную линию;
  • Делаю «завязочку» на середине строки.

Элемент «Мостик»

Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.

Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»

Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»

Элемент «Овал»

(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:

• Пишу полукруг в трети строки;

• Пишу наклонную;

• Пишу полукруг в трети строки;

• Пишу наклонную.

Элемент «Правый полуовал»

Речевая формула:

• В верхней трети строки пишу полукруг
влево;

• Пишу наклонную вниз

• Пишу крючок вправо до середины
строки.

Элемент «Левый полуовал»

Речевая формула:

• В верхней трети строки пишу
диагональную наклонную вправо;

• Пишу наклонную до нижней трети
строки;

• Пишу поворот влево, немного уже
ширины обычной разметки.

Элемент «Фонарик»

Речевая формула:

  • С верхней строки пишу вниз наклонную;
  • Возвращаюсь по ней вверх до середины строки;
  • Пишу диагональную наклонную вверх;
  • Делаю маленький поворот вправо;
  • Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.

Элемент «Крючок», написанный влево

Речевая формула: • С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;

• Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.

Элемент «Горизонтальный крючок»

Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; • Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.

Знакомство с основными алгоритмами письма по методике Илюхиной В.А. «Письмо с секретом»

Уважаемые коллеги, добрый день. Давайте на несколько минут вернемся в счастливое детство. Представим себя первоклассниками, постараемся с вами научиться писать. У каждого из вас есть ручки, рабочие листы – это то, что вам нужно. Но сначала посмотрите на экран и что я буду показывать.

Слайды 1-9

(Изделия с хохломской росписью, «гжель»; вологодские кружева, жостовские подносы)

— Чем понравились изделия?

— Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными?

(Добрые, ласковые, все умеют, золотые)

— А теперь я покажу работы моих прежних учеников. (раздать по рядам, попросить передавать от парты к парте, аккуратно обращаться с вещами, работать совместно)

— Понравились ли вам работы и как в них написано?

— Можно ли сказать про руки этих ребят, что они тоже золотые?

— Почему? (очень красиво написано, приятно смотреть, мамы радуются за своих детей, похоже на кружево)

— Хотелось бы вам так научиться писать?

— Будем учиться плести кружева, но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв.

— Такие «волшебные кружева», с помощью которых можно доставить радость окружающим, вы сможете «плести» с помощью шариковой ручки и тетрадного листа.

Как много разнообразных букв в работах! Кружевами – буквами заполнены все листы. Это целая волшебная страна букв. Я даже придумала ей сказочное название — сказать какое?

— Букволандия. Слайд Букволандия

— Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, тоже для нас с вами далёких, неизвестных, пока как сказочных. Кто слышал похожее название страны? БУКВОЛАНДИЯ?

Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия. Слайды

— И вот в эту сказочную страну мы с вами отправимся в путешествие, будем с ней знакомиться, с её прекрасными обитателями – буквами, учится их писать красиво, чтобы не обидеть прекрасных жителей Букволандии.

— Вы сами — на своих листах создадите свою сказочную страну Букволандию.

— Рассмотрите ваши рабочие листы, разлиновку, строки.

— Самое главное понять, уяснить, что такое рабочая строка, где она находится. Это будет наш путь, по которому отправимся в путешествие. Слайд рабочая строка

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Верхняя линия рабочей строки _____________________________ Верхняя дополнительная строка

Нижняя линия рабочей строки _____________________________ Рабочая строка

Нижняя дополнительная строка

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

— И так, в путь, по нашим дорожкам – строчкам в сказочную страну Букволандию.

А так, как вы мои дорогие, уже большенькие, то обучение пройдёт немного по ускоренной программе.

Слайд Букволандия

— Прочитайте слово – Букволандия. Сколько букв в этом слове?

— Действительно,11, слово очень длинное. Но среди этих букв есть совершенно особая буква. Это буква И. Она скромно разместилась в конце слова, но она очень важная. Если научиться её правильно писать, то и все остальные буквы будут получаться красивые.

— При написании буквы И целых 7 трудностей, 7 преград. Я их называю «воротцами». Почему? Интересное слово, маленькие, надо аккуратно пройти, не задеть что – нибудь, нагнуться, низенькие.

— В воротца не просто пройдёте, размашисто, во весь рост, а надо сосредоточиться, быть аккуратным, осторожным, надо потрудиться.

1 часть алгоритма – 1трудность, первые «воротца»

Чтобы преодолеть «воротца» нужно научиться писать наклонные линии и уметь проговаривать их. Слайд парал. линии

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по

наклонной прямой вниз до нижней линеечки нижней строки.

— Как называются такие прямые (параллельные).

— При написании каждой последующей прямой ваши глаза должны смотреть не только на ту прямую которую вы пишите, но и на уже написанную ранее.

2 часть алгоритма – 2″воротца»

— Умение делить наклонную прямую на 2 и 3 части.

— Итак, вторые «воротца», мы должны научиться делить наклонные прямые на 2 и 3 части.

— Это нужно сделать, чтобы в дальнейшем правильно соединять буквы по точным правилам. Слайд ½,1/3.

Написав на доске большую наклонную линию, прошу детей внимательно

следить за повторным движением и сказать дружно «стоп», как только достигну её середины или 1/3 части. Работа о понятии «половина», 1/2 , «середина», 1/3.

3 часть алгоритма – 3 «воротца»- выполнение закругления

Слайд «качалочка»

Эти линии должны быть соединены очень маленьким плавным закруглением , вот как оно выглядит в отдельности _______ — на что похож этот элемент? _______

(блюдечко, качалка у игрушечной лошадки)

— Так и будем называть этот элемент «качалочка».

— Посмотрите, в каком показе, на ваш взгляд наиболее удачно выполнен переход от наклонной линии к следующему элементу, в каком правильно выполнена «качалочка»?

Слайд «где правильно»

— На что похож второй показ? Слайд (балерина)

— А мне кажется, что похож на ножку балерины, Слайд

точнее на ножку в туфельке, которая имеет особое название «пуанты». Слайд «пуанты»

— Посмотрите как выполняю на доске и проговариваю: Слайд

-Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии (не забываю остановиться, не доходя до нижней рабочей строки), выполняю поворот на месте «качалочку» и сразу перехожу к 4 «воротцам»

4 часть алгоритма – завершение ключевой линии.

— После «качалочки» ручка должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки. Линия, которую прописывают после «качалочки» должна быть ровной. Она тоже прямая, но идёт с другим наклоном по сравнению с первым.

-Поставьте ручку на верхнюю линию рабочей строки, пишу прямую линию до нижней рабочей строки, поворот на месте «качалочка», крючковая линия до середины рабочей строки.

5 часть алгоритма – обучение общему приёму соединений на основе соединения двух

крючков, письмо «секрета»

— А тут я вам, мои милые детки, должна рассказать об одной очень интересной вещи, о большой тайне, которую я узнала однажды, когда мы с ребятами путешествовали в Букволандию.

— Однажды поздно вечером кто – то постучал мне в окошко. Посмотрела – никого? Вдруг – опять стук!

Я спросила: «Кто там?» — и услышала тоненький голосок: «это я секретик! Я очень хочу подружиться с вашими детьми и помочь им быстро и красиво научиться писать.

Сегодня я выступлю перед ними в виде маленькой линии, маленькой черточки, которая идёт от конца крючка до верхней линии»

— Научимся его писать. Здесь нужно включать «боковое зрение» и писать «секретик» по направлению к верхней линии, но ни куда попало, а строго в определённую точку. Слайд «секретик»

Ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся прямой наклонной до нижней рабочей строки, выполняю «качалочку» поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет».

— переносим внимание на уже написанную прямую наклонную слева и стараемся не отдаляться от неё.

6 часть алгоритма – учим «прятать секрет»,

т.е., не отрывая руки, опускаться вниз по «секрету».

— А теперь узнаем, почему «секрет» так называется. Потому, что скрыто, спрятано. Слайд «прячу секретик»

-Ставлю ручку на верхнюю рабочую строку, пишу прямую наклонную до нижней рабочей строки, «качалочка», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по секрету прямая наклонная до нижней рабочей строки.

Слайд «найди ошибку»

— А мы должны получить с вами два рельса- по которым дальше в путь.

Слайд «рельсы»

— А теперь посмотрите, что получилось. Обратите внимание на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой.

— На что похоже это небольшое пространство? Шалашик

— шалашик. В нём живёт гномик, который всегда прячется в свой домик от дождика.

7 часть алгоритма — 7 «воротца», мы окажемся в волшебной стране Букволандии, где нас встретит самая важная буква «королева» или волшебная буква.

— Проговорим хором И Слайд «королева буква»

-Ставлю ручку на верхнюю рабочую строку, пишу прямую наклонную до нижней рабочей строки, поворот на месте, «качалочка», крючковая линия до середины рабочей строки, поворот на месте, крючок до середины.

— Какая буква получилась? В Букволандии самая важная буква И – королева. Слайд «королева»

— Я говорила, что она волшебная, что задумает, то и сделает.

— Посмотрите, а это её придворные:

Первая – короткая, вторая – длинная, третья – чуть ли не в два раза шире, но все они чем – то на неё похожи. Согласны. У каждой своё имя а,у,д.м Слайд «превращения»

— Почему удивление? Кто – то решил помешать?

— Не переживайте, сейчас исправим

1. Превращения Я. Слайд Я

2. Педагоги у себя на листах учителя

Слайд «гнездышко»

— Но у наших букв есть, не только шалашики для гномиков, просветы в нижней части строки, но и буквы и элементы могут соединяться в верхней части строки. А название «гнёздышко».

-А это основные элементы письма Слайд

-Теперь пройдя все испытания, преодолев «воротца», пользуясь таблицей «письмо с секретом» попробуйте записать еще раз то предложение, которое вы записали в начале нашего занятия.

-Ну, как получилось? Молодцы! Я знаю, у вас все получится.

Слайд «спасибо за внимание»

-Хочу предоставить вашему вниманию еще одну презентацию как поэтапно прописывается каждая буква по методике Веры Алексеевны Илюхиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *